Научная статья на тему 'Периодизация генезиса поликультурного дошкольного образования в Беларуси'

Периодизация генезиса поликультурного дошкольного образования в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ / POLYCULTURAL EDUCATION / POLYCULTURAL TRAINING / INTERNATIONAL EDUCATION / ETHNOPEDAGOGIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палиева Т. В.

На основе трансформации образовательной политики, детерминированной факторами социального сеттинга (социокультурными, социолингвистическими, социально-экономическими, политико-правовыми и собственно педагогическими), в статье представлена и обоснована периодизация становления и развития поликультурного дошкольного образования Беларуси. Определены хронологические границы каждого периода, выделены их характерные особенности с позиции современной трактовки сущности поликультурного образования, базирующегося на мультиперспективной концепции.The article presents the periodization of the formation and development of multicultural preschool education in Belarus, developed on the basis of the transformation of educational policy, determined by factors of social setting (sociocultural, sociolinguistic, socio-economic, political and legal and pedagogical). The chronological boundaries of each period are identified, their characteristic features are highlighted from the perspective of a modern interpretation of the essence of multicultural education, based on a multi-perspective concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодизация генезиса поликультурного дошкольного образования в Беларуси»

УДК 373.2.013.43(476)

Т. В. Палиева

Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»,

г. Мозырь, Республика Беларусь

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ГЕНЕЗИСА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ

На основе трансформации образовательной политики, детерминированной факторами социального сеттинга (социокультурными, социолингвистическими, социально-экономическими, политико-правовыми и собственно педагогическими), в статье представлена и обоснована периодизация становления и развития поликультурного дошкольного образования Беларуси. Определены хронологические границы каждого периода, выделены их характерные особенности с позиции современной трактовки сущности поликультурного образования, базирующегося на мультиперспективной концепции.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, поликультурное образование, интернациональное воспитание, этнопедагогизация.

Введение

Глобализация как результат объективного, сложного и противоречивого процесса взаимодействия многих стран и народов отражается на политической, социально-экономической, информационной, экологической, мировоззренческой основах картины мира. С одной стороны, глобализация стремится к гомогенизации, стандартизации и унификации различных сфер жизни общества, что рассматривается как угроза для сохранения национального своеобразия, традиционных культурных ценностей и др., а с другой - способствует взаимосвязи и взаиморазвитию различных национальных институтов, культур и общественных систем. Такая амбивалентность (двойственность) глобализационных процессов требует адекватной реакции социальных систем. Поэтому в этих условиях именно поликультурное образование способно обеспечить гуманитарную безопасность современного общества, его консолидацию, с одной стороны, и подготовить подрастающее поколение к эффективному взаимодействию с различными народами и культурами, с другой стороны. Это, в конечном итоге, определяет конкурентоспособность нации и уровень экономического и социального развития государства.

В современном мире развитие теории и практики поликультурного образования подчинено влиянию разнообразных факторов. Данные факторы можно разделить на две взаимосвязанные и взаимовлияющие группы:

- факторы, связанные с историей развития конкретного государства и нации (общеисторические, этногенетические, географические и конфессиональные);

- факторы социального сеттинга, активно воздействующие в конкретно-временных условиях (социокультурные, социолингвистические, социально-экономические, политико-правовые и собственно педагогические).

Рассматривая влияние первой группы факторов, следует отметить, что на территории Беларуси в различные исторические периоды наблюдалось распространение полилингвизма и обеспечивалось взаимодействие и взаимообогащение различных национальных культур. Поэтому Беларусь имеет богатый исторически сложившийся педагогический опыт деятельности образовательных систем в условиях этнического, лингвистического, культурного и религиозного многообразия. Более того, присутствие толерантности как ментальной характеристики нации также обусловлено множеством факторов, в том числе и особенностями организации воспитания и обучения подрастающего поколения.

