Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (1849-1999 ГГ.)'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (1849-1999 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / PERIODIZATION OF SCHOOL EDUCATION / CHRONOLOGICAL BOUNDARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнир В.Н.

В статье рассмотрено периодизацию профильного обучения в истории развития украинской школы в течение 1849-1999 годов. Охарактеризованы этапы внедрения профильного обучения, особенности введения в разные исторические периоды.The article considers the periodization of school education in the history of Ukrainian school for 1849-1999 years. Characterized by the steps of the implementation of school education, especially in the introduction of different historical periods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (1849-1999 ГГ.)»

учебных достижений учеников по этому виду деятельности, противоречащей учебной функции, профессионализм учителя определяется: умением использовать современные методики и технологии оценивания знаний при проведении различных форм занятий.

Подчеркиваем, что к проблемным вопросам обучения географии относится и слабое материально-техническое обеспечение, когда из-за нехватки средств недостаточно укрепляется материальная база общеобразовательных учебных заведений (обеспечение учебными, игровыми, техническими средствами обучения и т.п.). Поэтому, учителю необходимо создавать материально-техническую базу для обеспечения процесса внедрения учебно-игровых технологий и использовать имеющееся школьное оборудование. Игры с собственноручно созданным инвентарем и оборудованием, вызывают у школьников интерес к занятиям, создают позитивный настрой, уважение к учителю.

Итак, подготовка будущих учителей географии должна быть направлена на формирование специфических знаний, умений и навыков, отражающих уровень состояния и развития их профессиональной деятельности, то есть специалиста способного к творчеству, самосовершенствованию и содержать в себе как традиции, присущие отечественному образованию, так и инновации, обеспечивающие высокий уровень возможностей на современном рынке труда. Источники:

1. Абдуллина О. Общепедагогическаяподготовка учителя в системевысшегопедагогического-образования / О. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Ващенко Г. Твори. - Том 4: Пращ з педагопки та психологи. / Г.Ващенко. - К.: Школяр-Фада ЛТД, 2000.-416 с.

3. Державна нацюнальна програма "Освгга" (Украша ХХ1 столггтя). - К.: Райдуга, 1994. - 62 с.

4. Державний стандарт базово! i повно! середньо! освгга: затверд. постан. Каб. Мгн. Украгни вгд 14 сгчня 2004 р. // Освгга Украгни. - 2004. - №5. - С. 1-13.

5. Маркова А. К. Психологияпрофессионализма / А. К. Маркова. - М: Знание, 1996. - 308 с.

6. Нацюнальна доктрина розвитку освгти Украгни у ХХ1 столгт (Проект) // Освгта Украгни. -2001.- № 29.-18 липня.- 16 с.

7. Сластенин В. А. Профессионально-педагогическаяподготовка учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. - 1991. - №10. - С. 79-84.

8. Украгнський педагоггчний словник [уклад. С. У.Гончаренко]. - К.: Либгдь, 1997. - 376 с.

В.Н. Кушнир

доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, к.п.н., Уманский государственный педагогический университет

V.N. Kushn"\r

Kssoc"\ate professor of pedagogy,Uman State Pedagog\ca\ Un\vers\ty

(va\kushri\r@ma\\.ru, 099Л1184Л 2)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ 1849-1999 гг.

Аннотация. В статье рассмотрено периодизацию профильного обучения в истории развития украинской школы в течение 1849-1999 годов. Охарактеризованы этапы внедрения профильного обучения, особенности введения в разные исторические периоды.

Annotation. The article considers the periodization of school education in the history of Ukrainian school for 1849-1999 years. Characterized by the steps of the im-

plementation of school education, especially in the introduction of different historical periods.

Ключевые слова: периодизация профильного обучения, хронологические границы.

Keywords: periodization of school education, chronological boundaries.

Одной из важных проблем историко-педагогического исследования является проблема периодизации и выделения ее отдельных этапов. Как отмечал немецкий философ К. Ямперс, «попытка структурировать историю, делить ее на ряд периодов всегда ведет к грубым упрощениям, однако, эти упрощения могут служить направлениям, указывающие на существенные моменты» [2, с. 52].

Украинские ученые - историки педагогики Л.Д. Березовская, Н.Н. Гупан, Т.Д. Кочубей, О.В. Сухомлинская, О.В. Черкасов и др. периодизацию считают проблемой методологического порядка, что помогает отразить логику процесса развития объекта познания на фоне характеристик исторических периодов.

