Научная статья на тему 'Периодическая печать на татарском языке: современное состояние и пути развития'

Периодическая печать на татарском языке: современное состояние и пути развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
734
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / СМИ РТ / ТИПОЛОГИЯ СМИ РТ / PERIODIC SEAL / NATIONAL SEAL / REPUBLIC OF TATARSTAN / SMI OF RT / TIPOLOGIYA OF SMI OF RT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мингалимов Рузиль Галиевич

Информационное пространство России все шире использует новые информационные и коммуникационные технологии. Несмотря на это, на сегодняшний день периодическая печать, как и прежде, лидирует в системе массовых коммуникаций. Приведена статистика национальной периодической печати Республики Татарстан, рассмотрена ее типология со времен перестройки, поднята проблема выживания в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIC SEAL ON TATAR LANGUAGE: MODERN CONDITION AND WAY OF THE DEVELOPMENT

Informational space of Russia uses new informative communicative technologies wider and wider. In spite of this nowadays periodicals as before takes a leading position is the field of mass media. The author of the article gives statistics of national periodicals of the Republic of Tatarstan, considers its technology since Perestroika, raises the problems of survival in market economy conditions.

Текст научной работы на тему «Периодическая печать на татарском языке: современное состояние и пути развития»

УДК 070(=512.145)

Р.Г. МИНГАЛИМОВ

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: периодическая печать, национальная печать, Республика Татарстан, СМИ РТ, типология СМИ РТ.

Информационное пространство России все шире использует новые информационные и коммуникационные технологии. Несмотря на это, на сегодняшний день периодическая печать, как и прежде, лидирует в системе массовых коммуникаций. Приведена статистика национальной периодической печати Республики Татарстан, рассмотрена ее типология со времен перестройки, поднята проблема выживания в условиях рыночной экономики.

R.G. MINGALOV PERIODIC SEAL ON TATAR LANGUAGE:

MODERN CONDITION AND WAY OF THE DEVELOPMENT

Key words: periodic seal, national seal, Republic of Tatarstan, SMI of RT, tipologiya of SMI of RT.

Informational space of Russia uses new informative communicative technologies wider and wider. In spite of this nowadays periodicals as before takes a leading position is the field of mass media. The author of the article gives statistics of national periodicals of the Republic of Tatarstan, considers its technology since Perestroika, raises the problems of survival in market economy conditions.

В наши дни в информационном пространстве России все шире используются новые информационные и коммуникационные технологии. Несмотря на это, печать, в том числе и периодическая, как и прежде, остается одной из ведущих массовых коммуникативных систем. Причем ее перспективы нельзя назвать пессимистическими. Опыт развитых в технологическом отношении стран свидетельствует существенных преобразованиях, произошедших под воздействием новых технологий, тем не менее периодика этих стран остается в числе ведущих средств массовой информации.

Информационное пространство России, в том числе и Республики Татарстан, отстает от западного мира в использовании интернет-технологий, спутникового и кабельного телевидения, мобильных массово-информационных программ. Это, в свою очередь, создает возможность печати сохранять ведущие позиции по многим показателям. По данным статистики, на сегодняшний день в Республике Татарстан всего зарегистрировано 825 печатных средств массовой информации. Из них государственных - 106. На татарском языке издается 110 газет, 28 журналов, из них государственных газет - 46, журналов - 9. Осуществляется выпуск национальных и специализированных изданий - детско-юношеские, женские, литературные и другие социально значимые СМИ. И это будет до тех пор, пока новые технологии не станут доступными широким слоям населения Республики Татарстан. Низкая платежеспособность аудитории существенно ограничивает ее возможности в приобретении компьютеров, подключении их к сети Интернет, длительном и регулярном пользовании этой сетью. Значительные экономические трудности возникают и у тех, кто хочет иметь спутниковое и кабельное телевидение и использовать для массовых коммуникаций мобильные средства. Многие страны имеют социальные программы, направленные на экономическую и технологическую поддержку тех слоев населения, которые стремятся использовать новейшие технологии СМИ, но не могут это сделать из-за низкого материального достатка. В России пока нет такой поддержки.

Преобладающая часть национальных газет и журналов РТ носит дотационный характер, пополняя в значительной мере редакционный бюджет за счет средств государства. Влияние аудитории на бюджет редакции является мини-

мальным. Технический парк печати обновляется, но очень медленно, без наличия соответствующих средств у государства, с сохранением государственной собственности на крупнейшие полиграфические предприятия.