В каждую историческую эпоху происходило переосмысление и обогащение фундаментальных подходов к воспитанию и обучению в условиях многокультурности мира, которые в дальнейшем были не только основательно проработаны в теоретическом плане, но и в значительной мере осуществлены. Изучение генезиса поликультурного образования на территории Беларуси представляет бесспорную ценность в связи с возможным инкорпорированием ведущих идей,

© Палиева Т. В., 2020

имеющих глубокие национальные корни, в современную систему образования. Историко-педагогический анализ становления и развития теории и практики поликультурного образования в Беларуси поможет не только осмыслить, систематизировать и обобщить богатый отечественный опыт, но и выработать эффективные современные концепции и практические подходы его осуществления, базирующиеся на исторической преемственности.

Особое значение в развитии личности имеет период дошкольного детства, когда закладываются первоосновы нравственных качеств, мировоззренческих установок и др. Значимость дошкольного детства для развития личности обусловила акцентуацию внимания нашего исследования на системе дошкольного образования. Цель исследования - выявление этапов становления и развития теории и практики поликультурного дошкольного образования в Беларуси, определение специфики каждого из выделенных периодов на основе анализа факторов социального сеттинга.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследуя генезис теории и практики поликультурного образования детей дошкольного возраста в Беларуси, мы исходили от современного понимания сущности поликультурного образования. Концепция поликультурного образования, зародившись во второй половине ХХ века в связи с развитием миграционных процессов как образование для этнических меньшинств, сегодня приобретает более широкое значение. Систематизируя определения, данные множеством авторов, сформулируем сущность основного понятия нашего исследования уже с позиции современной мультиперспективной концепции поликультурного образования.

Поликультурное образование - образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культур, отличающиеся по языковому, этническому и национальному признаку, направленное на приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе общепланетарного мировоззрения, усвоение культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов, формирование готовности и умения жить в глобализационном мире с сохранением и укреплением национальной идентичности.

Под мировой культурой понимают совокупность всех культур мира (общечеловеческая метакультура). Национальная культура - это культура группы народов одной языковой общности, включающая своеобразие традиций, обычаев и нравов, отличающих ее от культур других народов. Этническая культура - культура представителей того или иного этноса.

Понятия «этническая культура» и «национальная культура» часто используются как тождественные. Однако в нашем исследовании мы используем данные понятия, исходя из определений, представленных российским философом и культурологом, доктором философских наук, профессором В. М. Пивоевым: этнос - это возникший на основе племенного объединения народ, обладающий типичными расово-антропологическими чертами, самобытным образом жизни, поведением, обычаями, языком, менталитетом, особенностями художественно-эмоционального выражения, системой ведущих ценностей; нация - это народ, осознавший свою идентичность и защищающий себя с помощью государства [1, с. 8].

Если человек принадлежит к этносу, составляющему основу нации, то в данном случае действительно эти понятия для него тождественны. Если же нет - то он является представителем этнического меньшинства, при этом входя в состав нации. Таким образом, в условиях Республики Беларусь в значении национальной культуры выступает белорусская, в значении этнической культуры - культура представителей национальных меньшинств.

В структуру поликультурного образования в рамках мультиперспективной концепции мы включаем: полилингвальное обучение (обучение этническому, национальному и иностранному языку, культуре межнационального общения и др.), поликультурное воспитание (воспитание уважения к различным национальностям и культурам, формирование умений жить в поликультурном мире, в условиях этнического, лингвистического, культурного, конфессионального и социального многообразия), формирование национального самосознания (усвоение ценностей этноса и общенациональных (государственных) ценностей и др. для обеспечения консолидации и гуманитарной безопасности общества).

Исходя из выделенной структуры поликультурного образования, мы провели историко-педагогический анализ развития дошкольного образования Беларуси с целью комплексного объективного научного исследования отечественной истории развития идей поликультурного воспитания и обучения. Выбор хронологических рамок исследования связан с развитием дошкольного образования как системы, которая только после Октябрьской социалистической революции 1917 года

приобретает институциональность. В своем исследовании мы рассмотрим генезис поликультурного дошкольного образования до настоящего времени. В основе предлагаемой периодизации становления и развития поликультурного дошкольного образования в Беларуси лежит трансформация целевых приоритетов образовательной политики.

