Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа (организационные принципы образовательнойпрограммы магистратуры "Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете")'

Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа (организационные принципы образовательнойпрограммы магистратуры "Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ В УНИВЕРСИТЕТАХ / DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE HIGHER EDUCATION / PREPARATION PEDAGOGICAL AND THE RESEARCH AND EDUCATIONAL PERSONNEL / MANAGEMENT OF RESEARCHES AND INNOVATIONS AT UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

Анализируются программы подготовки педагогических и управленческих кадров для университетов, способных реализовывать политику научно-технологического и инновационного развития в модели «Университет 4.0» (исследовательские и предпринимательские университеты) в логике государственной стратегии научно-технологического развития. Характеризуются организационные принципы образовательной программы высшего образования «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете».The article approaches to the organization of education at research universities within implementation of the «University as Center of Space of Creation of Innovations» project are considered. Programs of preparation of pedagogical and administrative shots for the universities capable to realize policy of scientific and technological and innovative development in the University 4.0 model (research / enterprise university) in logic of the state Strategy of scientific and technological development are analyzed. The organizational principles of an educational program of the higher education «Management of researches, development, innovations at university» are characterized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа (организационные принципы образовательнойпрограммы магистратуры "Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете")»

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.22 УДК 378

О. А. Фиофанова,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа

(организационные принципы образовательной программы магистратуры «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете»)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

С учетом положений теории стадий экономического роста, обоснованной У. Ростоу, Д. Беллом и О. Тоф-флером, в развитии университетов можно выделить четыре фазы: доин-дустриальную - «Университет 1.0», индустриальную - «Университет 2.0», постиндустриальную - «Университет 3.0» и когнитивную - «Университет 4.0». При переходе к каждой новой фазе университеты, по нашему мнению, не только трансформируют систему воспроизвод-

© Фиофанова О.А., 2017

ства научно-педагогических кадров, но и развертывают новые формы деятельности, отвечая тем самым на вызовы времени.

Модель университета 4.0 - современного университета когнитивного типа - призвана стать катализатором успешного развития научно-образовательных центров Российской Федерации [7]. Именно ориентируясь на эту модель, президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегиче-

скому развитию и приоритетным проектам утвердил приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Модель университета когнитивного типа предполагает, что учебный и научный процесс сочетается с инновационной деятельностью, партнерскими проектами с предпринимательским сообществом.

Соответственно, образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров должны проектироваться и осуществляться по-новому. Образовательная политика этих университетов основывается на следующих принципах:

- создание образовательных программ с участием предприятий и организаций;

- расширение образовательных возможностей за счет диверсификации программ, дизайна модулей программ, гибкого учебного плана с возможностью проектирования индивидуального образовательного маршрута студентами;

- организация проектной, исследовательской, инновационной деятельности студентов с включением в нее подразделений университета, предприятий и организаций-партнеров;

- конвертация достижений студентов в научно-исследовательской, инновационной, предпринима-

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФИОФАНОВА

доктор педагогических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Сфера научных интересов: высшее образование, системы профессионального развития кадров, оценка компетенций, проектирование образовательных программ, управление образованием на основе результатов оценки качества, инновации в образовании. Автор более 100 публикаций

Рассматриваются подходы к организации образования в исследовательских университетах в рамках реализации проекта «Университет как центр пространства создания инноваций». Анализируются программы подготовки педагогических и управленческих кадров для университетов, способных реализовывать политику научно-технологического и инновационного развития в модели «Университет 4.0» (исследовательские и предпринимательские университеты) в логике государственной стратегии научно-технологического развития. Характеризуются организационные принципы образовательной программы высшего образования «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете».

Ключевые слова: проектирование образовательных программ высшего образования, подготовка педагогических и научно-педагогических кадров, управление исследованиями и инновациями в университетах.

The article approaches to the organization of education at research universities within implementation of the «University as Center of Space of Creation of Innovations» project are considered. Programs of preparation of pedagogical and administrative shots for the universities capable to realize policy of scientific and technological and innovative development in the University 4.0 model (research / enterprise university) in logic of the state Strategy of scientific and technological development are analyzed. The organizational principles of an educational program of the higher education «Management of researches, development, innovations at university» are characterized.

