Научная статья на тему 'Персонологическая стратегия обучения как современная тенденция профессионального образования'

Персонологическая стратегия обучения как современная тенденция профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONOLOGY / PROFESSIONAL EDUCATION / STRATEGY / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Блягоз Заурбий Учужукович, Нагоев Аслан Владимирович, Тешев Валерий Асланович

В статье раскрыто понятие стратегии обучения в вузе с учетом возрастных особенностей обучающихся, определены личностные новообразованя периода поздней юности, выделены отличительные особенности персонологического обучения от личностно ориентированного. Обосновывается авторская точка зрения на персонологическую стратегию в вузе как специально организаованный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование личностных новообразований (рефлексии и личностно-смысловой сферы) и развитие личностных образований в виде когнитивных (перцепция, внимание, память, мышление, воображение, речь и др.), регулятивных (мотивы, желания, целеполагание, стремления, антиципация, прогнозирование, принятие решения, программирование, планирование, самоконтроль, коррекция) и эмоциональных (чувства и эмоции) структур, предопределяющих ассимиляцию информации, поступающей из внешней и внутренней среды на основе усвоения определенных знаний, умений и навыков, являющихся производными от соответствующих видов учебных действий, и способствующих трансформации «знания о личности» в инструмент ее собственного развития в целях адаптации обучающегося в социуме в период поздней юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Блягоз Заурбий Учужукович, Нагоев Аслан Владимирович, Тешев Валерий Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the concept of learning strategies in high school age-appropriate students, defined personality neoplasm’s period late adolescence, marked distinctive features personological training on personality-oriented. Substantiates the author's point of view on personological strategy in high school as specially organized process aimed at forming personal neoplasm’s ( reflection and personalsemantic sphere ) and the development of personality structures as cognitive ( perception, attention, memory, thinking, speech imagining of, and et al.), regulatory ( motivations, aspirations, desires, goal-setting, anticipation, forecasting, decision making, planning, programming, selfcorrection ) and emotional ( feelings and emotions ) structures representing the process of assimilation of information from external and internal environment based on the assimilation of certain knowledge and skills that are derived from the corresponding types of learning activities, and contribute to the transformation of " the knowledge of the person " into an instrument of its own development in order to adapt the learning in society during late adolescence.

Текст научной работы на тему «Персонологическая стратегия обучения как современная тенденция профессионального образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/ 168EVN614.pdf DOI: 10.15862/168EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/168EVN614)

УДК 37.015.31:51 ББК 88.840.302

Шелехова Людмила Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Россия, Республика Адыгея, Майкоп1 Кандидат педагогических наук Доцент кафедры Математических методов и информационных технологий

E-mail: schelehova_lv@mail.ru

Блягоз Заурбий Учужукович

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Россия, Республика Адыгея, Майкоп Кандидат физико-математических наук Профессор кафедры Математических методов и информационных технологий

E-mail: blyagoz.z.u@yandex.ru

Нагоев Аслан Владимирович

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Россия, Республика Адыгея, Майкоп Доцент кафедры Математических методов и информационных технологий

Кандидат экономических наук E-mail: navlad73@mail.ru

Тешев Валерий Асланович

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Россия, Республика Адыгея, Майкоп Доцент кафедры Математических методов и информационных технологий

Кандидат физико-математических наук E-mail: vateshev@mail.ru

Персонологическая стратегия обучения как современная тенденция профессионального образования

1 Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208 1

Аннотация. В статье раскрыто понятие стратегии обучения в вузе с учетом возрастных особенностей обучающихся, определены личностные новообразованя периода поздней юности, выделены отличительные особенности персонологического обучения от личностно ориентированного. Обосновывается авторская точка зрения на персонологическую стратегию в вузе как специально организаованный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование личностных новообразований (рефлексии и личностно-смысловой сферы) и развитие личностных образований в виде когнитивных (перцепция, внимание, память, мышление, воображение, речь и др.), регулятивных (мотивы, желания, целеполагание, стремления, антиципация, прогнозирование, принятие решения, программирование, планирование, самоконтроль, коррекция) и эмоциональных (чувства и эмоции) структур, предопределяющих ассимиляцию информации, поступающей из внешней и внутренней среды на основе усвоения определенных знаний, умений и навыков, являющихся производными от соответствующих видов учебных действий, и способствующих трансформации «знания о личности» в инструмент ее собственного развития в целях адаптации обучающегося в социуме в период поздней юности.

