Научная статья на тему 'Персонификация как стратегия и метод развития опыта интеркультурной деятельности студента'

Персонификация как стратегия и метод развития опыта интеркультурной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ОПЫТ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТРЕБНОСТИ / PERSONIFICATION / THE EXPERIENCE OF INTERCULTURAL ACTIVITY / INTERCULTURAL POTENTIAL / NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ергазина Алия Абдирамановна

В статье раскрывается сущность персонификации как основного метода и стратегии развития опыта интеркультурной деятельности студента. Суть персонификации опыта интеркультурной деятельности заключается в обращенности к личности студента, в бережном внимании к его внутреннему миру, его интересам и потребностям, в обогащении его интеркультурного потенциала. Особенность персонификации опыта интеркультурной деятельности студента определяется обращенностью к внутренним силам личности. Апелляция к собственным силам воспитываемой личности действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но изнутри. Благодаря этому, процесс персонификации становится мощным фактором становления и развития опыта интеркультурной деятельности студента, актуализации его внутренних потенциальных возможностей и потребностей. Назначение персонификации вскрывать и приводить в движение внутренние резервы личности и обеспечивать профессионально-личностное развитие будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ергазина Алия Абдирамановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONIFICATION AS A STRATEGY AND METHOD OF DEVELOPING THE EXPERIENCE IN INTERCULTURAL ACTIVITIES OF STUDENTS

The article focuses on the essence of personification as a basic method and strategy of developing the experience of intercultural activities of students. The essence of personification of the experience of intercultural activities is in addressing a student’s personality, careful attention to his/her inner world, interests and needs, enrichment of his intercultural potential. Particular features of personification of the experience of intercultural activities of a student are determined by the appeal to the inner strength of a personality. The appeal to the own strengths of the brought-up personality acts on the latter not through external influence, but from inside. Thanks to it, the process of personification becomes a powerful factor of forming and developing the experience of intercultural activities of students, updating their potential abilities and needs. Purpose of personification is open and set in motion internal reserves of personality and provide professional and personal development of personality.

Текст научной работы на тему «Персонификация как стратегия и метод развития опыта интеркультурной деятельности студента»

УДК 37

ЕРГАЗИНА Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ И МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПЫТА ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В статье раскрывается сущность персонификации как основного метода и стратегии развития опыта интеркультурной деятельности студента. Суть персонификации опыта интеркультурной деятельности заключается в обращенности к личности студента, в бережном внимании к его внутреннему миру, его интересам и потребностям, в обогащении его интеркультурного потенциала. Особенность персонификации опыта интеркультурной деятельности студента определяется обращенностью к внутренним силам личности. Апелляция к собственным силам воспитываемой личности действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но изнутри. Благодаря этому, процесс персонификации становится мощным фактором становления и развития опыта интеркультурной деятельности студента, актуализации его внутренних потенциальных возможностей и потребностей. Назначение персонификации - вскрывать и приводить в движение внутренние резервы личности и обеспечивать профессионально-личностное развитие будущего специалиста.

Ключевые слова: персонификация, опыт интеркультурной деятельности, личность, интеркультурный потенциал, потребности.

ERGAZINA Aliya Abdurahmanova , Candidate of Pedagogical Sciences

PERSONIFICATION AS A STRATEGY AND METHOD OF DEVELOPING THE EXPERIENCE IN INTERCULTURAL ACTIVITIES OF

STUDENTS

The article focuses on the essence of personification as a basic method and strategy of developing the experience of intercultural activities of students. The essence of personification of the experience of intercultural activities is in addressing a student's personality, careful attention to his/her inner world, interests and needs, enrichment of his intercultural potential. Particular features of personification of the experience of intercultural activities of a student are determined by the appeal to the inner strength of a personality. The appeal to the own strengths of the brought-up personality acts on the latter not through external influence, but from inside. Thanks to it, the process of personification becomes a powerful factor of forming and developing the experience of intercultural activities of students, updating their potential abilities and needs. Purpose of personification is open and set in motion internal reserves of personality and provide professional and personal development of personality.

Key words: personification, the experience of intercultural activity, intercultural potential, needs.

Персонификация (лат. persona - личность, лицо; facere - делать) - олицетворение, наделение каких-либо объектов человеческими свойствами. А в широком психолого-педагогическом контексте она означает олицетворение образовательного процесса, придание ему личностной направленности, опору на выявление и актуализацию внутренних личностных ресурсов обучающихся.

Суть персонификации опыта интеркультурной деятельности заключается в обращенности к личности студента, в бережном внимании к его внутреннему миру, его интересам и потребностям, в обогащении его интеркультурного потенциала.

В основе персонификации опыта интеркультурной деятельности студента лежит закон возвышения потребностей личности. Процесс развития культурных потребностей происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения. Потребность вызывает деятельность лишь тогда, когда появляется объект ее удовлетворения. Этот объект пробуждает соответствующую потребность. Овладение предметом потребности и есть вместе с тем процесс удовлетворения потребности. Удовлетворение потребностей осуществляется в процессе деятельности.