Keywords: design of educational programs of the higher education, preparation pedagogical and the research and educational personnel, management of researches and innovations at universities.

тельской деятельности в академические результаты освоения образовательных программ; - изменение системы оценки результатов освоения образовательных программ, в том числе переход к независимым формам оценки и сертификации квалификаций.

Как показывает анализ международных практик трансформации университетов, один из прогрессивных способов развития в них человеческого капитала - конструирование экосистемы личностно ориентированного высшего образования, связанного с рынками труда [10].

Однако по результатам мониторинга эффективности университетов в России, Национального рейтинга университетов 2017 года по показателю «образовательная деятельность» значения университетов, реализующих программы по направлению подготовки 44.00.01 «Педагогическое образование», невысокие [9, 3]. Это прежде всего относится к показателю «количество малых инновационных предприятий, объектов интеллектуальной собственности, предприятий, являющихся база-

ми практики, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов». По результатам предметного рейтинга научной продуктивности университетов по этому направлению значения показателей у них также невысоки [6].

Государство стимулирует развитие науки и инноваций в университетах, обновление образовательных программ. Ожидается, что университеты - участники государственного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» повысят привлекательность социальной среды и качество жизни в субъектах Федерации, расширят доступ к современным технологиям, обеспечат становление экономики знаний, инновационных экосистем, коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Они также призваны способствовать вовлечению ученых в предпринимательскую деятельность, управление долями в хозяйственных обществах, обновление образовательных программ [2].

Охарактеризуем организационные принципы проектирования новых образовательных программ для ре-

шения этих задач, в частности образовательной программы «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете». В портфеле программ университета она является ключевой, поскольку решает основную задачу - подготовку (и переподготовку) преподавателей-исследователей, способных организовать цикл оборота знаний: от исследования до инновационной разработки, а затем до методики включения нового знания в содержание высшего образования, его капитализации в человеке.

Исторически так сложилось, что модель университета, заимствованная при Петре I из опыта Франции, Германии, других европейских стран, предполагала прежде всего трансляцию знаний в форме обучения, а функции исследований и производства новых знаний возлагались на академии наук (модели: «teachinguniversities» и «researchuniversities»). В настоящее время университеты институционально возвращают себе функцию «knowledge-management», начиная с создания и получения знания как такового, проверки его ценности до его коммерциализации в производстве и использования в процессе подготовки новых кадров - развития человеческого капитала.

Особую актуальность приобретает проблема несоответствия квалификации научно-педагогических кадров России мировому уровню, что непосредственно отражается на конкурентоспособности российских университетов, уровне проводимых научных исследований и получаемых результатов [13]. Такие же сложности отмечаются и на региональном уровне.

Подготовка педагогических и управленческих кадров для университетов, способных реализовывать политику научно-технологического и инновационного развития в модели «Университет 4:0» (исследовательский /предпринимательский университет), - это новое направление в российской образовательной практике, необходимость

реализации которого обусловлена актуальными социально-экономическими изменениями:

- государственной стратегией научно-технологического развития;

- усилением конкуренции между университетами;

- увеличением спроса рынка труда на научные кадры, подготовленные к академической деятельности в новых областях (преподаватель-исследователь, руководитель научно-исследовательских работ, научный сотрудник, руководитель научно-образовательного центра университета, малого инновационного предприятия университета, университетских центров исследований и разработок, руководитель международной группы исследователей и др.).

В деятельности педагогов профессионального образования и дополнительного профессионального образования (старших преподавателей, доцентов, профессоров) также резко вырос объем функций, связанных с организацией научно-исследовательской и проектной деятельности студентов, участием профессорско-преподавательского состава университета в исследовательских программах и инновационных проектах, в том числе международного уровня. Возросла и необходимость повышения публикационной активности преподавателей и профессоров университетов, публичного представления ими результатов научных исследований и инновационных проектов в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования, Skopus, Web of Science.

