Научная статья на тему 'Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни'

Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1788
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / EDUCATION / GLOBALIZATION / THE CHALLENGES OF MODERNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачев В. В.

В статье анализируются проблемы изменения человеческого существования и роль сферы образования в решении задачи «подготовки к жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZATION OF EDUCATION IN THE GLOBAL TRANSITION TO A WEB LIFESTYLE

This article analyzes the problem of change in human existence and the role of education in the task of preparing for life.

Текст научной работы на тему «Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни»

готовить школьника к осознанному выбору будущей сферы трудовой деятельности? Эти вопросы занимают значительное место в западноевропейских прогнозах.

Весьма обстоятельно данная проблематика рассматривается б монографии с выразительным названием: «70 миллионов учащихся: обучающаяся Европа» (1989). Ее автор Френсис Ванискотт - проф. парижской Нормальной школы и сотрудница французского Национального института педагогических исследований. В центре ее внимания - западноевропейская образовательная интеграция.

Ф. Ванискотт считает, что при выборе будущей профессии молодого человека необходимо «заглядывать вперед» по крайней мере на два десятилетия с учетом предполагаемых перспектив развития «европейского процесса».

Рассматривая направления развития средних школ в «объединенной Европе» XXI в., Ф. Ванискотт подчеркивает вариативность возможных решений и приводит 5 различных прогностических сценариев. В каждом из них на первый план выдвигается определенный комплекс задач и функций школы, что находит отражение и в названиях этих сценариев.

Сценарий 1. Школа, которая учит. Ее главная задача - вести как можно большее число учащихся к проч-

ному овладению базовыми знаниями. Проблемы социализации детей и развития их эмоциональной сферы остаются за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.

Сценарии 2. Селекционная школа Главное внимание эта школа будет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал.

Сценарий 3. Школа в социокультурной системе. Школа будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова Она должна обеспечить индивидуальное развитие каждого учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества.

Сценарий 4. Технологическая школа Школа ориентирована на широкое и повсеместное использование не только современных, но и будущих технических средств обучения. Коренным образом изменится весь учебный процесс, который будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных.

Сценарий 5. Дифференцированная школа Предусматривает обучение по индивидуальным учебным планам.

Wulfson B. Ь

WESTERN EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE OF THE XXI CENTURY: PREDICTION MODELS

The desire to look into the future has always been a peculiar people. But it never turned out it was not as severe as in our time, in an era ofrapid change, the birth of a fundamentally new phenomena and contradictory tendencies that have no analogues in the past history ofmankind. Reasonable assumptions about the ways of further development ofdifferent spheres ofpublic life are becoming increasingly important social and political significance. Naturally, therefore, that the theory and practice of forecasting has taken an important place in the modern system of scientific knowledge.

Keywords: educational environment, higher education, the European community.

УДК 378

Грачев В. В. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА К ВЕБ-СТИЛЮ ЖИЗНИ

В статье анализируются проблемы изменения человеческого существования и роль сферы образования в решении задачи «подготовки к жизни».

Ключевые слова: образование, глобализация, вызовы современности.

Сегодня мир опутан невидимой информационной сетью. У людей постепенно входит в привычку обращаться к сети не только с целью сделать покупку в интернет-магазине или узнать свежие новости, но и приобрести те или иные знания. Билл Гейтс называет это «переходом к веб-стилю жизни». Очевидно, что образовательный процесс должен учитывать эти реалии, должны совершенствоваться об-

разовательные технологии, переосмысливаться образовательные парадигмы.

Философия и теория образования сталкиваются с незнакомой и бросающей им вызов задачей анализа такого процесса формирования личности, который изначально не ориентируется на заранее определенную цель и представляется моделированием без четкого видения модели.

20

© Грачев В. В., 2012

Сегодня в условиях утверждений реалий информационного общества перспективы развития образования многими учёными связываются с моделированием открытого процесса, нацеленного скорее на то, чтобы оставаться открытым, чем на создание какого-то специфического продукта, процесса, для которого перспектива преждевременного «закрытия» более опасна, чем перспектива навсегда остаться незавершенным.

