Научная статья на тему 'Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира'

Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
154
22
Поделиться
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕЗ / ВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / КАРТИНА МИРА / ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Медведев Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе картины мира. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента, передающие особенности развития данного психического образования на этапе картины мира.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Медведев Дмитрий Алексеевич,

THE ONTOGENESIS OF THE VERBAL REFLECTION OF REALITY AT THE STAGE OF THE PICTURE OF THE WORLD

The article analyses the ontogenesis of verbal reflection of reality at the stage of the picture of the world. The author treats the verbal reflection of reality as a multilevel system. The article presents the results of ascertaining experiments on the picture of the world development stage of the given psychological formation.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира»

удк 159.93

ОНТОГЕНЕЗ ВЕРБАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ КАРТИНЫ МИРА

© 2007 г. Д. А. Медведев

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Главным средством концептуализации и операционализации субъективного фактора общественного развития может служить разработка целостной психологической концепции вербального отражения действительности [1, 3, 6, 10, 11]. В рамках данной концепции серьезное значение приобретает информация об онтогенезе данного образования человеческой психики.

Вербальное отражение действительности — это интегральное психическое образование, воспроизводящее через систему вербальных субъективных значений структуру жизненного опыта субъекта и обусловливающее на этой основе характер развертывания его внутренней и внешней активности. Вербальное отражение действительности возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и первоначально проявляется как процесс означивания чувственных образов [2]. Психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории, выступает в качестве единицы вербального отражения действительности. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру вербального отражения действительности, а изменение отношений между значениями выступает механизмом ее развития на разных этапах онтогенеза.

Задачей нашего исследования явилось изучение особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе развития картины мира. Исследование проводилось в течение 2001—2006 годов на базе гимназии № 2 г. Астрахани (275 школьников 8—9-х классов: 132 мальчика и 143 девочки подросткового возраста — 14—15 лет). В данной статье мы рассматриваем собственно психологические (возрастные) черты картины мира современных подростков без учета их биологических (пол) различий.

Для определения особенностей развития вербального отражения действительности на этапе картины мира использовались методы экспериментальной психосемантики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, а также методика «Ценностные ориентации Рокича» [7, 9]. В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры кластерного, корреляционного и факторного анализа). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0, Excel 7.0 для среды Windows.

На основе теоретического анализа литературы, посвященной особенностям биопсихосоциального развития человека в онтогенезе

Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе картины мира. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента, передающие особенности развития данного психического образования на этапе картины мира.

Ключевые слова: онтогенез, вербальное отражение действительности, картина мира, возраст, личность, представления.

(контент-анализ), изучения ведущих периодизаций психического развития [4, 7, 8], а также использования метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих ученые степени) нами была разработана система маркеров, отражающая базовые объекты и явления действительности и передающая таким образом обобщенную модель содержания и структуры вербального отражения действительности индивидуального и группового субъекта: 1) мое прошлое; 2) физическое и психическое здоровье; 3) любовь — физическая и психологическая близость с любимым человеком; 4) мое настоящее; 5) достойное социальное положение и авторитет у людей; 6) благополучие других людей; 7) «Я»; 8) серьезная профессиональная карьера; 9) стремление к профессиональной самореализации; 10) мое будущее; 11) самоутверждение в различных сферах жизни; 12) переживание осмысленности бытия и гармонии с миром. Все указанные маркеры входили на разных этапах онтогенеза в структуру вербального отражения действительности испытуемых (уровень близости маркеров в одно стандартное квадратическое отклонение), что доказывает их адекватность исследуемому феномену.

Хронологические рамки когнитивного этапа развития вербального отражения действительности — с 6—7 до 14—15 лет (младший школьный и подростковый возраст). Данный этап проявляется в фиксации в субъективной картине мира знаний ребенка об окружающей действительности, составляющих основу его жизненного опыта. Знания о себе, других людях и мире, переданные в системе вербальных категорий (понятий), в первую очередь определяют поведение личности на данном этапе онтогенеза, а главным механизмом развития вербального отражения действительности здесь выступает общепсихологический механизм интериоризации вербальных значений. Ведущую роль в этот период играет структурносодержательный блок, включающий субъективные значения образа-Я, образа другого и обобщенного образа предметного мира, формирующийся на основе освоения ребенком научной картины мира и содержания определенной культуры. Доминирующее значение на данном этапе развития вербального отражения действительности имеет процесс воспитания, а его базовая цель состоит в усвоении ребенком общественных правил и моральных норм поведения (первичная социализация). Специфика социальной ситуации развития в подростковом возрасте, в частности важная роль общения со сверстниками, определяет результат когнитивного (картина мира) этапа вербального отражения действительности — формирование основ психологической и психосоциальной зрелости личности, связанной с семантическими конструктами достойного социального положения и авторитета у людей и стремления к благополучию других людей. Когнитивные представления о мире,

себе и окружающих людях выступают для подростка основой выстраивания новой системы межличностных отношений.

