Научная статья на тему 'Новые проекты профессиональной подготовки педагогов будущего'

Новые проекты профессиональной подготовки педагогов будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ / NETWORK FORMS OF THEORGANIZATION OF PROGRAMS / CОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

Рассматривается новый подход к проектированию программы профессиональной подготовки педагогов будущего на основе межведомственного партнерства департаментов и организаций г. Москвы: Московского института развития образования, Московского городского педагогического университета, Центра инновационного развития.The article new approach in design the program of vocational training the teachers future on basis of interdepartmental partnership of departments and the organizations of Moscow is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые проекты профессиональной подготовки педагогов будущего»

УДК 378.

О.А. Фиофанова,

Московский институт развития образования

Новые проекты профессиональной подготовки педагогов будущего

Профессионалов инженерии интересует устройство Будущего, а нас - профессия педагога как деятельность по развитию человека Будущего, в связи с чем в настоящей статье мы поднимаем следующие вопросы:

- какие качества, компетенции, умения будут нужны человеку Будущего?

- каковы способы воспроизводства человека Будущего, как они изменились по отношению к традиционным?

- какие новые организационные и содержательные формы профессионализации педагога востребованы сегодня?

- какова институциональная структура профессионализации будущих педагогов и инфраструктура инновационной деятельности профессиональных сообществ Москвы для реализации новой модели профессионализации будущих педагогов?

Проблемы модернизации программ педагогического образования и подготовки специалистов обсуждаются в научных и педагогических кругах в ракурсе:

- приведения программ подготовки в соответствие требованиям профессионального стандарта, разработки соотношения компетенций федеральных госу-

Подготовка к новому учебному году

дарственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и квалификации преподавательского состава (нормативный подход);

- обновления дидактического содержания программ подготовки и повышения квалификации, дидактических и контрольно-измерительных материалов (методический подход).

Нас интересуют возможные практики организации новых программ как способов реализации новых подходов профессионализации будущих педагогов и молодых специалистов сферы образования и науки. При этом мы

© Фиофанова О.А., 2014

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФИОФАНОВА

доктор педагогических наук, руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций в образовании Московского института развития образования, президент Академии социального проектирования и управления инновациями «Сердце города» (г. Ижевск), научный руководитель проекта «Предуниверситарий Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"». Сфера научных интересов: профессиональное образование, социальное проектирование, менеджмент инноваций, инновации и социально-экономическое развитие городов / регионов, новые модели организации профессионального развития педагогов и руководителей образовательных учреждений. Автор более 100 публикаций

Рассматривается новый подход к проектированию программы профессиональной подготовки педагогов будущего на основе межведомственного партнерства департаментов и организаций г. Москвы: Московского института развития образования, Московского городского педагогического университета, Центра инновационного развития.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, инновации в сфере образования, сетевые формы организации программ, социальное проектирование.

The article new approach in design the program of vocational training the teachers future on basis of interdepartmental partnership of departments and the organizations of Moscow is presented.

Key words: vocational training of teachers, innovations in education, network forms of the organization of programs, social design.

понимаем, что происходит расширение сферы педагогического труда, а педагог как профессионал востребован в широком формате в сфере «человек - человек», как профессионал, способный спроектировать и осуществить развитие человека, сообщества, организации.

В нашем проекте геоэкономической рамкой проектирования мы видим город (в нашем случае -Москву). В формате города как социально-экономической организации в проекте обосновываются нормативно-правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие механизмы реализации сетевых форм ста-жировочных программ подготовки молодых специалистов в сфере образования и науки. Для этих целей естественно важно понимать: как устроена кадровая политика с позиций развития города, инновационная политика, а также политика экономического роста, основанная на инновациях в городской среде по мере развития индустрии.

В контексте этих задач мы разработали модульную программу профессиональной подготовки будущих педагогов и молодых

специалистов «Проектирование инноваций в сфере образования» на основе сетевых форм организации.

Программа реализуется в практиках проектно-ориентированно-го образования: педагог обучается через собственный проект. Но основная организационная задача программы заключается не в увеличении проектных практик как практической части программы, а во включении молодых специалистов в деятельность профессиональных сообществ в городе.

Организаторы программы не только обеспечивают «передачу образца» профессионального действия, но и создают пространство самоопределения как возможность становления собственной педагогической концепции и практики будущих педагогов и молодых специалистов в сфере образования.

