ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Каюмова К.Г.*
Филиал Казанского государственного университета, г. Набережные Челны
В статье на основе историко-педагогнческого анализа представлена четкая периодизация развития правового образования, с выделением современного периода проводимой правовой реформы в общеобразовательной школе.
Осознание современного состояния правового образования в школе невозможно без рассмотрения эволюции и выделения периодов его развития.
С 1991 года, согласно государственному стандарту, требования по правовому образованию школьников выражаются в перечне государственно-правовых вопросов по курсу «Обществознание», а администрации школ предоставлено право, самостоятельно решать, какими путями и в каком объеме школьники будут изучать курс «Право».
Первым этапом преподавания права в советской школе стали 1930-50-е годы, период нашей истории, связанный с именем И.В. Сталина. Начало систематического преподавания гражданской истории и права в виде изучения знаменитой «сталинской» Конституции СССР в советской общеобразовательной школе относится к середине 30-х годов. До этого со времени большевистской революции 1917 года основную роль в приобщении учащихся к коммунистической идеологии играло обществоведение. Однако, с утверждением тоталитарно-большевистского режима, когда школа стала едва ли не самым «любимым детищем» Сталина, особое значение приобретало преподавание Конституции и истории. Разочаровавшись в идеалах интернационализма и мировой революции, Сталин переходил на позиции государственника. История была нужна ему для насаждения патриотизма, как традиционно русского, так и нового, советского. Именно поэтому и было введено преподавание Основного закона советского права. Кроме того, историю недавнего прошлого он стремился использовать и для возвышения собственной личности. Не исключено, что некоторую роль в повороте Сталина к преподаванию истории сыграл и пример Германии, где пришедший к власти национал-социализм быстро и успешно насаждал свои идеи через школу. Об эффективности нацистского опыта писал в 1934 г. советский журнал «Борьба классов». Решительным поворотом к преподаванию стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г. Как отмечал тогдашний нарком просвещения А.С.Бубнов,
* Старший преподаватель кафедры Филологии, кандидат педагогических наук.
при его подготовке Сталин «взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение». Одновременно сталинское руководство потребовало резкого усиления идеологического контроля над деятельностью учителей.
Жданов А. говорил о необходимости того, чтобы в школах «каждого, кто посмел сказать что-либо (плохое) о Сталине или других вождях, взяли так в работу, чтобы он не пикнул...». Усиление контроля над школой по времени совпадало с волной массовых репрессий 1936-1938 гг., сопровождалось как крупными физическими потерями среди ученых и работников образования, так и резким снижением интеллектуального и нравственного потенциала всего преподавательского корпуса. Следствием этого стало создание нужной режиму тоталитарной школы. Важнейшим её элементом должны были стать «стабильные учебники», от которых преподаватели не могли отступить ни на шаг. Однако первые учебники не оказались долговременными. Прокатившиеся в 1936-1938 гг. волна репрессий поглотила многих авторов, а также видных большевистских деятелей, имена которых изымались со страниц учебников. Оформление сталинской концепции истории страны с конца XIX века и развития большевистской партии связано с выходом в 1938 году книги «История ВКП (б). Краткий курс», которая была отредактирована лично Сталиным. Она стала «подлинной энциклопедией культа личности, теоретико-методологической основой и фундаментом сталинизма». Эта книга была положена в основу сталинской интерпретации того периода истории, с которым были связаны жизнь и деятельность большевистского диктатора.
Со смертью генералиссимуса и после XX съезда с его разоблачением культа личности, в СССР началась новая эпоха серьёзных реформ, затронувших и советскую школу. XX съезд КПСС и его влияние на развитие советской науки сказалось и на изучение права в школе. Противоречия в преподавании негативного воздействия культа личности Сталина на работу советской школы привели к изменениям второй половины 1950-х годов. Остро, на уровне ЦК КПСС встал вопрос о трактовке принципов объективности и партийности в исторической и общественной науке. Прошло Всесоюзное совещание 1962 г. по вопросам подготовки научно-педагогических кадров по общественным наукам: ограничения в критике сталинской методологии и преподавания ошибок в изучении прошлого нашей страны.
По большому счету, период руководства Н.С. Хрущева по самому сво -ему духу настолько нехарактерен для советского государства, что нет ничего удивительного, что в этом небольшом временном отрезке можно выделить сразу два периода:
I период - реформа конца 1950-х годов в системе среднего образования, направленная на развитие практических навыков учащихся, профильное обучение, в рамках которой в школьную программу вошло изу-
чение отраслей юридической науки. В основе реформы лежали два мероприятия. Хрущев Н.С. ликвидировал систему «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счет. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступить после седьмого класса. Средняя школа получила «политехнический профиль», предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. Сама реформа проходила под девизом слияния школы и жизни, поэтому такой интерес к основам отраслевого права вполне объясним. Проводимая реформа образования была противоречива. С целью укрепления связи школы с жизнью срок обучения в средней школе был увеличен с 10 до 11 лет, и с 9-го класса учащиеся 2 раза в неделю должны были осваивать производственные специальности. Выпускники школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Соответственно и студенты технических вузов были обязаны, часть учебного времени работать токарями, слесарями и т.п. Стремление к тому, чтобы лучше подготовить учащихся к жизни, а будущего инженера к производству, само по себе было позитивным. К сожалению, материальная и организационная неподготовленность к реализации этого начинания (отсутствие современных производств и технического оснащения, квалифицированных, хорошо оплачиваемых кадров) приводила зачастую к пустой трате времени учащихся и студентов, к профанации самой идеи. В середине 60-х гг. «политехническая» часть школьной реформы была отменена.
