Научная статья на тему 'Структуризация проблемного поля инновационных практик в сфере образования'

Структуризация проблемного поля инновационных практик в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева Е.А.

Представленная статья посвящена выявлению комплекса приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных организаций, основанием для выработки которых являются нормативно утвержденные целевые ориентиры развития современного образования, актуальные запросы участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURING PROBLEM FIELD OF INNOVATIVE PRACTICES IN EDUCATION

The article is devoted to identification of priority area in innovative activities of educational institutions, the basis for development of which are proved in accordance with regulations milestones of modern education development, relevant inquiries of participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «Структуризация проблемного поля инновационных практик в сфере образования»

YAK 371

ББК 74.04(2Poc)

E.A. РЯЗАНЦЕВА

E.A. RYAZANTSEVA

СТРУКТУРИЗАУИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ИННОВАПИОННЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

STRUCTURING PROBLEM FIELD OF INNOVATIVE PRACTICES IN EDUCATION

Представленная статья посвящена выявлению комплекса приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных организаций, основанием для выработки которых являются нормативно утвержденные целевые ориентиры развития современного образования, актуальные запросы участников образовательных отношений.

The article is devoted to identification of priority area in innovative activities of educational institutions, the basis for development of which are proved in accordance with regulations milestones of modern education development, relevant inquiries of participants of educational relations.

Ключевые слова: инновационная образовательная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационная площадка.

Key words: innovative educational activities, innovative infrastructure, innovative platform.

В настоящее время приоритетным направлением развития российского общества выступает формирование системы высокоуровневого качественного образования, соответствующего общемировым стандартам. «Развитие образования - это часть социально-экономического развития России в целом, что дает возможность рассматривать инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства» [1, с. 49]. Перспективы модернизации напрямую связаны с ростом интеллектуального потенциала, развитием способности к созданию инновационных разработок и продуктов. «Инновационная инфраструктура формируется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [3]. Инновационная работа направлена на совершенствование образовательного процесса, повышение качества образования, обеспечение личностного развития и самореализации контингента обучающихся и педагогических работников.

Уже в 1950-х гг. инновационные процессы в системе образования стали полноправным объектом изучения педагогической науки, начиная с 1980-х гг. вопрос о сущности образовательных инноваций начал активно подниматься отечественными исследователями (М.В. Кларин, В.С. Лазарев, В.А. Сла-стенин, В.И. Слободчиков, О.Г. Юсуфбекова и др.). Дальнейшее осмысление целевых ориентиров развития российской системы образования обусловило сохранение интереса к проблемам инновационной деятельности, детерминации терминологии и выявлению основных признаков инновационности в рамках образовательного процесса.

Проектирование инновационного развития образования в настоящее время предполагает разработку и реализацию проектов, направленных на устойчивое долговременное развитие [2, с. 25]. В ходе активной институци-онализации инновационных практик актуальным остается вопрос о выявле-

нии наиболее перспективных направлений инновационной деятельности, соответствующих приоритетным целевым ориентирам развития системы отечественного образования.

Инновационная деятельность, по мнению В.И. Слободчикова, по сути направлена на решение определенной комплексной проблемы, возникающей в результате несоответствия традиционных норм новым социальным ожиданиям и запросам, при этом важную роль играет организационно-управленческое оформление инновации, нормативное закрепление в образовательной практике [4, с. 4-5].

Нормативной основой, определяющей принципы функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 г. «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования». Согласно его положениям ключевыми направлениями деятельности федеральных и региональных инновационных площадок выступают: разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм и методов обучения, инновационных образовательных программ, профилей подготовки и повышения квалификации, управленческих механизмов, моделей сетевого взаимодействия и т. д.

Проблематика работы инновационных площадок может быть расширена, однако единым принципом остается ориентация на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [3]. При этом образовательная организация, претендующая на присвоение статуса региональной инновационной площадки, имеет право осуществлять инновационную деятельность как по одному, так и по нескольким выбранным направлениям.

Исходя из приоритетных направлений работы площадок, масштаба их деятельности, адаптационного потенциала разрабатываемых проектов, региональные инновационные площадки можно условно разделить на несколько уровней, основываясь на содержательном и структурном аспектах: площадки, занимающиеся разработкой концептуальных моделей работы конкретных образовательных организаций; локальная инновационная общность образовательных организаций, сосредоточенных на основе общего предмета или проблемы; программы, имеющие потенциал для трансляции инновационных моделей и форм, которые могут быть адаптированы в соответствии с потребностями и возможностями различных образовательных организаций. В литературе также встречается термин «первичные инновационные площадки». К ним относят организации, реализующие инновационные проекты, имеющие локальное значение, при этом продукт инновационной деятельности может представлять ценность для развития образования региона в целом, и работа может быть продолжена на более высоком уровне [5, с. 126].