Профильное обучение в украинской школе имеет свое становление обусловлено ходом истории человечества. Первые попытки периодизации профильного обучения, осуществленные советским ученый Н.К. Гончаровим, отвечали основным принципам периодизации советской историко-педагогической науки. В известной работе «О введении фуркации в старших классах средней школы» (1958) ученый, выделил периоды внедрения «дифференцированного обучения (фуркаций)» в старших классах средней школы. Этими периодами были: I - период дореволюционной школы (II половина XIX начало ХХ века): 60-е годы XIX века - создание устава двух типов семиклассной гимназии. Этот период ученый охарактеризовал как время «прогрессивных изменений средней школы с сослов-но-дворянской в буржуазно-классовую»; 70-80-е годы XIX века - период деятельности реальных училищ, в которых реализовывалась фуркация; начало ХХ века - создание различных проектов школьных реформ, в которых планировалось осуществление фуркаций; II период - школа советского периода (1918 гг. -кон. 50-х годов ХХ века): 1918 год - создание «Положение о единой трудовой школе», где предполагалось разделение старших классов средней школы на отделения; 20-е годы ХХ века - период внедрения бифуркации с сельскохозяйственным и индустриальным наклонностями; конец 50-х годов ХХ века - период ориентации партийной образовательной политики на необходимость связи школы с жизнью [1, с. 12-37].

Анализ историко-педагогической литературы позволяет нам утверждать, что введение профильного обучения в истории развития отечественной школы базировалось на таких факторах: необходимостью сохранения сословности в образовании; необходимостью построения образовательной траектории для конкретного ученика с учетом его способностей и интересов; общественно-государственный запрос подготовки будущих специалистов определенного профиля.

Таким образом, профильное обучение как вид дифференциации и индивидуализации в истории отечественной школы приобретало особых форм реализации в те периоды, когда в государственной образовательной политике активизировались демократические процессы, декларировалось особое отношение к личности ребенка, расширение возможностей выбора для ученика в условиях средней школы. С другой стороны, идеи профильного обучения становились значи-

мыми в периоды обострения вопросов связи среднего образования с жизнью, соответствие ее общественно-государственному заказу. В этом контексте на первый план выходили характеристики путей сочетания общего и профессионального среднего образования, одним из которых является профильная дифференциация.

Ретроспективный и историко-системный анализ профильного обучения в отечественной школе в определенных нами хронологических границах на основе изучения социально-экономических, педагогических и дидактических подходов позволил разработать его периодизацию: I период - 1849-1916 гг. - профилирование общего среднего образования в Украине в царський период (II половина XIX - начало ХХ века): развитие идеи профильной дифференциации среднего школьного образования в ходе образовательных реформ 1849 - конец XIX века; 1915-1916 гг. - развитие идеи профильной дифференциации в проекте школьной реформы П.Н.Игнатьева; II период - 1917-1920 гг. - развитие идеи профильного обучения в отечественной школе в период освободительной борьбы; III период -1920-1987 гг. - опыт внедрения профильного обучения в старшей школе советского периода: 1920-1927 гг. - введение дифференциации школ по отраслевым вертикалями и профессиональными наклонностями; 1952-1964 гг. - внедрение профильного обучения профессионального направления в старших классах средней общеобразовательной школы; 1966 - 70-е годы - реализация идеи углубленного изучения предметов в условиях среднего образования в течение брежневской эпохи; 1984-1987 гг. - введение профилирования профессионального направления в старших классах общеобразовательной школы; IV период -1988-1999 - развитие идеи и внедрение профильной дифференциации академического направления в средней школе постсоветского периода.

Охарактеризуем их более детально.

Хронологические рамки I периода определены нами 1849-1916 годы. К этому периоду выделено два этапа: 1849 - конец XIX века и 1915-1916 гг.

В течение первого этапа (1849 - конец XIX века) в Российской империи, в состав которой входила и большая часть территории Украины, профилирование общего среднего образования имела несколько разновидностей воплощения, а именно: существование различных типов общеобразовательных учреждений, фуркация старших классов средней школы и открытие дополнительных классов или курсов с профессиональным уклоном при гимназиях и училищах.

Верхний предел периода 1849, согласованная с утверждением Николаем I изменений в уставе гимназий и введение бифуркации с 4 класса.

Второй, выделенный нами этап - 1915-1916 гг. связан с преобразованиями среднего образования под руководством министра образования П. Н. Игнатьева, в которых была заложена идея профильного обучения. Согласно проекту средней школы, предложенного им, полифуркация вводилась с 4 класса семилетней гимназии и должна была способствовать индивидуализации учебного процесса.

II периодом нашей периодизации выделено 1917-1919 гг. - этап развития идеи профильного обучения во время освободительной борьбы. В течение очерченного периода времени украинский научно-педагогическим сообществом под руководством П.И. Холодного была создана концепция единой национальной школы, которая легла в основу «Проекта единой школы на Украине». Согласно документу III степень общеобразовательной школы была профилизированная.

