Научная статья на тему 'Перспективная роль сельскохозяйственной кооперации потребительской организационно-правовой формы в становлении и развитии аграрных рынков'

Перспективная роль сельскохозяйственной кооперации потребительской организационно-правовой формы в становлении и развитии аграрных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективная роль сельскохозяйственной кооперации потребительской организационно-правовой формы в становлении и развитии аграрных рынков»

могут в оптимальные сроки посеять урожай, вовремя завершить уборочные работы без потерь.

Положительным моментом деятельности кредитного кооператива является и то, что возврат долгов осуществляется не только «живыми» деньгами, но и товарной продукцией. Для этих целей в подразделении кооператива функционирует сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив СПСК «Форум», который имеет в обороте денежные средства в сумме 46 млн руб.

В 2006 г. при непосредственном участии и на деньги кредитного кооператива была проведена реконструкция районного комбикормового завода. Проектная мощность завода составляет 60 т в смену, или 1400 т в месяц.

Таблица 2. Реализация зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями Илишевского _______________района в 2008 г._____________

Вид продукции Реализовано всего, т В том числе: сбытовому кооперативу, т в % от общего объема реализации

Зерно всего: В том числе: 36023,60 7238,24 20,1

озимая рожь 8763,80 1119,45 3,1

пшеница 18667,30 4602,99 12,8

ячмень 6452,40 1349,14 3,7

овес 2140,10 204,64 0,5

Из данных табл. 2 следует, что в 2008 г. ООО «Илишкомбикорм» через потребительский кооператив закупил у сельскохозяйственных товаропроизводителей более 7 тыс. т зерна.

Нами был определен синергетический эффект от деятельности сельскохозяйственного по-

требительского сбытового кооператива «Форум», расположенного в сырьевой зоне Илишевского комбикормового завода.

Конечный эффект определяется после расчета размеров текущих паев членов кооператива на покрытие издержек кооператива.

Сравнение результатов деятельности сельскохозяйственных организаций до и после вступления в потребительский кооператив показывает увеличение их прибыли от продажи продукции с 22,6 до 96,3% (табл. 3).

Сумму прибыли, полученной от совместной деятельности целесообразно распределить между членами потребительского кооператива с учетом их вкладов в паевой фонд.

Взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельскохозяйственного потребительского кредитного и сбытового кооперативов является тем звеном, где скрыты резервы снижения себестоимости продукции.

Прежде всего, это заключается в том, что производители сельскохозяйственной продукции являются членами потребительских кооперативов и участвуют как в их хозяйственной, так и в финансовой деятельности.

Таким образом, участие в потребительских кооперативах дает возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям развивать производство конечной сельскохозяйственной продукции, переработку, хранение и реализацию ее в единой технологической цепочке, вытеснить посредников, повысить доходность и конкурентоспособность производства.

Таблица 3. Размеры прибыли от продажи 1 ц зерна членов СПСК «Форум» Илишевского района в 2008 г.

Показатели СПК «Сюнь» СПК им. ХХІІ съезда СПК им. Г орького СПК «Иген-че» ТНВ «Мир» СПК «Победа» СПК «Искра» ООО «АгроМастер»

Прибыль от продажи на 1 ц зерна, руб.: факт 29,9 20,3 51,0 42,5 25,4 86,5 16,1 2,7

через потребительский сбытовой кооператив 50,1 36,6 95,1 67,0 41,9 126,0 29,4 5,7

Отклонение, (+, -) 20,2 16,3 44,1 24,5 16,5 39,5 13,3 3,0

Таблица 4. Эффективность производства зерна членов СПСК «Форум» Илишевского района в 2008 г.

Показатели СПК СПК им. ХХІІ СПК им. СПК «Иген- ТНВ СПК «Побе- СПК ООО «Аг-

«Сюнь» съезда Г орького че» «Мир» да» «Искра» ро-Мастер»

Продано зерна, ц: без участия в кооперативе с участием в кооперативе 46237 98640 21240 97850 28018 72314 12710 36450 36425 77368 14642 29528 21056 59068 22590 60254

Изменение в % 213,3 460,7 258,1 286,7 212,4 201,7 280,5 266,7

Прибыль от продажи зерна, тыс. руб. без участия в кооперативе с участием в кооперативе 1334 2086 1819 3069 1430 2015 540 922 924 1133 1267 2201 338 486 61 120

Изменение в % 156,4 168,7 140,9 170,8 122,6 173,7 143,9 196,3

ПЕРСПЕКТИВНАЯ РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ АГРАРНЫХ РЫНКОВ

А.В. Варламов, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

Одной из актуальных проблем становления и развития аграрных рынков является выход на них производителей сельскохозяйственной продукции, особенно малых форм хозяйствования.

Сельские малые формы хозяйствования, по материалам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., включают 22,8 млн личных подсобных хозяйств населения, 253,1 тыс. крестьянских

(фермерских) хозяйств, 32 тыс. индивидуальных предпринимателей и 20,4 тыс. малых предприятий.