В университетах меняется парадигма подготовки кадров, она в большей мере, чем прежде, концентрируется на развитии человеческого капитала посредством усиления роли практико-ориентиро-ванных курсов, реализации сетевых форм осуществления образовательных программ совместно с инновационными организациями, высокотехнологичными компаниями

и научными центрами, на международной академической мобильности преподавателей и студентов, проектно-ориентированного образования. Это предопределяет объективную необходимость разработки и реализации образовательных программ, ориентированных на подготовку и переподготовку педагогических и управленческих кадров, способных осуществлять профессиональную деятельность в логике развития новой модели университетов (исследовательских и предпринимательских), реализующих специализированные образовательные программы по новым технологиям и рынкам Национальной технологической инициативы [11, 4].

Исходя из вызовов нашего времени, определяющих развитие высшего образования, перспективных задач подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, нами разработана программа «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Охарактеризуем целевую модель и организационные принципы этой образовательной программы.

Цель программы: подготовка высококвалифицированных научно-педагогических работников, педагогов профессионального и дополнительного профессионального образования, специалистов-исследователей, экспертов проектов научно-технологического развития, руководителей научно-исследовательских проектов, способных принимать и реализовать решения, соответствующие требованиям законности, инновационности, эффективности развития научно-исследовательской деятельности университетов, овладевших проектными технологиями управления и обеспечивающих разработку, нормативно-правовое сопровождение и реализацию политики научно-технологического развития.

Образовательная программа «Управление исследованиями, разработками, инновациями в универ-

ситете» разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» [8]. Основными задачами выпускника по видам его профессиональной деятельности являются:

Научно-исследовательская деятельность:

- анализ, систематизация и обобщение результатов исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и образования с использованием современных научных методов и технологий. Проектная деятельность:

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по программам высшего образования;

- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса. Педагогическая деятельность:

- организация процесса обучения и воспитания в сфере высшего и дополнительного профессионального образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих научно-технологическому прогрессу, образовательным потребностям обучающихся по программам высшего образования;

- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе иностранными, для реализации сетевых форм образовательных программ и модулей программ.

Методическая деятельность:

- разработка научно-методических материалов, представление их в публикациях;

- методическая разработка новых программ высшего образования на основе результатов научных исследований.

Управленческая деятельность:

- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.

Культурно-просветительская деятельность:

- повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения в области научных исследований и инноваций;

- организация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной специфики. Структура образовательной программы сконструирована по модульному принципу. Педагогический дизайн модулей программы сделан на основе групп компетенций, составляющих компетентност-ный профиль вида деятельности. В модули включены следующие учебные курсы.

Модуль «Анализ реформ развития науки и образования»:

- Государственная политика в сфере науки и образования в России;

- Сравнительный анализ реформ развития науки и образования в странах мира;

- Национальная технологическая инициатива: проекты реализации;

- История и теории инновационного развития;

- Научно-технологические уклады и трансформации университетов;

- Международные и национальные рейтинги университетов: инструменты образовательной политики. Модуль «Управление исследовательскими и инновационными проектами в сфере науки и образования»:

- Индикативное управление научно-исследовательской деятельностью в университете;

- Управление обновлением содержания образования в университете на основе результатов исследований и разработок;

- Фандрайзинг научно-исследовательских и инновационных проектов университета;

- Технологическое предпринимательство и формы его организации в университетах;

- Управление академической мобильностью преподавателей-исследователей по международным научным и образовательным проектам;

- Теория и практика академической публицистики;

- Объекты патентного права и регистрация прав интеллектуальной собственности;

- Рынок интеллектуального продукта (инвенций и новаций);

- Маркетинг интеллектуальных продуктов.

Модуль «Современные технологии организации высшего образования»:

- Современные образовательные технологии в университете;

- Организация проектной и исследовательской деятельности студентов;

- Проектирование образовательной среды в университетском округе;

- Управление софтверными проектами в сфере образования;

- Нейротехнологии в науке и образовании;

- Инновации и разработки в лингвистическом образовании;

- Инновации и разработки в естественнонаучном образовании;

- Инновации и разработки в гуманитарном образовании;

- Инновации и разработки в инженерно-технологическом образовании;

- Проектирование образовательных программ высшего образования на основе профстандартов (национальной рамки квалификаций). Модуль «Оценка качества образования в университете»:

- Организация системы оценки качества образования в университете;

- Проектирование инструментов оценки освоения образовательных программ;

- Аккредитация образовательных программ;

- Сертификация компетенций и квалификаций.