Программа основана на дея-тельностной модели подготовки профессионала: студент, молодой специалист обучаются с помощью собственного проекта. Характеризуя и анализируя структурное устройство этой модели в настоящей статье, мы решаем задачу поиска механизмов ее воспроиз-

водства в других межрегиональных масштабах (например, «Лучшие практики Москвы - регионам России»), концентрируем внимание на воспроизводстве проектных команд, коллективов, работающих в проектных практиках.

Все эти новшества в реализации этой модели подготовки профессионалов могут усложняться тем, что ее бизнес-модель и рынки труда пока трудно опознаваемы. В проекте мы разработали пилотный вариант финансово-экономических механизмов реализации этой модели в условиях столичного мегаполиса. Задача на перспективу - изучить возможности ее применения в малых городах России с участием университетов, реализующих программы педагогического образования.

Почему мы взялись за разработку новой модели?

Потому что традиционный подход, являясь доминирующим в реализации программ профессионального образования и повышения квалификации, остается предельно затратным по бюджетным расходам и недостаточным по их эффективности (в контексте роста профессионального капитала и показателей эффективности деятельности организаций и институтов развития в регионе и городе).

Поэтому провайдерами такого рода программ (модулей программ) подготовки специалистов могут быть сообщества, способные понимать эти проблемы и новшества и работать именно в проектном формате деятельности. Почему мы утверждаем, что сообщества? Потому что такого рода программы подготовки профессионалов не могут быть жестко привязаны к традиционным институциональным формам (одной организации, одному ведомству). Они строятся в деятельностном поле проектов социальной значимости в разных сферах развития города, региона. В таком понимании и обучение на протяжении

жизни (Lifelong learning) строится как система практик в контексте обучающегося города, сообщества [7].

В практиках разработанной нами модели подготовки педагогов-профессионалов программа «Проектирование инноваций в сфере образования» реализуется через следующие институты развития и профессиональные сообщества:

- Центр инновационного развития Москвы (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства);

- Московский институт развития образования (Департамент образования г. Москвы);

- университеты федерального подчинения (Министерство образования и науки Российской Федерации), расположенные на территории г. Москвы, а также Московский городской педагогический университет;

- межрайонные Советы директоров образовательных организаций г. Москвы;

- профессиональные ассоциации различных сфер, Городской совет молодых педагогов Москвы.

Основными заказчиками программы выступают: директора школ, организаций дополнительного образования детей, университетские центры технологического предпринимательства, частные лица, заинтересованные в повышении квалификации в области управления инновационными проектами в сфере образования и науки.

Программа, являясь воплощенной формой интеграции инновационных практик разных сфер города, ориентирована на развитие профессиональных компетенций участников и достижение следующих показателей.

1 .В соответствии с государственной программой «Стимулирование экономической активности» на 2012-2016 годы, направленной на достижение уровня экономического и социально-

го развития города, характерного для государств с развитой экономикой (подпрограмма «Москва -инновационная столица России» на 2012-2016 годы):

- достижение Москвой не менее чем двадцати позиций среди ведущих инновационных городов Европы и не менее чем пятидесяти позиций среди ведущих инновационных городов мира за счет реализации значительного потенциала в области инноваций;

- повышение инвестиционной привлекательности Москвы для инновационного бизнеса (рост рейтинга Москвы в Индексе инновационных городов Европы (Innovation Cities Europe Index) в течение 2013-2018 годов);

- повышение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности (норма внутренней доходности программ государственной поддержки инновационной деятельности Центра инновационного развития Москвы с превышением ставки рефинансирования Центрального банка России);

- организационное стимулирование компаний государственного сектора к формированию и реализации инвестиционных проектов и программ в инновационной сфере;

- вовлечение в реализацию программ государственной поддержки инновационной деятельности всех основных органов государственной власти г. Москвы (префектур, департаментов), государственных институтов развития, ведущих научных и образовательных учреждений и общественных объединений предпринимателей [1].

