УДК 371
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ С IX ВЕКА
ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.М. Сайгафаров
Аннотация. В данной работе дается авторское определение понятия «экстремизм», дестабилизирующего жизнь современного общества. Также в статье рассматривается один из методов изучения проблемы экстремизма через призму исторического и педагогического аспектов. Изучение данной проблемы через эти аспекты поможет в определении основных причин его распространения, развития и в разработке программ по профилактике экстремизма в будущем.
Ключевые слова: периодизация, экстремизм, профилактика, исторический и педагогический аспект.
PERIODIZATION OF EXTREMISM IN RUSSIA SINCE IX CENTURY TO THE
PRESENT DAY: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT
A. Saygafarov
Abstract. The definition of «extremism» is described in this article. The developing periods of extremism and its affecting aspects are viewed too. The one of prophylactic treatment in anti-extremism is given more detailed. The problem of extremism should be examined trough the historical and pedagogical aspects. We need in creating of complex measures, which will be set part of tasks as one as verification, consciousness and solution of this problem.
Keywords: periodization, extremism, treatment, historical and pedagogical aspects.
Экстремизм - один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития
современных государств по всему земному шару. Особенно он опасен для многонациональных и поликонфессиональных стран, так как экстремизм паразитирует на религиозных и этнических проблемах [4, с. 64].
Сегодня мы встречаем множество примеров экстремистских проявлений как отдельных личностей, так и целых организаций. Экстремистские действия очень сильно ухудшают нашу действительность. Во-первых, заставляя людей чувствовать ежедневный страх за себя, за своих близких и семьи, а во-вторых, меняя положение людей в социуме, которые мирно придерживаются религиозных канонов. К сожалению, эта проблема остается актуальной до сих пор. И для решения этих проблем нужны определенные технологии, в том числе психолого-педагогические. Чтобы создать эти технологии, необходимо обратиться к накопленному в истории опыту.
Что же такое экстремизм, какие факторы являются причинами проявления этой проблемы? Экстремизм в переводе с латинского «Extremus» означает крайность. То есть приверженность к крайним взглядам и мерам. Но людей, придерживающихся определенных, четких религиозных канонов
нельзя всех однозначно назвать экстремистами. Так как в Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1, гл. 1, с. 3].
Причинами экстремизма являются такие факторы, как слом сложившихся социальных структур, обнищание массовых групп населения, экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения, ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной
дисциплины, рост антисоциальных
проявлений, распад прежней системы ценностей, нарастание чувства ущемления национального достоинства и т.д. [2, с. 49].
Все эти причины и факторы можно наблюдать, обратившись и к истории России. Проблема экстремизма, в том числе религиозного, существует со времен первых цивилизаций. И представляет собой целую летопись экстремизма в самых разных формах его проявления.
О первом периоде экстремизма можно говорить со времен Киевской Руси (IX-X вв.). Основной причиной экстремизма было
22
противостояние объединению славянских племен в одно общее государство. А одной из причин формирования единого государства было также формирование единой государственной идеологии - принятия христианства. Что также не устраивало языческие племена и выражалось борьбой язычников с христианами. И проявлялось оно бунтами, вооруженными выступлениями и убийствами чиновников. Это время было периодом первых проявлений религиозного экстремизма в России.
Второй период проявления экстремизма -время татаро-монгольского ига (XIII-XV вв.). Выражался он восстаниями и выступлениями против татаро-монгольской власти. Так как экстремальное явление побуждает его участников перед лицом вероятной гибели искать новые способы обеспечивающие выживаемость в экстремальной зоне. Этот период - время только политического экстремизма. Татаро-монголы, исповедующие в то время язычество, не принуждали христиан исповедовать их религию. А даже наоборот, обращались в религию местных жителей. Например, в городе Бахчисарай, который являлся в то время центром Крымского ханства, татаро-монголы начинали
исповедовать религию Ислам.
Третьим периодом роста экстремизма в России являлся процесс образования Московской Руси, как второй формы государственности в XIV-XVI вв. Субъектом подобного экстремизма являлись бояре, которые выражали свое недовольство и выступали против самодержавного
централизованного государства. Эта форма экстремизма проявлялась вооруженными восстаниями.
