12. Levashov V. K. Massovoe soznanie o sotsiopoliticheskoj situatsii v Rossii // Vestnik Rossijskoj Akademii nauk. 2006. Tom 76. № 10. S. 909-917.
13. Litvinov S. V. Anglomanija v Rossii kak sotsiokul’tumoe javlenie, poslednjaja tret’ XVIII — seredina XIX v.: Dis. ... kand. kul’turologii: 24.00.02. M., 1998. 210 s.
14. Lozhkina A. S. Obraz Japonii v sovetskom obshchestvennom soznanii (1931-1939): Avtoref. dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.02. M., 2009. 28 s.
15. Lozhkina A. S. Rol’ periodicheskoj pechati SSSR v formirovanii obraza Japonii (istoricheskij opyt 1930-h gg.) // Ural'skij istoricheskij vestnik. 2009. № 1 (22). S. 23-30.
16. Polev D. M. Jetalon, prototip i stereotip kak mehanizmy vosprijatija cheloveka chelovekom // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 18. Serija «Psihologija». Vyp. 5. S. 19-25.
17. Rossomahin A. A., Hrustalev D. G. Obraz Rossii-medvedja v anglijskih karikaturah na imperatora Pavla // Obraz Rossii v kontekste formirovanija kul'tury tolerantnosti vnutri strany i za rubezhom: sb. tezisov mezhdunar. nauchno-praktich. konferentsii (13-15 nojabrja 2009 g., g. Moskva). M., 2009. S. 67-68.
18. Senjavskaja E. S. Psihologija vojny v XX veke: istoricheskij opyt Rossii. M.: ROSSPEN, 1999. 383 s.
19. Shanskaja T. A. Vosprijatie frantsuzskoj kul’tury russkim dvoijanstvom, pervaja chetvert’ XIX veka: Avtoref. dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.02. Kazan’, 2001. 273 s.
20. Il’ina Ju. M. Transformacii mental'nih modelej v osib seredn'ogo viku u krizovih zhittevih situacijah: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. K., 2007. 20 s.
21. Petrash O. M. Pozishchija pravljachih kil Rosii ta gromads’ka dumka Wodo anglo-burs'koi vijni (1899-1902 rr.): Avtoref. dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.02. Chernivtsi, 2005. 20 s.
22. Brewer P. R., Steenbergen M. R. All Against All: How Beliefs about Human Nature Shape Foreign Policy Opinions // Political Psychology. 2002. Vol. 23, Issue 1. P. 39-58.
23. Golledge R. G., Stimson R. J. Spatial behavior: a geographic perspective. NY: Guilford Press, 1997. 620 p.
24. Harkabi Y. Arab Attitudes to Israel. NY.: John Wiley & Sons, 1974. 527 p.
Д. А. Медведев
онтогенез внутреннего мира человека: этап субъективного мироздания
Статья посвящена анализу особенностей развития внутреннего мира человека на этапе субъективного мироздания. Автор рассматривает внутренний мир человека как многоуровневую систему и приводит результаты эмпирического исследования данного психологического образования.
Ключевые слова: онтогенез, возраст, внутренний мир человека, субъективное мироздание, субъект, смысл.
D. Medvedev
The ontogenesis of the inner human world: the stage of subjective universe
The article analyses the ontogenesis of inner human world at the stage of the subjective universe. The inner human world is described as a multilevel system. The article presents the results of empirical experiments of the psychological phenomenon.
Кeywords: ontogenesis, age, inner human world, subjective universe, subject, sense.
Основной акцент в исследованиях отечественной и зарубежной психологии развития традиционно ставится на раскрытии закономерностей онтогенеза операциональной (работающей на создание психического образа) стороны психики, выявлению же особенностей онтогенеза содержательной ее стороны (результатирующего психического образа) уделяется недостаточное внимание. Данная ситуация объективно не позволяет современной психологической науке решить одну из главных своих задач — создать подлинно системную концепцию психического развития человека в онтогенезе. Решение указанной задачи, бесспорно, имеет огромное значение как для самой психологической науки, так и для обеспечения прогрессивного развития современного социума [3; 4; 6; 19; 22]. Особое значение в данном контексте приобретает необходимость описания особенностей субъективного мироздания как высшего этапа онтогенеза внутреннего мира — этапа, свойственного зрелым периодам био-психосоциального развития человека, в которых субъект оказывается способным достичь высших результатов в различных сферах деятельности.