Система общественного дошкольного воспитания в Беларуси зародилась в начале ХХ века. По неполным данным, в дореволюционное время в Беларуси существовало только около 40 дошкольных учреждений различного типа, в которых воспитывалось более трех тысяч детей [2, с. 28].

Первый период (1917 - первая половина 30-х гг. ХХ века). С установлением советской власти в Беларуси началось создание широкой сети дошкольных учреждений. После принятия в 1918 г. «Положения о Единой трудовой школе» впервые детские сады были включены в государственную систему образования. В тяжелых экономических условиях практически с нуля создавалась система общественного дошкольного воспитания.

Внутригосударственная защита этнических меньшинств, сохранение их языкового и культурного наследия закрепляются законодательно и отражаются на образовательной политике. В 1927 г. была принята Конституция БССР, которая признавала в качестве официальных языков на территории республики белорусский, русский, еврейский и польский при преобладании белорусского как языка государственных и общественных организаций [2].

В этот период в образовательной политике наблюдается тенденция разделения образовательных учреждений по национальному и языковому признаку. В стране начала складываться система полинациональной школы. На четырех государственных языках издавались учебники, осуществлялась подготовка педагогических кадров. В начале 30-х годов в Беларуси существовало девять типов национальных школ с белорусским, русским, еврейским, польским, украинским, литовским, латышским, эстонским и немецким языками обучения, что способствовало реальному становлению полинациональной системы общественных дошкольных учреждений в республике [2]. По статистическим данным, приведенным Е. Г. Андреевой, в 1926/27 учебном году из 73 государственных детских садов и очагов на белорусском языке работало 36 дошкольных учреждений, на еврейском - 21, на русском - 14, на польском - 2 [3, с. 84].

Советская дошкольная педагогическая наука начинает свое развитие с 20-х гг. ХХ века. В это время велись поиски новых методов, средств и форм работы, направленных на совершенствование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Появляются первые общесоюзные нормативные акты, методические пособия по организации общественного дошкольного воспитания, которыми руководствовались в своей работе и воспитатели детских садов Беларуси.

Содержание программ советского дошкольного воспитания складывалось постепенно. В 1932 г. вышел проект «Программы работы дошкольных учреждений», а в 1934 г. были утверждены «Программы и внутренний распорядок детского сада». На основе данного документа в 1935 гг. в БССР были изданы «Праграмы i унутраны распарадак дзiцячага сада». К ним были разработаны приложения по развитию речи и основам письма на польском и еврейском языках. В 20-30-е гг. ХХ века происходит зарождение методики развития белорусскоязычной речи детей дошкольного возраста (В. Ф. Луцевич, А. Савенок, Н. И. Коржова).

Второй период (вторая половина 30-х гг. - 40-е гг. ХХ века). Со второй половины 30-х гг. ХХ века под знаменем борьбы с «нацдемовщиной» в стране стали подавляться всякие проявления национальной активности. Началась унификация культуры, постепенная русификация системы образования Беларуси.

В связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», в котором педология признавалась «лженаучной педагогической теорией», были пересмотрены документы по дошкольному воспитанию в РСФСР [4, с. 15]. Так, «Программы и внутренний распорядок детского сада» (1934 г.) были отменены как «вредные, противоречащие задачам советского детского сада» [4, с. 17]. В 1938 г. был разработан и утвержден новый директивный документ по дошкольному воспитанию «Руководство для воспитателей детского сада. Устав детского сада» [4].

Воспитание детей дошкольного возраста в этот период осуществлялось в духе классовой борьбы и интернационализма, основанного на марксистско-ленинской идеологии. Для ознакомления с детской художественной литературой в приложении был опубликован список книг, состоящий из произведений зарубежных, русских, советских писателей и поэтов, а также фольклорных произведений народов СССР. Белорусская литература была представлена одним стихотворением Янки Купалы «Летчик». Правда, в программе делалась оговорка о необходимости дополнять

список произведений детской литературы за счет появляющихся «хороших детских книг» [4, с. 82]. В программе акцентировалось внимание на воспитании у детей любви к социалистической родине, чувства интернационализма [4, с. 19].

