Научная статья на тему 'ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ ИДЕАЛА "МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С ИХ САМООТНОШЕНИЕМ'

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ ИДЕАЛА "МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С ИХ САМООТНОШЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИДЕАЛ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕАЛОВ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / МУЖЧИНЫ / ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян Светлана Тиграновна, Гвоздева Дарья Ивановна

В статье излагаются результаты исследования, направленного на изучение персонифицированности идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин в связи с их самоотношением. Эмпирическим объектом исследования выступили студентов вуза заочной формы обучения. Исследование проводилось с помощью методов тестирования (методика исследования «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)), анкетирования (модифицированная анкета для изучения идеалов образа жизни и их персонифицированности С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздевой); контент-анализа открытых вопросов анкеты; методов основной статистики - процедура квартилирования, биномиальное распределение (по Д.В. Оуэну). Было установлено, что наиболее характерным для мужчин измерением самоотношения является самоинтерес, а наименее характерным - аутосимпатия, тогда, как у женщин, наоборот, наиболее характерное измерение самоотношения - аутосимпатия, а наименее характерное - самоинтерес. Ведущее измерение самоотношения обусловливает предпочтения идеала «Матримониальный образ жизни» мужчинами и женщинами, а также избирательно обусловливает характеристики персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни». Ведущее измерение самоотношения «ожидаемое отношение других» у мужчин и женщин обусловливает индивидуально-вариативные характеристики персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни»; ведущее измерение самоотношения «самоуважение» - характеристики, отражающие гендерные ожидания общества; ведущие измерения самоотношения «аутосимпатия» у женщин и «самоинтерес» у мужчин - характеристики индивидуалистической направленности. Вне зависимости от ведущего измерения самоотношения респондентов идеал «Матримониальный образ жизни» персонифицирован у женщин только реальными персонифицированными носителями, а у мужчин - реальными и воображаемыми; персонифицированный носитель наделяется в представлении женщин личностными и статусно-карьерными характеристиками, а в представлении мужчин - только статусно-карьерными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джанерьян Светлана Тиграновна, Гвоздева Дарья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONIFICATION OF THE IDEAL "MATRIMONIAL WAY OF LIFE" IN MEN AND WOMEN IN CONNECTION WITH THEIR SELF-ATTITUDE

The article presents the results of a study aimed at studying the personification of the ideal «Matrimonial way of life» in men and women in connection with their self-attitude. The empirical object of the study was the students of the correspondence university. The research was carried out using testing methods (test «Self-relations» (V.V. Stolin, S.R. Pantileev)), questionnaires (modified questionnaire for studying the ideals of the way of life and its personification by S.T. Dzhaneryan, D.I. Gvozdeva); content analysis of open questions of the questionnaire; methods of basic statistics - the procedure of quartillation, binomial distribution (according to D.W. Owen). It was found that the most leading dimension of self-attitude for men is self-interest, and the least leading dimension is autosympathy, while in women, on the contrary, the most leading dimension of self-attitude is autosympathy, and the least leading is self-interest. The leading dimension of self-attitude determines the preferences of the ideal «Matrimonial way of life» by men and women, and also selectively determines the characteristics of the personified carrier of the ideal «Matrimonial way of life». The leading dimension of self-attitude «expected attitude of others» in men and women determines the individual-varIative characteristics of the personified carrier of the ideal «Matrimonial way of life»; the leading dimension of self-attitude «self-esteem» - characteristics that reflect the gender expectations of society; the leading measurements of self-attitude «autosympathy» in women and «self-interest» in men - characteristics of an individualistic orientation. Regardless of the leading measurement of the respondents' self-attitude, the ideal «Matrimonial way of life» is personified in women only by real personified carriers, and in men - by real and imaginary ones; a personified carrier is endowed in the view of women with personal and status-career characteristics, and in the mind of men - only status-career characteristics.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ ИДЕАЛА "МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С ИХ САМООТНОШЕНИЕМ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/60PSMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Джанерьян, С. Т. Персонифицированность идеала «матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин в связи с их самоотношением / С. Т. Джанерьян, Д. И. Гвоздева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN621.pdf

