Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонализированное обучение / цифровое поколение / аксиологический подход / свобода выбора / самоорганизация / personalized learning / digital generation / axiological approaches / freedom to choose / self-organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Моисеева

Статья рассматривает новую тенденцию в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделено необходимости осмысления нового направления и его важности для подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Цель статьи – обосновать актуализацию персонализированного обучения. Данная проблема требует дальнейшего исследования на основе концепции аксиологического подхода. В настоящее время происходит переориентация студентов на понимание того, что представляет ценность для общества. Персонализация обучения направлена на развитие и совершенствование личностных характеристик студентов, включающих свободу выбора своей образовательной траектории, возможность управлять своей профессиональной подготовкой, мотивацию и самоорганизацию. Современное цифровое поколение Z отличается инновационным мышлением и быстрой адаптацией к переменам, что требует изменения всей системы профессионального образования и разработки оптимальных методологических подходов к персонализированному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Моисеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZATION OF EDUCATION AS A NEW TREND OF A HIGHER VOCATIONAL SCHOOL

The article looks at a new trend in the higher vocational education system. Particular attention is paid to the need to understand the new direction and its importance for the training of qualified personnel for all sectors of the economy. The purpose of the article is to justify the actualization of personalized learning. This problem requires further investigation based on the concept of axiological approach. Students are currently being refocused on understanding what is of value to the society. The personalization of learning is aimed at developing and improving the personal characteristics of students, including the freedom to choose their educational trajectory, the ability to manage their professional training, motivation and self-organization. The modern digital generation Z is distinguished by innovative thinking and rapid adaptation to changes, which requires changing the entire system of vocational education and developing optimal methodological approaches to the personalized learning.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.042

Moiseeva T.V., senior teacher, Department of the English Language for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian

Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PERSONALIZATION OF EDUCATION AS A NEW TREND OF A HIGHER VOCATIONAL SCHOOL. The article looks at a new trend in the higher vocational education system. Particular attention is paid to the need to understand the new direction and its importance for the training of qualified personnel for all sectors of the economy. The purpose of the article is to justify the actualization of personalized learning. This problem requires further investigation based on the concept of axiological approach. Students are currently being refocused on understanding what is of value to the society. The personalization of learning is aimed at developing and improving the personal characteristics of students, including the freedom to choose their educational trajectory, the ability to manage their professional training, motivation and self-organization. The modern digital generation Z is distinguished by innovative thinking and rapid adaptation to changes, which requires changing the entire system of vocational education and developing optimal methodological approaches to the personalized learning.

Key words: personalized learning, digital generation, axiological approaches, freedom to choose, self-organization

Т.В. Моисеева, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья рассматривает новую тенденцию в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделено необходимости осмысления нового направления и его важности для подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Цель статьи - обосновать актуализацию персонализированного обучения. Данная проблема требует дальнейшего исследования на основе концепции аксиологического подхода. В настоящее время происходит переориентация студентов на понимание того, что представляет ценность для общества. Персонализация обучения направлена на развитие и совершенствование личностных характеристик студентов, включающих свободу выбора своей образовательной траектории, возможность управлять своей профессиональной подготовкой, мотивацию и самоорганизацию. Современное цифровое поколение Z отличается инновационным мышлением и быстрой адаптацией к переменам, что требует изменения всей системы профессионального образования и разработки оптимальных методологических подходов к персонализированному обучению.

Ключевые слова: персонализированное обучение, цифровое поколение, аксиологический подход, свобода выбора, самоорганизация

Все мы в детстве читали сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», там Чеширский кот говорит главной героине: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Если вникнуть в этот мудрый совет и перенести его на современные перемены в системе высшего профессионального образования, то станет ясно, что университетам сегодня приходится прилагать много усилий, чтобы идти в ногу с требованиями рынка труда, а ещё лучше - работать на опережение. Высшие учебные заведения сталкиваются с очень серьёзными проблемами: как не опоздать в подготовке конкурентоспособных специалистов, какие преобразования необходимы для того, чтобы выпускники вузов были востребованы работодателями, какие личные их качества будут куплены быстро и дорого, какие образовательные тренды предусмотреть в разработке учебных программ и т. д. Складывается совершенно очевидная ситуация, которая требует, во-первых, перехода к персона-лизации всего образовательного процесса, во-вторых, подготовки выпускников к решению практических задач и, в-третьих, переориентации педагогического персонала на цифровые образовательные технологии. Решение первой проблемы требует отказа от конвейерной системы передачи знаний, вторая проблема предполагает изменения образовательной стратегии вузов с учётом требований работодателей, желаний выпускников, качества подготовки специалистов, а также будущих тенденций всей образовательной системы России. Без решения третьей проблемы невозможно решить первые две. «Нет больше плановой экономики, поэтому мы будем жить в условиях неопределённости и большой вариативности, что не может не учитывать система образования» [1].

Актуальность статьи заключается в необходимости педагогических исследований сложившейся ситуации и обосновании практических решений на данном этапе развития нашего общества.

Цель исследования - привлечь преподавателей высших учебных заведений к обсуждению важности и целесообразности персонализированного обучения, разработать методологические принципы и стандарты нового тренда высшей профессиональной школы.

Задачи исследования:

- осмыслить важность перемен в отечественной системе высшего профессионального образования;

- обосновать необходимость пересмотра учебных рабочих программ в соответствии с требованиями современного рынка труда;

- рассмотреть возможность создания для преподавателей вузов специальных курсов переподготовки, где они могли бы обучиться работе с новыми цифровыми образовательными платформами.

