в той или иной мере влияние на физическое развитие детей дошкольного возраста. Но ведь в названии статьи и ее первых строках четко определены рамки исследования. Одновременный анализ еще 3—4 факторов, кроме тех, которые рассматриваются в статье, невозможен хотя бы потому, что это привело бы к увеличению числа подгрупп далеко за 500, т. е. потреб-вало бы обследования более 40 ООО детей, что практически не всегда под силу даже большому числу работников.
Что касается годичного (а не полугодового) возрастного интервала, то и возражение на этот счет представляется нам также несущественным. Можно, если позволяет численность материала, разбивать его и по полугодиям, и по годам — суть от этого не меняется. Как справедливо считает проф. В. В. Бунак, возрастной интервал в зависимости от конкретных задач исследования может варьировать от 1 мес до 3 лет. Принимая во внимание особые задачи стандартов физического развития дошкольников, 3. Я- Ни-кишева приняла такой интервал, который считает нужным.
М. С. Клячкин в общем прав, говоря о небольшой в ряде случаев насыщенности возрастно-половых групп и не всегда имеющей место статистической достоверности разницы представленных средних величин тотальных размеров тела детей. Значительная трудоемкость исследования не способствует обычному получению материалов высокой количественной насыщенности. Вместе с тем практически важным и существенным для такого рода работ является то, что наличие 10 возрастно-половых групп дает возможность автору выявлять четкие тенденции в динамике показателей физического развития в связи с избранными социальными факторами.
Если и предъявлять претензии 3. Я. Некишевой, то лишь в одном — в неполноте раскрытия ею материала. Было бы целесообразно провести «полюсно противоположный» анализ, выбрав и сравнив лиц с суммарно хорошими и неблагоприятными социальными параметрами. Возможно, это предполагается провести в дальнейшем.
Хотя выводы автора и не содержат элементов новизны, они вытекают из сути работы и не противоречат данным научной литературы по этому вопросу.
Поступила 4/П 1975 г.
Из практики
УДК 614.38:371.71:001.814
Канд. мед. наук А. А. Одинец, В. И. Романова, Л. Н. Попова, 3. П. Матвеева, В. И. Одинец
ПЕРФОКАРТЫ С КРАЕВОЙ ПЕРФОРАЦИЕЙ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОТЕКИ И В РАБОТЕ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО ОТДЕЛА САНЭПИДСТАНЦИИ
Ясногорская санэпидстанция Тульской области
Производительность труда научных и практических работников в огромной степени зависит от его правильной научной организации, вооруженности новейшей техникой при проведении эксперимента, полной и своевременной обеспеченности литературной информацией. Носитель информации должен обладать максимальной емкостью запоминания, быть надежным при поиске необходимых сведений, способен длительно храниться и повторно использоваться, обеспечивать автоматический или хотя бы механический поиск.
Широко используемые сейчас образцы вторичной информации (библиотечные карточки и другие учетно-отчетные документы) не отвечают этим требованиям. Это заставляет создавать дубликаты документов или библиографий, на что тратится много непроизводитель-
ного времени. Между тем неполное знакомство с литературой приводит к значительным (от 30 до 80%) потерям рабочего времени ученых и практиков на дублирование исследований.
Пользование перфокартами с краевой перфорацией типа К-5 размером 207X140 мм (ГОСТ Л1» 11297-65), изготовленными на специальной бумаге повышенной прочности, позволяет механизировать и автоматизировать наиболее трудоемкий процесс поиска информации и сбора литературы, резко повышает производительность труда. Простота кодирования информации, возможность многоаспектного поиска, несложное техническое оборудование (компостер или ножницы, спицы и селектор), отсутствие необходимости иметь специализацию (работа доступна каждому исследователю помогают более чем в 10 раз быстрее производить сортировку, группировку, подбор сведений и фактов с большой полнотой и точностью. Два ряда отверстий дают возможность при помощи довольно простых приемов закодировать до 20 000 необходимых признаков. И, наконец, самое главное — карточки могут храниться в картотеке в произвольном порядке, так как место их расположения в ней не влияет на последующий поиск. Все это делает такие карточки неоценимыми помощниками в деятельности научных и практических работников.