Это, как отмечается современными авторами, величайший вызов, с которым специалисты в области образования, вместе с коллегами-философами, столкнулись за всю современную историю своего предмета.

Существующий кризис сферы образования выражается в том, что в современном мире человеческое в человеке исчезает, а, точнее говоря, не становится. Человек становится человеком в процессе сложного, целостного образовательного процесса, но вот достоверного и необходимого знания об этом процессе в современной педагогической науке - нет. Нет необходимого знания о том, кто именно должен быть образован в процессе образования, кем именно должен становиться человек в процессе образования.

Для сферы образования сегодня реальной выступает не столько проблема выдвижения и «внедрение» новых идеологий, сколько проблема изменения человеческого существования. Это предполагает исправление диспропорций: от отвлеченных знаний -к социальным технологиям и навыкам (в том числе гражданского поведения), от всеобщих схем - к контексту повседневности, от глобального - к локальному и т. д.

При этом ученые всё настойчивее отмечают, что когда в качестве целей образования так или иначе провозглашается «формирование личности учащегося», то тем самым неявно образование понимается как классически тоталитарный институт, «берущий в работу» всего человека в целом - за человеком же фактически отрицается право на автономию. Но, в конечном счете, личность формируется сама, и это - в высшей степени интимный процесс, все остальное может лишь создавать условия для формирования личности. Образование как институт гражданского общества и может ставить перед собой именно такую цель.

Глобальность процессов, происходящих в мировом сообществе гигантский рост проникающих и самовозобновляющихся информационных потоков еще явственнее обозначили фундаментальную зависимость цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании.

Начавшаяся эра информационных и коммуникационных технологий привнесла дополнительные драматические изменения в сфере производства и деловой активности людей. Цивилизация неуклон-

но движется к построению нового общества, которое уже получило известность как информационное общество (ИО). Известно, что решающую роль в нём играют уже не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания - факторы, которые всё более очевидно определяют как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.

Введенный в научный оборот фактически одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умесао термин «информационное общество» положил начало одноименной теории, развитой такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц, Д. Белл, О. Тоффлер, П. Дракер, М.Кастельс и др. Эволюция человечества рассматривается здесь сквозь призму прогресса знания. В той же логике развернуты концепция технотронного общества З. К. Бжезинского, а также доктрины, подчеркивающие роль знаний и обозначающих современный социум как «knowledgeable society», «knowledge society», или «knowledge-value society», выразившийся в ёмкой метафоре «третьей волны» цивилизации О. Тоффлера. Известно, что эпоха глобализации рассматривается как прямое следствие становления информационной экономики, как ее неотъемлемая черта (Дж. Сорос и др.).

Большинство исследователей признаёт, что переход к ИО будет сопровождаться серьёзными изменениями, касающимися личности. В частности многими авторами особо подчеркивается, что укрепляется в целом отчуждающая тенденция, а гуманизм не получает заметного практического воплощения. «Человек информационный» не приближается к «человеку гуманистическому», который продолжает пребывать в зачаточном состоянии. В ИО информационные технологии оказываются посредником не только в отношениях человека с другими людьми, но и в его отношении к самому себе.

Информатизация социальных и образовательных коммуникаций ломает незыблемые прежде «правила игры» в воспитательных и образовательных ин-статутах. Видные аналитики и футурологи (3. Бауман, М. Кастельс, Ф. Фукуяма, И. В. Бестужев-Лада и др.) отмечают, что сегодняшний процесс обучения становится всё более деперсонализированным. То есть таким процессом, в котором совершенно неясно, кто выступает в качестве учителя, и кто действует как ученик, кому принадлежит знание, предназначенное для передачи, кто становится его реципиентом, а также кто решает, какие знания подлежат распространению и достойны усвоения.

