Основные направления повышения эффективности сельскохозяйственной потребительской кооперации
Р.Ф. Юсупова, ст. преподаватель, Башкирский ГАУ
Ключевые слова: эффективность, кооперация, сельскохозяйственные, развитие, прибыль, программа
Сельскохозяйственная потребительская кооперация укрепляет экономический потенциал, повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшает социальный климат и способствует росту уровня товарности продукции. Несмотря на все эти несомненные преимущества, на сегодняшний день она недостаточно развита как в масштабах страны, так и в ее регионах.
В настоящее время многие сельскохозяйственные потребительские кооперативы зарегистрированы и существуют лишь «на бумаге». Широкое распространение получают неформальные организации, которые имеют сходные с кооперативами черты. Они образуются между сельскохозяйственными товаропроизводителями различных форм хозяйствования, но чаще всего — между сельскохозяйственными организациями и главами личных подсобных хозяйств, между хозяйствами населения в виде соседской взаимопомощи, между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
На наш взгляд, основными причинами малого развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются:
— внешние трудности ведения сельскохозяйственного производства (недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства, сохраняющийся высокий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, недостаточное развитие рыночной инфраструктуры АПК и др.);
— неразвитость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в снижении товарности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, неготовности крестьян к кооперированию, боязни повторной коллективизации, стремлении фермеров к самостоятельному ведению производственно-хозяйственной деятельности;
— дефицит в стране и регионах необходимой системы кооперативного образования, информационно-консультационных центров, нехватка квалифицированных специалистов, которые придали бы импульс развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации;
— низкий уровень государственной поддержки и регулирования крестьянских и фермерских,
личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов [1].
На сегодняшний день правительство страны активизирует усилия, направленные на развитие сельскохозяйственного производства, создание и успешное функционирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Об этом свидетельствуют принятые законы и программы: приоритетный национальный проект «Развитие АПК», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов», утвержденная Министерством РФ. Большую помощь оказывают программы кредитования и субсидирования, предложенные ОАО «Россельхозбанк» и другими банками, участвующими в реализации приоритетных направлений развития АПК.
В свете реализации этих программ в муниципальном районе «Илишевский район» Республики Башкортостан в 2006 г. были созданы «Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Илиш», «Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Форум».
По итогам работы за 2006—2007 гг. СПК «Илиш» имеет кредитный портфель в размере 63 млн. руб., оборот денежных средств составил более 109 млн. руб.
1. Сумма выданных и погашенных кредитов в СПК «Илиш» на конец 2007 г.
Сумма Сумма возврата
Наименование выданных с учетом
заемщиков кредитов, процентов,
тыс. руб. тыс. руб.
Заемщики всего, 78654,8 109450,1
тыс. руб.,
в т.ч. сельскохозяйст- 40426,8 56536,4
венные организации
крестьянские 9954,3 13689,7
(фермерские) хозяйства
граждане и личные 12969,1 17541,6
подсобные хозяйства
прочие 15304,6 21982,4
Основными заемщиками СПК «Илиш» являются сельскохозяйственные товаропроизводители Илишевского и соседних районов Республики Башкортостан. Финансовые ресурсы в основном выдаются сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение техники, сельскохозяйственных животных, семян и посадочного мате-
риала, горюче-смазочных материалов, топлива, кормов, минеральных удобрений, гербицидов и т.д. Особенно важно получение кредита в период весенне-полевых и уборочных работ. За счет своевременного приобретения необходимых средств производства сельскохозяйственные товаропроизводители могут в оптимальные сроки посеять урожай, вовремя завершить уборочные работы без потерь.
Положительным моментом деятельности кредитного кооператива является и то, что возврат долгов осуществляется не только «живыми» деньгами, но и товарной продукцией. Для этих целей в подразделении кооператива функционирует сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Форум», который имеет в обороте денежные средства в сумме 46 млн. руб.
В 2006 г. при непосредственном участии и на деньги кредитного кооператива была проведена реконструкция районного комбикормового завода. Проектная мощность завода составляет 60 т продукции в смену, или 1400 т в месяц.
Из данных табл. 2 следует, что в 2007 г. ООО «Илишкомбикорм» через потребительский кооператив закупил у сельскохозяйственных товаропроизводителей более 7 тыс. т зерна.
2. Реализация зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями Илишевского района в 2007 г.
Вид продукции Реализовано всего,т В т.ч. сбытовому кооперативу, т В % от общего объема реализации
Зерно всего: 36023,60 7238,24 20,1
в т.ч.
озимая рожь 8763,80 1119,45 3,1
пшеница 18667,30 4602,99 12,8
ячмень 6452,40 1349,14 3,7
овес 2140,10 204,64 0,5
Нами был определен синергетический эффект от деятельности сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Форум», расположенного в сырьевой зоне Илишевского комбикормового завода.
Для расчета используются следующие формулы: абсолютной операционной синергии:
Е& = Ск — /к — Ссам — /сам; (1)
относительной операционной синергии:
Е& = (Ск — /к) + (Ссам — /сам) > 1,1, (2)
где Efo — операционный синергетический эффект, руб. (%);
/к — цена продажи единицы продукции через сельскохозяйственный потребительский кооператив, руб.;
Ск — себестоимость единицы продукции при делегировании функции сбыта сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, руб.; /сам — цена единицы продукции при самостоятельной реализации товаропроизводителем, руб.;
Ссам — себестоимость единицы продукции при самостоятельной реализации товаропроизводителем, руб. [2].
Конечный эффект определяется после расчета размеров текущих паев членов кооператива на покрытие издержек кооператива.
Сравнение результатов деятельности сельскохозяйственных организаций до и после вступления в потребительский кооператив показывает увеличение их прибыли от продажи продукции с 22,6 до 96,3% (табл. 4).
