Научная статья на тему 'Пергамские и эфесские светильники из Ольвии (импорт и местные имитации)'

Пергамские и эфесские светильники из Ольвии (импорт и местные имитации) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТИЛЬНИКИ / LAMPS / ОЛЬВИЯ / OLBIA / ЭЛЛИНИЗМ / HELLENISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шейко Ирина Николаевна

В статье проанализирована серия светильников и их фрагментов ІІІ в. до н.э. І в. н.э. с элементами различных орнаментов из раскопок в Ольвии. Изделия представлены серо-, светлои красноглиняными экземплярами с различным покрытием. Форма тулова светильников типична для эллинистического времени биконическая и округлая, на невысоком поддоне. Большинство фрагментов представляют привозные типы, в основном из Эфеса и Пергама. Также в коллекции присутствуют местные ольвийские реплики светильников, которые отличаются составом глины и отсутствием какого-либо покрытия. Кроме того, на примере отдельных форм рассмотрен вопрос о технологии производства данных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пергамские и эфесские светильники из Ольвии (импорт и местные имитации)»



Северное Причерноморье

© 2014

И. Н. Шейко

ПЕРГАМСКИЕ И ЭФЕССКИЕ СВЕТИЛЬНИКИ ИЗ ОЛЬВИИ (ИМПОРТ И МЕСТНЫЕ ИМИТАЦИИ)

В статье проанализирована серия светильников и их фрагментов III в. до н.э. — I в. н.э. с элементами различных орнаментов из раскопок в Ольвии. Изделия представлены серо-, светло- и красноглиняными экземплярами с различным покрытием. Форма тулова светильников типична для эллинистического времени — биконическая и округлая, на невысоком поддоне. Большинство фрагментов представляют привозные типы, в основном из Эфеса и Пергама. Также в коллекции присутствуют местные ольвийские реплики светильников, которые отличаются составом глины и отсутствием какого-либо покрытия. Кроме того, на примере отдельных форм рассмотрен вопрос о технологии производства данных изделий.

Ключевые слова: светильники, Ольвия, эллинизм

Интерес к материальной культуре античных городов Северного Причерноморья вызван прежде всего системным недостатком обобщающих работ по подобной проблематике. Такое утверждение вполне относится и к светильникам, несмотря на то что в последние годы осветительные приборы античного времени привлекают внимание исследователей все чаще. Тем не менее, работа, направленная на изучения коллекций светильников из разных центров региона, еще далека от завершения. И в этом плане большая и разнообразная в типологическом плане коллекция светильников Ольвии представляет значительный интерес. В ней выделяется компактная группа изделий эллинистического времени, которая составляет 65 изделий с различными орнаментами и заслуживает отдельного рассмотрения. Они позволяют проследить динамику импорта светильников из нескольких средиземноморских центров и попытаться выявить их имитации.

Различные орнаменты, которые применялись в декорировании светильников, характерны для керамической продукции именно эпохи эллинизма. Светильники этого времени имеют вариантную (в сравнении с предыдущим архаико-классиче-ским временем) морфологию формы, определенную форму рожка и, как правило, вертикально посаженную ручку. Прослеживается четкая тенденция к изменению

Шейко Ирина Николаевна — аспирантка Национального университета «Киево-Могилянская академия», лаборант отдела античной археологии Института археологии НАН Украины. E-mail: ira. [email protected]

0 5 ю см

1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

Рис. 1

1 - 0-80/ЮЗА/46Э; 2 - БУ/1659; 3 - Б1-68/1052; 4 - 0-61/А-2386; 5 - 0-20/А-1171; 6 - 0-61/206

формы — от полностью открытой до полузакрытой и, до конца эллинистического времени, уже полностью закрытой. Высота туловища и длина рожка также претерпевают изменения, прежде всего в сторону удлинения. К тому же сам размер изделий стал вдвое меньшим, в отличие от светильников предыдущих хронологических периодов.

Среди светильников с орнаментальными мотивами обращает на себя внимание светильник с ветвью винограда около заливного отверстия и листьями вокруг него (рис 3, 1). Орнамент с чередованием ветвей винограда и листьев по краю плечиков указывает на пергамский стиль декоративного оформления1 — такие светильники датируются последней четвертью II—I вв. до н.э. Кроме того, такой вариант декора характерен и для большой группы ваз2. Похожий орнамент есть на светильнике из Поццуоли, представляя переходной тип изделия от эллинистического времени к римскому, что позволяет датировать его I в. до н.э. — I в. н.э.3; в Пергаме, где они отнесены к середине II в. до н.э4. Учитывая это, можно предположить, что найденный в Ольвии светильник является имитацией этого стиля, однако хорошо отмученная глина без визуальных примесей и следы коричнево-серебристого лакового покрытия свидетельствуют не в пользу его местного производства.

