Научная статья на тему 'Перспективные средства экстренной доставки грузов и эвакуации персонала в случае чрезвычайной ситуации'

Перспективные средства экстренной доставки грузов и эвакуации персонала в случае чрезвычайной ситуации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЭКСТРЕННАЯ ЭВАКУАЦИЯ / ЭКСТРЕННАЯ ДОСТАВКА / АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы —

Показана возможность применения ракетной системы, предназначенной для экстренной доставки грузов и эвакуации людей в аварийной ситуации. Она состоит из разгонного блока в виде ступени ракеты, контейнера с грузом или модуля для посадки людей, и посадочного средства. Существуют предпосылки для разработки и практического внедрения данных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные средства экстренной доставки грузов и эвакуации персонала в случае чрезвычайной ситуации»

5. Неплохов И.Г. Пожарные СО-тепловые извещатели: европейские испытания. //Системы безопасности № 4, 2009 г.

6. Проект ГОСТ Р. «Техника пожарная. Извещатели мультикритериальные. Общие технические требования и методы испытаний». Москва, Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии. 2014 г.

7. Круглеевский В.Н., Образцов И.В., Пустынников С.С. Мультикритериальный подход к повышению быстродействия и достоверности обнаружения пожара на кораблях ВМФ. // Сборник статей и докладов межведомственной научно-технической конференции «Актуальные проблемы военной науки и политехнического образования ВМФ». ВМПИ ВУНЦ ВМФ ВМА. СПб 2016г., с. 4448.

8. Экзамен на эффективность. //Морской бизнес северо-запада № 3 (44), 2016 г., с. 34-35. УДК 358.1:614.87:623.094

Лосев М.А., Таранцев А.А.

Losev M.A., Tarantsev A.A.

Перспективные средства экстренной доставки грузов и эвакуации персонала в случае

чрезвычайной ситуации

Perspective means of emergency delivery of goods and evacuation of personnel in the event of

emergency

Аннотация:

Показана возможность применения ракетной системы, предназначенной для экстренной доставки грузов и эвакуации людей в аварийной ситуации. Она состоит из разгонного блока в виде ступени ракеты, контейнера с грузом или модуля для посадки людей, и посадочного средства. Существуют предпосылки для разработки и практического внедрения данных устройств.

Abstract:

The possibility of using a missile system designed for emergency delivery of goods and evacuation of people in an emergency situation is shown. It consists of a booster block in the form of a rocket stage, a container with a cargo or a module for landing people, and a landing gear. There are prerequisites for the development and practical implementation of these devices.

Ключевые слова: Арктическая зона, экстренная эвакуация, экстренная доставка, аварийные ситуации.

Keywords: АгсИс гвпв, ете^епсу еуаспаИвп, ете^епсу ёвНувгу, emergency зЫиШют.

Арктический сектор РФ - часть северной полярной области Земли, включающей окраины материка, покрытая дрейфующими льдами Северного Ледовитого океана. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь. Особо необходимо подчеркнуть экстремальные климатические условия. Низкие температуры воздуха зимой до-60 °С, в среднем -43 °С в январе и в июле +5 °С.

Арктика - важнейший стратегический регион, являющийся зоной государственных интересов. На сегодняшний день государственные оборонная и социально-экономическая программы развития Арктической зоны являются первоочередными.

Во-первых, важнейшим национальным интересом России в Арктике является превращение этого региона в главную ресурсную базу страны в XXI веке и одновременно в зону мирного сотрудничества, подкрепляемого достаточной и эффективной военной группировкой.

Во-вторых, ключом к решению поставленных задач является Северный морской путь (СМП) -важнейшая транспортная система будущего. СМП связывает европейскую и дальневосточную части Российской Федерации, а также речные водные пути азиатской части России. Он является кратчайшим, а потому и наиболее перспективным транзитным водным маршрутом из Европы в Азию. Таким образом, необходимые стратегические решения для комплексного развития Арктической зоны в России приняты.

