Научная статья на тему 'ПЕРЕЖИВАНИЕ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
дети с ОВЗ / Переживание / личностное развитие / смыслы / театральная деятельность / опыт / искусство / творчество / жизненные миры / смысложизненные ориентации / children with HIA / Experience / Personal Development / Meanings / Theatre Activities / Experience / Art / Creativity / Life Worlds / Meaning Orientations.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цирульникова Ю. А.

Статья посвящена анализу процесса переживания художественно-театральной деятельности детьми с ограниченными возможностями здоровья. В работе описаны социокультурные особенности возникновения и развития инклюзивного театра; рассмотрена теория Ф.Е.Василюка [37] о Переживании, диссертации О.В.Шведовского [22] и В.В.Сидоровой [18]и выявены критерии-характеристики Переживания опыта участия в художественно-театральной деятельности детьми с ОВЗ. Практическая значимость. Разработанные материалы и рекомендации могут найти применение в основанной на художественно-театральной деятельности работе с детьми и молодыми людьми с ОВЗ; развитии инклюзивного театра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цирульникова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCES OF PARTICIPATION IN THEATRICAL ACTIVITY BY CHILDREN WITH

Children with disabilities devote our work to the analysis of the process of experiencing art and theater activities. In our article, we review the sociocultural characteristics of the emergence and development of inclusive theater; examined the theory of F.E. Vasilyuk about Experiences, the dissertations of O.V.Shvedovsky and V.V. Sidorova and identified criteria-characteristics experiences of experience of participation in art and theater activities by children with disabilities

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЖИВАНИЕ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

PSYCHOLOGICAL

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Цирульникова Ю.А.

Магистрант

Московский государственный психолого-педагогический университет,

РФ, г. Москва

EXPERIENCES OF PARTICIPATION IN THEATRICAL ACTIVITY BY CHILDREN WITH

Tsirulnikova J.

Master student

Moscow state university of psychology and education

RF, Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу процесса переживания художественно-театральной деятельности детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В работе описаны социокультурные особенности возникновения и развития инклюзивного театра; рассмотрена теория Ф.Е.Василюка [37] о Переживании, диссертации О.В.Шведовского [22] и В.В.Сидоровой [18]и выявены критерии-характеристики Переживания опыта участия в художественно-театральной деятельности детьми с ОВЗ.

Практическая значимость. Разработанные материалы и рекомендации могут найти применение в основанной на художественно-театральной деятельности работе с детьми и молодыми людьми с ОВЗ; развитии инклюзивного театра.

ABSTRACT

Children with disabilities devote our work to the analysis of the process of experiencing art and theater activities.

In our article, we review the sociocultural characteristics of the emergence and development of inclusive theater; examined the theory of F.E. Vasilyuk about Experiences, the dissertations of O.V.Shvedovsky and V.V. Sidorova and identified criteria-characteristics experiences of experience of participation in art and theater activities by children with disabilities

Ключевые слова: дети с ОВЗ, Переживание, личностное развитие, смыслы, театральная деятельность, опыт, искусство, творчество, жизненные миры, смысложизненные ориентации.

Keywords: children with HIA, Experience, Personal Development, Meanings, Theatre Activities, Experience, Art, Creativity, Life Worlds, Meaning Orientations.

Постановка проблемы. В настоящее время в специальной психологии наблюдается следующие противоречия: между ростом количества людей с инвалидностью и ОВЗ с одной стороны, и социально-политическими, экономическими, организационными, социально-психологическими и другого типа решениями, которые, как правило, не ориентированы на разнообразие ситуаций и уникальность индивидуальных особенности каждого человека с ОВЗ - с другой стороны. Между необходимостью разнообразного кадрового, научно-методического, информационного и др. обеспечения и сопровождения людей с ОВЗ разных медико-социальных и половозрастных групп, и недостаточной разработанностью в науке и практике необходимого для этого обеспечения. Наконец, существует противоречие между наличием трудностей, которые испытывают дети и молодые люди с ОВЗ в повседневной жизни, решением жизненных, психологических проблем, связанных с самооценкой, отношением к своим возможностям и способностям и