Для определения общей эффективности необходимо определить общую абсолютную и относительную синергию, используя следующие уравнения:
Б5= (Е Р- Е ) - Е р; (3)
ге Е геЕ геЕ
Ef= (Е - Е zsr) Е р>1Л, (4)
геЕ геЕ геЕ
где Ef — синергетический эффект, руб. (%);
Р% — конечный результат деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя — члена кооператива, руб.;
Zg — затраты члена кооператива на его содержание, руб.;
Р — конечный результат деятельности сельхозтоваропроизводителя без вступления в кооператив, руб.;
R — множество товаропроизводителей, ед. Основой экономических интересов участников потребительского кооператива является распределение конечных результатов совместной деятельности пропорционально размерам паевых взносов.
3. Размеры прибыли от продажи 1 ц зерна членов СПСК «Форум» Илишевского района
Показатели СПК «Сюнь» СПК им. XXII съезда СПК им. Горького СПК «Игенче» ТНВ «Мир» СПК «Победа» СПК «Искра» ООО «Агро- Мастер»
Прибыль от продажи на 1 ц зерна, руб.: факт 29,9 20,3 51,0 42,5 25,4 86,5 16,1 2,7
через потребительский сбытовой кооператив 50,1 36,6 95,1 67,0 41,9 126,0 29,4 5,7
Отклонение, (+,-) 20,2 16,3 44,1 24,5 16,5 39,5 13,3 3,0
4. Эффективность производства зерна членов СПСК «Форум» Илишевского района
Показатели СПК «Сюнь» СПК им. ХХП съезда СПК им. Горького СПК «Игенче» ТНВ «Мир» СПК «Победа» СПК «Искра» ООО «Агро- Мастер»
Урожайность зерновых, ц/га: без участия в кооперативе 40,8 29,9 26,1 30,8 28,6 32,4 27,6 30,1
с участием в кооперативе 52,7 37,6 30,4 35,1 34,9 36,8 33,1 35,8
Изменение в % 129,2 125,8 116,5 114,0 122,0 113,6 119,9 118,9
Продано зерна, ц: без участия в кооперативе 46237 21240 28018 12710 36425 14642 21056 22590
с участием в кооперативе 98640 97850 72314 36450 77368 29528 59068 60254
Изменение в % 213,3 460,7 258,1 286,7 212,4 201,7 280,5 266,7
Прибыль от продажи зерна,тыс. руб. без участия в кооперативе 1334 1819 1430 540 924 1267 338 61
с участием в кооперативе 2086 3069 2015 922 1133 2201 486 120
Изменение в % 156,4 168,7 140,9 170,8 122,6 173,7 143,9 196,3
5. Расчет синергетического эффекта членов СПСК «Форум» Илишевского района
Показатели СПК «Сюнь» СПК им. ХХП съезда СПК им. Горького СПК «Игенче» ТНВ «Мир» СПК «Победа» СПК «Искра» ООО «Агро- Мастер»
Размер паевого взноса, тыс. руб.
На урожайность 56,6 45,9 65,6 36,3 61,1 29,3 55,9 52,8
На объем продажи 12,8 12,8 9,3 4,8 10,0 3,8 7,6 7,9
На производственную 62,2 44,9 86,3 31,1 41,4 48,3 20,7 10,4
структуру
Абсолютный синергетический эффект, тыс. руб.
На урожайность 695,4 1204,1 519,4 345,7 147,9 904,7 92,1 6,2
На объем продажи 739,2 1237,2 575,7 377,2 199,0 930,2 140,4 51,1
На производственную 689,8 1204,1 498,7 350,9 167,6 885,7 127,3 48,6
структуру
Относительный синергетический эффект, %
На урожайность 1,52 1,66 1,36 1,64 1,16 1,71 1,27 1,10
На объем продажи 1,55 1,68 1,40 1,70 1,22 1,73 1,42 1,84
На производственную 1,52 1,66 1,35 1,65 1,18 1,70 1,38 1,80
структуру
Данные табл. 5 показывают, что сельскохозяйственные организации исследуемого района республики за счет продажи продукции через сбытовой кооператив получат дополнительную прибыль в размере от 6,2 до 1237,2 тыс. руб., или от 10 до 84%.
Сумму прибыли, полученной от совместной деятельности, целесообразно распределить между членами потребительского кооператива с учетом их вкладов в паевой фонд.
Взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельскохозяйственного потребительского кредитного и сбытового кооперативов является тем звеном, где скрыты резервы снижения себестоимости продукции. Прежде всего, это заключается в том, что производители сельскохозяйственной продукции являются членами потребительских кооперативов и участвуют как в их хозяйственной, так и в финансовой деятельности. Снижение себестоимости продукции в данном случае происходит за счет:
— реализации продукции в результате предоплаты за продукцию, что сокращает сроки оборачиваемости денежных средств;
— приобретения сбалансированных кормов, которые позволяют повысить продуктивность животных;
— своевременной оплаты налогов, которая исключает уплату штрафов и пеней за просрочки;
— приобретения новой техники, племенного высокопродуктивного скота, элитных семян сельскохозяйственных культур и др.
Таким образом, участие в потребительских кооперативах дает возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям развивать производство конечной сельскохозяйственной продукции, переработку, хранение и реализацию ее в единой технологической цепочке, вытеснить посредников, повысить доходность и конкурентоспособность производства.
Литература
1. Хабиров, Г.А. Кооперация в аграрной сфере: теория и практика. Уфа: БашГАУ. 2007. 172 с.
2. Паникарова, С. Оценка экономической эффективности деятельности вертикального сельскохозяйственного кооператива // АПК: экономика, управление. 2006. № 5. С. 71-77.