ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА
В 1980-90 ГОДЫ
Н.Н. Наумова, канд. истор. наук, доцент А.С. Ефимова, студент Братский государственный университет (Россия, г. Братск)
Аннотация. В статье раскрывается понятие буллинга как одного из видов агрессивного поведения. Прослеживается исторический путь развития научного знания о нем. Исследование буллинга в исторической ретроспективе позволяет раскрыть истоки зарождения и процесс формирования указанной отрасли социальной психологии.
Ключевые слова: буллинг, агрессия, травля, подростки, девиантное поведение, жертва, преследователь.
В настоящее время во всем мире отмечается рост насильственных действий в отношениях между людьми. Зачастую эти действия сопряжены с физической и вербальной агрессией, которые в совокупности представляют собой проявления различных вариаций буллинга. Существует множество причин роста агрессии и насилия среди детей и подростков: слом традиционных ограничений и установок «патриархального мира» при неопределенности и противоречивости рамок нового, резкое усложнение условий и тенденций социализации подростков, очень резкие и глобальные социально-экономические перемены.
Основоположниками исследования буллинга в западной психологии по праву считаются такие ученые, как Д. Олвеус, А. Пикас и П. Хайнеманн. Кроме того, проблему буллинга изучали и британские исследователи В. Бесаг и Д. Лэйн. Первые упоминания об исследованиях школьной травли относятся к 1905 г. Французский ученый К. Дьюкс в одной из своих работ впервые исследовал данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей. Благодаря работам Д. Олвеуса, Е. Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот.
В 1969 г. школьный врач Петер Пауль Хайнеманн опубликовал свою первую статью, посвященную феномену школьной травли, в одном из шведских
журналов. Явление, описное в статье, вызвало живую реакцию и дискуссию среди читателей, что и подвигло исследователя к дальнейшему, более глубокому изучению проблемы.
В 1972 г. вышла первая книга П.Хайнеманна под названием «Моб-бинг. Групповое насилие среди детей и взрослых», основывающаяся на наблюдениях ученого за детьми в одном из школьных дворов Швеции. Работа была написана столь убедительно, что раскрывала разрушительную и пугающую силу травли среди школьников и, кроме того, в ней исследователь обратил свое внимание на проявление некой схемы этого действия.
В своих наблюдениях автор, в частности, отмечал: «Группа учеников проводит время, мирно общаясь между собой. Затем появляется другой ученик, как вдруг разговоры прерываются. Возникает некая фрустрация: новичок вмешался в групповое равновесие, тем самым нарушив его. После чего, события начинают стремительно разворачиваться. Миролюбиво настроенные школьники внезапно начинают проявлять злобу, агрессию к вновь прибывшему. Вся группа мгновенно ополчается против него, новичок становится жертвой, запуганной и жалкой. Проходит некоторое время, и агрессия подходит к своему логическому завершению. Жертва уничтожена, а группа возвращается в прежнее миролюбивое настроение» [1]. Таким образом,
П. П. Хайнеманн выделяет несколько этапов процесса травли:
1. Нейтральное состояние группы, где члены мирно общаются между собой.
2. Появление и нарастание напряжения, в связи с приходом нового человека, не являющегося членом группы, либо занимающего место отвергнутого или непринятого.
3. Непосредственная травля, где вся группа противопоставляет себя новому человеку, принимающему роль жертвы.
4. Возвращение группы к нейтральному состоянию, после полного уничтожения своей жертвы.
В 1974-1988 гг. подробно освещал феномен буллинга британский исследователь Д. А. Лэйн, сделавший акцент на структуру этого процесса и факторы, способствующие его проявлению. В одной из своих работ автор дал определение явления, ставшее классическим: буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. В своих работах, посвященных причинам буллинга, школьному хулиганству и школьным прогулам, Лэйн отводил важную роль таким факторам, как семья, личностные особенности и микроклимат школы. По его мнению, в структуре буллинга тесно переплетены не только все указанные факторы, но и многие другие.
Так, по мнению автора, текущее поведение человека позволяет прогнозировать поведение в будущем. Начальные паттерны издевательств в значительной мере предвосхищают характер дальнейших взаимоотношений между жертвой и преследователем. Кроме того, личностные особенности накладывают сильный отпечаток на стиль преследующего поведения. В частности, лица, характеризующие себя как расчетливых, устойчивых экстравертов, имеют повышенную склонность к участию в деятельности, связанной с насилием. Такое качество, как расчетливость, служит важным условием участия в буллинге и совершения преступ-
лений, связанных с насилием. Такие индивиды в принципе расценивались исследователем как обладающие склонностью к насилию.