Учитывая эти преимущества перфокарт перед другими методами сбора информации, мы рекомендуем использовать их для создания -индивидуальной библиографической картотеки, а также в работе школьно-санитарного отдела санэпидстанции, для динамического наблюдения за детскими дошкольными учреждениями.
Использование перфокарт в практике библиографического поиска достаточно широко освещено в литературе, однако применение их в индивидуальной картотеке ограничено. Работая более 10 лет со специальной литературой по достаточно узким вопросам биологии и санитарному делу, мы решили поделиться опытом сбора и обработки специфической литературной информации.
Основой сбора любой информации служит система, по которой исследователь ее проводит. Подавляющее большинство научных и практических работников собирают личную
ог и
• • тпыфр 107 гпя гтр в .в
•я*
»•г« Авторы: • *•
Д*Е» Название работы:
"•к* Источник: • К*
яфмф ф*ф
НфОф
пфрф ® •
сфтф • я«
Уфеф ф*ф
ХфЦф в •
чфиф
афюф • •
Яф ф ф'ф
Сфйф •*•
ВфРф ф'ф
ОфНф • •
• -в
Тф"ф ФЗФ
• г*
• • ФзФ
• • • г*
• • ФяФ
• • фаф
65 Ы и С <1 <® И М 9 9*
• • • ф Ф*Ф
Рис. 1. Карточка индивидуальной библиографической картотеки.
1 Z С * о I s в 01 II n fl И si 91 Л «I M ос U
• •
л »г.» Шифр перфокарт.
»•г* 1.0бдие вопроси энтоколэгии ***
яшеш 2.Новые приборы и аппараты
3.Биология и экология о"ф
4.Токсикология обчие вопросы 5-Токсичность для человека.
§• 7.Действие на полезную фауну "•°*Й 8- Механизм действия инсектицидов 9- Борьба с членистоногими v 10. Хлорорганические инсектициды ►к 11. Фосфорорганическиеинсектициды * *
уф*ф* 12. Карбаматы в
р 13. Все другие препараты
14
«о^э 15. ® «
16. Репелленты •
17. Атрактантп я • 18. Хемостерилянты • •
Ав"» 19- Другие методы борьбы
20.Членистоногие имепцие медицинское значение-
23. Моюки •„•
24. Мокрецы ф'ф i» к.« Слепни
26. Мухи * *
L«"«S 28. Клопы
29. Тараканы р а_р. 30« В™11 и т.д.
............
"•'•с ......................в
i^v^g 50 Особо интересные темы
Ранние
• • •
¿С45АЛ0
• • •=*
50 -4Э
£ ? Год издания источника
A W Я? £¡2 ASA
54
£ ••••••»•••••tttuttffl1*
• •••••••••••••••••••в«
E g g К
Рис. 2. Шифр индивидуальной картотеки литературной библиографии.
библиографическую картотеку на обычных библиографических карточках, недостаток которых описан выше, кроме того, ими трудно пользоваться в текущей деятельности. К сожалению, еще значительная часть научных и практических работников фиксирует материал непосредственно в тетради и на обе стороны листа, пользование которыми в дальнейшем вообще невозможно.
Литературные источники отбираются из соответствующих разделов реферативных журналов, специальных профильных журналов и сборников трудов конференций, обзоров, аннотированных карточек соответствующего шифра УДК, ксерокопий, микрофильмов или просто случайных материалов, которые переписываются или прямо наклеиваются на перфокарты индивидуальной картотеки (рис. 1).
Для личной картотеки мы предлагаем наиболее простой, прямой ключ (шифр), при котором каждое отверстие несет в себе 1 тему, соответствующую № 1-65. На рис. 2 приводится шифр для индивидуальной картотеки, который может быть изменен в зависимости от целей работы.
