Научная статья на тему 'Перспект ивы развития информационного взаимодействия между таможенными службами России и Китая'

Перспект ивы развития информационного взаимодействия между таможенными службами России и Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / международные соглашения / упрощенный таможенный коридор / проект «Зеленый коридор» / предварительная информация / таможенная декларация / обмен информацией / развитие международной торговли / sanctions / international agreements / simplified customs corridor / Green Corridor project / preliminary information / customs declaration / information exchange / development of international trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фукс Елена Николаевна, Кожанков Антон Юрьевич, Колганова Анастасия Дмитриевна

Одним из наиболее перспективных направлений развития торговли между Россией и Китаем является проект «Зеленый коридор». Данный проект направлен на упрощение процесса совершения таможенных операций в отношении безопасных товаров и ускорение их перемещения через границы с помощью цифровых технологий и стандартов. В статье рассмотрены порядок информационного взаимодействия между таможенными службами России и Китая в рамках проекта «Зеленый коридор», а также обоснованы перспективные направления его развития. Разработаны предложения по совершенствованию информационного взаимодействия таможенных органов, в том числе с использованием стандартизированных протоколов обмена информацией, на основе которых будут работать совместные информационные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фукс Елена Николаевна, Кожанков Антон Юрьевич, Колганова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Development of Information Interact ion Betw een the Customs Services of Russia and China

One of the most promising areas for the development of trade between Russia and China is the Green Corridor project. This project is aimed at simplifying the process of customs operations in relation to safe goods and speeding up their movement across borders using digital technologies and standards. The article considers the order of information interaction between the customs services of Russia and China within the framework of the “Green Corridor” project, and also substantiates the promising directions of its development. Proposals have been developed to improve the information interaction of customs authorities, including using standardized protocols for information exchange, on the basis of which joint information systems will work.

Текст научной работы на тему «Перспект ивы развития информационного взаимодействия между таможенными службами России и Китая»

УДК 339.56.055

перспективы развития информационного взаимодействия между таможенными службами россии и китая

е. н. фукс1, А. ю. Кожанков2, А. д. Колганова3

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

2 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

3 Центральная электронная таможня, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Одним из наиболее перспективных направлений развития торговли между Россией и Китаем является проект «Зеленый коридор». Данный проект направлен на упрощение процесса совершения таможенных операций в отношении безопасных товаров и ускорение их перемещения через границы с помощью цифровых технологий и стандартов. В статье рассмотрены порядок информационного взаимодействия между таможенными службами России и Китая в рамках проекта «Зеленый коридор», а также обоснованы перспективные направления его развития. Разработаны предложения по совершенствованию информационного взаимодействия таможенных органов, в том числе с использованием стандартизированных протоколов обмена информацией, на основе которых будут работать совместные информационные системы.

Ключевые слова: санкции, международные соглашения, упрощенный таможенный коридор, проект «Зеленый коридор», предварительная информация, таможенная декларация, обмен информацией, развитие международной торговли.

prospects for the development of information interaction BETWEEN the CuSToMS services of russia AND CHINA

E. N. Fuks1, A. u. Kozhenkov2, A. D. Kolganova3

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

2 Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

3 Central Electronic Customs, Moscow, Russian Federation

Abstract. One of the most promising areas for the development of trade between Russia and China is the Green Corridor project. This project is aimed at simplifying the process of customs operations in relation to safe goods and speeding up their movement across borders using digital technologies and standards. The article considers the order of information interaction between the customs services of Russia and China within the framework of the "Green Corridor" project, and also substantiates the promising directions of its development. Proposals have been developed to improve the information interaction of customs authorities, including using standardized protocols for information exchange, on the basis of which joint information systems will work.

Keywords: sanctions, international agreements, simplified customs corridor, Green Corridor project, preliminary information, customs declaration, information exchange, development of international trade.

© Фукс Е. Н., Кожанков А. Ю., Колганова А. Д., 2023

введение

В современных политических, социальных и экономических условиях российская экономика претерпевает значительные изменения. Российские производители начали активнее развивать собственные технологии, выходя на новые рынки и увеличивая объем экспорта. Запущены проекты по модернизации старых заводов и созданию новых, которые позволили не только снизить зависимость России от импорта, но и укрепить ее позиции на мировом рынке.