For citation:

Dzhaneryan S.T., Gvozdeva D.I. The personification of the ideal «Matrimonial way of life» in men and women in connection with their self-attitude. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 60PSMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Джанерьян Светлана Тиграновна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Академия психологии и педагогики Профессор кафедры «Психологии личности и консультативной психологии»

Доктор психологических наук, профессор E-mail: swetdjan@sfedu.ru

Гвоздева Дарья Ивановна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия Заведующая кафедрой «Психологии личности и консультативной психологии»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: darya-gvozdeva@yandex.ru

Персонифицированность идеала «матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин в связи с их самоотношением

Аннотация. В статье излагаются результаты исследования, направленного на изучение персонифицированности идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин в связи с их самоотношением. Эмпирическим объектом исследования выступили студентов вуза заочной формы обучения. Исследование проводилось с помощью методов тестирования (методика исследования «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)), анкетирования (модифицированная анкета для изучения идеалов образа жизни и их персонифицированности С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздевой); контент-анализа открытых вопросов анкеты; методов основной статистики — процедура квартилирования, биномиальное распределение (по Д.В. Оуэну). Было установлено, что наиболее характерным для мужчин измерением самоотношения является самоинтерес, а наименее характерным — аутосимпатия, тогда, как у женщин, наоборот, наиболее характерное измерение самоотношения — аутосимпатия, а наименее характерное — самоинтерес. Ведущее измерение самоотношения обусловливает предпочтения идеала «Матримониальный образ жизни» мужчинами и женщинами, а также избирательно обусловливает характеристики персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни». Ведущее измерение самоотношения «ожидаемое отношение других» у мужчин и женщин обусловливает индивидуально-вариативные характеристики персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни»; ведущее измерение самоотношения «самоуважение» — характеристики, отражающие гендерные ожидания общества; ведущие измерения самоотношения «аутосимпатия» у женщин и «самоинтерес» у мужчин — характеристики индивидуалистической направленности. Вне зависимости от ведущего измерения самоотношения респондентов идеал «Матримониальный

образ жизни» персонифицирован у женщин только реальными персонифицированными носителями, а у мужчин — реальными и воображаемыми; персонифицированный носитель наделяется в представлении женщин личностными и статусно-карьерными характеристиками, а в представлении мужчин — только статусно-карьерными.

Ключевые слова: личность; идеал образа жизни личности; характеристики идеалов; персонифицированность; самоотношение личности; студенты; мужчины; женщины

Введение

Одной из фундаментальных проблем, стоящих перед государством и обществом, является проблема конструирования своей будущей жизни молодежью как самой социально активной частью населения страны. Результатом такого конструирования могут выступать как представления субъекта о возможной, ожидаемой и предполагаемой будущей жизни, так и о наиболее желательной для него жизни, т. е. об идеале образа жизни. Необходимо отметить, что представления молодежи о собственном идеале образа жизни, как показывают исследования, не всегда соотносятся с их представлениями о желаемом обществе и образе жизни в нем. Так, по данным ряда авторов, носители даже самых позитивных представлений о будущем России не всегда видят самих себя частью этого будущего [1], что может быть обусловлено разрозненностью, слабой осознанностью и недостаточной отчетливостью представлений молодежи о будущем России [1], низкой осознанностью субъектами их собственных идеалов образа жизни, а также наличием противоречий между социальными ожиданиями молодежи и ее идеалами [2]. Имеющиеся расхождения, в свою очередь, приводят к тому, что молодежь не видит себя в рисуемом ими же будущем страны [3] и при первой возможности готовы ее покинуть [1], а образ будущего России оказывается более идеализированным, чем представления о собственной желаемой жизни [3]. В связи с этим актуальными и необходимыми, на наш взгляд, являются исследования, фокусирующие внимание на изучении тех социальных образцов и эталонов, а также внутренних ориентиров личности, которые выступают для молодежи регуляторами при реализации их индивидуальной жизни.

