Научная статья на тему 'Онтогенез вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения'

Онтогенез вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
126
40
Поделиться
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕЗ / ВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Медведев Д. А.

Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента по мировоззренческой стадии развития данного психического образования.

ONTOGENESIS OF VERBAL REFLECTION OF REALITY AT STAGE OF SOCIAL PERCEPTION

In the article, the analysis of ontogenesis of verbal reflection of reality at the stage of social perception of the world has been given. The author has considered verbal reflection of reality as a multilevel system. The results of ascertaining experiments on this psychological formation at the stage of social perception development have been shown

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Онтогенез вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения»

УДК 159.9:612.825.249

ОНТОГЕНЕЗ ВЕРБАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

© 2006 г. Д. А. Медведев

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Важнейшим средством концептуализации и операционализации субъективного фактора общественного развития может служить разработка целостной психологической концепции вербального отражения действительности. В рамках данной концепции ключевое значение приобретает информация, содержащая знание об основных этапах онтогенеза данного образования человеческой психики [1, 3, 4].

Вербальное отражение действительности можно определить в качестве интегрального психического образования, воспроизводящего через систему вербальных субъективных значений структуру жизненного опыта субъекта и обусловливающего на этой основе характер развертывания его внутренней и внешней активности. Вербальное отражение действительности возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и первоначально проявляется как процесс означивания чувственных образов [2]. Соответственно, психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории, выступает в качестве единицы вербального отражение действительности. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру вербального отражения действительности, а изменение отношений между значениями выступает механизмом ее развития на разных этапах онтогенеза.

Этап развития мировоззрения является третьим — ценностным этапом развития вербального отражения действительности и начинается с возраста 15 лет (ранняя юность). Верхней условной границей возможного завершения данного этапа можно считать возраст 18—19 лет (юношеский возраст), при достижении которого человек формально достигает уровня физической, психологической и социальной зрелости. Ведущую роль на этапе развития мировоззрения играет аксиологический блок, формирующийся на основе механизма интериоризации: личность присваивает систему внешних социальных ценностей. Другим механизмом онтогенеза вербального отражения действительности на этапе мировоззрения выступает личностная рефлексия, позволяющая человеку определить свое место в общей структуре социальной реальности. Доминирующее значение здесь имеет процесс образования, а базовая цель этапа состоит в развитии человека, способного приносить пользу своей стране через осуществление той или иной профессиональной деятельности.

В юношеском возрасте происходит соотнесение всего многообразия накопленных молодыми людьми на когнитивном этапе развития картины мира знаний и фактов с системой идеологических и государственных ценностей, принятых в определенном обществе,

Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента по мировоззренческой стадии развития данного психического образования. Ключевые слова: онтогенез, вербальное отражение действительности, мировоззрение, возраст, личность, ценностные ориентации.

в результате чего у личности возникает мировоззрение — совокупность ценностных ориентаций, детерминирующая ее поведение и деятельность. Аксиологический блок, как ведущий на этапе развития мировоззрения, начинает определять процесс эмоциональной оценки объектов и явлений действительности и специфику развертывания активности по отношению к ним, а также особенности познания человеком окружающего мира, аккумулированные в вербальных значениях образа-Я, образа Другого и обобщенного образа предметного мира. Онтогенез вербального отражения действительности базируется на общих закономерностях психического развития человека, а основой развития мировоззрения является абстрактное мышление, поскольку именно оно лежит в основе вторичной социализации личности, обеспечивающей усвоение человеком системы принятых в определенном обществе религиозных и политических идеологий, определяющих специфику восприятия им объективной реальности.

Задачей нашего исследования явилось изучение особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения. Исследование проводилось в течение 2001 — 2005 годов на базе гимназии № 2 (г. Астрахань — 112 школьников 10—11-х классов: 52 юноши и 60 девушек 16—17 лет), Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург — 117 студентов 1-го курса: 55 юношей и 62 девушки 17—18 лет), Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (125 студентов 2-го курса: 60 юношей и 65 девушек 18—19 лет) и Астраханской государственной медицинской академии (471 студент 1 — 3-го курса: 170 юношей и 301 девушка 17—19 лет). Общий объем выборки составил 825 испытуемых юношеского возраста: 337 юношей и 488 девушек (16—19 лет).

