Научная статья на тему 'Инновационные площадки - реальные институты развития'

Инновационные площадки - реальные институты развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОДСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / МАССОВОЕ ВНЕДРЕНИЕ / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / MUNICIPAL INNOVATIVE PLATFORMS / MASS INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

Экспертный анализ результатов деятельности городских инновационных площадок в развитии инновационной инфраструктуры образования. Способы внедрения инновационных продуктов в массовую практику с учётом «коридора возможностей» в условиях обновлённого законодательства в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные площадки - реальные институты развития»

■е-

ин

НОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ реальные институты развития

Ольга Александровна Фиофанова,

руководитель Центра координации научных исследований и инноваций в образовании Московского института развития образования, доктор педагогических наук

Инновационная деятельность в сфере образования города Москвы осуществляется временными творческими объединениями в форме инновационных проектов с получением оформленного результата инновационной деятельности . Цели, задачи, содержание деятельности, порядок создания и функционирования городских инновационных площадок определяются в соответствии с «Порядком взаимодействия по развитию инновационной инфраструктуры в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы», «Положением о городских инновационных площадках в системе образования города Москвы», программой «Столичное образование» на 2012—2016 гг.

-о-

инновационная инфраструктура массовое внедрение

городские инновационные площадки

п

о результатам конкурсного отбора 28 образовательных организаций получили статус городской инновационной площадки (ГИП) и осуществляли инновационную деятельность в течение 2012—2013 гг.

Экспертизу деятельности ГИП проводил Московский институт развития образования (МИРО). Выездная экспертиза на базах ГИП включала встречу с руководителями инновационных площадок и командами-разработчиками инновационных проектов, анализ продуктов инновационной деятельности с соответствующим оформлением оценочных листов экспертов.

Сводный анализ результатов экспертизы представлен городскому педагогическому сообществу

124

на научно-методическом семинаре «Проблемы и перспективы инновационной деятельности образовательной организации» на базе МИРО.

Семинар был направлен на структурирование и интеграцию деятельности инновационных площадок ДОгМ, развитие профессиональных сообществ (экспертных и проектных команд); осмысление процессов и продуктов инновационной деятельности, инициацию издания серии научно-методических пособий по направлениям развития инновационных площадок.

В ходе семинара представлены результаты профессиональной экспертизы, проблемный анализ рисков и перспективы деятельности

1 Приказ Департамента образования г. Москвы 03.09.2012 № 601 «О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города Москвы»

О

инновационных площадок в образовании, направления профессионального развития педагогических команд-проектировщиков инноваций, а также вопросы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности.

МИРО, подведомственное Департаменту образования г. Москвы научное учреждение, осуществляет системно-интегрирующую функцию по взаимодействию с инновационными площадками, а также функцию экспертно-аналитичес-кого и научно-методического сопровождения. Сотрудниками Центра научных исследований и инноваций МИРО разработана интерактивная карта системной интеграции деятельности сети инновационных площадок2.

Карта носит геоинформационный характер и позволяет сконструировать сетевое партнёрство городских инновационных площадок по тематике определённой направленности. Например, по естественно-научному образованию (см. рис.)

Сотрудниками Центра научных исследований и инноваций в образовании МИРО проведены консультационные встречи с педагогическими командами инновационных площадок по подготовке к изданию серии методических пособий, презентующих результаты деятельности инновационных площадок:

• инновации в проектировании содержания образования (междисциплинарные связи и развитие метапредметных компетенций);

• инновационные методы, технологии, формы организации образования;

• инновационные модели управления образовательными организациями;

• инновационные модели развития дополнительного образования.

На семинаре «Траектории развития сети инновационных площадок: управление изменениями и трансфер результатов» смоделированы способы трансфера результатов деятельности инновационных площадок в массовую практику и дальнейшего развития инновационной деятельности. Сделано это с учётом «коридора возможностей» на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», включая сетевые формы реализации образовательных программ, цифровые образовательные ресурсы на основе инновационных технологий в электронном обучении, а также возможности трансфера инновационных разработок на программах дополнительного профессионального образования педагогов в форме стажировки на базах ГИП.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря

Системная интеграция деятельности инновационных площадок

Интегративная модель профориентированного естественно-научного образования школьников «школа-вуз-наука-предприятие» ГБОУ ЦО 1485

Формирование элементов современной образовательной среды для интегрированного учебного предмета «Естествознание» ГБОУ СОШ № 2016

Программа развития научно-практического образования в системе московского образования ГБОУ МГДЦ(Ю)Т

Рис. Геоинформационная карта системной интеграции инновационных площадок

dev.miro.msk.ru-karta-innovat

125

-е-

О.А. Фиофанова. Инновационные площадки — реальные институты развития

2012 года экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологии образовательных ресурсов (п. 2 ст. 20).