Анализ влияния потребностей на психические процессы и свойства человека показал, что деятельность по удовлетворению социальных потребностей одновременно развивает и сами потребности. Сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это переживание новых потребностей является актом развития. Актуализация одной потребности на определенных уровнях может быть снята деятельностью по удовлетворению других потребностей, адекватных ей по силе и значимости. Трудности задач обычно стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение потребности, но могут переходить и в свою противоположность.

Другой наиболее общей закономерностью развития потребностей является способность к воспроизводству. В отношении духовной потребности правильнее говорить о возобновлении переживания потребности. Своеобразие формирования социальных потребностей определяется развитием сознания, способностью человека их осознавать. Именно в осознании наличия тех или иных ценностей рождается потребность овладения ими.

Таким образом, особенность персонификации опыта интеркультурной деятельности студента определяется обращенностью к внутренним силам личности. Апелляция к собствен-

ным силам воспитываемой личности действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но изнутри. Благодаря этому, процесс персонификации становится мощным фактором становления и развития опыта интеркультурной деятельности студентов, актуализации их внутренних потенциальных возможностей и потребностей.

Персонификация объективно требует обеспечить психологическую и индивидуально-творческую подготовку студентов к профессиональной деятельности, их межкультурное общение, формирование у них внутренней потребности в овладении основами интеркультурной деятельности, субъектной позиции, первоначального опыта интеркультурной деятельности. Соответственно процесс персонификации опыта интеркультурной деятельности проходит несколько этапов:

- эмоционально-коммуникативный - социально-психологическая адаптация, развитие межличностного и интеркультурного взаимодействия и сотрудничества;

- деятельностный - накопление опыта интеркультурной и творческой деятельности;

- рефлексивный - включение студентов в ситуации анализа и прогноза действий, развитие исследовательского типа мышления.

Персонификация опыта интеркультурной деятельности напрямую связана с его культу-рообразующей функцией. Культурологический подход в первую очередь предполагает реализацию двух основных условий. Первое условие требует отбора такого содержания образования, которое обеспечивает развитие личности будущего специалиста во всей совокупности ее индивидуально-психологических особенностей, духовных потребностей и социально-нравственных и профессионально-значимых качеств. Второе условие диктует необходимость определить содержание конкретной сферы интеркультурного опыта, который впоследствии станет средством и содержанием его профессионального взаимодействия в трудовом коллективе.

Реализация первого условия предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин в контексте общечеловеческой культуры, второго - углубленное изучение в предметной области знаний, соответствующих их профессиональной специализации. Культурологический подход к формированию содержания профессиональной подготовки специалиста, таким образом, требует погружения его в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии и многообразии.

Согласно концепции гуманизации В.В. Серикова [1], профессионально-специальное начало не только может, но и должно определять характер гуманитаризации образования. Собственно, она призвана расширить и углубить личностный смысл деятельности человека. Таково ее высшее предназначение. Оно соответствует тенденциям развития современной педагогической науки с ее установкой на созидание личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, гуманитаризация образования ориентирована на персонификацию и выявление личностного смысла опыта интеркультурной деятельности. Только личностно и профессионально значимые гуманитарные знания обеспечивают подлинный процесс гуманитаризации образования [2]. Система высшего профессионального образования выполняет важнейшие человекотворческие функции в процессе профессиональной социализации студентов. В функционировании этой системы все более возрастающее значение приобретает культурологическая подготовка студентов. Это обусловлено радикальной трансформацией всех сфер жизнедеятельности постсоветского общества, в первую очередь ее цивилизационно-культурного пространства, что ставит как отдельных индивидуумов, так и различные общности (семейные, профессиональные, этнические, территориальные, субкультурные и др.) перед необходимостью не только возрождения утраченных духовных ценностей, но и формирования новых ценностных ориентаций, позволяющих человеку ощущать себя социально и духовно свободной личностью, имеющей право и возможность выбора своих идеалов, убеждений, предпочтений, позиций, профессий, места работы, всего уклада жизни. Предполагается коренное изменение самого типа социализации, осуществляемое в обществе, переживающем глубокий социально-экономический и духовный кризис, в том числе в сфере образования. Социокультурная трансформация немыслима без глубокого усвоения молодежью подлинно культурных ценностей, высших духовных идеалов, норм, образцов поведения. В качестве необходимой предпосылки такой социокультурной трансформации, охватывающей все звенья и уровни системы образования, выступает обязательное и благотворное для формирующейся личности расширение возможностей для реализации ее способностей в научном, техническом и художественном творчестве.

