Научная статья на тему 'ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА КОНВОИРОВАНИЯ'

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА КОНВОИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ ОТДЕЛА КОНВОИРОВАНИЯ / УСПЕШНОСТЬ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коданева Михалина Сергеевна, Верещагин Глеб Александрович

В статье обсуждается феномен перфекционизма, изучение которого актуализировалось в связи с современными тенденциями в обществе. Отмечается, что перфекционизм как личностная черта исследуется в психологии с разных аспектов. В клинико-психологических исследованиях перфекционизм рассматривается как дисфункциональная характеристика личности. Позитивная трактовка перфекционизма связывает его с самодетерминацией и саморазвитием личности. С этих позиций предлагается изучать перфекционизм в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Перфекционизм сотрудников к максимальному уровню качества в служебной деятельности может определяться как как стремление сотрудника к максимальному уровню качества в служебной деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования перфекционизма у сотрудников отдела конвоирования в связи с их успешностью. Описывается общий уровень перфекционизма и выраженность его составляющих у успешных и неуспешных сотрудников. Делаются выводы об относительно высокой степени перфекционизма и само-эффективности у успешных сотрудников. Обозначается дальнейшее направление исследования перфекционизма как личностного фактора успешности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTIONISM AS A FACTOR OF SUCCESS IN THE PERFORMANCE OF EMPLOYEES OF THE ESCORT DEPARTMENT

The article discusses the phenomenon of perfectionism, the study of which has been actualized in connection with modern trends in society. It is noted that perfectionism as a personality trait is studied in psychology from different aspects. In clinical and psychological studies, perfectionism is considered as a dysfunctional characteristic of a person. A positive interpretation of perfectionism connects it with self-determination and self-development of the individual. From these positions, it is proposed to study perfectionism in the activities of employees of the penal system. Perfectionism of employees to the maximum level of quality in performance can be defined as the desire of an employee to the maximum level of quality in performance. The results of an empirical study of perfectionism among employees of the escort department in connection with their success are presented. Describes the general level of perfectionism and the severity of its components in successful and unsuccessful employees. Conclusions are drawn about a relatively high degree of perfectionism and self-efficacy among successful employees. The further direction of the study of perfectionism as a personal factor of the success of the official activity of employees of the penal system is indicated.

Текст научной работы на тему «ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА КОНВОИРОВАНИЯ»

Таблица 4

Корреляционный анализ стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня коммуникативных и организаторских умений преподавателей АПОУ (Ч. Спирмен)

Стиль поведения в конфликтных ситуациях/уровень коммуникативных и организаторских умений коммуникативные умения организаторские умения

соперничество 0.489** 0.235

сотрудничество -0.226 0.31

компромисс -0.02 0.097

избегание 0.141 -0.177

приспособление -0.245 -0.207

*р=0,05, ** р=0,01

Выводы. Таким образом, полученные эмпирические данные позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Среди преподавателей АПОУ демонстрируется авторитарный стиль управления наряду с демократическим, исследование связи стиля межличностного поведения и коммуникативных склонностей позволяет на сегодняшний день говорить об авторитарной системе среднего профессионального образования в целом.

2. Преподаватели АПОУ имеют высокую степень вовлеченности в деловую и межличностную коммуникацию.

3. Преподаватели АПОУ не испытывают профессиональной потребности в построении взаимоотношений с другими людьми.

4. Среди преподавателей АПОУ отсутствуют ярко выраженные индивидуальные стили межличностного поведения.

5. Ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество, компромисс и избегание.

6. Преподавателям АПОУ характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

7. Преподавателям АПОУ, имеющим такой индивидуальный стиль межличностного общения как властно-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, характерен такой стиль поведения в конфликтных ситуациях как соперничество.

8. Независимость в общении связана с высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений.

Таким образом, нами было доказано, что ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество и компромисс; преподавателям АПОУ по сравнению с учителями СОШ характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Рассматриваемая проблема требует дальнейшего изучения с целью улучшения эффективности деловых и межличностных коммуникаций преподавателей среднего профессионального образования, что впоследствии будет благоприятно влиять на образовательный процесс и систему образования в целом.

Литература:

1. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 231 с.

2. Ксенофонтова, А.Н. Основы профессиональной коммуникации педагога / А.Н. Ксенофонтова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/osnovy-professionalnoy-kommunikatsii-pedagoga (дата обращения: 10.04.2023).

3. Пивоваров, А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты / А.М. Пивоваров. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 145 с.

