Научная статья на тему 'НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОХОД / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ТЬЮТОР / СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONALIZED CAMPAIGN / PERSONALIZED EDUCATIONAL TRAJECTORY / TUTOR / SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Вера Степановна, Кайгородова Анастасия Евгеньевна

В статье предложен новый формат профессионального становления студента вуза - персонализированное обучение, целевой ориентацией которого является психолого-педагогическое сопровождение персонализированного образовательного маршрута обучаемого. Авторы констатируют, что в современных условиях модернизации и цифровой трансформации образования требуются новые, адекватные новой ситуации образовательные форматы, одним из которых является разработка персонализированных образовательных маршрутов обучающихся - студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Вера Степановна, Кайгородова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL FORMAT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT: PERSONALIZED EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE STUDENT

The article proposes a new format of professional development of a university student - personalized training, the target orientation of which is psychological and pedagogical support of the personalized educational route of the student. The authors state that in the modern conditions of modernization and digital transformation of education, new educational formats are required that are adequate to the new situation, one of which is the development of personalized educational routes for students of the university

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-10-21

УДК 378.14 ББК 74.484.4

В.С. Третьякова, А.Е. Кайгородова

(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-413-660013 р_а «Прогнозирование профессионального будущего студенческой молодежи в цифровую эпоху»

В статье предложен новый формат профессионального становления студента вуза - персонализированное обучение, целевой ориентацией которого является психолого-педагогическое сопровождение персонализированного образовательного маршрута обучаемого. Авторы констатируют, что в современных условиях модернизации и цифровой трансформации образования требуются новые, адекватные новой ситуации образовательные форматы, одним из которых является разработка персонализированных образовательных маршрутов обучающихся - студентов вуза.

Ключевые слова: профессиональное становление, персонализированный поход, персонализированная образовательная траектория, тьютор, сопровождение.

V.S. Tretyakova, A.E. Kaigorodova

(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia)

NEW EDUCATIONAL FORMAT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT: PERSONALIZED EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE STUDENT

The research was supported by RFFR within project № 20-413-660013 r_a «Forecasting the professional future of students in the digital age»

The article proposes a new format of professional development of a university student - personalized training, the target orientation of which is psychological and pedagogical support of the personalized educational route of the student. The authors state that in the modern conditions of modernization and digital transformation of education, new educational formats are required that are adequate to the new situation, one of which is the development ofpersonalized educational routes for students of the university.

Keywords: professional development, personalized campaign, personalized educational trajectory, tutor, support.

Проблемы формирования траекторий персонального развития молодежи привлекают внимание исследователей особенно в последние годы, когда стратегическое планирование и видение будущего осложнено нестабильностью и неопределенностью современного мира. Условия, в которых происходит такое формирование, определяются развитием экономики, политики, науки, технологий, системы образования, состоянием рынка труда и др. Отметим также, что события 2020 года принесли в систему образования неожиданный эксперимент, в который оказались массово вовлечены педагоги и обучающиеся всех уровней образования, - глобальный процесс цифровизации, незамедлительный переход к новым форматам обучения, разрушение привычной модели коммуникации со студентами. Как справедливо отметил А.М. Кондаков, «мы явились свидетелями наиболее масштабного образовательного эксперимента в истории человечества, охватившего 90% детских садов, школ, колледжей и университетов мира. Общий охват учащихся превысил 1,75 млрд. человек, плюс более 200 млн. педагогов» [7]. И можно с уверенностью сказать, что образование, каким мы его знали, никогда не будет прежним. Этот процесс обозначил новые задачи перед системой образования.

1. Повышение гибкости и мобильности образования, обеспечение качества средствами онлайн-обучения, учет разнообразных потребностей и возможностей обучаемых, создание индивидуальных программ обучения, в том числе виртуальных персонализированных программ для достижения целей роста каждого студента.

2. Изменение позиции «преподаватель - студент», в которой студент проявляет свою активность как субъект, готовый осмыслить собственный опыт, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения, а также представления о личностном и профессиональном самоопределении и само-

развитии, а преподаватель видит свою задачу в создании условий для стимулирования мотивации к реализации целей обучаемого.

