Научная статья на тему 'Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи'

Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / INTELLECTUAL MIGRATION / МИГРАЦИЯ МОЛОДЫХ / YOUTH MIGRATION / "УТЕЧКА МОЗГОВ" / "BRAIN DRAIN"LACK IN TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарксян Вагаршак Борисович

В статье рассматриваются особенности интеллектуальной миграции в современных условиях. Особый акцент сделан на молодежной миграции, отмечено ее значение для социально-экономического развития страны и регионов. Приведены примеры успешного противодействия этим процессам в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perm Region: the Experience of Limitation of Youth Intellectual Migration

Article considers particularities of intellectual migration in current conditions. The most attention is paid to youth migration. Its importance for socioeconomic development of country and regions is mentioned. Examples of successful limitation of migration processes in Perm region are given.

Текст научной работы на тему «Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи»

пермский край:

опыт противодействия

интеллектуальной миграции

молодежи

Сарксян Вагаршак Борисович

соискатель, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь [email protected]

_Аннотация

В статье рассматриваются особенности интеллектуальной миграции в современных условиях. Особый акцент сделан на молодежной миграции, отмечено ее значение для социально-экономического развития страны и регионов. Приведены примеры успешного противодействия этим процессам в Пермском крае.

Ключевые слова: интеллектуальная миграция, миграция молодых, «утечка мозгов», технологическое отставание

Одной из ключевых тенденций современности и одновременно серьезной проблемой в развитии многих стран мира, в том числе России, является интеллектуальная миграция, или как ее еще называют, «утечка мозгов». При этом за последние десятилетия интеллектуальная миграция значительно помолодела, что создает особую угрозу экономической безопасности для стран и регионов, становится серьезным препятствием для их дальнейшего социально-экономического развития. Ведь, как свидетельствуют данные различных исследований, именно работа дипломированных специалистов является основным каналом распространения вузовских знаний в экономике и ключевым фактором инновационной деятельности [1]. Как показывают данные различных исследований, сегодня основную массу квалифицированных эмигрантов из России составляет молодые люди с высшим образованием. Причины этого за годы осуществления реформ практически не измени-

лись - это и низкая заработная плата, отсутствие перспектив карьерного роста и плохие условия для научной деятельности (материально-техническая база многих научных и научно-исследовательских учреждений колоссально отстает от зарубежных), а также низкая престижность научной деятельности и слабые возможностей заниматься наукой и исследованиями. При этом, как правило, уезжает наиболее талантливая молодежь. Так, согласно официальной статистике, до 60% российских школьников и студентов - победителей международных олимпиад уезжает на различные стажировки и работу за границу, а обратно возвращается лишь 9% [2].

Куда и почему мигрирует российские молодые ученые и студенты?

Весьма тревожной тенденцией является и постоянное увеличение числа молодых исследователей и студентов, ежегодно уезжающих из России - согласно данным фонда «Открытая экономика» после 2000-го года их численность составляет более 4000 человек в год. Кроме того, в последние годы начался активный отъезд за границу для учебы в вузах наиболее талантливых выпускников российских школ.

Основными направлениями выезда российских абитуриентов являются страны Западной Европы (в первую очередь Германия, Франция, Великобритания, скандинавские страны, Австрия, Нидерланды, Чехия, Венгрия), а также Канада, Австралия, США и Новая Зеландия. Нужно отметить, что многие страны в своей политике привлечения молодых иностранных специалистов используют опыт США, а именно - упростили визовые требования для иностранных абитуриентов, в некоторых случаях освобождают их от платы за образование, предоставляют им различные льготы, облегчают процесс получения гражданства для выпускников вузов и членов их семей, особо поддерживая иностранных студентов, получающих образование по техническим дисциплинам.

Многие европейские страны (такие как Германия, Нидерланды, Чехия, Венгрия, Австрия, скандинавские страны) предлагают обучение по научным и техническим дисциплинам на английском языке, а поскольку обучение в этих странах и стоимость

...за последние

десятилетия

интеллектуальная

миграция

значительно

помолодела,

что создает особую

угрозу экономической

безопасности

для стран и регионов

mm

ui

проживания в них часто намного дешевле, чем в США, Канаде или Австралии, то это привлекает к ним поток иностранных студентов, особенно из стран зоны СНГ. Показательно, что российские выпускники школ едут учиться в основном в вузы Германии (в 2008 г. в немецких вузах обучалось порядка 12,5 тысяч студентов из России, тогда как в 2001 г. их было всего 800).

Что касается более высокого уровня образования - получения степеней MBA и PhD, то здесь российские молодые специалисты предпочитают США (в 2006 г. в США степень PhD защитили 183 российских аспиранта, что в 2,5 раза больше, чем в 1997 г. - 74 защиты). Столь высокая привлекательность университетов США для отечественных молодых специалистов-ученых объясняется, опять же материальными факторами: в США молодому аспиранту-физику выплачивают около $2000 стипендии в месяц, что и привлекает наших студентов и выпускников вузов [3].

