Научная статья на тему 'Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели'

Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION / THE EUROPEAN COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вульфсон Б. Л.

Стремление заглянуть в будущее всегда было свойственно людям. Но никогда оно не оказывалось столь сильным, как в наше время, в эпоху стремительных перемен, рождения принципиально новых явлений и противоречивых тенденций, не имеющих аналогов в прошлой истории человечества. Обоснованные предположения о путях дальнейшего развития разных сфер общественной жизни приобретают все более важное социальное и политическое значение. Закономерно поэтому, что теория и практика прогнозирования заняла большое место в современной системе научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WESTERN EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE OF THE XXI CENTURY: PREDICTION MODELS

The desire to look into the future has always been a peculiar people. But it never turned out it was not as severe as in our time, in an era of rapid change, the birth of a fundamentally new phenomena and contradictory tendencies that have no analogues in the past history of mankind. Reasonable assumptions about the ways of further development of different spheres of public life are becoming increasingly important social and political significance. Naturally, therefore, that the theory and practice of forecasting has taken an important place in the modern system of scientific knowledge

Текст научной работы на тему «Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели»

по мере их появления, помня об экономических ограничениях.

Важнейшие вопросы, которыми необходимо заняться, включают:

- Имеются ли признаки нарушения баланса между предложением образованных людей и спросом на них на рынке труда?

- Правильно ли используют наниматели выходящих из системы образования или просто используют академические удостоверения для найма служащих?

- Являются ли потоки информации между системами образования, рынком труда и органами государственной власти адекватными и соответствующими?

- Какие реформы финансирования образования могут привести к лучшей координации между образованием и занятостью?

- Каким образом могут быт перестроены и реформированы системы образования с тем, чтобы помочь уменьшить социально-экономические различия?

John Low

EDUCATION, TRAINING AND THE ECONOMY: POLICY DEVELOPMENT, PLANNING AND FUNDING

The interaction between education and the economy has been exhaustively analyzed in numerous reports and reports of the OECD. Education provides the necessary capital of the state of knowledge and skills in the modern world of interdependent economies. For this reason, in recent years, member countries have made efforts to improve their education and training systems. This report is based on the results of the OECD report, considers that involves the pursuit of efficiency in terms ofpolicy development, planning, control, leadership, management andfinance.

Keywords: social policy, education finance, higher education.

УДК 378

Вульфсон Б. Л. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО XXI ВЕКА: ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Стремление заглянуть в будущее всегда было свойственно людям. Но никогда оно не оказывалось столь сильным, как в наше время, в эпоху стремительных перемен, рождения принципиально новых явлений и противоречивых тенденций, не имеющих аналогов в прошлой истории человечества. Обоснованные предположения о путях дальнейшего развития разных сфер общественной жизни приобретают все более важное социальное и политическое значение. Закономерно поэтому, что теория и практика прогнозирования заняла большое место в современной системе научного знания.

Ключевые слова: образовательное пространство, высшая школа, европейское сообщество.

На социальную прогностику любой страны или геополитического региона определяющее влияние оказывают специфические черты их исторического развития и современного положения, своеобразие и приоритеты стоящих перед ними проблем. Для стран Западной Европы это прежде всего проблемы и перспективы интеграции. Противоречия между западноевропейскими государствами не исчезли и сейчас, однако центростремительные тенденции здесь безусловно преобладают над центробежными. В Европейском Сообществе, куда входят 12 западноевропейских государств, а в ближайшие годы его членами станут еще несколько стран, формируется единая стратегия в области научно-технического развития и охраны окружающей среды, создаются общие информационные системы, координируется финансовая политика. Наконец, в 1993 г. здесь завершилось создание единого внутреннего рынка, а Сообщество приняло теперь новое название - Европейский союз.

Строительство «объединенной Европы», начавшееся вскоре после второй мировой войны, еще не завершено. Какими путями пойдет оно в дальнейшем? Какие тенденции окажутся преобладающими? На эти вопросы пытались и пытаются ответить многочисленные прогнозы, предсказывающие развитие в грядущие десятилетия экономики и социальной инфраструктуры, науки и техники, демографических процессов и культуры в масштабе западноевропейского региона. В крупных странах Западной Европы еще в 1950-1960-х гг. были созданы специальные прогностические центры и ассоциации, например общество «Футурибль» во Франции или комитет «Человечество в 2000 году» в Великобритании. Подобные центры активно функционируют и в настоящее время. В самих названиях многих прогнозов неизменно фигурирует 2000 год. Тут определенную роль играет магия «круглых» дат, причем она тем сильнее, чем «круглее» дата. Естественно

© Вульфсон Б. Л., 2012

Экономика образования ♦ № 1, 2012

17

поэтому особое внимание именно к 2000 году, знаменующему одновременно конец десятилетия, столетия я тысячелетия.

