ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
© 2006 г. Д. А. Медведев
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Важное значение для современной психологии приобретает проблема выявления специфики вербальной - собственно человеческой - формы отражения объективной реальности на разных этапах онтогенеза, определения механизмов и закономерностей данного процесса и построения его концептуальной модели. Комплексный анализ современных подходов к исследованию проблемы психического отражения [1-6] показывает, что несмотря на большое внимание к ней, в научном знании отсутствует периодизация онтогенетического развития вербального отражения действительности как формы психического отражения.
Актуальность построения периодизации вербального отражения действительности определяется возможностью ее использования для разработки целостной психолого-педагогической модели организации образовательно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях различного профиля, ориентированной на подготовку человека, способного стать субъектом эффективной творческой деятельности. Знание этапов и закономерностей онтогенеза вербального отражения действительности формирует основу для целенаправленного управления мировосприятием представителей различных социально-возрастных групп, которое призвано обеспечить достижение ими смыслового уровня [7], способствующего процессу самореализации человека и обеспечивающего наиболее гармоничную форму его взаимодействия с объективной действительностью.
Вербальное отражение действительности можно определить в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. Вербальное отражение действительности возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и проявляется первоначально как процесс означивания чувственных образов (механизм вербализации). Соответственно, психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории, выступает в качестве единицы вербального отражения действительности. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру вербального отражения действительности, а изменение отношений между значениями (механизм семантического пере-
структурирования) является механизмом ее развития на разных этапах онтогенеза.
Необходимость системной интерпретации процесса развития вербального отражения действительности в онтогенезе требует его анализа на макро- и микроуровне. Макроуровневый анализ сосредоточивает свое внимание на выделении общих закономерностей перехода от одного этапа развития к другому; микроуровневый - видит свою задачу в объяснении особенностей внут-риэтапного развития данного психического образования. Целью настоящей статьи будет представление периодизации вербального отражения действительности, фиксирующей результаты его макро- и микроуровневого анализа.
Системная интерпретация особенностей развития вербального отражения действительности предполагает: 1) теоретический анализ общих закономерностей биологического, психического и социального развития человека в онтогенезе; 2) анализ базовых отечественных и зарубежных периодизаций развития личности; 3) эмпирические исследования онтогенеза вербального отражения действительности. Совмещение указанных направлений позволяет представить четыре базовых фактора, отражающих качественно своеобразные периоды развития вербального отражения действительности, - эмоциональный, когнитивный, ценностный и смысловой. Знание логики развертывания факторов, передающих специфику биопсихосоциального развития человека, делает возможным выявление системы конструктов, определяющих развитие вербального отражения действительности на различных этапах онтогенеза: общие условия онтогенетического развития человека определяют закономерное появление в его психике конкретных образов действительности и доминирование соответствующей системы их субъективных значений [8].
В структурно-функциональном плане вербальное отражение действительности включает в себя четыре взаимосвязанных блока: 1) эмоционально-динамический (система аффективных значений биологических, психологических и социальных образов); 2) структурно-содержательный (включающий когнитивные значения «образа-Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»); 3) ценностный (система ценностных значений, являющаяся результатом интериоризации личностью различных социальных норм); 4) смысловой (система самостоятельно выработанных субъектом смысловых значений идеальных и материальных объектов).
Вербальное отражение действительности как система субъективных значений является интегральным психическим образованием и подчиняется в своем развитии кумулятивному принципу: по мере развития данного образования его новые блоки впитывают предыдущие, принимая на себя их функции. В основе нашей модели онтогенеза вербального отражения действительности лежит общая логика познания субъектом того или иного объекта действительности: 1) эмоциональная оценка объекта при «встрече» с ним; 2) появление когнитивного представления (знаний) об объекте; 3) знакомство с социальной
оценкой - ценностью - объекта; 4) появление у человека субъективного смысла данного объекта. На каждом этапе онтогенеза мы имеем дело с системой вербальных категорий, закономерно принявшей соответствующий характер - эмоциональный, когнитивный, ценностный или смысловой, поэтому анализ ведущего блока на конкретном возрастном этапе передает сущность всей целостной системы вербального отражения действительности. Таким образом, основой построения периодизации вербального отражения действительности, фиксирующего субъективную модель мира, объективно выступают общие закономерности онтогенетического развития человека как биопсихосоциального существа.