другими личностными характеристиками, и отсутствием в теории и практике продуктивных способов и средств адаптации, реабилитации, социализации и развития возможностей таких детей решать жизненные, личностные и социально-психологические проблемы. Разрешение этих противоречий путем включения детей в специально организованную художественно-театральную деятельность, в которой происходят такие личностные психосоциальные процессы как осмысление и выражение в художественно-творческой деятельности опыта переживаний, рефлексия и инклюзия, социализация и реабилитация, развитие личности детей с ОВЗ - составляет проблему настоящего исследования.

Анализ последних исследований и публикаций. Важное значение для нас имеют принципы и закономерности театральной педагогики и психологии, представленные в трудах и практике выдающихся театральных режиссеров (К.С.Станиславский и Немирович-Данченко, М.А.Чехов, В.Э.Мейерхольд, Л.А.Сулержицкий, М.А.Захаров, П.

Н.Фоменко, К.С.Серебренников[15]) и наших современников, театральных педагогов, работающих с детьми и молодежью (Н.И. Сац, В.С.Специвцев, Ф.В.Сухов, А.Б.Никитина[10] и др.). В рамках направления исследования следует опираться также на теоретические и методические положения коррекционной педагогики, как современной, так и представленной в историко-культурных исследованиях (Н.Н.Малофеев), а также работы в области использования художественно-театральной деятельности в работе с детьми и взрослыми с ОВЗ (Н.Т.Попова, Б.Ю. Юхананов и др.)

Следует подчеркнуть, что особо важное значение имел анализ практики реабилитации детей, молодых людей средствами театральной творческой деятельности, изучение практик ряда коллективов: «Круг», «Протеатр», Особый театр Absent из Чехии [15, 20] , Российская государственная академия специализированного искусства (театр «Недослов» с участием неслышащих актеров), проект «Неприкасаемые», а также наше личное участие, включенное наблюдение и исследование в рамках кино-театрального инклюзивного проекта театра «На набережной» «Река жизни. Всё равно мне не все равно».

Опыт участия в подобных проектах уникален, и каждый из участников переживает его по-своему. Необходимо выявить и исследовать психологические, культурно-социальные, личностные изменения, происходящие с участниками инклюзивного театра для детей и молодых людей с ОВЗ.

Выделение нерешенных раннее частей общей проблемы:

1. Недостаточная разработанность в науке и практике необходимого кадрового, научно-методического, информационного и прочего обеспечения для людей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Преобладание социально-политических, экономических, организационных, социально-психологических и другого типа решений, которые, как правило, не ориентированы на разнообразие ситуаций и уникальность индивидуальных особенности каждого человека с ОВЗ.

Цель исследования - раскрыть возможности использования понятийного аппарата психологии переживания для описания и анализа художественно-театральной деятельности детей с ОВЗ.

Автором была выдвинута следующая гипотеза: анализ переживания участия в театральной деятельности детей с ОВЗ позволяет актуализировать, делать доступным содержательному анализу и рефлексии смысловые и ценностные аспекты предшествующего опыта.

Выборка и база исследования

Основной базой исследования являлась художественно-театральная деятельность молодых людей с ОВЗ в детском драматическом театре (ДДТ) «На набережной». В течение трех лет проходило волонтёрство в проекте «Река жизни», общение и взаимодействие с подростками, молодыми людьми - участниками проекта «Река жизни». Среди респондентов было пять человек со своими индиви-

дуальными ограничениями, медицинскими показаниями, состоянием здоровья. Но все они объединены желанием участвовать в театральном проекте, в спектаклях - придумывать, репетировать, заниматься творчеством и создавать новое, неизведанное. Все они хотят дружить, заниматься любимым делом.

Процедура проведения исследования

Работа проходила в форме квазиэкспериментального (полевого) исследования, которое реали-зовывалось на базе детского драматического театра «На Набережной».