Системная интерпретация особенностей развития структуры и содержания внутреннего мира человека предполагает теоретический анализ общих закономерностей биологического (физического), психического и социального развития человека в онтогенезе, анализ базовых отечественных и зарубежных периодизаций развития личности, а также проведение эмпирических исследований закономерностей онтогенеза данного психического образования. Теоретические и эмпирические исследования, проведенные с 1993 года по настоящее время, позволили нам раскрыть основные закономерности онтогенеза внутреннего мира человека: 1) определенным этапам биопсихосоциаль-ного развития человека соответствуют определенные этапы развития его внутреннего мира; 2) несовпадение характеристик внеш-
него (объективного) и внутреннего (субъективного) развития человека содержит в себе противоречие, определяющее всю специфику его онтогенеза; 3) онтогенез внутреннего мира определяют факторы возраста, пола и образования; 4) последовательность смены этапов развития внутреннего мира (образ мира — картина мира — мировоззрение — субъективное мироздание) обусловлена объективными закономерностями психического развития человека и не может быть изменена; 5) человек может остановиться на любом этапе (уровне) развития внутреннего мира [8; 11; 12; 21].
Целью настоящей статьи является анализ основных особенностей развития внутреннего мира человека на этапе субъективного мироздания, характеризующем высший — смысловой — уровень развития содержательной стороны психики.
Внутренний мир человека определяется нами в качестве содержательной стороны психики — интегральной, многомерной, семантической системы, состоящей из четырех структурных компонентов (динамического, структурно-содержательного, аксиологического и смыслообразующего), связанных общей психосемантической структурой (глубинной системой базовых текстов-значений разной модальности), выполняющей ряд базовых функций (активационную, когнитивную, регуляционную, смыслообразующую), закономерно проходящей в своем онто- и филогенетическом развитии ряд этапов (образ мира, картина мира, мировоззрение, субъективное мироздание) и определяющей специфику поведения и деятельности субъекта [1; 10].
Теоретико-методологический анализ категории «внутренний мир человека» показывает, что соответствующий феномен необходимо рассматривать через традиционную для отечественной психологии триаду «процесс — состояние — свойство» [7; 16; 17]. Данное образование может трактоваться в качестве уникального для каждого человека триединства процессов, состояний и свойств,
формирующегося в его психике на основе отражения объективной действительности. Во внутреннем мире человека существуют три взаимосвязанных уровня, отражающих его качественную характеристику: 1) уровень процессов, связанный с механизмом возникновения значений образов восприятия, отличающихся кратковременностью и нестабильностью; 2) уровень состояний, связанный с механизмом возникновения значений образов-представлений, хранящихся в долговременной памяти и отличающихся средней степенью длительности и стабильности; 3) уровень свойств, связанный с механизмом возникновения значений ценностных и смысловых образов, являющихся продуктом работы абстрактного мышления и характеризующихся высокой степенью длительности и стабильности.
Авторская периодизация развития внутреннего мира человека включает четыре этапа:
1. Этап образа мира (период от рождения до 6-7 лет). Данный этап имеет эмоционально-речевую природу: эмоционально окрашенные образы восприятия обслуживают актуальные потребности человека, и большинство из них лишь на краткое время становится содержанием его внутреннего мира. Уровень образов восприятия — по временному критерию — соответствует общепсихологической категории «процессы».
2. Этап картины мира (период от 6-7 до 14-15 лет) имеет когнитивную природу: объекты и явления действительности, вызвавшие более или менее пристальный интерес человека, осмысливаются им в течение более длительного времени, переходя на уровень образов-представлений. Уровень образов-представлений — по временному критерию — соответствует общепсихологической категории «состояния». На данном уровне сохраняется тесная связь образа-представления с конкретным объектом или явлением действительности; образы-представления составляют основное содержание долговременной памяти человека.