4. Яновская, О.А. Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС / О.А. Яновская // Межрегиональная научно-практическая конференции преподавателей. - Братск, 2018. - С. 51-54

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); младший инспектор Верещагин Глеб Александрович

Федеральное казенное учреждение «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (г. Архангельск)

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА

КОНВОИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается феномен перфекционизма, изучение которого актуализировалось в связи с современными тенденциями в обществе. Отмечается, что перфекционизм как личностная черта исследуется в психологии с разных аспектов. В клинико-психологических исследованиях перфекционизм рассматривается как дисфункциональная характеристика личности. Позитивная трактовка перфекционизма связывает его с самодетерминацией и саморазвитием личности. С этих позиций предлагается изучать перфекционизм в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Перфекционизм сотрудников к максимальному уровню качества в служебной деятельности может определяться как как стремление сотрудника к максимальному уровню качества в служебной деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования перфекционизма у сотрудников отдела конвоирования в связи с их успешностью. Описывается общий уровень перфекционизма и выраженность его составляющих у успешных и неуспешных сотрудников. Делаются выводы об относительно высокой степени перфекционизма и само-эффективности у успешных сотрудников.

Обозначается дальнейшее направление исследования перфекционизма как личностного фактора успешности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: перфекционизм, уголовно-исполнительная система, сотрудники отдела конвоирования, успешность служебной деятельности, само-эффективность.

Annotation. The article discusses the phenomenon of perfectionism, the study of which has been actualized in connection with modern trends in society. It is noted that perfectionism as a personality trait is studied in psychology from different aspects. In clinical and psychological studies, perfectionism is considered as a dysfunctional characteristic of a person. A positive interpretation of perfectionism connects it with self-determination and self-development of the individual. From these positions, it is proposed to study perfectionism in the activities of employees of the penal system. Perfectionism of employees to the maximum level of quality in performance can be defined as the desire of an employee to the maximum level of quality in performance. The results of an empirical study of perfectionism among employees of the escort department in connection with their success are presented. Describes the general level of perfectionism and the severity of its components in successful and unsuccessful employees. Conclusions are drawn about a relatively high degree of perfectionism and self-efficacy among successful employees. The further direction of the study of perfectionism as a personal factor of the success of the official activity of employees of the penal system is indicated.

Key words: perfectionism, the penal enforcement system, employees of the escort department, the success of official activity, self-efficiency.

Введение. Изучение перфекционизма, многомерного и потому неоднозначного феномена, стало актуальным в связи с современными тенденциями в развитии общества, в частности, поиском ресурсов для реализации личностного потенциала человека [6]. Отмечается, что перфекционизм предполагает высокие личные стандарты, стремление доводить результаты любой деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным), потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности [3, С. 49-50]. Специфика перфекционизма заключается в его глобальности, поскольку данное явление может охватывать все сферы жизнедеятельности личности, касаться любых, даже интимных сторон жизни.

Перфекционизм закономерно выступает предметом эмпирических исследований прежде всего в области клинической психологии. Здесь он рассматривается в качестве дисфункциональной черты личности, проявляющейся в следовании завышенным стандартам деятельности и неспособности испытывать от нее удовлетворение. Показана связь перфекционизма с депрессивными и тревожными расстройствами [1], нарушениями пищевого поведения [4], суицидальным риском [9] и т.д.

Однако понятие перфекционизма подразумевает и такую характеристику личности, как самодетерминация, или саморазвитие путем обращения действий на себя [8, С. 84]. Подобная трактовка перфекционизма отражает гуманистические установки современной психологии: стремление к раскрытию собственного потенциала и самосовершенствованию абсолютно естественно для человека.

Исследуя значение перфекционизма в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), следует сосредоточиться, в первую очередь, на позитивных аспектах этого явления. В контексте обсуждаемой темы перфекционизм можно определить как стремление сотрудника к максимальному уровню качества в служебной деятельности, а также как склонность к самокритичности, жесткости и требовательности к себе.

Управление по конвоированию несет ответственность за безопасность транспортировки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и обладает ключевой ролью в обеспечении безопасности в целом. Качество работы сотрудников этого подразделения является критически важным. От личного состава требуются четкое соблюдение правил и тактические профессиональные действия по конвоированию во время посадки этапируемых в транспортные средства и высадки из них. Несоответствие организации несения службы требованиям нормативных правовых актов, проявление халатности, потеря бдительности, нарушение уставных правил сотрудниками - проблема, от решения которой зависит эффективность предупреждения побегов конвоируемых ими лиц [5, С. 60]. Очевидно, что выявление личностных факторов успешности служебной деятельности представляется значимой задачей, от решения которой зависит эффективность психологического сопровождения сотрудников. Можно предположить, что к числу таких факторов относится перфекционизм.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование связи перфекционизма с успешностью служебной деятельности сотрудников отдела конвоирования проводилось на базе Федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области».