Декорирование светильников прослеживается не только вокруг заливного отверстия, но и на боках. Сероглиняный светильник округлой в разрезе формы с декором дельфинами уже не единичен в ольвийской коллекции (рис 3, 2, J)5. Подобное украшение также пока не имеет аналогов, однако серая глина с примесью мелких блесток и лощение вместе с декором в виде дельфинов дают возможность предполагать, что данный светильник является ольвийской имитацией эфесского стиля и датируется II—I вв. до н.э.6 Декор с дельфинами широко распространен на светильниках, однако, как правило, они изображены на рожке, вокруг заливного отверстия, либо сбоку, но без выступа, как на наших экземплярах, и датируются срединой II—I вв. до н.э. Они известны на Кипре (Неа Пафос)7, в Ионии (Метрополис)8, в Эфесе9, в Херсонесе10. Все вышеупомянутые аналогии имеют красную, коричневую и розовую глину, несмотря на утверждения авторов об их эфесском производстве.

Другой сероглиняный светильник с украшением по бокам в виде завитков сохранился только нижней частью вместилища (рис 3, 6). Подобный декор встречается на сероглиняных светильниках из Пергама11, но, в отличие от нашего изделия, они покрыты черно-серым лаком. Сероглияный светильник с аналогичным украшением найден в одном из погребений на некрополе Ольвии12. Аналогии,

1 Bruneau 1991, 598, fig. 2; Tezgör, Sezer 1995, Nr. 338.

2 Bruneau 1991, fig. 1, cat. Nr. 8 ff.

3 Oziol 1977, Pl. 10, Nr. 161.

4 Schäfer 1968, Taf. 62-63, Q46; Taf. 64, Q49.

5 Шейко 2013, рис. 5,2; кат. № 11.

6 Журавлев 2010, 20.

7 Mlynarczyk 1978, Nr. 41.

8 Gürler 2002, Abb. 3, Nr. 6-8.

9 Bailey 1975, Q160, Q173, Q169, Q188; Tezgör, Sezer 1995, Nr. 307, 309; Merif 2002, Taf. 75, L30.

10 Вальдгауер 1914, № 90.

11 Schäfer 1968, Taf. 66.

12 Журавлев, Ломтадзе 2007, рис. 4, 5.

0 5 10 см

1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

Рис. 3

1 - 0-56/4502; 2 - 0-61/446; 3 - 0-67/1745; 4 - 0-59/15; 5 - 0-96/Т-3/722; 6 - 0-57/427; 7 - 0-48/3325: 8 - 0-69/659

которые приводит Д. В. Журавлев, а также комплекс в целом позволяют датировать данный светильник второй половиной II — первой половиной I в. до н.э. Автор утверждает, что два таких выступа по бокам с рельефным орнаментом в виде завязанного узла, наравне с вертикальной ручкой, также служили ручками. На примере данного изделия четко прослеживается технология производства. Подобные светильники состояли из двух частей (верхней с плечиками и нижней с дном), а затем склеивались. Однако, в случае плохого качества клейкого материала, в процессе обжига изделия он мог расклеиться.

Еще один светильник с украшением по бокам в виде листьев плюща (рис. 2, 6) представляет привозной тип по составу глины (без визуальных примесей), а также черно-серому лаковому покрытию. Плющ, так же как и дельфины, изображен преимущественно на рожке, вокруг заливного отверстия, либо сбоку, но без выступа. Все они датируются в пределах середины II в. до н.э. (полные аналогии см.: Кипр13; Делос14). Светильник с выступом в виде плюща известен и в Пергаме, где такие изделия составляют локальную группу и датируются довольно широко — концом III—I в. до н.э15.