Практическая значимость состоит в том, чтобы обратить внимание каждого педагога на постоянное саморазвитие и овладение цифровыми технологиями в рамках преподаваемых дисциплин на основе творческого настроя, поиска новых педагогических подходов и готовности меняться. В научных публикациях должен изучаться так называемый «профессиональный дефицит», т. е. когда подготовка преподавателя не соответствует требованиям времени. Цифровые образовательные технологии требуют дополнительных знаний и умений. Люди не могут меняться так же быстро, как программы, преподаватель, как и студент, нуждается

в своём непрерывном развитии и образовании на протяжении всей своей педагогической деятельности.

Научная новизна касается обоснования создания профильных учреждений, которые готовили бы преподавателей, психологов, наставников непосредственно для работы в высших профессиональных школах, где внимание уделялось бы цифровым образовательным программам и дистанционному обучению.

Долгое время мы придерживались компетентностного обучения, где компетенции охватывали целостность знаний, умений и навыков, направленных на успешную профессиональную деятельность после окончания вуза. Современный многополярный мир требует других принципов, из которых главными являются нелинейность образования, то есть одновременное изучение смежных дисциплин, а также самостоятельность корректировки своей подготовки на основе получения знаний из различных учебных дисциплин, что повышает ответственность за свой выбор. Процесс обучения должен быть направлен на развитие личности, а не на накопление знаний по какой-либо профилирующей дисциплине. Идея персонализации основана на понятных всем принципах, включающих возможность разработки собственного образовательного вектора, управление скоростью обучения, личную мотивацию, взаимоотношения с коллегами и партнёрами.

Под персонализацией подразумевается подход, целью которого является развитие личности студентов и их самостоятельной деятельности по совершенствованию своего образовательного уровня в сфере выбранной специальности. Развитие личности включает интересы, желания, знания и опыт на фоне адаптации к стремительно меняющимся требованиям рынка труда, при этом самостоятельная работа в рамках своей специальности - самое важное направление персонализации. Персонализация - это «свобода выбора, возможность управлять своей деятельностью, проявление своей индивидуальности, воздействие на других людей, разработка личного образовательного трека» [2]. Персонализа-ция относится к личностному компоненту и является результатом современного образования. Её родоначальником считается греческий философ Аристотель, живший в IV веке до н. э. Его идеи были развиты более поздними французскими философами: Жан-Жаком Руссо, Эммануэлем Мунье, Жаком Маритеном. Их общей идеей было создание социальных, политических и экономических условий для прогресса человеческой личности. Они жили в разные эпохи, но каждый в своё время считал, что «персонализм - такой уровень развития культуры, когда сам его дух, все её структуры ориентированы на предоставление каждому человеку всей возможной полноты самореализации» [3, с. 401]. Таким образом, на всех этапах образовательной системы современным трендом является персо-нализация, т. е. такая парадигма, когда студенту, как субъекту обучения, предоставляются возможности делать осознанный выбор отдельных векторов в своём профессиональном обучении и строить индивидуальный образовательный план. «Под образовательной траекторией понимается совокупность шагов, предпринимаемых отдельными индивидами и социальными группами для удовлетворения своих потребностей в сфере образования» [4].

Нашему современному обществу нужны активные, профессионально подготовленные специалисты, способные к саморазвитию, самообразованию и

самостоятельности, поэтому персонализация образования выходит на первый план. В основе её лежит метод проектов, который широко используется во всех высших учебных заведениях России. Метод проектов был разработан в начале прошлого века, его называли методом проблем, он был направлен на целесообразное обучение, которое имело место только тогда, когда обучающиеся проявляли интерес к конкретной области познания. Самостоятельная деятельность всегда подразумевает наличие интереса: если нет интереса, то нельзя надеяться на положительное решение проблемы. Самостоятельность проявляется в таких ситуациях, когда нужно брать на себя ответственность за правильно принятое решение и оценить свою деятельность на фоне деятельности других людей в процессе совместной работы. Разработка проектов признана одним из самых эффективных методов подготовки профессионалов будущего, так как главным фактором исследования является мотивация. Студенты выбирают тему проекта, которая им знакома, интересна, где они видят проблему и предлагают способы её решения. Очевидно, что если студент не понимает, что и зачем он делает, если нет мотивации, то никакие образовательные технологии не принесут никакой пользы. Стимулом выступает желание много сделать самостоятельно, изучить проблему и найти приемлемое решение. Самым эффективным способом повышения мотивации у студентов является персонализация обучения, так как она стимулирует их к постоянному самообучению, стремлению освоить учебные программы и выбрать дополнительные профессиональные курсы по углублению знаний по выбранной профессии. Сейчас происходит переориентация работы всех учебных заведений на внутренний мир студентов, на воспитание нового восприятия жизни, которое характеризуется пониманием ценности собственной жизненной позиции с учётом социальных приоритетов. Молодёжь всегда ценит высоко свободу выбора учёбы, работы, будущих планов в жизни. Здесь нужны и фундаментальные знания, и практические навыки, и коммуникативные способности, и подбор команды единомышленников. Компетентный специалист будет подготовлен только тогда, когда теория и практика пойдут в одном направлении, когда будет достигнуто оптимальное сочетание полученных знаний и их практического использования в решении конкретных проблем. Проектная методика включает развитие критического мышления, самостоятельность при выборе пути достижения цели, поиск и анализ информации, совместную работу в команде, когда никак нельзя подвести своих коллег. Все эти факторы лежат в основе пер-сонализации образовательного процесса.