3. Изменяются соответственно и образовательные форматы. Востребованным форматом образования студентов вуза внутри образовательной организации сегодня становится персонализированное обучение, когда сам субъект развития делает осознанный выбор направления (трека) развития из возможных альтернативных вариантов. Все, кто так или иначе обращался к теме личного развития, знают, что практик существует великое множество (Перечень форматов обучения можно найти в статье О.Ю. Соловьевой: Поколение Z: новые образовательные форматы развития современных школьников // Ежеквартальный информационно-методический журнал «Образование Ямала» (2017, №15). Но в том и суть персонализированной траектории, что каждому нужны те практики, которые помогают достичь своего личного следующего, более высокого, уровня. Найти свои практики - и есть задача личной траектории развития.

Цель данной статьи - предложить и обосновать новый формат профессионального становления студента вуза -персонализированное обучение, целевой ориентацией которого является психолого-педагогическое сопровождение персонализированного образовательного маршрута обучаемого.

Исследование выполнено с опорой на данные, полученные методом контент-анализа научных работ, дополненные личным опытом авторов профессиональной деятельности и наблюдениями в процессе проведения учебных занятий по ряду учебных дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты для разработки актуальных образовательных практик в новых условиях.

Студенты вуза, будущие педагоги, должны обладать не только глубокими

к к s о

I

ф

Ц

ш

0

1

го

ф ^

2 го

т ^

ю о

О Ё Ф ГО

О О Ф К ■©■ го

О

С

го го

s Я ^ 2

1 "§ к го

I

_0 ц

ф

н го го m

о

ГО со

a. s

ю о

го

I

о о

Ф

го ш о ч о

о

го ^

ш

го" ш о

о т

профессиональными знаниями и умениями, но и качествами, определяющими ценностное отношение к своей профессии, готовность к построению профессиональной карьеры, умение быстро реагировать на происходящие изменения в профессиональной деятельности, готовность к творческому самосовершенствованию. Эти качества определяют осмысленное профессиональное самоопределение и становление.

Профессиональное становление личности - «это динамичный, поэтапный, управляемый процесс, включенный в систему профессиональной социализации личности» [14, с. 272]. В условиях вуза процесс профессионального становления студентов происходит поэтапно.

Первый этап - это профессиональное самоопределение, в процессе которого происходит формирование профессиональных намерений, выявление своих наклонностей и способностей, осознание своего профессионального предназначения, принятие решения и сознательное осуществление действий в соответствии со своими ценностями, поставленными целями, установленными приоритетами. Если говорить о компетенциях, то именно на этом этапе у обучаемых наблюдается неосознанная некомпетентность, то есть обучаемому неизвестно, чего он не знает, лишь происходит понимание того, что «я чего-то не знаю», «я чего-то не умею», и формируется интерес личности к получению знаний, развитию.

Второй этап - профессиональное обучение, в процессе которого происходит влияние многих факторов на профессиональное становление: качество обучения (профессионализм преподавателей), организация учебной деятельности, психологическая атмосфера в организации, в группе, личностная активность и мотивация к освоению профессиональной деятельности и др. Немаловажным условием успешного протекания этого этапа является способность обучаемого осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию будущей

профессиональной деятельности, оценить и обосновать собственный профессиональный выбор и ценностные отношения. Рефлексия опыта осваиваемой профессиональной деятельности нацеливает обучающегося на дальнейшую динамику профессионального развития, осознанное проектирование своего профессионального будущего. На шкале компетенций - это этап осознанной некомпетентности, когда обучаемый понимает, что ему недостаточно знаний, умений и опыта для реализации себя в профессии и стремится добывать новые знания, развиваться.

Третий этап - профессиональное развитие обучающегося, освоение профессиональных компетенций, профессиональная адаптация, приобретение первого профессионального опыта. Именно в этот период обучающийся впервые погружается в учебную профессиональную деятельность, освоение профессии, при котором происходит выявление профессиональных затруднений и дефицитов обучающегося. Наступает период осознанной некомпетентности, когда обучаемый способен оценить собственные «белые пятна» и, скорректировав дальнейшие цели, разрешить индивидуальные проблемы своего развития.