Следует отметить, что все светильники с орнаментами изготавливались в специальных литейных формах. Частое отливание из формы определенного типа светильников приводило к ее сработанности. Светлоглиняный светильник с насечками по краю плечиков служит показательным примером оттискивания орнамента уже в сработанной форме (рис. 1, 6). О местном производстве данного светильника, кроме светлой глины с мелкими частицами извести, может свидетельствовать нечеткость орнамента, а также невысокое качество лакового покрытия, что в свою очередь служит доказательством неоднократного снятия из формы привозного типа светильника. Кроме того, имеются два светильника с покрытием красным густым лаком и аналогичным орнаментом (рис. 5, 2, 8). Аналогии подобного орнамента известны в светильнике из пещеры Вари (Аттика), где они, как считается, составляют орнаментацию светильников уже следующего периода, римского16. Кроме того, они засвидетельствованы в Ольвии: М. Парович-Пешикан отнесла их к типу III — «эллинистический тип из Южной России» — и датировала по материалам Афинской агоры II в. до н.э.17

Еще одни светильник с довольно нечетким орнаментом из листьев вокруг заливного отверстия и двух массивных, одного маленького, другого вдвое больше, налепов круглой формы около рожка (рис. 3, 4) представляет, по нашему мнению, местную имитацию привозного типа. Такое предположение оправданно, прежде всего из-за значительной примеси извести в тесте светло-серой глины, а также криволинейных (или искривленных) форм изделия. Обращают на себя внимание и следы темно-серого лощения. Крайне нечеткие линии орнамента усложняют поиск аналогий данного экземпляра, однако схожие мотивы прослеживаются на светильниках, которые происходят из Антиохии18 и датируются предположитель-

13 Mlynarczyk 1978, Nr. 34.

14 Bruneau 1965, Nr. 2894; Pl. 22, Nr. 4210-4216.

15 Schäfer 1968, Taf. 56-59, Q1-30.

16 Basset 1903, pl. XII, 7-10.

17 Парович-Пешикан 1974, 115, рис. 97, 6.

18 Waage 1941, fig. 76, type 22b:66.

но первой половиной I в. до н.э. и с Кипра (изделие принадлежит к пергамскому стилю оформления с нечеткой маской перед рожком19, которое датируется второй половиной II в. до н.э.).

Четыре из пяти двухрожковых светильников имеют красно-оранжевую глину с примесью извести и красное лаковое покрытие (рис 4, 1, 3, 4, 6), которое, по мнению О. Ф. Вальдгауера, и отличает привозные светильники данного типа20. Один светильник имеет светлую глину и представляет местное ольвийское производство (рис. 4, 2). Данные светильники уже закрытого типа, в отличие от предыдущих, и украшены двумя волютами по бокам; сохранилось также основание от вертикальной ручки. Аналогичные светильники найдены как на многих памятниках Причерноморья (на Боспоре21, в Ольвии22), так и в средиземноморских и малоазийских центрах (в Пергаме, с орнаментом из листьев плюща23, датируется 11-1 вв. до н.э.; похожий светильник без волют, но с листком аканфа между рожками24; в Коринфе найдено похожее изделие, которое происходит из Книда, где оно имитируют бронзовые формы25). Многочисленные находки светильников данного типа позволили проследить технологию их производства. По мнению Д. В. Журавлева, двухрожковые светильники изготавливались путем присоединения второго рожка к готовому однорожковому светильнику, который в результате имел совместное вместилище26. Однако в Ольвии на участке НГ в комплексе, который датируется 11-1 вв. до н. э., была найдена керамическая форма для изготовления такого двухрожкового светильника27 (рис. 4, 5). Факт такой находки свидетельствует о том, что двухрожковые светильники данного типа изготавливались именно в форме, а не путем присоединения второго рожка. К тому же светильники имеют четкий шов склейки внутри вместилища.

Также известны металлические реплики керамических двухрожковых светильников, в частности из бронзы, которые принадлежат уже римскому времени28. Следует отметить, что вопрос о металлических репликах остается по-прежнему дискуссионным. Согласно Д. В. Журавлеву, именно подобные двухрожковые экземпляры светильников из металла послужили прототипом для производства гли-няных29. Однако в таком случае следует четко определить датировки как для глиняных, так и для металлических осветительных приборов, поскольку последние датируются уже первыми веками нашей эры, в отличие от глиняных.

В Ольвии найдены также сероглиняные светильники с рядом горизонтальных и вертикальных сигм (8-видных спиралей) вокруг заливного отверстия (рис. 3, 7; рис. 6, 5,16, 17; рис. 1, 1; рис. 1, 3; рис. 5, 4). Аналогичные орнаменты составляют многочисленную группу и присущи эфесскому производству и стилю оформле-

19 Bailey 1975, pl. 27, Q 143.

20 Вальдгауер 1914, 8.

21 Забелина 1992, таб. VII, 5; Журавлев, Хршановски 2000, рис. 1, 9; Журавлев 2001, таб. 1, 1-2.

22 Вальдгауер 1914, кат. № 57; ffijte 2010, pl. 326, 0-103.