Значения образов восприятия обслуживают актуальные потребности человека, и большинство из них лишь на краткое время становится содержанием его внутреннего мира. Это уровень процессов вербального отражения действительности, генетически связанный с эмоционально-речевым этапом его развития (этап образа мира). Данный период длится от рождения до 6-7 лет. Объекты и явления действительности, вызвавшие более-менее пристальный интерес человека, осмысливаются им в течение более длительно времени, переходя на уровень значений образов-представлений. Уровень образов-представлений - по временному критерию - соответствует общепсихологической категории «состояния». На данном уровне сохраняется тесная связь образа-представления с конкретным объектом или явлением действительности. Образы-представления составляют основное содержание долговременной памяти человека и связаны с когнитивным этапом его развития, охватывающим период от 6-7 до 14-15 лет (этап картины мира). По мере накопления опыта взаимодействия с физической и социальной средой и развитием способности к абстрактному мышлению, в психике человека постепенно складывается система значений ценностных образов, формирование которых обусловлено, в первую очередь, требованиями к человеку со стороны общества, в котором он живет (идеологические и юридические нормы поведения), и они, соответственно, носят характер интериоризированной системы внешней социальной детерминации. Для многих людей ценностный этап является последним этапом развития их вербального отражения действительности и включает период от 14-15 до 18-19 лет (этап мировоззрения). После достижения человеком относительно высокого уровня биологической, психической и социальной зрело -сти появляются предпосылки для развития вербального отражения действительности в интегральной, смысловой форме, которая характеризуется доминированием в нем системы смысловых значений образов, самостоятельно выработанных и принятых человеком в качестве ключевых детерминант своего поведения и деятельности. Данная система имеет ярко выраженную внутреннюю природу и является продуктом осмысления субъектом основ человеческого бытия. Нижней хронологической границей развития смыслового этапа (этап субъективного мироздания) можно считать
юношеский возраст (18-20 лет), а верхняя граница у данного этапа отсутствует.
Эмпирической основой построения периодизации вербального отражения действительности являлось наше исследование особенностей онтогенеза данного психического образования, которое носило межрегиональный характер и проводилось в течение 2001-2005 гг. на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, Астраханской государственной медицинской академии, Астраханского института усовершенствования учителей и гимназии № 2 (г. Астрахань). Общий объем выборки составил 1675 человек (этап картины мира - 120 испытуемых; этап мировоззрения - 825 испытуемых; этап субъективного мироздания - 730 испытуемых).
Для определения особенностей онтогенеза вербального отражения действительности использовались методы экспериментальной психосемантики (в частности, семантический дифференциал Ч. Осгуда) [9], методика «Ценностные ориентации Рокича», тест-опросник Г. Айзенка в адаптации А.Г. Шмелева, методика изучения локуса контроля Д.Б. Роттера, тест личностной самоактуализации и методика исследования самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [10]. В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры кластерного, корреляционного и факторного анализа). Факторный анализ проводился по стандартному варианту principal components (marked loadings > 0,70) с варимакс-вращением. Математическая обработка данных осуществлялась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.
На основе теоретического анализа литературы, посвященной особенностям биопсихосоциального развития человека в онтогенезе, изучения ведущих периодизаций психического развития [5, 6], а также использования метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих ученые степени) нами была разработана система маркеров, отражающих базовые объекты и явления действительности и передающая, таким образом, обобщенную модель вербального отражения действительности индивидуального и группового субъекта: 1) мое прошлое; 2) физическое и психическое здоровье; 3) любовь - физическая и психологическая близость с любимым человеком; 4) мое настоящее; 5) достойное социальное положение и авторитет у людей; 6) благополучие других людей; 7) «Я»; 8) серьезная профессиональная карьера; 9) стремление к профессиональной самореализации; 10) мое будущее; 11) самоутверждение в различных сферах жизни; 12) переживание осмысленности бытия и гармонии с миром.
