Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕРСОНАЛ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Дмитрий Вячеславович, Надеева Марина Иосифовна

Социальный менеджмент в организации и его составляющая - управление персоналом, становятся основой экономических отношений. Именно поэтому, целью публикации является выделение особенностей персонала как объекта управления для понимания процессов, происходящих в системе социального менеджмента. В основу работы положен анализ определений персонал, управление персоналом; выделены функции принципы такого управления. Это дало нам возможность сделать вывод, что без эффективной системы управления социальной сферой организации невозможно добиться, в первую очередь, экономических успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL AS THE MAIN OBJECT OF MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

Social management in the organization and its component - personnel management, become the basis of economic relations. That is why, the purpose of the publication is to highlight the characteristics of personnel as a management object for understanding the processes taking place in the social management system. The work is based on the analysis of definitions of personnel, personnel management; highlighted the functions of the principles of such management. This gave us the opportunity to conclude that without an effective system for managing the social sphere of an organization, it is impossible to achieve, first of all, economic success.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМУНИКАЦИИ

ПЕРСОНАЛ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО

МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Васильев Дмитрий Вячеславович

Магистрант группы 310-М(В)21, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Надеева Марина Иосифовна

Доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет

PERSONNEL AS THE MAIN OBJECT OF MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

Vasiliev Dmitry Vyacheslavovich

Master student of group 310-M(V)21 of the Kazan national research technological university Marina Iosiphovna Nadeeva

Doctor of Pedagogy, professor of social work, pedagogy and psychology of the Kazan national research technological university

Аннотация. Социальный менеджмент в организации и его составляющая - управление персоналом, становятся основой экономических отношений. Именно поэтому, целью публикации является выделение особенностей персонала как объекта управления для понимания процессов, происходящих в системе социального менеджмента. В основу работы положен анализ определений персонал, управление персоналом; выделены функции принципы такого управления. Это дало нам возможность сделать вывод, что без эффективной системы управления социальной сферой организации невозможно добиться, в первую очередь, экономических успехов.

Abstract. Social management in the organization and its component - personnel management, become the basis of economic relations. That is why, the purpose of the publication is to highlight the characteristics of personnel as a management object for understanding the processes taking place in the social management system. The work is based on the analysis of definitions of personnel, personnel management; highlighted the functions of the principles of such management. This gave us the opportunity to conclude that without an effective system for managing the social sphere of an organization, it is impossible to achieve, first of all, economic success.

Ключевые слова: персонал, управление персоналом, социальный менеджмент, социальная сфера организации.

Key words: personnel, personnel management, social management, social sphere of the organization.

В любой организации, не зависимо от размеров ее прибыли, формы собственности и организационно -правовых форм квалифицированные рабочие всегда имели важное значение. Без персонала, без специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.

Как важнейший и исключительный ресурс производства, персонал используется абсолютно всеми организациями. И, как правило, в этом качестве им нужно управлять.

Персонал (от латинского personalis - личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие» [1, с. 9]. Определений понятия «персонал» очень много. В то же время, можно из них можно вывести некий универсальный термин, где персоналом будет являться «совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера» [2, c. 4].

В организации персонал не может существовать просто так, как правило, он нуждается в управлении. Управление персоналом, как один из важнейших компонентов корпоративного социального менеджмента, без сомнения, имеет ключевое значение для успеха любой организации.

Если говорить о социальном менеджменте, то на сегодня большинство исследователей определяет его сквозь отношение к персоналу. Одни видят в социальном управлении чисто экономические функции, благодаря которым эффективнее можно использовать персонал для получения прибыли [3; 7; 8]. Другие же считают социальный менеджмент сферой деятельности организации, главной задачей которой является обеспечение организации персоналом, создание благоприятных условий для его работы и получение от него максимальной отдачи в виде эффективного производительного труда [4, c. 112-115].

Социальный менеджмент, как необходимая деятельность организации, имеет две группы целей -организационные и личные. Организационные цели заключаются, прежде всего в том, что персонал, как и остальные ресурсы направлен на выполнение основных целей и задач организации.

В то же время, ряд исследователей указывает, что эффективность такого ресурса как персонал связана больше с личными целями, которые напрямую касаются работников. К ним принято относить психологические (удовлетворенность членством в трудовом коллективе и выполняемой работой, мотивацию, авторитет руководителя, отношения в коллективе, благополучие, социальный статус и др.) и непсихологические (действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность) факторы [8, с. 94].