Хронологические рубеже III периода - 1920-1987 гг. Охватывают весь советский период времени, в течение которого были реализованы различные видоизменения профильного обучения в средней школе.

Первым этапом нами выделено 1920-1927 гг. Верхняя граница этапа -1920 год - связана с началом формирования системы образования Украинской ССР под руководством Г.Ф. Гринька. Согласно разработанной Г.Ф. Гриньком «Схемы образования на Украине» трудовая школа состояла из двух концентров и имела 7-летний курс. Старшая трудовая школа заменялась профессиональной школой. В свою очередь дифференциация профессиональной школы должна была пройти по отраслевому критерию и профессиональными наклонностями (специальностям). Нижняя граница полпериода - 1927 год - начало унификации системы образования в СССР.

Второй этап - 1952-1964 гг. Верхняя граница этапа согласована с выходом труда «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталина, в которой он признал отход советского образования от ленинских принципов трудовой политехнической школы и отметил необходимость создания условий для свободного выбора молодежью профессий. Это стало толчком для развития идеи обязательного политехнического обучения как средства лучшей подготовки советской молодежи к практической деятельности и внедрение профильного обучения профессионального направления в старших классах средней общеобразовательной школы. Сначала реализация этих идей происходила через практику создания технических кружков в общеобразовательных школах, на которых ученики овладевали определенными производственными навыками из важных специальностей. Впоследствии, со второй половины 50-х годов, профильное обучение профессионального направления реализовывалось через организацию сочетание в старших классах общеобразовательного обучения и производственной подготовки. Главным условием построения учебного плана школы в означенный период было сохранение установленного соотношения единого объема и содержания основ наук и вариативного производственного обучения.

Внедрение профильного производственного обучения в средней школе обострило потребность углубленного изучения профилирующих основных предметов, а следовательно дифференциацию общего образования. С конца 50-х годов советского периода учеными под руководством Н.К. Гончарова и Н.О. Мельникова проводилось экспериментальное изучение эффективности внедрения дифференцированного обучения в общеобразовательной школе. Это стало толчком для создания института специализированных школ, в которых осуществлялась подготовка детей по профильным специальностям высших учебных заведений.

Нижний рубеж этапа - 1964 год - связан с переходом средней школы на десятилетний срок обучения и уменьшения количества часов на производственное обучение в старших классах.

Третий этап - 1966 г. 70-е годы. Верхний предел этапа —1966 год - связана с принятием ЦК КПСС и Совета Министров СССР постановления «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» по которому в общеобразовательную школу вводились две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в старших классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов.

Четвертый этап советского периода профильного обучения - 1984-1987 гг. - введение профилирования профессионального направления в старших классах общеобразовательной школы. Верхний предел этапа - 1984 год - связан с принятием Пленумом ЦК КПСС постановления «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», согласно которого должны приниматься меры по улучшению трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Этот документ обязывал проведения, в условиях общеобразовательной школы, профессиональной подготовки молодежи. Нижняя граница этапа - 1987 год - связана с началом критики внедрения профессионализации в общеобразовательной школе.

IV период периодизации профильного обучения в отечественной школе -1988 - конец ХХ века - развитие идеи и внедрение профильной дифференциации академического направления в средней школе постсоветского периода.

Верхний предел периода согласован с февральским Пленумом ЦК КПСС 1988 года, на котором провозглашалось изменение ориентации всех общественных процессов на демократизацию и гуманизацию, уход от утилитарной системы образования, направленные курса образовательной политики на интересы, способности и запросы учащихся через расширение возможностей образования по выбору, координации ее с перспективными потребностями рынка труда. Такая декларативная политика способствовала появлению разнообразия учебных планов, которые включали инвариантную (2/3 учебного времени) и вариантную части. На базе последней формировался профильный содержание образования. В означенный период появились инновационные школы разных профилей и направлений, новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), которые были ориентированы на углубленное изучение выбранных учениками академических профилей с целью дальнейшего обучения в вузе. В течение 90-х годов происходило формирование нормативно - правовой базы внедрения профильного обучения в Украине в соответствии с общественно-политическими изменениями и запросами общества.

В ходе определения хронологических границ трудно определить начало зарождения и особенно течения и завершения тех или иных процессов, из-заих многомерность, волнообразность, стихийность зависимость от объективных причин. Источники:

1. Гончаров Н.К. В введении фуркации в старших классах средней школы // Советская педаго-

гика - 1958. - № 6.- С.12-37

2. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. - М. : Республика, 1994. - 527 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.