Научная статья на тему 'ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ'

ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕКЦИОНИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / АЛЬТРУИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ВЗРОСЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трухан Елена Антоновна, Савчук Ольга Николаевна

Проблема эффективной тактики самопрезентации личности в различных ситуациях социального взаимодействия приобретает все большую значимость. Феномен перфекционизма как стремление человека к совершенству, к исключительным достижениям и восхищению со стороны окружающих становится все более распространенным как в профессиональной, так и личной сфере. Цель: выявление взаимосвязи перфекционистской самопрезентации с альтруистическими установками в разные периоды взрослости. Предположительно наличие половозрастных особенностей и взаимосвязей перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок в период взрослости. Выборку исследования составили 90 респондентов (мужчины и женщины) в возрасте от 20 до 75 лет (г. Минск). Сравнивались три периода взрослости – ранняя (20–40 лет), средняя (40–60 лет) и поздняя (свыше 60 лет). Для диагностики перфекционистской самопрезентации использовался русскоязычный вариант Perfectionistic Self-Presentation Scale П. Хьюитта (адаптация А. А. Золотаревой), для определения степени выраженности альтруистических установок – методика диагностики социальнопсихологическихустановок личности (О. Ф. Потёмкина). Получены данные о половозрастных особенностях и взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок в период взрослости. Посредством альтруистических поступков мужчины стремятся создать образ совершенного человека, демонстрировать социально желательное поведение (альтруизм как вторичная выгода и инструмент саморекламы). С возрастом уровень перфекционистской самопрезентации снижается, а степень выраженности альтруистических установок повышается, проявляясь в наибольшей степени в период поздней взрослости. Эмпирически доказано наличие взаимосвязи перфекционистской самопрезентации с альтруистическими установками в период поздней взрослости (готовность действовать другим во благо, покровительствовать людям, которые страдают или испытывают трудности, связана со стремлением к восхищениюи одобрениюсо стороныокружающих). Показано, что межличностное взаимодействие регулируется как сопереживанием, так и имиджевыми и репутационными целями, а альтруизм является одной из тактик управления впечатлением. Забота о своей репутации, общественном мнении и имидже – важные причины благотворительности и просоциального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трухан Елена Антоновна, Савчук Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTIONIST SELF-PRESENTATION AND ALTRUISTIC ATTITUDES DURING ADULTHOOD

The problem of eff ective tactics of personal self-presentation in various situations of social interaction is becoming increasingly important. The phenomenon of perfectionism as a person's desire for perfection, exceptional achievements and admiration from others, is becoming increasingly common both in professional and personal spheres. Objective: to identify the relationship between perfectionist self-presentation and altruistic attitudes in diff erent periods of adulthood. It is hypothesized that there is gender and age characteristics and the interrelationships of perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during adulthood. The study sample consisted of 90 respondents (men and women) aged 20 to 75 years (Minsk). Three periods of adulthood were compared: early (20-40 years), middle (40-60 years) and late (over 60 years). To diagnose perfectionist self-presentation, the Russian–language version of P. Hewitt's Perfectionist Self-Presentation Scale was used (adaptation by A. A. Zolotareva); to determine the manifestation of altruistic atti tudes, the methodology for diagnosing socio-psychological attitudes of the individual (O. F. Potemkin) was used. The authors obtained the data on gender and age characteristics and interrelations of perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during adulthood. Through altruistic actions, men strive to create an image of a perfect person, demonstrate socially desirable behavior (altruism as a secondary benefi t and a tool for self-promotion). With age, the level of perfectionist self-presentation decreases, and the manifestation of altruistic attitudes increases, reaching its peak in late adulthood. Empirically, the authors proved the existence of a relationship between perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during late adulthood (the willingness to act for the benefi t of others, to patronize people who suff er or experience diffi culties, is associated with the desire to receive admiration and approval from others). Interpersonal interaction is shown to be regulated by empathy as well as by image and reputation goals, and altruism is one of the tactics of impression management. Taking care of one's reputation, public opinion, and image are important reasons for benevolence and prosocial behavior.

Текст научной работы на тему «ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 243-253 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 3 (43), рр. 243-253 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-243-253

Научная статья УДК 316.64

Перфекционистская самопрезентация и альтруистические установки в период взрослости

Е. А. Трухан О. Н. Савчук

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, г. Минск, пр. Независимости, д. 4

Трухан Елена Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и медицинской психологии, elenapsybsu@ gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5569-1027

Савчук Ольга Николаевна, независимый исследователь, savchuk_olechka@mail.ru

Аннотация. Проблема эффективной тактики самопрезентации личности в различных ситуациях социального взаимодействия приобретает все большую значимость. Феномен перфекционизма как стремление человека к совершенству, к исключительным достижениям и восхищению со стороны окружающих становится все более распространенным как в профессиональной, так и личной сфере. Цель: выявление взаимосвязи перфекционистской самопрезентации с альтруистическими установками в разные периоды взрослости. Предположительно наличие половозрастных особенностей и взаимосвязей перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок в период взрослости. Выборку исследования составили 90 респондентов (мужчины и женщины) в возрасте от 20 до 75 лет (г. Минск). Сравнивались три периода взрослости - ранняя (20-40 лет), средняя (40-60 лет) и поздняя (свыше 60 лет). Для диагностики перфекционистской самопрезентации использовался русскоязычный вариант Perfectionistic Self-Presentation Scale П. Хьюитта (адаптация А. А. Золотаревой), для определения степени выраженности альтруистических установок - методика диагностики социально-психологических установок личности (О. Ф. Потёмкина). Получены данные о половозрастных особенностях и взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок в период взрослости. Посредством альтруистических поступков мужчины стремятся создать образ совершенного человека, демонстрировать социально желательное поведение (альтруизм как вторичная выгода и инструмент саморекламы). С возрастом уровень перфекционистской самопрезентации снижается, а степень выраженности альтруистических установок повышается, проявляясь в наибольшей степени в период поздней взрослости. Эмпирически доказано наличие взаимосвязи перфекционистской самопрезентации с альтруистическими установками в период поздней взрослости (готовность действовать другим во благо, покровительствовать людям, которые страдают или испытывают трудности, связана со стремлением к восхищению и одобрению со стороны окружающих). Показано, что межличностное взаимодействие регулируется как сопереживанием, так и имиджевыми и репутационными целями, а альтруизм является одной из тактик управления впечатлением. Забота о своей репутации, общественном мнении и имидже - важные причины благотворительности и просоциального поведения. Ключевые слова: перфекционизм, перфекционистская самопрезентация, альтруизм, социальные установки, взрослость Информация о вкладе каждого автора. Е. А. Трухан - методология и дизайн исследования, анализ и интерпретация полученных данных, написание текста статьи; О. Н. Савчук - дизайн и организация исследования, сбор и обработка данных, описание процедуры и результатов в тексте статьи.

