ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ
ADVANCE PLANNING OF ECONOMIC RESULTS AND EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF A BRANCH COMPONENT OF A SERVICES SECTOR
„ УДК 332.02 : 338.46
of cinema and телевидения, doctor of economic Sciences, Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье излагаются факторы влияния и меры по повышению экономических результатов и эффективности экономического вида деятельности сферы услуг в процессе перспективного планирования.
Ключевые слова: перспективное планирование, экономический результат, эффективность функционирования, экономический вид деятельности.
Annotation.
In article factors of influence and a measure for increase of economic results and efficiency of an economic kind of activity of a services sector in the course of advance planning are stated.
Key words: advance planning, economic result, efficiency of functioning, economic kind of activity.
КРОЛИВЕЦКИЙ Эдуард Николаевич
профессор кафедры управления экономическими
и социальными процессами Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
KROLIVETSKIY Eduard Nikolaevich
Professor Department of economic and social processes of Saint Petersburg state University
Социально-экономическое развитие субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности (отраслевой составляющей) сферы услуг может быть выражено планируемыми и фактическими изменениями экономического, финансового, инновационного, социального, структурно-организационного характера в средне-, долгосрочном периодах времени под влиянием факторов макро-, микросред и пред-
принимаемых комплексных мер в составе основных технологических и ресурсных элементов взаимодействия системы стратегического планирования.
Развитие объекта планирования в перспективном периоде времени может быть оценено динамикой экономических идентификаторов, характеризующих различные стороны текущего функционирования и перспективных изме-
нений под влиянием сложившихся ретроспективных социально-экономических тенденций, а также возникающих влияний факторов неустойчивой внешней среды [1].
Однако динамика количественных и качественных изменений экономических, финансовых, социальных и иных показателей результативного и эффективного развития отраслевой составляющей сферы услуг в конечном итоге отражает то ее состояние, а также субъектов хозяйствования в тот или иной период времени, которое сложилось под влиянием действий и принимаемых решений органов планирования, факторов воздействия неустойчивой внешней среды, а также тех внутренних факторов влияния, которые не были учтены системой планирования текущего функционирования и перспективного (средне-, долгосрочного) развития экономического вида деятельности сферы услуг.
Поэтому долгосрочное развитие экономического вида деятельности сферы услуг, наряду с текущими и динамическими изменениями, должно быть всесторонне оценено теми экономическими, организационными рыночными идентификаторами, характеризующими состояние экономического вида деятельности, которые могут послужить объективной основой для осуществления интегрального планирования, включающего комплекс мер в составе текущего, перспективного и стратегического планов для достижения обобщающих экономических, финансовых, социальных результатов, уровней эффективности использования ресурсов.
Такими идентификаторами и факторами, характеризующими экономическое, организационное, инновационное и финансовое состояние отраслевой составляющей сферы услуг, могут выступать:
- сложившиеся виды конкуренции (региональная, межрегиональная, международная, локальная) на рынках и их соответствующих сегментах услуг;
- число основных конкурентов на рынках услуг, занимаемые ими рыночные места по доле оказываемых услуг;
- емкость рынка услуг (годовой стоимостной объем оказанных услуг, реализованной продукции);
- динамика изменений темпов прироста емкости рынка услуг;
- этапы функционирования в жизненном цикле экономического вида деятельности сферы услуг;
- сложившиеся и изменяющиеся уровни технологического, технического, инновационного и информационного характера в деятельности отраслевой составляющей сферы услуг;
- величина капиталоемкости и уровни инвестиционной и инновационной привлекательности отраслевой составляющей сферы услуг;
- среднеотраслевая прибыльность и рентабельность процесса оказания услуг потребителям.
Наличие оценок экономического, организационного, финансового и иного характера ретроспективного развития и текущего функционирования структурной составляющей (экономического вида деятельности) сферы услуг в целом отражает ее сложившееся состояние с результативностью деятельности, происходящими изменениями в процессе поддержания необходимого уровня качества и общим состоянием использования ресурсного потенциала, что позволяет субъекту планирования средне-, долгосрочного развития сферы услуг предпринимать меры для достижения наибольшего экономического результата, эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих в процессе оказания услуг потребителям [2].