Исследование носило межрегиональный характер, а разнородность выборки объясняется необходимостью составления возможно более целостной картины социального мировосприятия современных юношей и девушек, обучающихся в средних и высших учебных заведениях различного профиля. В данной статье мы рассматриваем собственно психологические (возрастные) черты мировоззрения молодежи юношеского возраста без учета биологических (пол) и социальных (профиль образования) различий, представлению которых будут посвящены отдельные публикации.

Для определения особенностей мировоззренческого этапа развития вербального отражения действительности использовались методы экспериментальной психосемантики (в частности, семантический дифференциал Ч. Осгуда), а также методика «Ценностные ориентации Рокича» [7]. В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры кластерного, корреляционного и факторного анализа). Математическая обработка данных проводилась на

основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.

На основе теоретического анализа литературы, посвященной особенностям биопсихосоциального развития человека в онтогенезе (контент-анализ), изучения ведущих периодизаций психического развития [5, 6], а также использования метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих ученые степени) нами была разработана система маркеров, отражающих базовые объекты и явления действительности и передающая, таким образом, обобщенную модель содержания и структуры вербального отражения действительности индивидуального и группового субъекта: 1) мое прошлое; 2) физическое и психическое здоровье; 3) любовь — физическая и психологическая близость с любимым человеком; 4) мое настоящее; 5) достойное социальное положение и авторитет у людей; 6) благополучие других людей; 7) «Я»; 8) серьезная профессиональная карьера;

9) стремление к профессиональной самореализации;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10) мое будущее; 11) самоутверждение в различных сферах жизни; 12) переживание осмысленности бытия и гармонии с миром. Следует отметить, что все приведенные выше маркеры входили на разных этапах онтогенеза в структуру вербального отражения действительности испытуемых (уровень близости маркеров в одно стандартное квадратичес-кое отклонение), что доказывает их адекватность исследуемому феномену.

Анализ дендрограммы кластерного анализа общей выборки испытуемых юношеского возраста, находящихся на этапе развития мировоззрения, позволяет выделить в их вербальном отражении действительности четыре основных кластера.

Первый кластер (маркеры № 1, 3, 7, 10) отражает специфику самосознания личности испытуемых юношеского возраста: субъективная ценность любви связывается в нем с психологическим прошлым (возможная причина этого — преодоление интимно-личностного общения как ведущей деятельности подросткового возраста), а маркер значения образа-Я оказывается связанным с психологическим будущим человека. Второй кластер (маркеры № 2, 5, 11) передает прагматическую направленность вербального отражения действительности юношей и девушек — маркер самоутверждения занимает в нем доминирующее положение, а вербальные конструкты здоровья и достойного социального положения рассматриваются молодыми людьми в качестве средств личностного самоутверждения. Третий кластер (маркеры № 4, 8, 9) профессионального самоопределения молодых людей отражает их ведущую (учебно-профессиональную) деятельность. Маркеры профессиональной карьеры и профессиональной самореализации находятся в одном кластере, что свидетельствует о преодолении юношами и девушками разрыва между ними, существовавшего на этапе картины мира. Данная ситуа-

ция связана с тем, что молодые люди осуществили выбор профессии и приступили к профессиональной подготовке. Понятия профессиональной карьеры и профессиональной самореализации образовали в их мировоззрении единую ценность, определяющую специфику развития их вербального отражения действительности на данном этапе онтогенеза. Четвертый кластер (маркеры № 6, 12) может быть интерпретирован в качестве бытийно-субъектного отношения к действительности. На анализируемой дендрограмме указанный кластер выходит за рамки одного стандартного квадратического отклонения, что свидетельствует о его вытеснении из мировоззрения испытуемых. Бытийное отношение к миру относится в данном случае к числу социально благожелательных ценностей: их демонстрируют лишь для того, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих. Данный факт подтверждает наши представления о специфике и закономерностях развития вербального отражения действительности в онтогенезе: этап развития мировоззрения связан в первую очередь с ценностями профессионального самоопределения личности.