Эмпирическую основу исследования особенностей вербального отражения действительности на этапе картины мира составляла выборка школьников 8-9-х классов гимназии № 2 г. Астрахани (120 мальчиков и девочек подрост-
кового возраста). В дендрограмме кластерного анализа усредненной матрицы расстояний между маркерами на уровне близости в одно стандартное квадра-тическое отклонение выделяются четыре кластера, характеризующих вербальное отражение действительности современных подростков (порядковые номера маркеров, образующих соответствующие кластеры, приведены выше).
Первый кластер (маркеры № 1, 2, 3, 5, 6) передает общую социальную направленность вербального отражения действительности подростков, объединяя достаточно разнородные конструкты. Такая ситуация вполне логична и подтверждает нашу гипотезу о том, что основное содержание указанного образования на этапе развития картины мира составляют значения когнитивных образов-представлений, не имеющие достаточно четкой ценностно-смысловой дифференциации. Подростки лишь стоят на пороге взрослой жизни и система маркеров их картины мира еще не обладает достаточной ценностной (мировоззрение) или смысловой (субъективное мироздание) определенностью и стабильностью. Второй кластер (маркеры № 4, 8, 11) может быть интерпретирован в качестве субъективного настоящего подростков, связанного со стремлением к самоутверждению в различных сферах жизни и профессиональной карьере. Ядром третьего кластера (маркеры № 7, 9, 10), отражающего самосознание подростков, является значение субъективного будущего, связанного с необходимостью скорого начала профессиональной подготовки. Интересно, что в подростковой картине мира понятия профессиональной карьеры и профессиональной самореализации попадают в разные кластеры, демонстрируя своеобразный разрыв между «настоящим» стремлением к профессиональной карьере и «будущим» стремлением к осуществлению профессиональной деятельности. Данная ситуация характерна лишь для уровня картины мира и связана с тем, что подростки еще не определились в выборе профессии - они обладают представлениями о некоторых профессиях, но ни одна профессия не обладает для них определенным ценностно-смысловым статусом. На зрелых уровнях развития вербального отражения действительности данные маркеры оказываются неразрывно связанными друг с другом, выступая в качестве внешних ценностей и внутренних смыслов. Четвертый кластер (маркер № 12) образован маркером переживания осмысленности бытия и гармонии с миром, который выходит за рамки одного стандартного квадрати-ческого отклонения, что указывает на его вытеснение из картины мира подростков. Изолированный характер маркера, с одной стороны, отражает общую -кризисную - окраску подросткового возраста; с другой - демонстрирует когнитивную сущность данного маркера на этапе развития картины мира: вербальное значение образа-представления оказывается неспособным - в силу возрастных особенностей - к выполнению ценностной или смысловой функции. В будущем мы увидим, что указанный маркер получит глубинное смысловое наполнение на уровне развития субъективного мироздания, передавая бытийную сущность высшего уровня развития вербального отражения действительности.
Факторная структура вербального отражения действительности общей выборки испытуемых, находящихся на уровне развития картины мира, состоит из трех факторов (табл. 1).
Таблица 1
Факторная структура вербального отражения на этапе картины мира
(120 испытуемых)
Представления Фактор
1 2 3
6. Любовь 0,081 +0,738 0,005
17. Творчество +0,108 0,634 0,331
18. Уверенность в себе 0,100 0,781 +0,239
19. Аккуратность +0,849 0,154 0,034
20. Воспитанность +0,819 +0,031 +0,035
27. Ответственность 0,159 0,085 +0,806
31. Твердая воля 0,667 0,239 0,155
35. Эффективность в делах 0,354 0,005 0,744
Собственное значение 2,015 1,647 1,397
Доля дисперсии 0,252 0,209 0,174
Доля дисперсии составляет 0,62 - выделенные факторы объясняют 62 % суммарной дисперсии признаков, что можно считать хорошим результатом. Фактор 1, имеющий наибольшую информативность (25 %), может быть интерпретирован в качестве фактора моральной нормативно -сти. Наличие данного фактора в структуре когнитивного блока вербального отражения действительности подростков подтверждает нашу гипотезу о том, что моральное развитие является одним из важнейших процессов развития когнитивной картины мира, предвосхищающим ее трансформацию в мировоззрение как систему ценностных ориентаций личности. Фактор 2 (информативность 20 %) отражает подростковый интерес к противоположному полу. Наличие на отрицательном полюсе конструкта «уверенность в себе» свидетельствует о негативной окраске значения об-раза-Я в подростковой картине мира; значение образа Другого (сверстник противоположного пола) оценивается в ней позитивно. Фактор 3 (информативность 17 %) - ответственность за порученное дело. Данный фактор отразил существенную особенность подростковой картины мира - подросток воспринимает себя в качестве ответственного человека, обладающего, вместе с тем, низкой эффективностью в работе. Такое представление ребят о себе скрывает внутреннее противоречие, которое находит разрешение в их актуальной (учебной) деятельности, трансформирущейся на следующем этапе онтогенеза в учебно-профессиональную деятельность. На уровне данного фактора можно наблюдать момент зарождения внутренних предпосылок перехода от одного вида деятельности к другому,
обусловливающий психологическое развитие личности на соответствующем этапе онтогенеза.