Для цитирования: Трухан Е. А., Савчук О. Н. Перфекционистская самопрезентация и альтруистические установки в период взрослости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 243-253. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-243-253

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during adulthood E. A. Truhan O. N. Savchuk

Belarusian State University, 4 Niezalieznasci Ave., Minsk 220030, Belarus Elena A. Truhan, elenapsybsu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5569-1027 Olga N. Savchuk, savchuk_olechka@mail.ru

Abstract. The problem of effective tactics of personal self-presentation in various situations of social interaction is becoming increasingly important. The phenomenon of perfectionism as a person's desire for perfection, exceptional achievements and admiration from others, is becoming increasingly common both in professional and personal spheres. Objective: to identify the relationship between perfectionist self-presentation and altruistic attitudes in different periods of adulthood. It is hypothesized that there is gender and age characteristics and the interrelationships of perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during adulthood. The study sample consisted of 90 respondents (men and women)

aged 20 to 75 years (Minsk). Three periods of adulthood were compared: early (20-40 years), middle (40-60 years) and late (over 60 years). To diagnose perfectionist self-presentation, the Russian-language version of P. Hewitt's Perfectionist Self-Presentation Scale was used (adaptation by A. A. Zolotareva); to determine the manifestation of altruistic attitudes, the methodology for diagnosing socio-psychological attitudes of the individual (O. F. Potemkin) was used. The authors obtained the data on gender and age characteristics and interrelations of perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during adulthood. Through altruistic actions, men strive to create an image of a perfect person, demonstrate socially desirable behavior (altruism as a secondary benefit and a tool for self-promotion). With age, the level of perfectionist self-presentation decreases, and the manifestation of altruistic attitudes increases, reaching its peak in late adulthood. Empirically, the authors proved the existence of a relationship between perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during late adulthood (the willingness to act for the benefit of others, to patronize people who suffer or experience difficulties, is associated with the desire to receive admiration and approval from others). Interpersonal interaction is shown to be regulated by empathy as well as by image and reputation goals, and altruism is one of the tactics of impression management. Taking care of one's reputation, public opinion, and image are important reasons for benevolence and prosocial behavior.

Keywords: perfectionism, perfectionist self-presentation, altruism, social attitudes, adulthood

Information on the authors' contribution. Elena A. Truhan came up with the methodology and design of the study, conducted analysis and interpretation of the obtained data, wrote the text of the article; Olga N. Savchuk contributed to the design and organization of the study, collected and processed the data, described the procedure and results.

For citation: Truhan E. A., Savchuk O. N. Perfectionist self-presentation and altruistic attitudes during adulthood. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 3 (43), pp. 243-253 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-243-253

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Высокие стандарты и требования, которые предъявляет к личности современное общество, формируют ценности достижения успеха и исключительных результатов как в профессиональной, так и личной сфере. Все большую значимость приобретают вопросы эффективной тактики самопрезентации личности в различных ситуациях социального взаимодействия [1-3]. В связи с этим феномен перфекционизма (от лат. рег(ес1ю - совершенство) как стремление человека к совершенству, гипертрофированная значимость достижений и восхищения со стороны окружающих, предъявление к себе и окружающим завышенных требований и нереалистичных стандартов становится все более распространенным и актуальным при взаимодействии в социуме и профессиональной самореализации [4-8].

Существует разное представление о пер-фекционистских чертах и тенденциях личности, однако наиболее ярко перфекционизм проявляется в феномене перфекционистской самопрезентации - стремлении личности казаться совершенной.

Понятие перфекционистской самопрезентации было предложено для обозначения экспрессивного аспекта перфекционизма и в самом широком смысле означает стремление к демонстрации совершенства в публичных ситуациях. Перфекционистская самопрезентация относится к неадаптивным, защитным формам самопрезентации и часто изучается в клиническом контексте - в связи с образом тела и пищевыми расстройствами, увлечением пластической хи-

рургией, навыками решения социальных проблем и депрессивными симптомами, ненадежной привязанностью и социальной разобщенностью, а также с некоторыми другими социально обусловленными характеристиками [8-10].

Перфекционизм и перфекционистская самопрезентация могут быть связаны не только с дезадаптивными, но и со вполне адаптивными свойствами личности, когда человек стремится к совершенствованию своей работы и ее результатов, вследствие чего достигает заслуженного успеха и восхищения. Сложности начинаются тогда, когда качество работы предполагает чрезмерно высокие стандарты, при которых невозможно испытывать удовлетворение от ее результатов.