3. Этап мировоззрения (период от 14-15 до 18-19 лет) имеет ценностную природу: по мере накопления опыта взаимодействия с физической (природной) и социальной средой и развития абстрактного мышления в психике человека постепенно складывается система значений ценностных образов — значений объектов и явлений действительности, обладающих высокой степенью актуализации во внутреннем мире вследствие их особой социальной значимости. Значения ценностных образов обусловлены в первую очередь требованиями к человеку со стороны общества, в котором он живет (идеологические и юридические нормы поведения), и носят характер интериори-зированной системы внешней социальной детерминации. Для многих людей ценностный этап является последним этапом развития содержательной стороны их психики — находящийся на данном уровне человек, по сути, управляется интериоризированной без критического осмысления идеологической программой религиозной и/или политической природы. Уровень ценностных образов — по временному критерию — соответствует общепсихологической категории «свойства».
4. Этап субъективного мироздания (точкой отсчета здесь может считаться возраст 18-19 лет) имеет смысловую природу: после достижения человеком относительно высокого уровня биологической (физической), психической и социальной зрелости появляются предпосылки для развития содержательной стороны психики в интегральной, смысловой форме, которая характеризуется доминированием системы значений образов, самостоятельно выработанных и принятых человеком в качестве ключевых детерминант своего поведения и деятельности. Данная система имеет ярко выраженную внутреннюю природу происхождения (смыслы, в отличие от ценностей, можно только выработать, но не усвоить в готовом виде) и детерминации и является продуктом осмысления субъектом основ человеческого
бытия. Главную роль на данном этапе имеет процесс осознанного саморазвития, а его базовая цель состоит в формировании у человека основ интегральной — субъектной, планетарной — зрелости. Лишь осуществление творческо-преобразующей деятельности, детерминированной индивидуально выработанной системой смыслов, способно обеспечить субъекту достижение состояния гармонии с миром и с самим собой, а также адекватную реализацию его биопсихо-социального потенциала [2; 5]. Уровень смысловых образов — по временному критерию — соответствует общепсихологической категории «свойства».
Субъективному мирозданию как высшему этапу развития внутреннего мира соответствует общепсихологический этап развития человека как субъекта. Категория «субъект» отражает неразрывное единство природного и социального и обозначает человека, характеризующегося оптимальным сочетанием активности, целостности и автономности [19]. На зрелых этапах онтогенеза у определенной части людей происходит переосмысление усвоенной ими на стадии развития мировоззрения системы социальных (моральных, юридических, политических и религиозных) ценностей — механизм смыслообразования (трансформации — на основе критического осмысления и сравнения различных идеологических систем — внешних ценностей во внутренние смыслы) становится ведущим механизмом развития внутреннего мира. Смысловые значения существуют у человека и на более ранних стадиях онтогенеза, но лишь на этапе субъективного мироздания они начинают играть ведущую роль в детерминации его поведения и деятельности. Опираясь на развитое абстрактное мышление, достаточный жизненный опыт, усвоенную научную картину мира, человек получает способность достичь планетарного, космического уровня развития содержательной стороны своей психики — смыслового уровня субъективного мироздания, на котором субъект
осознает и реализует себя в качестве разумной и ответственной части мироздания объективного — Вселенной [9].
Задачей нашего исследования явилось изучение основных особенностей онтогенеза внутреннего мира на этапе развития субъективного мироздания. Исследование проводилось на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, Астраханской государственной медицинской академии и Астраханского института усовершенствования учителей. В нем принимали участие студенты старших курсов (ранняя взрослость) указанных вузов и работники педагогического и технического профиля (средняя взрослость). Общий объем выборки составил 730 человек.