Иногда в научной литературе можно встретить попытки объединить указанные группы целей. Согласно такому подходу определяется эффективность социального менеджмента. В данном случае это одновременное выполнение организационных и индивидуальных целей, из расчета увеличения прибыли, стабильности на рынке и возможности изменений, удовлетворенности работой, коллективом и т.д. при существенно небольших затратах на персонал [6, с. 211].

Нужно отметить, что в управлении идет взаимодействие двух сторон: субъекта и объекта управления. Важным отличием персонала как объекта управления от других ресурсов является то, что трудовые ресурсы нельзя рассматривать только с точки зрения их наличия. Так как это живые люди, они выделяются собственными потребностями, возможностями и желаниями, что предоставляет им особое место и роль в системе управления организацией.

Основными принципами управления персоналом являются симбиоз экономических и социальных аспектов. Самые важные из них - работник, как база на которой создается корпоративная культура; менеджмент распространяется на всех работников; успех организации измеряется сочетанием взаимоотношений и качества; развитие персонала самый важный ключ к переменам.

Социальный менеджмент призван в первую очередь управлять персоналом. Это значит организация планирует, организовывает, осуществляет мотивацию, контроль в этой сфере. Специальные службы и отделы занимаются формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров в организациях. Именно данные службы должны «понимать» персонал, и в процессе управления разделять его на определенные виды по профессиям, по возрасту, по формам и системам оплаты, по стажу, по характеру выполняемой работы и др. Как и любая деятельность, управление кадрами имеет свои функции. Сюда относят управление численностью, производительностью и стимулированием труда, развитие профессиональных навыков работников, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Процесс управления персоналом традиционно включает девять основных направлений деятельности [5, с. 217-218]:

1. Планирование персонала, осуществляемое с учетом потребностей организации и внешних условий.

2. Поиск и отбор персонала.

3. Адаптация новых работников. Введение в организацию, в подразделение и в должность для обеспечения мягкого вхождения новых работников в организацию и максимально быстрого достижения ими требуемых рабочих показателей.

4. Анализ работы и нормирование труда.

5. Система стимулирования труда: широкий набор средств воздействия на мотивацию работников, от материальных стимулов до расширений полномочий и обогащения содержания труда с целью улучшения отношения персонала к выполняемой работе и организации и повышения заинтересованности в достижении высоких результатов.

6. Обучение и развитие, которое призвано увеличить потенциал работников, их вклад в достижение целей организации.

7. Оценка исполнения, сравнение результатов работы с имеющимися стандартами или с целями, установленными для конкретных должностных позиций.

8. Внутриорганизационные перемещения работников, повышения и понижения в должности, переводы, отражающие ценность работника для организации.

9. Формирование и поддержание организационной культуры, традиций, порядков, норм, правил, стандартов поведения и ценностей, обеспечивающих эффективное функционирование организации.

Как было сказано выше, субъектом социального менеджмента и, как его составляющей, - управления персоналом, является руководство организации. Именно оно руководит политикой компании в сфере управления персоналом, контролирует ее и несет ответственность за ее результаты. Благодаря планомерной и целенаправленной политике в отношении персонала увеличивается и эффективность управления трудовым коллективом, а потому и растет производительность труда и прибыль организации.

Таким образом, ключевой составляющей любой организации является персонал, а управление им -одно из важнейших направлений социального менеджмента организации. Многие современные компании понимают, что для получения высокого результата в производстве товаров и услуг мало иметь производственные ресурсы и технологию. При отсутствии квалифицированной рабочей силы и ее заинтересованности в результатах труда вся работа будет загублена. Поэтому, правильный социальный менеджмент в организации должен быть основным критерием ее экономического успеха.

Список литературы

нисимов В.М. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации / В.М. Анисимов, Ф.Д. Демидов, В.П. Мельников, Е.В. Охотский. - М.: РАГС, 1998. - 468с.

еснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект , 2008. - 688 с.

ибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 304 с. артин Г., Хетрик С. Корпоративные репутации, брендинг и управление персоналом. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами / Г. Мартин, С. Хетрик. - М.: «Группа ИДТ», 2008. - 336 с.

ихайлова А.В., Попова Л.Н. Пути совершенствования системы управления персоналом на примере ГОУ ВПО Якутский государственный инженерно-технический институт / А.В. Михайлова, Л.Н. Попова // Экономика и социум. - 2012. - № 3 (3). - С. 209-229

оргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 424 с.

обчик Л.Н. Управление персоналом и психодиагностика: практическое руководство / Л.Н. Собчик. - М.: Боргес, 2010. - 186 с.

правление персоналом организации: учебник для студ. вузов / В.И. Стародубов, П.И. Сидоров, И.А. Коноплева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 1104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.