23 Schäfer 1968, Taf. 63, Q47.

24 Pirson 2011, Abb. 46.

25 Broneer 1930, pl. V, № 192.

26 Журавлев 2001, 131; Вальдгауер 1914, 79.

27 Ветштейн 1975, 184, рис. 3.

28 Rosental, Sivan 1978, № 649-650 = Broneer, type XXI.

29 Журавлев, Турова 2012, 350.

0 5 10 см

1 ■ I < ■ I I ■ ■ I I

Рис. 4

1 - 0-7/А-1253; 2 - 0-53/94; 3 - О-64/96; 4 - 0-200] НГСЛ7; 5 -03Я/ПГС/2354; 6 - 0-87/НГСС/593: 7 - 0-92НГС/321 ; S - 0-7/22305

ния. Известны они в Деметрии, где нижней границей их бытования определен I в. н.э.30, в Илионе31, в Эфесе32, в комплексе кораблекрушения у Антикитеры, I в. до н.э.33, на Делосе34, а также на Боспоре — в Пантикапее в слое I в. до н.э., однако с находками III в. до н.э.35; в Мирмекии36. Основным отличием между нашими экземплярами и привозными типами эфесских светильников является наличие серого или черного лакового покрытия и примеси блесток в глине37, что позволяет предполагать их местное производство. Кроме орнамента со спиралями, на двух экземплярах еще три отличия: насечки, антропоморфная маска на рожке, а также трезубец (или «корона Изиды») на рожке (рис. 1, 3; рис. 6, 27) (аналогичные знаки на эфесских светильниках из Пантикапея38, Метрополиса39, а также Эфе-са40 и Леванта, где автор указывает на эфесский стиль декорирования и датирует изделие последней четвертью II-I в. до н. э.41). Такой декор рожков сочетается с различными орнаментами вокруг заливного отверстия, но полных аналогий нами пока не найдено.

Не менее редкими являются также другие эфесские светильники со следующими орнаментами: овы, разделенные тремя точками (рис. 3, 3); овы, разделенные черточками (рис. 5, 3; рис. 6, 7, 24); овы с разделительными линиями (рис. 6, 23); овы с точками в середине (рис. 6, 26); различные мотивы из листьев (в том числе аканф и тройные листья) (рис. 1, 4; рис. 2, 4, 5; рис. 3, 8; Рис. 4, 7, 8; рис. 5, 6; рис. 6, 18, 19, 22, 25); точечные орнаменты (рис. 2, 1; рис. 6, 8, рис. 6, 20). Полных аналогий первого орнамента пока не найдено, однако все изделия с похожим декором вокруг заливного отверстия, а также полные аналогии орнаментам с овами, разделенными черточками, известны во многих античных центрах (аттические экземпляры, которые датируются III в. до н. э.42; некрополь Том, I в. до н. э. — I в. н. э.43; Афины44; Малая Азия, I в. до н.э. — I в. н. э.45; Эфес, конец II в. до н. э. — первая половина I в. до н. э.46; середина II-I в. до н. э.47; Пантика-пей48. Такие орнаменты доживают и до позднего римского времени — III-IV вв. н.э. (из коллекции Шлоссингера, неизвестного происхождения49).

30 Zimmer, Furtwängler 2003, Taf. 5, j.54.

31 Barr 1996, fig. 27, 109.

32 Bailey 1975, pl. 34, Q192.

33 Kaltsas 2012, 167, Nr. 163.

34 Bruneau 1965, pl. 17, Nr. 2991; pl. 19, Nr. 3132.

35 Забелина 1992, таб. VI, 2; Журавлев 2010, кат. № 419, 425.

36 Журавлев 2010, кат. № 420.

37 Основными признаками эфеских светильников является наявность серого или черного лакового покрытия и мелких серебристых блесток в тесте глины (Журавлев 2010, 20).

38 Журавлев 2010, №412.

39 Gürler 2002, Abb. 6, Nr. 14.

40 Merif 2002, Taf. 72, L13; Bailey 1975, pl. 34, Q194.

41 Tezgör, Sezer 1995, Nr. 316.

42 Howland 1958, Pl. 47, 590, 597, type 46A, 46B.

43 Bucovala 1967, 114, 71d.

44 Thompson, Thompson 1987, fig. 98, E103.

45 Hübinger 1993, Taf. 10, 79; Lyon-Caen 1986, Nr. 122.

46 Журавлев, Турова 2012, кат. № 22, таб. 4.