Для определения особенностей развития внутреннего мира на этапе субъективного мироздания использовались методы экспериментальной психосемантики (в частности, классический вариант семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)), методика «Ценностные ориентации Рокича», методика изучения локуса контроля Д. Б. Роттера и тест личностной самоактуализации (САТ) [14; 15]. В исследовании применялись
многомерные методы анализа данных (кластерный анализ и стандартная процедура факторного анализа по варианту principal components (marked loadings >0,70) с вари-макс-вращением), корреляционный анализ, а также статистические критерии проверки познавательных гипотез (t — критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический критерий U Манна — Уитни). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0, Excel 7.0 для среды Windows.
Эмпирическое исследование особенностей развития внутреннего мира человека на этапе субъективного мироздания включало два этапа. Первый этап исследования
был направлен на выявление субъектной основы развития субъективного мироздания. Гипотеза данного этапа предполагала, что людям, находящимся на этапе развития субъективного мироздания, должны быть свойственны определенные субъектные особенности: 1) стремление к самоактуализации; 2) интернальный локус контроля.
Факторная структура субъектной основы развития внутреннего мира общей выборки испытуемых зрелых возрастов приведена в табл. 1. Выделенные факторы объясняют 73% суммарной дисперсии признаков, что можно считать хорошим результатом.
Фактор 1 (информативность 30%) образуют переменные: 44 (уровень самореализации личности), 50 (автономность), 51 (спонтанность), 54 (шкала контактности) и 55 (шкала гибкости в общении). Данный фактор отражает общий самоактуализаци-онный потенциал субъекта в ранней и сред-
ней взрослости. По своей внутренней структуре он близок фактору самоактуализаци-онного потенциала, свойственному этапу мировоззрения, что позволяет рассматривать его составляющие в качестве базовой основы развития внутреннего мира в зрелых возрастах. Вместе с тем внутренняя структура фактора претерпевает по сравнению с ценностным этапом определенные изменения: во-первых, сокращается количество входящих в него переменных, вследствие чего большую роль начинает играть переменная «автономность», подчеркивающая внутренний характер детерминации поведения и деятельности субъекта в зрелых возрастах; во-вторых, из него «уходят» переменные, связанные с локусом контроля, который образует теперь самостоятельный фактор. Фактор 2 (информативность 26%) включает переменные 19 («Я» («Оценка» СД)), 22 (серьезная профессиональная ка-
Таблица 1
Факторная структура субъектной основы развития внутреннего мира общей выборки испытуемых зрелых возрастов
(выборка 730 человек)
переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
19. Эмоциональная оценка собственного «Я» 0,099 0,721 0,059
22. Эмоциональная оценка серьезной профессиональной карьеры 0,016 0,793 0,040
25. Эмоциональная оценка стремления к профессиональной самореализации -0,0004 0,822 0,025
31. Эмоциональная оценка стремления к самоутверждению в различных сферах жизни 0,065 0,840 -0,029
34. Эмоциональная оценка чувства переживания осмысленности бытия и гармонии с миром 0,022 0,742 0,013
42. Экстернальный локус контроля -0,070 -0,016 -0,996
43. Интернальный локус контроля 0,070 0,016 0,996
44. Уровень самореализации личности 0,894 0,104 0,169
50. Автономность 0,841 -0,029 -0,008
51. Спонтанность 0,833 0,054 0,062
54. Шкала контактности 0,832 0,036 0,113
55. Шкала гибкости в общении 0,825 -0,005 -0,036
собственные значения 3,601 3,102 2,038
доля дисперсии 0,300 0,258 0,169
рьера («Оценка» СД)), 25 (стремление к профессиональной самореализации («Оценка» СД)), 31 (самоутверждение в различных сферах жизни («Оценка» СД)) и 34 (переживание осмысленности бытия и гармонии с миром («Оценка СД»)). Это фактор смыс-ло-бытийной направленности внутреннего мира людей на этапе развития субъективного мироздания. Фактор отражает общую тенденцию в развитии внутреннего мира от ценностного (мировоззрение) этапа к смысловому (субъективное мироздание): если на этапе мировоззрения центральное значение для человека имели ценности личностного самоутверждения, связанные с его профессиональной деятельностью, то на этапе субъективного мироздания происходит смещение фактора в сторону переживания чувства осмысленности бытия и гармонии с миром. Внешние ценности, связанные с профессиональной деятельностью, сменяются на этапе субъективного мироздания внутренними смыслами бытийного плана. Фактор 3 (информативность 17%) содержит на положительном полюсе переменную 43 (интернальный локус контроля); на отрицательном — 42 (экстернальный локус контроля). Это фактор внутренней смысловой саморегуляции человека как субъекта. Данный фактор имеет ключевое значение для различения ценностного (мировоззрение) и смыслового (субъективное мироздание) этапов развития внутреннего мира человека, поскольку является основой разграничения внешних ценностей и внутренних смыслов. Выход человека на уровень саморегулируе-мой, автономной системы приводит к качественному преобразованию различных видов его деятельности, приобретающих личностный смысл, являющийся необходимым условием их эффективности.