В то же время необходимо в процессе долгосрочного планирования в пределах доверительных интервалов предвидеть как количественные, так и качественные изменения оценок в динамике развития объекта планирования в зависимости от действующих тенденций социально-экономического, финансово-инвестиционного и иного характера.
Тенденции внешнего и внутреннего влияния на текущую и перспективную результативность, эффективность ресурсопотребления отраслевой составляющей сферы услуг, на наш взгляд, могут в существенной мере претерпевать изменения (прекращаться, усиливаться, замедляться), например, в темпах роста отраслевой емкости соответствующего
сегмента рынка услуг из-за адаптации структуры сегмента рынка потребителей услуг в связи с новым уровнем дифференциации предпочтений потребителей к традиционным и модифицированным услугам хозяйствующих субъектов, экономических видов деятельности сферы услуг.
Факторами постоянного и дискретного влияния на направленность и интенсивность изменений в развитии объекта планирования выступают создаваемые и внедряемые технологические, информационные, маркетинговые, организационно-экономические новшества, повышающие конкурентный потенциал, уровни конкурентоспособности оказываемых услуг и в целом экономического вида деятельности сферы услуг, его конкурентное преимущество перед другими структурными составляющими сферы услуг.
Кроме того, факторами внешнего и внутреннего влияния на рост или снижение экономических результатов, эффективности деятельности, на интенсивность отраслевых изменений могут выступать: вводимые нормативно-правовые регламентации и создание действенного механизма их реализации; появление на рынке услуг или выход с него субъекта хозяйствования с высокой долей занимаемого сегмента рынка услуг; возрастание степени системного рыночного риска; изменение уровней доходности значительных по численности социальных групп и слоев граждан, их стиля жизни.
Перспективному социально-экономическому развитию отраслевой составляющей сферы услуг, ее субъектам хозяйствования, обладающим высокими долями на занимаемом сегменте рынка услуг, в конечном итоге содействуют растущие экономические и финансовые результаты, эффективность использования трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, внутренние факторы, выступающими ключевыми факторами успеха, представляющие собой комплекс различных мер по достижению экономической результативности и эффективности использования всех видов ресурсов, повышению конкурентных преимуществ данной отраслевой составляющей перед другими на ре-
гиональном, межрегиональном, зарубежных рынках услуг.
В качестве основных факторов содействия росту экономического результата, эффективности процесса оказания услуг, производства продукции выступают направления технологического, маркетингового, управленческого и информационного характера.
Так, на достижение высоких экономических результатов, уровней эффективности использования ресурсов экономического вида деятельности, его хозяйствующего субъекта направлены инновационно-технологические внутренние факторы, представляющие собой постоянное стремление органов планирования к поддержанию и дальнейшему повышению имеющегося высокого научно-исследовательского уровня создания и внедрения новшеств в процессы оказания услуг, к обновлению и модернизации в нормативные сроки основного капитала.
Инновационно-технологические факторы влияния на достижение экономического роста (успеха) в текущем и долгосрочном периодах времени развития отраслевой составляющей, субъектов хозяйствования сферы услуг требуют не только повышения уровня финансово-инвестиционного обслуживания отраслевых и локальных проектов по обновлению и модернизации основного капитала, внедрению новшеств, повышающих технический, технологический и информационный уровни процесса оказания услуг потребителям, но и опережающей реализации стратегии роста инновационного уровня по сравнению с конкурирующими предпринимательскими структурами, аналогичными отраслевыми составляющими сферы услуг межрегиональных и международных рынков услуг с целью получения конкурентных преимуществ, а вместе с ними и дополнительной прибыли, позволяющей окупить затраты на создание и внедрение новшеств и иметь финансовые средства на повышение уровня доходности персонала, расширение процесса оказания услуг, занимаемой доли на сегменте рынка конкретного вида услуг.