Великая Отечественная война оказала значительное влияние на этнический состав населения Беларуси в связи с сокращением численности коренного населения и массовыми миграционными процессами. Война и послевоенное обновление вызвали потребность в более тесном объединении народов СССР, что привело к увеличению роли русского языка как языка межнационального общения.

Третий период (50-е - первая половина 80-х гг. ХХ века). В 1950 году вышла брошюра И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой была представлена теория «объединения культур» [5], что определило курс на создание единой советской культуры. В частности, руководитель советской страны полагал, что в период победы коммунизма в мировом масштабе национальные языки неминуемо должны слиться в единый общий язык [5, с. 51-53]. «В свете учения т. Сталина» в обязательном порядке пересматривались теоретические основы научно-исследовательской работы языковедов и исходные положения преподавания языков. Краеугольным камнем теории унификации культуры, сближения наций и народностей было единое многонациональное государство с централизацией управления, общей армией, образовательной системой, делопроизводством и т. п.

Таким образом, основной концептуальной линией в этот период становится формирование единой общенациональной идентичности - «советский народ», что определяет социальную гомогенизацию общества, направленную на формирование сходных личностных качеств и характеристик для сохранения государственной целостности. Это отражается на национально -языковой структуре образовательной системы.

Гомогенизация общества вытекала из:

- идеологического основания, базирующегося на стратегии государства, требующей языковой общности во имя национального и государственного единства;

- практического обоснования, основанного на общем для всего государства административном управлении, требующем единого языка;

- языковой политике, одним из главных элементов которой является образование, осуществляемое на официальных языках.

В этот период продолжается реализация концепции интернационального воспитания, характеризующегося направленностью на формирование дружеских отношений со всеми народами СССР и трудящимися стран социалистического лагеря, объединяющихся идейным императивом борьбы с империализмом.

Еще в 1939 г. в Конституцию БССР 1937 г., действовавшую до 1978 г., были внесены изменения и дополнения, которые вместо четырех государственных языков регламентировали только два - белорусский и русский. Конституцией декларировалась возможность обучения в школах на родном языке. Однако распределение образовательных учреждений по языкам обучения постепенно унифицировалось. В начале 50-х гг. все школы и детские сады национальных меньшинств - польские, еврейские, литовские, латышские и др., действовавшие в республике в довоенное время, были переведены на русский язык воспитания и обучения [6, с. 370].

Таким образом, в Беларуси происходит постепенная девальвация национального языка и снижение значимости национального компонента в содержании воспитания и обучения дошкольников. Декларированный принцип организации педагогического процесса в дошкольном учреждении на родном языке не обеспечивался программным содержанием. Русский язык в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений вводился методом тотальной иммерсии.

В 1985 году на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», вышедшей в 1984 году, была создана «Программа воспитания и обучения в детском саду». В ней учитывалась специфика культурно-национальных условий организации дошкольного воспитания в союзных республиках. Главное отличие от предшествующих программ заключалась в том, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985 г.) были определены общие положения организации педагогического процесса в национальных детских садах. Так, отмечалось, что в дошкольном учреждении воспитание и обучение детей должно вестись на родном языке, а начиная со старшей группы рекомендовалось приступать к обучению русскому языку. Такой подход обусловил появление в союзных республиках, за исключением Беларуси, научных исследований и методических разработок, направленных на определение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста русского языка как второго с учетом фонетических, грамматических и лексических

отличий от первого национального языка. Также программой предусматривалось обучение национальному языку в детских садах с русским языком воспитания и обучения. Специальные занятия рекомендовалось проводить 2 раза в неделю, начиная со старшей группы.

Однако система дошкольного воспитания, функционирующая в условиях билингвизма, не имела соответствующего научно-методического обеспечения. Наблюдался значительный перевес дидактических ресурсов по организации русскоязычного воспитания и обучения дошкольников.

Четвертый период (вторая половине 80-х - первая половина 90-х гг. ХХ века). Масштабные изменения в идеологии, политике и экономике страны были связаны с периодом «перестройки», осуществляемой во второй половине 80-х гг. ХХ века. В этот период поднимается волна национального-политического движения во многих союзных республиках, что в конечном итоге приводит к распаду СССР и созданию суверенного государства - Республики Беларусь.