Растёт уровень цифровой компетентности современных студентов, которых принято называть «цифровым поколением Z». Оно отличается уникальными особенностями. Это, прежде всего, инновационное мышление, требовательность, многопрофильность профессиональной подготовки, адаптация к быстрым переменам. Мало кто из выпускников хочет быть наёмным работником, подавляющее большинство студентов предпочитают основать собственное дело, некоторые из них уже занимаются частным бизнесом, многие выбирают курсы предпринимателя. Ещё 2-3 года назад лидерами приёмной кампании были такие направления, как «Экономика», «Государственные муниципальные финансы», «Муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция». Сейчас они теряют свои лидерские позиции, на первый план выходят более узкие перспективные профессиональные направления: «Финансовые рынки и финтех», «Управление финансовыми рисками и страхование», «Финансы и банковское дело», «Управление финансовыми активами», «Казначейское дело» и т. д. Кардинальные перемены касаются пяти направлений: рынка труда, стабильного развития общества, цифровизации экономики, экологии и государственной системы. В результате технологических инноваций в экономике происходит инфляция квалификаций, что, в свою очередь, приводит к новым требованиям в области профессиональных знаний, умений и навыков. Некоторые профессии исчезают совсем, многие автоматизируются, другие требуют более тщательной подготовки. Компании ищут целеустремлённых специалистов, креативных и талантливых, готовых принимать важные решения на стыке нескольких профессий. Именно такие специалисты должны выходить из стен высших профессиональных учреждений. Молодежь 2000-2003 гг рождения умеет пользоваться мобильными устройствами, различными приложениями, она живёт в совершенно другом мире, интересуется техническими специальностями, биомедициной, робототехникой, искусственным интеллектом, выбирает профессии, связанные с новыми цифровыми технологиями, быстро обучается. Это - «цифровые дети», которые с детства имеют возможность пользоваться огромными возможностями цифрового общества. Их обучение требует освоения, использования и постоянного обновления цифровых информационных технологий в педагогической практике. Образовательный процесс воспринимается как что-то гибкое, живое, быстро реагирующее на запросы времени. Современные студенты не только быстро реагируют на перемены в окружающей среде, но ещё быстрее адаптируются к новым условиям, что требует изменения всей системы образовательного процесса, так как назрела необходимость найти и разработать оптимальные способы модернизации обучения. Электронное обучение и онлайн-образование набирают обороты, персонализированное образование полностью соответствует вызовам нашего постиндустриального общества, которое требует обязательной непрерывности образования на протяжении всей активной жизни человека. Самореализация личности является главным условием профессионального успешного будущего. Широкое внедрение технологий онлайн-обучения подготовило базу для персонализированного образования, которое включает в себя четыре

важных направления: во-первых, учиться получать углублённые знания по некоторым профилирующим дисциплинам. Во-вторых, учиться находить оптимальные решения в конкретных ситуациях. В-третьих, учиться уважать мнение других людей, прислушиваться к их точке зрения. Взаимное уважение, доверие друг к другу, а также внутренняя дисциплина помогут добиться успеха. Чтобы принять правильное решение, нужно выслушать все точки зрения. И, в-четвёртых, учиться независимости, самостоятельности в выборе решений и ответственности за этот выбор.

Общеизвестно, что период, в котором родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение и всю систему ценностей общества. Современный процесс персонализации в образовании развивается на основе аксиологического и лич-ностно ориентированного подходов к системе образования на каждом конкретном этапе развития общества.

Аксиология относится к философскому учению о природе ценностей, об их роли в окружающей социальной среде. Философы древнего мира по-разному относились к понятию ценности. Например, для Платона это были воля, ум, равенство. Для Аристотеля - выносливость, мужество, движение и изменчивость мира. Сократ ценностью считал самого человека с его внутренним духовным настроем, так как только внутренний мир мог возвысить человека, заставить его мыслить и стремиться к саморазвитию. Объединяет их то, что все их взгляды были проникнуты идеями истины, красоты, справедливости, профессионального и духовного совершенства [3, с. 20, 410, 504]. На протяжении всей истории человечества понятие о ценностях в образовании являлось краеугольным камнем. Главная задача воспитания - это обучить человека мышлению и умению развивать в себе такие задатки, которые представляли бы ценность для него и всего общества на многие последующие годы. Образовательный процесс полностью нацелен на выявление общекультурных ценностей, которые будут определять общество будущего и служить критериями практической деятельности граждан. Педагогическая аксиология коренным образом меняет взаимоотношения между обучающимся и преподавателем. Во главу угла поставлены не знания, умения, навыки и компетенции, а жизненно важные ценности, которые дадут возможность уверенно ориентироваться в окружающей среде. Необходимость аксиологического подхода проявляется в возможности осуществить благородные идеи духовного совершенства на практике и устранить его противоречия с традиционным гуманитарным образованием. Аксиологический аспект образования позволит сохранить лучшие черты нашего традиционного образования, направленного на всестороннее развитие личности. «Идеи личностного подхода позволяют рассматривать личность обучающегося как ценность, цель, субъект, результат, главный критерий эффективности персонализированного образования» [5].