Одним из таких внутренних ориентиров выступают идеалы образа жизни личности, которые являются аксиологическими, ценностно-смысловыми образованиями личности и выступают в качестве внутренних ориентиров, выполняющих регулирующую роль в разных аспектах ее жизнедеятельности [4; 5]. Под идеалом образа жизни мы понимаем представление личности о наилучшей и желательной для нее жизни, ее эмоциональный основаниях и средствах приближения [4]. Как сложное по строению аксиологическое образование, идеал образа жизни личности включает когнитивный (мотивы-ценности конкретной деятельности и условия их реализации), эмоциональный (виды эмоциональной направленности, мировоззренческие чувства) и операциональный (средства приближения идеала) компоненты. Виды идеалов образа жизни наделяются структурными (сценарность, персонифицированность) и содержательными (внешняя и внутренняя согласованность) характеристиками [4].

Исследования идеалов образа жизни показали, что последние имеют разное предметное содержание, а их характеристики различаются у субъектов в зависимости от их пола, профессиональной принадлежности, социального статуса, индивидуально-психологических особенностей [4-8].

Очевидно, что конструирование идеалов образа жизни строится на основе учета разнообразных факторов, ведущими из которых выступают, с одной стороны, индивидуально-психологические особенности субъектов, а с другой — их представления об образе жизни субъектов разного масштаба, среди которых можно выделить представления об идеальном обществе, представления о конкретной личности (исторической, известной, современной,

которую субъект знает лично), о героях книг, фильмов и т. п., образ жизни которых может выступить для личности в качестве образца для подражания [9]. Наличие такого образца говорит о пресонифицированности идеала (содержательная характеристика), под которой мы понимаем наличие реальной или воображаемой личности или группы, реализующей желаемый для человек образ жизни [9]. Наши исследования показали, что специфика персонифицированности идеалов образа жизни у респондентов обусловлена их социальным статусом [4], полом и видом идеала образа жизни [9]. Наряду с этим, в наших исследованиях установлено, что доминирование вида идеала обусловлено индивидуально-психологическими особенностями субъектов, среди которых, наряду с полом и профессиональной принадлежностью, выделяются черты личности, ее самоотношение и направленность. Полагаем, что характеристики идеалов, в том числе и их персонифицированность, также могут быть обусловлены личностными особенностями носителей этих идеалов, что составляет перспективу исследований идеалов образа жизни личности у разных субъектов.

В данной статье приведены результаты исследования персонифицированности идеала «Матримониальный образ жизни» у юношей и девушек в связи с их самоотношением. Выбор нами персонифицированности данного идеала в качестве предмета исследования был обусловлен его доминированием среди иных идеалов у респондентов обоего пола [4]. В психологических исследованиях показано, что самоотношение субъектов обусловливает их представление о будущем, а также их отношение к разным сторонам действительности [10-16]. Проведенные нами ранее исследования также показали, что предпочтение респондентами идеала «Матримониальный образ жизни» обусловлено особенностями их самоотношения [17], а это позволяет полагать, что персонифицированность данного идеала также может быть обусловлена особенностями самоотношения субъектов.

На основе вышеизложенных теоретических построений мы спланировали и провели исследование, направленное на изучение персонифицированности идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин в связи с их самоотношением.

Цель и предмет исследования

Предметом исследования выступила персонифицированность идеала «Матримониальный образ жизни». Цель исследования — изучить персонифицированность идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин в связи с их самоотношением. В исследовании приняли участие студенты заочной формы обучения вуза (женщины и мужчины) в возрасте от 21 до 25 лет в количестве 120 человек.

Мы предположили, что ведущее измерение самоотношения у мужчин и женщин будет обусловливать предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» и его персонифицированность.

Методы исследования

Методами исследования выступили: анкетирование (модифицированная анкета для изучения идеалов образа жизни и их персонифицированности С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздевой); методика исследования «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); контент-анализ открытых вопросов анкеты; методы основной статистики — процедура квартилирования, биномиальное распределение (по Д.В. Оуэну).