47 Topoleanu 2012, Kat.Nr. 9.

48 Забелина 1992, Таб. 5, 4.

49 Rosental, Sivan 1978, 100, № 403.

0 5 10 см

1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

Рис. 5

1 - 0-7/А-2495; 2 - 0-25/А-1641; 3 - 0-86/НГС/13; 4 - 0-20/А-3543; 5 - 0-2002/НГС/296; 6 - 0-2006/НГС/761; 7 - 0-20/А-1773; 8 - 0-25/А-1641

Похожие мотивы в орнаментике с листьями известны на светильниках из Пан-тикапея и Парфения50, а также аналогичный орнамент на светильнике из коллекции Британского музея, который определен также как эфесский51. Три светильника (рис. 2, 4; рис. 4, 7, 8) местного ольвийского производства имеют светлую глину с примесью извести. Для них характерны смазанный орнамент из листьев и одинаковые параметры, что позволяет предполагать, что изделия были изготовлены из одной формы. Еще один сероглиняный экземпляр (рис. 6, 25) имеет четкую биконическую форму профиля (несмотря на небольшой сохранившийся фрагмент). К тому же орнамент в виде чередующихся листьев аканфа и листьев ланцетовидной формы известен по аналогиям из Северного Причерноморья — с маской перед рожком, который датируется II в. до н. э. — I в. н. э.52 Кроме того, светильники с декором из листьев ланцетовидной формы найдены в Пергаме и Приене, где они датируются тем же временем53. На малоазийское происхождение светильников с таким орнаментом указывает и Д. В. Журавлев, датируя их последней четвертью II-I вв. до н. э.54

Фрагменты с черточками и точечным орнаментом вокруг вместилища имеют близкие аналогии среди находок в Деметрии55, Абдере56, в италийских центрах57, Византии58, Эфесе — полые аналогии, но чернолаковые59, а также в Северном Причерноморье — Танаисе60. Обращает на себя внимание и привозной тип сероглиня-ного светильника с покрытием и орнаментом на высокой ножке-подставке (рис. 2, 1). Серое лощение, точечный орнамент, а также мелкие серебристые включения в составе глины дают нам возможность предполагать его эфесское производство61 и датировать второй половиной II в. до н. э.62 В Афинах был найден эфесский светильник на ножке-подставке, с покрытием черным лаком и орнаментированным верхом63. Все три фрагмента сероглиняные без лакового покрытия, но с примесью блесток в глине и имеют грубую поверхность, что дает возможность предполагать, что перед нами местные ольвийские реплики эфесских изделий.

К привозным типам из Эфеса следует, по нашему мнению, отнести фрагменты с разделительной стрелкой по рожку и маленькими овами на концах по обеим сторонам стрелки (trident) (рис. 6, 1, 2), а также с кадуцеем и розеттой (рис. 6, 3). Светильники сероглиняные, покрыты черным лаком, в тесте глины прослеживается примесь мелких блесток. Аналогии с такими орнаментами известны на Де-лосе64 и в Милете65, где они датируются срединой II-I в. до н. э.

50 Журавлев 2010, кат. № 414, 416.

51 Bailey 1975, pl. 32, Q172.

52 Hübinger 1993, Taf. 8, 71; Taf. 9, 74.

53 Schäfer 1968, Taf. 57, Q2-Q10.

54 Журавлев 2010, 42, кат. № 440.

55 Zimmer, Furtwängler 2003, Taf. 5, i.53.

56 Samiou 2001, 298, fig. 16.

57 Hübinger 1993, Taf. 11, 97; Lyon-Caen 1986, 51, 110.

58 Hayes 1992, pl. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Bailey 1975, pl. 34, Q184; Pl. 36, Q190.

60 Арсеньева 1988, таб. I, 4.

61 Журавлев 2010, 20.

62 H0jte 2010, 436.

63 Thompson 1933, fig. 4, L140.

64 Bruneau 1965, pl. 19, Nr. 3188; pl. 12, Nr. 2199.

65 Tuluk, pl. XXIV, Nr. 1.

Рис. 6

1 - 0-61/88; 2 - 0-2006/НГС/477; 3 - 0-91/НГС/345; 4 - 0-2013/Р-25/66; 5 - 0-66/1677; 6 - 0-66/1586; 7 - 0-2001/НГС/519; 8 - 0-60/469(2); 9 - 0-55/503; 10 - 0-90/НГС/537; 11 - 0-2006/НГС/86; 12 - 0-97/НГС/ 412; 13 - 0-2000/Р-25/1601; 14 - 0-77/ЮЗА/96; 15 - 0-87/АГД/224; 16 - 0-38/3525; 17 - 0-59/3309;18 - 0-47/ 646; 19 - 0-55/1143; 20 - 0-77/8; 21 - 0-77/81; 22 - 0-90/АГД/104; 23 - 0-98/Р-25/2031; 24 - 0-96/Р-25/1210; 25 - 0-72/ЮЗА/275; 26 - 0-89/Р-25/384; 27 - 0-97/Р-25/1097; 28 - 0-2004/Р-25/2010