Внутренние факторы влияния на экономический рост, эффективность использования
всех видов располагаемых ресурсов отраслевой составляющей или приоритетных по объемам оказания услуг субъектов хозяйствования могут быть выражены осуществляемыми мерами, способствующими наиболее полному использованию создаваемых и внедряемых новых видов технологий оказания на высоком уровне качества услуг потребителям, технических устройств, оптимизирующих использование наиболее активных элементов основных фондов во времени и повышающих стоимостной объем оказываемых услуг в течение года.
Внутренние факторы экономического успеха субъекта хозяйствования в своем качественном и количественном влиянии на повышение экономических результатов, эффективности осуществления процесса оказания услуг должны быть также ориентированы на:
- участие в процессе оказания услуг квалифицированного персонала, с высокой степенью профессионального мастерства;
- существенный рост производительности труда (рост стоимостной доли оказания услуг, приходящейся на одного среднесписочного работника);
- высокую степень мобильности технологических, организационных изменений, необходимых для нейтрализации негативного влияния факторов внешней и внутренней сред на процесс оказания традиционных и модернизированных (новых) услуг при соблюдении в системе планирования принципа оперативного реагирования.
Успешное перспективное планирование экономического вида деятельности, хозяйствующих субъектов сферы услуг возможно с учетом имеющихся маркетинговых факторов влияния на достижение высоких экономических результатов, динамику роста обобщающего и частных уровней эффективности использования ресурсов [3].
Маркетинговая направленность на повышение экономического роста и эффективности развития процесса оказания услуг, на наш взгляд, должна быть основана на:
- высоком уровне профессиональной подготовки персонала субъектов хозяйствования, непосредственно участвующего в оказании основных и сопутствующих услуг потребителям;
- наличии различных новых и модернизированных услуг с применением кардинально новых технологий, технических устройств, с дифференциацией обслуживания различных социальных групп и слоев населения при соблюдении высоких затрат в расчете на одну оказываемую услуг употребителю;
- формировании разветвленной сети отделений, филиалов экономически преуспевающих в сфере услуг хозяйствующих субъектов, приближенных к месту потребления услуг контингентом граждан.
Перспективное социально-экономическое развитие отраслевой составляющей сферы услуг и повышение темпов экономического роста, а также уровней эффективности использования ресурсов, участвующих в процессе оказания услуг, в существенной степени зависит от факторов управленческого характера, выражающихся в: высоком уровне квалификации менеджеров, целевом ориентировании каждого из них на достижение максимально возможных объемов и высокого качества услуг в условиях нестабильных состояний ма-кро-, микросред; умении оперативного реагирования органов планирования на изменение конъюнктуры рынка, повышающийся спрос как на жизненно необходимые услуги, так и на изменение предпочтений потребителей, выбор ими способов оказания услуг (например, оказание образовательных услуг с применением Интернет-технологий на расстоянии и на интерактивной основе) [4; 5].
В каждом из направлений перспективного (стратегического) социально-экономического развития отраслевых составляющих сферы услуг следует использовать ряд таких факторов, способствующих росту экономических результатов и эффективности потребления ресурсов, участвующих в процессе оказания услуг, как: современные информационные технологии контроля и учета услуг, раскрытия альтернативных вариантов оказания услуг при дифференцированном обслуживании потребителей с учетом предоставления услуг более высокого качества различным по доходности социальным группам и слоям граждан; высокая репутация на занимаемом сегменте рынка услуг; выгодное территори-
альное расположение мест оказания услуг; высокий образовательный и культурный уровень персонала; отлаженный механизм кон-
фиденциальности и защиты интеллектуальной собственности, ноу-хау, используемых в процессах оказания услуг потребителям.
Список литературы
1. Жекеев А. М. Плановые обоснования эффективности использования ресурсов социальной сферы / Научная сессия профессорско-преподавательского состава научных сотрудников и аспирантов: сб. науч. тр. «К 10-летию факультета экономической теории и политики». СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
2. Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.
3. Кроливецкий Э. Н. Система планирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере услуг: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2001.
4. Щекина С. Н. Особенности форм и повышение эффективности предпринимательской деятельности // Вестник национальной академии туризма. № 1 (5). 2008.
5. Ялунер Е. В. Стратегическое планирование развития сферы услуг: теоретические и концептуальные положения: Монография. СПб.: Изд-во «Диалог», 2006.