После заполнения библиографической карточки ее необходимо зашифровать, т. е. вырезать ножницами или специальным компостером отверстие, цифра которого соответствует теме по шифру. Шифруют также начальную букву первого автора и год издания. Бывает и так, что в одной работе затрагивается 2 темы и более, при этом все освещаемые вопросы подлежат шифровке. Расположение авторов (русских и иностранных) отдельно значительно упрощает шифровку и поиск. Тематика шифровки литературных источников должна строго соответствовать интересам исследования, следует, однако, рекомендовать, чтобы в шифре в первую очередь располагались общие вопросы, а в дальнейшем — частности. Существует ряд работ на темы, представляющие особый интерес, для таких работ мы отводим специальное отверстие. Для человека, начинающего работать с перфокартами,
• а»
• а*
• а»
• с*
• г«
• г»
• л*
.и
Форм! N ... Карточка N.....
Характеристика детски! дошкольных учреждений
тульской области .
Дереввн. город мед пункта, .V телефона .
ПОДЧННепНе
_ РАЙОНА
Г0110.1, колхоз .
. доил», Ведомственное
Ф. о. руководителя . .
* . мод. работника .....
1. Тип помещении* типом«, приспособленное (каменное. »«(«Лит*, дергани нос, смешанное), нужно« подчеркнуть Год во.
СТро1«1 . _
дша И ограждена, озеленена, не отелеаеаа). "3. Проектная мощность
г 2. Характеристика территории учре-клеяяя (огрвж
--------------. 3 д
■а Детей. Списочный октан детей, % перегрузи! .
4. Общее количество групп ,и том числе исе.тышх . ., сред-
ник , дршкольамх У Общая площадь учреждения н
к».*. , и том числе группонмо по к>. м. спальные
по кн. м. веранды яв м. туалеты горшячпые. . . яр. м,
подсобные помещения кв. к. мод комната . кв. м., каби-
нет алеедующей кв. к., площадь на I ребенка кв. V. 06-
ЩЧЯ площадь пищеблока кв. и., в том числе кухни . .а и,
подсобные помещения . . кв. м. 6. Изоляция участков (вюлвровав-■ные, смежные, отсутствует). 7, Плагоустройство и оборудование участ-
ков. групп . . •
Я. Групповая июляции (йодная. частичная, не изолированы), число входов. (один, лая по количеству групп). '.I. Изолятор имеется, нет. 10. Круглосуточная группа имеется, нет (самостоятельная, объединенная). II. Отопление (нейтралам)..иное, местное, водяное, печное), требует ремонта: да, нет. 12. Водоснабжение (центральное, колодец, врт. скважина, отсутствует), требует ремонте, да, нет 13. Канализация (цаи-трлллювапвая. местный выгреб, отсутствует), требует ремонта, не тре-буст. IV Иоптнляпня групповых: форточки, фрамуги, впутрнстевные каналы, отсутствует. Вентиляция кухни отсутствует, естественная, с побудителем Требует улучшения, нет. 15. Освещена«: искусствен»» (к-но свгппьиинон) достаточное, недостаточное, тип армату-
ры Кете, таенное (соотпогпенне площади оков к
площади нота и групповыа) 1« Обесяечеа-
••••••••••••••••••••
^ ^ 5! I ^ 5 11 4 » « « « « м я "и
•••••••••• ••••••••••
•К*
«к*
• с* •с* •я»
•в*
• з* •г*
• г*
• я* •Ч
м и
• •
«ость горячей водой в достаточном количестве, отсутствует. Эледтротк. Талы хменжа, авт. 17. Прачачвая,' общая площадь в вв. м. . .
ствральви машвва . . . шт., сушнлка имеется, отсутствует. 18. Холодильник на пвщеблоа.-« вместся, отсутствует, погреб......