.до 60% российских школьников

дентов -победителей

международных лимпиад уезжает

_на различные

_ажировки и работу

за границу, а обратно

_возвращается

_лишь 9%

итуацияв I

есте с тем ситуация с обучением в аспирантуре и защитой кандидатских диссертаций в России продолжает вызывать тревогу. Особенно критическая ситуация складывается с выпускниками престижных московских вузов. Так, С.П. Капица отмечал, что за 10 последних лет только из одного Московского физико-технического института за рубеж уехало более 1,5 тыс. человек, что составляет около 20% из каждого выпуска. При этом стоимость подготовки специалиста в области физики, математики оценивается на мировом рынке примерно в $1 млн. Получается, что только из одного вуза (МФТИ) Россия экспортировала кадров на $1,5 млрд [3]. Все это приводит к «старению» интеллектуального капитала России и ее научных кадров. Согласно статистическим данным, к началу XXI века ученых младше 29 лет насчитывалось в России только 10,6%, в возрасте 30-39 лет — 15,6%, 40-49 лет — 26,1%, а старше 50 лет — 47,7%. В целом, «утечка умов» из России, как бы не оценивались ее масштабы различными источниками, усиливает технологическое отставание России от наиболее передовых стран мира [2]. Наиболее серьезная ситуация сложилась в прикладных областях, поскольку лучшие

специалисты уходят в иностранные компании в том числе с перспективой трудоустройства за границей. Неравномерна ситуация и с интеллектуальными кадрами, особенно молодыми, в российских регионах. По численности студентов вузов на 1000 человек населения Пермский край занимает 61 место в России (36,2 человека - данные 2006 г.), в то время как позиции всех регионов-конкурентов по данному показателю гораздо выше (у Татарстана - 6 место, у Нижегородской области - 8 место, у Самарской области - 11, у Свердловской области - 27 место, у Челябинской области - 24 место, у Башкортостана - 49 место). Учитывая это, а также ряд других проблем с миграцией населений, в том числе высококвалифицированных специалистов и научных работников, в последнее десятилетие в Пермском крае разработаны и реализуются мероприятия по сохранению молодых кадров, талантливой молодежи в регионе. Первым в этом ряду была областная целевая программа «Вузы и регион (2003-2005 гг.)» (более подробно см. [4]).

Губернаторский проект по закреплению талантливой молодежи в Пермском крае

Следующим важным шагом в работе администрации по сохранению и развитию интеллектуального капитала в Пермском крае и сокращению молодежной эмиграции является комплекс мер по развитию интереса подрастающего поколения к научным исследованиям, а также повышение их заинтересованности в обучении и последующей работе в Пермском крае (см. об этом [5]). Во-первых, среди таких мер следует назвать введение с 2010 г. специальной губернаторской стипендии в размере 5000 руб. ежемесячно выпускникам школ Пермского края, имеющим суммарный балл по ЕГЭ 225 и выше, и продолжившим обучение в вузах г. Перми и Пермского края. Право на получение этой стипендии имеют студенты в течение 3 лет обучения в случае, если они учатся на «хорошо» и «отлично» [7].

В результате этой меры отток абитуриентов из Пермского края в другие регионы резко сократился. Так, если в 2010 г. в пермские вузы поступило 611 человек, имеющих право на такую стипендию,

...российские выпускники школ едут учиться в основном в вузы Германии (в 2008 г. в немецких вузах обучалось порядка 12,5 тысяч студентов из России, тогда как в 2001 г. их было всего 800)

_...в США молодому

аспиранту-физику

_выплачивают

_около $2000

стипендии в месяц, _что и привлекает _наших студентов выпускников вузов

де 1

-

ы

4о >ссийа

то в 2011 г. - уже 1107 человек (и это не смотря на демографическую «яму» и углубляющийся демографический кризис, а также абсолютное «провальное» единовременное уменьшение количества одиннадцатиклассников, закончивших школы в 2011 г., связанное с реформированием системы образования в 2000 г.). Всего в Пермском крае в 2011 г. было 12,4 тысяч выпускников 11-х классов, из которых 6132 человека поступили в пермские вузы. Таким образом, видно, что в результате приемной компании 2011 года, практически каждый пятый поступивший - 225-бальник.