Персонифицированность идеала «матримониальный образ жизни» была изучена с помощью модифицированной анкеты для изучения идеалов образа жизни. Под персонифицированностью идеала мы понимаем представление респондентов о

персонифицированном носителе, ведущем желаемый для респондента матримониальный образ жизни. Идеал считался персонифицированным если в представлении присутствовали описание персонифицированного носителя. Ответы респондента, указывающие на отсутствие такого носителя, расценивались нам как отсутствие персонифицированности идеала.

В результате контент-анализа открытых вопросов анкеты были установлены категории, отражающие характеристики персонифицированных носителей идеала у мужчин и женщин. Были установлены следующие категории: «статусно — карьерные характеристики» (собственный бизнес, карьера в компании, работа по типу «фриланс», высокий материальный доход, наличие материальных ценностей, высокая должность), «профессия» (указание конкретных профессий), «личностные качества» (межличностные, индивидуалистической направленности), «семья» (дружная семья, замужем/женат, хороший отец/мать) и «здоровье» (физически развит, питается правильно, редко болеет); «привлекательность для противоположного пола» (нравится мужчинам/женщинам).

Предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» устанавливалось на основе меры выраженности содержания когнитивно-предметного компонента идеала (мотивы-ценности, реализуемые в конкретной деятельности). Высокая и умеренная мера выраженности содержания когнитивно-предметного компонента идеала рассматривалась нами как показатель его предпочтения респондентами.

Обработка результатов проводилась с помощью программы Statistica 13. Процедура квартилирования применялась для установления высоких, средних и низких показателей когнитивно-предметного компонента идеала «Матримониальный образ жизни»; биномиальное распределение — для подтверждения меры выраженности когнитивно-предметного компонента идеала. В качестве значимого был выбран уровень р < 0,05.

Результаты исследования

Исследование показало, что наиболее характерным для мужчин измерением самоотношения является самоинтерес, а наименее характерным — аутосимпатия, тогда, как у женщин, наоборот, наиболее характерное измерение самоотношения — аутосимпатия, а наименее характерное — самоинтерес (табл. 1).

Таблица 1

Измерения самоотношения у мужчин и женщин (%)

Аутосимпатия Ожидаемое отношение от других Самоинтерес Самоуважение

Женщины 23,3 6,7 1,7 18,3

Мужчины 3,3 5 33,4 8,3

Составлено/разработано автором

Далее, в соответствии с целью исследования, изучались предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» и его персонифицированность (наличие/отсутствие персонифицированного носителя; реальный/воображаемый носитель; единичный/групповой носитель; характеристики персонифицированного носителя) у респондентов с разным ведущим измерением самоотношения. Ввиду малочисленности групп у мужчин с ведущим измерением самоотношения «аутосимпатия» и женщин с ведущим измерением самоотношения «самоинтересом» не удалось установить особенностей персонифицированности идеала.

Результаты исследования показали, что предпочтение мужчинами и женщинами идеала «Матримониальный образ жизни» имеет разную выраженность в зависимости от их самоотношения (табл. 2).

Таблица 2

Выраженность предпочтения идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин с разным доминирующим измерением самоотношения (биномиальный критерий, шКрит по Д.В. Оуэну)

Аутосимпатия Ожидаемое отношение от других Самоинтерес Самоуважение

Мужчины - Высокая и выше среднего (тэмп = 12; ткрит = 10) Разное Средняя (тэмп 9; ткрит 9)

Женщины Средняя (тэмп = 25; Щфиг = 20) Высокая (тэмп = 8; ткрит = 8) - Высокая и выше среднего (тэмп = 17; ткрит = 16)

Примечание: «-» — ввиду малочисленности группы предпочтение не устанавливалось. Составлено/разработано автором

Так, наиболее предпочитаемым идеал «Матримониальный образ жизни» является у мужчин и женщин с доминирующим измерением самоотношения «ожидаемое отношение других», а также у женщин с доминирующим измерением самоотношения «самоуважение». Как видно, самоотношение респондентов, обусловливающее их высокую ориентацию на социальные ожидания и общественные стереотипы, приводит к предпочтению идеала, максимально соответствующего основной с точки зрения общества задаче данного возраста и социальной ситуации развития респондентов — созданию семьи. Предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» у женщин с доминированием «самоуважения», вероятно, связано с тем, что семейная сфера является традиционной и одобряемой для самореализации женщин, где последние чувствуют свою силу и возможности для достижения успеха. Доминирование таких измерений самоотношения, как «аутосимпатия» и «самоинтерес», не приводят к предпочтению матримониального идеала у респондентов обоего пола, что, вероятно, связано с нежеланием жертвовать собой ради других людей.