Во внешнеэкономической деятельности на первый план выходят новые и перспективные глобальные рынки, включая Азиатско-Тихоокеанский регион. Значительное внимание уделяется развитию проектов, связанных с упрощением и ускорением совершения таможенных операций. В целях содействия международной торговле Федеральная таможенная служба (ФТС России) реализует ряд проектов с зарубежными таможенными службами, направленных на упрощение таможенных процедур. Наиболее актуальными из них являются: «Зеленый коридор», «Упрощенный таможенный коридор», «Взаимное признание статуса уполномоченных экономических операторов».

Крупнейшим партнером России в сфере внешней торговли становится Китай, о чем свидетельствует статистика взаимной торговли. В 2022 г. отмечается существенный рост показателей взаимной торговли России и Китая. Так, по информации Главного таможенного управления КНР (ГТУ КНР), за 2022 г. товарооборот между странами вырос на 35% и составил 190,2 млрд долл. США [1]. Приоритетным направлением в международном таможенном сотрудничестве двух стран становится проект «Зеленый коридор» (проект ЗК).

Проект ЗК основан на обмене между странами информацией о перемещаемых товарах, которая используется таможенными органами при проведении таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками. Данный проект направлен на стимулирование развития международной торговли и поощрение производителей и предпринимателей обеих стран к участию в международных торговых операциях, что также является важным шагом в направлении дальнейшего укрепления партнерства и международного сотрудничества между странами [2].

взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках проекта «зеленый коридор»

Российско-китайский проект ЗК рассчитан как на импортные, так и экспортные операции, а также реализуется без ограничений по номенклатуре товаров, местам оформления и пересечения границы. По состоянию на конец 2022 г. в указанном проекте участвует 81 российская компания и более 180 китайских партнеров (контрагентов). Реализация проекта осуществляется на основании Протокола между ФТС России и ГТУ КНР об организации экспериментального

обмена информацией по взаимной торговле от 27.03.2007 и включает следующий порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых данными странами товаров (рис. 1).

Рис. 1. Порядок взаимодействия таможенных органов стран-участниц и участников внешнеэкономической деятельности в рамках проекта «Зеленый коридор»

В целях реализации проекта ЗК таможенные службы России и Китая согласовывают перечень организаций и таможенных органов, участвующих в проекте, состав сведений (предварительной информации), подлежащих взаимному обмену [3]. При этом, по мере углубления сотрудничества сторон и исходя из фактической необходимости, состав передаваемых сведений может быть расширен. Проект применяется в отношении компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) на территории данных государств. Согласование круга участников проекта позволяет исключить возможность его использования недобросовестными участниками ВЭД.

Обязательным условием включения в проект является наличие добровольного согласия предприятия [4]. Помимо этого, заявитель должен относиться к категории низкого уровня риска и обратиться в инициативном порядке в таможенные органы по месту нахождения с заявлением о включении в проект. Необходимо отметить, что участниками проекта ЗК становятся все российские компании, имеющие статус уполномоченного экономического оператора со свидетельствами всех типов, а китайские компании участвуют на добровольной основе согласно установленному порядку.

Китайский участник ВЭД (участник ВЭД страны-экспортера), желающий стать участником проекта ЗК, подает соответствующее заявление в таможню прямого подчинения по месту своей регистрации. Таможенный орган проводит в отношении участника ВЭД проверку на предмет его соответствия требованиям проекта, после чего докладывает о результатах проверки в ГТУ КНР. После регистрации в проекте ЗК участник ВЭД страны-экспортера совершает таможенные операции, связанные с декларированием товаров, а именно заполняет декларацию на товары, собирает и представляет все документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной в декларации информации.

В случае, когда товары импортируются в Россию, китайский участник ВЭД, включенный в проект ЗК, при декларировании товаров делает специальную пометку в графе «Примечания» таможенной декларации на товары путем проставления большими латинским буквами кода CRGC, а также кода российской компании-контрагента со знаком #.

Далее эти сведения вместе с декларацией подаются в таможенный орган страны-экспортера (рис. 2), где декларация на товары проходит этап регистрации, на основании которого может быть принято решение о регистрации или отказе в регистрации.