Рис. 1 Северный морской путь

Источниками возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в экстремальных природных

условиях Арктики могут быть техногенные аварии и катастрофы, в том числе на объектах военной

инфраструктуры, а также промышленных объектах, включая добычу углеводородов. Соответственно

требует совершенствования система обеспечения безопасности военнослужащих, населения и

36

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Комплекс аварийно-спасательных центров с размещением в них сил и средств Министерства обороны и МЧС России позволят обеспечивать организацию борьбы с катастрофами, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Надежность техники всегда была одной из основных инженерных проблем, и ей всегда уделялось большое внимание. С учетом тенденции и необходимости освоения Арктики проблема значительно усложнилась и приобрела более острую форму.

При функционировании различных объектов военного и производственного назначения в районах Крайнего Севера и Арктической зоны могут возникать ситуации, требующие немедленной доставки различных грузов. А именно: блоков аппаратуры взамен отказавших, медикаментов, оборудования, продовольствия, аварийно-спасательных средств и др., что в определённые временные периоды невозможно осуществить ни авиацией, ни другими видами транспорта. Это приводит к необходимости разработки специальных средств экстренной доставки.

Для использования в суровых арктических условиях требуется разработка и внедрение адаптированных современных образцов пожарной техники в т.ч. спасательного инструмента и пожарно-спасательного оборудования, транспортных средств повышенной проходимости, беспилотных летательных аппаратов и снаряжения.

Для решения этих проблем была разработана ракетная система [1], предназначенная для экстренной эвакуации, а так же экстренной доставки грузов в аварийной ситуации. Она состоит из разгонного блока в виде ступени ракеты, контейнера с модулем для размещения людей или контейнера с грузом и посадочного средства для мягкой посадки [2].

Рис. 2. Схема экстренной доставки грузов (1 - разгонный блок, 2 - контейнер с грузом (модуль с людьми), 3 - стартовая станция, 4 - посадочная система, 5 - пункт назначения)

Базируясь на стартовых станциях в районах с соответствующей инфраструктурой, система [1], может экстренно доставить и мягко приземлить предварительно загруженный контейнер в пункте назначения, находящемся на Крайнем Севере, в Арктической зоне (рис.1) или другом труднодоступном месте, например, в горах.

В случае ЧС на нефтедобывающей платформе, предлагаемая установка базируется на стартовых станциях, которые должны прилегать к нефтяным платформам, система [1], может экстренно доставить и мягко приземлить модуль с персоналом в пункте назначения или просто вне зоны ЧС.

Рис. 2. Устройства для экстренной эвакуации персонала

Актуальность и надежность использования данной установки обусловлено следующими обстоятельствами:

а) доведением ракетных блоков (твердотопливных и ампулизированных жидкостных) до высокой степени эксплуатационной и полётной надёжности;

б) конверсией промышленности, сокращением и модернизацией ракетных войск во многих странах, что приводит к снятию с вооружения и высвобождению большого числа исправных ракетных блоков, пригодных к применению в мирных целях;

в) насущной необходимостью экстренной доставки различных грузов в труднодоступные районы, а также спасением персонала с аварийных объектов [3], например, морских добывающих платформ в высоких широтах.

Таким образом, в настоящее время есть все предпосылки для разработки и практическом внедрении устройств [1] и [3]. Тем более, что проведенные баллистические расчёты [4,5] показали эффективность системы [2] - с её помощью можно при том же куполе парашюта и той же посадочной скорости контакта приземлять более тяжёлые грузы без риска воспламенения окружающей растительности (если посадка происходит в тайге или лесотундре) тормозным блоком, в отличие от известных систем десантирования, а так же экстренно эвакуировать большое количество людей.