В этот период в республике наблюдается этнический ренессанс, повышается интерес, в том числе и научно-педагогический, к вопросам формирования национального самосознания у дошкольников, овладение этническим языком и др., наблюдается попытка масштабного введения белорусского языка в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений методом тотальной иммерсии.

19 сентября 1993 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят «Закон Рэспублш Беларусь аб правах дзщящ», который базировался на Конвенции о правах ребенка и Конституции Республики Беларусь. Закон определял «правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации» [7, с. 10-11]. Закон устанавливал право каждого ребенка на получение образования на родном языке (ст. 19). Государство, в соответствии с Законом, должно обеспечить «детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры» (ст. 18) [7, с. 14].

В этот период значительно расширялась сеть дошкольных учреждений и групп с белорусским языком обучения и воспитания. К 1994 г. году из 2357 дошкольных учреждений в городской местности 1343 (57 %) осуществляли работу на белорусском языке, а в сельской местности из 2267 дошкольных учреждений - 2182 (96,3 %) были белорусскоязычными.

Активно разрабатывались научно-методические пособия по дошкольной лингводидактике белорусско-русского билингвизма (Д. Н. Дубинина, Н. И. Москаленко, В. Н. Ляшук, Н. С. Старжинская и др.) и методические пособия, предусматривающие использование двух языков как средства общения и познания во всех видах детской деятельности (Р. А. Александрович, Л. Н. Воронецкая, Л. Б. Горунович, И. В. Житко, А. Ю. Лозко, Г. П. Орлова, А. А. Петрикевич, В. А. Шишкина и др.).

Пятый период (вторая половина 90-х гг. ХХ века - 2011 г.). После майского референдума 1995 г. два языка (белорусский и русский) получили статус государственных языков, что кардинально изменяет образовательную политику.

Первая редакция национальной программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении «Пралеска» вышла в 1995 г. [8]. Одной из задач дошкольного воспитания, выделенной в программе, было приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.

В системе дошкольного образования наблюдается интенсивное развитие теории и практики билингвального образования, осуществляется поиск путей совершенствования двуязычного воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.

В этот период широкое развитие приобретает концепция этнокультурного образования детей дошкольного возраста (Д. Н. Дубинина, В. Н. Шебеко, А. П. Орлова, А. Ю. Лозко и др.), реализуемая по трем направлениям: народоведение, краеведение, народное искусство. Все три направления реализуется через культуротворческую деятельность и направлены на приобщение дошкольников к национальной (белорусской) культуре. Актуальным для этнокультурной концепции образования является воспитание у детей доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности, умения взаимодействовать с разными культурами.

Верхней границей пятого периода является принятие в январе 2011 г. Кодекса Республики Беларусь об образовании [9].

Шестой период (2011 г. - по настоящее время). С принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании начался новый этап развития системы дошкольного образования. В этот период наблюдается усиление внешней унификации структуры, выражающейся в сокращении дошкольных учреждений, использующих языки этнических меньшинств и организующих образовательный

процесс на белорусском языке. Наблюдается также и внутренняя унификация, проявляющаяся в организации образовательного процесса по единой программе «Учебная программа дошкольного образования» [10]. Однако, данный период характеризуется расширением целевых и содержательных перспектив поликультурного дошкольного образования, его переходом к мультиперспективной парадигме, которая предполагает:

- переход от узкогрупповой направленности на детей этнических меньшинств к ориентации на всех обучающихся различных ступеней образования с учетом языковой, этнической и социальной гетерогенности;

- трансформацию содержания образования в направлении увеличения поликультурной перспективы;

- формирование расширенной идентичности (этнической, общенациональной и общечеловеческой) с сохранением и усилением национальной идентичности с целью консолидации общества в условиях глобализации;

- формирование общепланетарного мировоззрения, обеспечивающего конкурентоспособность и социально-экономическое развитие страны.