Институты всех уровней обучения, обладающие законным статусом, обнаруживают, что некогда неоспоримое право определять критерии профессиональных навыков и компетентности быстро ускользает из их рук.

Сегодня, когда все - студенты, учителя и учителя учителей - имеют равный доступ к видеомониторам, подключенным к Интернету, когда последние достижения научной мысли, переработанные и адаптированные к требованиям учебных программ, легкие для использования и упрощенно интерактивные, продаются в каждом магазине компьютерных игр, а последние модели обучающих игрушек попадают в распоряжение человека в зависимости от наличия у него скорее денег, чем ученой степени, претензии на монополию в обучении несведущих со стороны образовательных учреждений становятся всё менее убедительными.

В этой связи не случайно уже звучит тезис о закате классноурочной системы великого педагога Я. А. Ко-менского, и замене ее дистанционным и виртуальным обучением, когда от ученика требуется лишь знать «правила игры», а роль педагога сведена к постановке и обслуживанию компьютерных игр и задач.

Вместе с тем, специалисты утверждают, что отношения «учитель-ученик» не заменить никакими виртуальными методами обучения. Как бы ни развивались информационные технологии, компьютер не сможет заменить реального педагога по одной простой причине. Ибо задача первого - сообщать знания, информацию. Тогда как второй учит извлекать их. А главное - нечем заменить сам процесс общения живых людей. Ведь тот же Интернет - это, по сути, наш разговор с совершенно отвлеченной субстанцией, проще говоря, ни с кем.

Однако сегодня меняется и роль учителя. В прежние времена влияние учителей опиралось на коллективно принадлежавшее им право осуществлять эксклюзивный контроль над источниками знания и над всеми ведущими к ним путями. Их авторитет зависел от безраздельного права формировать «логику обучения» - временную последовательность, в которой обрывки и фрагменты знания могут и должны быть предложены и усвоены.

Сегодня постоянная и непрерывная технологическая революция превращает обретенные при усилиях педагога знания и усвоенные привычки из блага в обузу, и быстро сокращает срок жизни полезных навыков, которые нередко теряют свою применимость и полезность за более короткий срок, нежели тот, который требуется на их усвоение и подтверждение университетским дипломом.

Как отмечалось в докладе академика РАО В. Г. Кинелева на VII Конференции министров образования государств-участников СНГ «Образование в информационном обществе XXI века» (29 мая 2002 года, г. Алматы), впервые в истории ушедшее столетие предельно ясно продемонстрировало неразрывную связь образования с процессами, происходящими в экономике, обществе, во всех сферах практической и духовной деятельности человека.

В настоящее время впервые в истории человечества поколения вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей.

Всемирный форум по проблемам образования, проведенный ЮНЕСКО в апреле 2000 года в Дакаре, уже в значительной степени определил основные черты образования для общества будущего: ему должны быть, в первую очередь, присущи высокое качество и возможность получения образования каждым человеком в течение всей его жизни.

Ученые и многие специалисты сферы образования приходят к убеждению, что в мире, где никто не может предсказать, какие специальные знания могут понадобиться завтра, наличие многих разнообразных путей достижения образования (особенно высшего) и различных его канонов является необходимым и достаточным условием, позволяющим образовательной системе подняться до ответа на вызовы современности.

Именно сфера образования, по мнению футурологов, будет предоставлять все больше и больше рабочих мест. Никто не может сказать, как будут называться профессии будущего, «генетический художник» или «геронтодизайнер». В этой связи, задача обучения готовить учеников так, чтобы они были способны воспринимать новое и постоянно учиться.

Сегодня задача «подготовки к жизни» - эта вечная и неизменная задача всякого образования - должна, по мнению многих авторов, в первую очередь и прежде всего означать развитие способности сосуществовать в современном мире с неопределенностью и двусмысленностью, с разнообразием точек зрения и отсутствием неспособных ошибаться и достойных доверия авторитетов; прививание терпимости к различиям и готовности уважать право быть различными; укрепление критических и самокритичных способностей и мужества, необходимых для принятия ответственности за свой выбор и его последствия; совершенствование способности «изменять рамки» и сопротивляться искушению бегства от свободы по причине той мучительной неопределенности, которую она приносит вместе с новыми и неизведанными радостями.

