УДК 070.1 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2020.7(32).4
А.В.Прохоров
ПЕРИОДИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ В РЕТРОСПЕКТИВЕ
В настоящей статье рассмотрены особенности вузовских периодических изданий XX века в контексте их роли в функционировании вузов, отражаемых сфер деятельности учебных заведений. Мир периодических изданий региональных вузов характеризуется различными типами: периодическими (газеты и журналы), стенными газетами, благотворительными изданиями и т.д. Периодические издания региональных вузов являются источниками достоверной информации о жизни вуза, позволяют проследить приоритеты развития учебных заведений.
Ключевые слова: газета, университет, периодические издания, стенная газета
Изучение вузовской периодики в историческом аспекте представляет интерес в аспекте определения
задач, которые данные издания решали на разных этапах развития вуза в зависимости от социального, экономического и политического контекстов. Исследовательское внимание к вузовской прессе также определяется тем, что она выступает источником достоверной информации, летописью жизни вузов, позволяет проследить трансформацию университетов в вопросах поиска собственной идентичности, культивируемых ценностей, преследуемых приоритетов развития, а в последние годы выполняет функции корпоративного медиа, влияющего на формирования корпоративной культуры вуза, его имиджа и бренда.
Первая периодика в России была связана с университетской сферой и сферой студенчества. Выпуск первого печатного номера газеты «Ведомости» в январе 1703 г. состоялся благодаря идеям просвещения и образования. Тираж издания составил 4000 экз., что соответствовало примерному количеству грамотных людей в России того времени [1, с. 74]. Первое из одиннадцати сообщений номера было посвящено военной мощи государства, а второе — образованию, что подтверждает важность этой темы для редакции издания.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» и бесплатное приложение к ней «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», появившееся в 1728 г. и считающееся первым российским журналом, своей главной целью ставили просвещение [1, с. 74]. В то же время было очевидно, что выпуск печатных изданий не мог решить просветительских задач в полной мере в России, поэтому Петр Первый ввел обязательное обучение.
Вторая русская печатная газета «Московские ведомости» Императорского Московского университета стала первым вузовским периодическим изданием и единственным печатным городским изданием Москвы. Газета появилась благодаря инициативе М.В.Ломоносова. Московский университет получил привилегию «держать свою собственную типографию и выпускать свою собственную газету» [1, с. 75]. Первым редактором «Московских ведомостей» был профессор словесности А.А.Барсов. До середины XIX в. «Московские ведомости» были самой крупной газетой в России, опережая по тиражу другие периодические издания.
Первым в России периодическим изданием, которое уже своим названием претендовало на статус студенческого, стала газета Санкт-Петербургского университета «Студенческий мир», вышедшая 16 ноября 1857 г. Газета рассказывала о внутренней жизни университета, была рукописной, всего вышло шесть номеров.
Первая мировая война положительным образом сказалась на самосознании учащейся молодежи. Ее начинает объединять цель служения отечеству. Они ухаживают в госпиталях за ранеными, участвуют в разгрузке санитарных поездов, демонстрируют активность в благотворительности. Ярким примером благотворительного студенческого издания может служить однодневный донской журнал «Студенты — беженцам», опубликованный 24 августа 1915 г. [2].
В 1920-х гг. популярность получили стенные газеты, которые являлись формой проявления и средством развития социальной активности молодежи того времени. Такие характеристики стенгазет, как малозатратность, оперативность и простота выпуска, способствовали их распространению на предприятиях, колхозах и совхозах, учебных заведениях, на железнодорожных станциях [3].
Стенгазеты выполняли информативную, образовательную, воспитательную, познавательную функции. Особое значение отводилось реализации «функции социализации — введения молодых читателей в общественную жизнь, их адаптации в сложных условиях того времени» [3, с. 192]. Комсомольские и пионерские стенгазеты того времени помогали формированию жизненной позиции молодежи.
В начале XX века традиции вузовской прессы начали закладываться в регионах. Практически в каждом университете и институте издавалась своя газета или журнал. Преимущественно это были стенные газеты, но встречались и печатные. Например, в Саратове выпускался журнал «Студенческая мысль», в Перми — «Студент-пролетарий», в Томске — «Рабочий-студент», в Казани — «Голос пролетарского студенчества». Газеты вузов и факультетов зачастую выполняли роль творческой площадки для студентов-журналистов. Несмотря на практику провинциальной вузовской и студенческой прессы того времени, она остается малоизученной, в то время как это позволило бы «расширить общую картину становления системы периодической печати в российских провинциях, проследить формирование этого своеобразного типологического отряда, его поиски собственной читательской аудитории и авторов» [4, с. 5].