Ключевые слова: персонология; профессиональное образование; стратегия; развитие личности.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шелехова Л.В., Блягоз З.У., Нагоев А.В., Тешев В.А. Персонологическая стратегия обучения как современная тенденция профессионального образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/168EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/168EVN614

Ь^: //naukovedenie.ru

Изначально понятие «стратегия» (от греческого слова «Gxpaxnyia») применяли при рассмотрении определенного направления военного искусства, рассматривающего вопросы подготовки и ведения войн. Впоследствии данный термин стал использоваться в политике, социологии, педагогике и других областях. Что повлияло на возникновение в научной литературе множественности определений понятия «стратегия», систематизация которых была предпринята Г.Минцбергом в 1987. В результате чего им было выделено пять основных подходов в толковании термина «стратегия»: 1) стратегия как план; 2) как ловкий прием; 3) как паттерн; 4) как позиция; 5) как перспектива (концепция) [1]. Не смотря на взаимообусловленность данных определений, основополагающим является последнее, поэтому стратегия подразумевает рассмотрения наиболее фундаментальных аспектов процесса обучения, направленных как на получение ЗУН, так и постоянную трансформацию личности.

Представление о личностном подходе в психолого-педагогической науке прошло длительную эволюцию, однако до сих пор нет единой подхода в понимании данного понятия. Данный подход трактуется как: 1) уважение прав, достоинств и самоценности ребенка, являющихся основой формирования благоприятных условий его социализации (Л.И. Божович, В.А.Сухомлинский); 2) направленность воспитательной системы на формирование личности с социально значимыми интегративными качествами (А.Д. Алферов, Н.Н.Васильева, В.В. Шоган и др.); 3) особый вид образования, подразумевающий создание педагогических условий, направленных на саморазвитие духовно-личностной сферы обучающегося (Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, М.В.Кларин, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Основываясь на результатах научных исследований, проведенных в рамках последнего подхода, В.А. Тестов в 1999 году сформулировал содержание определения «стратегия обучения математики», под которой он понимал «процесс, направленный на формирование мировоззрения на основе усвоения определенных знаний, умений, навыков, а также социокультурного опыта и личностных качеств» [2]. На наш взгляд, данное определение наиболее точно отражает содержание изучаемого понятия, но в нем не учтены: 1) составляющие процесса учения, как составной части обучения; 2) возрастные особенности обучающихся.

В процессе обучения принято выделять две составляющие: преподавание (передача системы знаний, умений, опыта деятельности) и учение (формирования новообразований в виде когнитивных структур, которые выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольного поведения, количестве и четкости знаний и умений)[3]. Однако психическая деятельность включает не только когнитивные, но и регулятивные (мотивы, стремления, желания, целеполагание, антиципации, прогнозирование, принятие решения, планирование, программирование, самоконтроль, коррекция) и эмоциональные (чувства и эмоции) структуры. Именно совокупность всех трех структур представляет процесс ассимиляции информации, поступающей из внешней и внутренней среды, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

К одному из самых сложных и на сегодняшний день до конца не изученных вопросов психолого-педагогической науки можно отнести проблемы, отражающие развитие и формирование человека. Это объясняется тем, что его личностный рост обусловлен множеством внешних (принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде) и внутренних (генетические, биологические и физиологические факторы) детерминант. Данное утверждение справедливо и для студенческого возраста, соответствующего юношескому периоду, в процессе которого происходит стабилизация личности. А.В.Петровский отмечает, что «юношеский возраст по существу остается белым пятном на карте психологических исследований» [4]. Одним из таких неразработанных аспектов является проблема личностных новообразований в период поздней юности. Основываясь на результатах научных исследований В.А. Алексеева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, И.С. Кона и др.,