Кластерный анализ усредненной матрицы расстояний для выборки испытуемых, находящихся на этапе развития картины мира, передает обобщенный характер объединения понятий в базовые конструкты вербального отражения действительности подростков. В дендрограмме на уровне близости в одно стандартное квадратическое отклонение выделяются четыре кластера.

Первый кластер передает общую социальную направленность вербального отражения действительности подростков, объединяя достаточно разнородные конструкты. Такая ситуация вполне логична и подтверждает нашу гипотезу о том, что основное содержание указанного образования на этапе развития картины мира составляют значения образов-представлений, не имеющие достаточно четкой ценностно-смысловой дифференциации. Подростки лишь стоят на пороге взрослой жизни, и система маркеров их вербального отражения действительности еще не обладает достаточной ценностной или смысловой определенностью и стабильностью. Обращает на себя внимание тот факт, что ведущую роль в первом кластере играют семантические конструкты достойного социального положения и авторитета у людей и благополучия других, что свидетельствует об адекватности нашей интерпретации данного этапа развития вербального отражения действительности.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Второй кластер может быть представлен в качестве субъективного настоящего подростков, связанного со стремлением к самоутверждению в различных сферах жизни и профессиональной карьере.

Ядром третьего, отражающего самосознание подростков, является значение субъективного будущего, связанного с необходимостью скорого начала профессиональной подготовки. Интересно, что понятия профессиональной карьеры и профессиональной самореализации попадают в разные кластеры, демонстрируя своеобразный разрыв между настоящим стремлением к профессиональной карьере и будущим стремлением к осуществлению профессиональной деятельности. Данная ситуация характерна лишь для когнитивного уровня развития вербального отражения действительности и связана с тем, что подростки еще не определились в выборе профессии — они имеют представления о некоторых профессиях, но ни одна из них не обладает в их глазах определенным ценностно-смысловым статусом. На зрелых этапах развития вербального отражения действительности (мировоззрение — 16—19 лет, субъективное мироздание — после 19) данные маркеры оказываются неразрывно связанными между собой, выступая в качестве внешних ценностей или внутренних смыслов.

Четвертый кластер образован маркером пережи-

вания осмысленности бытия и гармонии с миром, который выходит за рамки одного стандартного квадратического отклонения, что указывает на его вытеснение из подростковой картины мира. Изолированный характер маркера, с одной стороны, отражает общий

— кризисный — характер подросткового возраста; с другой — демонстрирует когнитивную сущность этого маркера на этапе картины мира: вербальное значение образа-представления оказывается неспособным, в силу возрастных особенностей, к выполнению ценностной или смысловой функции. Указанный маркер получит глубинное наполнение только на этапе развития субъективного мироздания, передавая бытийную сущность высшего — смыслового — этапа развития вербального отражения действительности.

В исследовании применялась стандартная процедура факторного анализа по варианту principal components (marked loadings > 0,70) с варимакс-вращением. Факторная структура вербального отражения действительности общей выборки испытуемых, находящихся на этапе развития картины мира, состоит из трех факторов (таблица). доля дисперсии составляет 0,70 — выделенные факторы объясняют 70 % суммарной дисперсии признаков, что можно считать хорошим результатом.

Факторная структура вербального отражения действительности на этапе картины мира испытуемых подростков 14—15 лет

Представление Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Любовь -0,08 +0,79 -0,08

Творчество +0,18 -0,68 -0,39

Уверенность в себе -0,15 -0,78 +0,24

Аккуратность +0,91 -0,15 -0,34

Воспитанность +0,89 +0,03 + 0,03

Ответственность -0,16 -0,08 +0,88

Твердая воля -0,69 -0,24 -0,35

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Эффективность в делах -0,35 -0,08 -0,76