Персонализация - это на данный момент очень востребованный методологический подход в образовании, который включает личностно ориентированный аспект для каждого студента. Это направление наметилось ещё в 60-е годы прошлого века. Тогда идея рассматривалась как дополнительное образование для взрослых специалистов и пенсионеров, которые продолжали работать в постоянно изменяющейся экономической и социальной среде. Но основные образовательные характеристики не были чётко определены. В 1972 году в Докладе комиссии ЮНЕСКО под руководством Эдгара Фора впервые была публично озвучена мысль о непрерывном образовании в сфере выбранной профессии. Образование было провозглашено основной парадигмой при подготовке граждан к жизни в обществе, которое ещё не существовало на тот момент. Начинаются исследования этого явления, осмысление важности непрерывности образовательного процесса на протяжении всей жизни человека и осуществление этой идеи в реальной жизни на благо всего общества. И вот уже почти полвека мы переходим от пассивного обучения «знаю, что ...» к активной позиции «знаю, как ...». Конфуций, китайский философ, педагог политический деятель, живший в V веке до нашей эры, создал оригинальную этико-политическую систему, основанную на идеях самовоспитания и правилах нравственности. Всем известны его изречения, например: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» [3, с. 252]. Он стремился к тому, чтобы показать человеку, что смысл жизни - в собственном самосовершенствовании, преуспеть можно только с помощью самовоспитания и стремления к самостоятельному обучению разным наукам. В английском языке есть выражение self-made man, т. е. человек, который сам себя создал, добился всего, что хотел в жизни с помощью своих знаний и разумной активной деятельности.

Причинами этого быстро развивающегося тренда в профессиональном высшем образовании являются несколько факторов, главными из которых являются, во-первых, цифровизация экономики, во-вторых, появление и стремительное развитие киберпространства и, в-третьих, неопределённость будущего - невозможно точно предсказать, какие профессии будут востребованы на рынке труда лет через десять. Совершенно очевидно, что современная система высшего профессионального образования требует коренных изменений и принятия новых образовательных стандартов, которые учитывали бы развитие он-лайн-технологий, необходимость быстрого обучения профессии, использование искусственного интеллекта и нейросетей, т. е. эти стандарты должны подстроиться под требования «цифрового» поколения, опираясь на саморазвитие личности, самоорганизацию, ответственность за принятие решений, устремлённость в будущее, на то, что будет представлять ценность для общества в целом. Новая тенденция является инновационным направлением, которое подразумевает са-

мостоятельный выбор контента и методов познавательной деятельности, а также индивидуальную оценку своих потенциальных успехов.

Персонализированное образование направлено, прежде всего, на мотивацию самостоятельного обучения дисциплине, на индивидуальные и психологические особенности студентов, им предоставляется возможность планировать собственное направление для освоения учебной дисциплины, выбирать посильные задания, тесты, контрольные материалы, форма обучения может быть, как индивидуальная, так и групповая. А главное в том, что персонализация объединяет в единое целое всех действующих лиц образовательного процесса: старшеклассников, абитуриентов, студентов, преподавателей, наставников, менеджеров, модераторов, руководителей, работодателей, все становятся звеньями одной целостной системы профессиональной подготовки кадров для всех сфер общества. Кардинальным образом меняется вся система нашего образования. Никогда раньше не было таких быстрых изменений в нашей жизни. Можно с уверенностью предположить, что трансформации подготовки специалистов будут ещё разнообразнее. Чтобы оставаться востребованными и конкурентоспособными, высшие учебные заведения будут менять методику обучения и подстраивать образовательные траектории под требования рынка труда.

Распространение персонализированного образования представляет собой ответ на масштабную трансформацию всей системы образования в нашем постиндустриальном обществе. И как ответ на вызовы кардинальных изменений в стране получают широкое распространение электронное обучение и образовательные компьютерные технологии, требующие персонализированного подхода к каждому обучающемуся, который автоматически становится субъектом непрерывного образования и получает возможность профессиональной самореализации в будущем. С каждым годом растёт уровень цифровой подготовленности студентов, что является прочной основой для развития персонализированного обучения, основу которого составляет субъективный подход. Он подразумевает развитие возможностей студентов, их активность, инициативу и мотивацию. «Субъектность - это способность приспособиться, адаптироваться к изменяющейся среде в соответствии со своими интересами и индивидуальными особенностями» [6]. Персонализированное обучение стало сегодня одним из самых востребованных и результативных подходов для мотивации будущих специалистов заниматься самообучением на протяжении всей своей профессиональной карьеры. В основе персонализированного подхода лежит развитие профессиональных возможностей человека, его желание меняться к лучшему, поиск верного решения. Это требует повышения качества рабочих программ по всем направлениям и профилям, включая дополнительное образование по выбранной дисциплине.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в течение нескольких последних лет сохраняет рейтинг элитарного высшего учебного заведения. Его самая главная задача - это достигнуть соответствия между требованиями работодателей и подготовкой выпускников. Совершенно очевидно, что изменения существующей образовательной системы должны быть разнонаправленными и для бакалавров, и для магистрантов. На первом и втором курсах студентам предлагаются общенаучный, цифровой и профессиональный циклы. На третьем и четвёртом они выбирают профиль подготовки в соответствии со своими интересами. В каждом цикле есть дисциплины обязательные и по выбору. Глобализационные процессы также влияют на современные принципы образования в вопросе способа подачи учебного материала. Традиционный формат курсовой работы явно устарел, студенты готовят проекты, которые они могут предложить работодателю, так как только практические навыки могут гарантировать успех трудоустройства. Осуществление персонализированного обучения требует повышения цифровой квалификации всего преподавательского коллектива. При университете успешно работает Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров, целью которого является повышение конкурентоспособности и качества образования, а также формирование новых и уже имеющихся компетенций преподавателей в соответствии с изменениями в законодательстве и инновациями в реальном секторе экономики. Приоритетным направлением развития образовательной отечественной системы образования стали дополнительные программы профессионального мастерства. В дополнение к профильным направлениям университета успешно реализуются новые, такие как «Государственный финансовый контроль», «Рынок ценных бумаг», «Анализ рисков и экономическая безопасность» и многие другие, которые вызывают профессиональный интерес у студентов, будущих финансистов. В 2020 году наш университет присоединился к программе Coursera for Campus, этот шаг дал студентам и преподавателям бесплатный доступ к почти 4 тысячам курсов, представленным на платформе. Студентам нужно только выбрать интересующие их курсы, подать заявку в деканат и заниматься дополнительно по выбранному направлению. После завершения курсов они сдают тест, и при его положительном результате им выдаётся сертификат, который учитывается при приёме на работу.

