Научная статья на тему 'Перфекционизм как фактор межличностного взаимодействия в подростковом возрасте с учетом образовательной среды'

Перфекционизм как фактор межличностного взаимодействия в подростковом возрасте с учетом образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ВЛИЯНИЕ / PERFECTIONISM / INTERPERSONAL RELATIONS / TEENAGER / SPORTS ACTIVITY / CORRELATION / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Елена Александровна, Дубовова Александра Анатольевна, Матвеева Инга Сергеевна

В статье представлены результаты по изучению перфекционизма и особенностей межличностных отношений у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом. Было установлено, что у подростков, занимающихся спортом наиболее выражен показатель перфекционизма ориентированного на себя, в то время как у их сверстников, не занимающихся спортом перфекционизм ориентированный на других. Результаты, характеризующие особенности сформированности межличностных отношений показали, что для подростков, занимающихся спортом более характерны отношения, направленные на взаимоуважения, сопереживание, поддержку, в отличие от сверстников, не занимающихся спортивной деятельностью. Результаты корреляционного, а также дисперсионного анализа свидетельствуют о разнице связей, влияний изучаемых параметров в зависимости от специфики образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пархоменко Елена Александровна, Дубовова Александра Анатольевна, Матвеева Инга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfectionism as a factor of interpersonal interaction at adolescence age taking into account the educational environment

The article presents the results of the study of perfectionism and features of interpersonal relationships among the adolescents engaged and not involved in sports. It was found that the adolescents, involved in sports, had most pronounced the indicator of perfectionism focused on themselves, while their peers do not engage in sports perfectionism focused on others. The results characterizing the features of the formation of interpersonal relations showed that for adolescents involved in sports there are more characteristic of relationships aimed at mutual respect, empathy, support, unlike peers, who are not engaged in sports activities. The results of correlation and dispersion analysis indicate the difference in the relationship, the effects of the studied parameters, depending on the specifics of the educational environment.

Текст научной работы на тему «Перфекционизм как фактор межличностного взаимодействия в подростковом возрасте с учетом образовательной среды»

УДК 159.9

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г.

Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты по изучению перфекционизма и особенностей межличностных отношений у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом. Было установлено, что у подростков, занимающихся спортом наиболее выражен показатель перфекционизма ориентированного на себя, в то время как у их сверстников, не занимающихся спортом - перфекционизм ориентированный на других. Результаты, характеризующие особенности сформированности межличностных отношений показали, что для подростков, занимающихся спортом более характерны отношения, направленные на взаимоуважения, сопереживание, поддержку, в отличие от сверстников, не занимающихся спортивной деятельностью. Результаты корреляционного, а также дисперсионного анализа свидетельствуют о разнице связей, влияний изучаемых параметров в зависимости от специфики образовательной среды.

Ключевые слова: перфекционизм, межличностное отношения, подростки, спортивная деятельность, корреляция, влияние.

PERFECTIONISM AS A FACTOR OF INTERPERSONAL INTERACTION AT

ADOLESCENCE AGE TAKING INTO ACCOUNT THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Elena Alexandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Krasnodar; Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar

Annotation

The article presents the results of the study of perfectionism and features of interpersonal relationships among the adolescents engaged and not involved in sports. It was found that the adolescents, involved in sports, had most pronounced the indicator of perfectionism focused on themselves, while their peers do not engage in sports - perfectionism focused on others. The results characterizing the features of the formation of interpersonal relations showed that for adolescents involved in sports there are more characteristic of relationships aimed at mutual respect, empathy, support, unlike peers, who are not engaged in sports activities. The results of correlation and dispersion analysis indicate the difference in the relationship, the effects of the studied parameters, depending on the specifics of the educational environment.

Keywords: perfectionism, interpersonal relations, teenager, sports activity, correlation, influence.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Подростковый возраст является одним из самых важных и решающих в жизни каждого человека. В рассматриваемый возрастной период происходит становление личности, подросток старается занять определенное место в группе сверстников. Для данного возрастного этапа характерным является выстраивание межличностных отношений на становление, которых оказывают влияние различные факторы. К таким факторам наряду с личностными особенностями можно отнести особенности сформированности показателей перфекционизма [2, 3].

В настоящее время проблема перфекционизма имеет широкое распространение в социальной сфере. Для подростка-перфекциониста характерным является чрезмерное стремление к совершенству, постановка сложных целей перед собой, а также предъявление высоких требований, как к себе, так и к окружающим [4, 5]. Подобные установки могут быть решающими как в постановке цели, какой-либо деятельности, так и в выстраивании межличностных отношений с социумом. А стремление человека к перфекционизму может ускорить или замедлить процесс достижения цели, а также влиять на выстраивание межличностных отношений с социум.