Мир периодических изданий региональных вузов стал объектом пристального изучения. Ю.В.Чемякин в своей статье детально освещает этапы становления периодических изданий Уральского государственного университета. С 1921 по 1926 г. на рабочем факультете УрГУ издается журнал «Студент-рабочий», в котором публиковались научно-популярные и информационные материалы. Со временем оформились новые разделы журнала: «Общественно-политический», «Студенческая жизнь», «Наука и техника», «Литература», «От наших корреспондентов», «Хроника», «Библиография», «Почтовый ящик». Редакция активизировала аудиторию через конкурсы на лучшее литературное произведение, публиковала читательские стихи и рассказы [5, с. 27].
В 1923—1924 гг. на рабочем факультете выходила газета «Рабфаковец». Материалы газеты были сосредоточены на проблемах университетской жизни, образовательного процесса и общественной работы. Газета содержит критические материалы: критиковались недоработки, студенты и сотрудники, «чей моральный облик не отвечал критериям строителя коммунизма» [5, с. 27].
25 мая 1922 г. вышел единственный номер газеты «Медицинский факультет». Значение этого номера газеты в том, что на его страницах сотрудники и студенты выступили против перевода медицинского факультета в Пермь с целью включения в состав Пермского университета. Сохранение факультета, в итоге, удалось отстоять.
В 1920-х гг. в УрГУ на факультетах выпускались стенные рукописные газеты «Красный горняк», «Красный медик», «Вагранка» [5, с. 28].
С 1931 по 1945 гг. вуз носил название Свердловский государственный университет. В 1933—1934 гг. были выпущены 18 номеров общеуниверситетской газеты «За научные кадры», три номера общежитской газеты, 18 факультетских газет при том, что в вузе было 3 факультета, два номера бюллетеня. В эти же годы проводились конкурсы стенгазет.
Во время Великой Отечественной Войны в 1942 г. начинает издаваться газета «Сталинец». Прежде эта газета выпускалась в Государственном институте журналистики им. В.В.Маяковского, который в 1941 г. влился в состав университета в качестве факультета [5, с. 29]. Первоначально газета выходила почти ежедневно, затем — с периодичностью раз в неделю. В ней освещались общественная, учебная, научная жизнь вуза, хозяйственные вопросы, проблемы студенческого быта. Важное место занимала военно-патриотическая тематика. В 1956 г. газета «Сталинец» была переименована в «Уральский университет». Со временем менялся ее объем, формат, периодичность выхода и характер контента.
В 1950-х гг. в Уральском университете издаются курсовые издания — газеты («На смену») и журналы (рукописный журнал «В поисках», журнал «Всходы»). Эти самиздатовские (рукописные) издания имели небольшой тираж, но высокий резонанс у аудитории. Журнал «Всходы» состоял в основном из стихотворений и рассказов. Журнал «В поисках» характеризовался литературной направленностью, но в нем преобладала публицистика, нередко содержащая критику советской власти [5, с. 31].
Интенсивное развитие вузов в регионах в середине XX в. стало новым импульсом развития вузовской периодики: университеты либо начинали издавать новые газеты, либо же возобновляли выпуск некогда закрытых изданий.
В Тамбовском государственном педагогическом институте первая газета «Педагогические кадры» издавалась в 1920-30-е гг. В конце 1950-х годов в вузе была возобновлена традиция издания газеты. В 1957 г. начинает издаваться газета «Народный учитель» [6].
Тираж газеты «Народный учитель» в разные годы варьировался от 1200 до 1400 экземпляров. Заметный упор в издании делался на проблемах образовательной деятельности: экзаменационных сессиях («Ребята, сдать можно! Дневник сессии»1, «Вести с экзаменов», «24 июня в Москве начал свою работу Пленум ЦК КПСС. Достойное завершение учебного года — твой лучший подарок Пленуму»), методиках преподавания («Методика литературы должна стать наукой!»2), прохождении практик студентами («Контрольная работа и школьная практика»3), обучении студентов-заочников («Заочному обучению — пристальное внимание»4).
Страницы издания представляли возможность для «обратной связи»: студенты высказывались о качестве лекций, делились мнениями о преподавателях (в материалах «Улучшить качество учебной работы»5, «Студенты о лекциях»6).
Газета «Народный учитель» не обходила вниманием научное направления деятельности вуза: «Идущие в науку. Заметки с научно-педагогической студенческой конференции»7, «Научная конференция преподавателей»8, «Развитие науки о геомагнетизме»9
Она традиционно выступала площадкой для мнений и взглядов профессоров, деканов, заведующих кафедрами.