На данном этапе развития отечественного образования вводятся единые стандарты предпрофессиональной подготовки, что позволяет значительно повысить ее качество и упорядочить систему начального выбора профессии в старших классах школы. Очевидно, что креативное профессиональное мышление формируется не в вузе, оно закладывается гораздо раньше. К окончанию школы выпускники уже будут иметь базу для успешного обучения в высшем учебном заведении, где можно будет дальше развивать профессиональные навыки -

это придаст им уверенности в будущем. Новые стандарты дадут возможность учащимся глубже изучать профильные предметы, сделать осознанный выбор своей профессиональной карьеры и продолжать практико-ориентированное образование в вузе. Персонализация обучения требует повышения цифровой грамотности педагогов высших учебных заведений, так как именно они являются главной движущей силой всех трансформаций, происходящих на наших глазах. Сегодня успешными могут быть только те учебные заведения, которые активно проводят переподготовку кадров. Со временем когда-то полученные знания по всем дисциплинам быстро устаревают, становятся неполными, недостаточными, неактуальными и невостребованными для современной молодёжи и будущих специалистов. Главные проблемы персонализации можно свести к следующим. Во-первых, не все образовательные учреждения нашей страны могут позволить себе необходимую материально-техническую перестройку всех своих технологических ресурсов. Во-вторых, многие семьи не могут купить нужное оборудование высокого качества из-за недостатка средств. В-третьих, существует стойкое психологическое недоверие ко всем цифровым образовательным технологиям. В-четвёртых, большинство педагогов профессионально не готовы к полномасштабному использованию цифровых платформ в силу своего консерватизма и нежелания что-либо кардинально менять. Все эти перечисленные проблемы можно отнести к человеческому фактору, на их решение уйдёт несколько лет, так как персонализированное обучение охватывает весь спектр методов, рабочих программ, рекомендаций и направлений по всем учебным дисциплинам. Приоритетом является удовлетворение интересов и желаний студентов, это им позволяет самостоятельно выбрать направление и темпы обучения. Существенно меняется роль преподавателя и его профессиональные принципы. Он уже не единственный источник знаний, умений и навыков. На первый план выходит предоставление студентам свободы выбора содержания своей учебной подготовки, самостоятельно определять цели и темпы обучения. Преподаватель строит свою деятельность на основе современных педагогических методик и индивидуального подхода к каждому студенту, формирует образовательную среду, направленную на мотивацию к обучению, обеспечивает обратную связь, помогает студентам понять свои потребности, склонности и предпочтения и развивать свои способности для выбранной специальности. Преподаватель выступает в качестве организатора, советника, консультанта, наставника, соблюдая принципы персонализации обучения: свободу выбора, управление выбранным направлением, проявление индивидуальности, определение своего личного направления для персонального роста.

Образовательная программа вуза включает освоение компетенций в соответствии с государственными образовательными стандартами и центрами сертификации квалификаций, востребованных на рынке труда. Образовательное направление личности студентов формируется на основе выбора программы обучения и возможности последипломного образования. Главными атрибутами персонализации можно назвать воспитание индивидуальности личности, построение личного вектора профессиональной деятельности. Субъектность наиболее ярко проявляется именно в этих границах. В конце ХХ века на первом месте был личностно ориентированный подход в образовании, на втором - компетент-ностный подход: студенты должны знать, уметь, владеть и т. д. В начале XXI века кардинальный переход от традиционного образования к компетенциям отодвинул личностный подход на второй план. Сейчас мы видим, что наша система образования, несомненно, возвращается к личностно и практико-ори-ентированному образованию, т. е. к признанию права личности на свой индивидуальный выбор профессионального становления. Очевидно, что личностно ориентированная парадигма обучения вызвала переход образования к персо-нализации, что требует создания собственной отечественной модели высшего образования, целью которой должно стать обеспечение российской экономики высококвалифицированными профессиональными кадрами. Такая модель может быть построена на основе лучшего опыта классической советской системы и современных зарубежных образовательных технологий с учётом национальных особенностей, интересов студентов, вузовской администрации и работодателей. Необходимость изменений всей системы отечественного образования вызвана несколькими факторами. Во-первых, ещё в 2020 году Президент России В.В. Путин обозначил проблему трансформации высшей школы, и Правительству РФ было предписано рассмотреть возможность выбора направления подготовки для студентов старших курсов. В Госдуму был внесён законопроект, который предусматривал, во-первых, возможность выбора индивидуального образовательного направления, и, во-вторых, студенты могли одновременно готовиться к получению нескольких квалификаций. Эти новшества были вызваны требованиями реального времени, необходимостью подготовки разнопрофильных специалистов высшего уровня для всех отраслей экономики. В феврале 2023 года в Послании Федеральному Собранию президент вновь подтвердил насущную необходимость перестройки всей системы высшего профессионального образования, которая должна плавно подстроиться под кардинальные перемены нашего времени, чтобы обеспечить уверенное поступательное развитие России и вывести нашу страну на новый рубеж. Перед образованием стоит масштабная задача - подготовить кадры для всех структур нашей экономики, чётко расставить приоритеты развития, направить молодёжь на конкретный результат, обращать внимание на то, что в основе новых технологий лежат фундаментальные знания, и образовательное пространство должно обеспечивать свободу для

