Научная статья на тему 'Перспективная посадочная система для десантирования сил и средств пожарной охраны'

Перспективная посадочная система для десантирования сил и средств пожарной охраны Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
84
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бала Ю. А., Малыгин И. Г., Таранцев А. А.

Рассмотрен принцип работы пожаробезопасной посадочной системы, обеспечивающей мягкое приземление грузов повышенной массы и людей при десантировании их в интересах пожарной охраны и служб спасения. Даны количественные оценки параметров системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бала Ю. А., Малыгин И. Г., Таранцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective Landing System for Forces and Means of Fire Service

The principle of operation of the fire safe landing system providing a soft landing of heavy cargoes and people to perform actions against fires and rescue is considered. Quantitative estimations of parameters of the system are given.

Текст научной работы на тему «Перспективная посадочная система для десантирования сил и средств пожарной охраны»

Пожарная техника

УДК 614.841

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПОСАДОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕСАНТИРОВАНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Ю. А. Бала, И. Г. Малыгин, А. А. Таранцев

Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Рассмотрен принцип работы пожаробезопасной посадочной системы, обеспечивающей мягкое приземление грузов повышенной массы и людей при десантировании их в интересах пожарной охраны и служб спасения. Даны количественные оценки параметров системы.

1. Общие положения

Необходимым условием борьбы с удаленными пожарами, чрезвычайными ситуациями (ЧС) и т.п., особенно при разрушении инфраструктуры (например, при землетрясениях или наводнениях) или ее неразвитости, является оперативная доставка [1] сил и средств к месту пожара или ЧС. Эта проблема во многих случаях решается путем десантирования [2] с использованием парашютных систем. Однако они имеют ряд недостатков:

- большая скорость контакта с поверхностью при десантировании грузов с повышенной массой;

- большая площадь купола парашюта (следовательно, его масса) для обеспечения безопасной скорости контакта с землей;

- необходимость применения специальных тормозных блоков [3], обладающих повышенной пожароопасностыо (например, невозможность безопасной посадки в лесу или степи ввиду риска воспламенения окружающей растительности).

В этой связи предложена специальная посадочная система [4], лишенная указанных недостатков и способная обеспечить приемлемую скорость контакта с землей при повышенной массе десантируемого груза с обеспечением полной пожаробезопас-ности. Это достигается за счет использования специального тормозного блока в виде цилиндра с поршнем и штоком: к штоку крепится парашютная система, а к цилиндру — десантируемый груз. Дополнительной областью применения посадочной системы [4] является спасение с верхних этажей или кровли зданий повышенной этажности при возникновении пожара, блокирующего стандартные пути эвакуации.

Для системы [4] характерны три этапа приземления (рис. 1): обычный спуск на парашюте; поршневое торможение (при подаче сжатого газа, например, от газогенератора в надпоршневой объем: поршень со штоком идут вниз, замедляя движение груза) и штоковое торможение (шток упирается в землю, а движение груза замедляется благодаря избыточному давлению выпускаемого газа из надпор-шневого объема).

В работе [5] были приведены количественные оценки характеристик посадочной системы [4] для случая импульсного вдува газа в надпоршневой объем, показавшие неоспоримую эффективность такого способа приземления грузов и людей. Однако импульсный вдув газа не является оптимальным, поскольку на начальном этапе приводит к скачку перегрузки, опасному для людей и техники. В этой связи был предложен способ управляемого вдува на

3 этап

РИС.1. Характерная динамика приземления груза в координатах "высота - скорость"

втором этапе торможения с обеспечением постоянной перегрузки. Рассмотрим этот этап и этап што-кового торможения (третий этап).

Предварительно констатируем также, что на первом этапе (обычный спуск на парашюте) скорость и высота по времени будут меняться по следующим законам соответственно (предполагается, что плотность атмосферы постоянна р « const):

Vi(t) =V

Ifi(t) - 1 -Vw/Vn

fi( t) + 1 + ViJVn

Hi(t) = H10 -Vnt +

2m

ln

CxSp fi( t) + 1 + VijVn

(1.1)

(i.2)

где Уп = ^Ът^СХ^р — установившаяся скорость снижения на парашюте;

У10, Н10 — скорость падения и высота на момент раскрытия парашюта; р — плотность атмосферы; § = 9,81 м/с2—ускорение свободного падения; t — время, отсчитываемое от момента раскрытия парашюта;

Б, Сх — площадь купола парашюта и коэффициент его аэродинамического сопротивления; т — суммарная масса груза и системы [4];

/1(t) = (1 -Гю/Гп)/ехр(72СХБt).