В методическом плане развитие этих качеств, по мнению специалистов, предполагает всестороннее и гибкое увязывание логики и пространства обучения, с применением такого дидактического метода, который относится не к одному конкретному расписанию занятий и проведению отдельного образовательного мероприятия, а по большей мере - к массе перекрещивающихся и конкурирующих между собой расписаний, моделей обучения.

Среди приоритетов, связанных с созданием необходимых условий для высокого качества образования, выделяются те из них, которые относятся, во-первых, к фундаментализации содержания

образования, использованию в образовательном процессе новых педагогических: подходов и, во-вторых, к применению новых информационных и коммуникационных технологий.

Образование в ближайшем будущем должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо, как отмечает В. Г. Кинелев, диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует образовательным и профессиональным способностям личности.

Как отмечалось на указанной Конференции, прочные знания не могут быть усвоены автоматически, их нельзя пассивно впитать от наставников-учителей. Они вырабатываются самой личностью как результат внутренней творческой активности, как продукт эволюции и самоорганизации мышления. Существует множество источников и средств получения информации, существует много педагогических технологий, переводящих эту информацию в знание, но есть лишь один путь преобразования знаний в образование, и этот путь лежит через человеческое сознание, где происходит самое интересное и таинственное рождение и формирование личности. Сегодня как никогда прежде становится ясно, что нет двух одинаковых образований, как нет двух одинаковых личностей, ибо каждая личность - уникальна.

Таким образом, для образования, особенно его высшей ступени, определяющим фактором развития выступает направленности, содержания и логики построения образовательных технологий.

Поскольку культура и опыт цивилизации передаются на персональном уровне (от человека к человеку), постольку сама система образования, её жизнеспособность и эффективность во все времена определяется её возможностью предложить и обеспечить персональный план продвижения ученика в культуре.

Не случайно многими авторами сфера образования видится как выстраиваемое обществом пространство персоногенеза развивающегося индивида, включенного (благодаря тому же образованию) в процесс социогенеза.

Опыт истории становления образовательных систем, в частности в сфере высшего образования показывает, что внутренней основой их динамичного и эффективного развития выступает продвижение этих систем к воплощению идеи персонализации образовательной политики, методологии и практики.

Термин «персонализация» получил распространение в науке сравнительно недавно благодаря

развитию гуманистическо-антропологических учений, а также философии и психологии персонализма, признающей личность и её духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. В этих ориентациях под персонализацией понимается процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида.

Несмотря на относительную новизну, идея персонализации (не артикулированная в данном категориальном значении) занимает важное место в истории культуры. На протяжении многих веков она волнует умонастроение общества и ведущих её представителей, играя роль ценностного вектора приложений усилий цивилизации в своем развитии.

В педагогической науке и практике категория «персонализация» отражает внутреннюю интенцию развития педагогических систем. Прогрессивная педагогическая мысль во все времена стремилась к достижению такого положения, чтобы Человек в этих системах стал той основой, вокруг которой выстраивается весь педагогический процесс. Решение этой задачи в педагогической науке связывается в первую очередь с персонификацией (person - человек как социальный субъект) и персонализацией (personality - личность) обучения и внеучебной воспитательной работы. Успешность решения данной задачи напрямую зависит от понимания того, что есть такое человек, каковы его роль и место в мировом эволюционном процессе.

Идея персонализации проходит красной нитью в становлении многих инновационных образовательных моделей, находит своё воплощение в таких методологических и прикладных конструкциях как: антропологические и гуманистические концепции, педоцентрический подход, теория человеческого капитала, дифференцированный и индивидуальный подходы, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, субъект-субъектное взаимодействие, диверсификационное образование, теория личностных вкладов и пр.