творческой деятельности, и профессиональное образование должно открыть новые горизонты для молодёжи [7]. В декабре 2023 года в Москве проходил чемпионат «Профессионалы» среди студентов технических колледжей и вузов, участвовало 679 человек. 18 декабря прошла встреча В.В. Путина с победителями и наставниками чемпионата, во время которой нашим президентом были определены три направления развития образования на ближайшие годы: во-первых, высокая оценка профессионализма выпускников должна оцениваться работодателями, во-вторых, будущую профессию следует выбирать на стыке нескольких дисциплин, в-третьих, чтобы оставаться на плаву и быть успешным, необходимы самоопределение и мотивация.

Корректировка первоначального выбора профиля подготовки отвечает требованиям нашего времени высокотехнологичных информационных технологий и способствует повышению мотивации получения дополнительных знаний по выбранной профессии. Такая возможность даёт положительный результат как для выпускников вузов, так и для их будущих работодателей. Вузы проводят социологические опросы, чтобы узнать мнение студентов об изменениях в системе профессиональной подготовки. Большинство выпускников высказывают положительное отношение к возможности изменения выбора направления подготовки, их привлекает гибкость образовательных программ. Они понимают, что от этого выбора зависит их мотивация к учёбе, академическая успеваемость, место работы, дальнейшие достижения и востребованность на рынке труда [8]. Если раньше нужно было пассивно выучить учебный материал, то сейчас этого явно недостаточно для овладения прочными компетенциями. Отсутствие мотивации к практическим навыкам негативно сказывалось на реализации карьерных амбиций выпускников, мало кто стремился найти работу по специальности, указанной в дипломе. Чтобы осуществить свой профессиональный потенциал, студенту самому нужно стать автором и разработчиком своей индивидуальной программы обучения. Для этого ему необходимо осознать собственные стремления и желания, цели, задачи и пути к правильному выбору. Преподаватель выступает в роли наставника, он корректирует план развития профессионализма студентов. Роль вуза заключается в предоставлении студентам возможности выбора своей траектории получения образования, что является основополагающим моментом современной профессиональной подготовки кадров.

В научных журналах персонализацию называют индивидуализацией, что по своей сути не одно и то же. Например, в статье «Содержательный компонент модели индивидуализации обучения в вузе» А.Ю. Кондратьев и А.В. Курдов дают определение индивидуализации: «Индивидуализация обучения, по нашему мнению, заключается в создании условий, в которых студент сможет самостоятельно разработать свою траекторию развития на основании личностных особенностей, способностей и интересов. В процессе обучения в соответствии с технологиями его индивидуализации студент при поддержке преподавателя формирует уникальный маршрут в образовательном пространстве вуза, в рамках которого расширяется и усложняется учебная программа, отбираются новые дисциплины и форматы обучения» [9]. Из определения вытекает, что индивидуализация представляет собой индивидуальную образовательную траекторию, которую для обучающегося выбирает преподаватель с учётом его наклонностей, интересов и успеваемости, тогда как в основе персонализации лежит активность самого человека на пути его личностного развития, без которой невозможно добиться профессионального успеха и карьерного роста. Это - осознанный выбор студента. Студент оказывается в центре обучения и осознанно выбирает свой путь для реализации своего потенциала. Благодаря быстрому распространению передовых информационных технологий и искусственного интеллекта персонализированное обучение набирает обороты. Это такой подход, при котором полученные данные помогают изучить потребности студентов и отобрать необходимые образовательные ресурсы для каждого.

Сейчас дисциплины из профессиональной сферы подразделяются на три категории: базовую, профильную и элективную. На базовом уровне трудно предоставить выбор, так как он даёт общее представление о профессии, но студенты могут выбрать степень сложности, которая будет им по силам. Co 2-го курса студенты могут выбрать из профилирующих дисциплин те, которые им особенно интересны. Элективный уровень представляет собой подборку дополнительных курсов по развитию выбранных компетенций и углублению знаний по предлагаемому списку смежных дисциплин, необходимых студентам в их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, суть персонализации сводится к тому, что меняются роли субъектов обучения в вузе. Раньше преподаватель передавал знания в виде лекций и практических семинаров, студенты должны были освоить эту информацию и успешно сдать зачёт или экзамен. Сейчас же цепочка преподаватель - студент - вуз опирается на предоставление возможности выбора, что определяет новое содержание персонализации обучения, и изучение запросов современных студентов представляет собой главную задачу при осуществлении изменения всей системы высшего образования. Использование возможностей электронного информационного пространства стало необходимостью, так как включает такие элементы цифровой трансформации, как базы данных, электронные библиотеки, образовательные порталы, электронную почту для преподавателей и студентов, тесты в режиме онлайн, видеоконференции, веби-нары. Развитая система цифровизации образовательного процесса позволяет студентам выбирать все возможные технические средства, тесно связанные с их интересами и будущей карьерой. Информационные технологии повышают ре-