В повседневной жизни проявления альтруистичного поведения (от лат. alter - другой) встречаются достаточно часто, например родительская опека и сиблинговая поддержка, воспитание и забота, наставничество и врачевание, меценатство и волонтерство, благотворительность и др.

Под альтруистической установкой понимается готовность бескорыстно помогать другим, действовать во благо других без ожидания вознаграждения. Термин «альтруизм» был предложен французским философом О. Контом для обозначения принципа «живи для других», противоположного эгоистическому принципу «жить для себя» (антитеза эгоизма). Философ называл альтруизм социальным инстинктом и считал, что моральная гармония достигается путем подчинения всех эгоистических инстинктов чувствам, которые относятся к обществу [11].

Альтруизм рассматривается как необходимое условие коллективизма и сотрудничества, способствующее сохранению надындивидуальной целостности и жизнеспособности социума («Помоги другому - и добро к тебе вернется») [12-21]. Концепция эффективного альтруизма апеллирует к объективным фактам и доказательствам для выбора наилучших инициатив с целью достижения максимального прироста социального блага, на которые разумнее всего тратить силы и прочие ресурсы [22]. Вторичные выгоды от поступков, которые выглядят как альтруистические, могут предполагать заботу о своей репутации и карьере (получение трудового опыта, новые социальные связи, перспектива получения работы), расширение круга общения, приобретение новых навыков, желание повысить коммуникативную компетентность, стать членом группы, получить одобрение и уважение со стороны других и др. [12, 16].

Психоаналитические концепции альтруизма рассматривают его как механизм, защищающий слабое Эго личности и снижающий невротическую тревожность, чувство вины или стыда. «Избыточный» альтруизм может быть реактивным образованием или скрытой формой агрессии [21]. Во фрейдовской трактовке альтруистические побуждения причисляются к невротической компенсации вытесненных влечений эгоистической направленности. Действуя как альтруист, человек внешне показывает свою гуманность, участие в судьбе других. Истинная же природа его альтруистических поступков - потребность держать под контролем все происходящее, чтобы никто не смог нанести вред его собственному Эго. Он начинает навязывать свою помощь и участие в каждом вопросе, влезать в чужие дела, объясняя свои намерения чувством долга, заботы и ответственности за близкого человека [23].

Современные исследования показывают, что альтруистическое поведение выполняет посредническую роль между позитивным пер-фекционизмом и психическим здоровьем [24].

Цель исследования, представленного в данной статье, заключается в выявлении взаимосвязи перфекционистской самопрезентации с альтруистическими установками в разные периоды взрослости.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании половозрастных особенностей и взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок в период взрослости.

Материалы

Участники. Выборку исследования составили 90 респондентов в возрасте от 20 до 75 лет, из них 30 мужчин и 60 женщин. В данном исследо-

вании сравнивались три периода взрослости (по Майерсу) - ранняя, средняя и поздняя. Период ранней взрослости - 20-40 лет (30 человек), средняя взрослость 40-60 лет (30 человек), поздняя взрослость - старше 60 лет (30 человек). Средний возраст респондентов первой возрастной группы 27 лет, второй - 45 лет, третьей - 65 лет.

Методики. Для диагностики перфекцио-нистской самопрезентации использовался русскоязычный вариант шкалы PSPS (Perfectionistic Self-Presentation Scale) П. Хьюитта [25] (адаптация А. А. Золотаревой [26]), а для определения степени выраженности альтруистических установок - методика диагностики социально-психологических установок личности (О. Ф. Потёмкина) (80 вопросов о том, что является для индивида ключевым в системе его ценностей - альтруизм или эгоизм, процесс или результат, свобода или власть, труд или деньги) [27]. Шкала PSPS основана на описаниях нарциссического (стремление к получению восхищения и уважения со стороны других путем демонстрации им своих наиболее сильных качеств и достоинств) и невротического (стремление получить принятие и одобрение других с помощью сокрытия собственных недостатков) перфекционизма в концепции Б. Сороцкина [28], а также концепции самопрезентационных тактик Э. Хиггинса [29], М. Лири [3], Д. Рота, Р. Харриса и Ч. Снайдера [2] (существование двух принципиально различающихся самопрезентационных тактик - демонстрации желательных качеств с помощью предъявления наиболее положительных сторон натуры и дезавуирования нежелательных качеств путем утаивания или искоренения негативных черт). Шкала PSPS раскрывает три грани перфекционистской самопрезентации: «Демонстрация совершенства» призвана диагностировать тактику саморекламы, а «Поведенческое непроявление несовершенства» и «Вербальное непроявление несовершенства» - тактику минимизации публичного показа недостатков и ухода.

Методы. Первичные данные исследования обрабатывались посредством процедур математической статистики - описательной статистики, сравнительного анализа (непараметрический U-критерий Манна - Уитни), корреляционного анализа (непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета MS Excel и программы обработки статистических данных IBM SPSS (версия 23).

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования были получены эмпирические данные, из которых следует, что у всей выборки респондентов самой выраженной явля-

ется самопрезентационная тактика поведенческого непроявления несовершенства (39 баллов), т. е. стремление избегать социальных ситуаций, в которых поведение может попасть в центр внимания. Меньше всего выражено вербальное непроявление несовершенства (25 баллов), или избегание ситуаций, в которых недостатки могут стать мишенью для общественного обсуждения.

У всех респондентов наиболее выраженными оказались такие социально-психологические установки, как «Результат» (5,9 балла), «Процесс» (5,8 балла), «Альтруизм» (5,6 балла), «Свобода» (5,6 балла). Это свидетельствует, что у респондентов соразмерны установки как на конечный результат, так и на сам процесс, на-

блюдаются стремление добровольно помогать другим, а также нетерпимость к ограничениям и готовность отстаивать свою независимость. Установки «Эгоизм» (3,8 балла), «Власть» (3,1 балла) и «Деньги» (3,3 балла) не являются ключевыми и проявляются в наименьшей степени.

