Научная статья на тему 'Новые образовательные практики в вузах: предуниверситарии'

Новые образовательные практики в вузах: предуниверситарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE EDUCATION / ПРЕДУНИВЕРСИТАРИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯДЕРНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КОНСОРЦИУМ / PERSONNEL POTENTIAL OF THE NUCLEAR INDUSTRY / A NATIONAL CONSORTIUM OF INNOVATIVE NUCLEAR / PREDUNIVERSITARY / FSES PRIMUS LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна, Елютин Сергей Олегович, Пастухов Андрей Борисович

Анализируются результаты проектирования предуниверситария Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в соответствии с утвержденными целевыми индикаторами реализации пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. Проектирование образовательной программы и учебного плана предуниверситария рассматривается по результатам выбора обучающимися образовательных маршрутов и анализа институциональных ресурсов лицея / вуза, инфраструктуры олимпиадного движения, направлений исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты старшей школы.The results of the design preduniversitariya NRNU MEPhI are analyzed in accordance with the approved target indicators of the pilot project on the organization of profile education in the federal government educational institutions of higher education (Moscow Government Decree № 566-PP dated 28.08.2013). Designing educational programs and curriculum preduniversitariya considered on the results of selecting learners educational routes and analysis of institutional resources Lyceum/university, Olympiad movement infrastructure, research directions and design activities of learners in the transition to high school FSES.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна, Елютин Сергей Олегович, Пастухов Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые образовательные практики в вузах: предуниверситарии»

УДК 81.33

О.А. Фиофанова,

Московский институт развития образования С.О. Елютин, А.Б. Пастухов,

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Новые образовательные практики в вузах: предуниверситарии

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Выявление лучших образовательных практик и создание новых образовательных моделей, как правило, связаны с институциональной перестройкой в сфере образования. Это предполагает трансформацию систем управления и финансирования учебных заведений и изменение подходов к проектированию содержания образования (примечательный пример - федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения).

Предуниверситарий как новая организационно-образовательная модель проектно ориентирован:

- на повышение качества профильного образования, его практической полезности (социально-педагогический контекст);

- возможность ранней профессионализации (10-11-е классы школы) с учетом задач самоопределения юношеского возраста, его деятельности по исследованию мира. Соответственно, воз-

можность его включения в преда-кадемическую среду (социально-психологический контекст);

- формирование кадрового потенциала отраслей экономики - наращивание человеческого капитала для решения приоритетных задач развития отраслей: атомной энергетики, авиастроения, информационных технологий и др. (социально-экономический контекст).

С 1 сентября 2013 года начат пилотный проект по организа-

© Фиофанова О.А., Елютин С.О., Пастухов А.Б., 2014

СЕРГЕИ

ОЛЕГОВИЧ

ЕЛЮТИН

доктор физико-математических наук, директор университетского лицея 1511 предуниверси-тария Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Сфера научных интересов: лазерная физика, оптика квантовых объектов и метамате-риалов, современные проблемы предуниверситетского образования. Автор более 60 публикаций

ОЛЬГА

АЛЕКСАНДРОВНА ФИОФАНОВА

доктор педагогических наук, руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций в образовании Московского института развития образования, научный руководитель проекта «Предуниверситарий Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"». Сфера научных интересов: профессиональное образование, социальное проектирование, менеджмент инноваций, инновации и социально-экономическое развитие городов / регионов, новые модели организации профессионального развития педагогов и руководителей образовательных организаций. Автор более 100 публикаций

АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ ПАСТУХОВ

кандидат технических наук, директор университетского лицея 1523 предуниверситария Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Сфера научных интересов: профильное обучение, научно-техническое творчество молодежи, управление образованием, инновационные проекты. Автор более 20 публикаций

Анализируются результаты проектирования предуниверситария Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в соответствии с утвержденными целевыми индикаторами реализации пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. Проектирование образовательной программы и учебного плана предуниверситария рассматривается по результатам выбора обучающимися образовательных маршрутов и анализа институциональных ресурсов лицея / вуза, инфраструктуры олимпиадного движения, направлений исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты старшей школы.