зультативность персонализации благодаря обратной связи, гибкости обучения и его темпам. Цифровая образовательная среда охватывает все стадии обучения, электронные сервисы, учебные и методические разработки находятся в общем доступе, что позволяет быстро обмениваться информацией на основе общепринятых правил делового общения, образовательные платформы способствуют успешному усвоению учебного материала. Цифровизация - это абсолютно новая среда, которая кардинально изменила современную жизнь, и наша задача - как можно быстрее научиться пользоваться всеми цифровыми ресурсами, которые будут определять наше будущее. На данном этапе необходимо, чтобы цифровые образовательные технологии были доступны всем и направлены на повышение качества обучения. Государство должно предоставлять материальные ресурсы и разрабатывать программы развития образовательной среды. Студентам остаётся только серьёзно подойти к выбору интересующих их предметов, при этом сетку времени и места обучения разрабатывает высшее учебное заведение. В новых условиях обучения в идеальном варианте студент имеет возможность самостоятельно проложить свой индивидуальный путь профессиональной подготовки, не исключено, что на основе проб и ошибок, постепенно убеждаясь в правильности своего выбора или изменяя заранее намеченные цели развития своего профессионального потенциала. Весь спектр информационных технологий с учётом персонализации обучения обеспечивает возможность выбора дороги профессионального роста для каждого студента, раскрывая его образовательный потенциал. Будущие специалисты выбирают необходимые компетенции в том объёме, который потом эффективно отразится на их карьерной лестнице.

Нашим современным студентам нужно такое образование, которое полностью соответствовало бы их потребностям. Но здесь прослеживается явное противоречие. С одной стороны, удовлетворение желаний обучающихся на всех уровнях образовательной системы, а с другой - жёсткая организация учебного процесса в виде учебно-методических рекомендаций, рабочих программ, установленного расписания, сетки внеурочных мероприятий, конференций, форумов, круглых столов и т. п. Образовательный процесс не может подстраиваться под каждого конкретного человека, но студенты реально имеют возможность развивать свою активность, ответственность за выбранное направление и свой индивидуальный выбор, оценить собственный опыт достижения цели, а главное -почувствовать себя личностью - творческой, нравственной, целеустремлённой, достойной уважения. Совершенно очевидно, что современный рынок труда вступил в новую фазу развития, новую эпоху, которая требует не ярких, выдающихся индивидуальных личностей, а командных участников с сетевыми связями, синергетически готовых к постоянно развивающемуся миру. Синергетический тип мышления даёт образ мира как непрерывно возникающего и эволюционирующего по нелинейным законам. Окружающая нас среда полна неожиданных поворотов, непредсказуемых событий, связанных с выбором направлений дальнейшего развития [3, с. 490]. Синергия способствует развитию уникальных способностей обучающихся. Мы все разные, и эта наша непохожесть обусловливает разные векторы персонализации образования, охватывающие сотрудничество, мотивацию, совместное творчество, креативность, выбор правильного решения. Эти главные черты личности формируются и совершенствуются в результате активной деятельности и серьёзного отношения к своей будущей профессиональной карьере. Но, как показывает жизненный опыт, отвечать за выбранное направление представляет собой очень непростую задачу для молодёжи, так как у неё нет ещё необходимых навыков принимать правильное, осознанное решение. И здесь главная роль принадлежит преподавателю - педагогу, который создаст такое образовательное окружение, где ошибки будут предоставлять возможность для обучения и совершенствования, поможет сделать выбор на основе этих проб и ошибок. Это придаст студентам уверенности в сложных ситуациях и подготовит их к сложным испытаниям в будущем. Только в этом случае персонализация образования будет способствовать активному личностному росту и самостоятельности обучающихся.

Но нельзя не обозначить проблему подготовки педагогических кадров, соответствующих запросам нашего времени. Цифровизация всей окружающей среды и образования представляет собой сложную задачу и требует пересмотра педагогических методов и подходов к подаче учебного материала. Многие преподаватели пользуются устаревшими методиками, учебниками и пособиями, не потому что они не признают новых тенденций, а потому, что для них не организованы соответствующие курсы повышения квалификации, что в результате приводит к умственному напряжению, стрессу, профессиональному выгоранию и нежеланию меняться. Возникает вопрос: может ли преподаватель, не желающий совершенствовать своё педагогическое мастерство и принимать новые тренды в образовании, научить своих обучающихся самостоятельности, самоорганизации, готовности к неожиданным жизненным поворотам? Проблема ещё в том, что преподаватели в процессе обучения используют свой образовательный опыт, полученный много лет назад и проверенный в работе. И если внутри себя они не поменяют свой моральный настрой к новым трендам в образовании, то успех персонализированного обучения будет под вопросом. До тех пор, пока педагоги не поймут, что урочно-классная система обучения, появившаяся 400 лет назад, себя изжила, нет смысла рассчитывать на позитивный результат преобразований. Для педагогов также нужно создавать образовательную среду, где они могли бы поделиться опытом и обсудить новые направления в образовании. Для успешной реализации персонализации в образовании необходимо переосмыс-

лить всю систему образования. На это уйдёт много усилий, времени и ресурсов, но в будущем эти затраты окупятся полноценной, качественной подготовкой кадров. Цифровизация образования требует больших государственных инвестиций и поддержки со стороны бизнеса для разработки современных образовательных платформ и развития взаимовыгодных отношений между секторами экономики.