Модуль «Управлениеразвитием человеческого капитала вунивер-ситете»:

- Психология развития субъекта деятельности;

- Теории и практики развития человеческого капитала;

- Психология коллектива и основы развития социального капитала проектных команд;

- Развитие мышления: логика, схематизация, решение изобретательских задач;

- Антропопрактики университета;

- Организация деятельности проектных команд: от проекта до продукта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Научно-организационное консультирование проектных и исследовательских работ студентов. Образовательная программа также включает:

- научно-исследовательский семинар;

- педагогическую практику/стажировку на кафедре;

- исследовательскую практику/ стажировку в лаборатории, научно-исследовательском центре;

- проектную практику/стажировку в компаниях - сетевых партнерах образовательной программы магистратуры;

- преддипломную (учебно-производственную) практику, ориентированную на подготовку к защите проекта, исследования, стартапа.

В соответствии с компетентност-ной моделью выпускника определены следующие функциональные роли учебных курсов в развитии компетенций и готовности студентов к осуществлению трудовых действий в соответствии с требованиями профстандарта:

Модуль «Анализ реформ развития науки и образования»:

- F/01.6 (ук 6.3) Организация и проведение изучения требований рынка труда к качеству высшего и дополнительного профессионального образования;

- D/03.9.1 (ук 9.1) Организация профессионального и межпрофессионального взаимодействия коллективов исполнителей в процессе проведения исследований в рамках реализации научных (научно-технических, инновационных программ и проектов);

- Е/04.9.2 (ук 9.2) Оценка вклада в развитие науки и (или) социально-экономической системы при использовании научных (научно-технических) результатов.

Модуль «Управление исследовательскими и инновационными проектами в сфере науки и образования»:

- Н/02.6 (ук 6.2) Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам высшего образования;

- G/02.7 (ук 7.3) Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ высшего и дополнительного профессионального образования;

- G/01.7 (ук 7.3) Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ

высшего и дополнительного профессионального образования;

- Е/05.9.2 (ук 9.2) Популяризация возможных изменений в науке, социально-экономической системе и обществе в результате развития новых и (или) перспективных научных направлений;

- А/02.7 (ук 7) Представление научных (научно-технических) результатов профессиональному сообществу;

- Э/01.6 (ук 6.1) Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования.

Модуль «Современные технологии

организации высшего образования»:

- Б/02.6 (ук 6.3) Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей университета;

- Н/02.6 (ук 6.2) Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам высшего образования;

- 1/03.7 (ук 7.2) Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования;

- J/05.8 (ук 8.2) Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану;

- 1/01.7 (ук 7.2) Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей), проведение учебных занятий по программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам;

- 1/02.7 (ук 7.3) Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам высшего образования;

- О/02.8 (ук 8.2) Руководство группой специалистов, участвующих

в реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ;

- J/04.8 (ук 8.2) Руководство подготовкой аспирантов по индивидуальному учебному плану;

- 1/05.8 (ук 8.2) Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану.

Модуль «Оценка качества образования в университете»:

- А/02.6 (ук 6.2) Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы высшего и дополнительного профессионального образования в процессе промежуточной и итоговой аттестации;

- В/02.6 (ук 6.2) Педагогический контроль и оценка освоения квалификации в процессе учебно-производственной деятельности обучающегося;

- G/01.7 (ук 7.3) Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ высшего и дополнительного профессионального образования;

- J/06.8 (ук 8.3) Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

- G/02.7 (ук 7.3) Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ высшего и дополнительного профессионального образования с целью создания целостной образовательной среды посредством интегрированных программ;

- F/03.6 (ук 6.3) Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями учебных курсов, дисциплин (модулей), практик. Модуль «Управлениеразвитием

человеческого капитала вунивер-

ситете»:

- 1/03.7 (ук 7.2) Руководство научно-исследовательской, проект-

ной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования;

- В/02.8.1 (ук 8.1) Наставничество в процессе проведения исследования;

- И/03.8.1. (ук 8.1) Определение возможностей распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными в ходе исследований и разработок, и (или) их доведение до всеобщего сведения;

- D/02.6 (ук 6.1) Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам высшего образования в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии;

- Э/01.6 (ук 6.1) Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования;

- 1/02.7 (ук 7.3) Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам высшего образования;

- О/02.8 (ук 8.2) Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования.