На сегодняшний день спорт - это деятельность, которая способна оказывать существенное влияние на развитие личности. Как известно, спортивная деятельность связана с постоянной борьбой человека, как за лидирующее положение, так и предполагает в первую очередь постоянную борьбу с самим собой. Именно в данном виде деятельности у подростков начинают формироваться личностные волевые качества, которые способствуют постановке высоких целей, развитию перфекционизма [1, 6].

Актуальность настоящего исследования заключается в изучения особенностей становления межличностных отношений у подростков с учетом образовательной среды, а также выявление особенностей влияния показателей перфекционизма на выстраивание межличностных отношений подростков, занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью.

Цель: изучить особенности влияния показателей перфекционизма на межличностные отношения подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ

Показатели перфекционизма изучались при помощи методики «Многомерная шкала перфекционизма» П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методы математической статистики (^критерия Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, многофакторный дисперсионный анализ (Мапоуа). В исследовании приняли участие 30 подростков занимающихся, 30 не занимающихся спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов по изучаемым показателям перфекционизма в подростковом возрасте выявил, степень их выраженности с учетом направленности деятельности подростка. Установлено, что у подростков, занимающихся спортом, наиболее выражен показатель перфекционизм ориентированный на себя. Подростки, занимающихся спортом, склонны предъявлять к себе завышенные требования, возможно, это связано со спецификой спортивной деятельности, которая требует постоянное самосовершенствование как спортивных, так и личных результатов. Остальные показатели перфекционизма находятся в рамках умеренных значений.

У подростков, не занимающихся спортом отмечается наиболее выраженным показателем социально-предписанный перфекционизм и перфекционизм ориентированный на других, что свидетельствует о характере принятия требований, как со стороны значимых взрослых, так и ровесников, выстраивания отношений с социальным окружением.

Полученные результаты в каждой группе исследуемых находят подтверждение в достоверности различий между показателями перфекционизма. Подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, более ориентированы на себя, на свои возможности, в отличие от их сверстников которые ориентированы на окружение (таблица 1). Анализируя результаты по показателю межличностных отношений, было установлено, что подростки имеют статистические достоверные отличия (р<0,05) по изучаемым показателям межличностных показателей, с учетом образовательной среды (таблица 2).

Таблица 1 - Средние значения показателей перфекционизма у подростков, занимающихся

и не занимающихся спортом

Показатели перфекционизма Подростки Достоверность различий

Не занимаются спортом (68) Занимаются спортом (65)

Перфекционизм, ориентированный на себя 47,91±10,03 79,05±12,57 р<0,05

Перфекционизм, ориентированный на других 62,45±11,75 53,73±9,72 р<0,05

Социально-предписанный перфекционизм 74,93± 11,31 60,43±8,73 р<0,05

Интегральный показатель перфекционизма 185,25±22,07 193,20±21,37 р<0,05

Таблица 2 - Средние значения показателей типа отношения к окружающим у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом_

Тип отношения к окружающим Подростки Достоверность различий

Не занимаются спортом (68) Занимаются спортом (65)

Авторитарный 11,22±2,47 8,70±2,87 р<0,05

Эгоистичный 12,24±1,71 6,50±2,21 р<0,05

Агрессивный 8,27±2,14 7,14±2,84 -

Подозрительный 7,31±2,43 5,18±1,45 р<0,05

Подчиняемый 6,23±1,79 5,84±2,33 -

Зависимый 7,55±2,55 7,00±2,61 -

Дружелюбный 8,81±2,74 8,86±2,79 -

Альтруистический 6,42±2,91 9,75±3,65 р<0,05

Как показали результаты исследования, наиболее выраженными у подростков, не занимающихся спортом, оказались типы отношения: авторитарный и эгоистичный. А у сверстников, включенных в спортивную деятельность - альтруистический, авторитарный и дружелюбный.

Полученные данные позволяют заключить, что подросткам, которые занимаются спортом, свойственна гиперответственность, они пренебрегают своими интересами, стремясь помочь другим, проявляют навязчивость в своей помощи и склонны принимать на себя ответственность за других. При этом они доминанты, энергичны, требуют к себе уважения, отстаивают свою позицию, также для них характерно проявлять сотрудничество, следовать правилам в отношениях с другими, идти на компромиссы. Для сверстников, не занимающихся спортом характерна больше, ориентация на себя, доминирование, соперничество, могут проявлять черты заносчивости, расчетливости и самовлюбленности. Подобное противоречие можно объяснить как особенностями подросткового периода, в частности, подросткового кризиса, т.е. с одной стороны, подростки подчеркивают свою индивидуальность, стремятся выделиться из своего круга общения, с другой - важно включение в группу сверстников и быть принятым. Также полученные различия между изучаемыми группами подростков можно объяснить особенностями образовательной среды и теми требованиями, которые она накладывает на формирующуюся личность.