Ключевые слова: профильное обучение, предуниверситарий, федеральные государственные образовательные стандарты старшей ступени основного общего образования, кадровый потенциал атомной отрасли, национальный ядерный инновационный консорциум.

The results of the design preduniversitariya NRNU MEPhI are analyzed in accordance with the approved target indicators of the pilot project on the organization of profile education in the federal government educational institutions of higher education (Moscow Government Decree № 566-PP dated 28.08.2013). Designing educational programs and curriculum preduniversitariya considered on the results of selecting learners educational routes and analysis of institutional resources Lyceum/university, Olympiad movement infrastructure, research directions and design activities of learners in the transition to high school FSES. Key words: profile education, preduniversitary, FSES primus level of basic general education, personnel potential of the nuclear industry, a national consortium of innovative nuclear.

ции профильного обучения старшеклассников в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории г. Москвы. Проект продлится до 31 августа 2017 года. В постановлении Правительства Москвы от 28 августа 2013 года № 566-ПП установлены порядок и условия реализации проекта, а также целевые показатели эффективности его реализации [1]. С 1 сентября в него включились четыре вуза:

Высшая школа экономики, Российский государственный гуманитарный университет, Московский университет путей сообщения и Московский инженерно-физический институт. В проекте принимают участие 726 школьников.

С октября 2013 года университетские лицеи 1511 и 1523 и Московский институт развития образования приступили к разработке новой модели «Предуниверситарий Национального исследовательского ядерно-

го университета "МИФИ", проектирование образовательной программы и эффективного учебного плана» [2-3], в феврале 2014 года модель предуниверситария МИФИ была представлена на международной конференции «Тенденции развития образования: что такое эффективная школа?» [4], в апреле - на межрегиональной конференции на секции «Управление изменениями в условиях модернизации московского образования».

Цели организации проекта:

- удовлетворение потребности профессионально определившихся старшеклассников в профильном обучении;

- расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных на продолжение обучения в вузе старшеклассников;

- обеспечение единого образовательного пространства учебной и внеучебной деятельности старшеклассников;

- создание предакадемиче-ской образовательной среды для обучающихся.

Реализация проекта была организована в следующей логике действий.

1. Разработка концептуальной модели предуниверситария в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов старшей школы, перехода на эффективный учебный план, интеграции основного и дополнительного образования.

1.1. Сравнительный анализ существующих и проектируемой модели организации профильного обучения.

1.2. Разработка нормативно-правовых и финансово-экономических основ организации образовательной модели предунивер-ситария в структуре вуза и через сетевые формы реализации образовательных программ.

2. Научно-методическое и экс-пертно-аналитическое сопровождение разработки основной об-

разовательной программы, программ по профилю обучения с описанием блоков программ в соответствии с требованиями к условиям реализации, структуре и результатам освоения программ (предметные, метапредметные, личностные результаты).

2.1. Анализ программ университетских лицеев 1511 и 1523 -предуниверситариев МИФИ и профильных вузов - на предмет преемственности в развитии компетенций школьников-студентов в контексте построения модели непрерывного образования.

2.2. Анализ возможностей интеграции основного и дополнительного образования старшеклассников в контексте перехода на эффективный учебный план.

2.3. Анализ и систематизация форм участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах проектных и учебно-исследовательских работ (международный, федеральный, отраслевой, городской уровни), конструирование инфраструктуры олимпиадного движения.

2.4. Исследование возможностей реализации индивидуальных образовательных траекторий для обеспечения учебныхуспехов обучающихся.

3. Организация профессионального развития педагогических кадров университетских лицеев 1511 и 1523 - предуниверси-тариев МИФИ.

3.1. Разработка методических рекомендаций по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов старшей школы.