Эти и другие, достаточно различные образовательные программы и педагогические построения могут быть, тем не менее, отнесены к общей педагогической «платформе», поскольку в них, в той или иной степени, идея персонализации присутствует как сущностная составляющая организации образовательного процесса. Для одних из них эта идея выступает в качестве цели, для других - исходной ценностной основой или принципом, для третьих становится процессуальным моментом или методическим приемом, технологией и т. д. В любом случае данная

идея, очевидно, занимает одно из определяющих мест в педагогической науке и практике.

Более того, согласно нашему предположению, целенаправленное и последовательное воплощение идеи персонализации в образовательных системах обеспечивает интеллектуальный, культурный и духовнонравственный рост, служит основной успешности самой образовательной деятельности.

В условиях глобализации нельзя недооценивать и мощь западных вузов, которые могут стать главными конкурентами российских в борьбе за обучаемых. Уже сегодня только в Лондонской школе экономики и политических наук (3 место в рейтинге британских университетов и 11 место - в мировом) 44% студентов иностранцы. Распространение Интернет-технологий привело к значительному росту обучаемых на Западе. Капитализация некоторых Интернет подразделений университетов (например, University of Phoenix) достигает семи миллиардов долларов. Оче-

видно, что и вузам России на технологическом уровне переходить на иные технологии. Этот переход по опыту нашей академии подразумевает:

- обучении всех преподавателей работе в Интернет;

- обеспечение всех преподавателей ноутбуками;

- использование технологии Wi-Fi, которая позволяет входить в Интернет и интранет из любой точки учебных корпусов вуза;

- приобретение и создание новых обучающих программ.

В случае выполнения вышеперечисленных условий диалог преподавателя и студента возможен в любое время, без их физического перемещения к месту встречи. Реализация программы затратна, т. к. увеличивает число вузовских компьютеров минимум втрое. Однако, если не отвечать на вызовы современности, то можно оказаться на обочине образовательного процесса.

Grachev V. V.

PERSONALIZATION OF EDUCATION IN THE GLOBAL TRANSITION TO A WEB LIFESTYLE

This article analyzes the problem of change in human existence and the role of education in the task of "preparing for life. ” Keywords: Education, globalization, the challenges of modernity.

УДК 316.33

378

Струк Е. Н. ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

В статье проанализирована инновационная парадигма образования.

Ключевые слова: сфера образования, инновации, инновационное образование.

Происходящая в современном мире глубинная трансформация всех основ социальной жизни, сопровождается координальными изменениями всех сфер жизнедеятельности человечества. При этом практика постоянно ставит новые задачи, решение которых невозможно на основе существующих схем. Это заставляет искать новые, интенсивные пути развития общества. Сегодня важнейшими факторами развития цивилизации стали знания и высокие технологии, «в качестве показателя национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей» [8, с. 3]. Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира, их рывок в новый век стали окончательно основываться исключительно на инновациях, которые свойственны, главным образом европейской культуре, ориентированной на освоение окружающего человека пространства, и требует постоянных нововведений для

поддержания выстроенной культурной системы. Главная проблема перехода к инновационному типу развития - сами люди. Известно, что общество создается составляющими его личностями, и его природа определяется природой последних. Личности и общество действуют друг на друга. Однако первичным является характер составляющих общество людей, а производным - характер общества. Поэтому для изменения ситуации необходимо изменение стереотипа поведения людей, их менталитета и личностных качеств. Сегодня в условиях перехода к инновационному обществу необходимы индивиды, владеющие не только профессиональными знаниями, навыками и умениями, легко адаптирующиеся в меняющемся мире, но и умеющие действовать в ситуации выбора, ставить и достигать поставленные цели, принимать самостоятельные решения. Необходимы люди, способные к решению эвристических задач в новых областях жизни и в новых возникающих

24

© Струк Е. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.