В зависимости от ведущего измерения самоотношения мужчин и женщин были установлены следующие особенности персонифицированности их идеала «Матримониальный образ жизни».

Персонифицированным носителем идеала «Матримониальный образ жизни» и у женщин, и у мужчин с ведущим измерением самоотношения «ожидаемое отношение других» является реальный человек, характеристики которого в представлении женщин данной группы индивидуально-вариативны (табл. 3).

Таблица 3

Ведущие категории контент-анализа описаний характеристик персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин с разным ведущим измерением самоотношения

Аутосимпатия Ожидаемое отношение других Самоинтерес Самоуважение

Мужчины - Не установлено Статусно-карьерные (руководитель успешного бизнеса) Статусно-карьерные (быстрая карьера в крупной компании)

Женщины Личностные (индивидуалистические) Статусно-карьерные (высокий материальный доход) Не установлено - Личностные (межличностные) Статусно-карьерные (работа по типу «фриланс»)

Примечание: «-» — ввиду малочисленности группы категории не устанавливались. Составлено/разработано автором

Вероятно, для респондентов обоего пола, ориентированных на оценки окружающих, высокое предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» обусловлено не их внутренними основаниями, а соответствием гендерным ожиданиями общества. При таком варианте представления о наиболее желаемой жизни регулируются принципом «так должно быть», не предполагающим учета индивидуальных особенностей субъектов, что и обусловило индивидуальные вариации представлений о характеристиках персонифицированного носителя.

Персонифицированным носителем идеала «Матримониальный образ жизни» у женщин с доминирующим измерением самоотношения «самоуважение» является реальный человек, общительный, уверенный в себе, с лидерскими качествами и доброжелательный, имеющий большое количество клиентов и успех в работе по типу «фриланс» (категории «личностные качества» и «статус-карьера») (табл. 3). Как видно, отношение к себе женщин данной группы, базирующееся на социальном одобрении и оценке собственной успешности, обусловливает наделение персонифицированного носителя фемининными чертами, обеспечивающими возможность установления позитивных взаимоотношений, а также наличием успешной профессиональной самореализации в условиях свободного распоряжения своим рабочим временем. Такие условия работы позволяют совмещать ее с успешной самореализацией в семейно-бытовой деятельности, достижения в которой, равно как и достижения в профессиональной деятельности по типу «фриланс», являются социально-одобряемыми для женщин, что и обусловливает высокое предпочтение женщинами идеала «Матримониальный образ жизни».

Персонифицированным носителем идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин с доминирующим измерением самоотношения «самоуважение» является как реальный, так и воображаемый человек, осуществляющий быстрый карьерный рост в крупных компаниях (категория «статус-карьера») (табл. 3). Как видно, персонифицированный носитель идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин с самоуважением наделяется исключительно статусно-карьерными характеристиками, что обусловлено, вероятно, существующей в обществе тенденцией оценивать успешность мужчин по наличию у них карьерных достижений и высокого статуса (материального, социального и т. д.). При этом в характеристике персонифицированного носителя подчеркивается скорость построения карьеры именно в крупной компании, что позволяет говорить о персонифицированном носителе идеала как о карьеристе. Наряду с этим, умеренное предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» мужчинами данной группы может быть обусловлено их направленностью на поддержание самоуважения путем достижения успеха во всех сферах жизни, в том числе и семейной. При этом если для женщин с самоуважением высокое предпочтение идеала связано с их потребностью реализовываться в данной сфере, то для поддержания самоуважения мужчин достаточно наличия официального брака, являющегося одним их показателей их успешности, что и обусловило меньшую степень предпочтения данного идеала мужчинами.

