Научная статья на тему 'УГАТУ: реалии и перспективы трансформации в инновационный университет мирового уровня'

УГАТУ: реалии и перспективы трансформации в инновационный университет мирового уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICAL-ORIENTED TRAINING / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криони Николай Константинович, Александров Игорь Васильевич

Представлены основные направления деятельности Уфимского государственного авиационного технического университета, его лучший опыт и достижения. Охарактеризован его потенциал, показан вклад в подготовку кадров, выполнение научных исследований и реализацию инноваций. Особое внимание уделено освещению конкретных мер по укреплению связей с производством, усилению практической ориентации обучения студентов. Раскрыта стратегия развития учебного и исследовательского процесса, обоснована ее главная цель: превращение Уфимского государственного авиационного технического университета в инновационный вуз класса 4.0.The main activities of the Ufa State Aviation Technical University, its best experience and achievements are presented. Its potential is characterized, its contribution to training, research and innovation is shown. Particular attention is paid to highlighting specific measures to strengthen ties with production, to strengthen the practical orientation of student education. The strategy of the development of the educational and research process is disclosed, its main goal is justified: the transformation of Ufa State Aviation Technical University into an innovative university of class 4.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криони Николай Константинович, Александров Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГАТУ: реалии и перспективы трансформации в инновационный университет мирового уровня»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.04.P.23 УДК 378

Н. К. Криони, И. В. Александров,

Уфимский государственный авиационный технический университет

УГАТУ: реалии и перспективы трансформации в инновационный университет мирового уровня

Сегодня Уфимский государственный авиационный технический университет - крупный учебно-научно-инновационный комплекс, один из лидеров в Республике Башкортостан и Российской Федерации в сфере подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности: авиационной и ракетно-космической техники, машиностроения, станкостроения, материаловедения, энергомашиностроения и электроэнергетики, робототехники, компьютерных и ин-фокоммуникационных технологий. В университете обучается около 20 тыс. студентов, 182 аспиранта, более 2,3 тыс. человек по программам среднего профессионального образования. В его структуре действуют 6 факультетов, 3 института, филиалы в городах Ишимбай, Ку-мертау, а также Уфимский авиационный техникум и Авиационный технический колледж в Кумертау. В составе университета работает единственный в регионе Институт военно-технического образования, готовящий кадры для Вооруженных сил Российской Федерации.

Главным ориентиром развития и роста университета сегодня стала интеграция науки, образования и производства с целью формирования научно-образовательного центра мирового уровня, осуществляющего подготовку кадров, научные исследования и разработки для высокотехнологичных отраслей промышленности региона и страны. Университет, на уфим-

© Криони Н. К., Александров И. В., 2018

ском этапе Всероссийского стар-тап-тура в УГАТУ выступая своего рода катализатором территориального развития, формирует креативную среду, стимулирующую познавательную и творческую активность студентов. Именно в такой среде возможна подготовка специалистов будущего. Сегодня мы можем обозначить главные направления нашей работы, которые выделены как приоритетные для трансформации УГАТУ в инновационный вуз класса 4.0: - создание образовательной среды и формирование профессиональной элиты в партнерстве с промышленными предприятиями страны;

концентрация ресурсов для проведения исследований в наиболее значимых отраслях цифровой экономики с учетом прорывных научно-технических наработок;

совершенствование форм, механизмов поддержки и развития культурного и морально-патриотического воспитания молодого поколения;

модернизация инфраструктуры и ресурсное (кадровое) обеспечение инновационно-технологического бизнеса; развитие международного сотрудничества в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

НИКОЛАИ КОНСТАНТИНОВИЧ КРИОНИ

доктор технических наук, профессор, ректор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: трибология, контактное взаимодействие твердых тел. Автор более 200 опубликованных научных работ

ИГОРЬ

ВАСИЛЬЕВИЧ

АЛЕКСАНДРОВ

доктор физико-математических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: физика интенсивных пластических деформаций, физика прочности и пластичности металлов и сплавов. Автор более 500 опубликованных научных работ

Представлены основные направления деятельности Уфимского государственного авиационного технического университета, его лучший опыт и достижения. Охарактеризован его потенциал, показан вклад в подготовку кадров, выполнение научных исследований и реализацию инноваций. Особое внимание уделено освещению конкретных мер по укреплению связей с производством, усилению практической ориентации обучения студентов. Раскрыта стратегия развития учебного и исследовательского процесса, обоснована ее главная цель: превращение Уфимского государственного авиационного технического университета в инновационный вуз класса 4.0.