Проведенный корреляционный анализ (непараметрическая ранговая корреляция по Спир-мену) между показателями перфекционистской самопрезентации и социально-психологическими установками респондентов выявил значимую положительную связь перфекционистской самопрезентации (общий показатель) с такими установками, как «Процесс» (р = 0,001), «Альтруизм» (р = 0,024), «Деньги» (р < 0,001) (табл. 1).

Таблица 1 / Tablel

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации с социально-психологическими установками

у всей выборки (N = 90)

The relationship of perfectionist self-presentation and socio-psychological attitudes in the entire sample (N = 90)

Шкала Процесс Альтруизм Деньги

коэффициент корреляции r / уровень значимости p

Демонстрация совершенства 0,333** 0,001 0,317** 0,002 0,440** < 0,001

Поведенческое непроявление несовершенства 0,316** 0,002 0,081 0,449 0,268* 0,011

Вербальное непроявление несовершенства 0,107 0,315 0,102 0,338 0,123 0,249

Перфекционистская самопрезентация (общий показатель) 0,347** 0,001 0,238* 0,024 0,378** < 0,001

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01. Полужирным выделены статистически значимые корреляции.

Note. * - correlation is significant at 0,05; ** - correlation is significant at 0,01. Bold indicates statistically significant correlations.

Полученные данные на статистически значимом уровне подтверждают гипотезу о том, что существует положительная связь между перфекционистской самопрезентацией и альтруистическими установками. Однако при детальном рассмотрении взаимосвязь обнаружена только по первой шкале «Демонстрация совершенства» (р = 0,002). Это дает основание полагать, что люди готовы действовать во благо других, не ожидая вознаграждения (альтруистическое поведение), когда хотят создать образ идеального человека, т. е. эти действия носят скорее демонстративный характер («совершенство напоказ»). В своих попытках облагодетельствовать других они действуют демонстративно, так как самолюбование и самореклама являются причиной таких поступков. Альтруизм, отмечает М. И. Ясин, направлен на улучшение состояния другого без обязательного требования приносить в жертву личную выгоду [12].

Корреляция шкал «Демонстрация совершенства» и «Поведенческое непроявление несовер-

шенства» с установками «Процесс» и «Деньги» свидетельствует о том, что чем выше уровень перфекционистской самопрезентации как в демонстрации желательных качеств, так и в дезавуировании нежелательного поведения, тем выше у респондентов стремление и к увеличению своего благосостояния, и к интересной, увлекательной деятельности. Они мало задумываются о конечной цели своей деятельности, и если сам процесс стал неинтересным, рутинным, могут его вообще прервать или завершить с опозданием.

В исследовании принимали участие мужчины и женщины из разных возрастных групп. В литературе указывается, что в ситуациях, представляющих угрозу для жизни, альтруизм чаще проявляют мужчины, но в обыденной жизни, когда требуется терпение и время, женщины оказываются более сострадательными и чаще помогают другим [30]. Мужчины, которые внимательно отслеживают реакции окружающих и рефлексируют собственные действия, чаще

используют самопрезентационную стратегию «аттрактивное поведение» и такие тактики самопрезентации, как «желание понравиться», «преувеличение своих достижений» и «пример для подражания», направленные на создание благоприятного впечатления у объекта самопрезентации и осознанно используемые в процессе общения [1].

С помощью критерия Манна - Уитни не было выявлено различий в показателях перфекцио-нистской самопрезентации и альтруизма в зависимости от пола и периода взрослости. Половые различия были выявлены только для установки «Власть» (р = 0,038), т. е. мужчинам в большей степени важно чувствовать контроль над другими людьми, оказывать влияние на свое окруже-

ние, что вполне соответствует гендерным стереотипам и традиционным полоролевым моделям.

Проведенный корреляционный анализ не выявил взаимосвязи между показателями перфек-ционистской самопрезентации и альтруистическими установками у женщин. Статистически значимые корреляции обнаружены у показателей перфекционистской самопрезентации только со шкалами «Процесс» (р = 0,006) и «Деньги» (р = 0,002). Это свидетельствует о том, что чем выше у женщин уровень перфекционистской самопрезентации как в перфекционистском самопредъявлении, так и в сокрытии нежелательного поведения, тем выше у них стремление как к увеличению своего благосостояния, так и к выполнению интересной работы (табл. 2).

Таблица 2 / Table2

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и социально-психологических установок у женщин (N = 60) Relationship of perfectionist self-presentation and socio-psychological attitudes in women (N = 60)

Шкалы Процесс Альтруизм Деньги

коэффициент корреляции r /уровень значимости p

Демонстрация совершенства 0,306* 0,017 0,217 0,096 0,352** 0,006

Поведенческое непроявление несовершенства 0,262* 0,043 0,062 0,637 0,308* 0,017

Вербальное непроявление несовершенства 0,118 0,37 0,13 0,321 0,14 0,286

Перфекционистская самопрезентация (общий показатель) 0,354** 0,006 0,186 0,154 0,401** 0,002

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01. Полужирным выделены статистически значимые корреляции.

Note. * - correlation is signifi cant at 0,05; ** - correlation is signifi cant at 0,01. Bold indicates statistically significant correlations.

В группе мужчин была выявлена статистически значимая корреляция между шкалами «Демонстрация совершенства» и «Альтруизм» (р = 0,013), что означает вполне прагматичное стремление мужчин посредством альтруистических поступков создавать образ безупречного человека, демонстрировать социально одобряемое поведение (альтруизм как вторичная выгода, как инструмент саморекламы). Как и у группы женщин, у группы мужчин обнаружена взаимосвязь шкалы «Демонстрация совершенства» с установками «Процесс» (р = 0,052) и «Деньги» (р < 0,001). Это показывает, что и у мужчин чем выше уровень перфекционистской самопрезентации как в позитивной самопрезентационной тактике, так и в поведенческой тактике ухода, тем выше у них стремление одновременно и к преумножению своего благосостояния, и к выполнению увлекательной работы (табл. 3).