3.2. Организация курсов повышения квалификации для педагогов университетского лицея предуниверситария и профессорско-преподавательского состава Московского инженерно-физического института, привлеченных к реализации образовательной программы предуниверситария.

3.3. Организация экспертно-аналитических семинаров-совещаний о ходе реализации проекта в партнерстве «МИРО - МИФИ -университетские лицеи предуни-верситарии МИФИ - ДОгМ».

Для рефлексии организации проекта важно понимать историю аналогичных проектов в сфере образования.

История профильного обучения охватывает достаточно длительный период в практике образования [5].

В 1849 году была введена дифференциация курса мужских гимназий после 3-го класса: для желавших продолжить образование в университете - углубленное изучение иностранных языков, а для предполагавших идти на службу -углубленное изучение русского законодательства и математики.

В 1864 году был принят новый гимназический Устав по организации гимназий двух типов: классической (подготовка в университет) и реальной (подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения). Такая дифференциация учебных планов и программ с целью специализации учащихся практиковалась с 1-го класса. Впоследствии по уставу 1871 года все гимназии стали классическими, а реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, которые не давали права на поступление в университет.

В 1900 году Министерство народного просвещения инициировало разработку шести типов учебных планов и программ для учебных заведений различного профиля. При этом школьный курс, например курс математики, делился на общеобразовательный и специальный (для тех, кто планировал продолжить свое образование в университете).

В 1915-1916 годах Министерством просвещения организована реформа, согласно которой 4-7-е классы гимназии разделялись на

новогуманитарные, гуманитарно-классические и реальные.

В 1917-1918 годах началасьре-форма по внедрению принципов единой трудовой школы и введению бесплатного общего и политехнического образования. В 1918 году с вступлением в силу Положения о единой трудовой школе, предусматривающего профили-зацию обучения старшей ступени, реализуются примерные программы единой трудовой школы с введением «уклонов» полифур-кации на две ступени образования по направлениям: гуманитарное, естественно-математическое и техническое, сельскохозяйственное и индустриальное.

В 1924 году принято постановление коллегии Наркомпроса по школам II ступени (8-9-е классы), которые должны быть ориентированы на подготовку «массового, полноценного, квалифицированного, сознательного работника определенной области труда» при обеспечении условий для возможного поступления в вуз, ориентированы на усиление роли практики в выбранной области профессионализации: так школа две ступени модернизировалась из номинально-трудовой в реально-трудовую.

В 1958 году была начата реформа по организации дифференцированного обучения старшеклассников. В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов.

В 1988 году на Пленуме ЦК КПСС принят комплекс мер по обновлению школы, в том числе по введению дифференцированного обучения, направленного на развитие индивидуальных особенностей учащихся.

В 1990 годах закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил вариативность и многообразие типов и видов образо-

вательных учреждений и образовательных программ. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени строилась на комбинации учебных предметов, включая базовые общеобразовательные, профильные и элективные, которая должна реализоваться через варианты учебных планов для четырех возможных профилей: естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного, технологического.

Так появились различные формы профилизации: для образовательной организации, для отдельных классов, для групп обучающихся.

Существование многообразия форм профилизации и необходимость ориентировки человека в них при достижении образовательных задач высветили проблему конструирования индивидуальных образовательных маршрутов.

В 2002 году в соответствии с приказом Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения: за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно уч и-тываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для самоопределения старшеклассников, осуществления их жизненных и профессиональных планов.

В 2010 году была обозначена необходимость интеграции институциональных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования, структур довузовского и вузовского образования, заочных школ, системы дистанционного образования для достижения задач эффективной организации профильного обучения (письмо Минобрнауки Рос-

сии «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 года № 03-412).

В 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» Ф3-273 от 29 декабря 2012 года закрепил за вузами право на реализацию программ основного общего образования, с 1 сентября 2013 года начат пилотный проект по организации профильного обучения старшеклассников в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории г. Москвы.