Среди вузов, куда поступили получившие наиболее высокий балл по ЕГЭ, лидируют три национальных исследовательских университета, расположенных в г. Перми (Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) - 475 человек, Пермский национальный исследовательский политехнический университет - 213 человек и Пермский филиал «Высшей школы экономики» 68 человека), а также Пермская государственная едицинская академия (80 человек) и Пермская сударственная фармацевтическая академия - (67 человек). Кроме того, возможность получение этой стипендии студентами, приехавшими в Пермский край из других регионов, обеспечило поступление в пермские вузы «инорегиональных» студентов (134 человека в 2011 г.). Таким образом, по мнению специалистов, функцию закрепления на родине одаренных ребят губернаторский проект выполняет. Кроме того, за счет целенаправленной работы с абитуриентами удалось сформировать позитивную структуру поступления на отдельные направления обучения. Так, если в 2010 г. среди 225-бальников 52% поступили на гуманитарные специальности и только 48% - на физико-математические и естественно-научные, то в 2011 г. это соотношение изменилось в пользу последних: на физико-математические и естественно-научные специальности поступило 54% 225-бальников, а на гуманитарные -46%.

В результате постепенно увеличивается число студентов, выбирающих направления, необходимые для развития экономики края: физику, химию, биологию, информатику. Например, в 2011 г. в классическом университете среди поступивших в вуз

распределение между гуманитариями и технарями оказалось равным, в то время как в 2010 г. это соотношение было 70 на 30 в пользу гуманитарных наук.

МИГи и совместныеМВА-программы с западными вузами

Другой эффективной мерой по сохранению и развитию молодежного интеллектуального капитала Пермского края должен стать, по планам губернатора Пермского края и региональной администрации, стартовавший в 2011 году проект МИГов (малых инновационных групп, включающих в себя одного или двух профессоров из пермских вузов, одного профессора из зарубежного вуза, а также группу магистров, занимающихся под их руководством исследованиями и имеющих целью довести результаты исследований до стадии коммерциализации). Согласно планам региональной администрации на этот проект в 2011 году было выделено 60 млн рублей, а в планах на 2012 год заложено 120 млн руб. Особым проектом в рамках стратегии краевой администрации по сохранению и развитию молодежного интеллектуального капитала в Пермском крае, является создание на базе краевой библиотеки особого культурного и научного центра привлечения молодежи к научным исследованиям. В рамках этого проекта запланировано множество мероприятий, нацеленных на возвращение интереса подрастающего поколения к науке и научным исследованиям.

Еще одним инструментом борьбы с интеллектуальной эмиграцией, особенно среди выпускников вузов является организация совместных МВА-программ с западными вузами, программ получения двойного диплома. В этом аспекте следует выделить положительный опыт ПГНИУ - программа с университетом г. Луисвилль (США), что позволяет сохранить квалифицированные кадры на территории региона, ограничиваясь лишь краткосрочными выездами в американский университет (раньше уже отмечалась особая привлекательность американских МВА программ для отечественных специалистов). Работа в рамках таких программ двойных дипломов кроме того, значительно повышает уровень квалификации российских преподавателей и ученых.

_Литература

1. Мингалева Ж.А. Научный и образовательный потенциал инновационного развития национальной экономики / Ж.А. Мингалева, И.И. Максименко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2008. - № 4 (61). - С.21-28

2. «Утечка мозгов»: причины и последствия [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http:// gtmarket.ru/laboratory/ expertize/2008/1653.

3. Наибольшей «текучестью» обладают «мозги» студентов Московского физико-технического института [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mmonline.ru.

4. Мингалева Ж.А. Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) / Ж.А. Мингалева, Н.Е. Чащина // Экономика региона. -2007. - № 4 (12). - С. 255261.

5. Сарксян В.Б. Проблемы и последствия интеллектуальной миграции для экономики России/В.Б. Сарксян // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

- 2011. - № 137. - С. 12-15.

Вывод

В целом можно отметить, что меры, предпринятые региональной администрацией Пермского края в области развития высшего образования, должны способствовать решению стратегических проблем социально-экономического развития региона, так как направлены на повышение использования потенциала местных вузов [4]. Однако серьезной негативной чертой интеллектуальной миграции в России в целом и в большинстве ее регионов является значительное омоложение иммиграции - в последнее время за границу уезжает все больше талантливых молодых людей школьного и студенческого возраста. Таким образом, сложившиеся в последнее время тенденции в области интеллектуальной миграции являются препятствием инновационному развитию и модернизации отечественной экономики, ее успешному социально-экономическому развитию, создают серьезную угрозу экономической безопасности страны.

Vagarshak B. Sarksyan

Degree-Seeking Student,

Perm State National Research University, Perm-City

Perm Region: the Experience of Limitation of Youth Intellectual Migration

_Abstract

Article considers particularities of intellectual migration in current conditions. The most attention is paid to youth migration. Its importance for socioeconomic development of country and regions is mentioned. Examples of successful limitation of migration processes in Perm region are given.

Keywords: intellectual migration, youth migration, "brain drain"lack in technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.