Применение устройств [1], в отличие от боевых ракет, имеющих сложные средства защиты и автономную систему наведения, не представляет большой трудности. Разгонные блоки с контейнерами могут базироваться в одноразовых ангарах, обеспечивающих защиту от неблагоприятных погодных условий и оперативную загрузку контейнера, а наведение на пункт назначения может осуществляться по радиосигналам с этого пункта или внешнего пункта управления - со спутника или самолёта. Точность приземления может обусловливаться только ветровыми нагрузками в районе пункта назначения.

В заключение следует отметить, что применению устройств [1] должна предшествовать тщательная баллистическая проработка. В частности, по информации о месте базирования стартовой станции, потенциальных пунктах назначения в труднодоступных районах, характеристиках разгонных блоков и массах контейнеров, необходимо сформировать такой закон управления разгонным блоком на активном участке траектории, чтобы топливо было выработано полностью. Качественное переоснащение сил Минобороны и МЧС России новыми, высокоэффективными аварийно-спасательными технологиями, а именно - устройствами с применением разгонного блока, способными обеспечить экстренную эвакуацию личного состава и персонала или необходимую экстренную доставку грузов в зоны ЧС в условиях низких температур требует тщательной проработки. Нам представляется, что практическая реализация инновационной технологии способна обеспечить поддержание высокого уровня безопасности объектов военной инфраструктуры расположенных и строящихся в Арктической зоне России.

Список литературы

1. Устройство для локализации последствий аварии. Патент РФ № 2007204, 1990 г.

2. Посадочная система. Патент РФ № 2001002, 1990 г.

3. Устройство для эвакуации персонала с аварийного объекта. Патент РФ № 2068285, 1992 г.

4. Димич В.В., Таранцев А.А. О возможностях перспективной посадочной системы // "Известия ВУЗов. Авиационная техника", № 4, Казань, 1996.

5. Бала Ю.А., Малыгин И.Г., Таранцев А.А. Перспективная посадочная система для десантирования сил и средств пожарной охраны // "Пожаровзрывобезопасность", № 1, 2003.

6. Концепция системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике («Арктик-Рескью») // Материалы международной конференции 27-28 февраля 2006 г.

7. Инженерный справочник по космической технике. Изд. 2-е, перераб и доп / Под ред. А.В.Солодова. М.: Воениздат, 1977.

8. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.

39

9. Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 № 296.

10. Устройство для эвакуации персонала с аварийного объекта. Патент РФ № 2068285 МКИ А62В37/00, В64С1/52, 1992 г.

УДК 356/359: 614.844.6

Жуйков Д.А., Старков Н.Н., Руфанов К.А. Zhuikov D.A., Starkov N.N., Rufanov K.A.

Анализ проблем повышения эффективности теплопереноса в создании новых огнетушащих

составов

Analysis of problems of the heat transfer efficiency increase when developing new extinguishing

agents

Аннотация:

Представлен краткий обзор проблематики пожаротушения с использованием современных приемов с применением воды и специальных составов. Рассмотрено использование стабилизированных водно-дисперсных композиций в качестве огнетушащих веществ. Проведен сравнительный анализ современных продуктов от различных производителей, используемых для пожаротушения. Описан новый огнетушащий состав «Фаерлок»®. Определены проблемы, связанные с адаптацией применения нового огнетушащего состава в реальной практике пожаротушения. Abstract:

This article contains an overview of the problems of fire extinguishing technologies with application of modern methods of extinguishing fires using water and special components. The application of stabilized water-dispersed compositions as an extinguishing agent is presented. The differences between modern firefighting products of different manufacturers are analyzed. A new extinguishing agent «Faerlok» ®, as well as the problems associated with the adaptation of the new extinguishing agent in real extinguishing practice are described.

Ключевые слова: Тушение пожаров, гидрогель, огнетушащее вещество, скорость отвода тепла, поверхностно-активные вещества, водно-дисперсный состав.

Keywords: Firefighting, hydrogels, extinguishing agent, rate of heat removal, surface-active additive, water-dispersible formulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.