Четвертый этап - это реализация личности в профессиональной деятельности на производстве, это профессионализм, приобретение навыка, опыта деятельности, понимание, что ты умеешь это делать. Здесь происходит «выход за пределы своей профессиональной субъект-ности, раскрытие своего индивидуально-личностного потенциала в профессии и вне ее, расширение своих возможностей, умение находить новые смыслы в конкретной профессиональной области и за ее пределами, быть готовым разрешать профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях и неопределенности профессионального будущего» [5, с. 322], происходит процесс позитивного изменения личности и наступает период осознанной компетентности.

Однако содержание каждого этапа профессионального становления индивидуально для каждого обучающегося, поскольку индивидуальны возможности и способности каждого из них. Поэтому встает вопрос о новом формате профессионального становления на этапе профессионального обучения студента вуза -персонализированное обучение, целевой ориентацией которого является психолого-педагогическое сопровождение персонализированного образовательного маршрута обучаемого.

В докладе Правительства РФ Федеральному собранию России «О реализации государственной политики в сфере образования», в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» отмечается задача обеспечения «развития индивидуальных подходов к обучению через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий» [3, с. 15; 4, с. 8-9]. Инструментом, который может быть использован для решения данной задачи, является персонализированный образовательный маршрут обучающегося, который предполагает оптимальную стратегию обучения студента и поэтапную ее реализацию при сопровождении студента опытным преподавателем, наставником.

П. Лукша и Д. Песков, говоря о новой архитектуре образования («пересборке моделей образования»), отмечают, что «со стороны ведущих учебного процесса -уже сейчас существуют и будут развиваться инструменты определения индивидуального стиля обучения (cognitive traction), темпа работы над заданиями, вовлеченности учащегося в учебу и пр.» [2, с. 11]. Они видят одним из факторов трансформации сферы образования в растущей доле сознательных студентов, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели и не готовы брать «пакетные решения» [2, с. 6]. Тогда образование превращается в «личный квест», пишут авторы, когда обучающийся развивает себя по выбранному и одобренному сценарию.

Е.В. Лебедева и Д.П. Заводчиков решение проблемы качества профессиональной подготовки видят в методологии прогнозирования, планирования и реализации индивидуальной трансспек-тивы студента, под которой они понимают способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем: из прошлого - через настоящее - в будущее. Профессиональная трансспектива, по мнению авторов, - это «целостное восприятие личностью траектории своего профессионального развития. Именно профессиональная трансспектива с наибольшей полнотой раскрывает способность человека соотносить индивидуальные стратегии самоорганизации во времени с системой внешних требований и лимитов, исходящих от социума и профессии» [9, с. 455].

Дж. Девин развитие образования связывает с неизбежным развитием ме-диаресурсов и цифровых технологий, которые будут действовать как «катализатор трансформации школьного образования». Он отмечает, что образование к 2030 году будет «в высшей степени персонализированным, но также и высоко социализированным». Дж. Девин пишет: «Персонализация станет реальностью во всех сферах жизни, и для наших детей это будет означать персонализированную, индивидуальную учебную программу с акцентом на вовлеченность в активное экспериментальное обучение, сочетающее индивидуальные и командные занятия» [21].

А.М. Кондаков спрогнозировал несколько этапов дальнейшего развития цифрового образования. Первый этап -обучение в удаленном доступе (март-май 2020 года) - уже пройден. Второй этап (2020/2021 учебный год) продемонстрирует все более расширяющееся применение современных цифровых инструментов и технологий, обеспечивающих разнообразное взаимодействие, многообразие форм и видов деятельности участников образовательных отношений. Именно на этом эта-

к к s о

I

ф

Ц

ш

0

1

го

ф ^

2 го

т ^

ю о

О Ё Ф ГО

О О Ф К ■©■ го

О

С

го го

s Я ^ 2

1 "§ к го

I

_0 ц

ф

н го го m

о

ГО со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a. s

ю о

го

I

о о

Ф

пе, отмечает ученый, «будет происходить оптимизация доставки контента до конечного пользователя и его персонализация на основе расширяющегося использования инструментов искусственного интеллекта» [7]. Третий этап (2022/2024 гг. и далее) видится как командное взаимодействие в общей конвергентной образовательной среде, обеспечивающей максимальную персонализацию процессов учения и обучения [7].