Ключевые слова: университет, наука, образование, практико-ориентированное обучение, подготовка кадров высшей квалификации, инновационная деятельность.

The main activities of the Ufa State Aviation Technical University, its best experience and achievements are presented. Its potential is characterized, its contribution to training, research and innovation is shown. Particular attention is paid to highlighting specific measures to strengthen ties with production, to strengthen the practical orientation of student education. The strategy of the development of the educational and research process is disclosed, its main goal is justified: the transformation of Ufa State Aviation Technical University into an innovative university of class 4.0.

Key words: university, science, education, practical-oriented training, training of highly qualified personnel, innovative activity.

Университет готовит кадры по 18 укрупненным группам специальностей и направлений, многие из которых в Республике Башкортостан реализуются только в его стенах. Обучение осуществляется по широкому спектру образовательных программ, включая 38 направлений бакалавриата, 10 специальностей, 37 направлений магистратуры, 16 направлений подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и 10 специальностей среднего профессионального образования. Образовательные программы разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований национальных и международных общественных и профессиональных организаций. Ряд программ имеет общественно-профессиональную и международную аккредитацию.

Инновационная составляющая образовательного процесса в университете обеспечивается:

1) опережающим по отношению к существующему уровню развития техники и технологий содержанием предметной подготовки, достигаемым за счет включения в его состав новейших результатов научных исследований, формированием у вы-

пускников компетенций в области методологии и проведения научно-исследовательских работ с использованием современного оборудования, ориентацией выпускников на креативную проектную деятельность;

2) формированием у выпускников компетенций в области организации экономики инноваций, которые позволяют им успешно работать над проектами по коммерческой реализации результатов НИОКР и которые достигаются через введение в содержание подготовки соответствующих учебных дисциплин, использование проектно-ори-ентированных технологий обучения, привлечение студентов к инновационной деятельности в рамках инфраструктуры университета (технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, малые инновационные предприятия);

3) формированием у выпускников компетенций в области языковой коммуникации, позволяющих им эффективно обмениваться информацией с другими специалистами на родном и иностранных языках;

4) развитием международного сотрудничества и академической мобильности студентов, участи-

Новый корпус УГАТУ

На уфимском этапе Всероссийского стартап-тура в УГАТУ

ем в международных и европейских образовательных программах (TEMPUS, ERASMUS MUNDUS, DAAD), разработкой новых совместных программ с крупными университетами мира. Важной составляющей стратегии трансформации Уфимского государственного авиационного технического университета в университетский центр технологического развития региона является модернизация образовательной деятельности, которая предполагает:

- разработку, модернизацию и расширение спектра востребованных профессиональных программ, построенных по модульному принципу;

- обеспечение качества реализуемых образовательных продуктов и услуг через создание модернизированной системы непрерывного инженерно-технического образования и внедрение инновационных образовательных технологий.

Иллюстрацией к сказанному является внедрение в университете электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для студентов и преподавателей, а также для всех заинтересованных специалистов (например, в рамках программ повышения квалификации специалистов предприятий и представителей бизнеса). Слушатели в удобное для них время осваивают учебные материалы по дисциплинам, представленные в виде интерактивных электронных учебно-методических комплексов, доступных на web-портале университета. Такие учебно-методические комплексы включают теоретические материалы, практикумы, программно-педагогические тесты, задания и методики выполнения курсовых проектов, расчет-но-графические работы, контрольные задания.

Наш университет является стратегическим партнером АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» в области научно-технического и кадрового обеспечения.

Программа развития университета интегрирована в стратегию этой корпорации в сфере науки и образования с целью организации подготовки и переподготовки кадров для авиадвигателестроительной отрасли, повышения научно-технического потенциала предприятий и университета, закрепления молодых специалистов на предприятиях авиапромышленного комплекса, содействия росту престижа профессий отрасли.

Университет готовит кадры, проводит научные исследования и для государственной корпорации «Рос-тех», в том числе для холдингов «Вертолеты России» и «Технодина-мика», концерна «Радиоэлектронные технологии». В рамках политики диверсификации у будущих специалистов формируются профессиональные компетенции, необходимые для работы на предприятиях госкорпорации «Росатом», акционерных обществ «Объединенная авиастроительная корпорация», «Роснефть» и «Газпром».

