Научная статья на тему 'Формирование креативных качеств интеллекта старшеклассников в процессе интеграции традиционных и инновационных подходов в преподавании курса обществознания'

Формирование креативных качеств интеллекта старшеклассников в процессе интеграции традиционных и инновационных подходов в преподавании курса обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Острижняя С. Г.

В статье раскрывается практический опыт формирования дивергент ного мышления, развития креативности учащихся средней школы. Показано, интеграция каких методов, форм традиционного и инновационного характера дает наиболее эффективные результаты в формировании творческого мышления учащихся. Исходя из практического опыта, даются рекомендации педагогам школ по использованию инновационных методов и средств обучения, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей и креативных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование креативных качеств интеллекта старшеклассников в процессе интеграции традиционных и инновационных подходов в преподавании курса обществознания»

3. Каюмова К.Г. Историко-педагогические предпосылки становления и развития правового образования / К.Г. Каюмова // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 4 (10). - С. 234-238.

4. Каюмова К.Г. Тенденции развития правового образования и воспитания школьников / К.Г. Каюмова // Образование и саморазвитие. - 2009. -№ 1 (11). - С. 103-108

5. Соловьев А.Ю. Кратко об истории правового школьного образова-ния в России // Человек в социальном мире. - 2001. - № 5. - С. 71-72.

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ

И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

© Острижняя С.Г.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье раскрывается практический опыт формирования дивергент -ного мышления, развития креативности учащихся средней школы. Показано, интеграция каких методов, форм традиционного и инновационного характера дает наиболее эффективные результаты в формировании творческого мышления учащихся. Исходя из практического опыта, даются рекомендации педагогам школ по использованию инновационных методов и средств обучения, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей и креативных качеств личности.

Образование как важнейший фактор социализации играет ключевую роль в успешности жизнедеятельности человека. Существенные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, своеобразно отражаются на содержании, организации и результатах образовательного процесса. Сложные жизненные обстоятельства, кризисы, изменения в социальной, экономической, духовной сферах требуют от человека пополнения знаний, совершенствования квалификации, переобучения, иногда и смены профессии. Однако подобные изменения в профессиональном образовании должны опираться на определённую готовность психологической сферы личности, не только мотивации и воли, но и креативных её качеств.

Способности осваивать новое, проявлять гибкость и критичность мышления, находить нестандартные, оригинальные решения в проблем-

* Учитель истории и обществознания гимназии Тюменского государственного университета.

ных ситуациях, воспринимать и эффективно преобразовывать, использовать новую информацию зависят от степени развития креативности человека как общей творческой способности, определяющей эффективность продуктивной деятельности [2, с. 368]. Низкий уровень развития перечисленных способностей может поставить перед человеком неразрешимые или трудноразрешимые проблемы в профессиональном совершенствовании или обучении, поэтому перед педагогическим сообществом остро стоит проблема формирования креативных, творческих качеств личности.

Но школа сегодня не располагает достаточным методическим арсеналом эффективного развития креативности. Широко применяемые педагогические технологии, методы, способы, приемы не всегда способствуют развитию творческого мышления учащихся. Формирование креативных способностей - это длительный и сложный процесс, требующий напряжённых усилий всех субъектов образования, особенно в школьный период жизни человека, когда происходит становление личности, закладывается фундамент знаний и компетенций, активно формируются ценностно-моти-вационные и интеллектуальные качества человека.

Такой предмет, как обществознание, предоставляет широкие возможности формирования креативного мышления учащихся. Главная задача изучения обществознания состоит в необходимости научить школьника самостоятельно мыслить о мире и о самом себе, находить различные варианты решения одной и той же проблемы, понимать и осмысливать разнообразные точки зрения на одни и те же, порой весьма спорные, социальные вопросы.

Учебный материал обществоведческого характера наилучшим образом позволяет превратить аудиторию учащихся в сообщество исследователей, основу общения между которыми составляет диалог, как традиционный, развивающий метод обучения, служащий развитию дивергентного мышления и креативности, которые выражаются в умении оперировать представлениями с постоянным добавлением своих фактов к суждениям и умозаключениям. В диалоге обществоведческого характера каждое сообщение рассчитано на интерпретацию его собеседником и возвращение в преломленном, обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером.

Интерпретация базируется на индивидуальном предшествующем знании и переживании старшеклассника, рождает множество точек зрения на тот или иной обсувдаемый вопрос, способствует развитию рефлексивности и гибкости мышления. Подобный диалог способствует активизации личности в процессе познания, формированию научных представлений, которые составляют основы нравственной, правовой, экономической и политической культуры, созданию условий для социализации личности, развитию креативности учащихся в ходе учебно-познавательной деятельности.