В данном исследовании сравнивались три периода взрослости, ранняя, средняя и поздняя, и в каждый из периодов были выявлены свои особенности.

Общий уровень перфекционистской самопрезентации в период ранней взрослости равен 116 баллам, в период средней взрослости - 114 и в период поздней взрослости достигает значения 100 баллов, т. е. постепенно снижается. Исследование стратегий и тактики самопрезентации О. А. Пикулёвой показало, что чем старше женщина, тем реже она подчеркивает значимость своих достижений, говорит о своих успехах и достоинствах [1].

Степень выраженности альтруистических установок у респондентов возрастает с периода ранней взрослости до поздней взрослости и составляет 4,8 - 5,2 - 6,8 балла соответственно (рисунок). В схожем исследовании А. И. Вишнякова, было выявлено, что выше всего значения по параметру установки на деньги у испытуемых в возрасте 26-40 (средняя взрослость), установки на процесс - у испытуемых в возрасте 41-55 (поздняя взрослость), установки на альтруизм у испытуемых в возрасте 55-65 (предпенсионный возраст) [31].

Таблица 3 / Table 3

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и социально-психологических установок у мужчин (N = 30) Relationship of perfectionist self-presentation and socio-psychological attitudes in men (N = 30)

Шкалы Процесс Альтруизм Деньги

коэффициент корреляции r / уровень значимости p

Демонстрация совершенства 0,358 0,052 0,450* 0,013 0,663** < 0,001

Поведенческое непроявление несовершенства 0,349 0,059 0,173 0,359 0,214 0,256

Вербальное непроявление несовершенства 0,11 0,564 0,09 0,637 0,023 0,903

Перфекционистская самопрезентация (общий показатель) 0,322 0,083 0,079 0,68 0,334 0,071

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01. Полужирным выделены статистически значимые корреляции.

Note. * - correlation is signifi cant at 0,05; ** - correlation is signifi cant at 0,01. Bold indicates statistically significant correlations.

Деньги.

Власть

Свобода

Результат

Альтруизм

■Ранняя взрослость ■Средняя взрослость Поздняя взрослость

Эгоизм

Труд

Социально-психологические установки в разные периоды взрослости (цвет online) Socio-psychological attitudes in different periods of adulthood (color online)

Сравнивая выраженность перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок в разные периоды взрослости, можно сделать вывод, что с возрастом уровень пер-фекционистской самопрезентации снижается, а уровень альтруистических установок возрастает и в наибольшей степени проявляется в период поздней взрослости. Метаанализ 16 исследований, оценивающих альтруизм у молодых и пожилых людей (К = 1581), выявил возрастную разницу в проявлении альтруизма (пожилым людям он свойствен больше, чем молодым). Демографические факторы (доходы, образование, распределение по полу) не оказывают существенного влияния на этот эффект [32]. В целом теории долголетия постулируют,

что альтруистические тенденции с возрастом усиливаются, но механизмы и модераторы возрастных различий в альтруизме изучены мало.

В период ранней взрослости не было обнаружено корреляций перфекционистской самопрезентации с альтруизмом (табл. 4). Показатели перфекционистской самопрезентации коррелируют только со шкалой «Процесс». Это означает, что в период ранней взрослости человеку с выраженной перфекционистской самопрезентацией (как в демонстрации желательных качеств, так и в избегающем стиле поведения) важно, чтобы само занятие было интересным, и если сам процесс становится неинтересным, он может и вовсе его забросить.

Таблица 4 / Table 4

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и социально-психологических установок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в период ранней взрослости (N = 30) Relationship of perfectionist self-presentation and socio-psychological attitudes in early adulthood (N = 30)

Шкалы Процесс Альтруизм

коэффициент корреляции r /уровень значимости p

Демонстрация совершенства 0,368* 0,046 0,165 0,383

Поведенческое непроявление несовершенства 0,402* 0,028 0 1

Вербальное непроявление несовершенства 0,099 0,603 -0,045 0,812

Перфекционистская самопрезентация (общий показатель) 0,358 0,052 0,025 0,894

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05. Полужирным выделены статистически значимые корреляции. Note. * - correlation is significant at 0,05. Bold indicates statistically significant correlations.

В период средней взрослости также не выявлены корреляции перфекционистской само-презентаци с альтруизмом (табл. 5), однако обнаружены положительные корреляции показателей перфекционистской самопрезентации со шкалой «Деньги». Это означает, что в период средней взрослости чем выше уровень перфекционистской самопрезентации, прежде всего в демонстрации положительных качеств и достоинств, тем выше

стремление к увеличению своего благосостояния. По данным исследования А. И. Вишнякова, для периода « средняя взрослость» характерна установка на деньги. Этот период отличается стремлением человека к некоторой стабильности, накоплением сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, стремлением к лидерству в разных видах деятельности и старшинству по возрасту среди знакомых и коллег [31].

Таблица 5 / Table 5

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и социально-психологических установок

в период средней взрослости (N = 30) The relationship of perfectionist self-presentation and socio-psychological attitudes in middle adulthood (N = 30)

Шкалы Альтруизм Деньги

коэффициент корреляции r / уровень значимости p

Демонстрация совершенства 0,268 0,152 0,602** < 0,001

Поведенческое непроявление несовершенства -0,212 0,261 0,33 0,075

Вербальное непроявление несовершенства -0,023 0,949 0,236 0,209

Перфекционистская самопрезентация (общий показатель) 0,087 0,647 0 ,665** < 0,001

Примечание. ** - корреляция значима на уровне 0,01. Полужирным выделены статистически значимые корреляции. Note. ** - correlation is significant at 0,01. Bold indicates statistically significant correlations.