Абсолютная величина в числителе формулы (1.1) обусловлена тем, что вычисляется модуль скорости падения У1, а ее вектор направлен вниз.

Из выражений (1.1) и (1.2) нетрудно увидеть, что через относительно короткий промежуток времени снижение будет происходить с установившейся скоростью У1 = Уп. Например, если плотность атмосферы р = 1,25 кг/м3 и СхБ =100 м2, то груз общей массой т = 1000 кг (с учетом массы парашюта) будет приземляться со скоростью

2 • 1000 • 9,81 .

Vn =J-« 12,53 м/с,

100 • 1,25

Ук

У0

/4

yi(t) У2(0""

777777777

77777*

РИС.2. Характерная траектория посадочной системы [4] на втором этапе торможения в координатах "высота - время": 1 — груз; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — парашют

(m = m1 + m2), а уравнения движения можно записать в виде:

d2 У 2 dt2

dyi/dt = а - g; = - g

m1 + CxSP

— a н--

m2 2m2

2

dy2 dt

(2.1) (2.2)

где у1, у2 — координаты цилиндра с грузом и штока с парашютом соответственно (см. рис. 2); а, t — ускорение и время, отсчитываемое от начала вдува.

Полагая, что давление в надпоршевом объеме рк, получаем выражение для оценки ускорения а:

a=

F(Рк - Ратм )

m1

(2.3)

где F — площадь поршня;

Ратм — атмосферное давление.

Нетрудно видеть, что вдув газа может быть организован таким образом, что a = const (т.е. рк « const). При этом дифференциальные уравнения (2.1) и (2.2) имеют аналитические решения:

что равносильно падению с высоты 8 м (т.е. практически из окна трехэтажного дома) и довольно опасно.

Таким образом, если не увеличивать купол парашюта и не снижать массу груза, применение системы [4] представляется весьма актуальным.

2. Торможение на втором этапе

Схема работы посадочной системы [4] на втором этапе (вдув газа в надпоршневой объем цилиндра) представлена на рис. 2. При этом система условно разделяется на две части: цилиндр с грузом и поршень со штоком и парашютом массами т1 и т2

V2 =

Vi=-V) + (a - g) t; |f2(t) - 1 - V0CI

C [f2( t) + 1 + V0C ]' У1= У0- V0t + 0,5(a - g) t2;

У 2 = У 0 ^ +

2m2

ln

2

C CxSp f2( t) + 1 + V0C

где С =

CxSp

(2.4)

(2.5)

(2.6) (2.7)

2(am1 + gm2) f2(t) =(1 - V0 СVexW2CxSP(ami + gm2) ^m2 ;

5

к

1

0

30

2

L

0

t

2

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 1'2003

y0 — начальная координата к моменту вдува газа (см. рис. 2);

Vo

общая вертикальная скорость к моменту

вдува(7о > Гп);

¥1, У2 — скорость цилиндра с грузом и штока с парашютом соответственно. Длительность t2 второго этапа (от момента начала вдува до его окончания) определяется полным выдвижением штока на величину Ь (см. рис. 2). Полагая, что момент окончания второго этапа совпал с касанием штоком поверхности, получаем:

L = \C - Vo | *2 -

2m2

-ln-

2

+ a-g t2. (2.8)

Сх5р /2( 12) + 1 + Г0С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку уравнение (2.8) трансцендентное, величина t2 определяется из него численными методами [6] или графически.

Закон изменения расхода газа, вдуваемого в над-поршневой объем (процесс полагается изотермическим — газ вдувается при постоянной температуре Т), можно описать выражением:

G (t) =

pKF\V2(t) - V1(t)] RT

(2.9)

(F — площадь поршня; R — газовая постоянная), а общая масса газа

m ^

PKFL RT '

(2.10)

Например, если давление в надпоршневом объеме равно 10 атм (т.е.рк ~ 106 Па), площадь поршня F =0,1 м2, длина хода штока L = 2 м, температура газа Т = 700 К, а газовая постоянная R = = 300 Дж/(кг • К), то

106 • 0,1 • 2 „

m, =-« 1 кг,

г 300•700

что мало по сравнению с массой груза и цилиндра.

