УДК 159.9
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК - ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты по изучению перфекционизма и особенностей межличностных отношений у мальчиков и девочек, занимающихся и не занимающихся спортом. Было установлено, что в группе подростков занимающихся и не занимающиеся спортом статистически достоверно имеются отличия между мальчиками и девочкам. Установлено, что мальчики, не занимающиеся спортом, имеют высокие перфекционисткие установки, ориентированные на других и на социум, в то время как в группе спортсменов подобные результаты получены у девочек. Также было установлено, что подростки, не занимающиеся спортом, имеют статистические достоверные отличия по показателю эгоистичность, что характерным является для мальчиков. В группе подростков-спортсменов результаты по показателям межличностных отношений как дружелюбие и альтруистичность выше у девочек, чем у мальчиков. Результаты корреляционного, а также дисперсионного анализа свидетельствуют о разнице связей, влияний изучаемых параметров в зависимости, как от пола, так и от специфики образовательной среды.
Ключевые слова: перфекционизм, межличностное отношения, мальчики, девочки, подростки, спортивная деятельность, корреляция, влияние.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.419-424
PERFECTIONISM AS A FACTOR OF INTERPERSONAL RELATIONSHIP OF BOYS AND GIRLS-ADOLESCENTS, DOING AND NOT ENGAGING IN SPORTS
ACTIVITIES
Elena Alexandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban state university ofphysical culture of sports and tourism, Krasnodar; Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar
Abstract
The article presents the results of the study of perfectionism and features of interpersonal relations among the boys and girls involved and not involved in sports. It was found that in the group of adolescents involved and not involved in sports, there are statistically significant differences between boys and girls. It was established that boys who are not involved in sports have high perfectionist attitudes aimed at others and at society, while in the group of athletes the similar results were obtained for girls. It was also found that adolescents who are not involved in sports have statistically significant differences in terms of selfishness, which is typical for boys. In the group of teenage athletes, the results on indicators of interpersonal relations like friendliness and altruism are higher in girls than in boys. The results of correlation, as well as analysis of variance indicate the difference in relationships, the effects of the studied parameters depending on both the gender and the specifics of the educational environment.
Keywords: perfectionism, interpersonal relationships, boys, girls, teens, sports, correlation, influence.
Актуальность. Подростковый период - это один из самых главных периодов в жизни человека. На этом этапе происходит взросление мальчиков и девочек. Подростки начинают
активно выстраивать межличностные взаимоотношения [6]. Насколько гармонично будет межличностное общение в группе сверстников, взрослых зависит от множества различных факторов. К одним из таких факторов можно отнести уровень сформированности показателей перфекционизма [2, 8]. В литературе данный феномен рассматривается как стремление к совершенству. Поскольку данный феномен является многогранным, то для мальчиков и девочек подросткового возраста перфекционистов основными проявлениями могут быть: постановка сложных целей перед собой, предъявление высоких требований, как к себе, так и к окружающим.
Современные исследования свидетельствуют о том, что перфекционизм можно рассматривать не только как негативное явление, ведущее к постоянным эмоциональным нагрузкам, межличностным конфликтам, но и также, как и конструктивное, если рассматривать его как фактор в достижении определенных целей, результатов [4, 6, 7].
Большую роль на развитие перфекционизма оказывает степень включения в какую-либо деятельность. Спорт является одним из видов деятельности, который оказывает существенное влияние на развитие личности. Многие виды спорта предполагают раннее включение, что способствует формированию личности ребенка [3, 4]. Мальчики и девочки уже с юных лет ориентированы на высокие результаты, на рост своего спортивного мастерства, что способствует развитию компонентов перфекционизма [1, 8].
Актуальность настоящего исследования заключается в изучения особенностей становления межличностных отношений у подростков мужского и женского пола, с учетом включения в спортивную деятельность, а также изучение особенностей влияния показателей перфекционизма на характер межличностных отношений мальчиков и девочек, занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью.