Второй этап исследования закономерно предполагал выявление особенностей развития внутреннего мира человека на этапе субъективного мироздания. На основе теоретического анализа литературы, посвященной различным аспектам биопсихосоциального
развития человека в онтогенезе, изучения ведущих периодизаций психического развития [13; 18; 20], а также использования метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих ученые степени), нами была разработана система маркеров, включающая базовые для представителей зрелых этапов онтогенеза объекты и явления действительности и способная выступать основой для реконструкции обобщенных моделей содержания внутреннего мира соответствующих индивидуальных и групповых субъектов: 1) мое прошлое; 2) физическое и психическое здоровье; 3) любовь — физическая и психологическая близость с любимым человеком; 4) мое настоящее;
5) достойное социальное положение и авторитет у людей; 6) благополучие других людей; 7) «Я»; 8) серьезная профессиональная карьера; 9) стремление к профессиональной самореализации; 10) мое будущее; 11) самоутверждение в различных сферах жизни; 12) переживание осмысленности бытия и гармонии с миром.
Анализ дендрограммы, отражающей содержание внутреннего мира общей выборки испытуемых зрелых возрастов, находящихся на этапе развития субъективного мироздания, позволяет выделить на уровне одного стандартного квадратического отклонения четыре кластера.
Первый кластер (маркеры № 1, 3, 10) характеризует специфику субъективного времени людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. Семантические конструкты психологического прошлого и будущего связаны у них с понятием любви, которое приобретает на данном этапе характер смысла как внутренней ценности личности: преимущественно экстернальный локус контроля, свойственный этапу развития мировоззрения, сменился в зрелых возрастах — на этапе развития субъективного мироздания — преимущественно интернальным локусом контроля, что обусловило переход базовых маркеров с уровня
внешних ценностей на уровень внутренних смыслов. Второй кластер (маркеры № 2,
6) — это кластер альтруизма, в основе которого лежит смысловое значение заботы о физическом и психологическом благополучии других людей. Наличие данной тенденции в субъективном мироздании испытуемых уравновешивает прагматические тенденции кластера № 3 и обеспечивает им достаточно гармоничное восприятие действительности, что подтверждает наши представления о сущности соответствующего этапа развития внутреннего мира людей зрелых возрастов. Третий кластер (маркеры № 4, 5, 11, 7, 8, 9) отражает самосознание личности людей зрелых возрастов, ориентированное на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас»), связанное со смысловыми конструктами «стремление к самоутверждению в различных сферах бытия» и «осуществление профессиональной деятельности». Четвертый кластер (мар-
кер № 12) передает смыслобытийную направленность внутреннего мира людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания: впервые маркер «чувство переживания осмысленности бытия и гармонии с миром» оказывается включенным в уровень одного стандартного квадратического отклонения, приобретая тем самым статус отдельного глубинного смысла.
Факторная структура внутреннего мира людей зрелых возрастов на этапе развития субъективного мироздания (табл. № 2) состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 50%, что можно считать приемлемым результатом.