В большинстве социальных прогнозов анализируются в той или иной степени перспективы развития образования поскольку оно закономерно рассматривается как область, где существуют наибольшие возможности для «вмешательства в грядущее» путем формирования кадров для будущего производства и граждан нового общества

Определенное развитие получили я прогнозы, специально посвященные сфере образования. Перед ними стояли капитальные вопросы: сформируется ли в обозримом будущем единое европейское образовательное пространство? Какие элементы систем образования различных европейских стран подвергнутся конвергенции, а что останется специфически национальными? Какие конкретные изменения произойдут в последующие годы и десятилетняя в организации я деятельности образовательных систем, и какую роль в этих процессах будут играть наднациональные органы Европейского Сообщества?

В первые послевоенные десятилетняя на западноевропейской педагогической прогностике сказывалось острое идеологическое противоборство разных общественных сил, глубокие различия в их подходе к социально значимым проблемам образования и к перспективам его развития. Соответственно и многие прогнозы имели ярко выраженную идеологическую окраску.

Конкретных и обстоятельно обоснованных предположений об организации я деятельности будущей системы образования там было мало. Нередко само обращение ученых к прогностической проблематике оказывалось лишь поводом для того, чтобы высказать свои взгляды на современное положение вещей и обозначить свою мировоззренческую позицию.

Прогнозы, созданные в 1980-х и начале 1990-х гг., отражают определенным образом те изменения, которые происходят в социальной стратегии и общественном сознании в странах Запада, где, наряду с сохраняющимися социальными противоречиями и политическим противоборством, теперь обнаруживается стремление разных общественных групп к достижению некоего консенсуса по ряду важных социальных проблем. К ним относятся и наиболее общие перспективы развития образования. Становится очевидным, что низкий общекультурный и профессиональный уровень значительной части населения, особенно молодежи, не только ослабил бы . конкурентоспособность отечественной экономики на мировой арене, но и угрожал бы социальной стабильности, а ею западноевропейцы весьма дорожат. Полемика вокруг проблемы просвещения продолжается, но в конечном счете споры идут теперь не столько о социальных целях образования, сколько о средствах их реализации.

Эта новая ситуация повлияла на характер ряда прогнозов. Они в основном избавились от идеологической риторики, стали более содержательными, в большей степени направленными на определение реальных путей развития образования в обозримом будущем. Такое прогнозирование в ряде своих аспектов фактически смыкается с перспективным планированием.

Целью количественных прогнозов является прежде всего определение численности учащихся в будущем. Методика соответствующих разработок во многом зависит от того, о какой ступени образовательной лестницы идет речь.

Для определения численности будущего контингента школ обязательного обучения основными исходными данными служат материалы демографической статистики. Каково будет общее количество детей соответствующего возраста, таким должна быть и численность учащихся При этом для составления относительно краткосрочных прогнозов (скажем, на последующие 10 лет) практически даже нет надобности в скрупулезном учете предполагаемых демографических изменений, поскольку большинство детей, которые станут школьниками в ближайшее десятилетие, уже родились; их общее число легко подсчитать. Поэтому прогнозы, касающиеся численности учащихся начальных н неполных средних школ, т. е. возраста обязательного обучения, обнаруживают, как правило, довольно высокую степень точности в странах Западной Европы, где законы об обязательном 9-10-летнем сроке обучения соблюдаются весьма строго.