Инновационная деятельность осуществляется в форме инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями (п. 3 ст. 20). Реализующие инновационные проекты и программы образовательные организации признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Инновационный проект направлен на создание новой модели образовательной практики, перспективной для дальнейшего массового внедрения.

Разработанные проектные продукты могут быть внедрены в массовую практику с учётом «коридоров возможностей» на основе обновлённого законодательства в сфере образования. Вот некоторые примеры деятельности городских инновационных площадок по направлениям инновационных разработок.

Инновации в проектировании содержания образования

Городская инновационная площадка ГБОУ СОШ № 2016: «Формирование элементов современной образовательной среды для интегрированного учебного предмета «Естествознание» в соответствии с ФГОС основного общего образования».

Продукт: учебно-методический комплекс «Естествознание», программы и пособие для учителя, рабочие тетради для учащихся, проект

кабинета и методические рекомендации, электронные образовательные ресурсы.

Образовательная организация может стать партнёром в реализации модульных программ ВПО, ДПО для организации практики и стажировок студентов-педагогов и учителей естественно-научных предметов с привлечением педагогов ГБОУ СОШ № 2016.

В партнёрстве с образовательными организациями, реализующими программы общего образования и дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 2016 может инициировать сетевые формы реализации образовательных программ по предметам «биология», «химия», «экология» и программы дополнительного образования эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности с использованием УМК «Естествознание».

Городская инновационная площадка ГБОУ СПО № 54: «Реализация программ профессионального образования повышенного уровня сложности на базе учебно-производственных комплексов».

Продукт: модель интеграции образовательных учреждений СПО с предприятиями и организациями государственных корпораций, включающая систему нормативно-правового регулирования, регламентирующую деятельность учебно-производственных комплексов; структуру управления УПК; комплекты УМК и фондов оценочных средств практико-ориентированного характера; программы практик, разработанные совместно с работодателями; электронные учебные пособия; интернет-портал УПК.

Городская инновационная площадка ГБОУ лицей № 1303: «Система интеграции основного и дополнительного образования в организации образовательного пространства для одарённых и высокомотивированных учащихся».

Продукт: комплекс образовательных программ (с междисциплинарными компонентами содержания) для обучения одарённых

-Q-

и высокомотивированных детей; модель продуктивной организации внеурочной деятельности с использованием ресурсов дополнительного образования.

И колледж № 54, и лицей № 1303 могут быть включены в разработку и реализацию модульных программ дополнительного профессионального образования педагогов в форме стажировок: система best practice — ознакомление с лучшим образовательным опытом, погружение в образовательную среду колледжа или лицея, ознакомление с подходами к проектированию образовательных программ с участием работодателей и разработкой интегрированных курсов и междисципинарного содержания образования (п. 11, п. 12 ст. 76)3. Для этого колледжу и лицею можно вступить в договорные отношения сотрудничества с организациями, имеющими лицензию на реализацию программ

ДПО (ГБНУ МИРО, ГОУ ВПО МГПУ

в системе столичного образования).

Инновационные технологии и формы организации учебного процесса

Городская инновационная площадка ГБОУ СПО № 9: «Подготовка специалистов для работы с детьми-мигрантами в контексте мо-дульно-компетентностного подхода»,

Продукт: инновационные технологии подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами.

Технология развития профессионально-педагогических компетенций, необходимых в работе с детьми-мигрантами, и гармонизации межнациональных отношений.

Городская инновационная площадка ГБОУ ЦО № 1485: «Интегративная модель профо-риентационного естественно-научного образования школьников «Школа — вуз — наука —

3 Статья 76 п. 11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно, так и дискретно, в том числе посредством освоения отдельных модулей, прохождения практики; п. 12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

127

предприятие» как основа подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики».

Продукт: технологии профильного и про-фориентационного обучении; модель взаимодействия школы с вузами и высокотехнологичными компаниями; модель профильного и профориентационного обучения учащихся через систему интеграции основного и дополнительного образования с привлечением ресурсов науки и производства; модель научно-образовательных технологических площадок.

Городская инновационная площадка ГБОУ СОШ № 2009: «Развитие универсальных способностей детей дошкольного и школьного возраста в проектной и исследовательской деятельности».

Продукт: технология пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности; научно-методические материалы и рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в детских группах.

Городская инновационная площадка

ГБОУ ЦО № 1470, ГБОУ СОШ № 1122: «Визуально-информационные технологии как эффективная форма творческого развития и социокультурной адаптации учащихся в современном мегаполисе».

Продукт: комплекты развивающих заданий по визуально-информационным технологиям; рабочие тетради школьников, УМК по визуально-информационным технологиям.

Созданные проектными командами ГИП технологии могут стать основой для дальнейшей разработки на их основе цифровых образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий (ст. 16)4.