Персонифицированным носителем идеала «Матримониальный образ жизни» у женщин с доминирующим измерением самоотношения «аутосимпатиия» является реальный человек, отличающийся высоким интеллектом, успешно справляющийся с любыми задачами и имеющий высокий материальный доход (категории «личностные качества» и «статус-карьера») (табл. 3). Как видно, позитивное принятие себя и переживание женщинами данной группы собственной ценности обусловливают наделение персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни» чертами индивидуалистической направленности, обеспечивающими материальную независимость в жизни. Очевидно, что для таких персонифицированных носителей семья не является приоритетом, что и отразилось на предпочтении женщинам данной группы идеала «Матримониальный образ жизни» (умеренное предпочтение). Вероятно, женщины данной группы не готовы обременять себя проблемами других людей.

https://mir-nauki.com

Персонифицированным носителем идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин с ведущим измерением самоотношения «самоинтерес» является как реальный, так и воображаемый человек, успешный руководитель своего бизнеса (категория «статус-карьера») (табл. 3). Близость к себе, понимание себя и ориентация на свои потребности обусловили представление о персонифицировнном носителе идеала как предпринимателе, успешно развившем собственный бизнес, что позволяет гибко осуществлять организацию своей профессиональной деятельности в соответствии с собственным видением и своей картиной мира.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Ведущее измерение самоотношения обусловливает предпочтения идеала «Матримониальный образ жизни» мужчинами и женщинами: предпочитают данный идеал женщины и мужчины с ведущим измерением самоотношения «ожидаемое отношение других», а также женщины с ведущим измерением самоотношения «самоуважение».

Ведущее измерение самоотношения избирательно обусловливает характеристики персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни» у мужчин и женщин.

Вне зависимости от ведущего измерения самоотношения респондентов идеал «Матримониальный образ жизни» персонифицирован у женщин только реальными персонифицированными носителями, а у мужчин — реальными и воображаемыми; персонифицированный носитель наделяется в представлении женщин личностными и статусно-карьерными характеристиками, а в представлении мужчин — только статусно-карьерными.

При ведущем измерении самоотношения «ожидаемое отношение других» у мужчин и женщин характеристики персонифицированного носителя идеала «Матримониальный образ жизни» являются индивидуально-вариативными.

Ведущее измерение самоотношения «самоуважение» обусловливает наделение персонифицированного носителя характеристиками, отражающими гендерные социальные ожидания: женщины наделяют его межличностными чертами (лидерство, общительность, уверенность и доброжелательность) и успехом в работе по типу «фриланс», а мужчины — быстрой профессиональной карьерой в крупной компании.

Ведущие измерения самоотношения «аутосимпатия» (женщины) и «самоинтерес» (мужчины) обусловливает наделение персонифицированного носителя характеристиками индивидуалистической направленности: женщины описывают его как высокоинтеллектуального, независимого и успешного в любых делах, а мужчины — как успешного предпринимателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образ будущего России глазами молодежи / В.С. Комаровский, А.А. Беляков, О.А. Бориско [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Аспект Пресс", 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-7567-1113-4.

2. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В. Студенчество индустриальных регионов России: социальное самочувствие и образ будущего (на примере Свердловской области и Пермского края) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2020. — № 1. — С. 8-24. — DOI 10.15593/2224-9354/2020.1.1.

3. Сотков О.Л. Образ будущего России в представлении молодежи Тюменской области // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 6. — С. 4043. — DOI 10.24158/tipor.2017.6.8.

4. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности городской учащейся молодежи: поло-гендерный аспект // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2011. — № 10. — С. 146-157.

5. Антоненко, В.И., Ткаченко А.В., Илюхина О.Ю. Роль идеалов в жизни современного человека // Русский космизм: история и современность: Сборник трудов по материалам научной конференции, Королёв Московской области, 22 апреля 2015 года / Под общ. научной ред. Смирнова В.А. — Королёв Московской области: Общество с ограниченной ответственностью "Научный консультант", 2015. — С. 142-147.

6. Королев С.В. Методы формирования идеалов трезвого здорового образа жизни в молодежной среде // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — С. 1721-1729.