2. В соответствии с государственной программой г. Москвы на среднесрочный период (20122018 годы) «Развитие образования г. Москвы ("Столичное образование")»:

- повышение доли государственных общеобразовательных

организаций г. Москвы, использующих социокультурную среду г. Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы;

- повышение доли государственных профессиональных образовательных организаций г. Москвы, участвующих в программах формирования кластеров по видам экономической деятельности для развития инновационного потенциала экономики г. Москвы;

- увеличение числа обучающихся в государственных образовательных организациях образования, осуществляющих образовательную деятельность в г. Москве, участвующих в реализации инициатив и проектов, ориентированных на интересы города, включая участие в программах использования потенциала государственных образовательных организаций высшего образования;

- развитие инновационных механизмов и инструментов развития системы образования, повышение качества и эффективности деятельности образовательных организаций;

- увеличение числа государственных образовательных организаций г. Москвы, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, признанных региональными инновационными площадками;

- увеличение доли государственных образовательных организаций г. Москвы, участвующих в реализации сетевых программ дополнительного образования в рамках межведомственного взаимодействия;

- увеличение доли отраслевых органов исполнительной власти г. Москвы, участвующих в реализации просветительских программ об управлении и развитии мегаполиса;

- развитие кадрового потенциала в системе образования, сти-

мулирование высокого качества работы: увеличение числа педагогических работников государственных образовательных организаций г. Москвы, освоивших дополнительные профессиональные программы по вопросам реализации приоритетных направлений развития образования [2].

Основными организаторами программы «Проектирование инноваций в сфере образования» являются:

- Центр инновационного развития Москвы, созданное правительством Москвы Агентство экономического развития, ответственное за разработку и реализацию государственных программ развития высокотехнологичных секторов экономики города, стимулирование инновационной активности в г. Москве, создание эффективной системы поддержки субъектов инновационной деятельности, развитие современной и доступной инновационной инфраструктуры, стимулирование спроса на инновационную продукцию, популяризацию инновационной деятельности [9];

- Московский институт развития образования, деятельность которого направлена на осуществление прикладных исследований и научно-исследовательских работ в сфере образования г. Москвы, научно-аналитическое сопровождение государственных программ развития образования по приоритетным направлениям, обеспечивающим ускоренное социально-экономическое развитие г. Москвы, проведение экспертизы деятельности региональных инновационных площадок, предоставление дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), содействие развитию международного сотрудничества в сфере науки и образования [3];

- Московский городской педагогический университет, осущест-

вляющий подготовку кадров для ключевых городских сфер занятости, разрабатывающий программы углубленной профессионально-ориентированной практики студентов и стажировки молодых специалистов для последующего совершенствования образовательных стандартов и формирования образовательной среды, в которой будет востребован образовательный выбор [4];

- Городской совет молодых педагогов Москвы, осуществляющий координацию реализации программы [5].

Программа основана на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов. Она реализуется посредством сетевых форм организации образовательной деятельности (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15). В такой форме реализации программы сфера образования строится применительно не к единичным организациям, а к деятельности, организуемой через сеть партнерских организаций и конструируемой через исследовательские и инновационные проекты студентов и молодых профессионалов. При таком подходе к организации подготовки профессионалов и сама городская инфраструктура проходит этап создания зрелых институциональных форм, которые смогут ограничить необоснованное бюрократическое вмешательство в свою деятельность благодаря высокому профессионализму, выработанным правилам и их институциональным норам.

Содержание программы ориентировано на интеграцию философских, психологических, педагогических знаний, социально-экономических и организационно-управленческих механизмов реализации проектов в городской среде, поскольку их освоение способствует пониманию будущи-

ми учителями сущности педагогической профессии, овладению новыми способами деятельности и формированию готовности к инновационной деятельности в образовании.

Разработанная программа как образовательная и как бизнес-модель реализуется на территории г. Москвы с учетом социально-экономических направлений развития города, создаваемой инфраструктуры инноваций и государственной поддержки инновационных проектов.

В Москве наибольшее количество вузов. В них сконцентрирована мощная научно-исследовательская база. Все это сосредотачивает в Москве массу молодых людей, которые при желании могут стать инноваторами, в том числе в сфере образования, высокотехнологического производства, государственного проектно-ори-ентированного управления.

Реализация подобного рода программ позволит Москве в ближайшем будущем увеличить долю высокотехнологичных товаров и услуг во внутреннем региональном продукте, развивать предпринимательскую культуру и инновационную среду. Посредством таких программ формируется критическая масса лидеров. Они в дальнейшем и будут постепенно формировать ту самую необходимую предпринимательскую культуру, которая, в свою очередь, будет генерировать инноваторов следующих поколений [8].