Респондентами выступили сотрудники отдела конвоирования, всего 30 человек, 16 мужчин и 14 женщин с различными социально-демографическими характеристиками.

Возрастные характеристики выборки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение респондентов в выборке по возрасту

Возрастная группа Количество, чел.

25 и менее лет 2

26-32 года 13

33-40 лет 10

41-50 лет 4

51 и более лет 1

Таким образом, большая часть выборки представлена сотрудниками в возрасте от 26 до 40 лет, что соответствует периоду средней зрелости, характеризующемуся наиболее высоким уровнем жизненной активности и наивысшей продуктивностью, сензитивному в плане самореализации.

Семейное положение респондентов отражено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение респондентов в выборке по семейному положению

Семейное положение Количество, чел.

в браке, с детьми 5

в браке, без детей 1

вне брака, с детьми 14

вне брака, без детей 10

Большая часть исследуемых (80%) не состоит в браке. Имеют детей 63% сотрудников. Среднее специальное образование имеют 83% респондентов, высшее - 17%.

По стажу службы распределение относительно равномерное. Большинство сотрудников служат более 5 лет, что свидетельствует о значительном опыте профессиональной деятельности в целом по выборке (таблица 3).

Таблица 3

Распределение респондентов в выборке по стажу службы (п=30)

Стаж службы Количество, чел.

20 и более лет 7

12-19 лет 8

6-11 лет 5

3-5 лет 6

До 2 лет 4

Для оценки успешности служебной деятельности сотрудников отдела конвоирования были проанализированы документы, в которых зафиксированы результаты ежегодной аттестации сотрудников отдела конвоирования. Посредством экспертов были отобраны данные за последние три года и выведен общий показатель эффективности деятельности 30 сотрудников отдела конвоирования. Оценки за аттестацию в каждом отчетном году были от 0 до 5 баллов, соответственно, за три года каждый сотрудник отдела конвоирования мог набрать от 0 до 15 баллов. Далее полученные баллы были интерпретированы нами по следующей схеме: 8-15 баллов - успешные сотрудники, 0-7 баллов - неуспешные сотрудники.

Благодаря проведенному анализу документов по аттестации сотрудников отдела конвоирования было выявлено два типа сотрудников: 1) успешно осуществляют служебную деятельность в течение трех лет; 2) деятельность имеет ряд недоработок и недостатков. Таким образом, можно разделить выборку на две группы и с определенной долей условности обозначить их как «успешные» и «неуспешные» сотрудники отдела конвоирования. В результате было выявлено 15 успешных сотрудников и 15 - неуспешных.

Для соотнесения внешних оценок успешности с представлениями самих респондентов применялась «Шкала общей само-эффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема, русскоязычная адаптация и стандартизация В.Г. Ромека. Методика представляет собой опросник, направленный на измерение субъективного ощущения личностной эффективности в рамках авторской концепции [7]. Результаты диагностики сотрудников отдела конвоирования в сравнении с нормативными показателями, полученными на российской выборке (п=495) при адаптации методики, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Средние значения и стандартные отклонения показателей по «Шкале общей само-эффективности» в экспериментальных группах и нормативной выборке

Успешные сотрудники Неуспешные сотрудники Нормативная выборка

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

27,47 6,37 18,33 4,03 31,93 4,74

Средние показатели само-эффективности в экспериментальных группах ниже нормативного показателя, особенно в группе неуспешных сотрудников. При этом показатель группы успешных сотрудников может быть интерпретирован как средне выраженная само-эффективность (в соотнесении с возможным диапазоном от 10 до 40 баллов по шкале), показатель группы неуспешных - как низкая само-эффективность. Различия между группами успешных и неуспешных сотрудников по показателям само-эффективности подтверждаются на статистическом уровне: по результатам расчета критерия Манна-Уитни иЭмп=24, иКр=56 (при р<0,01). Таким образом, внешние оценки успешности сотрудников в целом соответствуют их собственному ощущению относительно того, насколько эффективными они являются.

Для изучения перфекционизма у сотрудников отдела конвоирования использовалась «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [2]. Методика позволяет измерить уровень перфекционизма и характер соотношения его составляющих. По мнению авторов, перфекционизм - это стремление быть на высоте, совершенным во всем. Теоретическая модель перфекционизма, положенная в основу методики, включает три компонента:

1) перфекционизм, ориентированный на себя - слишком высокие требования выдвигаются именно в свой адрес;

2) перфекционизм, ориентированный на других - высокие требования адресуются другим людям;

3) социально предписанный перфекционизм - человек убежден, что окружающие люди и общество предъявляют ему высокие и нереалистичные требования.