Цель: изучить особенности влияния показателей перфекционизма на выстраивание межличностных отношений у мальчиков и девочек подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ
Показатели перфекционизма изучались при помощи методики «Многомерная шкала перфекционизма» П.Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методы математической статистики (^-критерия Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, многофакторный дисперсионный анализ (Мапоуа). В исследовании приняли участие 68 подростков (35 девочек и 33 мальчика) и 65 спортсменов (33 девочки и 32 мальчика). Возраст обследуемых составил 13 - 14 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов исследования, выявил статистические достоверные различия по всем изучаемым показателям перфекционизма между мальчиками и девочками, не занимающимися спортом. Было установлено, что у девочек более сформирован показатель пер-фекционизм, ориентированный на себя (таблица 1). Это говорит о том, что девочки-подростки склонны предъявлять к себе более высокие требования по сравнению с мальчиками, что связано с новообразованиями подросткового периода, а также более ранним созреванием. Остальные показатели перфекционизма, представленные в таблице 1 сильнее выражены у мальчиков - подростков, что является особенностями подросткового периода, мальчики больше склонны ориентироваться на мнения взрослых, а также воспринимать требования со стороны окружающих к себе и своей деятельности как высокие.
При сравнении средних значений показателей перфекционизма у мальчиков и девочек подросткового возраста, занимающихся спортом, были выявлены достоверные различия по показателям: перфекционизм, ориентированный на себя, социально-предписанный перфекционизм и интегральный показатель перфекционизма. При этом все показатели выше у девочек. Это говорит о том, что спортсменки склонны предъявлять к себе более
высокие требования и воспринимают требования со стороны окружающих к себе и своей деятельности как высокие по сравнению мальчиками.
Таблица 1 - Средние значения показателей перфекционизма у мальчиков и девочек под-
Показатели перфекционизма Не занимающиеся спортом Р Занимающиеся спортом Р
Мальчики (33) Девочки (35) Мальчики (32) Девочки (33)
Перфекционизм, ориентированный на себя 46,5±9,8 49,3±8,6 р<0,05 75,5±14,9 82,0±9,6 р<0,05
Перфекционизм, ориентированный на других 69,1±11,2 55,8±10,3 р<0,05 51,9±12,5 55,3±6,5 -
Социально-предписанный пер-фекционизм 77,2±10,5 72,6±10,6 р<0,05 57,5±8,1 62,9±8,8 р<0,05
Интегральный показатель перфекционизма 192,8±23,4 177,7±19,6 р<0,05 184,8±22,5 200,2±18,1 р<0,05
Анализ результатов исследования особенностей сформированности межличностных отношений у подростков выявил, достоверные различия между мальчиками и девочками, не занимающихся спортом по показателю эгоистичный, занимающихся спортом по показателям дружелюбный, альтруистический (таблица 2).
Таблица 2 - Средние значения показателей типа отношения к окружающим у мальчиков и девочек подросткового возраста, занимающихся и не занимающихся спортом_
Тип отношения к окружающим Не занимающиеся спортом Р Занимающиеся спортом Р
Мальчики (33) Девочки (35) Мальчики (32) Девочки (33)
Эгоистичный 10,94±1,9 13,44±2,2 р <0,05 6,92±2,3 6,25±2,1
Дружелюбный 9,74±2,5 8,21±2,6 - 7,83±3,7 9,82±1,5 р <0,05
Альтруистический 6,11±2,2 6,83±1,4 - 8,31±4,2 11,01±2,4 р <0,05
Таким образом, можно отметить, что для подростков-девочек, которые занимаются спортом, ярче выражено стремление помогать другим, при этом ровесницы не спортсменки более доминанты, энергичны, требуют к себе уважения, отстаивают свою позицию.
Корреляционный анализ выявил связи между изучаемыми параметрами как в группе девочек, так и мальчиков, не занимающихся спортом.
Было установлено, что чем выше у мальчиков-подростков, перфекционизм, ориентированный на других, и социально-предписанный перфекционизм, тем сильнее в их поведении и отношении к окружающим будут просматриваться агрессивные тенденции (рисунок 1).
Перфекционизм, ориентированный на других также положительно коррелирует с подозрительностью. Это объясняется тем, что любое несоответствие поведения и поступков других требованиям и ожиданиям подростков может вызвать у них состояние разочарования и, как следствие замкнутость, негативизм. При этом, установлено, что чем выше перфекционизм, ориентированный на себя, тем усиливаются дружелюбные тенденции в поведении подростков. Чем критичнее мальчики-подростки относятся к своей личности и результатам собственной деятельности, тем больше они склонны к сотрудничеству, кооперации с социумом.