Малые формы хозяйствования производят значительную часть продукции сельского хозяйства, а по отраслям с высоким удельным весом ручного труда (картофель, овощи, фрукты, цельное молоко, мясо) занимают ведущую роль. При этом потенциал их не исчерпан, особенно если учесть роль малых форм

производства в занятости сельских жителей и устойчивом развитии сельских территорий в целом. Однако их развитие сдерживается трудностями институционального характера, наращивания производственного потенциала, в реализации продукции и обеспечении условий социально-экономической инфраструктуры.

Наиболее эффективным способом решения этих проблем является кооперирование малых форм хозяйствования в сочетании с государственной поддержкой, особенно малых трудовых семейных крестьянских хозяйств, осуществляющих свою деятельность в настоящее время, в основном, в форме личных подсобных хозяйств.

Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» было предусмотрено широкое использование кооперативных форм по направлению поддержки развития малых форм хозяйствования. В частности, развернута работа по созданию кредитных, сбыто-снабженческих и перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов, призванных обслуживать крестьянские хозяйства по соответствующим видам деятельности. Государственная программа развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных рынков на 2008-2012 гг. также предусматривает соответствующие направления работы с малыми формами хозяйствования.

По данным субъектов Российской Федерации на 1 апреля 2010 г. сельскохозяйственных потребительских кооперативов зарегистрировано 5880, в том числе кредитных - 1509, перерабатывающих - 1009, сбытоснабженческих - 3362. Из них работающими, т.е. совершившими хотя бы одну операцию по профилю, являются 3896 кооперативов, или 66,3% к общему числу.

При этом в 2009 г. в 2,5 тыс. не кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативах, представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности, числилось 51610 членов, т.е. приблизительно по 21 члену в одном кооперативе. По составу в кооперативах личные подсобные хозяйства составляли 88,5% и крестьянские (фермерские) хозяйства 5,5%. Исходя из этих данных, можно предположить, учитывая начальный этап создания данных кооперативов, что председатели этих кооперативов осуществляют свою деятельность в основном на общественных началах или в составе кооперативов членский состав не из бедного слоя малых форм хозяйствования.

В 2009 г. получателями государственной поддержки являлись 1,7 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составило 29% от общего количества зарегистрированных кооперативов. Так как при создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов была общая ориентация на государственную поддержку, то можно предположить, что именно эта цифра и близка к количеству реально работающих кооперативов.

Это еще раз подтверждает, что кооперативы не могут, особенно на первоначальном этапе становления, эффективно и динамично развиваться без государственной поддержки, взаимопомощи и взаимовыручки между собой. Кредитным кооперативам не достает собственных денежных средств, сбыто-снаб-женческим и перерабатывающим трудно конкурировать на рынке с крупными коммерческими структурами, обслуживающим не хватает материальнотехнических средств.

Если, к тому же, при их организации задачи будут поставлены размыто, без четкой ориентации на самую массовую и наименее обеспеченную группу малых форм хозяйствования, то кооперативы будут работать не в интересах большинства своих членов,

утратят свои кооперативные черты и могут в перспективе лишиться государственной поддержки.

Сельскохозяйственные рынки, предусмотренные федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», расширяют возможности кооперативов в деле реализации продукции. Однако рынки при этом будут в распоряжении управляющих компаний, владельцами которых кооперативам стать в настоящий момент крайне затруднительно в связи с тем, что создание кооперативов только на начальной стадии. Поэтому можно спрогнозировать, что часть этих рынков будут управляться скорее всего не кооперативами.

Важнейшим моментом также является то, что сельскохозяйственные рынки будут носить местный (район, город) характер и не позволят кооперативам самостоятельно, вне существующих коммерческих сетей, выйти на оптовый рынок и рынки крупных городов. Таким образом, вновь образуемые рынки по данному закону предоставляют кооперативам весьма ограниченные возможности в реализации продукции малых форм хозяйствования.

Одним из ключевых вопросов создания и утверждения системы кооперативов, обслуживающих малые формы хозяйствования, как неотъемлемой части организационно-производственной структуры сельского хозяйства, является поддержка обслуживающих, сбыто-снабженческих и перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов в реализации продукции и услуг.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы при ограниченной платежеспособности местного населения (особенно сельского), не могут обеспечить свою эффективность и реализацию продукции и услуг без поддержки государства, так как местный рынок, как правило, занят торговыми посредниками или испытывает давление со стороны импортной продукции. Соответственно, возникает потребность в обеспечении равноправной конкуренции или организации ниши в сложившейся системе реализации, на что может оказать влияние только государство.

Одним из инструментов для решения данного комплекса задач может стать региональная программа. Региональная программа развития сельскохозяйственной кооперации должна предусматривать меры по организации, ресурсы и механизм регулирования кооперативного сегмента рынка производимой ими продукции и оказываемых услуг.

