Научная статья на тему 'Периодизация изучения феномена буллинга'

Периодизация изучения феномена буллинга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4936
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодизация изучения феномена буллинга»

Л.1 1

Психологическая антропология

$

Ярмина

Алина Николаевна,

аспирантка кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Периодизация изучения феномена буллинга

Термин «буллинг» произошел от английского bullying, что означает запугивать, травить, задирать. Данный феномен проявляется в разных ситуациях и местах: в школе, на рабочем месте, в армии. Травля в школе получила название «школьный буллинг» - «schoolbullying», и хотя она и существовала с давних времен, исследование этого феномена началось в последней трети прошлого века в странах Северной Европы. В отечественной психологии крайне мало работ, посвященных данной тематике.

Под буллингом обычно понимается запугивание, унижения, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [Кон, 2006]. В том случае, когда насилие носит длительный, систематический характер, осуществляется в отношении человека, неспособного защитить себя в данных обстоятельствах, и направлено на то, чтобы запугать и подчинить жертву, сознательно доставить ей страдания и дискомфорт, принято говорить о буллинге [Кон, 2006; JingWangetal., 2012; Olweus, 1993].

В последнее время в связи с быстрым развитием инфо-коммуникационных технологий буллинг приобрел новые формы, например, кибербуллинг. Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи.

Основная площадка кибербуллинга в интернете - социальные сети. Анонимность позволяет оставаться безнаказанным и выходить за рамки допустимого поведения. Контентная фильтрация и технические меры безопасности не помогают бороться с данной проблемой.

По данным исследования «Дети России Онлайн», в 2010 году примерно четверть (23%) российских подростков подвергалась физическому или психологическому насилию со стороны своих сверстников «лицом к лицу» или в Интернете. Примерно столько же подростков сознались, что сами обижали или оскорбляли других людей. Наиболее высокими эти показатели оказались в таких крупных мегаполисах, как Москва (27%) и Санкт-Петербург (35%). Для сравнения, в Европе дети в среднем гораздо реже признаются, что подвергались насилию со стороны сверстников, хотя в ряде стран эти показатели существенно выше, чем в России, например: в Эстонии -44%, а в Румынии - 42% [Солдатова и др., 2010; Солдатова, Зотова, 2011; Soldatova, Zotova, 2013]. В результате мета-анализа

Ярмина Алина Николаевна

82 количественных исследований, шедших с 1996 по 2006 год (Cook et. all, 2010), из которых 45 были проведены в Европе, 21 - в США, и 16 - в других странах, авторы рассчитали средние показатели распространенности: около 20% - агрессоры, 23% -жертвы, и 8% - хамелеоны. По результатам метаанализа 49% не принимали участие в буллинге. Таким образом, данные метаанализа за предыдущие годы схожи с полученной статистикой по России: примерно четверть детей подвергается буллингу оффлайн или он-лайн по всему миру.

По материалам статьи Питера Смита «Школьный бул-линг» были выделены четыре «волны» изучения буллинга. С помощью данной периодизации можно увидеть этапы изучения буллинга в разных странах.

История изучения буллинга

Первые публикации на тему школьной травли появились сравнительно недавно. Исследование школьной травли (буллинга) проходило в четыре волны [Smith, 2012].

Первая волна: конец 1960-х - 1988 гг.

В 1969 г. шведский школьный врач Петер-Пауль Хайне-манн [Heinemann,1969] опубликовал статью, посвященную травле. Статья вызвала широкий общественный резонанс, и Хайнеманн продолжил работу над этой проблемой. В 1972 г. вышла его книга «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых», которая в 1973 г. была издана в Норвегии.

В своей работе Хайнеманн использовал социально-психологический подход. Он изучал взаимодействие преследователя и жертвы и отношения внутри группы преследователей. В книге были описаны его наблюдения за учениками шведской школы. Автор утверждал, что моббинг - это поведение человека как биологического существа, некий инстинкт. В своей точке зрения он опирался на работу об агрессии этолога Конрада Лоренца. В этологии термином «моббинг» Лоренц обозначил такое поведение, когда, например, стая мелких птиц не давали покоя одному из сородичей: предполагалось, что они отгоняют его от ближайшего окружения. Они все набрасываются на того, кто отличается, кто мешает стае [Larsson, 2008].

В 1973 г. Дэн Олвеус опубликовал «Forskning ом skolmobbning», которая была переведена на английский в 1978 г. как «Школьные хулиганы и мальчики для битья». Здесь «бул-линг» или «моббинг» был определен с точки зрения физического и вербального поведения.

В 1975 г. появилась книга «Как остановить моббинг?» шведского автора Анатоля Пикаса. Пикас, как и Хайнеманн, рассматривает моббинг как групповой процесс [Pikas, 1976, 1989].