Кроме практик институционального размещения профильного обучения в структуре вуза (предуниверситария), также существуют практики организации профильного обучения через сетевые формы реализации образовательных программ для старшеклассников посредством взаимодействия школ и вуза. Например, такая модель реализуется в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.

Охарактеризуем особенности организации проекта предуниверситария в МИФИ.

Прием в предуниверситарий осуществляет приемная комиссия МИФИ по конкурсу. Выпускные экзамены приравниваются к вступительным в МИФИ. Профильные предметы в предуниверсита-рии: физика, математика, химия, информатика, дополнительный курс по экспериментальной физике. Занятия по профильным предметам ведут преподаватели и научные сотрудники Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук, Российского научного центра «Курчатовский институт». Курс «Экспериментальная физика» реализуется на базе четырех физических лабораторий МИФИ, лабораторный практикум по химии - в лаборатории химии МИФИ. Учебный

процесс строится на основе организации проектных и исследовательских работ.

В 2013/2014 учебном году на конкурсах и олимпиадах разных уровней были представлены: шесть проектных и исследовательских работ по информатике, одна исследовательская работа по математике, одна исследовательская работа по химии, 23 проектных и исследовательских работы по физике, шесть учебно-исследовательских работ по английскому, две исследовательские работы по литературе, одна исследовательская работа по экономике; 35 учащихся стали призерами и победителями конкурсов.

В ходе реализации проекта для навигации обучающихся в сфере олимпиад и конкурсов разработана карта инфраструктуры олим-пиадного движения и конкурсных практик.

Расширены возможности реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся посредством проектирования нового учебного плана (в рамках пилотного проекта «ДОгМ» по реализации эффективного учебного плана [6]).

Развивается методическое взаимодействие с профильными кафедрами МИФИ с целью обеспечения преемственности образовательных программ, конвертации образовательных достижений обучающихся, организации непрерывного образования «школьник - студент - специалист» по отраслевому профилю компетенций.

Расширяется инфраструктура сетевого взаимодействия:

- сетевые программы дополнительного образования детей;

- сетевое партнерство со школьной лигой РОСНАНО по совершенствованию естественнонаучного образования в старшей школе;

- сотрудничество с фирмой NT-MDT по созданию в университетском лицее лаборатории атом-

2500

2000

1500

1000

500

,1 I I

|1|1|1|1|1|1|1

2017

2014 2015 2016

■ Все специальности

■ Отраслевые специальности

2018 2019 2020 I Ключевые специальности Остальные специальности

2021

Рис. 1. Прогноз потребности в подготовке кадров для ядерного оружейного комплекса по специальностям (суммарная потребность отрасли 2014-2021 годов)

0

но-силовой и туннельной зондо-вой микроскопии;

- научно-методическое сотрудничество с научными организациями Москвы для создания научно-методической среды и экспертного сопровождения проектных / исследовательских работ старшеклассников по направлениям «Твердотельное моделирование и дизайн», «Конструирование устройств электроники», «Исследование микроструктур», «Конструирование и исследование элементов робототехники», «Изучение методов и средств автоматизации физического эксперимента», «Изучение цифровых средств автоматизации управления»;

- разработка новых форматов партнерства в рамках развития Национального ядерного инновационного консорциума в соответствии с прогнозом подготовки специалистов для ядерного оружейного комплекса (рис. 1-2).

Через такое взаимодействие в рамках консорциума создается предакадемическая среда, у старшеклассников расширяется круг

контактов для взаимодействия в рамках выполнения исследовательских работ по естественнонаучному, физико-математическому профилю и проблематике проектов ядерного оружейного комплекса.