Анализ дендрограммы кластерного анализа общей выборки испытуемых, находящихся на этапе развития мировоззрения, позволяет выделить в их вербальном отражении действительности четыре основных кластера.
Первый кластер (маркеры № 1, 3, 7, 10) отражает специфику самосознания личности испытуемых юношеского возраста: субъективная ценность любви связывается в нем с психологическим прошлым (возможная причина этого - преодоление интимно-личностного общения как ведущей деятельности подросткового возраста), а маркер значения образа-Я оказывается связанным с психологическим будущим человека. Второй кластер (маркеры № 2, 5, 11) передает прагматическую направленность вербального отражения действительности юношей и девушек - маркер самоутверждения занимает в нем доминирующее положение, а вербальные конструкты здоровья и достойного социального положения рассматриваются молодыми людьми в качестве средств личностного самоутверждения. Третий кластер (маркеры № 4, 8, 9) профессионального самоопределения молодых людей отражает их ведущую (учебно-профессиональную) деятельность. Маркеры профессиональной карьеры и профессиональной самореализации находятся в одном кластере, что свидетельствует о преодолении юношами и девушками разрыва между ними, существовавшего на этапе картины мира. Четвертый кластер (маркеры № 6, 12) может быть интерпретирован в каче -стве бытийно-субъектного отношения к действительности. На анализируемой дендрограмме указанный кластер выходит за рамки одного стандартного квадратического отклонения, что говорит о его вытеснении из мировоззрения испытуемых. Бытийное отношение к миру относится в данном случае к числу социально благожелательных ценностей: их демонстрируют лишь для того, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих.
Факторная структура вербального отражения действительности общей выборки испытуемых, находящихся на этапе развития мировоззрения (табл. 2), состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 52 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (информативность 15 %) - это фактор ценности учебно-профессиональной деятельности испытуемых, находящихся на этапе развития мировоззрения. Доминирующее значение данного фактора подтверждает нашу гипотезу о том, что мировоззрение личности имеет выраженную профессиональную направленность. Фактор 2 (информативность 12 %) отражает стремление молодых людей к самостоятельности в своих делах и поступках. Наличие этого фактора можно рассматривать как появление у них тенденции к образованию собственно смыслового блока вербального отражения действительности: стремление к самостоятельности запускает процесс образования смыслов как внутренних вербальных приоритетов субъекта, определяющих направление развития его социальной активности. Фактор 3 (инфор-
мативность 14 %) фиксирует прагматическую направленность мировоззрения лиц юношеского возраста, отражая типичную картину ценностей капиталистического общества - приоритет материального над идеальным. Фактор 4 (информативность 11 %) передает серьезное отношение молодежи к своей жизни и выступает в роли «инструментального» фактора, обеспечивающего основу для ее личностного самоутверждения.