Помимо этого, Лэйн указывал и множественный стресс, как один из факторов проявления буллинга. Лица, вовлеченные в процесс школьной травли, как правило, обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи - все это весьма характерно для жертв буллинга. Не менее важной в ситуации буллинга является и позиция школы, так как именно от действий школьной администрации и зависит выраженность и продолжительность буллинга [2].
Норвежский ученый Д. Олвеус проводил собственные исследования агрессивности детей. В 1973 г. на основе своего исследования автор публикует книгу «Мальчики для битья и школьные хулиганы», которая оказывает большое влияние на распространение интереса научного сообщества к проблеме бул-линга. В своей работе иследователь отводил ключевую роль процесса травли личностным особенностям индивидов, включенных в него. Автор делает вывод о том, роли жертвы и булли глубоко индивидуальны и зависят не столько от групповых явлений, сколько от собственных особенностей ребенка [3].
В ходе своих исследования ученый получил ценные сведения о «мальчиках для битья» и «школьных хулиганах», которые позволили отдавать приоритет более масштабному изучению личностных особенностей булли и жертв. В завершающей книгу главе описываются некоторые конкретные меры по борьбе с буллингом, которые могли бы стать основой для разработки профилактических мер школьной агрессии [4].
В последующих исследованиях, опубликованных до конца 1980-х годов, Олвеус стал большее внимание уделять непосредственному окружению ребенка и школе. До ученый уделял большее
внимание исследованию связей между типом школы, социальной микросредой и частотой, распространенностью и формой проявления буллинга. Кроме того, в исследованиях делался акцент на личность жертвы и булли, особенности их референтной группы, т.е. семьи и ближайшего окружения. В сущности, его точка зрения заключается в том, что определенные отрицательные обстоятельства социального окружения ребенка стимулируют его агрессивность, и эта черта личности является важнейшей движущей силой, стоящей за буллин-гом, направленным на более слабых одноклассников. Концепция, разработанная ученым, считается признанной, но вместе с тем порождает за собой множество дискуссий в научном сообществе [5]. С начала 1990-х годов автор уделял серьезное внимание разработке профилактических мер и мер борьбы с буллингом и антисоциальным поведением, результатом чего стало опробование и оценка эффективности разработанной им программы «Olweusprogramme». На сегодняшний день, Д. Олвеус является признанным мировым авторитетом в вопросах бул-линга и моббинга как такового.
Интересный опыт в изучении природы буллинга имеет Япония. Поскольку, японские школы, как и вся система об-
разования, жестко поддерживают традиции коллективизма, то внутришколь-ный буллинг там весьма распространен. Он широко распространен в школьной жизни и зачастую принимает изощренные формы, получив название «Ijime» (идзимэ), который имеет важные характерологические отличия в понимании буллинга западными странами. Идзимэ - это крайне жестокое психологическое насилие в совокупности с физической агрессией, направленное группой лиц на одного человека. По сути это не «издевательство», а своеобразная «шлифовка» коллективом выпадающего из него члена общества, как правило, из самых лучших побуждений. В качестве одного из авторитетнейших исследователей идзимэ следует назвать А. Хадзи-мэ, активного члена Совета по предотвращению издевательств Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии.
Таким образом, в научном мире существует большое количество мнений о природе зарождения буллинга, механизмах его протекания и результатах воздействия. Тем не менее, явление буллинга все еще считается мало изученным и требует фундаментальных теоретических исследований, как основы для формирования эмпирических знаний о нем.
Библиографический список
1. Huesmann, L. R., and Eron, L. D. (in press). Childhood aggression and adult criminality. In J. McCord (Ed.), Advances in criminological theory: Crime facts, fictions, and theory. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers.
2. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-274.
3. Olweus, D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley). 1978. - 160-183.
4. Olweus, D. Stability of aggressive reaction patterns in males: A review. Psychological Bulletin. 1979. - 86. - 852-875.
5. Olweus, D. Aggression and peer acceptance in adolescent boys: Two short-term longitudinal studies of ratings. Child development, 1977. - 48. - 1301-1313.
6. Нурутдинова А. Р. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков // Социальная педагогика / Изд-во: Научно-исследовательский институт школьных технологий. - Москва, 2012. - С. 97-108.
FOREIGN INVESTIGATIONS OF THE BULLING PHENOMENON
IN 1980-90 YEARS
N.N. Naumova, candidate of historical sciences, associate professor A.S. Efimova, student Bratsk state university (Russia, Bratsk)
Abstract. The article reveals the concept of bullying as one of the types of aggressive behavior. The historical way of development of scientific knowledge about him is traced. The study of bullying in historical retrospect reveals the origins of origination and the process of formation of this branch of social psychology.
Keywords: bullying, aggression, persecution, adolescents, deviant behavior, victim, persecutor.