Одной из форм сотрудничества университета с работодателями, играющей немаловажную роль в подготовке высоквалифициро-ванных кадров, является производственная (преддипломная) практика. Ежегодно университет заключает более 1,5 тыс. договоров на

проведение практики с предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования существенно расширил самостоятельность вузов в проектировании образовательных программ. Это дает возможность более полно учитывать требования работодателей, формировать компе-тентностную модель выпускника с учетом профессиональных стандартов того или иного профиля, что позволяет перейти от поточно-групповых форм организации учебного процесса к индивидуально ориентированному обучению на базе модульных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий.

Основная ниша, обеспечивающая индивидуально ориентированное обучение, - это целевая подготовка кадров. В нашем университете ежегодно увеличивается количество договоров на целевое обучение, которые заключаются на любом этапе подготовки студента и предусматривают дополнительные материальные и социальные гарантии и выплаты. Предприятия, заключившие договоры на целевое обу-

чение, прямо заинтересованы в высоком качестве подготовки выпускников, участвуют в формировании содержательной части образовательной программы, ведут ежесе-местровый мониторинг успеваемости, совместно с преподавателями университета готовят задания для курсового проектирования, научно-исследовательские и выпускные квалификационные работы по проблемным задачам предприятия. Сегодня по целевым договорам в университете обучается около 20% студентов.

С 2014 года университет принимает участие в конкурсах на предоставление поддержки программам развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. В 2017 году наш вуз был признан победителем восьми двухлетних программ, которыми охвачены 76 студентов. В качестве предприятий-партнеров выступили Уфимское моторостроительное производственное объединение, предприятия и научные учреждения «Молния», «Магнетрон», «Солитон».

Перспективное направление повышения качества образования -реализация практико-ориентиро-ванных образовательных программ и организация дуального обуче-

ния. Действующие образовательные стандарты предусматривают возможность выбора при подготовке кадров ориентации на академическую либо прикладную профессиональную деятельность. Опыт взаимодействия с предприятиями показывает, что приоритетными для них являются программы прикладного характера, построенные по модульному принципу в соответствии со спецификой предприятия. Поэтому число таких программ, реализуемых в нашем университете, год от года увеличивается.

Образовательные программы с заданными образовательными ориентирами построены таким образом, что часть дисциплин уже с первого семестра осуществляется на базе профильных предприятий. Распределенная практика в сочетании с теоретическим обучением позволяет студентам активно приобретать не только знания, но и умения и навыки работы на производстве и даже освоить одну или две рабочих профессии.

Реализация прикладных образовательных программ сегодня невозможна без непосредственного участия предприятий, без использования их кадровых и материально-технических ресурсов. Такому тесному взаимодействию способ-

ствует развитие системы базовых кафедр и сетевого взаимодействия образовательных организаций и профильных предприятий. На базовых кафедрах, создаваемых на предприятиях-партнерах, студенты выполняют практические и лабораторные работы на современном технологическом оборудовании с использованием программного обеспечения под руководством специалистов предприятия в реальных производственных условиях. Ведущие специалисты предприятий привлекаются к учебному процессу для проведения всех видов учебных занятий, к руководству производственной практикой, к консультированию курсовыми, выпускными квалификационными работами, к участию в заседаниях государственных экзаменационных комиссий по приему государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют по ряду специальностей и направлений подготовки жесткие и специфичные требования к материально-техническому и информационному обеспечению образовательного процесса. Учитывая широкий спектр реализуемых образовательных программ, вузы не всегда могут полноценно и качественно обеспечить всем необходимым учебный процесс. Это определяет потребность в развитии сетевого взаимодействия вузов и предприятий. В Уфимском государственном авиационном техническом университете создано и функционирует 10 базовых кафедр и 4 филиала кафедр на предприятиях.

Действенным механизмом привлечения талантливой молодежи на производство является учреждаемая предприятиями специальная стипендиальная программа, в рамках которой студенты, активно занимающиеся научной работой по тематике предприятия и имеющие хорошие и отличные успехи в учебе, получают допол-

Наши дипломники

нительное денежное вознаграждение. Сегодня такие авторитетные предприятия и организации, как Уфимское моторостроительное производственное объединение, «Башнефть», «Альфа-банк» и «Россельхозбанк», вместе с предприятиями - участниками проекта «Новые кадры для ОПК» учредили именные стипендии для студентов Уфимского государственного авиационного технического университета. Наши лучшие студенты ежегодно удостаиваются именных и специальных стипендий Президента и Правительства Российской Федерации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, стипендий главы Республики Башкортостан.