рассматривающих вопросы развития личности в период ранней юности, можно утверждать, что к основным новообразованиям периода поздней юности относятся рефлексия, личностно-смысловая сфера и мировоззрение. Однако, по общепризнанному утверждению Д.И. Фельдштейна, «смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития...» [5], то есть, например, «быть обучаемым» и «быть обучающим» предполагает различное психологическое восприятия процесса обучения. Выходит, что относительно студентов нельзя утверждать о сформированности «совокупности устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющей отношение к окружающей действительности и характеризующей видение мира в целом и место человека в этом мире» [6], пока они не приступят к своей профессиональной деятельности. В период поздней юности, если индивид является только обучающимся, формируется личностно-смысловая сфера, определяющая мотивацию, аксиологию и только в последствие мировоззрение, поэтому в качестве новообразований обучающихся стоит рассматривать только рефлексию и личностно-смысловую сферу.

При этом нельзя забывать о том, что в данный возрастной период продолжают развиваться другие психические образования, которые традиционно принято относить к более ранним периодам развития личности. Например, в методической науке существует устоявшееся мнение о нецелесообразности применения механизмов развития свойств внимания у обучающихся вузов, ссылаясь на то, что внимание формируется на более ранних стадиях развития. Это опровергает Л.Н.Фоменко [7], исследуя развитие перцептивного внимания (объем, избирательность, переключаемость, устойчивость, концентрации) взрослых, отмечая, что наименьший уровень объем, избирательность и устойчивость внимания свойствен периоду поздней юности (18-21 год), а наиболее высокий уровень достигает только к 29-34 годам. Несколько иначе происходит развитие концентрации внимания: повышение уровня (с 18-20 лет) сменяется постепенным понижением (особенно в 22-24 года), стабилизацией и повышением функции на более высоком уровне. Более того развитие внимания отражает формирования и преобразования механизмов регулирования умственной деятельности в период поздней юности.

В современной отечественной педагогике можно выделить ряд концепций, каждая из которых рассматривает развитие личности с разных позиций. Эти позиции не противоречат друг другу, а фиксируют акценты на разных сторонах данного процесса. Например:

• развивающее обучение предполагает включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. В центре внимания находится мышление как процесс познания человеком окружающего мира, как процесс решения жизненно важных проблем;

• частные методики в традиционном обучении также предполагали реализацию трех целей: обучающую, развивающую и воспитательную. При этом надо отметить, что конечной целью обучения признавалось овладение знаниями, умениями, навыками, общечеловеческой практикой. Развитие индивидуальных способностей считалось побочным результатом обучения, и было нацелено на формирование и развитие человека с заранее заданными свойствами;

• личностно-ориентированное обучение исходит из понимания того, что внутренний мир индивидуума находится в непрерывном взаимодействии с социальным окружением, приводящим к дифференцированной активности в развитии познавательной способности. При этом в большей степени акцентируются социально значимые черты личности, которые отвечают за восприятие субъектом себя в качестве носителя тех или иных социальных ролей и функций.

Персонологическая стратегия обучения в вузе предполагает организацию учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование личностных новообразований (рефлексии и личностно-смысловой сферы) и развитие личностных образований в виде когнитивных (перцепция, внимание, память, мышление, воображение, речь и др.), регулятивных (мотивы, желания, целеполагание, стремления, антиципация, прогнозирование, принятие решения, программирование, планирование, самоконтроль, коррекция) и эмоциональных (чувства и эмоции) структур, предопределяющих ассимиляцию информации, поступающей из внешней и внутренней среды на основе усвоения определенных знаний, умений и навыков, являющихся производными от соответствующих видов учебных действий, и способствующих трансформации «знания о личности» в инструмент ее собственного развития в целях адаптации обучающегося в социуме в период поздней юности [8].