Недостатком теорий Пикаса и Хайнеманна является отрицание закономерностей (т.е. игнорирование характерных особенностей преследователей) и отсутствие системных элементов. Д. Олвеус не отрицает наличия групповых процессов, но ключевыми считает особенности личности. В его теории существуют четкие условия возникновения моббинга (или буллин-га) и элементы контекста, которые находятся во взаимосвязи.

С 1980 г. к этому феномену обращаются и в Финляндии. Его изучением занимались Кристи Лагерспетц и ее коллеги. Результаты их работы, в частности исследования личностных особенностей преследователей и жертв, публиковались в международных научных журналах. Также большой вклад в развитие исследований, посвященных данной теме, внесла профессор психологии в Университете Турку Кристина Салмивалли. Она занималась изучением отношений остальных учеников к преследователям и жертвам [Salmivali, 2005; Salmivalietal,1996].

В 1987 г. в Ставангере (Норвегия) состоялась первая международная конференция, посвященная проблеме моббинга. Организатором выступил Совет Европы. В конференции приняли участие около 40 ученых и работников школ из западноевропейских стран. По результатам конференции была издана книга «Bulling: An International Perspective» («Буллинг в разных странах: Обзор проблемы») [Roland,1989].

По окончании конференции Мона О'Мур из Ирландии занялась исследованиями моббинга и открыла центр его изучения в Тринити-колледже в Дублине. Здесь изучалась самооценка преследователя и жертвы, кроме того был разработаны меры по предотвращению моббинга [O'Moore,1989, O'Moore, Hillery,1999].

Вторая волна: создание научно-исследовательской программы 1989 - середина 1990-х гг.

С 1989 года увеличилось количество книг и журнальных статей о буллинге. К этой проблеме обратились за пределами Скандинавии. Кроме анкет самоотчета некоторые исследования стали использовать методику номинаций со стороны сверстников. Важным моментом этого периода изучения проблемы стало то, что к буллингу было причислено косвенное и относительное запугивание (распространение слухов, социальное отчуждение и т.п.).

В 1990-х г. исследования моббинга начались параллельно в нескольких странах: в Англии, Австралии, Канаде. Были установлены постоянные контакты с исследователями из Северной Америки, а затем - с японскими специалистами [Smith et al., 1999].

Ярмина Алина Николаевна

Третья волна: создание международной программы исследования в середине 1990-х - 2004 гг.

В 1993 г. теория Д. Олвеуса обрела окончательную полноту. Описать ее может модель, в которой одним из факторов выступает ситуация в семье, а детско-родительские отношения имеют наибольшее значение; кроме того, присутствуют внешние и внутренние факторы условий обучения в школе, наличие в составе класса преследователей и жертв - и моббинг как результирующая переменная. Кроме того, выявлены феномены размывания ответственности и социального заражения, которые ведут к потере контроля в группе.

В 1990-х годах проблемой буллинга и моббинга уже активно занимались во многих странах: проводились исследования, стали разрабатываться профилактические программы и социальные проекты по помощи жертвам.

В Канаде, в Йоркском университете был создан центр «LaMarsh», руководителем стала Дебра Пепер. Здесь были разработаны профилактические меры и изучены социальные процессы. В Англии Питер К. Смит и его коллеги создали проект «Sheffield»: специалисты в области моббинга проанализировали масштаб проблемы, характеристики учащихся, и создали рекомендации по предотвращению моббинга [Smith, Sharp, 1994].

В Австралии ключевыми фигурами выступили Кен Ригби и Питер Сли, работа которых посвящена отношениям различных групп учащихся к моббингу (Rigby, 1997; Rigby, Slee,1991). Исследовательская группа Даны Кросс занималась изучением проблем со здоровьем у жертв моббинга. В Японии исследования моббинга связаны с именем социолога Ёдзи Морита [Moritaetal,1999].

С 1969 г., когда вышла статья Хайнеманна, изучение бул-линга прошло путь от локального исследования до деятельности международного масштаба. В 2003 г. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) учредила небольшой экспертный совет в целях разработки принципов профессионального сотрудничества между 30 странами, входящими в ОЭСР. Отчет совета был представлен на конференции ОЭСР «Taking Fear out of Schools» (2004 г.), посвященной моббингу и насилию в школе. В конференции приняли участие подавляющее большинство ведущих исследователей в данной области со всего мира. Целью конференции было определить направление исследований причин возникновения моббинга, сформулировать задачи, связанные с разработкой методов и проводимой национальной политикой, а также обозначить пути дальнейшего международного сотрудничества.

л1л 1

Психологическая антропология

Четвертая волна: кибербуллинг

За прошлое десятилетие кибербуллинг стал отдельной проблемой, которая была принята во внимание [Smith, 2012].