По итогам реализации пилотного проекта на основании постановления Правительства Москвы «О проведении в городе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы» предуниверситарии должны соответствовать следующим показателям эффективности:

- доля выпускников, принятых на профильное обучение, успеш-

Национальный ядерный инновационный консорциум (НЯИК)

Ассоциация вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом"»

Ведущие научные центрь

ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ»

ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ имени академика

Е.И. Забабахина»

Холдинги:

ОАО «Концерн Росэнергоатом» ОАО «ТВЭЛ»

ЗАО «Наука и инновации» ОАО «Атомредметзолото» ОАО «Атомэнергомаш» ОАО «Техснабэкспорт»

ственно-профессионапьные организации:

Ядерное общество России Союз научных инженерных общественных организаций

Ассоциация вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом"»

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина

Московский государственный строительный университет

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Национальный исследовательский технологический

университет «МИСиС»

Национальный исследовательский Томский

политехничекий университет

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Санкт-Петербургский государственный университет

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Рис. 2. Национальный ядерный инновационный консорциум и консорциум вузов Росатом

%

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 3. Приоритетные направления будущей профессиональной деятельности обучающихся 10-11-х классов

Информатика и кибернетика

Физика и математика Техника Экономика Химия Медицина I Прочее

%

80 70 60 50 40 30 20 10

МИФИ

МГУ

МГТУ

МФТИ

МЭИ

Прочие

Рис. 4. Выбранные старшеклассниками вузы для продолжения образования по профилю

0

но прошедших государственную (итоговую) аттестацию, не менее 98%;

- доля выпускников, получивших по профильным предметам на едином государственном экзамене баллы не ниже среднего по г. Москве, не менее 80%;

- доля обучающихся, принятых на профильное обучение в 10-е классы, принявших участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией, от общего числа обу-

чающихся 10-х классов не менее 80%;

- наличие обучающихся - победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад;

- наличие обучающихся - победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ;

- доля выпускников федеральной государственной образовательной организации высшего

образования, поступивших в образовательные организации высшего образования по соответствующему профилю, от общего числа выпускников этой организации не менее 60%;

- отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) обучающихся в связи с организацией профильного обучения;

- отсутствие обоснованных замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с организацией профильного обучения.

Для анализа соответствия обозначенным показателям в феврале 2014 года было проведено анкетирование старшеклассников, обучающихся в предуниверсита-рии. Цель исследования:

1)определить параметры конструирования учебного плана в связи с потребностями старшеклассников в профильном обучении и создать условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

2) определить предпочтения и степень участия старшеклассников в профильных олимпиадах для конструирования карты инфраструктуры олимпиадного движения;

3) определить профессиональное самоопределение и планы продолжения образования по профилю.

В исследовании приняли участие 96 старшеклассников, п = 96 (100%).

Выявлены приоритетные направления будущей профессиональной деятельности обучающихся (рис. 3), а также планы старшеклассников на продолжение образования в профильных вузах (рис. 4).

Определены актуальные и перспективные форматы участия старшеклассников в олимпиадах и конкурсах проектных / исследовательских работ (рис. 5-8).

Также исследовались формы участия обучающихся в универси-

120 100 80 60 40 20 0

25

18,75

6,25

31,25 37,50

10-е классы

% 120 100 80 60 40 20 0

■ Прочие ■ Курчатова

■ Юниор Савельева

■ Ломоносова Рис. 5. Олимпиады, в которых 10-классники приняли участие в 2014 году

25

18,75

6,25

31,25 37,50

10-е классы щ ВОШ ■ Ломоносова

■ Межвуз Росатом Савельева

■ Курчатова ■ Юниор

■ Прочие

Рис. 6. Олимпиады, в которых 10-классники планируют принять участие в 2015 году

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

6,52 2,17 10,87

6,52

6,52

15,22

26,10 11

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

11-е классы

■ Прочие

Харитоновские чтения

■ ОММО

■ Юниор

■ Курчатова

■ Савельева

Рис. 7. Олимпиады, в которых 11-классники приняли участие в 2014 году

6,52 2,17 10,87

6,52

6,52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15,22

26,10 11

11-е классы Прочие

Харитоновские чтения

ОММО

Юниор

Курчатова

Савельева

Ломоносова

Межвуз «Росатом»

ВОШ

Рис. 8. Олимпиады, в которых 11-классники планируют принять участие в 2015 году

тетских событиях (анализ событийных форматов проектирования предакадемической среды), результаты отражены на рис. 9.