Учитывая, что в 1970-х годах во всех крупных западноевропейских странах наметился спад рождаемости, специалисты предсказывали соответствующее сокращение численности школьников, особенно в младших классах. Так и произошло: с 1980 од

1989 г. количество учащихся начальных школ уменьшилось в Великобритании с 4,9 млн. до 4,4 млн., во Франции с 4,6 до 4,2 млн. В средних школах в 19601970-е гг. контингенты быстро росли, но затем уменьшение численности соответствующих возрастных групп стало сказываться и на них. С 1980 по 1989 г. количество их учащихся сократилось на 3-5%, несмотря на то, что процент охвата молодежи полным средним образованием увеличился. Подтвердились и прогнозы, предсказывавшие дальнейшее расширение сферы высшего образования Тут не было прямой корреляции с колебаниями рождаемости. Напротив, рост контингентов вузов шел фактически вопреки демографической эволюции. Согласно данным статистической службы ЮНЕСКО, численность западноевропейцев в возрасте 19-24 лет с 1970 по

1990 г. уменьшилась, тогда как количество студентов возросло более чем вдвое. Прогнозистам удалось в основном правильно предсказать такое развитие, поскольку они преодолели «соблазны» демографи-

ческого детерминизма и сумели в достаточной мере учесть роль социально-экономических и социально-психологических факторов.

Большое внимание европейских ученых разных областей знания -экономистов, социологов, педагогов привлекают вопросы о том, какова будет финансовая база образования и в какой мере современные тенденции финансирования могут экстраполироваться на будущее.

На рубеже 1980-1990-х гг. расходы на образование в Западной Европе составляли в среднем примерно 5% стоимости валового национального продукта. Это, безусловно, большая сумма, принимая во внимание общеевропейские масштабы производства и услуг. Но при анализе проблем финансирования методологически некорректно оперировать лишь усредненными показателями, тут особенно важен дифференцированный подход, учитывающий уровень социально-экономического развития той или иной страны или региона. Например, в 1989 г. расходы на образование в пересчете на одного жителя составляли в развитых странах 787 долларов, а в развивающихся - только 34 доллара. Разумеется, в Западной Европе контрасты не столь велики, но они все же весьма значительны, поскольку в разных странах исторически сложилась весьма несходная ситуация в социальной сфере. Соответственно различаются и масштабы финансирования образования в «богатых» (северных) и «бедных» (южных) европейских странах. В конце 80-х гг. в Дании на нужды образования уходило 7,7% ВНП, а в Греции -2,4%. Расходы на образование в пересчете на одного жителя составляли в Дании 1500 долларов, в Греции - только 100 долларов.

Одни деятели просвещения считают, что подобные различия в последующие десятилетия существенно сгладятся, другие же предвидят сохранение разрыва. Но и в самых богатых европейских странах системы образования испытывают в той или иной степени финансовый дефицит. Некоторые специалисты предсказывают значительное увеличение ассигнований на образование к началу XXI века. Согласно расчетам сотрудников Европейской ассоциации по исследованиям в области образования, доля ВНП, ассигнуемая на образование, возрастет в среднем по Западной Европе вдвое - с 5 до 10%, что фактически снимет проблему нехватки материальных средств. Однако в достоверности такого прогноза можно усомниться т.к. разрыв в финансовом обеспечении богатых и бедных стран сохранится, а предполагаемое увеличение доли государственного бюджета, выделяемой на образование, будет в определенной мере «съедено» инфляцией.

«Оптимистические» прогнозы исходили из того, что стабилизация, а затем и уменьшение численности школьников, связанное со снижением рождаемости, делают возможным улучшить финансовое

положение школьных систем, повысить расходы на обучение в пересчете на одного учащегося при известном уменьшении наполняемости классов. Некоторые сдвиги в этом отношении в ряде европейских стран действительно произошли. Но демографические процессы многозначны. Наряду со снижением рождаемости развивается процесс старения населения. В результате увеличиваются расходы на пенсии по возрасту, на медицинское обслуживание пожилых людей - и это делается в значительной мере за счет ограничения расходов на другие социальные программы, включая и планы дальнейшего развития образования.

Одна из наиболее важных целей количественных прогнозов состоит в том, чтобы определить, какое число работников разных профессий и разного квалификационного уровня потребуется для общественного производства в последующие десятилетия и как в соответствии с этим должна развиваться система образования.

В этом смысле представляют интерес разработки французского Генерального комиссариата планирования, прогнозирующие на последующие 10-20 лет квалификационную структуру рабочей силы с указанием срока учебы и образовательного уровня работников. Поскольку Франция является на Западе пионером в области государственного планирования, органически связанного с социальной прогностикой, то ее опыт служат в известной мере ориентиром и для других западноевропейских стран. С целью указать на нерешенные актуальные проблемы и таящиеся в будущем опасности составляются два варианта прогноза: вариант желаемой, «идеальной» структуры и вариант наиболее вероятной структуры. Их сравнение должно показать, в каких направлениях следует развивать и модифицировать системы общего и профессионального образования.