Кибербуллинг может начинаться с текстовых сообщений или посредством е-mail. С середины 2000-х распространение этого вида буллинга все увеличивается [Rivers & Noret, 2010]. Возможности смартфонов и возрастающая популярность социальных сетей - это новые инструменты для тех, кто желает причинить другим боль.

В России об актуальности данной проблемы одним из первых заговорил И. Кон в статье «Что такое буллинг и как с ним бороться» [Кон, 2006]. Несмотря на распространенность бул-линга в образовательной среде, исследований в нашей стране, посвященных этой теме, недостаточно, поэтому эта тема приобретает все большую научную актуальность. J/R

Список литературы:

2.

3.

4.

7.

Кон И. С. «Что такое буллинг и как с ним бороться» //Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М, Гир М, Роггендорф П. Дети России Онлайн. Результаты международного проекта. - М.: Фонд Развития Интернет, 2010.

Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойман-

ные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Под ред. Г.В. Солдато-вой. - М., 2011. - 176 с.

Cook, С. R, К. R Williams, N. G. Guerra, and Т. E. Kim (2010), "Variability in the prevalence of bullying and victimization: a cross-national and methodological analysis", in S. R. Jimerson, S. M. Swearer, and D. L. Espelage (eds.), Handbook of Bullying in Schools. An International Perspective, New York & London, Routledge, P. 347-362. Heinemann, P. Apartheid // Liberal Debatt. 1969. Vol. 3. P. 3-14. Jimerson, S. R., S. M. Swearer, andD. L. Espelage (eds.) (2010), Handbook of Bullying in Schools. An International Perspective, New York & London, Routledge.

Larsson, А., 2008: On the emergence and prehistory of the concept of mobbing - a conceptual history/Pedagogisk Forskning i Sverige, Vol 13, No 1, pp 19-36. Stockholm. ISSN 1401-6788.

8. Morita, Y, Soeda H, Soeda K.,Taki M. Japan / The nature of school bulling : A cross-national perspective. - L.: Routledge,1999.

9. O'MooreA. M. Bulling in Britain and Ireland: an overwiew // Bulling: An International Perspective . - L. David Fulton Publishers, 1989.

10. O'Moore A. M. Hillery B. Bulling in Dublin schools// Irish Journal of psychology. 1999. Vol. 10. P. 426-441.

11. Pikas A. Slik stopper vi mobbing. - Oslo : Gyldenal,1976.

12. Pikas A. The common Concern Method for the Treatment of mobbing // Bulling. An International Perspective. - L.: David Fulton Publishers, 1989.

13. Rigby, K. Attitudes and beliefs of Australian schoolchildren regarding bullying in schools // Irish Journal of Psychology, 1997. Vol. 18. P. 202-220.

14. Rigby, K., Slee, P. Victims in school communities // Journal of the Australian Society of Victimology. 1991. P. 25-31.

Ярмина Алина Николаевна

15. Rivers, I., and N. Noret (2010), "I h8 u': findings from a five-year study of text and email bullying", British Educational Research Journal, 36, P. 643-671.

16. Roland, E. School Influences on bulling. - Stavanger: Rebell forlag, 1989.

17. Salmivalli, C. Consequences of School Bulling and Violence // Taking Fear out of Schools. - Stravanger: University of Stravanger, Centre for Behavioural Research, 2005.

18. Salmivalli, C, Lagerspetz, K. M. J., Bjorkqvist, K., Ostermann, K., Kaukiaianen, A. Bullying as a group process: Participant roles and their relations to social status within a group // Aggressive Behaviour.1996.Vol. 22. P. 1-15.

19. Sharp, S., Smith, P. (1994). Tackling bullying in your school: A practical handbook for teachers. London: Routledge.

20. Smith, P. K. Definition, types and prevalence of school bulling and violence // Taking Fear out of Schools. - Stavangersity of Stavanger, Centre for Behavioural Research, 1999.

21. Smith, P. School Bullying // Sociologia, problemas e praticas. 2012. n 71, P. 81-98.

22. Sparling, 'Mean machines: New technologies let the neighbourhood bully taunt you anywhere, anytime. But you can fight back', // Current Health, 2004, v.28, n.8, P.18-20.

23. Soldatova G., ZotovaE. Coping with online risks: The experience of Russian schoolchildren //Journal of Children and Media, Volume 7, Issue 1, 2013, P. 44-59. http://dx.doi.org/10.1080/17482798.2012.739766.

24. Rashmi Shetgiri Bullying and Victimization Among Children // Adv Pediatr. 2013; 60 (1) : 33-51.

25. Jing Wang, RonaldJ. lannotti, Jeremy W. Lik Patterns of Adolescent Bullying Behaviors: Physical, Verbal, Exclusion, Rumor, and Cyber // Sch Psychool, 2012 August; 50 (4) : 521-534.

26. Olweus, D. Bullying at school. What we know and what we can do. - Oxford: Blackwell, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.