В группе девочек, не занимающихся спортом, в отличие от выборки мальчиков, пер-фекционизм больше связан с авторитарным и агрессивным отношением к окружающим (рисунок 2). Так, чем выше перфекционизм, ориентированный на других, тем больше в отношении девочек к окружающим проявляются лидерские, властные качества, стремление навязывать свое мнение, доминантность и авторитарность. При этом перфекционизм, ориентированный на других, отрицательно связан с дружелюбием. То есть терпимое отношение к недостаткам окружающих людей, принятием их успехов и неудач связано со стремлением девочек к сотрудничеству, дружбе и взаимопомощи.
В результате корреляционного анализа в группе мальчиков, занимающихся спортом, была выявлена положительная взаимосвязь социально-предписанного перфекционизма с
такими типами отношений к окружающим, как подозрительный, подчиняемый и зависимый (рисунок 3). Следовательно, чем больше спортсмены уверены в том, что окружающие предъявляют к ним адекватные, не завышенные требования, тем меньше они проявляют зависимость от других людей, недоверия к ним и подчинения.
Перфекционизм ориентированный на себя
/ \ Перфекционизм,
ориентированный
на других
f Л
Социально-
предписанный
перфекционизм
Интегральный
показатель
перфекционизма ч__/
Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов перфекционизма с
типом отношения к окружающим у мальчиков, не
занимающихся спортом
Рисунок 2. Взаимосвязь компонентов перфекционизма с типом отношения к окружающим у девочек, не занимающихся спортом
Примечание: прямая связь - сплошная линия; обратная связь - пунктирная линия
В группе девочек, занимающихся спортом, выявлена обратная взаимосвязь перфекционизма, ориентированного на себя с зависимым типом отношения к окружающим (рисунок 4). Следовательно, чем больше спортсменки предъявляют требований к себе, тем меньше они зависимы от других людей и от чужого мнения, данные связи можно объяснить спецификой спортивной деятельности, стремлением принимать ответственные решения.
Л
Социально-предписанный перфекционизм
Подозрительный
Подчиняемый
Зависимый
Рисунок 3. Взаимосвязь компонентов перфекционизма с типом отношения к окружающим у мальчиков, занимающихся спортом
Рисунок 4. Взаимосвязь компонентов перфекционизма с типом отношения к окружающим у девочек, занимающихся спортом
Дисперсионный анализ показа, что в группе мальчиков, не занимающихся спортом перфекционизм, ориентированный на себя усиливает такой тип отношения к окружающим как «дружелюбный» (Г=9,78, 81§<0,01). Это говорит о том, что чем более требовательны к себе мальчики, тем больше они идут на компромисс, склонны к сотрудничеству. Перфекционизм, ориентированный на других усиливает агрессивный (Б=8,42, 81§<0,01) и подозрительный (Б=10,12, 81г<0,02) тип отношения к окружающим. То есть, чем больше
требований мальчики-подростки предъявляют к окружающим их людям, тем сильнее в их поведении просматриваются тенденции враждебности, прямолинейности, настойчивости, агрессивности. Завышенные требования к окружающим (социально-предписанный перфекционизм) (Г=9,78, 81§<0,01) также оказывают влияние на отношение подростков к другим людям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень сформированности определенных компонентов перфекционизма способствует тенденции к проявлению агрессивности, негативизма, недружелюбия, склонности к проявлению конфликтности.
В группе девочек-подростков, не занимающихся спортом преимущественное влияние на межличностные отношения, оказывает перфекционизм, ориентированный на других. Можно отметить его влияние на авторитарный (Б=10,11, 81§<0,01) и эгоистический (Б=8,28, 81§<0,01) тип отношения к окружению. Также можно отметить отрицательное влияние перфекционизма ориентированного на других и типом отношений как дружелюбный (Р= -8,47, 81§<0,01). Полученные влияния свидетельствуют о том, что чем требовательнее девочки оказываются по отношению к другим людям, тем сильнее в их отношении к другим проявляется властность, стремление доминировать, лидировать.
В выборке мальчиков, занимающихся спортом, перфекционизм, ориентированный на себя уменьшает такой тип отношения к окружающим как «агрессивный» (Г= - 4,66, Sig<0,02). Данные результаты свидетельствуют о том, что мальчики спортсмены, чем больше требовательны к себе, тем меньше они проявляют негативизм, конфликтность, недружелюбие в отношении к окружающим, для них характерным является приписывание всех событий себе. Но также установлено, что показатель перфекционизм, ориентированный на других ((Г= 4,24, Sig<0,03) усиливает эгоистичный тип отношения к окружающим, а социально-предписанный перфекционизм оказывает положительное влияние на отношение подозрительность (Г= 4,88, Sig<0,02), замкнутость (Г= 6,40, Sig<0,01), подчиняемость (Г=4,48, Sig<0,03).