Вместе с тем потребности общественного развития, связанные с преобразованиями в экономике, политической и духовной сферах, с процессами становления в республике информационного общества, глобализации, оказывают активное влияние на средства массовой информации, в том числе и на периодическую печать. Происходит замена старых коммуникативных моделей, заимствованных из прошлого, базирующихся на манипулятивных технологиях, на новые, диалоговые формы массового информационного общения. И хотя совершаются возвратно-поступательные действия, связанные с отказом на государственную монополию в средствах массовой информации, процессы самоорганизации и самоуправления в периодике все более усиливаются.

Несмотря на то, что текстовое содержание является важнейшей содержательной частью средств массовой информации, возможности печати как публицистической и коммуникативной деятельности используются далеко не полностью и в обогащении духовного потенциала общества, и в приобщении к нему широких слоев населения. Одна из главных причин состоит в том, что сложившаяся модель республиканской татароязычной периодической печати пока не соответствует той модели, которую требуют условия становления современной цивилизации. Тип национальной периодики в Татарстане не меняется так, как он должен меняться, вступая в пределы информационной эпохи, глобального взаимодействия всех слагаемых мирового сообщества. Чтобы стать целостным образованием, формирующим массовые коммуникативные связи между всеми частями общественного организма, периодической печати Республики Татарстан предстоит существенно обновить структурно-функциональную, предметно-тематическую, жанрово-методическую, организационно-управленческую и, главное, аудиторные модели.

Рост количества развлекательных, сенсационных, досуговых, рекламных изданий помогает, конечно, редакциям иметь безубыточные бюджеты, но ведь реализацией этих функций роль печати в обществе не ограничивается. Экономическая база национальной прессы РТ лишь частично перешла на следование законам рыночной экономики. Редакционные сообщества часто не носят представительского характера в плане взаимодействия, сотрудничества с продуктивными участниками духовного производства в сферах экономики, политики и культуры. Предметносодержательная, информационная подсистема национальной печати Татарстана неполно и в ряде случаев искаженно отражает текущую республиканскую, российскую действительность и международную жизнь. Что касается аудитории национальной печати, то ее значительная часть отчуждена от массового информационного процесса, осуществляемого посредством газетно-журнальных изданий.

Национальной печати Республики Татарстан требуется существенное структурное преобразование. Структура печати как способ связи компонентов системы, ее строение призвана динамично реагировать на перемены общественной жизни, содействовать их осуществлению. Однако недостатки развития компонентного развития, изъяны информационной политики, процессов организации и самоорганизации коммуникативной системы препятствуют структурной модернизации национальной газетно-журнальной сферы республики.

Для оптимизации коммуникативного процесса в сфере печати важное значение имеет типология как метод познания в журналистской науке. Типовая характеристика печати - это характеристика входящих в ее структуры множеств изданий. Каждое из этих множеств вбирает в себя однотипные издания, т.е. такие, которые сходны между собой по важному типообразующему признаку и одновременно по этому же признаку отличны от других множеств. Тип издания -это образ, модель однотипных изданий, входящих в отдельно взятое типологи-

ческое множество, которое может быть родом, видом, подвидом или другим квалификационным множеством. Причем основой типоформирующего признака этого множества является интегральный результат, который возникает в процессе функционирования каждого отдельного издания, в него входящего. Среди взаимодействующих признаков - прежде всего, характер аудитории, целевое назначение, которое включает реализацию коммуникативных функций всех основных видов социальной деятельности, а также характер информации. Это и коммуникативный результат - кто с кем взаимодействует, - отражающий характер информируемых и информирующих людей. Например, научно-практическое или научно-техническое издание. Это и результат той или иной функциональноцелевой направленности: научно-исследовательское, художественно-публицистическое, развлекательное, рекламное. Это и характер тематической и иной содержательной дифференциации: общественно-политическое, экономическое, медицинское и другие издания [1, с. 6].

По общепринятому мнению исследователей, тип - не просто мысленный аналог исследуемого множества, а идеализированная модель данного множества. В процессе типологического анализа издания выясняется, насколько реальные характеристики исследуемого объекта соответствуют тем, которые должны быть свойственны ему согласно его месту в системе печати, занимаемой информационной нише. В сфере внимания исследователя - вся совокупность системных характеристик объекта: его функциональных, компонентных, содержательных, экономических, технологических, аудиторных параметров [1, с. 7].

Типология как метод анализа начинает активно использоваться в практических целях. Современный информационный рынок, еще недостаточно прозрачный по ряду финансово-экономических параметров, но постоянно расширяющийся и демонстрирующий высокие темпы роста определенных секторов национальной периодической печати Татарстана, в частности в секторе рекламноразвлекательных газет, журнальной периодики, ставит жесткое требование -выпуск полноценного и оригинального информационного продукта. Это, казалось бы, очевидное для всех субъектов информационного рынка требование предполагает полное соответствие содержательного поля любого издания реальным запросам, информационным интересам. Успешность газеты, журнала обуславливает полное и четкое представление редакционных коллективов о миссии, или целевой задаче издания, его типе.