Организаторы программы -Московский городской педагогический университет, Московский институт развития образования, Центр инновационного развития, Городской совет молодых педагогов отвечают за реализацию модулей программы по видам практик. Московский городской педагогический университет - за образовательную проектно-ори-ентированную практику, Московский институт развития образования - за исследовательскую и

экспертно-аналитическую практику, Центр инновационного развития - за практику предпринимательства, Городской совет молодых педагогов - за координацию модулей программ, консультационное и методическое сопровождение студентов.

Московский городской педагогический университет организует погружение в практику деятельности образовательных организаций, ее рефлексию и выявление «точек» проектирования, формирует межфакультетские проектные команды для прохождения модульных практик, разрабатывает систему зачетных единиц по программе.

Московский институт развития образования определяет проблематику научно-исследовательских работ, поддерживает исследовательские проекты студентов, их рефлексию, знакомит с экспер-тно-аналитической практикой по реализуемым проектам в образовательных организациях, являющихся региональными инноваци-о нными площадками, а также погружает участников программы в анализ и обсуждение результатов международных исследований качества образования, национальных мониторингов качества образования в контексте московских показателей, что может стать основой для разработки дальнейших проектных решений.

Центр инновационного развития привлекает студентов и молодых педагогов - разработчиков инновационных проектов к участию в программах бизнес-акселератора, во встречах с заинтересованными инвесторами и менторами - консультирующими наставниками в важных для инновационного бизнеса сопутствующих сферах, таких как юриспруденция, маркетинг, пиар. Главная задача таких организационных форм практик - «обеспечение ин-

новаторов удочками, а не рыбой. Это важное новое решение для развития инновационной экосистемы Москвы по разным векторам инноваций, направленных на повышение качества жизни в городе» [8].

Городской совет молодых педагогов осуществляет координацию программы, логистику ее модулей, тьюторское сопровождение проектных команд.

В разработке и реализации проекта принимают участие члены Городского совета молодых педагогов Роман Четверов, Дарья Прудникова, Елена Иванова, Роман Колтунов, Никита Лосев. Основатель и научный руководитель проекта - Ольга Фиофанова, доктор педагогических наук, руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций в образовании Московского института развития образования.

В наших дальнейших публикациях по итогам реализации проекта мы представим анализ результатов исследований процесса изменений подходов к профессиональной подготовке педагогов будущего. Найдут ли свое место эти изменения в сфере образования как постоянные составляющие? как пройдет институциа-лизация проекта? - это ключевые вопросы, осмысливаемые нами сегодня. Изменения обычно проваливаются, пока мы не найдем способ развития инфраструктур и процессов, которые вовлекают педагогов и руководителей образовательных организаций в выработку нового понимания. Изменения принципов действия наиболее сложны: они бросают вызов ценностям индивида относительно цели образования. Организационные изменения нужны для обеспечения поддержки и создания стимулирующих условий, для того чтобы изменения произошли на практике.

Литература

1. Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012-2018 годы) «Развитие образования г. Москвы ("Столичное образование")» URL: http://www.educom. ru/ru/documents/target_grant/razrab/ pr_2014.pdf.

2. Государственная программа «Стимулирование экономической активности» на 2012-2016 годы, направленной на достижение уровня экономического и социального развития города, характерного для государств с развитой экономикой (подпрограмма «Москва - инновационная столица России» на 2012-2016 годы). URL: http://dnpp. mos.ru/documents/state-programs/.

3. Московский институт развития образования: направления работы. URL: http://miro.msk.ru/?page_id=158.

4. Реморенко И.М. Современный учитель, помимо всего прочего, учит радоваться жизни // Учительская газета. 2014. 30 июня. № 26. URL: http:// dnpp.mos.ru/projects_dep/cir/.

5. Совет молодых педагогов Москвы: проектирование программы. URL: http://miro.msk.ru/?p=3002.

6. Фиофанова О.А. Инновации в образовании и город: профессионалы, институты, практики. М., 2014.

7. Фиофанова О.А. Повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций: новые модели // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 7. С. 40-43. URL: http://m-profobr.com/ files/.............7.2014--.pdf.

8. Фокин К.П. Москва - самое благоприятное место для формирования инновационной среды // Время инноваций. (Совместный журнал Государственной Думы Российской Федерации и журнала «Время инноваций»). URL: http://www.time-inov.ru.

9. Центр инновационного развития Москвы: Стратегия, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности центром инновационного развития Москвы. URL: http://inno.msk.ru/ about/strategija_gospodderzhki_cir/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.