1 Народный учитель. 23 мая 1968. № 16.
2 Народный учитель. 23 января 1963. № 3. С. 4.
3 Народный учитель. 22 июня 1959. № 21.
4 Народный учитель. 21 января 1977. № 3.
5 Народный учитель. 7 февраля 1963. № 4.
6 Народный учитель. 14 марта 1963. № 8.
7 Народный учитель. 13 апреля 1967. № 11.
8 Народный учитель. 11 марта 1967. № 8.
9 Народный учитель. 25 сентября 1958. № 27.
На страницах «Народного учителя» подводятся итоги первых лет работы издания: «Наша многотиражная газета прочно вошла в жизнь коллектива. Организация ее значительно оживила обмен практическим опытом в работе профессорско-преподавательского состава и студентов, обмен мыслями по разного рода проблемам»10. Среди проблем называются отсутствие «достаточно большого авторского коллектива как среди студентов, так и, особенно, среди профессорско-преподавательского состава». В тематическом плане указывается на слабую пропаганду «опыта работы лучших учебных кабинетов, кафедр, отдельных преподавателей и лаборантов институтов»11.
За годы выхода газеты оформились постоянные рубрики, связанные с внеучебной деятельностью, развлекательным содержанием: «Литературная страница», «Наши выпускники «Спорт», «Уголок юмора», «Юмористический фельетон».
Наряду с печатным изданием «Народный учитель» в Тамбовском государственном педагогическом институте издавались стенные газеты. Так, например, в 1959 году целая полоса издания была отдана под рубрику «Колючка», которая готовилась редколлегией сатирической стенной газеты филологического факультета. На страницах издания обсуждались проблемы, связанные с изданием стенгазет:
«Трудно переоценить значение стенной печати, которая является отображение жизни на факультете
<...>.
Значение наших стенгазет определяется тем, как они помогают в повышении успеваемости, дисциплины, т.е. как они служат решению тех задач, которые стоят перед коллективом.
«С начала учебного года прошло уже около 5 месяцев, а газета филологического факультета "Слово" еще не вышла. Неужели студентам филфака нечего сказать в своем "Слове"? Почему газета "Слово" молчала около пяти месяцев?»12.
В статье отмечается, что «совсем по-иному обстоят дела с другой газетой филологического факультета — «Колючкой». Каждый номер «Колючки» (вышло 3 номера) отличается от другого не только новизной материала, но даже и художественным решением. Карикатуры нарисованы в газете оригинально, едко». В то же время обращается внимание на недостатки: «Единственным недостатком 1-го номера является его своеобразная слащавость, которая не выражает самого духа сатирической газеты»13
В период с конца 1980-х издание расширяет аудиторию: начинают издаваться специальные выпуски для абитуриентов, традиции которых продолжились в газетах-приемниках «Державинские вести» (издавалась с 1994 по 2002 гг.) и «Державинский вестник» (издается с 2003 года и по настоящее время).
В 1993 году у газеты «Народный учитель» появляется литературное приложение «Пигмалион», составителями которого выступили преподаватели вуза В.Г.Руделев и С.Е.Бирюков.
Петрозаводский университет в конце 1950-х — первой половине 1960-х годов переживал этап преобразований вуза. Важным событием в его жизни стал выход в свет 8 октября 1956 года первого номера газеты «Петрозаводский университет». Газета была популярна среди студентов, профессорско-преподавательского состава университета, включала материалы о внутренней жизни вуза, о положительных и отрицательных сторонах в работе учебного заведения. На страницах «Петрозаводского университета» печатались студенческие стихи, рассказы, рисунки и шаржи, были представлены новости спорта, фоторепортажи. Основная тематика статей корреспондентов газеты «Петрозаводский университет», в числе которых были студенты и преподаватели, была связана с вопросами обучения и воспитания молодых специалистов [7, с. 27].
Контент-анализ изданий позволяет сформировать образ Петрозаводского университета того времени в контексте научной, учебной, общественной и культурной жизни вуза. И.В.Шорохова делает вывод о высоком уровне студенческой научной работы в Петрозаводском университете, о тесной связи обучения с практическими нуждами производства и социальной сферы республики, об активной и разнообразной студенческой жизни [7].