Среди публикуемых изделий пять небольших фрагментов рожков от светильников с масками (рис. 6, 6, 9-13). Первый сохранился плохо и имеет очень нечеткие очертания (рис. 6, 6), что усложняет определение изображения, а на второй очень четкая маска Силена с рогами и бородкой и часть его правого плеча (рис. 6, 9). Подобное оформление рожков широко известно (Пергам66, Илион67) и датируется не только эллинистическим временем, но и первыми веками нашей эры. Полная аналогия экземпляра (рис. 6, 12) найдена на Боспоре, где принадлежит к эфесскому типу68, и датируется последней четрвертью II — первой четвертью I в. до н. э. Насыщенность мелкими блестками в тесте серой глины и серое лощение изделий делают правомерным предположение об их импорте из-за пределов Причерноморского ареала. Еще два светильника с масками и рельефным орнаментом (рис. 2, 7; рис. 5, 5) с красным лаковым покрытием представляют привозные изделия. Полные аналогии данных экземпляров найдены в Пергаме69 и датируются серединой II-I в. до н.э.

Довольно частым элементом декорирования рожка эллинистических светильников является изображение пальметты (рис. 1, 4; рис. 2, 2; рис. 6, 15). Аналогии известны из некрополя Том, середина III — середина II в. до н. э.70; из Марицин-ского некрополя; с хоры Ольвии71; из Мирмекия72. Еще одна пальметта (обратная с декорированной средней частью и точками) (рис. 6, 28) имеет полную аналогию в Эфесе73.

Часть сероглиняного светильника слишком фрагментирована, но все же позволяет различить часть маски Силена с ветвью винограда сбоку и венком на голове (как ободок плечиков изделия) (рис. 6, 14). Светильники в виде близких по форме масок широко известны в античном мире и имеют египетское происхож-дение74 с датировкой преимущественно II в. до н. э. — I в. н. э. В Пантикапее из слоя II в. до н. э. происходит очень близкий по форме и орнаменту светильник — с головой Силена, также сероглиняный75. Полные аналогии (все из коричневой глины) происходят из Египта, где они датируются I в. до н. э.76; из Александрии, середина I в. до н. э.77; а также из Италии (указано, правда, что это изображение головы негра) с датировкой второй половиной I в. до н. э.78 Еще одна аналогия с головой негра имеется в коллекции Шлоссингера79.

Петлевидный орнамент представлен двумя сероглиняными светильниками без покрытия и с примесью извести в глине (рис. 1, 5; рис. 5, 1). Полную аналогию с такими светильниками удалось найти только в Пантикапее, но с темным

66 Schäfer 1968, Taf. 59, Q21.

67 Barr 1996, fig. 25.

68 Журавлев 2010, кат. № 429.

69 Schäfer 1968, Taf. 68, Nr. 52.

70 Bucovala 1967, fig. 84, a.

71 Ebert 1913, АЬЬ. 57, b.

72 Журавлев 2010, кат. № 423.

73 Giuliani 1983, 1 a-c.

74 Hübinger 1993, Taf. 57, 314-317; Bailey 1975, pl. 111, Q580.

75 Забелина 1992, таб. VI, 4.

76 Bailey 1975, pl. 111, Q578.

77 Cahn-Klaiber 1977, Taf. 12, Nr. 146.

78 Bailey 1975, pl. 133, Q719.

79 Rosental, Sivan 1978, Nr. 600.

лаковым покрытием, которая причислена к эфесскому производству и датируется серединой 11-1 вв. до н. э80.

На светильниках из Ольвии также встречаются орнаменты с полосами по плечикам (рис. 1, 2); с рельефным жгутом по краю заливного отверстия (рис. 5, 7) и декор с морской волной (рис. 2, 3). Полные аналогии с данными изделиями найдены на Делосе81. Все вышеуказанные изделия датируются в пределах средины 11-1 в. до н.э. С двумя орнаментами нам так и не удалось подобрать аналогии: рельефные треугольники в два ряда по плечикам (рис. 6, 4) и удлиненный лист плюща с линиями и точками (рис. 6, 21). Серая глина с примесью мелких блесток может также указывать на их эфесское производство.

