Научная статья на тему 'Период социокультурной модернизации: психоаналитический подход'

Период социокультурной модернизации: психоаналитический подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ПРОЕКЦИЯ / ВЫТЕСНЕНИЕ / РЕГРЕССИЯ / ТРАНСФЕР / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / PSYCHOANALYSIS / PROJECTION / REPRESSION / REGRESSION / TRANSFERENCE / AMBIVALENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Давыдов Алексей Иннокентьевич

Рассматривается проблема использования психоаналитической методологии в культурологических исследованиях. Актуальность обновления научного инструментария культуролога диктуется необходимостью учета социально-психологического фактора культуры, особенно во внутренне конфликтные и противоречивые транзитивные периоды. Это особенно важно в настоящий момент, когда Россия стоит перед очередным модернизационным выбором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The period of social and cultural modernization: psychoanalytic approach

The problem of use of psychoanalytic methodology in culturological research is considered. The urgency of updating of scientific toolkit of the culturologist is dictated by necessity of the account of the socially-psychological factor of culture, especially during internally disputed and inconsistent transitive periods. This is especially important at the moment when Russia is facing another modernizing choice.

Текст научной работы на тему «Период социокультурной модернизации: психоаналитический подход»

путями духовного совершенствования. Пусть будет так в разных странах, во всех углах мира, где бьется сердце человеческое» [7].

Библиографический список

1. Де Ваттель, Эмер. Право народов [Текст] / Эмер де Ваттель. — М., 1960. - С. 523.

2. Богуславский, М. М. Международная охрана культурных ценностей [Текст] / М. М. Богуславский. — М.: Международные отношения, — 1972. — С. 84 —85.

3. Рерих, Н. К. Статьи [Текст] / Н. К. Рерих. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.

4. Знамя Мира. Статьи, очерки, письма [Текст] / Под ред.

О. Н. Звонарева. — М. : МЦР, 1995. — 383 с.

5. Рерих, Н. К. Листы дневника [Текст]. В 3 т. Т. 2. Аисты дневника (1936 - 1941) / Н. К. Рерих. - М.: МЦР, 1994-1995. -С. 206-207.

6. Великие художники [Текст]. В 50 т. Т. 29. Николай Рерих / Под ред. А. Барагамяна. — М.: Изд-во Директ — Медиа, 2009. — С. 23.

7. Рерих, Н. К. О Вечном [Текст] / Н. К. Рерих. — М.: Политиздат, 1991. — С. 114.

БОРИСОВА Елена Борисовна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.

Адрес для переписки: e-mail: Whiteknight2007@ yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2010 г.

© Е. Б. Борисова

УДК «о.2 д. и. ДАВЫДОВ

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

ПЕРИОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Рассматривается проблема использования психоаналитической методологии в культурологических исследованиях. Актуальность обновления научного инструментария культуролога диктуется необходимостью учета социально-психологического фактора культуры, особенно во внутренне конфликтные и противоречивые транзитивные периоды. Это особенно важно в настоящий момент, когда Россия стоит перед очередным модерни-зационным выбором.

Ключевые слова: психоанализ, проекция, вытеснение, регрессия, трансфер, амбивалентность.

В течение ста с небольшим лет Россия пережила три масштабных цикла модернизации, последний из которых не закончился. Каждый раз изменения, затрагивающие все стороны жизни общества, культуру в ее целостности, происходили в условиях достаточно длительных переходных периодов, сопровождающихся разнообразными кризисными явлениями. Уже давно стало достаточно ясно, что понять специфику российских модернизационных циклов можно только на основе междисциплинарного синтеза гуманитарного знания. В данной статье попытаемся увидеть этот феномен с точки зрения прикладного психоанализа.