В таблице 5 приведены данные диагностики успешных и неуспешных сотрудников отдела конвоирования.

Таблица 5

Средние значения и стандартные отклонения показателей по шкалам методики «Многомерная шкала перфекционизма» в экспериментальных группах

Шкалы Успешные сотрудники Неуспешные сотрудники

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

Перфекционизм ориентированный на себя (ПОС) 88,67 10,80 54,20 15,91

Перфекционизм ориентированный на других (ПОД) 79,20 19,88 58,20 17,56

Социально-предписанный перфекционизм (СИП) 77,53 16,10 52,40 12,06

Общий уровень перфекционизма (ОУП) 245,40 17,58 164,80 22,23

Согласно данным автора русскоязычной адаптации методики, нормальные показатели общего уровня перфекционизма варьируют от 160 до 204 баллов [2, С. 74]. В этот диапазон попадает среднее значение по группе неуспешных сотрудников (чуть выше нижней границы нормы). Среднее значение по группе успешных сотрудников превышает норму и интерпретируется как высокий уровень перфекционизма. Различия между экспериментальными группами по всем шкалам методики подтверждаются статистически (при р<0,05), соответственно, показатели перфекционизма и его составляющих в группе успешных сотрудников достоверное выше аналогичных показателей в группе неуспешных сотрудников.

Обнаружен ряд существенных различий между отдельными характеристиками перфекционизма у сотрудников отдела конвоирования с разной успешностью. Так, средний показатель, описывающий требовательность к себе (ПОС) в группе успешных сотрудников выше показателя, описывающего требовательность, предъявляемую к другим (ПОД), на 9,5 баллов. В группе неуспешных сотрудников, напротив, ПОД выше ПОС на 4 балла. Соответственно, успешные сотрудники гораздо более требовательны к себе по сравнению с неуспешными.

Как показывают исследования, если в общей структуре перфекционизма преобладает тот или иной компонент, он может быть связан с определенными расстройствами. Высокий уровень ориентированного на других людей компонента (ПОД) может говорить о наличии или развитии нарциссических или демонстративных черт - независимо от общего количества баллов по шкале. В связи с этим описание личностного профиля неуспешных сотрудников отдела конвоирования может составить задачу дальнейшего исследования.

Выводы. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют заключить, что успешные сотрудники отдела конвоирования характеризуются следующими особенностями (в сравнении с неуспешными сотрудниками):

- более высокой общей само-эффективностью (в абсолютном выражении - средней);

- относительно высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, что указывает на свойство предъявлять чрезвычайно высокие требования к себе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- относительно высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на других, что указывает на чрезвычайно высокие требования к окружающим;

- относительно высоким уровнем социально предписанного перфекционизма, который означает то, что успешные сотрудники расценивают требования, предъявляемые к ним окружающими, как завышенные;

- высоким общим уровнем перфекционизма.

Таким образом, предположение о перфекционизме как личностном факторе успешности служебной деятельности сотрудников отдела конвоирования получило свое первоначальное подтверждение. Вместе с тем необходимо продолжение исследования в направлении уточнения роли перфекционизма в служебной деятельности сотрудников УИС.

Литература:

1. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4 (31). - С. 18-48

2. Грачева, И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И.И. Грачева // Психологический журнал - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73-81

3. Кононенко, О.И. Теоретические модели изучения перфекционизма в зарубежной психологии / О.И. Кононенко // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 1. - С. 49-58

4. Малкина-Пых, И.Г. Перфекционизм и удовлетворенность образом тела в структуре личности пациентов с нарушениями пищевого поведения и алиментарным ожирением / И.Г. Малкина-Пых // Экология человека. - 2010. - № 1. -С. 21-27

5. Маяков А.А. Факторы, обусловливающие совершение побегов из-под охраны караулов специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию / А.А. Маяков // Уголовно-исполнительное право. -2010. - № 1 (9). - С. 58-61

6. Панкова, С.Н. Смыслы и социальные ресурсы реализации личностного потенциала / С.Н. Панкова, Е.Б. Архипова, Л.А. Лесина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 11-1. -С. 333-344

7. Ромек, В.Г. Русская версия шкалы общей само-эффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / В.Г. Ромек, Р. Шварцер, М. Ерусалем // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - С. 71-77

8. Талаш, Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях / Е.Ф. Талаш // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - № 11. - С. 79-87

9. Талаш, Е.Ф. Перфекционизм как фактор суицидального риска военнослужащих российской армии / Е.Ф. Талаш // Инновационные подходы и современная наука. - 2011. - № 5-2. - С. 117-120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.