Время Смуты, рубеж XVI-XVII вв., было причиной проявления еще нескольких периодов экстремизма. Общий кризис российской государственности стал причиной удельного экстремизма, а сопротивление закрепощению крестьян стало причиной крестьянского экстремизма. Конечно же, в последней форме этого периода лежала основа вольности крестьян, что выражалось в виде восстаний. Яркими примерами служат восстания К. Булавина, С. Разина и Е. Пугачева в XVII-XVIII вв. Здесь также ярко выражен пример религиозного экстремизма -раскольничество.
Нужно учесть тот факт, что подобные пережитые Россией периоды экстремизма сильно повлияли на развитие страны, авторитет государства и его правителей. Но
даже после подобных политических депрессий экстремизм продолжал расти в разных формах проявления.
XIX в. к предыдущим периодам экстремизма, которые росли довольно быстро, добавляется еще один вид - государственный экстремизм против революционного течения. Создаются специальные подразделения, охраны и жандармерии против революционных движений. Яркими проявлениями государственного экстремизма можно считать репрессивное подавление декабристов, «петрашевцев», народников и демократов.
После Октябрьской революции рождается новый период, контрреволюционный экстремизм. Наивысшей точкой его проявления является гражданская война. «Белый» и «красный» терроры. Целью «Белого террора» являлась сохранение основ старого российского общества, а «Красного» - защита прогрессивного социалистического
преобразования России.
Массовые сталинские репрессии в 30-е года XX века можно также назвать еще одним периодом - партийно-государственного экстремизма. Этот новый вид экстремизма преследовал цель стабилизации и сохранения системы командно-государственного
социализма и политической диктатуры ее лидера [2, с. 62].
Вторая мировая война 1939-1945 гг. - это следующая форма религиозного экстремизма, так как экстремизм - приверженность крайних взглядов, а война - крайний способ урегулирования политических вопросов. То есть преследование нелегитимных целей и использование для этого нелегитимных средств, технологий, разрушающих прежнюю социальную структуру и многое другое, чреватое разрывом социального развития [2, с. 49]. Обратившись к данной периодизации экстремизма, мы увидим, что если в начале между формами имеются какие-то интервалы во времени, то начиная с 1930 по 1991 года их нет.
Конец XX века - период острого, общего кризиса, что и являлось еще одной формой экстремизма - экстремизма «холодной войны». Основной причиной этой формы стало глубинное противоречие между
капиталистической и социалистической моделями. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений сверхдержав, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне.
23
Этот период острого, общего кризиса социалистической, командно-
административной системы, усугубленный процессами международной конкуренции сверхдержав и капиталистической
глобализации, породил целый набор форм современного экстремизма [2, с. 62].
В XXI веке современный российский экстремизм характеризуется необычной сложностью и многообразием. Следует сразу оговориться, что большинство исследователей связывают экстремизм с терроризмом, или никак не различая эти понятия, или называя последний радикальной и наиболее популярной сегодня формой проявления экстремизма [6, с. 42]. Но помимо религиозносредневековой формы (ваххабизм, язычество) существуют еще ультрасовременные формы (неофашизм, необольшевизм).
В современном обществе экстремизм набирает нарастающие обороты. У экстремиста открываются почти безграничные возможности влияния на развитие общества, так как у него есть возможность повлиять на его ценностные категории, которые являются «семантическими и одновременно
когнитивными конструктами, определяющими поведение человека и его восприятие действительности, формирующие оценки происходящих событий и разделяющие наше окружение на друзей и врагов» [7, с. 167].
Развивались страны, менялись народы, шло время и вместе с этим, словно снежный ком, активно нарастал экстремизм, с каждым разом охватывая все больше и территорий и социальных слоев общества. В наше время существует также много способов борьбы с экстремизмом. Но самый эффективный метод борьбы со всеми формами его проявления - это воспитание толерантности детей с младших классов. Только таким методом, можно решить проблему в корне.
Ярким примером служат маронитские школы [Марониты - приверженцы маронитской христианской школы, проживающие главным образом в Ливане и
Литература:
1. Баранов A.H. Политическая аргументация и ценностные структуры общественного сознания / А.Н. Баранов. Язык и социальное познание. -Москва, 1990. - С. 167.