Отечественные ученые отмечают те трудности и проблемы, которые стоят перед образованием при смене парадигмы образовательного процесса. «В нашей стране практическое изучение возможностей персонализированной, результативной организации образовательного процесса ведется пока лишь отдельными группами энтузиастов. <...> Опыт показывает, что это длительный и трудоемкий процесс, для успеха которого нужна развитая цифровая среда, готовность педагогического коллектива к переменам,

включенность учащихся, всесторонняя поддержка родителей и местного сообщества» [16, с. 34].

Имеющиеся работы носят единичный характер и опираются на стремление отдельных педагогов повысить результативность учебной работы. Так, профессор НИУ ВШЭ А.Ю. Уваров видит современную «школу с персонализированной, ориентированной на результат моделью организации образовательного процесса (которая расширяет границы привычной классно-урочной системы)» [19].

Персонализированный подход к обучению как методологическая основа профессионального становления обучения осуществляется с учетом индивидуальных характеристик обучаемого, как и при индивидуально-личностном (личностно-ориентированном) подходе, но имеет свои особенности. В чем специфика персонализированного подхода? (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика индивидуально-личностного и персонализированного подходов к обучению

го со о Ч о а. о

го ^

ш <

(О со о

<и а.

О т

Индивидуально-личностный (личностно-ориентированный) подход Персонализированный подход

Ориентация на личность в педагогическом процессе (обучении, воспитании, развитии) Ориентация на процесс роста потенциала личности на основе саморазвития личности.

Предполагает учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся и их связь с познавательными процессами Предполагает учет личных и профессиональных планов и возможностей, актуальных компетенций отдельного обучаемого, их связь с деятельностью и ценностными представлениями обучаемого

Основной акцент на организации познавательной деятельности обучаемого Основной акцент на синтезе познавательного интереса с другими интересами, жизненными стратегиями и ценностными основаниями

Цель: удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей обучаемого Цель: профессиональная и персональная идентичность обучаемого

Направленность в педагогическом процессе от педагога к обучаемому: педагог является субъектом, проявляющим активность по отношению к обучаемому Изменение позиции «педагог - обучаемый»: активность самого обучаемого, «выявление, развитие и реализация личностью своих индивидуальных возможностей, познавательных, профессиональных, жизненных

Индивидуально-лично стный (личностно-ориентированный) подход Персонализированный подход

планов» [13, с. 27], саморазвитие, свобода выбора и несение ответственности за него.

Ценность педагога, воспитателя как источника знания и эксперта. Планирует и осуществляет учебный процесс Сопровождение обучающегося грамотным опытным руководителем, наставником, тьютором, выполняющим функцию навигатора и создающим условия для реальной индивидуализации процесса обучения

Отношения иерархии с обучающимися (знающий - незнающий) Отношения партнерства с обучающимся (вместе развивающиеся)

Педагог имеет дело с учебным материалом Тьютор работает с производственными и личностными проблемами

Педагог доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием [6, с. 13] Тьютор доступен обучающимся всегда [6, с. 13]

Модель компетенций разрабатывается для всех обучающихся одна (с одинаковым набором компетенций) в соответствии с ФГОС, которая «может служить базой для перестройки образовательного процесса, преодоления односторонне-предметной ориентации образования» [13, с. 60-61]. Модель компетенций разрабатывается под каждого обучающегося с учетом дефицита востребованных навыков в профессии. Выбор обучающимся коротких модулей, каждый из которых посвящен формированию одной или двух компетенций. Выбор модулей позволит обучающимся реально индивидуализировать свой образовательный маршрут

Ведущая роль в проектировании персонализированной образовательной траектории принадлежит тьютору, выполняющему роль консультанта, навигатора, наставника. В Атласе новых профессий профессия тьютора отнесена к новым профессиям в области образования, официально же она была введена в России в 2008 году и была востребована в практике инклюзивного образования. С введением этого понятия и термина в образовательную сферу вузов эту должность стали воспринимать как должность, пришедшую взамен куратору, которого исключили из реестра должностей в высших учебных заведениях в конце 90-х - начале нулевых годов. Однако должностные функции тьютора и куратора абсолютно разные, и главное отличие заключается в том, что куратор сопровождает воспитательный процесс, а тьютор - образовательный процесс, и его должностные функции являются смежными с функциями другой но-

вой профессии - «разработчик образовательных траекторий, профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека -обучаемого» [1, с. 136]. Задача тьютора -персональное сопровождение процесса реализации этого маршрута в образовательном пространстве, процесса развития личности обучаемого. Он помогает сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее.