В интересах дальнейшего улучшения трудоустройства выпускников, организации производственных практик и повышения качества подготовки специалистов в университете налажено взаимодействие с ведущими базовыми предприятиями-работодателями. Каждый год в ноябре и апреле проводятся Дни карьеры, в которых участвуют до 60-70 предприятий из Уфы, промышленных центров Республики Башкортостан и регионов Российской Федера-

ции. В рамках Дней карьеры проводятся ярмарки вакансий, презентации предприятий-участников, мастер-классы кадровых агентств и кадровых служб предприятий, совещания представителей предприятий и руководителей департамента образования и выпускающих кафедр, направленные на повышение уровня подготовки специалистов и улучшение взаимодействия предприятий с университетом. С 2015 года в университете организуются Дни Уфимского моторостроительного производственного объединения - нашего ведущего партнера и работодателя. В ходе их проведения проходят встречи главных специалистов всех основных служб объединения со студентами и преподавателями университета, организуются форсайт-сессия «Перспективы взаимодействия работодателя и студента», бизнес-игра «Карьерный компас», квест «Командообразование», мастер-классы.

Специалисты предприятий и организаций, а также преподаватели и студенты обучаются в университете по программам дополнительного профессионального образования. Нами реализуются 180 программ повышения квалификации и 24 программы профессиональной

переподготовки. Студенты и преподаватели Уфимского государственного авиационного технологического университета регулярно проходят стажировку в различных городах России и за рубежом, обучаются на курсах повышения квалификации в других вузах.

Университет заметен в рейтингах, проводимых ежегодно различными агентствами и центрами. Так, например, агентство Round University Ranking (RUR) недавно опубликовало рейтинг лучших университетов мира за 2017 год. Его участниками стали 67 вузов из России, где УГАТУ занял 34-е место. Агентство подготовило шесть предметных рейтингов по гуманитарным, социальным, биологическим, медицинским, естественным и техническим наукам. Наиболее высокие позиции наш университет занял в рейтинге по техническим наукам - он стал 22-м среди российских вузов.

Университет занимает достойное место в рейтингах, проводимых ежегодно различными агентствами и центрами. В 2017 году в Шанхайский глобальный рейтинг университетов по предметным областям Global Ranking of Academic Subjects (ARWU) вошли только 12 российских вузов, среди которых и Уфимский государственный авиацион-

ный технический университет. Наш университет вошел в ранг 101-150. Данный рейтинг университетов составлен по 52 дисциплинам, среди которых естественные и инженерно-технические науки, науки о живой природе, медицина и общественные науки. Всего в исследовании было оценено более четырех тысяч университетов.

Скажем и о том, что один из авторов настоящей статьи, ректор университета Н. К. Криони, признан победителем в номинации «Наука в вузе» конкурса «Ректор года -2016», проводимого издательским домом «Панорама» и редакцией журнала «Ректор вуза».

Современный университет - это прежде всего инновационный вуз, который не только обучает студентов, но и активно создает новые технологии и продает их на мировом рынке, решает крупные задачи промышленности, определяет направления ее развития. Как отмечают С. В. Юшко, В. Г. Иванов и В. В. Кондратьев в статье «Концепции образования для нефтехимического комплекса России - путь к университету нового типа», такой университет относят к категории «университет 4.0».

Наша стратегическая цель - на основе исследований и разработок в традиционных для университета научных областях, в том числе в материаловедении и индустрии наносистем, информационно-коммуникационных и суперкомпьютерных технологиях, биотехнике, рациональном природопользовании, стать одним из мировых лидеров в области технического образования. Кроме всего прочего, это позволит нашему вузу войти в мировые рейтинги QS WUR, THE, в том числе в список первых 100 университетов международного рейтинга QS в разделе Mechanical, Aeronautical & Manufacturing. Для достижения этой цели ресурсы в университете концентрируются на проведении исследований мирового уровня, направленных на формирование новых, прорывных научно-технических заделов в ключевых областях знаний, образующих ядро четвертого технологического уклада.