О товаросопроводительных документах (счет-фактуры (инвойсы), контракты, сертификаты соответствия,

разрешительные и иные документы)

О перемещаемых товарах (название, код ТН ВЭД, количество, стоимость товаров и т. д.)

Об иной информации, необходимой для осуществления таможенного контроля

О запретах и ограничениях, действующих в отношении перемещаемых товаров

Сведения, передаваемые в рамках проекта «Зеленый коридор»

Об участниках сделки и их деятельности, которые необходимы для проверки соответствия требованиям к участникам

О технических характеристиках товаров, необходимых для проверки соответствия стандартам и требованиям безопасности

О происхождении товаров и транспортных средств (включая страну происхождения, место отправления и прибытия,

тип и мощность транспортного средства)

Рис. 2. Сведения, передаваемые в рамках проекта «Зеленый коридор»

Таможенный орган страны-экспортера проводит документальный контроль указанных в декларации сведений. При наличии законных оснований также может быть принято решение о проведении фактического контроля.

В случае если декларация успешно прошла проверку и соответствует всем установленным законом страны-экспортера требованиям в области таможенного регулирования, ей присваивается номер-идентификатор, или номер UCR, используемый в соответствии с разд. 10 утвержденных «Технических условий электронного обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу Российской Федерации с КНР», подписанных 17.06.2019 (ТУ 3.0).

Номер UCR - это уникальный номер товарной партии (Unique Consignment Reference Number), который формируется в соответствии с рекомендациями

WCO (рекомендациями WCO от 26.06.2004 Concerning a Unique Consignment Reference (UCR) for Customs Purposes) [5]. Номер UCR содержит до 35 знаков. Структура номера представлена в таблице.

Таблица

Особенности формирования уникального номера товарной партии в проекте «Зеленый коридор»

Поле Содержимое Тип поля Пример заполнения

1 Код страны-экспортера Код страны символьный (alpha-2 по международному стандарту ISO 3166-1) RU CN

2 Номер таможенной декларации Числовой, от 18 до 23 знаков 10131010/050223/3045678 060920140091165249

Поле 2 формируется по следующему правилу:

- в сообщениях, передаваемых российской стороной (аналогично формированию регистрационного номера декларации на товары (ДТ));

- в сообщениях, передаваемых китайской стороной: NNNNYYYYZXXXXXXXX,

где NNNN - код таможенного органа, выпустившего декларацию;

YYYY - год выпуска декларации;

Z - признак импорта-экспорта;

ХХХХХХХХ - порядковый номер декларации.

Таможенный орган страны отправления сообщает номер UCR экспортеру и заблаговременно передает его вместе с утвержденным в разд. 4 ТУ 3.0 составом сведений таможенной службе страны назначения. Далее таможенным органом страны-экспортера осуществляются таможенные операции, связанные с выпуском перемещаемых товаров.

После совершения вышеуказанных операций и в рамках взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД таможенный орган страны-экспортера направляет информацию о перемещаемой партии товаров таможенным органам страны-импортера, а также передает номер UCR участнику ВЭД страны-экспортера.

Участник ВЭД страны-экспортера направляет номер UCR заблаговременно:

- перевозчику для передачи его в пункте пропуска должностному лицу таможенного органа прибытия (Россия) вместе с документами, необходимыми для осуществления таможенных операций;

- декларанту страны-импортера для указания в графе 44 ДТ под кодом 09015.

После осуществления операций, связанных с выпуском, товары убывают с территории страны-экспортера и прибывают на территорию страны-импортера.

Далее участник ВЭД страны-импортера осуществляет таможенные операции, связанные с декларированием товаров. Особенностью оформления ДТ является заполнение графы «Примечания», в которой должны быть указаны аббревиатура CRGC и UCR-код товарной партии со знаком #.

Затем таможенный орган страны-импортера осуществляет таможенные операции, связанные с регистрацией ДТ или отказом в регистрации. После этого данный таможенный орган проводит сверку полученных сведений от таможенных органов страны-экспортера со сведениями, заявленными в ДТ декларантом. В случае успешного прохождения сверки участнику ВЭД страны-импортера предоставляются упрощения, предусмотренные проектом ЗК.