В российской системе образования должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и

к к ^ о

I

ф

ц

ш

0

1

го

ф ^

2 го

т ^

ю о

о

Ё ф

го

о о

Ф к -& ?

О ^

го го 2 Я ^ 2

1 О

к го

I

_0 ц

ф

н го го ш

о

Го со О. ^

го

I

о

о ф

го со о Ч о а о

го ^

ш

<

го" ш о

<и а

о т

служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [11] ключевые слова, характеризующие функции тьютора и его основные виды деятельности, следующие: сопровождает, координирует, содействует, контролирует, оценивает, способствует, создает (условия), оказывает (помощь) и т.п. Для сравнения ключевые слова, характеризующие функции и основные виды деятельности педагога: осуществляет (обучение и воспитание), выбирает (программы), проводит (учебные занятия), планирует и осуществляет (учебный процесс), разрабатывает (рабочую программу по предмету, курсу), развивает (мотивацию, познавательные интересы, способности и пр.), обеспечивает (достижение уровней образования), организует (самостоятельную деятельность обучающихся), ориентируется (на личность обучающегося), реализует (проблемную деятельность), оценивает (эффективность и результаты обучения) и т.п. [11].

Проектирование траектории развития личности - это серьезная большая работа, в которой нужен помощник, проводник. В профессиональном образовании это тьютор. Он как тренер для спортсмена: спортсмен все делает сам, а тренер, заинтересованный во всем, что с ним происходит, и обладающий опытом и безусловным профессионализмом, наблюдает со стороны и помогает двигаться в нужном направлении. Так же и тьютор - это консультант, мотиватор, организатор совместной деятельности участников образовательного процесса, создатель комфортных психологических условий и навигатор изменений обучаемого, он, не навязывая свои идеи, как нужно поступать, помогает найти максимально эффективную траекторию развития.

Первоначально должность тьютора была неформальной педагогической должностью и понималась как репетиторство (частный преподаватель) [22]. В настоящее время наиболее точное опре-

деление дано в Атласе новых профессий: это «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития» [1, с. 136]. С тех пор образовалось гнездо родственных слов к слову «тьютор». Среди них известные: тьюторство, тьютор-ская (деятельность), тьюторинг (процесс сопровождения ребенка/взрослого тьютором), и малоизвестные: тьюториал -очные коллективные занятия, которые обязан проводить тьютор [12, с. 24; 20].

В отечественной литературе тьюто-ринг рассматривается как «форма профессионального сопровождения и поддержки педагога в процессе повышения квалификации, применение которого создает условия, обеспечивающие развитие субъектности педагога» [8, с. 6; 20]; как сопровождение особого ребенка в общеобразовательной организации с помощью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы [17; 18].

Коллектив авторов Международного института менеджмента одним из первых в России поставил вопрос о профессии тьютора и разработал специализированный учебный курс подготовки профессиональных тьюторов - «специалиста в области организации образования и самообразования» [6; 12].

Главной целевой ориентацией тьютора является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося.

Изначально под сопровождением понимали такой подход, который отличался персонализацией и ориентаций на личность, которая могла совершать выбор вектора своего профессионального роста. Впоследствии стало ясно, что различные внешние социальные обстоятельства оказывают влияние на процесс такого выбора, вследствие чего у личности появляется диапазон альтернативных решений [15].

Под процессом сопровождения следует понимать совокупность мероприятий, которые направлены на личность, но при этом дают ей возможность самостоятельного принимать решения и брать на себя ответственность за собственный выбор и его претворение в жизнь. Сопровождение можно рассматривать с нескольких позиций: как процесс, как метод, как технологию. Но при любом подходе сопровождение характеризуется тем, что сопровождающий создает некие благоприятные условия для субъекта, в которых тот может принимать максимально лучшие для себя решения и совершать выбор, исходя из условий, в которых он пребывает на текущий период времени.