Следует отметить, что, несмотря на цвет глины, составные компоненты теста, такие как известь и песок, а также отсутствие лакового покрытия изделий не характерны для светильников, происходящих, к примеру, из Средиземноморья. Однако утверждать, что данные осветительные приборы принадлежат к ольвийскому производству, можно лишь в предположительной форме, так как на сегодняшний день еще до сих пор отсутствуют системные анализы местных глин.

В целом большую часть светильников с орнаментированным декором, которые происходят из раскопок Ольвии, составляют привозные типы. Декорирование изделий происходило как непосредственно вокруг заливного отверстия, так и на рожке или по бокам туловища светильников. Основными орнаментальными мотивами, представленными в данной публикации, являются разнообразные мотивы из листьев, точечный и спиралевидный орнаменты, овы, насечки, волюты, антропоморфные маски и пальметты. Многочисленные аналогии с такими вариантами декора типичны для светильников, найденных в различных центрах преимущественно Восточного Средиземноморья и в Малой Азии. Они дают возможность с большой долей вероятности предполагать эфесский тип оформления большинства публикуемых ольвийских светильников. Также определяются отдельные привозные экземпляры из Пергама. Кроме того, стилистический анализ декоративных мотивов и наблюдения над визуальными характеристиками глины позволяют предполагать присутствие изделий местного ольвийского производства, которые можно считать репликами вышеназванным типам. Опубликованные светильники дают возможность уточнить импорт этих изделий из средиземноморских центров не только в Ольвию в эллинистическое время, но и в остальные регионы Северного Причерноморья, поскольку на сегодняшний день их найдено сравнительно немного. Поэтому благодаря изучению ольвийской коллекции можно с полным основанием говорить о массовом производстве местных имитаций привозных форм светильников в эллинистическое время.

ЛИТЕРАТУРА

Арсеньева Т.М. 1988: Светильники Танаиса. М.

Вальдгауер О. Ф. 1914: Античные глиняные светильники. СПб.

Ветштейн Р. И. 1975: Местная керамика Ольвии первых веков нашей эры // Ольвия / С. Н. Бибиков (ред.). К., 164-197.

80 Журавлев 2010, кат. № 422.

81 Бгипеаи 1965, р1. 20, №. 3668; Бгипеаи 1970, р1. 50, Б263; р1. 12, №. 2252; р1. 16, №. 2879.

Журавлев Д. В. 2001: Позднеэллинистические многорожковые светильники Боспо-ра II ДБ. 4, 131-149.

Журавлев Д. В. 2010: Светильники второй половины III в. до н.э. — IV в. н.э. К.

Журавлев Д. В., Ломтадзе Г. А. 2007: Керамические комплексы эллинистического времени из некрополя Ольвии II Археолопя. 1, 78-91.

Журавлев Д. В., Турова Н. П. 2012: Античные глиняные светильники Ялтинского историко-литературного музея II БИ. XXVI, 335-400.

Журавлев Д. В., Хршановски Л. 2000: Коллекция античных светильников Государственного Исторического музея II ВДИ. 3, 159-166.

Забелина В. С. 1992: Античные глиняные светильники из Пантикапея II СГМИИ. 10, 298-328.

Парович-Пешикан М. 1974: Некрополь Ольвии эллинистического времени. К.

Шейко И. Н. 2013: Редкие типы светильников из Ольвии II БИ. 28, 385-398.

Bailey D.M. 1975: A Catalogue of the Lamps in the British Museum. I. London.

Barr R. L. 1996: Greek and Hellenistic Lamps from Ilion II Studia Troica. 6, 159-200.

Basset S. E. 1903: The Cave at Vari. VI. The Terra-Cotta Lamps II AJA. 7, 338-349.

Broneer O. 1930: Terracotta Lamps II Corinth I O. Broneer (ed.). Cambridge.

Bruneau P. 1965: Exploration archeologique de Délos. XXVI.

Bruneau P. 1970: Exploration archeologique de Délos. XXVII.

Bruneau Ph. 1991: La céramique pergaménienne á reliefs appliqués de Délos II BCH. CXV, 597-666.

Bucovala M. 1967: Necropole elenistice la Tomis. Constanta.

Cahn-Klaiber E.-M. 1977: Die Antiken Tonlampen des Archäologischen Instituts der Universität. Tübingen.