Основоположник персонологоического подхода - Генри Мюррей ввел понятие персонологии еще в 1938 г. Его последователи и сторонники персонологического подхода (С.Мадди, В.А.Петровски, А.Я.Семке и др.) рассматривают персонологию как междисциплинарную область знаний, включающую в себя психологические, философские, социологические, педагогические и другие аспекты. Их исследования были ориентированы на личность как на целостную систему, отражающую единство всех ее составляющих психологических и социокультурных факторов, то есть персонологическое обучение объединяет и дополняет, а не противопоставляет себя традиционному, развивающему, индивидуализированному или личностно ориентированному обучению.

Например, для личностно ориентированного обучения система ключевых компетенций подбирается так, чтобы с их помощью обеспечивались вхождение обучающегося в конкретный социум и успешность деятельности в нем; при персонологическом обучении, помимо данных задач, ставится задача гармоничного развития всех сфер обучающегося в соответствии с его возрастными и иными особенностями. При этом в отличие от индивидуализированного обучения согласовываются не только способы, приемы и темп обучение с индивидуальными возможностями обучающегося, с уровнем развития его способностей; учитываются в процессе обучения индивидуальные особенности учащихся во всех его формах и методах, но и создаются условия, способствующие трансформации «знания о личности» в инструмент ее собственного развития. Будущий специалист с высшим педагогическим образованием с целью повышения своей профессиональной мобильности должен осознавать механизмы формирования психической деятельность. Это подтверждает актуальность утверждения В.А. Сластенина о том, что «можно добиться большей эффективности учения, если бы учеников ... обучали элементам психологии, раскрывающим на доступном им уровне закономерности функционирования и развития личности, ее процессов, свойств и состояний» [9]. В данном случае важно не само по себе изучение теоретических основ психологии (они изучаются в высшей школе), а их использования в реальном учебном процессе каждой дисциплины. С этой целью на основе межпредметных связей учебных дисциплин: педагогики, психологии и математики разрабатывается микртехнология обучения, включающая в себя системный комплекс психолого-педагогических процедур, последовательность операций и действий, составляющих в совокупности целостную систему упражнений, которая позволяет преодолеть противоречие между высокой степенью общетеоретической разработанности теории личностно ориентированного обучения и недостаточным уровнем ее экстраполяции в методику математического образования.

В личностно ориентированном образовании проверяются, прежде всего, социально значимые, личностные качества и способности, то есть обязательными являются социально-ориентированные знания и умения. В персонологическом - помимо данных критериальных показателей уделяется внимание так же степени сформированности профессиональных компетенций. При этом, рассматривая знания, умения и навыки как средство общего развития,

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6 (25), ноябрь - декабрь 2014

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

персонологический подход все же предполагает обязательное соответствие полученных знаний, умений и навыков уровню, предусмотренному образовательным стандартом.

Следовательно, рассматривая формирование и развитие личности в процессе обучения, необходимо говорить не личностно ориентированном (теоретические исследования в области педагогике), а о персонологическом обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mintzberg, Henry, "Five Ps for Strategy", California Management Review, Fall 1978. (c) 1987 by Regents of the University of California.

2. Тестов, В.А. Стратегия обучения математике [Текст] / А.В.Тестов. - М.: ТШБ, 1999. - 313 с.

3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

4. Петровский, А.В. Об основных направлениях в разработке проблем психологии юношеского возраста [Текст] / А.В.Петровский // Психологические проблемы юности: Уч. зап. МГПИ им. В.И.Левина, М9 331. - М.,1969. - С. 3-8.

5. Фльдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] /Д.ИФельдштейн. - М.,Флинта 1999, 672 с.

6. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psi.webzone.ru

7. Методики изучения внимания у взрослых людей [Текст]: Метод. рекомендации для преподавателей кафедр педагогики и психологии ИУУ / АПН СССР. НИИ обш. образования взрослых; Сост. Л.Н. Фоменко. - Л.; М.: АПН СССР, 1988. - 170 c.