Полученные данные были учтены при разработке Плана внеурочной деятельности при проектировании основной образовательной

программы предуниверситария, представленной к аккредитации и лицензированию в мае 2014 года.

Также в исследовании анализировались актуальные форматы и потенциальные задачи включения старшеклассников в проектную и исследовательскую

деятельность на базе лабораторий МИФИ (рис. 10).

Комплексный анализ всей совокупности полученных данных позволяет заключить, что первый год реализации проекта является успешным и модель пред-университария по обозначенным показателям эффективности соответствует задачам пилотного проекта.

При анализе данных исследования и анализе спроектированной модели предуниверситария необходимо акцентировать внимание на оценке двух организационных форм: 1) профильном обучении и 2) предуниверсита-рии как институциональной форме организации профильного обучения.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование.

Предуниверситарий - институциональная форма реализации этой цели. Новая институциональная форма, выводящая работу по организации профильного обучения старшеклассников за стены отдельной школы.

При сравнительном анализе разных инстиуциональных форм организации профильного обучения (школы, предуниверситария или партнерской сети) экспертный взгляд сосредотачивается на факторах:

- создания институциональных условий для профессионального самоопределения и построения успешной образовательной и карьерной траектории;

- удовлетворения потребности обучающихся в качественном профильном обучении;

60

50

40

30

20

10

0

■ Олимпиады

■ Практика День студента День карьеры Юниор

■ Конференции

■ Фестивали День науки

11-е классы 10-е классы

Рис. 9. Участие старшеклассников в университетских событиях

10-е классы

56,25

Исследования по физике

11-е классы

39,13 4,35 13 17,39

Исследования по физике

Исследования по материалам Проекты Практика

Рис. 10. Участие старшеклассников в исследовательских и проектных работах на базе лабораторий МИФИ

- создания условий для дифференциации содержания обучения с гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ;

- обеспечения преемственности образовательных программ между уровнями обучения;

- экономической эффективности образования в той или иной институции.

Организация профильного обучения в институциях школы - мо-

дель внутришкольной профили-зации (однопрофильная или многопрофильная образовательная организация), школы и других организаций, модель сетевой организации (ресурсный центр и партнерские организации через сетевые формы реализации образовательных программ) стала уже традиционной практикой.

С вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» университеты получили право на реализацию обра-

зовательных программ основного общего образования. Таким образом, появилась возможность проектирования новой институциональной формы - предуниверси-тариев.

В полной мере проекты такого рода еще не подвергались комплексной оценке. Для этого необходимы время и мониторин-ги реализации соответствующих проектов.

Литература

1. Постановление Правительства Москвы от 28 августа 2013 г. № 566-ПП «О проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы». URL: http://dogm.mos.ru/legislation/ lawacts/939056/http://dogm.mos.ru/ legislation/lawacts/893885/.

2. Фиофанова О.А. Материалы семинара-совещания «Особенности организации профильного обучения в предуниверситарии НИЯУ "МИФИ"». URL: http://miro.msk.ru/?p=2710.

3. Фиофанова О.А. Промежуточный отчет по выполнению госзадания Центра анализа научных исследований и инноваций в образовании. URL: http://www.miro.msk.ru/docs/present/ fiofanova10.06.pdf.

4. Фиофанова О.А., Елютин С.О., Вершинина Л.Н. Предуниверситарий: проектирование основной образовательной программы и эффективного учебного плана // Материалы международной конференции «Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?» РАНХГС-МВШСЭН, 2014.

5. Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1930. Т. II. 635 с.

6. Приказ Департамента образования г. Москвы от 6 ноября 2013 г. № 669 «О реализации пилотного проекта по внедрению эффективного учебного плана». URL: http://www. dogm.mos.ru/legistation/lawacts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.