Научная статья на тему 'Трансформация национальной печати Республики Татарстан в годы перестройки'

Трансформация национальной печати Республики Татарстан в годы перестройки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ / ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ / СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мингалимов Рузиль Галиевич

В статье рассматривается состояние периодической печати Республики Татарстан на татарском языке в 1990-1999 гг., выделяются изменения в их идейно-тематической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация национальной печати Республики Татарстан в годы перестройки»

«аз^.

Edited by FoHit PDF Editor

Copyright (c) by FoHit Corporation, 2003 - 2010 For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета. ^ил. i. 11. Lep. ч^ппопотя. турналпстпка, вып. ч-

журналистика

УДК 070(470.41)

трансформация национальной печати республики татарстан в годы перестройки

Р. Г. Мингалимов

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны E-mail: Mingalimovrg@gmail. com

В статье рассматривается состояние периодической печати Республики Татарстан на татарском языке в 1990-1999 гг., выделяются изменения в их идейно-тематической направленности.

Ключевые слова: периодическая печать на татарском языке, типология национальной печати, СМИ Республики Татарстан.

Transformation of the National Press of Tatarstan Republic During Perestroika R. G. Mingalimov

In article the condition of periodicals of Tatarstan Republic in the Tatar language in 1990-1999 is considered, the changes in their ideas and topical orientation are allocated.

Key words: periodicals in the Tatar language, typology of the national press, Tatarstan Republic mass-media.

Интегрированная, или «суммарная», культура различных по национальному признаку социальных общностей, объединенных место-бытием в одном регионе, имеет в условиях этнического возрождения особую специфику формирования. Важное место в ней занимает массово-информационная составляющая, предоставленная духовным (публицистическим) продуктом, произведенным прессой нового образца, возникающая в результате глубокой трансформации прежней системы местной печати.

Эта трансформация является объективным процессом, поскольку печать старого образца уже была не в состоянии справиться с новыми организационно-идеологическими целями и задачами в области национального развития.

Во-первых, доперестроечная национальная печать в Республике Татарстан не обладала достаточной для переходного общества содержательной гибкостью и восприимчивостью, так как имела жесткую заданную иерархическую структуру. По своей принадлежности национальная печать РТ была однородно официальной (государственной), то есть ее учредителями являлись преимущественно партийно-советские органы. При этом для региона существовал обязательный, максимально аскетический, набор периодических изданий. Кроме того, выходили районные газеты - орган районных комитетов КПСС и районных Советов народных депутатов. Для всех СМИ создавались нормальные финансовые условия деятельности, позволявшие многим редакциям добиваться высокого уровня рентабельности. Более того, национальные издания и вся районная печать РТ полностью или частично дотировались за счет государственного бюджета.

Во-вторых, доперестроечная национальная печать РТ подвергалась негласному цензурному контролю. Его осуществляли региональные структуры по охране государственных тайн в печати. Помимо своей основной функции - неразглашения в печати секретной информации, эти структуры при малейшем, по их мнению, идеологическом неблагополучии той или иной публикации в готовящейся накануне выпуска

© Мингалимов Р. Г., 2011

Edited by FoHit PDF Editor

Copyright (c) by FoKit Corporation, 2003 - 2010 For Evaluation Only.

P. Г. Мпнгалпмов. Трансформация национальной печати Респуолпкп іатарстан_

газете обязательно сигнализировали в партийные инстанции. Идеологической цензурой занимались и призванные курировать печать профильные отделы и секторы партийных комитетов - только уже после выхода в свет номера газеты. Естественно, при такой схеме функционирования и слежения журналистика не была и, в принципе, не могла быть «четвертой (информационной) властью».

Кардинальные перемены в обществе по всему региональному фронту в ходе перестройки затронули и национальную периодическую печать Республики Татарстан. Слово «национальный» мы понимаем и употребляем как этнический, и именно в этом смысле национальная печать представляет определенный интерес. В России, которая, как известно, является многонациональной страной, выходят газеты и журналы на 80 с лишним языках этносов, проживающих в Российской Федерации. В 1990-е гг. в Республике Татарстан выходило около 300 наименований газет и журналов. На татарском языке издавалось 74 газеты и 24 журнала, из них государственных газет - 52, журналов - 19. Для обеспечения информацией татар на родном языке, живущих в других регионах России, было организовано около 10 газет. Г азеты выходили в Тюмени («Ак калфак»

- «Белый калфак», «Яцарыш» - «Возрождение»), Самаре («Бердэмлек» - «Единство»), Москве («Меджлис»), Оренбурге («Яца вакыт» - «Новое время»), Ульяновске («вмет» - «Надежда») и в других городах.

По данным летописи периодических и продолжающих изданий Республики Татарстан1, в 1990-е гг. на территории РТ начали издаваться 14 новых журналов на татарском языке. По своей идейно-содержательной направленности они в основном были общественно-политическими. Учредителями выступали администрации городов и районов, а также крупные совхозы и акционерные общества. К примеру, Всетатарский общественно-политический и литературно-художественный журнал «Аргамак» («Скакун») был учрежден мэрией г. Набережные Челны, АО «КамАЗ», администрациями города и района Нижнекамск и Альметьевск.