II период - начало 1960-х годов - введение права в качестве одного из составляющих общего курса обществознания. Основанием для такого изменения послужили явные признаки непродуманности образовательной реформы. Попытка ухода в политехнический уклон привела к тому, что знания в области права давались хаотично, узкоспециально. В середине 1960-х годов начинается свертывание реформы и, как часто бывает, начинается бросание в крайности. Именно поэтому с 1962 года право перестает быть самостоятельным предметом и становится только частью курса обществознания.
Ещё один крупный период - годы брежневского «застоя», когда в советской школе был введен курс основ государства и права. Годы брежневского «застоя» характеризуются возвратом к внутренней стабильности и определенной рефлексией по поводу монументальности сталинских времен. Поэтому в вопросах преподавания права происходит некоторый возврат к ценностям 1950-х годов. В школе появляется курс основ советского
государства и права, обоснованный примерно теми же причинами, что и курс Советской Конституции до этого. В дальнейшем этап отмечен характерной для всего брежневского времени стагнацией.
С 1991 года меняется не только страна, но все связанное с ней. Новое государство - Российская Федерация пытается строить правовое государство, гражданское общество, демократию. Начинается отказ от жесткого принципа «огосударствления» школы. Идет поиск новых форм и методов правового образования.
В обществе пробуждается практический интерес к праву и правовым институтам, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого. На уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям правовой информации.
Формирование демократического правового государства, дальнейшая демократизация общества, последовательное продвижение России по пути экономических, политических, социальных и духовных преобразований является непреложным фактором. Однако, объективно оценивая этапы и направления этого продвижения, нельзя не отметить, что они высветили и многие серьезные проблемы, в частности, в организации и осуществлении правового образования и воспитания учащихся, на что в последнее время в обществе стало обращаться значительное внимание. Это подтверждается целым рядом нормативных документов, законодательных актов, а также и публикациями в периодической печати. Становление и развитие системы правового образования и воспитания рассчитано на достаточно длительную перспективу и потребует серьезных усилий. Но уже сейчас на вопросы правового образования и воспитания стало обращаться значительное внимание со стороны государства. В частности, большое значение в этом вопросе принадлежит Указу Президента Российской Федерации «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» от 6 июля 1995 года, в котором предусмотрено развитие системы правового воспитания, в том числе и укрепление системы юридического образования на всех уровнях.
Список литературы:
1. Гражданско-правовая подготовка учащихся в основной школе. 06-ществознание в школе. - 1997. - № 3. - С. 44-50.
2. Каюмова К.Г. Развитие школьного правового образования в России / К.Г. Каюмова // Материалы итоговой научной конференции за 2005 год (16 февр. 2005 г.) / фил. Казан. гос. ун-та в г. Наб. Челны; сост. Э.Ф. Назмиев. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2006. - С. 97-99. - (Секция социальных и гуманитарных дисциплин).
3. Каюмова К.Г. Историко-педагогические предпосылки становления и развития правового образования / К.Г. Каюмова // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 4 (10). - С. 234-238.
4. Каюмова К.Г. Тенденции развития правового образования и воспитания школьников / К.Г. Каюмова // Образование и саморазвитие. - 2009. -№ 1 (11). - С. 103-108
5. Соловьев А.Ю. Кратко об истории правового школьного образова-ния в России // Человек в социальном мире. - 2001. - № 5. - С. 71-72.
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ
И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
© Острижняя С.Г.*
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
В статье раскрывается практический опыт формирования дивергент -ного мышления, развития креативности учащихся средней школы. Показано, интеграция каких методов, форм традиционного и инновационного характера дает наиболее эффективные результаты в формировании творческого мышления учащихся. Исходя из практического опыта, даются рекомендации педагогам школ по использованию инновационных методов и средств обучения, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей и креативных качеств личности.
Образование как важнейший фактор социализации играет ключевую роль в успешности жизнедеятельности человека. Существенные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, своеобразно отражаются на содержании, организации и результатах образовательного процесса. Сложные жизненные обстоятельства, кризисы, изменения в социальной, экономической, духовной сферах требуют от человека пополнения знаний, совершенствования квалификации, переобучения, иногда и смены профессии. Однако подобные изменения в профессиональном образовании должны опираться на определённую готовность психологической сферы личности, не только мотивации и воли, но и креативных её качеств.
Способности осваивать новое, проявлять гибкость и критичность мышления, находить нестандартные, оригинальные решения в проблем-
* Учитель истории и обществозиаиия гимназии Тюменского государственного университета.