Выводы

В настоящее время в мировой педагогической науке и практике в определении сущности поликультурного образования наблюдается трансформация в сторону мультиперспективной парадигмы, где поликультурное образование понимается как образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому и национальному признаку, направленное на приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе общепланетарного мировоззрения, усвоение культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов, формирование готовности и умения жить в глобализационном мире с сохранением и укреплением национальной идентичности.

Периодизация генезиса поликультурного дошкольного образования в Беларуси предложена с учетом влияния факторов социального сеттинга, активно воздействующих в конкретно--временных условиях (социокультурные, социолингвистические, социально-экономические, политико-правовые и собственно педагогические). Хронологические рамки исследования (1917 - по настоящее время) связаны с развитием дошкольного образования как целостной системы.

Таким образом, в становлении и развитии поликультурного дошкольного образования нами были выделены следующие периоды: первый период (1917 - первая половина 30-х гг. ХХ века) -создание сети дошкольных учреждений на полинациональной основе; второй период (вторая половина 30-х гг. - 40-е гг. ХХ века) - унификация структуры и содержания дошкольного образования через русификацию; третий период (50-е - первая половина 80-х гг. ХХ века) - гомогенизация системы дошкольного воспитания; четвертый период (вторая половине 80-х - первая половина 90-х гг. ХХ века) - белорусизация системы дошкольного воспитания; пятый период (вторая половина 90-х гг. ХХ века - 2011 г.) - зарождение поликультурного дошкольного образования; шестой период (2011 г. - по настоящее время) - переход поликультурного дошкольного образования к мультиперспективной парадигме.

В начале 2020 года разразившаяся пандемия, вызванная коронавирусом СОУ!В-2019, привела к закрытию границ, приостановлению социальных и торгово-экономических отношений между странами, что, безусловно, отразилось на всех сферах жизни: экономике, внешней политике, глобализационных процессах, межкультурных отношениях, образовании и др. Эти изменения, на наш взгляд, неизбежно приведут к трансформации теории и практики поликультурного образования во всем мире.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пивоев, В. М. Этнос и нация: проблемы идентификации / В. М. Пивоев. - 2-е изд. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 111 с.

2. Палиева, Т. В. Развитие дошкольного образования Беларуси в условиях билингвизма во второй половине ХХ века : пособие / Т. В. Палиева. - Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2ОО8. - 89 с.

3. Андреева, Е. Г. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Белорусской ССР (1917-1941) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. Г. Андреева. - Тбилиси, 1987. - 299 с.

4. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада / Дошк. от-ние Нар. ком. просвещения БССР. - Минск : Наркомпрос БССР, 1938. - 96 с.

5. Сталин, И. В. Марксизм и вопросы языкознания / И. В. Сталин. - М. : Госполитиздат, 1950. - 115 с.

6. Лыч, Л. Псторыя культуры Беларуа / Л. Лыч, У. Навщш. - 2-е выд., дап. - Мшск : Экаперспектыва, 1997. - 467 с.

7. Дашкольная адукацыя : зб. нармат.-прававых i шструктыуных матэрыялау / М-ва адукацьп Рэсп. Беларусь ; склад. А. I. Сачанка. - СПб. : Виктория, 2000. - 343 с.

8. Пралеска: праграма выхавання i навучання дзяцей у яслях-садзе / Г. М. Белаус [i шш.]. -Мiнск : Выд. Ул. М. Скакун, 1995. - 224 с.

9. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400 с.

10. Учебная программа дошкольного образования : учебное издание. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - 416 с.

Поступила в редакцию 31.03.2020 E-mail: 0605tanya1980@rambler.ru

T. V. Paliyeva

PERIODIZATION OF THE GENESIS OF MULTICULTURAL PRESCHOOL EDUCATION IN BELARUS

The article presents the periodization of the formation and development of multicultural preschool education in Belarus, developed on the basis of the transformation of educational policy, determined by factors of social setting (sociocultural, sociolinguistic, socio-economic, political and legal and pedagogical). The chronological boundaries of each period are identified, their characteristic features are highlighted from the perspective of a modern interpretation of the essence of multicultural education, based on a multi-perspective concept.

Keywords: polycultural education, polycultural training, international education, ethnopedagogization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.