Национальная печатная периодика Республики Татарстан с начала 1990-х годов столкнулась с проблемой освоения новых для нее моделей, стандартов российской, а также мировой журналистики. Разумеется, вопросы о том, как делать, к примеру, качественное или массовое издание, быть СМИ с определенным политическим направлением или следовать образцам так называемой объективной журналистики, возникли не только в контексте заимствования и стремления отвечать известным российским, зарубежным стандартам. Становясь более сложной, изменялась социальная структура общества Республики Татарстан, формировались новые контуры политического пространства, экономика все отчетливее воздействовала на все сферы общественной жизни. Вследствие этих процессов появлялись и формировались ранее не существующие социальные группы, группы организованных интересов, имеющие собственные, достаточно дифференцированные потребности в разнообразных средствах массовой информации.

На сегодняшний день осуществляется выпуск национальных и специализированных изданий - детско-юношеских, женских, литературных и других социально-значимых СМИ. Популярны и журналы: женские «Сеембикэ», культурнопросветительские «Сэхнэ», научно-образовательные «Мэгариф», литературнохудожественные «Казан утлары» и «Мэйдан», молодежные «Идел» и «Ялкын». Детские издания представлены газетами «Сабантуй», «Кемеш кьщгырау», жур-

налами «Салават ^пере» и «Сабыйга». Наряду с традиционными общественнополитическими изданиями на татарском языке, такими как «Ватаным Татарстан», «Ш8hри Казан», «Мэгьрифэт», «Мэдэни ^омга», издаются «Юлдаш», «Кэеф ни-чек», «Акчарлак», «Ирек мэйдан», а также рекламные газеты с доминирующей функций развлечения и многие другие печатные СМИ. Они должны обслуживать определенные целевые аудиторные группы.

Однако национальная периодическая печать Республики Татарстан по причинам экономического характера испытывает огромные трудности. После советского периода значительная часть населения Республики Татарстан перестала быть читателем российских, региональных газет и журналов, ежедневные газеты многократно уменьшили свою долю в тиражах как региональной, так и районной газетной периодики. Большинство газет стало выходить реже, менее оперативно. Среди национальных газетных изданий сейчас преобладают еженедельники, ежемесячники, а также те, которые выходят один, два или три раза в месяц, а их тиражи охватывают лишь незначительную, «всю ту же», часть потенциальной аудитории.

Таким образом, аудиторию национальной периодической печати РТ в основном составляют одни и те же люди, которые читают и местные - районные, городские газеты, и республиканские газеты «Ватаным Татарстан», «Татарстан яшьлэ-ре» или, к примеру, газеты «Юлдаш», «Акчарлак». Единственной отличительной чертой является то, что жители определенных районов и городов, все же стараются читать свои местные газеты. Жителю Тукаевского района, который читает газету «Якты юл» («Светлый путь»), не совсем интересна периодика, к примеру, Актаныш-ского района «Актаныш та^нары» («Актанышские зори»), и наоборот.

Известно, что газеты-журналы являются зеркалом общественного мнения, интеллектуальным богатством народа, наследством мнений и духовным потенциалом. Они напрямую связаны с судьбой нации, ее будущим. На протяжении веков доказано, что все исторические взлеты, духовные преобразования начинаются с процветания и возрождения прессы. Хочется отметить, что современную национальную периодику в РТ особенно активно читают со времен известной перестройки, когда началась эпоха национального возрождения. Государственная поддержка, которую имеют в нашей республике республиканские, городские и районные национальные газеты и журналы, обеспечивает устойчивое распространение качественной и полезной в социальном и культурном отношении информации с учетом языковых потребностей населения.

Литература

1. Шкондин М.В. Типология периодической печати: учеб. пособие / М.В. Шкондин, Л.Л. Реснян-ская. М.: Аспект-Пресс, 2007. 236 с.

МИНГАЛИМОВ РУЗИЛЬ ГАЛИЕВИЧ - ассистент кафедры журналистики, Набережночел-нинский филиал Казанского государственного университета, Россия, Набережные Челны (mingalimov_rg@mail.ru).

MINGALOV RUZIL GALIEVICH - assistant, Naberezhnye Chelny Branch of Kazan State University, Russia, Naberezhnye Chelny, Russia, Naberezhnye Chelny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.