В рамках данного проекта предусмотрены меры по совершенствованию порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, включая упрощение документооборота и применение информационных технологий, а также следующие упрощения:

- совершение таможенных операций в приоритетном порядке;

- применение документального контроля как основной формы таможенного контроля, основанной на представленных документах, ДТ и данных, указанных в экспортной декларации на товар;

- неприменение (снижение частоты применения) отдельных форм таможенного контроля, например таможенного контроля в форме таможенного досмотра;

- выделение отдельных полос следования транспортных средств в пунктах пропуска (при наличии технических и инфраструктурных возможностей);

- выделение отдельных рабочих мест в местах совершения таможенных операций (при наличии инфраструктурных возможностей и кадровых ресурсов);

- выборочное применение мер по минимизации рисков при совершении таможенных операций, связанных с прибытием и декларированием товаров, за счет использования предварительной информации, полученной от таможенной службы иностранного государства.

Применение мер таможенного контроля при прибытии товаров на территорию России в рамках системы управления рисками возможно только в том случае, если у уполномоченного должностного лица таможенного органа:

- имеется достоверная информация о возможном правонарушении в области таможенного дела;

- есть обоснованные предположения о том, что заявленные сведения о ввозимых товарах являются недостоверными;

- установлен профиль риска из категории обязательных к применению.

Далее таможенные органы страны-импортера совершают таможенные операции, связанные с выпуском товаров, при осуществлении которых в рамках проекта ЗК должностными лицами таможенных органов страны-импортера реализуется проставление с использованием штатных программных средств отметок по следующим основаниям в случае, когда меры:

- не применяются (отметки проставляются в соответствии с правилами заполнения отчета о результатах применения мер по минимизации рисков, доведенного до таможенных органов письмом ФТС России от 04.07.2021 № 21-64/36158 [6]);

- применяются (проставляются) служебные отметки с кодом принятого решения по результатам сверки документов с предварительной информацией в рамках реализации проекта ЗК:

«1» - о выпуске товаров в рамках проекта;

«0» - о выпуске товаров в общеустановленном порядке.

Преимуществом порядка взаимодействия таможенных органов стран-участниц и участников ВЭД в рамках проекта ЗК является информационный обмен, благодаря которому ускоряется процесс совершения таможенных операций и таможенного контроля.

Вместе с тем на сегодняшний день не все компании получают преимущества, предусмотренные данным проектом. Это обусловлено следующими причинами.

1. Декларанты при наличии всех необходимых сведений и статуса участника проекта не указывают в графе 44 импортной декларации на товары UCR-код либо, наоборот, указывают код, но не предоставляют необходимые для прохождения сведения. В результате время, необходимое для прохождения таможенного контроля, увеличивается.

Причиной, по которой декларанты допускают указанные выше ошибки, может являться недостаточная информированность участников проекта об условиях предоставления преимуществ либо в целом участников ВЭД о возможности участия в проекте. Помимо этого, причиной может быть отсутствие актуальных и эффективных инструментов информационного взаимодействия между участниками проекта.

2. Отсутствие полноценного протокола или соглашения, определяющего организационные, технические и иные условия проекта ЗК (применяется протокол 2007 г., содержащий общие положения о проведении экспериментального обмена информацией), что замедляет возможность реализации рассматриваемого проекта [7].

3. Необходимость модернизации проекта в соответствии с современным уровнем развития информационных таможенных технологий, в первую очередь в связи с переходом к автоматической регистрации ДТ и автоматическому выпуску товаров [7].

меры совершенствования проекта «зеленый коридор»

Промежуточные результаты исследуемой проблемы показывают, что информационное взаимодействие ФТС России и таможенной службы Китая является основным направлением развития проекта ЗК. К ним можно отнести следующие.

1. Обмен данными между таможенными органами разных государств. Для этого необходимо разработать и использовать стандартизированные протоколы обмена информацией, на основе которых будут работать совместные информационные системы. В целях реализации данной задачи Всемирной таможенной организацией (ВТамО) были подготовлены типовые решения «Глобальная таможенная сеть» и «Модель данных».

«Глобальная таможенная сеть» ВТамО предусматривает создание международной сети обмена таможенной информацией, обеспечение возможности

взаимного подключения информационных систем таможенных служб, а также создание формализованных решений в сфере информационного взаимодействия.