В настоящее время университет располагает солидной базой для проведения научных исследований. Это 7 научно-исследовательских институтов, 43 учебно-научных и научно-исследовательских

лаборатории, 4 совместных научно-исследовательских и производственных лаборатории и комплекса, 14 научно-образовательных центров, центр коллективного пользования «Нанотех», суперкомпьютер и лабораторно-испы-тательный комплекс «Аэропорт». Мы исходим из того, что научные исследования в области фундаментальных и прикладных наук на мировом уровне невозможно проводить без использования дорогостоящего специализированного оборудования. За последнее десятилетие наш университет, став победителем целого ряда общероссийских конкурсов, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 20082011 годы», трех проектов в рамках постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» и других, обновил парк научного оборудования на сотни миллионов рублей и активизировал научные исследования в самых актуальных направлениях.

Известно, что потребности ученых в новом современном оборудовании растут по мере продвижения вперед и усложнения поставленных задач. Выход - в кооперации с учеными передовых российских и мировых научных центров, создании университетских республиканских, общероссийских центров коллективного пользования. Такая работа нами ведется. Активизируются научные связи с другими университетами и научными учреждениями Башкирии и России. Наши ученые используют при проведении исследований и оборудование передовых университетов Англии, Франции, Германии, Китая, Словакии и других стран.

Многообразие научных направлений, выдвигаемых на передний край научно-технологической революцией, требует взвешенного подхода. Для нас приоритетными являются направления, связанные с созданием и обработкой новых материалов, проектированием и эксплуатацией изделий и систем управления сложными техническими объектами, инфокоммуникациями, энерго-и ресурсосбережением и рациональным природопользованием, суперкомпьютерным моделированием. Выдающиеся научно-технические результаты демонстрируют коллективы, руководимые профессорами Русланом Зуфаро-вичем Валиевым, Флюром Раши-товичем Исмагиловым, Альбертом Хановичем Султановым, Сергеем Петровичем Павлиничем, Анатолием Михайловичем Смысловым и другими учеными. Высокопрочные наноструктурные металлические материалы с комплексом привлекательных функциональных свойств, координируемые технологии высокоточного формообразования и поверхностного упрочнения, лопатки для перспективных авиационных двигателей, электрооборудование для авиакосмической отрасли, новые инфокоммуникационные технологии, да и многие другие разработки наших ученых вызывают интерес как в России, так и за рубежом.

Университет является центром компетенций ОДК в области аддитивных и литейных технологий, технологий создания и обработки материалов. Успешная кооперация нашего вуза с научными и промышленными организациями (Институт проблем сверхпластичности металлов РАН, НПА Технопарк АТ, ПАО «ОДК-УМПО», АО «ОДК-Авиадвигатель») позволила создать инновационный продукт - полую лопатку вентилятора первой ступени для перспективного двигателя ПД-14. Изобретение относится к области

Учебный микроспутник УГАТУ-CAT

обработки металлов давлением с использованием технологий сверхпластической формовки и диффузионной сварки. У нас есть примеры успешной кооперации, когда в результате совместной работы были созданы или создаются сегодня уникальные инновационные продукты.

Скажем и о том, что в Уфимском государственном авиационном техническом университете успешно работают 5 диссертационных советов. В 2017 году проведено 17 защит кандидатских и 4 защиты докторских диссертаций.

Большое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых университета, а также активизации их инновационной деятельности, в рамках которой проводятся Всероссийская зимняя школа аспирантов и молодых ученых с международным участием, «Неделя науки», включающая студенческую научно-техническую конференцию, олимпиады, конкурсы рефератов и студенческих работ, Всероссийская молодежная научно-техническая конференция «Мавлютовские чтения». В конце прошлого года впервые

подведены итоги конкурса «Лучший молодежный инновационный проект УГАТУ», в рамках которого лауреатами стали девять молодежных коллективов. Проводятся конкурсы по программе «УМНИК», акселератор инновационных проектов TechNet Generations RoadShow, Фестиваль науки. Коллектив университета по праву гордится успехами команды „UGATU racing team" студенческого конструкторского бюро «Формула студент», награжденной организаторами Международного чемпионата „Shell Eco Marathon 2017" в Лондоне кубком «За волю к победе». В 2017 году университет поддержал участие студентов в 25 форумах, 19 конференциях, 6 олимпиадах. Наша молодежь активно поступает в аспирантуру университетов ведущих стран Западной Европы (Франции, Германии, Англии, Австрии).

В заключение отметим, что наш коллектив уверенно смотрит в будущее и делает все возможное для того, чтобы Уфимский государственный авиационный технический университет стал инновационным вузом класса 4.0. Убеждены, что это реальная и достижимая цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.