Прикладной психоанализ представляет собой использование психоаналитической методологии во всем многообразии ее теорий, принципов, концепций, технических приемов применительно к социальнокультурной сфере (политике, искусству и литературе, религии, педагогике, праву, рекламе, управлению и т.д.) для объяснения индивидуальных и массовопсихологических феноменов. Он не подменяет собой традиционные научные дисциплины, будь то история, этнология или искусствоведение, но направлен на изучение ментальности, действующего в социальных и культурных процессах человека [1]. То есть того, что представляет в своей основе глубинный, бессознательный слой, формирующихся веками, устойчивых стереотипов индивидуального и массового пове-

дения и сознания. На этом уровне границы между индивидуальными и групповыми мотивами, предпочтениями и комплексами, во многом определяющими специфику и итоги событий, становятся размытыми, нечеткими, и исследовательские инструменты, эффективные для понимания человека в терапии и конкретных психологических исследованиях, — адекватно применимыми [2]. В качестве примера попробуем рассмотреть в психоаналитической перспективе динамику переходных процессов, составляющих важную неотъемлемую часть жизни любого общества.

Переходный период в данном понимании является временным, глубоко конфликтным, диалектически напряженным сочетанием исторически сложившихся структур, потерявших свою действенность в изменяющихся условиях, и новых тенденций развития. Переход предполагает одновременное существование привычных адаптивных моделей, инерционно сопротивляющихся модификации, и появление «ино-структур», разрушающих их устойчивость. Переходная эпоха, таким образом, — это разрушение и созидание одновременно, балансирование на опасной грани между выживанием и гибелью, регрессом и прогрессом, обретением нового качества и выпадением из цивилизационного процесса. Это связано с тем, что общество утрачивает режим устойчивого функционирования и обостряются все, латентно

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

присущие ему, внутренние конфликты, чаще всего совпадающие с неблагоприятными и опасными внешними факторами. Переход — кризис роста, как в воронку втягивающий в себя все слои и социальные институты. С психоаналитической точки зрения обращает на себя внимание прежде всего амбивалентный характер переходных периодов, которые, будучи конфликтом смысловых полярностей, потенциально содержат разные возможности: перехода общества в новое историческое состояние на новый виток развития; его консервации в прежнем состоянии; и, наконец, упадка, деградации [3]. Амбивалентность по Э. Блейлеру — инфантильная структура, двойственность внутренне противоречивых черт субъекта и сопутствующих им аффектов. В состоянии амбивалентности каждая установка корректируется собственной противоположностью. Для человека она естественна, и полное ее преодоление невозможно. Лишь гармонизация, компромиссное уравновешивание тенденций, что и ведет к стабильности. Однако в периоды кризисов усиливается энергетика полярностей, чреватая взрывом, катастрофическим безумием. И без учета этого парадоксального закона психики трудно дать развернутую картину массовой политической практике в транзитивные периоды.

Разрушение привычного фундамента жизни, сопровождающееся лавинообразным нарастанием кризисных явлений, создает благоприятные условия для актуализации примитивных, архаических по форме и содержанию социально-культурных моделей, которые полностью не исчезают с развитием цивилизации, а вытесняются ею на периферию общества, существуют подспудно. В архаизации легко узнается подробно описанный в психоанализе механизм регрессии. Для своего выживания общество использует когда-то эффективные приспособительные шаблоны, применяемые в новой ситуации. Возникает своеобразный «трансфер», перенос старого опыта на новые отношения, известный по психоаналитическому процессу. При этом активизация архаики, ее интенсивность и формы воплощения, зависят от множества взаимосвязанных факторов, в том числе от остроты кризиса, от культуральных и социально-экономических особенностей той или иной цивилизации, от стрессоров экзогенного характера (войн, пандемий, экологических катастроф), отмежцивили-зационного напряжения и влияния [4]. Архаика блокирует наступление полного хаоса, но, одновременно, усиливает регресс. Она проявляется в ослаблении централизованного контроля над обществом, его дроблении, усилении клановости и сепаратизма, массовом выходе населения из «правового поля», криминализации, натурализации экономических отношений, упадке культуры. Стихийно «всплывают» архе-типические содержания коллективного бессознательного. Ожившие мифы порождают описанные К. Г. Юнгом массовые психозы, мессианистские движения и ожидания, интерес к оккультизму, магии, мистико-иррациональным учениям, практикам изменения сознания. Одновременно с оживлением маргинальных слоев культуры, древних суеверий нарастает маргинализация общества, опрощается повседневная жизнь, девальвируется система ценностей. Масштабность построения нового, модернизация в сочетании с архаикой порождают тоталитарные утопии. Задачи выживания социума, особенно в условиях отсутствия развитого гражданского общества и адекватной ему политико-правовой культуры, приводит к повсеместному восстановлению тех горизонтальных связей,