Ведущей задачей в Петрозаводском университете 1950—60 гг. выступало повышение качества образовательного процесса. Значительное количество статей университетской газеты было посвящено ходу экзаменационных сессий, успехам студентов. В газете публиковались практические рекомендации по организации учебного времени в течение семестра и во время сессии. Традиционно публиковались материалы об отличившихся студентах, об участии студентов в научно-исследовательской работе вуза.
Вузовские газеты в настоящее время выступают в качестве исторических источников, иллюстрирующих функционирования вузов в определенные периоды. Н.С.Коновалова в своих статьях приводит результаты историко-типологического анализа газеты «Политехник» Омского государственного педагогического института. Анализ проводился по следующим аспектам: общая характеристика (издатель, цели и задачи, предметно-тематическая направленность, аудитория, авторский состав, квантитативные характеристики (формат), распространение); композиционно-графическая модель издания (дизайн); жанровое своеобразие [8]. Первый номер многотиражной газеты ОмПИ «Политехник» вышел 10 марта 1967 года. Газета является органом
10 Народный учитель. 11 мая 1959. № 15.
11 Народный учитель. 11 мая 1959. № 15.
12 Народный учитель, 9 января 1959.
13 Народный учитель, 9 января 1959.
ученого совета вуза. В числе важнейших целей и задач газеты — необходимость информирования внутренней аудитории о жизни института [8].
Газета «Кубанского госуниверситета» начала издаваться 1 мая 1958 г. Название издания неоднократно менялось: «Советский педагог» (с 1958 г.), «По заветам Ленина» (с 1970 г.), «Кубанский госуниверситет» (с 1990 г.). В течение длительного времени газета стремилась вести летопись вуза. В советский период газета выходила еженедельно на двух полосах А3. Перспективный и текущий тематический план работы редакции издания утверждался парткомом. Кампания по подписке среди студентов и преподавателей проходила в начале учебного года: «Комсорги и старосты обязаны были подписать «своих» студентов, а студенты — материально поддержать «свою» газету» [9, с. 73].
В Калининградском государственном университете в 1968 году начала издаваться газета «Калининградский университет», которая позиционировалась как «Орган партбюро, ректората, комитета ВЛКСМ, профкома и месткома Калининградского государственного университета». Тираж первых выпусков двухполосного издания составил 1010 экз. Выпуски издания содержат информацию от Центрального комитета КПСС. Основной фокус материалов издания обращен к учебной деятельности в вузе (экзаменационные сессии, приезд студентов-заочников, появление новых учебных структур). В материалах находит отражение творческая жизнь студентов. Обращают на себя внимание объявления, например: «Внимание! Комитет ВЛКСМ объявляет конкурс на лучший эскиз значка и оригинальное название студенческого строительного отряда университета. С предложениями обращаться в комитет ВЛКСМ до 5 апреля»14.
Со временем объем издания увеличился до 4 полос, расширилось жанровое разнообразие материалов (появились фоторепортажи, интервью). Газета Калининградского государственного университета до 1990 г., с 2001 по 2005 г. издавалась под названием «Калининградский университет» гг. С 1990 по 2001 годы газета выходила под названием «Университет».
Как показало проведенное исследование, обращение к периодике региональных вузов позволяет проследить приоритеты развития вузов, которые были связаны с реализаций двух ведущих сфер деятельности: образования и науки. Рассмотренные вузовские издания были обращены преимущественно к внутренней аудитории — профессорско-преподавательскому составу и студентам. Вузовская периодика выступала местом для обмена мнениями преподавателей и ученых вузов, образовательной площадкой для будущих журналистов. В то же время, вузовские издания становились инструментом борьбы в кризисные периоды (упомянутый в статье выпуск издания «Медицинский факультет»). Со страниц вузовских изданий говорилось как о достижениях вуза, так и о недоработках, нередко озвучивалась критика и предложения. В конце 1980-х гг. стало наблюдаться стремление к расширению аудитории. Вузы со страниц периодических изданий все чаще стали обращаться к абитуриентам, сформировалась практика выпуска специальных приложений для абитуриентов.
1. Болкунов А.Н. Возникновение и развитие студенческой периодики в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2008. Т. 8. № 2. С. 74-82.
2. Наумова Ю.А. Однодневные благотворительные студенческие издания начала ХХ века как тип издания // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2015. N° 3(19). С. 59-64.
3. Старкова Г.И. Стенные газеты как форма проявления и средство развития социальной активности молодежи Удмуртии в 20-е годы XX века // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. № 5-2. С. 191-201.
4. Жилякова Н.В. Особенности первых студенческих изданий Сибири (на примере газетно-журнальных проектов Томска начала XX века) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 6. С. 5-10.