Примечание: ук - учебный курс. Для достижения компетентност-ных результатов при организации программы реализуются четыре основных принципа.

1. Образовательная среда организуется как система связей между технологическими лидерами посредством сетевых форм образования (так развиваются исследовательские, проектные, педагогические, организаторские, управленческие компетенции в научно-технологических компаниях, организациях - партнерах универ-

ситета, в акселерационных проектах и инфраструктурных образовательных программах в логике Национальной технологической инициативы [12]).

2. Образовательно-проектная деятельность организуется как научно-методическая трансформация результатов исследований и разработок в образовательные, развивающие материалы для обучающихся (так развивается у будущих преподавателей-исследователей основная научно-педагогическая компетенция «управления знаниями»).

3. Оценка результатов освоения образовательных программ организуется в форме компетентностных сессий с участием будущих работодателей: представителей научных учреждений и организаций высшего и дополнительного профессионального образования, а также научно-технологических компаний, имеющих в структуре корпоративные институты и центры компетенций.

4. Содержание образования организуется как проблемная задача, подлежащая обсуждению с разных точек зрения (так развиваются над-предметные компетенции: мышление, способность аргументировать позицию, понимать причинно-следственные связи).

В качестве примера приведем содержание занятий по темам.

Тема: «Нормативно-правовые основы организации научно-исследовательской деятельности».

Вопросы для обсуждения по теме: «Государственные программы научно-технологического развития в России», «Федеральные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию научно-исследовательской деятельности в университете», «Технологии системно-деятельностного анализа организационных моделей и нормативно-правовой практики регулирования научно-исследовательской деятельности в университетах России», «Анализ и проектирование локальных нормативно-правовых актов университета по регулирова-

нию и организации научно-исследовательской деятельности».

Практическое занятие организовано в форме обсуждения в двух микрогруппах ситуации развития нормативно-правового поля научно-исследовательской деятельности.

Проблемная задача. В правовом регулировании научной и инновационной деятельности можно выделить два подхода. Первый: регулирование средствами административного права с акцентом на вертикальной структуре отношений: государство -субъекты науки и инноваций, правила стимулирования государством инноваций. При этом законодатели стремятся принять профильный закон о научной и инновационной деятельности (пример: Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127 «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике" от 6 июля 2011 года дополнен главой IV о государственной поддержке инновационной деятельности и частями 8, 12 статьи 2 о коммерциализации научных и научно-технических результатов). Второй: регулирование научной и инновационной деятельности нормативными правовыми актами, поддерживающими развитие «горизонтальных» отношений, в том числе межинституциональных, развитие партнерств и коопераций c центрами исследований и разработок (R&D), развитие инфраструктуры инноваций, формирование институциональной среды, основным инструментом являются государственные программы, например «Инновационная Россия - 2020». Поэтому в рамках этого подхода считается, что основное направление развития законодательства об инновациях - это региональный уровень, где нормативная правовая практика поддержки науки и инноваций определяется потребностями и задачами самого региона (пример: закон города Москвы от 6 июня 2012 года № 22 «О научно-технической и ин-

новационной деятельности в городе Москве», закон Воронежской области от 6 января 2011 года № 133-ОЗ «Об инновационной политике Воронежской области». Принятый в июне 2014 года Федеральный закон Российской Федерации № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» инициировал изменения в правовом регулировании научной и инновационной деятельности с опорой на подход, основанный на соорганизации научной и на инновационной политики с образовательной, промышленной, социальной, региональной политикой и региональных инициативах в области инновационного развития.

Тема: «Планирование научно-исследовательской деятельности в университете».

Вопросы для обсуждения по теме: «Прогнозирование развития научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, по программе развития университета и научно-технологическому заделу научно-исследовательских работ, профессиональному потенциалу ведущих ученых-исследователей университета, по открывающимся возможностям реализации научно-исследовательских работ в рамках грантов и конкурсов субсидий на госработы (госконтракты)», «Дорожные карты развития научно-исследовательской деятельности в университетах России».

Проблемная задача. Сравнительный анализ подходов к планированию научно-исследовательской деятельности в университетах на основе технологии кейс-стади (анализ предусматривает оценку деятельности всех субъектов научно-исследовательской деятельности, включая лаборатории, научно-образовательные центры, исследовательские группы по проектам и грантам, малые инновационные предприятия, инновационные центры).