которые восходят к базовым кровнородственным с сильной биологической составляющей: землячества, секты, банды, мафиозные кланы, тайные общества. Эти «социальные корпорации», как семья ребенка, поддерживают человека, дают возможность противостоять разлагающейся власти и произволу. В то же время быстро возникающие секты, используя различные техники воздействия на психику привлеченных людей, «психологического зомбирования», и часто смыкаясь с криминалитетом, усугубляют ситуацию. Создавая видимость устойчивости существования, поддерживающего окружения, наделе руководители сект, различные псевдохаризматичные «гуру» усиливают у своих адептов инфантильные зависимости, мешают адаптироваться к меняющемуся миру, принять неизбежность новой реальности. И если в стабильной социальной среде неофитами сект становятся выходцы из маргинальных слоев, контркультурного андеграунда, психически неуравновешенные личности, невротики, то в транзитивные периоды диссоциация социо-культурных связей, протестные настроения толкают на поиски «новой веры» множество потерявших привычные ориентиры людей. История знает немало примеров, когда кризис общества порождал массовые эсхатологические ожидания, мессианизм, религиозную истерию, повальное увлечение эзотерикой. И затем это часто выливалось в политический радикализм и терроризм.

Смысл ритуалов, практикуемых в «новых религиозных движениях», как правило, не осознается, и они демонстрируют все признаки навязчивого обсес-сивно-компульсивного поведения. Групповые моления и собеседования имеют целью принудительную идентификацию обращенных, затрудняющую уход из общины. Культивирование измененных состояний сознания, озарений и трансов без должной культурной оболочки дестабилизирует психику, включает амбивалентность психологических защит.

Транзитивные периоды не только создают условия для воссоздания архаики, но и снижают иммунитет социума к чужеродным воздействиям. В отличие от традиционных конфессий, «вписанных» в куль-туру, эти заимствования, в норме отторгающиеся, дополнительно усиливают дезинтеграцию. Синкретические культы, смешивая модифицированное христианство, шаманизм, ориенталистские верования, создают опасных, особенно для восприимчивой молодежи, ментальных гибридов. Рациональность эры науки парадоксально стимулирует интерес к иррациональному знанию: уфологии, криптозоологии, сайентологии, парапсихологии, которые также используются для бегства от реальности. И это не считая откровенной патологии пристрастия к наркотикам и психоделикам, эксплуатации членов маргинальных сообществ, межэтнических столкновений, ритуального насилия. С другой стороны, транзитивность дает возможность прорасти новым духовным смыслам, активизирует энергию поиска, способствует высвобождению пассионарного потенциала культуры [5]. Сама власть переживает искушение апеллировать к примитивным защитным социальным импульсам, проективного и идентификационного характера. Происходит поиск «виновных», рационализация ошибок, основными чертами политической жизни становятся популизм и демагогия. Даже спорадические, единичные инвазии архаики являются индикаторами тех или иных процессов в жизни общества, указывают на наличие тех или иных «слабых звеньев», на необходимость перемен. При готовности власти своевременно диагностировать эти симптомы,

упреждающим образом начать реформы, осуществить назревшую модернизацию, архаика касается лишь локальных структур (отдельных регионов, типов хозяйства, субкультур и социальных страт). При неготовности — деформирует все общество, ведет к терроризму, гражданским войнам и революциям [6]. В свою очередь, возрастание социального стресса и рост девиантности, криминогенное™ массового поведения, связанные с разрушением интериоризован-ного аппарата самоконтроля и самопринуждения, формирование которого согласно психоаналитической концепции является важнейшим приобретением цивилизации, ведут к попыткам усиления внешнего табуирования, государственного контроля. «Бегство от неупорядоченной свободы» на уровне психологических ожиданий масс готовит почву для авторитаризма. Стремление к защищенности и стабильности оборачивается диктатурой. Раскультуривание, откат к низшей границе, находящейся на стыке природного и социального, вытеснение демократических норм саморегуляции и замещение их более примитивными авторитарными в переходные периоды — удел обществ с расколотой идентичностью. Чем общество сложнее, чем сильнее в нем развиты механизмы диалога между различными социальными силами, группами и партиями, властью и народом, тем выше его способность к саморегуляции и адаптации, тем труднее его разрушить до основания [7]. Архетипы коллективного бессознательного имеют не только разрушительную, но и творческую силу, будучи правильно понятыми и использованными. Страхи, фантазии, настроения, проективные идентификации масс, выраженные языком культуры, сигнализируют о состоянии общества и могут быть «расшифрованы» и интерпретированы средствами психоанализа. Важным оказывается умение читать культуру, вычленяя ее логику. Обращение к ментальности позволяет «ухватить» базовые, архетипические основания мышления, а значит, и действия исторических субъектов. И, с другой стороны, недостаточная способность