«Модель данных» ВТамО является стандартом предварительного информирования при прибытии или убытии товаров, трансграничном перемещении товаров и транспортных средств, при импорте, экспорте и транзите товаров [8].

2. Развитие электронных торговых площадок и систем мониторинга товаров. Данное направление позволит повысить прозрачность процесса предоставления таможенных услуг и сократить время на оформление документов. Кроме того, такие системы снижают риски нарушений таможенного законодательства.

Например, на сегодняшний день в рамках предварительной информации в основном используются сведения о таможенной стоимости товара, так как при применении системы управления рисками возникают сложности с ее подтверждением.

Таможенная стоимость рассчитывается в долларах за килограмм, без привязки к стоимости конкретного артикула или наименования. Отсюда вытекает ряд сложностей. В этом случае при использовании предварительной информации в рамках проекта ЗК существует возможность сравнить сведения, заявленные в импортной декларации, со сведениями, заявленными в экспортной декларации, поданной таможенной службе иностранного государства. Указанная возможность сравнения позволяет решить вопрос с предоставлением доказательной базы по таможенной стоимости товара.

Таким же образом можно использовать данную предварительную информацию для сопоставления сведений о стране происхождения товаров для предоставления тарифных преференций, сведений о соблюдении мер технического регулирования, запретов и ограничений и сведений по иным направлениям таможенного контроля.

3. Реализация подходов по взаимному признанию результатов таможенного контроля и обеспечению однократности его проведения, а также максимально эффективное противодействие «лжетранзиту» (когда дорогостоящий груз, который следует по процедуре международного транзита, заменяется во время пути на более дешевый, а транспортные средства пломбируются поддельными средствами таможенной идентификации) [9].

4. Объединение проекта «Зеленый коридор» и транспортных коридоров, в том числе цифровых - создание мультимодальной логистической инфраструктуры, в рамках которой будет реализовано эффективное информационное взаимодействие между всеми участниками международных перевозок как со стороны бизнеса, так и со стороны государственных органов.

Цифровые транспортные коридоры - это инфраструктура, строительство и использование которой предназначено для обеспечения безопасного, эффективного и устойчивого грузового движения [10]. Они включают современные технологии и системы, такие как датчики, интернет вещей и искусственный интеллект,

1 Интернет вещей - система, в которой физические объекты (домашние приборы, транспортные средства, здания и т. д.) оборудуются устройствами, которые позволяют им обмениваться данными и информацией через сеть «Интернет». Это позволяет управлять объектами и получать информацию о них удаленно, что может улучшить эффективность, удобство и безопасность их использования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которые собирают и передают информацию о грузах, транспортных средствах, погоде, дорожных условиях и т. д. Эта информация позволяет оптимизировать маршруты, повысить безопасность и эффективность перевозок, а также уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Цифровые транспортные коридоры могут использоваться на различных видах транспорта, включая дорожный, железнодорожный, водный и воздушный [11].

Цифровые транспортные коридоры смогут обеспечить более надежную связь между изготовителями, поставщиками и получателями товаров. Использование цифровых транспортных коридоров, позволит участникам обмениваться информацией, документами и платежами без барьеров, что даст возможность сократить время доставки товаров и увеличить их доступность.

Объединение двух коридоров облегчит процесс передачи и обработки информации для целей проведения таможенного контроля, а также увеличит объем, полноту и качество предоставляемой информации [12].

5. Использование технологий искусственного интеллекта и Big Data. Они могут помочь оптимизировать процессы проведения таможенного контроля и обработки информации, снижая риски возникновения технических ошибок.

заключение

Проведенное исследование показало, что технология международного информационного обмена между таможенными органами России и Китая является наиболее эффективным направлением для упрощения и ускорения процесса совершения таможенных операций для организаций низкого уровня риска. Предполагаемый подход максимально раскрывается в проекте «Зеленый коридор». Данный проект позволит наращивать торговый оборот и выстраивать новые маршруты доставки товаров, содействовать развитию перспективных механизмов сотрудничества с иностранными партнерами в рамках ускорения совершения таможенных операций.