3. Торможение на третьем этапе

На этапе штокового торможения (рис. 2, в; 3) происходит равнозамедленное опускание цилиндра с грузом с ускорением, как и ранее, а. Тогда справедливо соотношение:

Vk = V30 -V2L(a - g),

(3.1)

где Г30 = У0 - (а - g — скорость движения груза вниз в конце второго - начале третьего этапов; ¥к — скорость груза в конце третьего этапа (скорость контакта).

•¿р

77777777

1

t3

/////////////

;///

РИС.3. Характерная траектория посадочной системы [4] на третьем этапе торможения в координатах "высота - время"

Следует иметь ввиду, что если параметры посадочной системы [4] выбраны так, что в конце второго этапа гасится вся скорость (т.е. ¥30 ^ 0), то третий этап торможения может и не потребоваться — он сведется к тому, что цилиндр с грузом мягко опустится на поверхность. Третий этап также не будет иметь место, если груз приводняется.

4. Задачи анализа и синтеза

Используя полученные выражения, можно решать задачи анализа и синтеза посадочной системы [4]. В первом случае по заданным параметрам системы (например, Ь, Е и рк) оцениваются ее важнейшие характеристики — перегрузка, скорость контакта ¥к, а также высота у0, необходимая для

V, м/с 40

3020 10-

t,

0,4 0,30,2 0,1-

0

У0> 100

10

1 10 L, м 0,1 1 10 L, м

в тг, м А 100

10

0,1

10

L, м

0,1

10 L, м

РИС.4. Зависимости параметров и характеристик посадочной системы [4] от хода штока Ь: а — скорость; б — время; в — начальная высота второго этапа торможения; г — требуемая масса газа

к

к

L

0

t

0

0

0

срабатывания тормозного блока. Во втором случае по заданной допустимой скорости контакта Ук и перегрузке оцениваются необходимые величины длины штока Ь, давления в камере рк и площади поршня К В том и другом случаях в качестве исходных данных используются параметры атмосферы (р и ратм, а также §) и парашюта СхБ, массы т1 и т2, скорость У0 на момент начала 2-го этапа торможения.

В качестве примера были проведены расчеты для посадочной системы [4], когда масса груза (с цилиндром) составляла 10 тонн (т1 = 10000 кг), масса парашюта со штоком т2 = 50 кг, площадь поршня К = 0,53 м2, СхБ = 200 м2 и ЯТ =150 кДж/кг. На рис. 4 приведены зависимости скоростей У0 и Ук, массы газа тг и оптимальной высоты начала торможения у0 от длины хода штока Ь. Например, если длина хода штока составит ~ 4 м, а высота начала торможения у0 « 5 м, то груз в конце третьего

этапа совершит мягкую посадку и будет израсходовано ~ 23 кг газа. А если длина хода штока составит ~ 24 м и высота начала торможения будет ~ 30 м, то третьего этапа может и не потребоваться — скорость падения груза будет компенсирована уже в конце второго этапа торможения и израсходуется ~ 170 кг газа.

Выводы

Таким образом, предлагаемая посадочная система способна обеспечивать мягкую посадку грузов и людей при ограниченной площади парашюта, имея при этом приемлемые массо-габаритные характеристики. Это делает возможным ее применение для десантирования сил и средств пожарной охраны или других оперативных служб в отдаленных или горных районах, а также в местностях с неразвитой или разрушенной инфраструктурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брушлинский Н. Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы. — М.: МИПБ МВД России, 1998.

2. Повзик Я. С. Пожарная тактика. — М: ЗАО "Спецтехника", 2001.

3. Панкратов Б. М. Спускаемые аппараты. — М.: Машиностроение, 1984.

4. Пат.2001002. Посадочная система. А. А. Таранцев. 1993.

5. Таранцев А. А., Димич В. В. О возможностях перспективной посадочной системы // Изв. ВУЗов. Авиационная техника. № 4. 1996.

6. Демидович Б. П., Марон И. А., Шувалова Э. З. Численные методы анализа. — М.: Наука, 1967.

7. Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент: Справочник. — М.: Энергоиздат, 1982.

Поступила в редакцию 16.11.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.