Корреляционный анализ между изучаемыми показателями выявил в группе не занимающихся спортом больше связей, чем в группе подростков, занимающихся спортом (рисунок 1, 2).

В группе подростков, не занимающихся спортом установлены прямые связи перфекционизма ориентированного на других с типами авторитарный, агрессивный, эгоистичный, и отрицательного характера связь с показателем дружелюбие. Завышенные ожидания, направленные на окружающих людей связаны с потребностью в доминировании, властвовании, стремлении к лидерству, соперничеству, навязыванию собственного мнения.

В группе подростков, занимающихся спортом, были получены связи перфекционизма, ориентированного на себя и авторитарного стиля, что свидетельствует о требовательности к себе, а также склонности к постановке высоких целей, что характерно для спортивной деятельности, поскольку данный возрастной период - это период,

направленный на достижение максимальных результатов. Также поученные связи свидетельствуют о том, что для подростков, занимающихся спортом, характерным является помощь, дружелюбное отношение к окружающим (связь показатель социально-предписанный перфекционизм и тип отношения - альтруистический)._

Перфекционизм, ориентированный на себя

Перфекционизм, ориентированный н других

Социально- \ предписанный перфекционизм

Интегральный показатель перфекционизма

Сплошная линия - прямая связь; пунктирная линия - обратная связь.

Рисунок 1 - Взаимосвязь компонентов пер- Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов перфекционизма с ти-фекционизма с типом отношения к окружа- пом отношения к окружающим у подростков, не занимаю-ющим у подростков, занимающихся спор- щихся спортом

том

В результате дисперсионного анализа были выявлены достоверные влияния показателей перфекционизма, ориентированного на других, на следующие типы отношения подростков, не занимающихся спортом, к окружающим людям: авторитарный, эгоистичный, агрессивный (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты дисперсионного анализа влияния показателей перфекционизма на тип межличностных отношений у подростков, не занимающихся спортом_

Тип отношения к окружающим (зависимая переменная) Показатели перфекционизма (независимая переменная)

Перфекционизм, ориентированный на себя Перфекционизм, ориентированный на других Социально-предписанный перфекцио-низм Интегральный показатель перфекцио-низма

Sig Sig Sig Sig

Авторитарный 1,04 0,22 8,45 0,00 9,33 0,00 9,67 0,01

Эгоистичный 2,16 0,16 9,26 0,01 0,36 0,45 2,14 0,13

Агрессивный 0,14 0,34 9,67 0,02 8,51 0,01 11,23 0,00

Дружелюбный 2,56 0,12 8,84* 0,02 1,21 0,13 0,23 0,19

Примечание. Жирным шрифтом выделены статистически значимые результаты влияния факторов, прошедших проверку тестом Ливена (sig<0,05). Жирным шрифтом выделены прямая связь. Жирным шрифтом и знаком * выделена обратная связь

Перфекционизм усиливает данные тенденции в отношениях подростков с окружающими. При этом перфекционизм, ориентированный на других, снижает дружелюбность, контактность, стремление к сотрудничеству.

В результате дисперсионного анализа были выявлены достоверные влияния показателей перфекционизма, ориентированного на себя на следующие типы отношения подростков, занимающихся спортом, к окружающим людям: дружелюбный, и обратная связь, т.е. способствует уменьшению данного показателя под влиянием перфекционистских установок: эгоистичный, агрессивный (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты дисперсионного анализа влияния показателей перфекционизма на тип межличностных отношений у подростков, занимающихся спортом_

Тип отношения к окружающим (зависимая переменная) Показатели перфекционизма (независимая переменная)

Перфекционизм, ориентированный на себя Перфекционизм, ориентированный на других Социально-предписанный перфекцио-низм Интегральный показатель перфекцио-низма

Б Sig Б Sig Б ^ Б Sig

Авторитарный 2,61 0,08 2,19 0,13 1,97 0,15 5,45 0,01

Эгоистичный 3,07* 0,04 1,38 0,26 0,70 0,50 1,21 0,30

Агрессивный 3,25* 0,04 0,52 0,59 0,79 0,46 0,40 0,68

Подчиняемый 1,15 0,33 2,72 0,08 3,43 0,04 0,86 0,43

Зависимый 0,15 0,85 0,82 0,44 3,26 0,04 0,69 0,51

Дружелюбный 3,60 0,04 0,42 0,66 3,25 0,04 1,05 0,36

Альтруистический 1,01 0,37 0,18 0,83 3,59 0,04 0,77 0,47

Примечание. Жирным шрифтом выделены статистически значимые результаты влияния факторов, прошедших проверку тестом Ливена (sig<0,05). Жирным шрифтом выделены прямая связь. Жирным шрифтом и знаком * выделена обратная связь

Полученные результаты свидетельствуют о том, что ориентация на собственные достижения, выставление высоки требований к себе (перфекционизм, ориентированный на себя) способствует выстраиванию типов межличностных отношений с окружающими, таких как дружелюбный.