Трансформация республиканской печати обусловлена тем, что в 1990-е гг. в национальной периодике РТ появились новые типы журналов, ориентированные на узкую аудиторию: научные

- «Мирас» («Наследие»), «Фэн ьэм тел» («Наука и язык»), «Фэн ьэм мэктэп» («Наука и школа»); религиозные - «Иман нуры» («Луч веры»), «Дин вэ эдэп» («Религия и культура»); историко-публицистические - «Гасырлар авазы» («Эхо веков»), «Казан» («Казань»); детские - «Салават ^пере» («Радуга»), «Сабыйга» («Дитё») и др. Среди независимых изданий можно отметить организованный в 1991 г. литературно-художественный журнал «А^аган» («Зарница»). Он был ориентирован на молодежь и учащихся старших классов, учредителем выступил совхоз «Раифа».

Республиканские газеты на татарском языке в годы перестройки также были подвержены трансформации. В период 1990-1999 гг. в РТ начали расспространяться 13 новых республиканских газет и еще 2 в качестве приложения к уже существующим на данный момент периодическим изданиям. С апреля 1992 г. в течение 9 месяцев выходила газета «Эдэби ^омга» («Литературная пятница»), учредителями которой выступал Союз писателей РТ. С января 1993 по 1995 г. «Эдэби ^омга» стала еженедельным приложением к газете «Шэьри Казан» («Град Казань»). С 1999 г. в виде приложения к журналу «Салават ^пере» начала выходить «Таьир-Зеьрэ» («Тагир-Зухра»), созданная Казанским государственным педагогическим университетом. Оба 8-полосных приложения выходили в г. Казани.

В республиканских газетах, как и в журналах, преобладала общественно-политическая тематика, широко представленная в газетах «Татарстан яшьлэре» («Молодежь Татарстана»), «Ватаным Татарстан» («Родина Татарстан»), «Республика». Последняя была независимой газетой, учрежденной фирмой «Фламинго» и ООО «Марат-Эль». В эти годы начали появляться общественно полезные газеты и дайджест-сборники. Например, дайджест-сборник «Юлдаш» («Попутчик») был организован фирмой «Раннур» в 1991 г., на сегодня его учредителем является агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа».

В годы перестройки районные газеты на татарском языке содержались Советом народных депутатов и Министерством информации и печати Республики Татарстан. Появилось 15 новых городских и районных газет, такие как «Шэьри Казан» («Град Казань»), «Шэьри Чаллы» («Град Челны»), «Ютазы тацы» («Ютазинская новь»), «Туган як» («Родной край») и др. По информационной наполняемости они были ориентированы на жителей определенных районов и городов.

Исследуя трансформацию национальной периодической печати РТ в годы перестройки, нужно сказать, что корпоративная пресса как тип сформировалась именно в 1990-е гг. Общественные организации, акционерные общества, благотворительные фонды, издательства, национальные движения начали издавать свои внутренние СМИ: «Хэзинэ» («Клад») - АО «Татнефть»; «Нур» («Луч») - АО «КамАЗ»; «Меслимэ» («Учитель»), «Сердэш» («Напёрстник») - издательство «Иман»; «Энием» («Мама») - республиканский благотворительный фонд «Энием» («Мама»); «Хезмэт авазы» («Голос труда») - АО «Нефтехим» и др. В целом в этот период в республике появилось 18 корпоративных газет на татарском языке.

Национальная печатная периодика Республики Татарстан с начала 90-х гг. XX в. столкнулась с проблемами освоения новых для нее моделей, стандартов российской, а также мировой журналистики. Разумеется, вопросы о том, как

Журналистика

113

Edited by FoHit PDF Editor

Copyright (c) by FoHit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета, лш. і. u. lер. ч^плологпя. турнагпстпка, вып. ч

делать, к примеру, качественное или массовое издание, быть СМИ с определенным политическим направлением или следовать образцам так называемой объективной журналистики, возникли не только в контексте заимствования и стремления отвечать известным российским, зарубежным стандартам. Становясь более сложной, изменялась социальная структура общества Республики Татарстан, формировались новые контуры политического пространства, экономика все отчетливее воздействовала на все сферы общественной жизни. Вследствие этих процессов появлялись и формировались ранее не существующие социальные группы, группы организованных интересов, имеющие собственные, достаточно дифференцированные потребности в разнообразных средствах массовой информации. По причинам экономического характера периодическая печать Республики Татарстан на татарском языке ис-

пытывала огромные трудности. В постсоветский период значительная часть населения Татарстана перестала быть читателем российских, региональных газет и журналов, ежедневные СМИ многократно уменьшили свою долю в тиражах как региональной, так и районной периодики. Большинство газет стало выходить реже, менее оперативно. Среди национальных газетных изданий преобладали еженедельники, ежемесячники, а также те, которые выходят один, два или три раза в месяц, а их тиражи охватывали лишь незначительную часть потенциальной аудитории.

Примечания

1 Бурганова Н., Шакирова М., Хабибуллина С. Летопись печати Республики Татарстан. Государственный библиографический указатель. Казань. 1990-1999. N° 4.

114

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.