Таблица 2
Факторная структура вербального отражения действительности на этапе мировоззрения (825 испытуемых)
Ценностные ориентации Фактор
1 2 3 4
1. Здоровье 0,084 0,001 +0,254 +0,751
2. Любовь 0,644 0,145 0,004 0,083
3. Материально обеспеченная жизнь 0,176 0,149 +0,719 0,089
4. Познание +0,664 0,182 0,184 0,0124
5. Развитие +0,660 0,140 0,102 +0,106
6. Развлечения 0,222 +0,224 +0,308 0,618
7. Свобода 0,048 +0,767 0,152 0,117
8. Счастливая семейная жизнь 0,643 0,198 0,051 +0,222
9. Счастье других 0,036 +0,011 0,573 +0,093
10. Творчество +0,152 0,037 0,616 0,275
11. Высокие запросы +0,082 +0,117 +0,354 0,511
12. Независимость +0,027 +0,775 +0,100 0,033
13. Чуткость 0,282 0,345 0,510 0,079
Собственное значение 1,908 1,551 1,850 1,39
Доля дисперсии 0,147 0,116 0,142 0,107
Анализ дендрограммы, содержащей вербальное отражение действительности общей выборки испытуемых, находящихся на этапе развития субъективного мироздания, позволяет выделить на уровне одного стандартного квадратического отклонения четыре кластера. Первый (маркеры № 1, 3, 10) - субъективное время людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. Семантические конструкты психологического прошлого и будущего связаны у них с понятием любви, которое приобретает на данном этапе характер смысла как внутренней детерминанты личности: преимущественно экстернальный локус контроля, свойственный этапу развития мировоззрения, сменился на этапе развития субъективного мироздания преимущественно интернальным локусом контроля, что и обусловило переход базовых маркеров с уровня внешних ценностей на уровень внутренних смыслов. Второй кластер (маркеры № 2, 6) - отражает альтруизм, в основе которого лежит смысловое значение заботы о физическом и психологическом благополучии других людей. Наличие данной тенденции в
субъективном мироздании испытуемых уравновешивает прагматические тенденции кластера № 3 и обеспечивает им достаточно гармоничное восприятие действительности. Третий кластер (маркеры № 4, 5, 11, 7, 8, 9) представляет самосознание личности людей зрелых возрастов, ориентированное на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас») и связанное со смысловыми конструктами «стремление к самоутверждению в различных сферах бытия» и «осуществление профессиональной деятельности». Четвертый кластер (маркер № 12) передает смыслобытийную направленность вербального отражения действительности людей, находящихся на уровне развития субъективного мироздания: впервые маркер «чувство переживания осмысленности бытия и гармонии с миром» входит в уровень одного стандартного квадратического отклонения и приобретает для субъекта статус отдельного жизненного смысла.
Факторная структура вербального отражения действительности на этапе развития субъективного мироздания (табл. 3) включает в себя четыре фактора, доля дисперсии которых составляет 50 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (дисперсия 12 %) может быть интерпретирован в качестве стремления субъекта к обретению жизненной мудрости. Наличие этого фактора в субъективном мироздании подчеркивает специфику высшего этапа развития вербального отражения действительности - жизненный опыт субъекта постепенно выкристаллизовывается в структуру самостоятельно выработанных жизненных смыслов, которые начинают определять поведение и деятельность субъекта. Характерным в этом отношении является нахождение на отрицательном полюсе фактора конструкта «хорошие и верные друзья» - внешние нормы оценки действительности, свойственные этапу развития мировоззрения, уходят на второй план, а их место занимает смысловая система саморегуляции. Фактор 2 (дисперсия 14 %) - это социальная гибкость вербального отражения действительности людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. Стремление к самореализации, присущее людям, процесс вербального отражения действительности у которых достиг высшего этапа своего развития, вступает в противоречие с окружающей их консервативной социальной средой, вследствие чего у них появляется склонность к развитию конформизма, выполняющая адаптивную функцию. Фактор 3 (дисперсия 12 %) показывает толерантность вербального отражения действительности людей, находящихся на уровне развития субъективного мироздания. Интересно, что отрицательный полюс фактора составляют переменные, которые на этапе развития картины мира (подростковый возраст) образовывали фактор моральной нормативности. Таким образом, мы становимся свидетелями своеобразной «переоценки ценностей», которая шла внутри вербального отражения действительности на протяжении ряда возрастов. Фактор 4 (дисперсия 12 %) -стремление к самосовершенствованию людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. В отличие от этапа развития мировоззрения, фак-
тор оказывается лишенным отрицательного полюса, связанного с вербальными конструктами «любовь» и «семейная жизнь», что подчеркивает гармоничное сочетание на уровне субъективного мироздания смыслов личной и общественной жизни.