Ebert M. 1911: Ausgrabungen auf dem Gute Maritzyn, Gouv. Cherson (Süd-Russland) II Praehistorische Zeitschrift I C. Schuchhardt, K. Schumacher, H. Seger (eds.). Leipzig, 1-79.

Giuliani A. 2004: Lampenmatrizen hellenistischer Zeit aus ephesischer Produktion im Ri-jksmuseum van Oudheden, Leiden II Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Institutes in Wien. Wien, 73-83.

Gürler B. 2002: Ephesos-Lampen aus MetropoMonien II Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Institutes in Wien. Wien, 133-147.

Hayes J. W. 1992: Excavations at Sarachane in Istambul. 2. Princeton.

Hájte J. M. 2010: Lamps II The Lower City of Olbia (Sector NGS) in the 6th Century BC to the 4th Century AD I N. A. Lejpunskaja, P. Guldager Bilde et al. (eds.). Aarchus, 423-437.

Howland R. H. 1958: Greek Lamps and their Survivals II The Athenian Agora. IV Princeton.

Hübinger U. 1993: Die antiken Lampen des Akademischen Kunstmuseums der Universität Bonn. Berlin.

Kaltsas N., Vlachogianni E., Bouyia P. 2012: The Antikythera shipwreck. The Ship, the Treasures, the Mechanism. Athens.

Lyon-Caen Ch. 1986: Catalogue des lampes en terre cuite grecques et chrétiennes. Paris.

Meriç R. 2002: Späthellenistisch-römische Keramik und Kleinfunde aus einem Schachtbrunnen am Staatsmarkt in Ephesos. Wien.

Mlynarczyk J. 1978: Hellenistic terracotta lamps from Nea Paphos II Report of the Department of antiquities Cyprus. Nicosia, 235-253.

Oziol Th. 1977: Les Lampes du Musée de Chypre II Salamine de Chypre I Cl. Bachasson, O. Callot, A. Gaillard, I. Markou (eds.). VII. Paris.

Pirson F. 2011: Pergamon — Bericht über die Arbeiten in der Kampagne 2010 II AA. München, 81-213.

Rosenthal R., Sivan R. 1978: Ancient Lamps in the Schloessinger Collection. Jerusalem.

nepramckhe h э$есскне cberanbhukh h3 otobhu

123

Samiou Ch. 2004: Hellenistic Graves in Abdera // Klazomenai, Teos and Abdera: metropoleis and colony. Proceedings of the International Symposium held at the Archaeological Museum of Abdera. Thessaloniki, 291-304.

Schäfer J. 1968: Tonlampen // Hellenistische Keramik aus Pergamon. Berlin, 119-153.

Tezgör D.K., Sezer T. 1995: Catalogue des lampes en terre cuite du Musée Archeologique d'Istambul. Paris.

Thompson H.A. 1933: Terracotta lamps // Hesperia. 2, 2, 195-215.

Thompson H., Thompson D. 1987: Hellenistic Pottery and Terracottas. Princeton.

Topoleanu F. 2013: Consideratii preliminare privind lämpile greceçti çi elenistice de la Or-game/Argamum (com. Jurilovca, jud. Tulcea) // PEUCE. XI, 43-66.

Tuluk G. G. 2003: Ionia Bölgesi'ndeki Hellenistik Döneme ait Kandiller // Les Ceramiques en Anatolie aux Epoques Hellenistique et Romanie. Paris, 17-25.

Waagé F. O. 1941: Lamps // Antioch on-the-Orontes. The Excavations 1937-1939. III, 5582.

Zimmer G., Furtwängler A. 2003: Hellenistische Bronzegusswerkstatten, Lampenproduktion und — Importe, Amphorenfunde // Demetrias / G. Zimmer, A. Furtwängler (eds.). 6. Würzburg.

PERGAMUM AND EPHESUS TYPE LAMPS FROM OLBIA (IMPORT AND LOCAL REPLICAS)

N. Sheiko

In the article, series of lamps and their fragments of the 3rd century BC — the 1st century AD with elements of various ornaments, from the excavations in Olbia, are analyzed. The wares are of gray-, yellow- and red clay examples with different covering. The form of the body of lamps is typical for Hellenistic period — biconical and rounded, on the low tray. The vast majority of the fragments are imported types from Ephesus and Pergamum. Moreover, the collection includes local Olbian replicas of lamps, which differ by clay composition and lack of covering. In addition, learning by example of certain forms the question of production technology of these wares is examined.

Key words: lamps, Olbia, Hellenism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.