В нашем исследовании объектом сопровождения является персонализированная образовательная траектория профессионального роста обучаемого, а предметом - его личностное и профессиональное развитие в контексте качества образовательных услуг в организации. Нелинейность и многообразие траекторий развития определяют основные функции наставника в процессе сопровождения обучаемых: 1) формирование личности обучаемых: помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее [10]; 2) превентивное научение ребенка/взрослого самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут; 3) перманентно готовить адекватно реагировать на ситуации эмоционального дискомфорта [18]; 4) оказание помощи сопровождаемому увидеть в себе то, чего он не видит в себе сам; 5) проектирование и реализация условий для личностного роста ребенка/ взрослого.

Сопровождение реализуется в совместной деятельности сопровождаемого (обучающегося) и сопровождающего (тьютора), которая представляет собой субъект-субъектное общение, разрушение которого воспринимается как угроза профессиональной и персональной

идентичности сопровождаемого. При этом важно при персонализированном обучении учитывать личные и профессиональные планы и возможности, актуальные компетенции отдельного обучаемого и гармонизировать цели тьютора и цели обучаемого.

Концепция разработки персонализированной образовательной траектории базируется на ряде принципов:

- согласованность сфер труда и образования: учет потребностей работодателей в соответствующих компетенциях работников на этапе формирования персонализированной образовательной траектории обучаемого;

- сформированность компетент-ностного портрета / компетент-ностной модели обучаемого, будущего работника на основе потребности работодателя в квалификации специалиста на рынке труда;

- соответствие требований работодателей содержанию образовательных программ (при необходимости целесообразно скорректировать существующие за счет модульной организации образовательных программ);

- нелинейность, вариативность и многовекторность конвергентного образовательного пространства, сочетающего обычную, дополненную и виртуальную реальность;

- осознанность свободы выбора траектории персонального развития обучаемым;

- целенаправленность траектории персонального развития, ясное видение цели;

- согласованность профессиональной цели и цели получения образования с целью жизненного пути, жизненными стратегиями, основанными на ценностях;

- процессный характер реализации персонализированной образовательной траектории;

к к ^ о

I

ф

ц

ш

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

ф ^

2 го

т ^

ю о

о

Ё ф

го

о о Ф к ■©■ Го о

с

го го 2 Я ^ 2

1 О

к го

I

_0 ц

ф

н го го ш

о

Го со О. ^

ю о

го

I

о

о ф

го m о Ч о а о >s го ü

UÜ <

го" ш о

ф а

о

0Q

- неравномерность продвижения по траектории персонального развития [10, с. 124];

- ценность взаимодействия обучаемого и тьютора, партнерских доверительных отношений, гармонизации их целей в движении к значимому результату;

- периодичность мониторинга потребностей работодателей в востребованных профессиональных компетенциях обучаемого.

Подводя итог, важно отметить, что персонализированное обучение и разработка персонализированных образовательных траекторий личностного и профессионального развития обучающихся в условиях вуза - актуальная задача, стоящая сегодня перед образованием. Для ее реализации требуются определенные ресурсы образовательной организации: организационные, кадровые, учебно-методические, цифровые образовательные ресурсы - все, что создает специальные условия для самостоятельной реализации образовательной программы обучаемого и его развития. Со стороны работодателя также требуются определенные ресурсы: информация о перспективных задачах организации, перечень востребованных на данном этапе компетенций, информация о профессиональных дефицитах обучаемого.

Внедрение новых образовательных практик, новых форматов обучения - это процесс, требующий от педагогического сообщества серьезной перестройки стратегий и направлений подготовки в новых условиях, а от обучаемых - сформированной последовательности целей личностного развития, развитой способности к освоению новых компетенций, готовности к полноценной учебной деятельности.

