Научная статья на тему 'Персоноцентризм как стратегическая цель развития законодательства Российской Федерации'

Персоноцентризм как стратегическая цель развития законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персоноцентризм как стратегическая цель развития законодательства Российской Федерации»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

В.В. Васильев

Васильев Владимир Валерьевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Тверского государственного университета

Персоноцентризм как стратегическая цель развития законодательства Российской Федерации

Такие понятия, как «личность» и «человек», вызывают повышенный интерес в общественных науках. Следует согласиться с Н. Бердяевым в том, что «проблема человека есть основная проблема философии»1. С античных времен предпринимаются попытки осмысления сущности человека, рассмотрения соотношения человека, индивида и личности в их статусной взаимозависимости и взаимосвязи. В работах Аристотеля человек рассматривается как «существо общественное», способное «к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.»2. Т.Гоббс понимает под человеком одаренного разумом животного3.

Результатом исследования значимости человека в общественных науках явилось формирование двух научных направлений, определяющих его роль в системе общественных ценностей — системоцентризм и персоноцентризм (человекоцентризм).

В персоноцентризме человек является «высшей точкой» и «мерилом всех вещей»4. Цели развития тия общества, государства и права рассматриваются посредством роли и значимости человека, всемерного признания его прав и свобод как высших ценностей, определяющих доминанту развития. В системоцентризме индивид может отсутствовать вообще либо рассматривается как средство достижения целей, имея при этом вспомогательный характер5.

В России восприятие идеологии персоноцентризма произошло в начале XIX века и оказывало влияние на общественное развитие в течение всего столетия. Это явилось следствием развития науки и культуры после Отечественной войны 1812 года и повлияло на формирование законодательства Российской империи. Идеи персоноцентризма способствовали российским реформам 60-х годов XIX века, в том числе отмене крепостного права и судебной реформе. Попытки переосмысления значимости личности и человека проявляются в русской литературе второй половины XIX века, где подвергается подробному исследованию психологический портрет личности.

Революционные октябрьские события 1917 года и последовавшие за ними изменения в социально-экономической жизни общества значительно изменили вектор законодательной политики, переориентировав ее направленность от идеологии персоноцентризма к системоцентризму. Например, в гражданских кодексах РСФСР 1922 и 1964 годов были включены нормы о невозможности охраны гражданских прав в случае их осуществления в противоречии с «социально-хозяйственным назначением» или «их назначением в период строительства коммунизма», а одной из целей гражданского законодательства, сформулированной в ГК РСФСР 1964 года, провозглашалось «создание материально-технической базы коммунизма». На долгие годы человек превратился в средство достижения государственных целей и решения публично значимых задач независимо от лозунгов, провозглашавших величие человека.

Исторические события 90-х годов XX века, связанные с распадом Советского Союза и объявлением суверенитета Российской Федерации, создали предпосылки для изменения направления развития отечественного права и законодательства. Провозглашение в Конституции РФ значимости человека как высшей ценности, многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности позволили по-новому взглянуть на правовую систему, однако утверждать, что концепция персоноцентризма нашла безусловное отражение в законодательстве РФ, преждевременно и необоснованно, поскольку значимость человека до настоящего времени остается недооцененной в современном законодательстве РФ.

Индивид неразрывно связан с системой, в которой он существует, а система внутренне связана с индивидом6. В этом контексте система рассматривается как более глобальное явление, не своди-

1 Бердяев Н. О назначении человека. Париж, 1931. С. 50.

2 Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 379.

3 См.: Гоббс Т. Человеческая природа // Избранные произведения: в 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 442.

4 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 40.

5 Там же.

6 См.: МенегеттиА. Система и личность. М., 2007. С. 14.

Юридическая техника. 2015. М 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

мое только к системе права или правовой системе. Правильнее рассматривать систему как полиуровневую структуру, где каждый уровень выполняет свою функциональную задачу. Взаимосвязь уровней является следствием существования системы во имя и во благо общества, проецируя свое воздействие на создание правовых механизмов, способных придать частице общества — личности — особую значимость, сконцентрировать вокруг личности общественные институты и поставить их на службу ее интересам. Исходя из этого, современное право и законодательство должны основываться на идее обоюдной функциональной ценности личности для общества, а общества — для личности1.

Попытки сведения проблемы личности к идеологическому содержанию, характерному для отечественной правовой науки 50 — 80-х годов XX века и основанному на декларативном догматизме в вопросе «возвышения» человека для обоснования идеологического превосходства политического строя, не смогли создать качественную основу для познания личности в ее взаимосвязи с правом и законодательством. Рассмотрение значимости личности в современных правовых исследованиях сводится, главным образом к анализу ее правового статуса и является недостаточным для комплексного рассмотрения человека как важнейшего фактора, обусловливающего формирование целей и задач совершенствования законодательства.

Основой переосмысления былого понимания личности является то, что сама человеческая сущность есть совокупность общественных отношений2, поскольку любые отношения наполняются правовой значимостью исключительно в результате участия в них человека.