Холодильник для хравеыая бах. препаратов имеется, отсутствует. Разделочные столы, количество шт. , разделочные доски, количество шт. . . . 19. Возможность за наливания детей имеете«, отсутт. вуег (душ, ногомойка). 20. Кварц, бахтеркпвдвая лампа: имеется, отсутствует. 21. Сап. мвнамум проаодои в 1972 г„ 1973 % 1974 г, 1975 г. 22. Даз. средства (хлорная известь, хлорамин) имеется, и.ДОС га точно, отсутствует. 23. Инвентарь уборочный для туалетов, групповых, пищеблока — имеется, отсутствует: место его хранения — аыеется. о тсуг отвует. 24. Дет. комбинат обеспечен постельным бельем достаточно, недостаточно. Подушками, матрацамн, одеялами обеспечены полностью,
недостает штук 25. Твердым ввв«атарем (столы, стулья, ин-
дивидуальные шкафчики, горшки) достаточно, недостаточно . . .тт. 26. Весы, ростомер нмгются, отсутствуют. 27. Обеспечеваость игрушка-мв: полностью, не полностью, требуют замены. 28. Температурный режим учитываете«, не учитывается. 29. Теоретический подсчет ниорай-
поста пнщн ведется, кет. 30. Прочво , .
31. Санкцак ОС . , .
32. Текугцвй санитарный надюр а дата контроля.
Дата Фамилия, имя, емчеиии Фамилия, имя, отчество
.13. Заболеваемость . . 34. Осатоваые недостатки
^5. Фае, должность заполнявшего карту, дата .
Рис. 3. Характеристика детских дошкольных учреждений: а — лицевая сторона; б — оборотная сторона.
желательно оставлять некоторое количество незашифрованных отверстии, в дальнейшем это даст возможность расширить шифр, не изменяя его в корне.
Ознакомившись с литературой по НОТ в санэпидстанциях и изучив работу некоторых санэпидстанций Москвы, Московской, Тульской, Днепропетровской, Куйбышевской и Волгоградской областей, мы пришли к заключению, что, за редким исключением, в них крайне мало уделяют внимания НОТ, до сих пор не прибегают к некоторым широко известным способам, облегчающим деятельность санитарных врачей и их помощников. Любое изменение формы работы, позволяющее санэпидстанции действовать определеннее, должно распространяться как можно шире, доводиться до сведения всех практических и научных работников. Учтя все формы, утвержденные Министерством здравоохранения СССР, а также рекомендации областных санэпидстанций, мы после анализа годовых отчетов и актов текущего надзора разработали форму длительного динамического наблюдения за детскими дошкольными учреждениями (рис. 3, а и б). Этой формой мы пользуемся с 1972 г. и считаем ее наиболее удобной. Из остальной документации оставлен только акт текущего наблюдения за объектом.
Макет перфокарты составлен с таким расчетом, что санитарному работнику нет необходимости писать текст полностью, а нужно только подчеркнуть имеющийся фактический вариант из всех возможных. Часть признаков все же вносится дополнительно от руки. Большинство признаков оценивается критериями: «достаточно — недостаточно», «требует улучшения — не требует улучшения», «да — нет». В карту внесены вопросы, предусматривающие возможность закаливания детей, контроль проведения санитарного минимума, применение санкций санэпидстанции, динамику санитарного надзора (с указанием дат последующего контроля), в ней отмечаются случаи регистрации инфекционной заболеваемости, фиксируются основные недостатки в деятельности детского учреждения.
Наружные отверстия перфокарты пронумерованы в 2 вариантах. Крайние верхние имеют нумерацию от 1 до 22 и служат для шифровки номера формы. В данном случае фор-
v 12 л 4 5 6 7 в 9 10 И 12 13 II 15 16 17 IS 19 50 21 72
• •
Шифр перфокарт по характеристике детских дошкольных учреждений
1. Оло
2. Город.
3. Помещение типовое.