Также было установлено, что социально-предписанный перфекционизм усиливает типы отношений подчиняемый, зависимый, дружелюбный и альтруистический, что можно охарактеризовать, как усиление требований к окружающим людям приводит к тому, что они начинают проявлять склонность к сотрудничеству и принятию другой точки зрения, подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, более гибкие в своих установках, склонны к компромиссам.

Таким образом, было выявлено, что у подростков, не занимающихся спортом, перфекционизм повышает негативные тенденции в поведении и ослабляет адаптивные, а у подростков, занимающихся спортом, наблюдается противоположное явление.

Всё, что мы выяснили в ходе исследования, говорит о том, что сам образовательная среда, спортивная или учебная, накладывает определенный отпечаток на особенности становления межличностных отношений у подростков при выстраивании взаимоотношений с окружающими, как сверстниками, так и взрослыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Босенко, Ю.М. Взаимосвязь перфекционизма и психической устойчивости спортсменов / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - Москва, 2017. - С. 116-120.

2. Воликова, С.В. Современные исследования детского перфекционизма / С.В. Воликова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - № 2. - С. 94-99.

3. Горская, Г.Б. Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников / Г.Б. Горская, Е.В. Мантачка // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 123-126.

4. Кучугурова, А.О. Особенности взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у спортсменов юношеского возраста / А.О. Кучугурова, А. А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции. - Москва, 2018. - С. 349-350.

5. Распопова, А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте : дис. ... канд. психол. наук / Распопова Анна Сергеевна. - Краснодар, 2012. - 299 с.

6. Фомина, Н.А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста / Н.А. Фомина, В.А. Голубева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. - 2012. - № 2. - С. 71-76.

REFERENCES

1. Bosenko Yu.M. and Raspopova A.S. (2017), "The relationship of perfectionism and mental stability of athletes", The Rudikovs Readings: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports, pp. 116-120.

2. Volikova S.V. (2012), "Modern studies of children's perfectionism", Social and Clinical Psychiatry, No. 2, pp 94-99.

3. Gorskaya, G.B. and Mantachka, E.V. (2013), "Personal factors of constructive manifestations of perfectionism in high school students", Theory and practice of social development, No. 8, pp. 123-126.

4. Kuchugurova, A.O., Dubovova A.A., Parkhomenko E.A. (2018), "Features of the relationship of procrastination and perfectionism in athletes of adolescence", Actual problems of physical culture, sports and tourism materials of the XII International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 349-350.

5. Raspopova A.S. (2012), Age features of the manifestation ofperfectionism in sports, dissertation, Krasnodar.

6. Fomina N.A. and Golubeva V.A. (2012), "Features and psychological structure of the persistence of adolescent athletes", Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, No. 2, pp. 71-76.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 26.11.2019

УДК 159.9

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елизавета Андреевна Захарова, студентка, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета,

Нерюнгри

Аннотация

В статье рассматривается эмоциональное благополучие студентов как один из факторов психического здоровья и его значимость для успешной учебной и общественной деятельности. Выделены основные характеристики эмоционального состояния студентов, которые оказывают наибольшее влияние на учебный процесс. Для исследования была использована анкета «Ориентировочная оценка эмоционального благополучия» Ананьева В.А., на основании которой выявлен низкий уровень эмоционального благополучия у большинства студентов, обучающихся в первом семестре.

Ключевые слова: учебная деятельность, студенты первого курса, психическое здоровье, эмоциональное благополучие, самооценка.

LEVEL OF EMOTIONAL WELL-BEING OF THE FIRST-YEAR STUDENTS STUDYING AT THE TECHNICAL INSTITUTE

Larisa Anatolyevna Prokopenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elizaveta Andreevna Zakharova, the student, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, Neryungri

Annotation

The article considers the emotional well-being of the students as one of the factors of mental health and its importance for successful educational and social activities. The main characteristics of the emotional state of the students, which have the greatest impact on the educational process, are highlighted. For this study, we used the questionnaire "Tentative assessment of emotional well-being" by Ananev, V.A., which revealed a low level of emotional wellbeing among the majority of the students enrolled in the first semester.

Keywords: academic activities, first-year students, mental health, emotional well-being, self-esteem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.