На основе анализа нормативных положений, регулирующих систему образования, а также проблематики действующих федеральных и региональных проектов, можно выявить несколько ведущих направлений, представляющихся наиболее востребованными на современном этапе развития инновационной образовательной деятельности.

В первую очередь, необходимо выделить инновационные практики, направленные на формирование и развитие открытой образовательной среды, основанной на интеграции основного и дополнительного образования. Речь идет о создании единого образовательного пространства, объединяющего учебную и внеучебную жизнь обучающихся, ориентации на событийность в рамках образовательного процесса.

Значительную роль в создании инновационно-образовательного мета-пространства играют проекты, связанные с организацией различных форм сетевого взаимодействия образовательных организаций, включением участ-

ников образовательного процесса в структуру эффективного социального партнерства.

На сегодняшний день серьезное внимание уделяется духовной составляющей отечественного образования, формированию воспитательной системы, соответствующей современным вызовам. Данная тенденция влечет за собой увеличение численности инновационных образовательных проектов, имеющих культурологическую и этнокультурную ориентации, направленных на формирование гражданской и нравственной идентичности обучающихся.

Разработка и внедрение инновационных моделей образовательного процесса напрямую связаны с решением актуальных задач управления образовательной организацией, что находит своё отражение в реализации инновационных проектов, предусматривающих формирование системы эффективного менеджмента и администрирования.

Не теряют своей актуальности проблема создания здоровьесберегаю-щей образовательной среды на всех ступенях обучения. Алгоритмы её решения разрабатываются в рамках инновационных программ, концептуальной основой которых является идея сохранения и укрепления физического и психологического здоровья участников образовательного процесса, формирования ценностей здорового образа жизни.

Также в качестве приоритетных можно назвать различные формы инновационной образовательной деятельности, ориентированные на построение эффективных коммуникативных сред, интенсификацию различных форм социально-ориентированной деятельности.

Следует подчеркнуть, что указанные направления инновационной работы выявлены по итогам анализа комплекса инновационных инициатив и образовательных проектов, и их проблемное поле может быть значительно расширено и дополнено авторскими коллективами, занимающимися разработкой и совершенствованием программ инновационной деятельности.

Так, по результатам изучения тематики работы региональных площадок, можно выделить ряд проблем, механизмом решения которых является разработка и реализация инновационных программ: организация тьютор-ского сопровождение участников образовательного процесса; формирование эффективной системы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного процесса; поликультурное воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся; разработка эффективных моделей формирования социальных, информационных, коммуникативных компетенций обучающихся; создание системы социальных лифтов для одаренных учащихся; формирование экологической культуры участников образовательного процесса; внедрение принципов государственно-общественного управления образовательной организацией; комплекс мероприятий по профессиональной ориентации детей и молодежи; организация сетевого взаимодействия и социальное партнерство в системе образования; использование информационных ресурсов в образовательном процессе.

Таким образом, говоря о возможных и наиболее востребованных направлениях инновационной образовательной деятельности, можно заключить, что их совокупность, как правило, формируется в ходе интеграции государственного заказа в сфере образования на федеральном и региональном уровнях и актуальных общественных образовательных потребностей. Эффективным механизмом, позволяющим разработать и внедрить соответствующие алгоритмы решения насущных проблем образования, в данной ситуации выступают инновационные площадки различного уровня как нормативно утвержденные формы реализации инновационных образовательных практик.

Литература

1. Емузова, Н.Г. Инновационная деятельность как ресурс развития системы образования региона [Текст] / Н.Г. Емузова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 49-54.

2. Инновационная идея: от мысли - к концепции: андрагогическая пьеса : в 3-х действиях [Текст] / Н.Ю. Бармин [и др.] - Нижний Новгород : Нижегородский ин-т развития образования, 2013. - 108 с.

3. Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования [Электронный ресурс] : приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611- Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_ mmobrnauki_rossii/prikaz-mmobrnauki-rossii-ot-23072013-no-611 (дата обращения: 20.02.2017).

4. Слободчиков, В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования [Текст] / В.И. Слободчиков // Инновации в образовании. - 2003. -№2. - С. 4-28.

5. Фиофанова, О.А. Инновационные площадки - реальные институты развития [Текст] / О.А. Фиофанова // Народное образование. - 2014. - № 1. - С. 124129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.