4. Помещение приспособленное. .V Помещение каменное.
6. Помещение бетонное.
7. Помещепие деревянное. Я. Помещение смешанное. '.». Требует ремонта.
10. Территория во огражден«.
11. Территория ве озеленена.
12. Мед. комнаты нет.
13. Площадь на 1 ребенка (не соот-ветег. гигиен, нормам).
14. Недостаточно подсобных поме-щений.
15. Площадь пищеблока ведосга-точна.
16. Подсобных помещений на пищеблоке пет.
17. Изоляции участков вот.
18. Участки смежные.
19. Участки отсутствуют.
20. Участок оборудован водостаточ. и о.
21. И.юляция групп частичная.
22. Изолядоя групп отсутствует.
23. В помещении один вход.
24. В помещении два входа.
25. Изолятор отгутствуот.
20. Круглосуточная группа высется.
27. Круглосуточная группа отсутствует.
28. Круглосуточная группа смешанная.
29. .Отопление цевтралыгое.
30. Отопление водяное местное
31. Отопление печное.
32. Отопление требует ремонта
33. Водоснабжение центральное.
34. Колодец.
115. Артскважпна.
36. Требует ремонта.
37. Канализа)^1я централизованная.
38. Канализация—местный выгреб
39. Каналтацил отсутствует
40. Кяналиэа1(ив требует ремонта.
41. Вентиляция требует ремонта.
42. Вентиляции кухни отсутствует.
43. Вентиляция кухни требует ремонта.
44. Искусств, освещение иедоста. точное.
45. Естественное освещение недостаточное.
46. Горячей воды иедоотаточпо.
47. Горячая вода отсутствует.
48. Холодильника на пищеблоке яет
49. Холодильника дли бак. препаратов вет.
ЛО. Разделочные доски отсутствуют.
51. 1'азделочные столы отсутствуют.
52. Прачечная отсутствует.
Г>3. Стиральных машин пет.
54. Нет вооможностм закаливания детей.
55. Кварц или бактерицидная лам па "отсутствует.
56. Сап. минямум проведен в 1972 г
57. Сан. минимум проведен в 1973 г.
ГЛ. Сан. минимум проведеи в 1974 г.
59. Cau. мннвмум проведен в 1975 г.
60. Дез. средства отсутствуют.
61. Уборочный инвентарь не про-маркирован.
62. Уборочный инэектарь отсутствует.
63. Мягкого пнвеитаря недостаточно.
65. Твердого инвентаря недостаточно.
ГЛ. Весы отсутствуют.
ГЛ. Термометр отсутствует.
67. Игрушки требуют замены.
<$. Игрушек мало.
69. Температурный режим во учитывается.
70. Теоретический подсчет калорий мости ие ведется.
71
72. Санкции СЭС применены
73. Основные недостатки
•ЯФ 9хт
• Зф
• а*
таф
• к*
• кФ
• (=•
• с*
ф»т
• зф
• s*
•se •se
• 3»
фо!
фЭ,
• г*
• яф
• •«•••••••••••••«••в •
Д Я К эТ Я J9 40 41 42 4 1 44 4S « 47 4Я «9 Ы SI 12 S3 'И Г. • ••••• •••••••••• ••••••
Рис. 4. Шифр перфокарт по характеристике детских дошкольных учреждений.
ма № 1 обозначает детские дошкольные учреждения, а форма № 2 может быть использована для наблюдения за школами и т. д. Все остальные наружные отверстия пронумерованы для кодирования всей вложенной в карту информации от 1 до 87.
Параллельно с макетом перфокарты разработан код (или шифр), являющийся классификатором каждой из позиций. Здесь мы также применили прямое кодирование позиций, которому соответствует определенное информационное отверстие (рис. 4).
Макет карты, а также код отпечатаны типографским способом, что значительно облегчает их заполнение. Проведена работа по заполнению карт, характеризующих детские дошкольные учреждения, с учетом шифра по характерным признакам учреждения сделаны прорези в отверстиях по краям карты.