4 Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

-е-

О.А. Фиофанова. Инновационные площадки — реальные институты развития

Трансфер результатов инновационной деятельности в виде программно-технологических, учебно-методических продуктов может осуществляться в форме издания учебных пособий. Для этого необходимо войти в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы или части, формируемой участниками образовательных отношении, в том числе учебников, обеспечивающих учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ5.

Инновационные модели управления образовательной организацией

Городская инновационная площадка ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52: «Инновационный образовательно-производственный кластер профильных секторов экономики Москвы «Железнодорожный транспорт» и ГУП «Московский метрополитен».

Продукт: организационно-управленческая модель инновационно-образовательного кластера.

Опыт управления проектированием образовательных программ с участием работодателей, в том числе с привлечением работодателей к оценке компетенций выпускников, модель функционирования инновационно-образовательного кластера могут презентоваться на программах стажировок для педагогов СПО и многоуровневых образовательных организаций. Специалисты колледжа могут привлекаться к процедурам общественно-профессиональной аккредитации программ СПО, участвовать в разработке сетевых форм реализации образовательных программ.

Городская инновационная площадка ГАОУ ЦО № 548: «Организация эффективной модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Москвы».

5 Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.

Продукт: модель сопровождения системы государственно-общественного управления в образовательных организациях; рекомендации для директоров школ образовательных комплексов; руководство для общественных управляющих; систематизированные материалы лучших практик развития государственно-общественного управления.

Городская инновационная площадка ГАОУ ЦО № 548 ГБОУ лицей № 1575: «Разработка и апробация пилотной модели инновационно-образовательного кластера по взаимодействию учреждений бизнеса и учреждений общего и профессионального образования по направлению инновационной предпринимательской деятельности в сфере ИТ-индустрии».

Продукт: модель инновационно-образовательного кластера по взаимодействию учреждений бизнеса и учреждений общего и профессионального образования.

Городская инновационная площадка ГБОУ Гимназия № 1576: «Многопрофильный образовательный комплекс с монопрофильными структурными подразделениями. Структура управления. Функциональная карта».

Продукт: модель многопрофильного образовательного объединения (образовательная организация, реализующая программы разного уровня образования); модели управления с типовой спецификацией; специализированные программы с сопутствующими методическими материалами; аналитические документы по реализации проекта, включая программы и планы экономических и кадровых расчётов.

Инновационные модели развития дополнительного образования

Городская инновационная площадка ГБУ «Центр фестивальных культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ», ГБОУ ЦО № 324 «Жар-птица». «Гуманитаризация образования на

-о-

основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования».

Продукт: комплекс образовательных блоков для 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов; модель междисциплинарных контентов естественно-научных и гуманитарно-художественных предметов с учётом социокультурной среды города Москвы (всего 30 блоков для 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов).

Городская инновационная площадка ГБОУ МГДД(Ю)Т: «Программа развития научно-практического образования в системе образования города Москвы».

Продукт: концепция научно-практического образования; модель проектирования образовательных кластеров и сетевого партнёрства УДО и ОУ; методическое пособие по организации исследовательской экспедиции; региональная модель оценки качества реализации проектной и исследовательской деятельности в образовательном учреждении; пакет дополнительных образовательных программ в области науки и техники; программы курса «Индивидуальный проект».

Городская инновационная площадка ГБОУ СОШ № 875, ГБОУ Лицей № 1586: «Ин-тегративная модель дополнительного образования детей и молодёжи как основа инженериза-ции образования и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономик».

Продукт: модель реализации программ дополнительного образования научно-технической направленности в образовательных учреждениях; практические рекомендации по модернизации кабинетов технологии в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

Городская инновационная площадка ГБОУ СОШ № 1971: «Разработка и внедрение моделей опережающей профессиональной подготовки на основе государственно-частного партнёрства в сфере высшего и непрерывного профессионального образования».

Продукт: модель реализации системы наставничества в системе взаимодействия обучающихся; модель и механизмы развития государственно-частного партнёрства; модель педаго-

гического сопровождения профессиональной адаптации учащейся молодёжи к профессиональной деятельности.

Продукты, разработанные проектными командами инновационных площадок в направлении «Инновационные модели развития дополнительного образования», могут внедряться в форме организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий6. Это возможно при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, осуществляемой на основании договора между организациями, совместно разрабатывающими и утверждающими образовательные программы7.

Поддержка инноваций происходит в соответствии с основными этапами инновационного проекта:

1) разработка инновационного проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) пилотная апробация проектного продукта/новшества;

3) институализация: внедрение в массовую практику социальных институтов.

При этом внедрение нововведения в определённой мере расширяет спектр взаимодействия между участниками отношений в сфере образования. Реальное воплощение результатов проектной деятельности в сфере образования — драйвер социально-экономического роста региона, страны. НО

6 Статья 13. п 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации; п. 3.

При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

7 Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.