В период поздней взрослости проведенный корреляционный анализ между показателями перфекционистской самопрезентации и альтруистическими установками выявил значимые положительные связи показателей перфекционистской самопрезентации со шкалой «Альтруизм», что доказывает гипотезу исследования (табл. 6). Также выявлены значимые положительные корреляции шкалы «Демонстрация совершенства» со шкалами «Процесс»

(p < 0,001), «Результат» (p = 0,047), «Деньги» (p = 0,001), указывающие на то, что чем выше в период поздней взрослости уровень перфекционистской самопрезентации, проявляющийся в позитивной самопрезентационной тактике, тем выше стремление одновременно к увеличению своего благосостояния и добровольной бескорыстной помощи другим, к выполнению увлекательной работы и обязательному достижению в ней результата.

Таблица 6 / Table 6

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и социально-психологических установок

в период поздней взрослости (N = 30) The relationship of perfectionist self-presentation and socio-psychological attitudes in late adulthood (N = 30)

Шкалы Процесс Результат Альтруизм Деньги

коэффициент корреляции r /уровень значимости p

Демонстрация совершенства 0,641** < 0,001 0,365* 0,047 0,540** 0,002 0,560** 0,001

Поведенческое непроявление несовершенства 0,283 0,129 -0,006 0,974 0,245 0,192 0,321 0,084

Вербальное непроявление несовершенства 0,069 0,719 -0,024 0,9 0,106 0,577 -0,019 0,919

Перфекционистская самопрезентация (общий показатель) 0,532** 0,002 0,179 0,343 0,485** 0,007 0,409* 0,025

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01. Полужирным выделены статистически значимые корреляции.

Note. * - correlation is significant at 0,05; ** - correlation is significant at 0,01. Bold indicates statistically significant correlations.

В исследовании А. И. Вишнякова также установлено, что для периода «поздняя взрослость» характерна установка на процесс. К этому времени человек уже определился со сферой своей деятельности и теперь главная его цель в профессиональном плане - совершенствование мастерства. Работа в этом случае осуществляется ради нее самой и не является только средством достижения внешней цели [31]. Как показало исследование, профессионально заинтересованный человек в период поздней взрослости испытывает удовольствие и от процесса, и от результата деятельности, затрачивая усилия на поиск наиболее удачного или продуктивного ее варианта.

Выявленная взаимосвязь перфекционистской самопрезентации с установками на альтруизм и на деньги свидетельствует о том, что у людей в период поздней взрослости готовность добровольно помогать другим, не ожидая вознаграждения, участвовать в судьбе, покровительствовать людям, которые страдают или испытывают трудности, связана со стремлением заслужить восхищение и одобрение со стороны окружающих. Исследования показывают, что межличностный опыт регулируется как сопереживанием, так и репутационными целями. Поскольку благотворительность влечет важные последствия для репутации, альтруизм рассматривается как тактика управления впечатлением. Забота о своей репутации, общественном мнении - один из главных факторов просоциального поведения [16].

Выводы

1. Проведенное исследование позволило эмпирически доказать наличие взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и альтруистических

установок в период взрослости. Следовательно, готовность бескорыстно действовать во благо других (альтруистическое поведение) носит скорее демонстративный характер и связано со стремлением создавать образ совершенного человека.

2. Обнаружены половые различия во взаимосвязи альтруистических установок и перфек-ционистской самопрезентации. Только у мужчин установлена эта взаимосвязь, и именно в демонстративном аспекте, что отражает их стремление с помощью альтруистических поступков создавать образ человека с безупречной репутацией, обладающего социальной компетентностью, поскольку такое поведение является социально одобряемым.

3. На основе сравнительного анализа степени выраженности перфекционистской самопрезентации и альтруистических установок на разных этапах взрослости можно сделать вывод, что с возрастом уровень перфекционистской самопрезентации снижается, а выраженность альтруистических установок, наоборот, повышается и в наибольшей степени проявляется в период поздней взрослости.

4. Только в период поздней взрослости была установлена взаимосвязь альтруистических установок и перфекционистской самопрезентации. Это свидетельствует, что у людей в данный возрастной период готовность действовать во благо других, не ожидая вознаграждения, связана со стремлением заслужить восхищение и одобрение со стороны окружающих.

Библиографический список

1. Пикулёва О. А. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 45 с.

2. Roth D. L., Harris R. N., Snyder C. R. An individual differences measure of attributive and repudiative tactics of favorable self-presentation // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988. Vol. 6, iss. 2. P. 159-170. https://doi.org/10.1521/jscp.1988.6.2.159

3. Leary M. R. The interplay of private self-processes and interpersonal factors in self-presentation // The Self in Social Perspective / ed. J. M. Suls. Hillsdale, N. J. : L. Erlbaum, 1993. pp. 127-155.

4. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 1. https://doi.org/10.54359/ ps.v6i29.701

5. Curran T., Hill A. P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016 // Psychological Bulletin. 2019. Vol. 145, iss. 4. P. 410-429. https://doi.org/10.1037/bul0000138

6. Flett G. L, Hewitt P. L., Nepon T, Sherry S. B., Smith M. The destructiveness and public health significance of socially prescribed perfectionism: A review, analysis, and conceptual extension // Clinical Psychology Review. 2022. Vol. 93. Article 102130. https://doi.org/10.1016/j. cpr.2022.102130

7. Соколович Е. А. Личностные детерминанты перфекционизма в период ранней взрослости: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Минск, 2021. 27 c.

8. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Современная терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 31-40.

9. Ландрева К. С. Перфекционистская самопрезентация образа «Я» в общении // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий, 2012. С. 51-55.

10. Золотарева А. А. Перфекционистская самопрезентация и особенности ее диагностики // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 1. C. 104-117. https://doi.org/10.17759/psyclin.2018070108

11. Comte A. System of Positive Polity. Second Volume. London : Longmans, Green and Co., 1875. 2. 387 p.

12. Ясин М. И. Методика измерения альтруистических установок // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 1. С. 77-85. https://doi.org/10.31857/ S020595920007898-3

13. Pfattheicher S., Nielsen Y. A., Thielmann I. Prosocial behavior and altruism: A review of concepts and definitions // Current Opinion in Psychology. 2022. Vol. 44. P. 124-129. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.021

14. Feigin S., Owens G., Goodyear-Smith F.Theories of human altruism: a systematic review //Journal of Psychiatry and Brain Functions. 2014. Vol. 1. Article 5. https://doi. org/10.7243/2055-3447-1-5

15. Быков А. В. Альтруизм в социологической теории: интегративный подход: дис. ... канд. социол. наук. М., 2015. 166 с.

16. Казанцева Т. В. Альтруизм: феномен и операциона-лизация // Петербургский психологический журнал. 2016. № 14. С. 1-20.

17. Андреев П. В. Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. № 3. С. 57-60.

18. Batson C. D., Ahmad N. Y, Yin J. S., Bedell S. J., Johnson J. W., Templin C. M., Whiteside A. Two threats to the common good: Self-interested egoism and empathy-induced altruism // Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. Vol. 25, no. 1. P. 3-16. https://doi. org/10.1177/0146167299025001001

19. Bar-Tal D. Altruistic motivation to help: Definition, utility and operationalization // Humboldt Journal of Social Relations. 1986. Vol. 13, no. 1 & 2. P. 3-41.

20. Лаверычева И. Г. Основные подходы к пониманию сущности эгоизма и альтруизма (исторический аспект) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. Т. 2, № 4-1. С. 198-207.

21. Кейсельман В. Р. Грани альтруизма. Киев : Феникс, 2016. 320 с.

22. MacAskill W. The Definition of Effective Altruism // Effective Altruism: Philosophical Issues (Engaging Philosophy) / ed. by H. Greaves, T. Pummer. Oxford, UK : Oxford University Press, 2019. P. 10-28. https:// doi.org/10.1093/oso/9780198841364.003.0001

23. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб. : Питер, 2013. 304 с.

24. Feng L., Zhang L., Zhong H. Perceived parenting styles and mental health: The multiple mediation effect of perfectionism and altruistic behavior // Psychology Research and Behavior Management. 2021. Vol. 14. P.1157-1170. https://doi.org/10.2147/PRBM.S318446

25. Hewitt P. L, Flett G. L, Sherry S. B., Habke M., Parkin M., Lam R. W., McMurty B., Ediger E., Fairlie P., Stein M. B. The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological distress // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, no. 6. P. 1303-1325. https://doi. org/10.1037/0022-3514.84.6.1303

26. Золотарева А. А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 62-69.

27. Потёмкина О. Ф. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотиваци-онно-потребностной сфере // Основы психологии: Практикум / ред. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2002. С. 521-527.

28. Sorotzkin B. The quest for perfection: Avoiding guilt or avoiding shame? // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 1985. Vol. 22, iss. 3. P. 564-571. https://doi.org/10.1037/h0085541

29. Higgins E. T. Promotion and prevention: Regulatory focus as a motivational principle // Advances in experimental social psychology. 1998. Vol. 30. P. 1-46. https:// doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60381-0

30. Субботина Н. Д. Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма // Гуманитарный вектор. 2011. № 2 (26). С. 58-66.

31. Вишняков А. И. Психологические особенности трудовой мотивации и ценностных ориентаций сотрудников организации. Возрастной аспект // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24664 (дата обращения: 07.05.2022).

32. Sparrow E. P., Swirsky L. T., Kudus F., Spaniol J. Aging and altruism: A meta-analysis // Psychology and Aging.

2021. Vol. 36, iss. 1. P. 49-56. https://doi.org/10.1037/ pag0000447

References

1. Pikulyova О. А. Social psychology of personality self-presentation. Thesis Diss. Dr. Sci. (Psychol.). St. Petersburg, 2014. 45 p. (in Russian).

2. Roth D. L., Harris R. N., Snyder C. R. An individual differences measure of attributive and repudiative tactics of favorable self-presentation. Journal of Social and Clinical Psychology, 1988, vol. 6, iss. 2, pp. 159-170. https://doi.org/10.1521/jscp.1988.6.2.159

3. Leary M. R. The interplay of private self-processes and interpersonal factors in self-presentation. In: Suls J. M., ed. The Self in Social Perspective. Hillsdale, N. J., L. Erlbaum, 1993, pp. 127-155.

4. Yasnaya V. A., Enikolopov S. N. The current models of perfectionism. Psychological Studies, 2013, vol. 6, no. 29 (in Russian). https://doi.org/10.54359/ ps.v6i29.701

5. Curran T., Hill A. P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016. Psychological Bulletin, 2019, vol. 145, iss. 4, pp. 410-429. https://doi.org/10.1037/bul0000138

6. Flett G. L., Hewitt P. L., Nepon T., Sherry S. B., Smith M. The destructiveness and public health significance of socially prescribed perfectionism: A review, analysis, and conceptual extension. Clinical Psychology Review,

2022, vol. 93, article 102130. https://doi.org/10.1016/j. cpr.2022.102130

7. Sokolovich K. Personal determinants of perfectionism in early adulthood. Thesis Diss. Dr. Sci. (Psychol.). Minsk, 2021. 27 p. (in Russian).