Одним из вопросов является соотношение понятий «человек» и «гражданин». Характеристика человека как личности представляет собой оценку индивида, рассмотрение его свойств и качеств, которые позволяют выделить человека из совокупности других живых существ, определить его место в социальной системе общества. Некоторые ученые приходят к выводу, что человек не может быть признан личностью только в силу одного факта рождения в физиологическом обличии человека3. Такая постановка вопроса имеет больше философскую направленность, поскольку дифференцирует два понятия — «человек» и «личность». Для законодательства такое разделение, основанное на началах нравственности, культуры и воспитания, рассматриваемых в качестве факторов созидания личности, не может иметь существенного значения. Парадигма в решении этого вопроса с точки зрения конституционализма должна сводиться к признанию значения личности за каждым субъектом независимо от его социальной роли в обществе. Заслуживает внимания подход, содержащийся в статье 29 Гражданского кодекса Испании, в которой закреплено, что «рождение определяет личность; но зачатый ребенок уже считается рожденным для всех благоприятных для него целей...». Такое законодательное решение представляется обоснованным и отвечающим целям развития законодательства.

Понимание личности в реалиях современного права и законодательства должно являться отражением незыблемости конституционно-правовой значимости личности, рассматриваемой как высшей конституционной ценности. Следует согласиться с В.И. Круссом в том, что «сам человек как таковой — есть феномен юридический: современное право не может мыслиться вне и помимо человека; человек мыслимый есть право.»4. Такой конституционно значимый тезис открывает новые ориентиры для понимания значимости личности для развития и совершенствования законодательства РФ. Отдельный конкретный живой человек составляет конечную цель всего права, поскольку только он может страдать и радоваться, может иметь интересы5.

В современных условиях исследование проблемы личности может быть эффективным исключительно во взаимосвязи с задачами общественного развития, поскольку цели существования человека и его предназначение в современном мире должны являться важнейшими катализаторами развития права и законодательства.

Тождественная природа права и человека, проявляющаяся в их социальном характере, позволяет рассматривать индивида как фактор, обусловливающий потребность общества в праве и его систематизации6. Человек и окружающий мир перманентно взаимообусловлены. Такое состояние позволяет рассматривать и оценить мир в контексте его связи с человеком, познавая сущность окружающего мира и составляющих его общественных отношений исходя из потребностей человека и его интересов7.

В контексте исследования персоноцентризма цели и задачи совершенствования законодательства требуют повышенного научного внимания. Правовые цели должны способствовать пониманию

1 См.: МенегеттиА. Система и личность. М., 2007. С. 15.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. М., 1961.Т. 21. С. 299.

3 См.: КузнецовА.В. Уголовное право и личность. М., 1977. С. 14.

4 Крусс В.И. Доктринальные инновации в контексте конституционализации российской правовой системы // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 2.

5 См.: Покровский И.А. Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права // Вестник гражданского права. 1913. № 4. С. 32.

6 См.: Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. С. 124.

7 См.: Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности: учебное пособие. СПб., 2008. С. 64.

Васильев В.В. Персоноцентризм как стратегическая цель развития...

171

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

сущности системообразующих факторов через призму модернизации подходов к значимости личности. В этих условиях построение системы законодательства должно быть основано на общем принципе — закон для личности, а правовое регулирование во имя личности. Это проводит к выводу о том, что в современных условиях необходимо говорить о целевой направленности законодательства на гуманизацию и гармонизацию законодательных норм. Гуманизация и гармонизация законодательства, основанные на признании приоритета личности и верховенстве прав и свобод, должны рассматриваться как цели совершенствования законодательства.

Следует согласиться с Р. Иерингом в том, что «в мире ничего не совершается само собой, а напротив, все, что не совершается, то есть всякое изменение в чувственном мире, является последствием другого предшествующего изменения... В природе это основание механического свойства — причина; для воли оно должно быть свойством психологическим — цель»1.

Заслуживает поддержки и вывод Д.А. Керимова, что «цель как философская категория лежит в основе познания существа права, процесса его создания и реализации, развития и совершенствования»2. Рассмотрение цели в контексте исследования взаимосвязи личности и развития законодательства, несмотря на свою методологическую значимость, является недостаточно разработанным.

В теории права под юридической (правовой) целью понимается «идеально предполагаемая и гарантированная государством модель какого-либо социального явления, состояния или процесса, к достижению которой при помощи юридических средств стремятся субъекты правоотношений и правореализационной деятельности»3.

В философии гуманизм означает систему мировоззрения, основу которой составляет защита достоинства и самооценки личности, ее свободы и права на счастье. Гуманизация представляет собой процесс распространения и утверждения в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом и человеколюбием4. Гуманизация и персоноцентризм в контексте понимания значимости законодательства и его совершенствования не могут рассматриваться как тождественные понятия, поскольку гуманизация — одно из направлений правового персоноцентризма. Обратная связь здесь также очевидна — без гуманизации нельзя говорить о правовом персоноцентризме.

Личность, обеспечение свободной реализации прав и законных интересов личности, их всемерная охрана и защита становятся важнейшими целями права и законодательства, формируя основу теории правового персоноцентризма как вектора развития и совершенствования законодательства, предопределяя детерминизм на всех уровнях познания системы законодательства. Рассмотрение личности в качестве правовой цели совершенствования законодательства представляет собой и попытку создания новой правовой конструкции взаимоотношений «личность — общество — государство». В этой конструкции каждый элемент имеет свое значение, а их совокупность доказывает прямую и обратную взаимосвязь между ними, обусловленную потребностями самой системы законодательства в обеспечении верховенства прав личности и их всемерной защите.

1 Иеринг Р. Цель в праве. Значение римского права для нового мира / под ред. В.Р. Лицкой (пер.); пер.: Н.Ф. Де-рюжинский, Н.В. Муравьев. СПб., 1881. С. 1—2.

2 Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 68.

3 Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 44.

4 См.: Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2000.

Юридическая техника. 2015. М 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.