Эффективность диалоговой формы работы подтверждается при ее использовании в учебном процессе. Например, на уроках обществознания в гимназии ТюмГУ (10-11 классы) по теме: «Глобальные проблемы человечества и пути их решения», учащиеся, придерживаясь основных требований к построению социального диалога, выступают с собственными суждениями, разнообразие и оригинальность которых иногда удивляют самого учителя.

Во-первых, старшеклассникам было предложено высказать собственное мнение по вопросу о возможных путях решения такой глобальной проблемы, как экономическая, что вызвало многочисленные споры и переросло в откровенный диспут, в ходе которого вносились предложения перевода экономики на нулевой рост, сохранения устойчивого развития или ускорения экономического развития за счет непрерывного роста. Все предложения вызвали бурное обсуждение.

Во-вторых, участники диалога должны были встать выше собственного мнения, попытаться посмотреть на него со стороны (требование отстраненности). Для этого в ходе семинарского занятия, уточнялись те или иные позиции, воспроизводились те или иные суждения в их авторском варианте.

В-третьих, в процессе развития учебного познавательного диалога возникла необходимость отобрать наиболее интересные мнения, способные выделить перспективные направления поиска путей решения глобальных проблем (требование критицизма).

В-четвертых, в ходе построения диалога большую роль играет требование сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования тех идей, которые обладают наибольшей обоснованностью. Так в процессе работы в группах старшеклассникам было предложено самим выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономических проблем и предложить самостоятельный творческий проект. Два наиболее интересных из них были выбраны как более эффективные с точки зрения решения глобальной экономической проблемы.

Таким образом, в ходе урока осуществляется одна из важных задач образования - формирование человека, обладающего развитым дивергентным мышлением, который может не только генерировать большое количество ответов на различные по степени сложности вопросы, но и становится способным к толерантности, т.е. способным слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнения отличные от своего.

На семинарских занятиях по обществознанию отрабатываются различные упражнения, направленные на развитие дивергентного мышления. Например, в ходе обсуждения социальных проблем глобального характера требовалось привести несколько ответов на вопросы: «Что такое глобальные проблемы человечества? Как вы это понимаете?» В большинстве слу-

чаев вначале приведенные учащимися ответы были направлены на то, чтобы получить единственный правильный ответ. Но работа на этом не прекратилась. Старшеклассникам было предложено перейти на второй этап и попытаться установить связи и соотношения между предложенными вариантами ответов. Способность устанавливать связи является очень важным компонентом на пути развития дивергентного мышления. Далее давалось задание изучить приведенные сравнения и объяснить, почему они эти сравнения возможны.

Одним из наиболее интересных способов генерирования идей является так называемый «анализ атрибутов», при котором создается список свойств, характеристик, и параметров той идеи, над которой работают учащиеся. Затем было предложено в целях создания новой идеи менять по одному или сразу по нескольку свойств. В ходе урока используются уп-ражнения и на развитие метафоричности (ответы на вопросы: проблема -это..., глобальность - это..., экономика - это..., терроризм - это..., экология - это. и т.д.).

Все вышеперечисленное можно отнести к первому этапу процесса формирования дивергентного мышления.

На втором этапе этого процесса добавляются такие характеристики, как «инновационность» и «продуктивность». Обобщенным показателем достижений учащихся становятся: культура речи и диалоговое общение; ориентация рефлексии на результат и средства собственной деятельности, на личностные достижения, ценностные ориентации; сочетание способности к коллективной работе и персонализации; креативность и самостоятельность.

Итак, проблемы, которые предстоит решать в процессе формирования дивергентного мышления на втором этапе, заключаются в том, чтобы не только дать учащимся необходимую социальную информацию, но научить их умело использовать ее в практической жизни, творчески подходить к выбору путей решения сложных вопросов в различных ситуациях.

Организация самостоятельной умственной работы учащихся должна также начинаться с оптимизации их мотивационных установок к выполнению подобной деятельности. В ней сочетаются как познавательные, так и ситуативные, и узколичностные мотивы, в том числе и мотивы-стимулы. Таким стимулом для старшеклассников в ходе учебно-познавательной деятельности на уроках обществознания является создание креативного продукта - дивергентных карт, которые представляют собой графическое отображение знаний, их логических и ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе многомерного, нелинейного (дивергентного) мышления вокруг некоторого центрального понятия [1, с. 53].