В рамках данного проекта процесс перемещения товаров на примере импорта из Китая в Россию можно представить как последовательность следующих этапов:

а) подготовка компании-экспортера к участию в проекте, в том числе подача заявления в орган своего государства, уполномоченный в области таможенного регулирования, и прохождение проверки;

б) поиск экспортером контрагента, заключение сделки и получение всей необходимой юридически значимой информации об этом контрагенте для участия в проекте (наименование, юридический адрес, идентификационный код предприятия при наличии и т. д.);

в) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля при экспорте, включая заполнение графы «Примечания» в экспортной декларации;

г) передача информации в рамках «Зеленого коридора»:

- формирование UCR-кода и пакета документов и сведений таможенными органами страны-экспортера;

- передача UCR-кода и сведений экспортеру и таможенному органу страны-импортера;

д) перемещение товаров и совершение таможенных операций в отношении товаров при импорте, в том числе заполнение 44 графы импортной ДТ, графы «Примечания», проверка сведений, заявленных в экспортной декларации, и т. д.;

е) проставление таможенным органом страны-импортера служебных отметок в импортной декларации и получение преимуществ декларантом при прохождении сверки сведений.

Значимость проекта состоит в снижении административной нагрузки на добросовестных участников ВЭД за счет сокращения временных затрат на совершение таможенных операций и прохождение таможенного контроля.

В настоящее время проект «Зеленый коридор» реализуется не в полной мере. Это обусловлено отсутствием полноценного нормативно-правового регулирования, которое могло бы определить конкретные условия выполнения проекта, а также необходимость его адаптации к уровню развития таможенных технологий и потребностям взаимодействующих сторон.

Вместе с реализацией проекта по взаимному признанию результатов таможенного контроля данный механизм может оказать значительное влияние на сокращение времени выпуска товаров и минимизировать зависимость от человеческого фактора на всех этапах цепи поставок товаров, что повысит прозрачность логистического процесса и откроет новые возможности развития взаимодействия таможенных служб России и Китая.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая по итогам 2022 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.russchinatrade.ru (дата обращения: 16.07.2023).

2. Багаутдинова Н. Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации // Инновации. 2018. № 8. С. 80-83.

3. Баранов Д. Н. Сущность и содержание категории «цифровая экономика» // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 1 «Экономика и управление». 2018. № 2 (25). С. 15-23.

4. Жуков Д. Б. Прямая поставка от УЭО к УЭО - это развитие упрощенных таможенных коридоров [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/docu-ment/335331.

5. Recommendationi of the Customs Co-operation Council, Concerning a Unique Consignment Reference (UCR) for Customs Purposes [Electronic resource]. URL: https://www.wcoomd.org (дата обращения: 16.07.2023).

6. Письмо ФТС России от 06.02.2020 № 01-11/06458 «О направлении рекомендаций».

7. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Определение перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 6. С. 17-27.

8. Мантусов В. Б., Коноваленко С. А. Приоритетные направления международного сотрудничества Федеральной таможенной службы на современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 7-12.

9. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля от 22.10.2013 (совершено в г. Пекине).

10. Винокуров Е. Ю., Джадралиев М. А., Щербанин Ю. А. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: http: transtec.transtec-neva.ru/files/File/eurozec.pdf.

11. Горяев Н. К., Циулин С. С. Перспективы развития «Зеленых транспортных коридоров» в Европе с учетом ключевых показателей эффективности // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. № 6 (40). С. 14-20.

12. Иванова Н. А., Сысоева Д. И., Бутусова В. Е. Цифровизация как фактор развития международных зеленых транспортных коридоров // Транспортное дело России. 2022. № 2. С. 34-42.

информация об авторах

Фукс Елена Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Российская Федерация, 140015, Московская область, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: e.fyks@customs-academy.ru, тел.: +7 (926) 384-77-35;

Кожанков Антон Юрьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Торговое дело и торговое регулирование», Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Российская Федерация, 119454, Москва, проспект Вернадского, 76, e-mail: grotmel45@yandex.ru, тел.: +7 (903) 424-89-73;

Колганова Анастасия Дмитриевна - главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля, Центральная электронная таможня, Российская Федерация, 107140, Москва, Комсомольская площадь, 1, строение 1, e-mail: ad-kolganova@mail.ru, тел.: +7 (910) 088-63-02.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Фукс Е. Н., Кожанков А. Ю., Колганова А. Д. Перспективы развития информационного взаимодействия между таможенными службами России и Китая // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 112-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.