До недавнего времени такие разработки учитывали прежде всего конъюнктурные потребности производства в рабочей силе. Прогнозисты выступали против возможной «переобученности» населения, поскольку полагали, что содержание труда значительной группы работников не требует от каждого из них солидных теоретических знаний. В последние годы намечается отказ от таких установок. Вместо них выдвигается идея создания так называемого «квалификационного запаса», т. е. подготовки такого количества квалифицированных кадров, которое применительно к сегодняшней ситуации может показаться избыточным, но в действительности дает возможность развивать в последующие годы высокотехнологичное производство

В связи с дальнейшим расширением контингентов системы среднего образования особую остроту приобретает проблема «школа и мир труда». Как осуществить плавный переход от общеобразовательного обучения к профессиональной подготовке? Как

Экономика образования ♦ № 1, 2012

19

готовить школьника к осознанному выбору будущей сферы трудовой деятельности? Эти вопросы занимают значительное место в западноевропейских прогнозах.

Весьма обстоятельно данная проблематика рассматривается б монографии с выразительным названием: «70 миллионов учащихся: обучающаяся Европа» (1989). Ее автор Френсис Ванискотт - проф. парижской Нормальной школы и сотрудница французского Национального института педагогических исследований. В центре ее внимания - западноевропейская образовательная интеграция.

Ф. Ванискотт считает, что при выборе будущей профессии молодого человека необходимо «заглядывать вперед» по крайней мере на два десятилетия с учетом предполагаемых перспектив развития «европейского процесса».

Рассматривая направления развития средних школ в «объединенной Европе» XXI в., Ф. Ванискотт подчеркивает вариативность возможных решений и приводит 5 различных прогностических сценариев. В каждом из них на первый план выдвигается определенный комплекс задач и функций школы, что находит отражение и в названиях этих сценариев.

Сценарий 1. Школа, которая учит. Ее главная задача - вести как можно большее число учащихся к проч-

ному овладению базовыми знаниями. Проблемы социализации детей и развития их эмоциональной сферы остаются за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.

Сценарии 2. Селекционная школа Главное внимание эта школа будет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал.

Сценарий 3. Школа в социокультурной системе. Школа будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова Она должна обеспечить индивидуальное развитие каждого учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества.

Сценарий 4. Технологическая школа Школа ориентирована на широкое и повсеместное использование не только современных, но и будущих технических средств обучения. Коренным образом изменится весь учебный процесс, который будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных.

Сценарий 5. Дифференцированная школа Предусматривает обучение по индивидуальным учебным планам.

Wulfson B. Ь

WESTERN EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE OF THE XXI CENTURY: PREDICTION MODELS

The desire to look into the future has always been a peculiar people. But it never turned out it was not as severe as in our time, in an era ofrapid change, the birth of a fundamentally new phenomena and contradictory tendencies that have no analogues in the past history ofmankind. Reasonable assumptions about the ways of further development ofdifferent spheres ofpublic life are becoming increasingly important social and political significance. Naturally, therefore, that the theory and practice of forecasting has taken an important place in the modern system of scientific knowledge.

Keywords: educational environment, higher education, the European community.

УДК 378

Грачев В. В. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА К ВЕБ-СТИЛЮ ЖИЗНИ

В статье анализируются проблемы изменения человеческого существования и роль сферы образования в решении задачи «подготовки к жизни».

Ключевые слова: образование, глобализация, вызовы современности.

Сегодня мир опутан невидимой информационной сетью. У людей постепенно входит в привычку обращаться к сети не только с целью сделать покупку в интернет-магазине или узнать свежие новости, но и приобрести те или иные знания. Билл Гейтс называет это «переходом к веб-стилю жизни». Очевидно, что образовательный процесс должен учитывать эти реалии, должны совершенствоваться об-

разовательные технологии, переосмысливаться образовательные парадигмы.

Философия и теория образования сталкиваются с незнакомой и бросающей им вызов задачей анализа такого процесса формирования личности, который изначально не ориентируется на заранее определенную цель и представляется моделированием без четкого видения модели.

20

© Грачев В. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.