В исследовании применялась стандартная процедура факторного анализа по варианту principal components (marked loadings > 0,70) с варимакс-вращением. Факторная структура аксиологического блока вербального отражения действительности общей выборки испытуемых, находящихся на этапе развития мировоззрения (таблица) состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 52 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (информативность 15 %) — это фактор ценности учебно-профессиональной деятельности испытуемых, находящихся на этапе развития мировоззрения. Доминирующее значение данного фактора подтверждает нашу гипотезу о том, что мировоззрение личности имеет выраженную профессиональную направленность. Фактор 2 (информативность 12 %) отражает стремление молодых людей к самостоятельности в своих делах и поступках. Наличие этого фактора можно рассматривать как появление у них тенденции к образованию собственно смыслового блока вербального отражения действительности: стремление к самостоятельности запускает процесс образования смыслов как внутренних вербальных приоритетов субъекта, определяющих направление развития его социальной активности. Таким образом, внутри мировоззрения как системы внешних (интерио-ризированных) ценностей начинают зарождаться внутренние смыслы как самостоятельно выработанные вербальные значения субъекта. Указанный факт передает динамический характер вербального отражения действительности и подтверждает наши представления о закономерностях онтогенеза данного образования. Фактор 3 (информативность 14 %) фиксирует прагматическую направленность

мировоззрения лиц юношеского возраста, отражая типичную картину ценностей капиталистического общества — приоритет материального над идеальным. Фактор 4 (информативность 11 %) передает серьезное отношение молодежи к своей жизни и выступает в роли «инструментального» фактора, обеспечивающего основу для ее личностного самоутверждения.

Факторная структура мировоззрения общей выборки испытуемых юношеского возраста (16—19 лет) (п = 825)

Ценностная ориентация Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Здоровье 0,084 0,001 +0,254 +0,751

Любовь 0,644 0,145 0,004 0,083

Материально обеспеченная жизнь 0,176 0,149 +0,719 0,089

Познание + 0,664 0,182 0,184 0,0124

Развитие + 0,660 0,140 0,102 +0,106

Развлечения 0,222 +0,224 +0,308 0,618

Свобода 0,048 +0,767 0,152 0,117

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Счастливая семейная жизнь 0,643 0,198 0,051 +0,222

Счастье других 0,036 +0,011 0,573 +0,093

Творчество +0,152 0,037 0,616 0,275

Высокие запросы +0,082 +0,117 +0,354 0,511

Независимость +0,027 +0,775 +0,100 0,033

Чуткость 0,282 0,345 0,510 0,079

Собственное значение 1,908 1,551 1,850 1,39

Доля дисперсии 0,147 0,116 0,142 0,107

Обобщение результатов экспериментального исследования показывает, что мировоззрению современных юношей и девушек свойственны следующие основные черты: 1) высокая субъективная ценность собственного будущего; 2) прагматическая направленность; 3) доминирующее значение ценностей профессионального самоопределения, учебно-профессиональной деятельности и серьезной профессиональной карьеры; 4) вытеснение из мировоззрения бытийно-субъектного отношения к действительности, связанное с неразвитостью смыслообразующего блока вербального отражения действительности; 5) наличие субъективной ценности самоутверждения в различных сферах жизни, направленного на достижения достойного социального положения и авторитета у людей; 6) субъективная ценность самостоятельности в своих делах и поступках; 7) ценностная установка на серьезное отношения к своей жизни; 8) субъективная уверенность в себе.

Проведенное исследование доказывает, что на основе концепции вербального отражения действительности можно эффективно выявлять особенности мировосприятия современной молодежи, а она сама способна стать одним из методологических оснований современной возрастной и педагогической психологии.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 288 с.

2. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия / В. А. Барабанщиков. — М. ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с.

3. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т. Н. Березина. — М. : ПЕР СЭ, 2001. — 319 с.

4. Медведев Д. А. Психология развития субъективной реальности / Д. А. Медведев. — Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2004. — 350 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М. : Academia, 1999. — 453 с.

6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М. : Роспедагентство, 1996. — 372 с.

7. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. — М. : Изд-во МГУ, 1988. — 207 с.

ONTOGENESIS OF VERBAL REFLECTION OF REALITY AT STAGE OF SOCIAL PERCEPTION

D. A. Medvedev

Russian State Pedagogical University (Herzen University), St. Petersburg

In the article, the analysis of ontogenesis of verbal reflection of reality at the stage of social perception of the world has been given. The author has considered verbal reflection of reality as a multilevel system. The results of ascertaining experiments on this psychological formation at the stage of social perception development have been shown

Key words: ontogenesis, verbal reflection of reality, social perception of the world, age, personality, axiological orientation.