2. Бахтияров О.Г. Психология экстремизма. Экстремистские ресурсы общества [Электронный ресурс] / О.Г. Бахтияров // Выступление на научнопрактической конференции Психология экстремизма 9 октября 2002. Режим доступа: www.varvar.ru/arhiv/texts/bahtijarov8.html.
небольшими группами в Сирии, Египте, Северной и Южной Америке, на Кипре]. Марониты оказывали поддержку
крестоносцам в серии военных, крестовых походов в XI-XV века. Эти походы не принесли больших результатов.
После этого маронитские католические церкви начали открывать школы. Создание школ, бесплатное и качественное образование для всех классов населения принесли большие плоды в развитии католической религии. Конечно же, в подобных школах пропагандировалась идея толерантности. Как со стороны самих католиков, которые не шли против религии мусульманства или язычества, а просто занимались преподаванием светских предметов, так и в самих детях это закладывалось через воспитание. Благодаря этому во многих странах существуют две религии, которые вполне уживаются вместе. Например, в Сирии имеются мусульманские, христианские школы и суды.
В современном мире в школах нужно вести активную профилактику экстремизма не путем проведения бесед и классных часов о терроризме, своего рода запугивая детей и, того не осознавая, настраивая их против религий и народов, что становится причиной других форм экстремизма - расизм и нацизм. Стараясь искоренить одну форму экстремизма, мы способствуем рождению новой. Проблему следует решать путем воспитания толерантности, то есть терпимости, уважения к народам и религиям [5]. Будет неправильно, если заставлять детей делать что-либо, не объясняя, для чего это надо, и к чему приведет.
Таким образом, к вопросу о профилактике экстремизма нужно подходить через призму исторического и педагогического аспектов. Исходя из этого, нужно создать комплекс мероприятий, который будет решать ряд задач таких, как обоснование проблемы, осознание ее и решение
3. Кадиева A.M. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: диссертация кандидата философских наук: 09.00.13 / Кадиева, Аминат Магомедовна. - Махачкала, 2008. - С. 49.
4. Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11 / Муминов, Ахмад Исматович. - Москва, 2007. - С. 64.
5. Мухаметзянова, Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога
24
в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 1. - С. 11-16.
6. ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125.
7. Martin G. Understanding terrorism: challenges, perspectives, and issues. Thousands oaks / Sage publications, 2006. - 42 p.
References:
1. Baranov A.H. Politicheskaja argumentacija i cennostnye struktury obshhestvennogo soznanija / A.N. Baranov. Jazyk i social'noe poznanie. - Moskva, 1990. - S. 167.
2. Bahtijarov O.G. Psihologija jekstremizma.
Jekstremistskie resursy obshhestva [Jelektronnyj resurs] / O.G. Bahtijarov // Vystuplenie na nauchno-prakticheskoj konferencii Psihologija jekstremizma 9 oktjabija 2002. Rezhim dostupa:
www.varvar. ru/arhiv/texts/bahtijarov8. html.
3. Kadieva A.M. Religioznyj jekstremizm: sushhnost', prichiny, puti preodolenija: dissertacija kandidata filosofskih nauk: 09.00.13 / Kadieva, Aminat Magomedovna. - Mahachkala, 2008. - S. 49.
4. Muminov A.I. Religioznyj jekstremizm kak
ugroza sovremennomu obshhestvu: dissertacija
kandidata filosofskih nauk: 09.00.11 / Muminov, Ahmad Ismatovich. - Moskva, 2007. - S. 64.
5. Muhametzyanova F.SH., Muhametzyanov I.SH., Hrapal' L.R. Idei tolerantnosti, mejkul'turnogo i mejkonfessional'nogo dialoga v usloviyah razvitiya nacional'nogo obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve rossiyskogo obsch'estva // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. - 2015. - № 1. - S. 11-16.
6. FZ ot 26 sentjabrja 1997 g. № 125.
7. Martin G. Understanding terrorism: challenges, perspectives, and issues. Thousands oaks / Sage publications, 2006. - 42 p.
Сведения об авторе:
Сайгафаров Айдар Мансурович (г. Уфа, Россия), аспирант кафедры общей педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, e-mail: saygafarov@gmail .com
Data about the author:
Saygafarov A. (Ufa, Russia), graduate student of general pedagogy of Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla, e-mail: [email protected]
25