Поиск и выборка необходимого признака в массиве карт всех детских учреждений производятся механическим образом. В нужное отверстие перфокарты вводится спица, нужные карты, имеющие в этих отверстиях прорези, выпадают, а остальные остаются в картотеке (на спице). Подсчитать количество детских учреждений, имеющих интересующий нас признак, — дело нескольких секунд. На перфокартах имеются резервы для дальнейшего введения новых признаков. Подбор информации по всем признакам, характеризующим санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое состояние детского учреждения, при хорошо реализованной и заполненной картотеке занимает считанные минуты. Создание подобной элементарной справочной картотеки на базе перфокарт — новый шаг на пути улучшения стиля работы школьного и эпидемиологического отдела санэпидстанции, связанной с детскими дошкольными учреждениями.
Поступила 29/У11 1974 г.
УДК 612.766.14-613.в):637.543
В. Э. Шнейдерман, В. И. Мельник, Н. А. Сапронов, В. С. Радкевич
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ НА ОПЕРАЦИИ «УБОЙ ПТИЦЫ»
Всесоюзный научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности, Москва
Предприятия Министерств мясной и молочной промышленности, сельского хозяйства СССР, занимающиеся переработкой птицы, оснащены конвейерными линиями производительностью 500, 1000 и 2000 голов ее в час. В 1973—1974 гг. на Пятигорском птицекомбинате, Кеккавской и Чернухинской птицефабриках проводились производственные испытания линий переработки птицы производительностью 3000 голов в час, с тем чтобы решить вопрос о запуске этих конвейерных линий в серийное производство.
Внедрение конвейерных линий переработки птицы наряду со значительным повышением производительности труда позволило механизировать большинство технологических операций, исключив на них ручной труд. Однако ряд операций (навешивание птицы в подвески конвейера, ее убой, потрошение, сортировка, маркировка и упаковка тушек) по-прежнему выполняется вручную.
Технически наиболее сложной, а технологически наиболее ответственной является операция «убой птицы», так как от степени обескровливания тушки зависит не только ее качество, но и санитарное благополучие: недостаточно обескровленная тушка имеет плохой товарный вид, а ее органы и ткани быстрее подвергаются бактериальному обсеменению и порче. По этой причине профессия «резак птицы» квалифицируется наиболее высоким тарифным разрядом; на операцию «убой птицы» подбираются самые опытные и добросовестные рабочие. В связи с особенностями производственного процесса (предмет труда — живая птица, способ его доставки к рабочему месту — подвесной пространственный конвейер, орудие труда — остро отточенные ножницы или нож, высокая скорость конвейера и небольшая длительность операции) рабочие на операции «убой птицы» подвергаются отрицательному воздействию ряда условий труда, выходящих за пределы нормируемых показателей по СН-245-71.
Условия труда рабочих на конвейерных линиях переработки птицы мы исследовали на Московском и Новосибирском птицекомбинатах, Шадринском мясоптицекомбинате, в птицецехах Минского и Таурагского мясокомбинатов. Изучали санитарно-гигиенические и психофизиологические факторы труда (микроклимат, запыленность воздуха, уровни производственного шума, естественной и искусственной освещенности на рабочих местах, ритм, темп и монотонность труда, режимы труда и отдыха) и ряд эргономических показателей (организация рабочего места, размеры рабочей зоны по вертикали, ширине по фронту и глубине и др.). Для изучения психофизиологических факторов труда применяли киносъемку, динамометрию, рефлексометрию, координиметрию, измерение максимального ритма произвольных движений, т. е. те методики, которые позволяют обнаружить накопление производственного утомления и установить изменение работоспособности в течение рабочей смены.
Обследованию на линиях переработки птицы подвергли 55 практически здоровых рабочих в возрасте 25—40 лет со стажем работы по специальности более 5 лет, из них 7 человек на операции «убой птицы».