Библиографический список:

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - М., 2014. - Режим доступа: https://new.atlas100.ru/

2. Будущее образования: глобальная повестка дня: Краткое изложение

результатов [Электронный ресурс] / сост. П. Лукша, Д. Песков // Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». - Режим доступа: https:// vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d 3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. / Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 (с изменениями 29 марта 2019 г.) [Электронный ресурс] // Минпросвещения России - Режим досту па: http s://docs.edu.gov. ru/docu ment/3a928e13b4d292f8f71513a2c0208 6a3/download/1337/

4. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс] // Правительство России. - Режим доступа: http://static.government.ru/ media/files/TqYc5WPreBUOgYaya15z5s iRjBU6sdV0.pdf

5. Зиннатова М.В. Профессиональная трансцендентность личности: к постановке проблемы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2019 г. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. - С. 321-322.

6. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2 ч. Часть 1: учеб. пособие для СПО / под ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 198 с.

7. Кондаков А.М. Уроки пандемии: новая реальность [Электронный ресурс] // Вести образования. - Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2020/6/26/ Iniciativa_FGOS_40/13654-uroki_ pandemii_novaya_realnost

8. Коротаева Е.В., Шумакова К.С. Возможности тьюторинга в процессе повышения квалификации педаго-

гов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2012. - № 1 (10). С. 5-10.

9. Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и транс-спектива профессионального развития будущих педагогов // Научный диалог. - 2018. - № 12. С. 453-464.

10. Львов Л.В., Головачева В.А. Управление проектируемой траекторией персонального развития как условие эффективности опережающей профессиональной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. - Т. 12. - № 1. - 2020. С. 120-128.

11. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 (ред. от 31.05.2011) № 761н. [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. -Режим доступа: https://legalacts.ru/ doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-п-761п/

12. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / сост. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, М.Я. и др. - М.: Образование Сервис, 2004. - 608 с.

13. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закиро-ва Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

14. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №4 (83). С. 272-273.

15. Содержание социально-педагогического сопровождения обучающего-

ся в образовательной организации: методические рекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахи-на. - Выпуск 6. - Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. - 50 с.

16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. -М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.

17. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: методические рекомендации для начинающих тьюторов / сост. А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо и др.; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Че-ренёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. -214 с.

18. Хомутова Е.Б. Подготовка социального педагога в системе повышения квалификации к сопровождению семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», 2018. -196 с.

19. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А.Ю. Уваров; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. -108 с.

20. Шумакова К.С Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 1. С. 134-138.

21. Devine J. Personalized Learning Together. Open education 2030 // Jrc-Ipts Call for Vision Papers. Part II: School Education. - 2014. - Режим доступа: http://blogs.ec.europa. eu/openeducation2030/files/2013/05/ Devine-0E-SE-2030-fin.pdf

22. Gardner III R. et al. Tutoring system innovations: Past practice to future prototypes // Intervention in School and Clinic. - 2007. - Т. 43. - №.2. С. 71-81.

Поступила 01.03.2021

К к s о

X

ф

Ц

m о x го

ф í 2 го

т ^

ю о

о

ь ф

го

о о Ф к ■©■ Го о

с

го го

s я ^ 2

1 "§ к го

X

_0 ц

ф

н го го m

о

ГО со

ю о

го

X

о

о ф

Об авторах:

Третьякова Вера Степановна, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, trenyakova1738@gmail.com

Кайгородова Анастасия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), kaygorodova.ae@mail.ru

Для цитирования: Третьякова В.С., Кайгородова А.Е. Новый образовательный формат профессионального становления: персонализированная образовательная траектория обучающегося // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. -№ 1. С. 10-21. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-10-21

References:

1. Atlas of new professions [Electronic resource]. - M., 2014. - Available at: https://new. atlas100.ru/ [in Russian]

2. Future of education: global agenda: brief outcomes [Electronic resource] // Comp. by P.Luksha, D. Peskov. Charity foundation of Sberbank «Vklad v budushchee». - Available at: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf [in Russian]

3. State program of the Russian Federation «Development of education» for 2018-2025. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation of 26 December 2017 №1642 (with amendments of 29 March 2019 ) [Electronic resource] // Minprosveshchenia Rossii. - Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c0208 6a3/download/1337/ [in Russian]

4. Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on realization of the state policy is the sphere of education [Electronic resource] // Pravitelstvo Rossii. - Available at: http://static.government.ru/media/files/TqYc5 WPreBU0gYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf [in Russian]