Фактор 1 (информативность 12%) может быть интерпретирован в качестве стремления субъекта к обретению жизненной мудрости. Наличие указанного фактора в субъективном мироздании подчеркивает специфику высшего этапа развития внутреннего мира — жизненный опыт субъекта
Таблица 2
Факторная структура внутреннего мира людей зрелых возрастов на этапе субъективного мироздания (выборка 730 испытуемых)
смыслы Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
1. Жизненная мудрость +0,788 +0,095 +0,017 +0,041
2. Наличие хороших и верных друзей 0,635 0,084 0,016 0,156
3. Познание 0,211 0,0467 +0,050 +0,669
4. Развитие 0,003 0,126 0,043 +0,744
5. Развлечения +0,530 +0,412 0,031 0,154
6. Счастливая семейная жизнь +0,0728 0,270 0,099 0,644
7. Счастье других 0,0632 0,529 +0,134 +0,013
8. Аккуратность +0,117 +0,055 0,749 +0,148
9. Воспитанность 0,262 0,088 0,663 0,115
10. Высокие запросы +0,172 +0,636 +0,111 0,068
11. Широта взглядов 0,100 0,008 +0,701 +0,153
12. Честность +0,171 0,709 0,013 0,004
13. Чуткость +0,129 0,630 +0,054 0,096
собственное значение 1,528 1,872 1,542 1,540
доля дисперсии 0,117 0,144 0,118 0,118
постепенно выкристаллизовывается в структуру самостоятельно выработанных смыслов, которые начинают определять его поведение и деятельность. Характерным в этом отношении является нахождение на отрицательном полюсе фактора конструкта «хорошие и верные друзья» — внешние нормы оценки действительности, свойственные этапу развития мировоззрения, уходят на второй план, а их место занимает смысловая система саморегуляции. Фактор 2 (информативность 14%) — это социальная гибкость внутреннего мира людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. Стремление к самореализации, присущее людям, внутренний мир которых достиг (или приблизился) высшего этапа своего развития, вступает в противоречие с окружающей их консервативной социальной средой, вследствие чего у них может появиться склонность к конформизму, выполняющая адаптивную функцию. Здесь уместно вспомнить весьма показательную «трансформацию» (эволюцию или деградацию?) взглядов автора концепции самоактуализации: первоначально А. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации свойственна относительно небольшому числу людей (менее чем 1%), но под влиянием своего ближайшего окружения неоправданно придал данной потребности всеобщий характер [23]. Фактор 3 (информативность 12%) отражает способность людей, достигших этапа субъективного мироздания, свободно и спокойно рассматривать мнения и оценки, отличающиеся от их собственных. Интересно, что отрицательный полюс фактора составляют переменные, которые на этапе развития картины мира (подростковый возраст) образовывали фактор моральной нормативности. Таким образом, мы становимся свидетелями своеобразной «переоценки ценностей», которая шла внутри внутреннего мира на протяжении ряда возрастов. Данный факт подтверждает реальность одной из общих закономерностей развития внутреннего мира в онтогене-
зе — переход в детерминации поведения и деятельности от жестких внешних ценностных структур личности к гибким внутренним смысловым образованиям субъекта (подлинной саморегуляции). Фактор 4 (информативность 12%) отражает стремление к самосовершенствованию людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. В отличие от этапа развития мировоззрения фактор оказывается лишенным отрицательного полюса, связанного с конструктами «любовь» и «семейная жизнь», что подчеркивает гармоничное сочетание на уровне субъективного мироздания смыслов личной и общественной жизни.
Заключение настоящей статьи составят следующие в ы в о д ы:
1. Термин «субъективное мироздание» адекватно отражает высший (смысловой) этап развития внутреннего мира людей зрелых возрастов и выступает необходимым элементом категориального аппарата современной психологической науки. С помощью данной категории удается адекватно описать специфику высшего этапа развития внутреннего мира человека (отметим, что другие термины — образ мира, картина мира, мировоззрение — являются традиционными; понятие же «субъективное мироздание» было впервые введено автором в 2004 году).
2. В качестве важных критериев выделения субъективного мироздания как специфического этапа развития внутреннего мира человека выступают такие субъектные характеристики, как: 1) стремление к самоактуализации; 2) интернальный локус контроля.