5. Чемякин Ю.В. Периодика университета: вехи истории // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 78. № 3. С. 25-36.
6. Прохоров А.В. К вопросу о медиасреде региональных вузов [Электр. ресурс] // Региональная журналистика: от истории к современности (заочная): материалы Девятой Всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2020 г. Тамбов, 2020. URL:
http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/23/06/2020_regionalnaya_zhumalistika_ot_istorii_k_sovremennosti (дата обращения: 01.09.2020).
7. Шорохова И.В. Петрозаводский университет в конце 1950-х — первой половине 1960-х годов (по материалам газеты «Петрозаводский университет») // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 5(150). С. 27-34.
8. Коновалова Н.С. Отражение культурно-массовой работы вуза на страницах многотиражных изданий (на примере газеты ОМПИ «Политехник», 1985—1990 гг.) // Омский научный вестник. 2013. № 3(119). С. 39-42.
9. Кравченко Н. Вузовская газета в регионе // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 73-74.
References
1. Bolkunov A.N. Vozniknovenie i razvitie studencheskoy periodiki v Rossii [Origin and development of student periodicals in Russia]. Izvestiya Saratovskogo universiteta, Novaya seriya, Seriya: Filologiya, Zhurnalistika, 2008, vol. 8, no. 2, pp. 74-82.
2. Naumova Yu.A. Odnodnevnye blagotvoritel'nye studencheskie izdaniya nachala XX veka kak tip izdaniya [One-day student charity publications of the beginning of the XX century as a type of edition]. Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya, 2015, no. 3(19), pp. 59-64.
3. Starkova G.I. Stennye gazety kak forma proyavleniya i sredstvo razvitiya sotsial'noy aktivnosti molodezhi Udmurtii v 20-e gody XX veka
14 Калининградский университет. 30 марта 1968. № 10.
[Wall press as a form of manifestation and means of developing youth social activity in Udmurtia in 1920s]. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya: Gumanitarnye nauki, 2009, vol. 151, no. 5-2, pp. 191-201.
4. Zhilyakova N.V. Osobennosti pervykh studencheskikh izdaniy Sibiri (na primere gazetno-zhurnal'nykh proektov Tomska nachala XX veka) [The specific features of the early student periodicals in Siberia (the example of Tomsk newspapers and journals at the turn of the 20th century]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya: Istoriya, filologiya, 2012, vol. 11, no. 6, pp. 5-10.
5. Chemyakin Yu.V. Periodika universiteta: vekhi istorii [University periodicals: milestones]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, 2010, vol. 78, no. 3, pp. 25-36.
6. Prokhorov A.V. K voprosu o mediasrede regional'nykh vuzov [The media landscape of regional higher education institutions]. Proc. of "Regional'naya zhurnalistika: ot istorii k sovremennosti (zaochnaya)-IX". Tambov, 2020. Available at: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/23/06/2020_regionalnaya_zhurnalistika_ot_istorii_k_sovremennosti (accessed: 01.09.2020).
7. Shorokhova I.V. Petrozavodskiy universitet v kontse 1950-kh — pervoy polovine 1960-kh godov (po materialam gazety "Petrozavodskiy universitet") [Petrozavodsk University in the late 1950s — the first half of the 1960s (following the newspaper materials 'Petrozavodsk University')]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 5(150), pp. 27-34.
8. Konovalova N.S. Otrazhenie kul'turno-massovoy raboty vuza na stranitsakh mnogotirazhnykh izdaniy (na primere gazety OMPI "Politekhnik", 1985—1990 gg.) [Representation of cultural-mass work of the university on the pages of the newspapers with a wide circulation 'Polytechnic'. (On example the newspaper «Polytechnic», 1985-1990)]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2013, no. 3(119), pp. 39-42.
9. Kravchenko N. Vuzovskaya gazeta v regione [University newspaper in the region]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2006, no. 2, pp. 73-74.
Prokhorov A.V. Regional university periodicals: a retrospective view. This article examines the features of university periodicals of the XX century in the context of their role in the functioning of universities, reflecting the areas of educational institutions activity. The world of periodicals of regional universities is characterized by different types: periodicals (newspapers and magazines), wall newspapers, charitable publications, etc. Periodicals of regional universities are the sources of reliable information about the life of the university, enabling us to trace the development priorities of educational institutions.
Keywords: newspaper, university, periodicals, wall newspaper.
Сведения об авторе. Андрей Васильевич Прохоров — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и реклама»; Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина; ORCID: 0000-0002-1263-695X; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.10.2020. Принята к публикации 01.11.2020.