7. Уколова Т.В. Потенциал киноклуба в продвижении идеалов спорта и здорового образа жизни среди старшеклассников // Педагогика: история, перспективы. — 2019. — Т. 2. — № 5. — С. 36-42.

8. Котрухова, Е.С. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте // Материалы 63-й студенческой научно-практической конференции инженерного факультета ФГБОУ ВО "Самарская государственная сельскохозяйственная академия": Сборник материалов, Кинель, 30-31 мая 2018 года. — Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. — С. 324-327.

9. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Персонифицированность видов идеалов образа жизни личности юношей и девушек — выпускников вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2015. — № 10(54). — С. 232-244.

10. Бороденко Е.А. Взаимосвязь самоотношения молодежи г.комсомольска-на-амуре с их психологической дистанцией по отношению к людям // Амурский научный вестник. — 2020. — № 4. — С. 22-27.

11. Бакшиханова С.С., Ветошникова Д. Влияние самоотношения подростков на переживание психологических проблем // Современная школа России. Вопросы модернизации. — 2021. — № 3-2(36). — С.100-103.

https://mir-nauki.com

12.

13.

14.

15.

16. 17.

Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи показателей самоотношения и функций психологических границ // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67-4. — С. 381-384.

Бондырева С.К. Культура отношений в самоотношении и самоопределении человека // Мир психологии. — 2020. — № 4(104). — С. 97-101.

Асафьева Н.В. Специфика самоотношения в процессе формирования профессиональной идентичности современных студентов-психологов // Гуманитарный научный вестник. — 2020. — № 12. — С. 139-143.

Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., Mikhailova, О.В., Kudinov, V.S., Imomberdieva, N.M. Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. — 2020. — 8(3). — С. 47-59.

Vartanova I.I. Emotional attitude to school and self-attitude in high school students of different sex and age // Psychological Science and Education. — 2020. — T 25.V. 3. — PP. 40-48.

Гвоздева Д.И. Особенности социальной фрустрированности и самоотношения студентов-психологов в связи с предпочтением идеала "матримониальный образ жизни" // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2018. — № 6. — С. 79-83.

Dzhaneryan Svetlana Tigranovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Academy of Psychology and Pedagogy E-mail: swetdjan@sfedu.ru

Gvozdeva Darya Ivanovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Academy of Psychology and Pedagogy E-mail: darya-gvozdeva@yandex.ru

The personification of the ideal «Matrimonial way of life» in men and women in connection with their self-attitude

Abstract. The article presents the results of a study aimed at studying the personification of the ideal «Matrimonial way of life» in men and women in connection with their self-attitude. The empirical object of the study was the students of the correspondence university. The research was carried out using testing methods (test «Self-relations» (V.V. Stolin, S.R. Pantileev)), questionnaires (modified questionnaire for studying the ideals of the way of life and its personification by S.T. Dzhaneryan, D.I. Gvozdeva); content analysis of open questions of the questionnaire; methods of basic statistics — the procedure of quartillation, binomial distribution (according to D.W. Owen). It was found that the most leading dimension of self-attitude for men is self-interest, and the least leading dimension is autosympathy, while in women, on the contrary, the most leading dimension of self-attitude is autosympathy, and the least leading is self-interest. The leading dimension of self-attitude determines the preferences of the ideal «Matrimonial way of life» by men and women, and also selectively determines the characteristics of the personified carrier of the ideal «Matrimonial way of life». The leading dimension of self-attitude «expected attitude of others» in men and women determines the individual-varIative characteristics of the personified carrier of the ideal «Matrimonial way of life»; the leading dimension of self-attitude «self-esteem» — characteristics that reflect the gender expectations of society; the leading measurements of self-attitude «autosympathy» in women and «self-interest» in men — characteristics of an individualistic orientation. Regardless of the leading measurement of the respondents' self-attitude, the ideal «Matrimonial way of life» is personified in women only by real personified carriers, and in men — by real and imaginary ones; a personified carrier is endowed in the view of women with personal and status-career characteristics, and in the mind of men — only status-career characteristics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: personality; the ideal of way of life; characteristics of ideals; personification; self-attitude of personality; students; men; women

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.