3. Внутренний мир людей зрелых возрастов на этапе субъективного мироздания характеризуют следующие особенности: 1) наличие связи субъективных значений конструктов «прошлое» и «будущее» со смысловым конструктом «любовь»; 2) появление альтруистической установки, в основе которой лежит смысловое значение образа заботы о физическом и психологиче-
ском благополучии других людей; 3) ориентация на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас»), связанная со смыслами «стремление к самоутверждению в различных сферах бытия» и «осуществление профессиональной деятельности»; 4) возникновение смыслобытийной направленности
мировосприятия; 5) появлением смысловой семантической установки на обретение жизненной мудрости; 6) социальная гибкость; 7) широта взглядов; 8) высокая субъективная значимость смысла личного самосовершенствования; 9) внутренний — смысловой — характер саморегуляции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Л. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): Электронный научный журнал. Июнь, 2011. АРТ 1603 http://www.emissia.org/offline/2011/1603.htm.
2. Александрова Л. А., Медведев Д. А. Возрастно-половое развитие внутреннего мира младшего школьника // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. №. 1 С. 162-169.
3. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педаго-гические науки: Научный журнал. СПб., 2005. № 12. С. 7-9.
4. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.
5. Гребенникова Е. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): Электронный научный журнал. Октябрь, 2011. АРТ 1663 URL: http://www.emissia.org/ offline/2011/1663.htm.
6. Лактионова Е. Б. Развитие личности в образовательной среде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки: Научный журнал. 2009. № 100. С. 96-104.
7. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.
8. Медведев Д. А., Губин В. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах: Научный журнал. Омск: Омская академия МВД. 2006. № 1. С. 8-11.
9. Медведев Д. А. Психологическая концепция вербального отражения действительности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. СПб., 2006. № 7(15). С. 102-113.
10. Медведев Д. А. Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. СПб., 2013. № 158. С. 5-14.
11. Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 50 с.
12. Медведев Д. А., Гребенникова Е. А. Характеристика внутреннего мира современных подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах: Научный журнал. Омск: Омская академия МВД. 2012. № 1. С. 65-68.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2011. 453 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАРАХ», 1998. 672 с.
15. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
16. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 309 с.
17. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
18. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. 416 с.
19. Психологическая наука в России ХХ столетия: Проблемы теории и истории / Под ред.
А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997. 576 с.
20. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 252 с.
21. Фара М. Г., Медведев Д. А. Психогенная детерминация невротических расстройств у школьников Республики Йемен // Вестник Поморского университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2010. № 2. C. 159-165.
22. Флотская Н. Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности // Вестник Поморского университета: Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». 2003. № 1(3). С.52-59.
23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.
REFERENCES
1. Aleksandrova L. A., Medvedev D. A. Ontogenez vnutrennego mira v mladshem shkol’nom vozraste // Pis’ma v Emissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): elektronnyj nauchnyj zhurnal, ijun' 2011, ART 1603 http://www.emissia.org/offline/2011/1603.htm.
2. Aleksandrova L. A., Medvedev D. A. Vozrastno-polovoe razvitie vnutrennego mira mladshego shkol'nika // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija «Gumanitarnye i sotsial'nye nauki». 2012. №. 1. S. 162-169.
3. Baeva I. A., Semikin V. V. Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy, psihologicheskaja kul'tura i psiholog-icheskoe zdorov'e shkol'nikov // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. SPb. 2005. № 12. S. 7-9.
4. Berezina T. N. Mnogomernaja psihika. Vnutrennij mir lichnosti. M.: PER SE, 2001. 319 s.
5. Grebennikova E. A., Medvedev D. A. Ontogenez vnutrennego mira podrostkov-sirot, vospityvajush-chihsja v uchrezhdenijah internatnogo tipa // Pis’ma v Emissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): elektronnyj nauchnyj zhurnal, oktjabr’ 2011, ART 1663 URL: http://www.emissia.org/ offline/2011/1663.htm.
6. Laktionova E. B. Razvitie lichnosti v obrazovatel'noj srede // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. № 7(15): Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal». 2009. № 100. S. 96-104.