Собственное значение Доля дисперсии 2,08 0,27 93 со 1, 0, 1,48 0,20

Фактор 1 имеет наибольшую информативность (27 %) и может быть интерпретирован в качестве фактора моральной нормативности. наличие его в структуре вербального отражения действительности подростков подтверждает нашу гипотезу о том, что моральное развитие является одним из важнейших условий трансформации когнитивных представлений (этап картины мира) в ценностные ориентации (этап мировоззрения) [5]. Фактор 2 (информативность 23 %) отражает подростковый интерес к противоположному полу. наличие на отрицательном полюсе конструкта «уверенность в себе» свидетельствует о негативном характере значения образа-Я у подростков; значение образа Другого (сверстник противоположного пола) оценивается позитивно. Фактор 3 (информативность 20 %) — ответственность за порученное дело. Он отразил существенную особенность системы ког-

нитивных представлений испытуемых, которые воспринимают себя в качестве ответственных людей, обладающих вместе с тем низкой эффективностью в работе. Указанные представления подростков о себе скрывают внутреннее противоречие, которое находит разрешение в их актуальной (учебной) деятельности, трансформирующейся на следующем этапе онтогенеза (ранняя юность) в учебно-профессиональную деятельность. Таким образом, на уровне этого фактора можно наблюдать момент зарождения внутренних вербально-субъективных предпосылок перехода от одного вида деятельности к другому, обусловливающий психологическое развитие личности на соответствующем этапе онтогенеза.

Применение кластерного, корреляционного и факторного анализов позволило представить содержание и структуру вербального отражения действительности подростков (статический аспект) и выявить общую закономерность развития вербального отражения действительности в данном возрасте (динамический аспект) — переход от когнитивного этапа картины мира к ценностному этапу мировоззрения. наибольшее значение для подростков имеет их психологическое будущее, связанное с необходимостью скорого начала профессиональной подготовки. Ядром их вербального отражения действительности является самоутверждение в различных сферах жизни, направленное на достижение достойного социального положения и авторитета у людей, а также серьезную профессиональную карьеру. Базовыми элементами вербального отражения действительности подростков следует считать моральную нормативность, интерес к противоположному полу и ответственность за порученное дело.

Данные эмпирического исследования подтверждают наши гипотезы относительно характера вербального отражения действительности на этапе развития картины мира и его обусловленность общими закономерностями биопсихосоциального развития человека в онтогенезе. Основным результатом данного этапа является формирование у подростков системы вербальных категорий, содержащей общие знания о себе и мире, достижение на этой основе определенного уровня психологической зрелости, обеспечивающего выстраивание новой системы межличностных отношений и делающего возможным переход к ценностному этапу развития вербального отражения действительности

— этапу мировоззрения.

Проведенное исследование доказывает, что на основе концепции вербального отражения действительности можно эффективно выявлять особенности подростковой картины мира, а она сама способна стать одним из методологических оснований современной возрастной и педагогической психологии.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 288 с.

2. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного вос-

приятия / В. А. Барабанщиков. — М. ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

3. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т. Н. Березина. — М. : ПЕРСЭ, 20 01. — 319 с.

4. Горьковая И. А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Горьковая И. А. — СПб., 1998. — 48 с.

5. Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе мировоззрения / Д. А. Медведев // Экология человека. — 20 0 6. — № 6. — С. 41—44.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Медведев Д. А. Психологическая концепция вербального отражения действительности / д. А. Медведев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2006. — № 7(17).

— С. 102—113.

7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М. : Academia, 1999. — 453 с.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М. : Роспедагенство, 1996. — 372 с.

9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. — М. : Изд-во МГУ, 1988. — 207 с.

10. Худяков А. И. Психофизика обобщенного образа : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Худяков А. И. — СПб.,

2001. — 44 с.

11. Шевченко В. И. Психологические особенности профессиональных установок курсантов ВВМУЗ : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шевченко В. И. — СПб.,

2002. — 22 с.

THE ONTOGENESIS OF THE VERBAL REFLECTION OF REALITY AT THE STAGE OF THE PICTURE OF THE WORLD

D. A. Medvedev

The Russian State Pedagogical University (The Herzen University), St. Petersburg

The article analyses the ontogenesis of verbal reflection of reality at the stage of the picture of the world. The author treats the verbal reflection of reality as a multilevel system. The article presents the results of ascertaining experiments on the picture of the world development stage of the given psychological formation.

Key worlds: ontogenesis, verbal reflection of reality, the picture of the world, age, personality, representations.

Контактная информация:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Медведев Дмитрий Алексеевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48, РГПУ им. А. И. Герцена

Тел. 315-07-25; e-mail: vedmed5@yandex.ru

Статья поступила 17.10.2006 г.