5. Zinnatova M.V. Professional transcendence of personality: to the problem statement. Innovatsii v professionalnom i professionalno-pedagogicheskom obrazovanii. Conference proceedings. - Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2019. - P. 321-322. [in Russian]

6. Innovative processes in education. Tutorship. Part 2. Ed. By S.A. Shchennikov, A.G. Teslinov, A.G. Chernyavskaya. - M.: Yurait, 2017. - 198 p. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kondakov A.M. Pandemic lessons: new reality [Electronic resource] // Vesti obrazova-niya. - Available at: https://vogazeta.ru/articles/2020/6/26/Iniciativa_FG0S_40/13654-uroki_pandemii_novaya_realnost [in Russian]

8. Korotaeva E.V., Shumakova K.S. Tutotoring possibilities in qualification upgrade of teachers // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - 2012. -

§ № 1 (10). P. 5-10. [in Russian]

9. Lebedeva E.V., Zavodchikov D.P. Professional identity and transspective of professional development of future teachers // Nauchnyi dialog. - 2018. - № 12. P. 453-464. [in Russian]

10. Lvov L.V., Golovacheva V.A. Management of the personal development projected path 5 as a condition of the proactive professional training efficiency // Contemporary Higher

Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - № 1. P. 120-128. [in Russian]

11. On approval of the unified qualification directory of jobs of administrators, experts and employees: section: Qualification characteristics of jobs of education workers «Order of the Ministry of Health and Social Development» of 26.08.2010 (ed. of 31.05.2011) № 761n. [Electronic resource] // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiiskoi

CO

Ш

Federatsii. - Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761n/ [in Russian]

12. Basics of tutor activities in distance education: specialized teaching course. By

5.A. Shchennikov, A.G. Teslinov, A.G. Chernyavskaya et al. - M.: Obrazovanie Servis, 2004. - 608 p. [in Russian]

13. Pedagogical dictionary. Ed. by V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. - M.: Akademiya, 2008. - 352 p. [in Russian]

14. Saenko L.A., Zateeva T.G. Specifics of professional becoming of higher school students // Mir nauki, kultury, obrazovaniya. - 2020. - №4 (83). P. 272-273. [in Russian]

15. Content of student's social and pedagogical support in educational organization: methodological recommendations. Comp. by O.V. Netsenko, ed. by I.R. Tamakhin // Vypusk

6. - Voronezh: TsPPPiRD, 2019. - 50 p. [in Russian]

16. Difficulties and prospects of digital transformation of education. Ed. by A.Yu. Uvarov, I.D. Frumin. - M.: Izdatelskii dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019. - 344 p. [in Russian]

17. Tutor in contemporary school: support of a special child: methodological recommendations for beginner tutors. - Krasnoyarsk, 2015. - 214 p. [in Russian]

18. Khomutova E.B. Training of social care teacher in the system of qualification upgrade for supporting the family of a child with special needs. Dis. ... kand.ped. nauk. - Makhachkala, Dagestan State Pedagogical University, 2018. - 196 p. [in Russian]

19. Digital transformation and general education development scenario. By A.Yu. Uvarov. -M.: NIU VShE, 2020. - 108 p. [in Russian]

20. Shumakova K.S. Tutoring as teacher's qualification upgrade // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 1. P. 134-138. [in Russian]

21. Devine J. Personalized Learning Together. Open education 2030 // Jrc-Ipts Call for Vision Papers. Part II: School Education. - 2014. - Available at: http://blogs.ec.europa.eu/ openeducation2030/files/2013/05/Devine-0E-SE-2030-fin.pdf

22. Gardner III R. et al. Tutoring system innovations: Past practice to future prototypes // Intervention in School and Clinic. - 2007. - Vol. 43. - №.2. P. 71-81.

About the authors:

Tretyakova Vera Stepanovna, Head, Department of Educational Psychology and

Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, | §

0 1

Russia), Doctor of Philology, Academic title of Professor, trenyakova1738@gmail.com §

Kaigorodova Anastasia Evgenievna, senior lecturer, Department of Educational | Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), kaygorodova.ae@mail.ru

For citation: Tretyakova V.S., Kaigorodova A.E. New educational format of professional development: personalized educational trajectory of the student // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 10-21. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-10-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.