7. Lomov B. F. Sistemnost’ v psihologii. M.; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 1996.
8. Medvedev D. A., Gubin V. A. Sovremennaja psihopedagogika: vzgljad na problemu lichnostno-ori-entirovannogo obuchenija cherez prizmu chelovecheskoj subjektivnosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. Nauchnyj zhurnal. Omskaja akademija MVD. 2006. № 1. S. 8-11.
9. Medvedev D. A. Psihologicheskaja kontseptsija verbal'nogo otrazhenija dejstvitel'nosti // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. № 7(15): Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. SPb., 2006.
S. 102-113.
10. Medvedev D. A. Differentsial’naja psihologija vnutrennego mira cheloveka: gendernyj aspekt // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena: Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. SPb., 2013. № 158. S. 5-14.
11. Medvedev D. A. Ontogenez verbal’nogo otrazhenija dejstvitel’nosti: Avtoref. dis. ... d-ra psiholog. nauk. SPb., 2006. 50 s.
12. Medvedev D. A., Grebennikova E. A. Harakteristika vnutrennego mira sovremennyh podrostkov-sirot, vospityvajushchihsja v uchrezhdenijah internatnogo tipa // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah: Nauchnyj zhurnal. Omskaja akademija MVD. 2012. № 1. S. 65-68.
13. Muhina V. S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo. M.: Academia, 2011. 453 s.
14. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy / Red. D. J. Rajgoroskogo. Samara: Izd. dom «BA-RAH», 1998. 672 s.
15. Petrenko V. F. Psihosemantika soznanija. M.: Izd-vo MGU, 1988. 207 s.
16. Platonov K. K. Sistema psihologii i teorija otrazhenija. M.: Nauka, 1982. 309 s.
17. Psihologija. Slovar’ / Pod red. A. V. Petrovskogo, M. G. Jaroshevskogo. M.: Politizdat, 1990. 494 s.
18. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti / Pod red. A. A. Reana. SPb.: «prajm-EVROZNAK», 2005. 416 s.
19. Psihologicheskaja nauka v Rossii XX stoletija: Problemy teorii i istorii / Pod red. A. V. Brushlin-skogo. M.: Institut psihologii RAN, 1997. 576 s.
20. Rybalko E. F. Vozrastnaja i differentsial’naja psihologija: Uchebnoe posobie. — L.: Izd-vo LGU, 1990. 252 s.
21. Fara M. G., Medvedev D. A. Psihogennaja determinatsija nevroticheskih rasstrojstv u shkol’nikov Respubliki Jemen // Vestnik Pomorskogo universiteta. Serija «Gumanitarnye i social'nye nauki». № 2. 2010. C. 159-165.
22. Flotskaja N. Ju. Vozrastnaja dinamika razvitija polovoj identichnosti // Vestnik Pomorskogo universiteta. Serija «Fiziologicheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki». 2003. №1(3). S. 52-59.
23. H’ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb.: Piter, 1997. 608 s.
В. И. Долгова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УЧАСТИЯ МАГИСТРАНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Представлено «дерево целей», в котором предусмотрены текущие и ротационные экспертизы магистрантами основной образовательной программы (экспертиза распределения компетенций между дисциплинами, учебно-меточеских комплексов дисциплины, учебно-методических материалов, курсов по выбору, магистерских диссертаций, выбора научного руководителя, заданий для самостоятельной работы, научноисследовательской практики, готовности к внедрению рекомендаций вуза, сетевого взаимодействия, уровня профессионально важных качеств магистрантов, комфортности и безопасности образовательной среды). Выявлено закономерное влияние участия магистрантов в формировании основной образовательной программы на групповые экспертные оценки, на развитие учебно-познавательной мотивации, на изменение уровней коммуникативных и организаторских склонностей.
Ключевые слова: основная образовательная программа, экспертная оценка, группа, мотивы учебно-профессиональной деятельности, коммуникативные и организаторские склонности.
V. Dolgova
Psychological effects of students’ participation in the development of the basic educational program
The article presents the “tree of aims”, which provides undergraduates’ current and rotary examination of a basic educational program (examination of the distribution of competences