Среди таких мер могут быть выделены:

- организация оптовых и особенно мелкооптовых рынков и площадок;

- помощь в открытии специальных кооперативных лавок и магазинов;

- субсидирование определенного нормативного уровня убытков на период становления и действия губительных факторов формирования рыночных цен;

- обеспечение реального равноправия кооперативов в использовании существующих форм государственной поддержки, в частности, в виде гибкого квотирования;

- обеспечение приоритетного участия кооперативов в исполнении государственного заказа как социально ориентированных организаций, особенно местного по характеру производства и потребления, при обеспечении должного сочетания качества и цены;

- организация сбалансированного взаимодействия между кооперативами и предприятиями других организационно-правовых форм, как по технологическому разделению труда, так и в обеспечении равноправной

конкуренции по реализации продукции и оказании услуг;

- оказание содействия малым формам хозяйствования в переводе профильных предприятий с неустойчивым финансовым положением на кооперативную основу при условии их обеспечения достаточными объемами работ и заказов со стороны членов образованных на их базе кооперативов;

- оказание содействия в изучении рынков профильной продукции;

- организация подготовки кадров кооперативного профиля и содействие в подготовке и переподготовке кадров по специальным направлениям.

Важную роль в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов играет создание некоммерческих союзов, ассоциаций и объединений, призванных обеспечивать входящие в них кооперативы различными видами услуг, которые они не в состоянии получать самостоятельно, особенно вновь созданные. Это, прежде всего, информационное обслуживание, в том числе по вопросам рыночной конъюнктуры, снабжению, обучению персонала кооперативов, защиты интересов кооперативов и их членов в различных региональных и федеральных организациях и учреждениях, по взаимодействию с кооперативными организациями предприятиями других регионов.

Региональным и федеральных кооперативным организациям необходима плановая поддержка со стороны государства, особенно на начальном этапе

их организации и деятельности, и меры по их поддержке должны найти достойное место в региональных (муниципальных) целевых и общих программах. Это, прежде всего, оказание помощи в выделении помещений, в решении региональных проблем их деятельности, придание им, в рамках действующего законодательства, определенных функций саморегулирующихся организаций и других.

Малые формы хозяйствования уже на первичном уровне кооперации могут получать от нее много преимуществ через концентрацию определенных обслуживающих функций (кредит, страхование, переработка и реализация продукции и другие), удешевление снабжения, удорожание продаж и другие экономии издержек. Однако полностью преимущества кооперативных форм могут раскрыться только, когда станет возможным их влияние на все стороны рыночного механизма при создании вертикальных, достаточно сильных экономически специализированных и взаимодействующих между собой систем, способных конкурировать с чисто коммерческими структурами и отстаивать экономические интересы отечественного сельского производителя, особенно малых форм хозяйствования.

Таким образом, кооперация непосредственных сельскохозяйственных производителей может создать реально конкурентную среду, в которой возможно формирование более объективных уровней ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

Раздел 5.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА

5.1. Интеграция социокультурных процессов для улучшения качества сельской жизни; развитие социальной инфраструктуры

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

А.П. Огарков, д.э.н., советник Россельхозакадемии (ВИАПИ им. А.А. Никонова), лауреат премии Совета Министров СССР(1987 г.) за комплексную реконструкцию и благоустройство малых сельских населенных пунктов Помосковья, С.А. Огарков, к.э.н. преп. Московской финансово-юридической академии

На 17 млн км (1709,8 млн га) территории Российской Федерации проживает 140 млн россиян. Это означает, что средняя плотность заселения равна примерно 8 человек на 1 км2. Однако в настоящее время на территории от Калининграда до Урала, т.е. на Европейской части России - 26 человек на 1 км2, но у соседей - в Китае, Японии - 300 человек на 1 км2. В Приморском крае проживает около 2 млн человек, а рядом, в соседних провинциях Китая,150 млн человек. Свято место, как мы понимаем, пусто не бывает, отсюда и освоение соседями российских районов, экспансия и угроза целостности России (80% из числа голосовавших на радио России в феврале 2009 г. подтвердило наличие этой угрозы).

Урбанизация, выразившаяся в бурном росте городов, увеличении численности их населения (из-за более высокого качества жизни, чем в деревне), территориальном расширении привела к образованию в нашей аграрно-индустриальной стране агломераций (групп населенных пунктов вокруг мегаполисов и дру-

гих крупнейших городов). Очевидными примерами агломераций являются Московская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, «проглотившие» миллионы бывших сельских жителей. Плотность заселения в Московской агломерации составляет 440 человек на 1 км2 - 1,5 раза больше, чем удельная плотность в многонаселенном Китае.

В перенаселенных мегаполисах при большой скученности населения - автомобильные пробки, воздушная загазованная среда, отсутствие качественной питьевой воды, высокая безработица и многие другие недостатки. В результате этих процессов в настоящее время образовались перекосы с гиперцентрализацией населения в мегаполисах и других крупнейших городских населенных пунктах с обезлюдением многих сельских, северных и отдаленных земель в пространственном распространении населения страны. В периферийных частях регионов, также образовались депрессивные территории с крайне низкими демографическим потенциалом землепользований и финансово-экономическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.