Тема: «Экспертиза научно-исследовательских работ и мониторинг

эффективности научно-исследовательской деятельности».

Вопросы для обсуждения по теме: «Порядок отбора научно-исследовательских работ, методика оценки и рейтингования заявок на научно-исследовательские работы», «Методы оценки научной и научно-технической результативности научно-исследовательских работ», «Характеристика факторов и признаков научной и научно-технической результативности научно-исследовательских работ», «Особенности экспертизы научно-исследовательских проектов в Российском гуманитарном научном фонде и Российском фонде фундаментальных исследований».

Проблемная задача. Первая: с использованием технологии science-battle (битва умов) обучающиеся представляют экспертизу научной и научно-технической результативности научно-исследовательских работ на основе отчетов о научно-исследовательских работах предыдущих лет, выполненных в университете. Группа экспертов-оппонентов на основе знаний о факторах и признаках научной и научно-технической результативности научно-исследовательских работ задает экспертам второй стороны проблемные вопросы. Вторая: с использованием технологии рефлексивных панелей (на основе перечня рефлексивных вопросов, составленных самими обучающимися посредством анализа разных типов рейтингов и ренкингов университетов по показателю «научно-исследовательская деятельность»), работая в микрогруппах, студенты анализируют результаты разных университетов, реализующих программы педагогического образования, по данным мониторингов эффективности, ренкингов и рейтингов университетов (международные рейтинги QS World University Rankings, RAEX, BRIKS, THE, национальный рейтинг университетов Univer-rating).

Дальнейший проектный семинар строится в форме защиты обучающимися стратегий совершенство-

вания организации и повышения результативности научно-иследо-вательской деятельности в университете на основе данных мониторингов эффективности, рейтингов, ренкингов университетов.

Тема: «Результаты и продукты научно-исследовательской деятельности», «Трансфер технологий», «Влияние результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности университетов на социально-экономическое развитие».

Вопросы для обсуждения по теме: «Организационные формы представления результатов научно-исследовательской деятельности университета», «Освещение результатов научно-исследовательской деятельности в научных публикациях», «Организация научно-практических конференций, организация центров трансфера технологий, технологии франчайзинга в реализации бизнес-моделей результатов научно-исследовательской деятельности».

Проблемная задача. На основе технологии Mind mapping - интеллектуальных карт результатов (продуктов) научно-исследовательских работ - обучающиеся разрабатывают карты результатов и продуктов научно-исследовательской деятельности университета, где они обучаются, используя данные с сайта университета в разделе «научно-исследовательская деятельность», список научно-исследовательских работ на учебный год, перечень госконтрактов и перечень работ, выполняемых по грантам. На основе разработанных обучающимися на практическом занятии интеллектуальных карт результатов и продуктов научно-исследовательских работ они проектируют трансфер технологий по применению результатов научно-исследовательских работ в форме использования результатов научно-исследовательских работ в образовательных программах высшего образования, в форме предпринимательских проектов, расширения научно-исследовательских работ до уровня международных проектов.

Таким образом, анализ научно-технологического развития становится источником обновления содержания образования [1].

Методика организации обучения по программе включает ин-

терактивные технологии, формы и методы, способствующие развитию у студентов творческого, компетентностного и деятель-ностного понимания сущности социальной и профессиональной

деятельности, самостоятельности мышления, умения принимать ответственные решения и капитализировать профессиональные компетенции в сфере науки и образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басюк В. С., Фиофанова О.А. Научно-технологическое развитие как источник обновления содержания образования // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 11-20.

2. Вузы России развивают иннвационные проекты. URL: http://www.edu.ru/news/it/vuzy-rf-razvivayut-innovacionnye-proekty-/ (дата обращения: 20.08.2017).

3. Национальный рейтинг университетов - 2017. URL: http://unirating.ru/rating_common.asp?per=10&p=1 (дата обращения: 20.08.2017).

4. Национальная технологическая инициатива (НТИ) - государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей: протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 14 февраля 2017 года № 1 «О плане реализации Национальной технологической инициативы». URL: http://government.ru/news/26436/(дата обращения 10.09.2017).

5. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России // Современная аналитика образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2017. № 3.

6. Предметный рейтинг научной продуктивности университетов. URL: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/predmetniy-reyting-nauchnoy- produktivnosti-vuzov-.html (дата обращения: 20.08.2017).

7 Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 года № 9)). URL: http://static.government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf (дата обращения: 20.08.2017).

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 608н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"» (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 24 сентября 2015 года № 38993).

9. Результаты мониторинга эффективности университетов в России. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material. php...(дата обращения: 20.08.2017).

10. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт // Бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (июнь, 2017 год). URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13584.pdf (дата обращения: 20.08.2017).

11. Университет НТИ - это российская модель реализации концепции Университета 3.0. URL: // (дата обращения: 20.08.2017).

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года (статья 15).

13. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3332/файл/2163/13.04.24-ФЦП-Кадры-прил.pdf (дата обращения: 20.08.2017).

LITERATURA

1. Basyuk V.S., Fiofanova O.A. Nauchno-tehnoLogicheskoe razvitie kak istochnik obnovLenija soderzhanija obrazovanija // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 2. S. 11-20.

2. Vuzy Rossii razvivayut innvacionnye proekty. URL: http://www.edu.ru/news/it/vuzy-rf-razvivayut-innovacionnye-proekty-/ (data obrashhenija: 20.08.2017).

3. NacionaL'nyj rejting universitetov - 2017. URL: http://unirating.ru/rating_common.asp?per=10&p=1 (data obrashhenija: 20.08.2017).

4. NacionaL'naja tehnoLogicheskaja iniciativa (NTI) - gosudarstvennaja programma mer po podderzhke razvitija v Rossii perspektivnyh otrasLej: protokoL zasedanija prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po modernizacii yеkonomiki i innovacionnomu razvitiyu Rossii ot 14 fevraLja 2017 goda № 1 «O pLane reaLizacii NacionaL'noj tehnoLogicheskoj iniciativy».

5. Ocenka vkLada regionaL'nyh sistem vysshego obrazovanija v sociaL'no-yеkonomicheskoe razvitie regionov Rossii // Sovremennaja anaLitika obrazovanija. NacionaL'nyj issLedovateL'skij universitet «Vysshaja shkoLa yеkonomiki». 2017. № 3.

6. Predmetnyj rejting nauchnoj produktivnosti universitetov. URL: http://www.acexpert.ru/anaLytics/ratings/predmetniy-reyting-nauchnoy-produktivnosti-vuzov-.htmL (data obrashhenija: 20.08.2017).

7 Prioritetnyj proekt «Vuzy kak centry prostranstva sozdanija innovacij» (utverzhden Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (protokoL ot 25 oktjabrja 2016 goda № 9)). URL: http://static. government.ru/media/fiLes/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf (data obrashhenija: 20.08.2017).

8. Prikaz Ministerstva truda i sociaL'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 8 sentjabrja 2015 goda № 608n «Ob utverzhdenii professionaL'nogo standarta „Pedagog professionaL'nogo obuchenija, professionaL'nogo obrazovanija i dopoLniteL'nogo professionaL'nogo obrazovanija"» (zaregistrirovan v Ministerstve yusticii Rossii 24 sentjabrja 2015 goda № 38993).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. RezuL'taty monitoringa yеffektivnosti universitetov v Rossii. URL: // http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/materiaL.php_ (data obrashhenija: 20.08.2017).

10. Reforma vysshego obrazovanija: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt / ByuLLeten' AnaLiticheskogo centra pri PraviteL'stve Rossijskoj Federacii (iyun, 2017 god). URL: http://ac.gov.ru/fiLes/pubLication/a/13584.pdf (data obrashhenija: 20.08.2017).

11. Universitet NTI - yеto rossijskaja modeL' reaLizacii koncepcii Universiteta 3.0. URL: // https://Leader- id.ru/speciaLs/university_ NTI (data obrashhenija: 20.08.2017).

12. FederaL'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273 ot 29 dekabrja 2012 goda (stat'ja 15).

13. FederaL'naja ceLevaja programma «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2014-2020 gody URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3332/faiL/2163/13.04.24-FCP-Kadry-priL.pdf (data obrashhenija: 20.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.