Как одно из средств и методов развития опыта интеркультурной деятельности студента персонификация выявляет человекотворческую сущность духовной культуры, ее роль в социализации личности, в формировании ее гражданских качеств, в гармонизации национальных и

общечеловеческих ценностей. Реализация такого подхода позволяет существующие в обществе макроуровни культуры (ритуальную, общинно-традиционную, народную, национальную, информационно-массовую, мировую) органично соединить с процессом интериоризации ее ценностей, норм и образцов студентами и их группами (учебными, субкультурными и др.) при помощи различных средств: ритуально-символических, письменных, речевых, информационно-образных, воплощаемых в многогранных образах художественной литературы, музыки, живописи, архитектуры, ваяния, кино, театра, органическое включение в общий культурно-исторический контекст социализации и культурализации личности, воспроизводство социокультурных человеческих общностей.

С позиции социоцентризма назначение образования состоит в том, чтобы, включая каждое новое поколение людей в утвердившуюся систему общественной жизни и приобщая его к гуманистическим ценностям данного общества, обеспечить незыблемость ранее избранной линии развития, недопустить радикальной смены социальных ориентиров. Образованию здесь приписывается служебная роль, самоценностью явно или неявно признается стабилизированный социум. Следствием этого является догматизация педагогической теории и практики. Напротив, антропоцентризм и гуманизм как доминирующие мировоззренческие ориентации ведут к утверждению самоценности образования, понимаемого как формирование и возвышение человеческой личности. Общественные институты и процессы рассматриваются при этом с точки зрения их адекватности цели гуманизации человеческого бытия. Образование личности, новое качество ее зрелости признаются залогом и основанием конструктивного преобразования всей общественной жизни. Не обезличенные законы социального бытия, за которыми обычно стоят корыстные интересы правящих элит, а здоровое чутье и ясные мысли развитых и духовно богатых личностей укажут обществу его будущее.

Характер образовательных задач и сама политика образования во многом определяются геополитическими тенденциями развития культуры и экономики, а также состоянием и динамики рынка труда, долгосрочными и крупномасштабными народнохозяйственными и социально-культурными проектами. Возможности унификации и вариабельности задач национальной образовательной политики тесно связаны с прогнозом тенденций изменения масштабов образовательного пространства, интеграцией фундаментальных исследований в мировую науку. При этом образовательная стратегия должна быть относительно консервативной, в то время как конкретная образовательная политика - оптимально мобильной, реактивной и гуманистической.

Мы не знаем в деталях, каковы параметры ожидаемого в будущем динамичного состояния нашего общества, какими ценностями будут руководствоваться составляющие его люди. Поэтому принципиально важно уже сегодня предоставить молодежи возможность ознакомиться с различными системами гуманистических ценностей и сделать для себя осознанный личностный и социальный выбор.

Итак, гуманитаризация содержания профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием создает условия для персонификации учебно-воспитательного процесса через овладение студентами человеческой культурой, выход за рамки индивидуального, сугубо личного бытия, осмысление духовно-нравственных оснований предстоящей практической деятельности. Перевод культуры во внутренний план личности, в индивидуальную форму существования - одна из ведущих стратегий гуманитаризации и гуманизации высшего образования, которая остро нуждается в психолого-педагогической и технологической поддержке.

Персонификация как стратегия и метод развития опыта интеркультурной деятельности студента, отражая гуманистическую парадигму высшего профессионального образования, представляет собой специфическую самоорганизацию студентом своего личностного образовательного пространства. Она актуализирует профессионально-личностное развитие студента как субъекта свободного сознательного выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления, осознания своей уникальности и самоценности.

Назначение персонификации - вскрывать и приводить в движение внутренние резервы личности, преобразовывать ее потенциальные возможности в актуальные. Придавая образовательному процессу индивидуально-творческий характер, персонификация обеспечивает профессионально-личностное развитие будущего специалиста.

Персонификация принимает оптимальный вид в условиях гуманитаризации и гуманизации высшей школы и свидетельствует о том, что гуманитаризация и гуманизация высшего образования являются всеобщей тенденцией развития современных социокультурных процессов. С учетом этой тенденции реформирования высшей школы предусматривается создание такой системы гуманитарного образования, которая удовлетворит духовно-культурные потребности общества, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, формировать

у них четкую субъектную позицию, профессионализм, гражданственность и патриотизм, глубокий нравственный потенциал, творческую индивидуальность. Именно поэтому в государственных стандартах высшего профессионального образования значительно повышен статус гуманитарных дисциплин.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 22-28.

2. Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. -1998. - № 2. - С. 17-22.

REFERENCES

1. Serikov V.V. The personal focused education. Pedagogics. 1994. No. 5. PP. 22-28.

2. Kasyan A.A. Humanitarization of education: some theoretical prerequisites . Pedagogics. 1998. No. 2. PP. 1722.

Информация об авторе

Ергазина Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук, кафедра филологии и перевода, г. Актобе, Казахстан [email protected]

Получена:24.12.2014

Information about the author

Ergazina Aliya Abdurahmanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Philology and Translation, Aktobe city, Kazakhstan [email protected]

Received:24.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.