8. Шелехова Л.В. Персонологическая стратегия математического образования будущего учителя: монография. [Электронное издание] - Майкоп.: изд-во АГУ, 2011. - 3,62 МГ. Регистрационный номер № 30362. Номер гос. регистрации обязательного экземпляра электронного издания - 0321301064.

9. Сластенин, В.АСовременные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения [Электронный ресурс] / В.А.Сластенин. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/pedagogics/readme.php/

Рецензенты: Тлячев Вячеслав Бисланович, д.ф-.м.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической физики Адыгейского государственного университета.

Поддубная Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета.

Shelekhova Ludmila Valer'evna

Adyghe State University Russia, Maikop E-mail: schelehova_lv@mail.ru

Blyagoz Zaurbi Uchuzhukovich

Adyghe State University Russia, Maikop E-mail: blyagoz.z.u@yandex.ru

Nagoev Aslan Vladimirovich

Adyghe State University Russia, Maikop E-mail: navlad73@mail.ru

Teshev Valeri Aslanovich

Adyghe State University Russia, Maikop E-mail: vateshev@mail.ru

rersonologicheskaya learning strategy as a modern trend professional education

Abstract. The article deals with the concept of learning strategies in high school age-appropriate students, defined personality neoplasm's period late adolescence, marked distinctive features personological training on personality-oriented. Substantiates the author's point of view on personological strategy in high school as specially organized process aimed at forming personal neoplasm's ( reflection and personal- semantic sphere ) and the development of personality structures as cognitive ( perception, attention, memory , thinking, speech - imagining of , and et al.), regulatory ( motivations , aspirations , desires, goal-setting , anticipation , forecasting , decision making, planning, programming , self- correction ) and emotional ( feelings and emotions ) structures representing the process of assimilation of information from external and internal environment based on the assimilation of certain knowledge and skills that are derived from the corresponding types of learning activities , and contribute to the transformation of " the knowledge of the person " into an instrument of its own development in order to adapt the learning in society during late adolescence .

Keywords: personology; professional education; strategy; development of the personality.

REFERENCES

1. Mintzberg, Henry, "Five Ps for Strategy", California Management Review, Fall 1978. (c) 1987 by Regents of the University of California.

2. Testov, V.A. Strategiya obucheniya matematike [Tekst] / A.V.Testov. - M.: TShB, 1999. - 313 s.

3. Slastenin, V.A. Pedagogika [Tekst]: ucheb. posobie / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyanov. - M.: Shkola-Press, 1997. - 512 s.

4. Petrovskiy, A.V. Ob osnovnykh napravleniyakh v razrabotke problem psikhologii yunosheskogo vozrasta [Tekst] / A.V.Petrovskiy // Psikhologicheskie problemy yunosti: Uch. zap. MGPI im. V.I.Levina, M9 331. - M.,1969. - S. 3-8.

5. Fl'dshteyn, D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki protsessa razvitiya lichnosti: Izbrannye trudy [Tekst] /D.IFel'dshteyn. - M.,Flinta 1999, 672 s.

6. Psikhologicheskiy slovar' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://psi.webzone.ru

7. Metodiki izucheniya vnimaniya u vzroslykh lyudey [Tekst]: Metod. rekomendatsii dlya prepodavateley kafedr pedagogiki i psikhologii IUU / APN SSSR. NII obsh. obrazovaniya vzroslykh; Sost. L.N. Fomenko. - L.; M.: APN SSSR, 1988. - 170 c.

8. Shelekhova L.V. Personologicheskaya strategiya matematicheskogo obrazovaniya budushchego uchitelya: monografiya. [Elektronnoe izdanie] - Maykop.: izd-vo AGU, 2011. - 3,62 MG. Registratsionnyy nomer № 30362. Nomer gos. registratsii obyazatel'nogo ekzemplyara elektronnogo izdaniya - 0321301064.

9. Slastenin, V.ASovremennye podkhody k razrabotke teorii lichnostno-razvivayushchego obucheniya [Elektronnyy resurs] / V.A. Slastenin. - Rezhim dostupa: http://library.by/portalus/modules/pedagogics/readme.php/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.