Представляя собой ассоциативную схему знаний учащегося по определенной теме, карта служит ему опорой в творческом познании учебного

материала, в решении социальных проблем. Например, на уроке общест-вознания по теме «Семья как малая социальная группа. Психологические аспекты современной семьи» перед учащимися была поставлена задача по составлению дивергентной карты, центральным определением которой было понятие «семья». Учащиеся сумели на основе компьютерных презентаций, уже имеющихся у них знаний и умений, полученных в ходе урока, составить ассоциативную схему, включая в нее составляющие понятия «семья». Наибольший интерес у учащихся вызвало практическое задание - исследование своей семьи, которое стало составной частью заполнения дивергентной карты. Такая творческая работа предполагала использование всех приемов школьного исследования и способствовала, с одной стороны, формированию навыков исследовательской деятельности, с другой стороны, творческому подходу к практическому решению такой жизненно важной задачи, как поиск способов улучшения взаимоотношений в своей семье, осознание своей роли в формировании психологически комфортной семейной среды. Учителю работа с дивергентными картами позволяет выявить уровень знаний учащихся по поставленной проблеме, организовать более эффективно индивидуальную работу, определить критерии оценки творческой работы учащихся.

Применение дивергентных карт на уроках обществознания (2006-2009 г.) позволило сделать первые общие выводы об эффективности данного средства развития креативности учащихся. Дивергентная карта позволяет организовать индивидуальную работу с учащимися, показывая их слабые и сильные стороны в усвоении учебного материала. Она эффективна в организации обобщающих уроков и при подготовке к олимпиадам, что позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные методы обучения.

Таким образом, курс обществознания позволяет широко использовать различные когнитивные методы обучения: методы эвристических вопросов и наблюдения, конструирования понятий, правил и теорий, прогнозирования и конструирования теорий, методы гипотез и ошибок. Наряду с традиционными методами учебного познания в преподавании обществознания можно удачно использовать креативные методы как основу творческого осмысления содержания гуманитарного знания.

Такие методы строятся на актуализации дивергентного мышления, которое позволяет варьировать пути решения различных обществоведческих проблем, приводит к неожиданным результатам, т.е. фактически позволяет порождать множество разнообразных, оригинальных идей в условиях учебно-познавательнойдеятельности [3. с. 134].

Независимо от того, какой метод применяется, необходимо придерживаться следующих четырех правил развития дивергентного мышления:

1. воздержание от преждевременных суждений - необходимо исключить преждевременную критику идей;

2. раскованность - чем «безумнее» идея, тем лучше результаты;

3. количество - необходимо получить как можно больше идей;

4. «перекрестное опыление» - комбинирование и усовершенствование идей, высказанных другими [3, с 135].

Обучение учащихся умениям дивергентного способа мышления осуществляется постепенно. По мере овладения различными приемами учебной работы задания могут усложняться, изменяя содержание и функции деятельности учителя как руководителя самостоятельной работы старшеклассников. В конечном итоге ученики приобретают умение самостоятельного выполнения заданий разного уровня сложности, а учитель способен осуществить переход от информационно-контролирующей деятельности к консультационно-координирующей, что является важным при в процессе формирования различных компетенций деятельности учащихся: развитие информационной компетентности, развитие коммуникативной компетентности, развитие компетентности разрешения проблем, развитие самоорганизации, развитие ценностно-смысловой компетентности, что в целом приводит к формированию креативных качеств интеллекта старшеклассников.

Благодаря этому, высоких результатов гимназисты добиваются, участвуя в предметных олимпиадах разного уровня, в различных обществоведческих конкурсах. Например, учащиеся гимназии на протяжении ряда лет становятся победителями и призерами Всероссийских, межвузовских, региональных предметных олимпиад по обществознанию, победителями конкурса правовых знаний «Лучшие по праву».

Правильность выбранной нами стратегии по формированию креативности личности подтверждается и тем, что выпускники гимназии успешно реализуют свои творческие возможности в системе высшего образования. Можно привести такие примеры: более половины призеров научно-практических студенческих конференций, призеров межвузовских олимпиад, проводимых Тюменским госуниверситетом, - это выпускники гимназии. Наиболее развитые в творческом отношении учащиеся (студенты) становятся победителями Всероссийских конкурсов. Многие выпускники, освоив навыки креативного мышления, умело используют их, становясь старостами студенческих групп, занимаясь активной общественно-политической деятельностью.

Список литературы:

1. Дегтярев С.Н. Стратегия обучения на основе креативного инварианта: монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 84 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).

3. Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания // Образование и общество. - 2003. - № 1. - С. 132-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.