субъектов (в массовом масштабе) своевременно разрешить проблему обеспечения собственного развития, соразмерного уровню усложнения, необходимого для воспроизводства жизнеспособности, снижает инновационный потенциал общества [8,9].

Библиографический список

1. Медведев, В. Философская культурология классического психоанализа: основные принципы психоанализа культурной среды / В. Медведев, С. Черкасов // Russian Imago: Исследования по психоанализу культуры 2000. — СПб. : Алетейя, 2001. — С. 92-113.

2. Эсман, А. Что «прикладывается» в прикладном психоанализе / А. Эсман // Russian Imago: Исследования по психоанализу культуры 2001. — СПб.: Алетейя, 2002. — С. 483 — 498.

3. Ахиезер, А. С. Сфера «между» и ее осмысление / А. С. Ахи-езер//Общественные науки и современность. — 2009. — №5. — С. 125-133.

4. Назаретян, А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории / А. П. Назаретян. — М.: Пер-СЭ, 2001. — 239 с.

5. Россия: трансформирующееся общество. — М. : Канон-Пресс-Ц, 2001. - 830 с.

6. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А. С. Ахиезер. — М.: Новый хронограф, 2008. — 934 с.

7. Даймонд, Д. Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают / Д. Даймонд. — М.: ACT, 2008. — 762 с.

8. Макропсихология современного российского общества. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. — 352 с.

9. Россия: трансформирующееся общество. — М. : Канон-Пресс-Ц, 2001. - 830 с.

ДАВЫДОВ Алексей Иннокентьевич, старший преподаватель кафедры истории и политологии.

Адрес для переписки: e-mail: dove3@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2011 г.

© А. И. Давыдов

Информация

Фотоконкурс на тему развития устойчивой сбалансированной системы транспорта и энергетики

Литва, председательствующая в ОБСЕ в 2011 году, признала устойчивое развитие энергетики и транспорта в качестве одного из приоритетных направлений деятельности. С учетом повышенного интереса к этим вопросам Литва предложила в качестве темы Экономико-экологического форума ОБСЕ в 2011 году «Поощрение совместных действий и сотрудничества в регионе ОБСЕ в области устойчивого развития энергетики и транспорта». Форум впервые охватит оба эти сектора, подчеркнув тем самым, существующую между ними взаимозависимость.

По случаю заключительной встречи Экономико-экологического форума, который состоится в Праге 14 — 16 сентября 2011 года, ОБСЕ и литовское председательство организуют фотоконкурс в целях повышения осведомленности общественности о большом значении устойчивого развития энергетики и транспорта. Отвечающим условиям конкурса участникам предлагается представить свои фотоматериалы, в которых отражено понимание ими этой темы. В них могут быть охвачены такие аспекты, как возобновляемые источники энергии, инновации и новые технологии, международное и трансграничное сотрудничество, устойчивые транспортные средства и виды топлива, защита окружающей среды, воспитание новой культуры пользователей и др.

Международное жюри назовет двух победителей; получатель 3-го приза будет определен путем онлайнового голосования. Победителю будет вручен приз (фотооборудование); лауреаты, удостоенные 2-го и 3-го призов, также получат фотооборудование. Двенадцать работ финалистов будут экспонированы на специальной выставке в рамках проведения Форума в Праге.

Крайний срок подачи заявок на участие — 31 июля 2011 года.

Подробная информация и формы заявок для участия в конкурсе http://www.osce.org/ru/node/78472

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/286/229816.php (датаобращения: 17.06.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.