Персонализированное образование представляет собой современный тренд развития всей образовательной системы, вызванный быстрыми изменениями требований к профессиональной подготовке кадров. На наших глазах формируется новая реальность цифрового пространства, результатом которой является цифровизация всех направлений социальной сферы, в том числе и образования. Для педагогов вузов важно получить поддержку от государственных

Библиографический список

органов и возможности для саморазвития и разработки новых методологических подходов. Только деятельность может выявить главные черты личности: осознанный выбор своего будущего, упорство в достижении поставленных целей, развитие своего профессионального потенциала, стремление к самоорганизации и желание обучаться на протяжении всей своей жизни. К сожалению, наша отечественная система высшего профессионального образования пока недостаточно готова к успешной реализации методов, направленных на свободу и самостоятельность студентов в выборе своего вектора обучения. Преподаватели с большим опытом работы в другом образовательном окружении не могут быстро перестроиться и обучать будущих профессионалов ответственности за правильный выбор. Персонализация и цифровизация образования требуют изменения принципов и стандартов обучения в высшей школе.

1. Бордовский ГА. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны. Высшее образование в России. 2023; Т. 32, № 6: 15.

2. Савина Н.В. Методологические основы персонализированного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2020; Т. 14, № 4: 82-90.

3. Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента. Москва: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Издательство АСТ», 2002.

4. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза. Высшее образование в России. 2023; Т. 32, № 1: 117.

5. Абдалина Л.В. Персонализация как ведущий образовательный тренд современности. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2022; № 2: 10-12.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития. Педагогическое образование в России. 2021; № 1: 20.

7. Путин В.В. Послание Федеральному собранию от 21 февраля 2023 г. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

8. Алешковский И.А. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России. 2023; Т. 32, № 4: 152.

9. Кондратьев А.Ю., Курдов А.В. Содержательный компонент модели индивидуализации обучения в вузе. Высшее образование сегодня. 2023; № 1: 40-42. References

1. Bordovskij G.A. Problemy i zadachi vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape razvitiya strany. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; T. 32, № 6: 15.

2. Savina N.V. Metodologicheskie osnovy personalizirovannogo obrazovaniya. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2020; T. 14, № 4: 82-90.

3. Kirilenko G.G., Shevcov E.V. Filosofskijslovar'. Spravochnik studenta. Moskva: Filologicheskoe obschestvo «SLOVO», OOO «Izdatel'stvo AST», 2002.

4. Kuznecov I.S. Doverie studentov i ih obrazovatel'naya traektoriya posle okonchaniya vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; T. 32, № 1: 117.

5. Abdalina L.V. Personalizaciya kak veduschij obrazovatel'nyj trend sovremennosti. Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2022; № 2: 10-12.

6. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Teoretiko-prikladnye osnovaniya personalizirovannogo obrazovaniya: perspektivy razvitiya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 1: 20.

7. Putin V.V. Poslanie Federal'nomu sobraniyu ot 21 fevralya 2023 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

8. Aleshkovskij I.A. Osobennosti formirovaniya obrazovatel'nyh traektorij rossijskih studentov: ocenka i vozmozhnosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; T. 32, № 4: 152.

9. Kondrat'ev A.Yu., Kurdov A.V. Soderzhatel'nyj komponent modeli individualizacii obucheniya v vuze. Vysshee obrazovanie segodnya. 2023; № 1: 40-42.

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 378.1

Muller O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: [email protected]

CLASSIFICATION AND CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION IN THE STRUCTURE OF COMMUNICATION. The modern world has actualized a problem of interaction between people, groups, communities, regions, humanity as an integral entity, their relationship to each other, mutual understanding. Communication is one of the most important factors in human life and is a complex and multifaceted process. In the article, the author considers communication as a process: a method of activity, as a semantic aspect of social interaction. Communication is the process of exchanging information through various means in order to establish common meaning and influence people's behavior. In science, communication is studied in various aspects, thanks to which its essence and variety of forms are revealed. The purpose of the study is to identify the essence of the concept of "communication" and its types. The research methods used in writing this article include literature review, synthesis, analysis, and comparison. The author pays special attention to the issue of analyzing communication barriers, as well as overcoming them.

Key words: communications, talking, barriers, criticism, self-statement

О.Ю. Муллер, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

Современный мир актуализировал проблему взаимодействия людей, групп, общностей, регионов, человечества как целостного субъекта, их отношение друг к другу, взаимопонимание. Общение является одним из важнейших факторов человеческой жизнедеятельности и представляет собой сложный и многогранный процесс. В статье автор рассматривает коммуникацию как процесс - способ деятельности, как смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникация есть процесс обмена информацией с помощью различных средств в целях установления общего смысла и воздействия на поведение людей. В науке коммуникация исследуется в различных аспектах, благодаря которым раскрывается ее сущность и разнообразие форм. Цель исследования - выявление сущности понятия «коммуникация» и ее видов. Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение. Особое внимание автор уделяет вопросу анализа барьеров коммуникации, а также их преодолению.

Ключевые слова: коммуникации, общение, барьеры, критика, я-высказывание

Коммуникация как объект научного исследования привлекает внимание ученых с XIX века, когда гуманитарные науки выделились в особую область знаний - в направлении ораторского мастерства, в обучении письменным жанрам родной речи, для обучения говорению на иностранном языке. В современной науке коммуникация исследуется в различных аспектах: в социологическом, лингвистическом, психологическом, семиотическом и культурологическом, риторическом, когнитивном, техническом и др. Все эти направления исследования коммуникации как сложно организованный процесс дополняют друг друга, глубже раскрывают ее сущность и разнообразие ее форм.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования - выявление сущности понятия «коммуникация» и ее видов.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- рассмотреть сущность понятия «коммуникация»;

- изучить виды коммуникации;

- проанализировать виды коммуникативных барьеров и способы их преодоления.

Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение.

Научная новизна исследования состоит в разработке модели коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области развития коммуникации в структуре общения. Практическая значимость иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.