8. Garanyan N. G. Perfectionism and mental disorders (review of foreign empirical research). Sovremen-naya terapiya psikhicheskikh rasstroystv, 2006, no. 1, pp. 31-40 (in Russian).

9. Landreva K. S. Perfectionistic self-presentation of the image of "Ego" in communication. Sovremennaya psikhologiya: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. [Modern Psychology. Proceedings of the I Internftional scientific conference]. Perm, Mercury Publ., 2012, pp. 51-55 (in Russian).

10. Zolotareva A. A. Perfectionistic self-presentation and its diagnostic features. Clinical Psychology and Special Education, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 104-117 (in Russian). https://doi.org/10.17759/psyclin.2018070108

11. Comte A. System of Positive Polity. Second Volume. London, Longmans, Green and Co., 1875. 387 p.

12. Yasin M. I. Methodology for Measuring Altruistic Attitudes. Psychological Journal, 2020, vol. 41, no. 1, pp. 77-85 (in Russian). https://doi: 10.31857/ S020595920007898-3

13. Pfattheicher S., Nielsen Y. A., Thielmann I. Prosocial behavior and altruism: A review of concepts and definitions. Current Opinion in Psychology, 2022, vol. 44, pp. 124-129. https://doi.org/10.1016/jxops-yc.2021.08.021

14. Feigin S., Owens G., Goodyear-Smith F. Theories of human altruism: a systematic review. Journal of Psychiatry and Brain Functions, 2014, vol. 1, article 5. https://doi.org/10.7243/2055-3447-1-5

15. Bykov A. V. Altruism in sociological theory: An integrative approach. Diss. Dr. Sci. (Sociol.). Moscow, 2015. 166 p. (in Russian).

16. Kazantseva T. V. Altruism: The phenomenon and opera-tionalization. Peterburgskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2016, no. 14, pp. 1-20 (in Russian).

17. Andreev P. V. Development of ideas about altruism and mutual assistance in foreign and domestic psychology. Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, 2007, no. 3, pp. 57-60 (in Russian).

18. Batson C. D., Ahmad N. Y., Yin J. S., Bedell S. J., Johnson J. W., Templin C. M., Whiteside A. Two threats to the common good: Self-interested egoism and empathy-induced altruism. Personality and Social Psychology Bulletin, 1999, vol. 25, no. 1, pp. 3-16. https://doi. org/10.1177/0146167299025001001

19. Bar-Tal D. Altruistic motivation to help: Definition, utility and operationalization. Humboldt Journal of Social Relations, 1986, vol. 13, no. 1 & 2, pp. 3-41.

20. Laverycheva I. G. The main approaches to understanding the essence of egoism and altruism (historical aspect). Pushkin Leningrad State University Journal, 2009, vol. 2, no. 4-1, pp. 198-207 (in Russian).

21. Keisel'man V. R. Facets of altruism. Kiev, Phoenix Publ., 2016. 320 p. (in Russian).

22. MacAskill W. The Definition of Effective Altruism. In: Greaves H., Pummer T., eds. Effective Altruism: Philosophical Issues (Engaging Philosophy). Oxford, UK, Oxford University Press, 2019, pp. 10-28. https:// doi.org/ 10.1093/oso/9780198841364.003.0001

23. Ilyin E. P. Psikhologiya pomoshchi. Al'truizm, egoism, empatiya [Help psychology. Altruism, egoism, empathy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 304 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Feng L., Zhang L., Zhong H. Perceived parenting styles and mental health: The multiple mediation effect of perfectionism and altruistic behavior. Psychology Research and Behavior Management, 2021, vol. 14, pp.1157-1170. https://doi.org/10.2147/PRBM. S318446

25. Hewitt P. L., Flett G. L., Sherry S. B., Habke M., Parkin M., Lam R. W., McMurty B., Ediger E., Fairlie P., Stein M. B. The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological

distress. Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 84, no. 6, pp. 1303-1325. https://doi. org/10.1037/0022-3514.84.6.1303

26. Zolotareva A. A. Adaptation of P. Hewitt's "Perfectionistic Self-Presentation Scale". Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 6, pp. 62-69 (in Russian).

27. Poteomkina O. F. Method of diagnostics of socio-psychological attitudes of personality in the motivational-need sphere. In: Stolyarenko L. D., ed. Osnovy psikhologii: Praktikum [Fundamentals of Psychology: Practicum]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2002, pp. 521-527 (in Russian).

28. Sorotzkin B. The quest for perfection: Avoiding guilt or avoiding shame? Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 1985, vol. 22, iss. 3, pp. 564-571. https://doi.org/10.1037/h0085541

29. Higgins E. T. Promotion and prevention: Regulatory

focus as a motivational principle. Advances in experimental social psychology. M. P. Zanna (Ed.). New York: Academic Press, 1998. Vol. 30. pp. 1-46. https://doi. org/ 10.1016/S0065-2601(08)60381-0

30. Subbotina N. D. Natural and social constituents of empathy and altruism. Humanitarnyi vector, 2011, no. 2 (26), pp. 58-66 (in Russian).

31. Vishnyakov A. I. Psychological features of labor motivation and value orientations of employees of the organization. Age aspect. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 3. Available at: https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=24664 (accessed 7 May 2022) (in Russian).

32. Sparrow E. P., Swirsky L. T., Kudus F., Spaniol J. Aging and altruism: A meta-analysis. Psychology and Aging, 2021, vol. 36, no. 1, pp. 49-56. https://doi.org/10.1037/ pag0000447

Поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 17.05.2022; принята к публикации 13.06.2022 The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 17.05.2022; accepted for publication 13.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.