В группе девочек, занимающихся спортом, преимущественное влияние на межличностные отношения оказывает перфекционизм, ориентированный на других. Данный компонент перфекционизма усиливает подчиняемый (Г= 9,09, Sig<0,01) и зависимый (Г= 5,29, Sig<0,01) тип отношения к окружающим. Данные результаты подтверждают полученные и описанные ранее корреляционные связи.
Исследование показало, что усиление перфекционизма у подростков, занимающихся спортом, значительно снижает тенденции к проявлению эгоизма и агрессивности в отношениях подростков с окружающими и повышает дружелюбность, склонность подчинению, зависимость, альтруистичность и авторитарность, что является в каком-то отношение противоположностью при выстраивании отношений подростками, не занимающимися спортивной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Босенко, Ю.М. Взаимосвязь перфекционизма и психической устойчивости спортсменов / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - М., 2017. - С. 116-120.
2. Горская, Г.Б. Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников / Г.Б. Горская, Е.В. Мантачка // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 123-126.
3. Дубовова, А. А. Психологическое сопровождение подготовки юных акробатов-прыгунов на этапе начальной подготовки / автореф. ... дис. канд. психол. наук / Дубовова, А.А. - Краснодар, 2015. - 24 с.
4. Кучугурова, А.О. Особенности взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у спортсменов юношеского возраста / А.О. Кучугурова, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции. - М., 2018. - С. 349-350.
5. Современные методы диагностики межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 200-203.
6. Современные модели межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 203-207.
7. Распопова, А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте : авто-реф. ... дис. канд. психол. наук / Распопова, А.С. - Краснодар, 2012. - 24 с.
8. Фомина, Н.А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста / Н.А. Фомина, В.А. Голубева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. - 2012. - № 2. - С. 71-76.
REFERENSES
1. Bosenko, Yu. and Raspopova, A. (2017), "The relationship of perfectionism and mental stability of athletes", The Rudikovs readings: materials of the XIII international scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports, Moscow, pp. 116-120.
2. Gorskaya, G. and Mantachka, E. (2013), "Personal factors of constructive manifestations of perfectionism in high school students", Theory and practice of social development, No. 8, pp. 123-126.
3. Dubovova, A. (2015), Psychological supportfor the training of young acrobats, jumpers at the stage of initial training, dissertation, Krasnodar.
4. Kuchugurova, A., Dubovova, A. and Parkhomenko, E. (2018), "Features of the relationship of procrastination and perfectionism in athletes of adolescence". Actual problems of physical culture, sports and tourism materials of the XII International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 349-350.
5. Matveeva, O., Matveeva I., Matveeva L. and Romanov, D. (2018), "Modern assessment methods for inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 200-203.
6. Matveeva, O., Matveeva, I., Matveeva, L. and Romanov, D. (2018), "Modern models of inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 203-207.
7. Raspopova, A.S. (2012), Age features of the manifestation of perfectionism in sports, dissertation, Krasnodar.
8. Fomina, N. and Golubeva, V. (2012), "Features and psychological structure of the persistence of adolescent athletes", Bulletin of the peoples 'friendship university of Russia. series: Psychology and Pedagogy, No. 2. pp. 71-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2019
УДК 159.9.072
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ
АКАДЕМИИ
Илья Владимирович Полуян, начальник курса, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Воронеж; Николай Анатольевич Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Попова,
кандидат биологических наук, доцент, Виктор Иванович Жердев, старший преподаватель, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В настоящее время актуальным является профессиональный отбор, в основе которого лежат психологические особенности личности. Целью исследования явилось изучение личностных характеристик курсантов Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронежа. В исследовании применяли опросники Ганса Айзенка, Кейрси, тесты на определение стиля мышления и различных видов тревожности. Показано, что будущие военнослужащие являются экстравертами с высоким уровнем нейротизма, сенсорики; средним уровнем предметного, символического мышления, креативности мышления, рациональности; низким общим уровнем агрессивности. Уровень образного мышления испытуемых ниже среднего, уровень символического