Таблица 3
Факторная структура вербального отражения действительности на этапе субъективного мироздания (730 испытуемых)
Смыслы Фактор
1 2 3 4
1. Жизненная мудрость +0,788 +0,095 +0,017 +0,041
2. Наличие верных друзей 0,635 0,084 0,016 0,156
3. Познание 0,211 0,0467 +0,050 +0,669
4. Развитие 0,003 0,126 0,043 +0,744
5. Развлечения +0,530 +0,412 0,031 0,154
6. Счастливая семейная жизнь +0,0728 0,270 0,099 0,644
7. Счастье других 0,0632 0,529 +0,134 +0,013
8. Аккуратность +0,117 +0,055 0,749 +0,148
9. Воспитанность 0,262 0,088 0,663 0,115
10. Высокие запросы +0,172 +0,636 +0,111 0,068
11. Широта взглядов 0,100 0,008 +0,701 +0,153
12. Честность +0,171 0,709 0,013 0,004
13. Чуткость +0,129 0,630 +0,054 0,096
Собственное значение 1,528 1,872 1,542 1,540
Доля дисперсии 0,117 0,144 0,118 0,118
Обобщение данных нашего теоретико-экспериментального исследования позволяет выделить следующие закономерности онтогенетического развития вербального отражения действительности: 1) развитие вербального отражения действительности базируется на общих закономерностях физического, психологического и социального развития человека и определяется факторами возраста, пола и образования, которые обеспечивают уникальность субъективной модели действительности человека; 2) последовательность смены этапов развития вербального отражения действительности (образ мира - картина мира - мировоззрение - субъективное мироздание) объективно не может быть изменена, поскольку каждому этапу соответствует своя биопсихосоциальная основа; 3) в развитии вербального отражения действительности отсутствует фатальность: человек может остановиться на любом уровне своего развития; 4) существуют следующие основные тенденции развития соответствующего феномена в онтогенезе: значения модальной (визуальной, аудиальной, кинестетической) природы сменяются амодальными (абстрактными) - преимущественно внешний характер детерминации вербального отражения действительности - внутренним (смысловой этап), преимущественно бессознательный характер функционирования вербального отра-
жения действительности изменяется на сознательный уровень, а также повышается стабильность вербального отражения действительности; 5) каждый человек, обладающий психическим здоровьем и нормальными социальными условиями развития, реально или потенциально способен достичь высшего - смыслового - уровня развития вербального отражения действительности; 6) взаимосвязь объективного и субъективного носит сложный характер: с одной стороны, уровень биопсихосоциального развития определяет уровень развития вербального отражения действительности; с другой - сам человек как носитель вербального отражения действительности способен (на высоких уровнях развития данного образования) самостоятельно определять направления своего физического, психического и социального развития. Несовпадение особенностей внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) развития человека содержит в себе противоречие, определяющее всю специфику развития его психики в онтогенезе; 7) адекватные психофизические, психологические и психосоциальные условия развития человека на разных этапах онтогенеза обусловливают адекватность его субъективной модели действительности объективной реальности.
Применение метода ^критерия Стьюдента для независимых выборок при сравнении достоверности разницы средних в показателях испытуемых, находящихся на этапах развития картины мира (от 6-7 до 14-15 лет), мировоззрения (от 14-15 до 18-19 лет) и субъективного мироздания (1819 лет) показывает, что факторные структуры вербального отражения действительности на соответствующих этапах достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (р < 0,05), что подтверждает существование качественных различий между ними и доказывает объективность предложенной периодизации развития данного психического образования.
Литература
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001.
3. ЛеонтьевА.Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. № 4. С. 11-17.
4. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. № 4. С. 18-30.
5. УлыбинаЕ.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь, 1998.
6. Худяков А.И. Психофизика обобщенного образа: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001.
7. ЛеонтьевД.А. Психология смысла. М., 2003.
8. Медведев Д.А. Психология развития субъективной реальности. Астрахань, 2004.
9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
10. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Ред. Д.Я. Райгороский. Самара, 1998.
Российский государственный университет им А.И. Герцена 30 июня 2006 г.