В театре на протяжении 3-х лет реализовы-вался благотворительный инклюзивный театральный проект «Река жизни всё равно мне не всё равно». Проект предоставлял возможность детям с ОВЗ совместно со студийцами Театра «На набережной» создавать драматические новеллы о своей жизни в обществе. Автор данного исследования является непосредственным участником, организатором проекта. Следует отметить, что автор лично принимал участие в проекте в течении двух сезонов. Имел возможность не только включенного наблюдения, интервью, использования других методов, но непосредственного взаимодействия и общения с детьми. В течение двух сезонов были сняты несколько киноновелл, проводилась работа со сценарием, который впоследствии был реализован на театральной сцене. Участники посещали разные творческие мастерские, общались с художниками, кинооператорами, искусствоведами, мультипликаторами.

У автора данной работы была возможность наблюдать и свободно беседовать с участниками инклюзивного проекта в разных местах и обстоятельствах; замечать, как они меняются в разных видах и формах деятельности (просмотр картин в галерее, дискуссия с художественным руководителем театра, читка текста, репетиционный процесс и т.д.). Все это позволило расширить угол зрения, посмотреть на обсуждаемую проблему с разных сторон.

Исследование проводилось в двух форматах: очном (после окончания занятий театрального проекта - до объявления карантина) и дистанционном (после объявления карантина). Процедура исследования включала в себя 3 этапа. Первый: проведение краткого опроса в очной форме, позволяющего участникам театральной деятельности выразить свое суждение об опыте участия в театральной деятельности. Второй: проведение в дистанционной форме интервью, направленное на раскрытие переживания опыта участия в театральной деятельности детьми с ОВЗ. Третий: проведение теста «Методика предельных смыслов» Д.А.Леонтьева [13].

Описание результатов исследования

В процессе проведения практического исследования были реализованы намеченные задачи и собран следующий материал.

Был проведен краткий опрос, позволяющий участникам театральной деятельности выразить свое суждение об опыте участия в театральной деятельности.

Одним из первых шагов эмпирического исследования был, как уже отмечалось, краткий опрос участников инклюзивного театрального проекта «Река жизни». В нем освещались следующие аспекты: насколько участник удовлетворен участием в проекте, насколько полученный опыт переносился в другие сферы жизни, насколько формальными, личностными характеристиками участник описывает свой опыт.

В то же время опрос был рассмотрен как пробное, предварительное исследование с целью выявления общих характеристик и ориентиров расширенного интервью. Полностью материалы опроса помещены в приложении, здесь же приведем лишь фрагмент - опрос одного из респондентов.

Респондент Т., отвечая на вопросы интервьюера, делится: «С одной стороны участие в проекте - это про себя, поскольку работа над спектаклем строится таким образом, что каждый его участник может рассказать средствами театра свою личную историю. Но без поддержки команды, без четкого слаженного взаимодействия с партнёрами, единения всех участников команды, просто невозможно поставить спектакль и реализовать проект».

Респондент С. говорит «Река жизни - неугаса-ющая искра вдохновения. Проект для меня был в самом начале вроде вызова самой себе, мне было, честно говоря, страшно. Но после самой первой встречи с Федором Владимировичем в театре в ноябре 2016 у меня в душе появилась эта искра, которая теперь помогает не бояться нового, потому что оно всегда интересно. Благодаря ей (искре) в моей

Рейтинг жизненных

жизни теперь постоянно горит согревающий огонь творчества.»

Участники отмечают важное значение проекта в их жизни. Проект приносит им удовлетворение: совместная творческая работа, проживание личной истории, поддержка и единение. Все участники неформально, личностно описывают опыт участия в проекте.

Опыт общения, решения творческих задач, поиск вдохновения - всё это остается с участниками и после окончания проекта и помогает им справляться с жизненными трудностями. И как отмечает С. «Благодаря искре, появившейся в театре, в моей жизни теперь постоянно горит согревающий огонь творчества»

Автором было разработано и проведено интервью, направленное на раскрытие переживания детей с ОВЗ - участников инклюзивного театрального проекта «Река жизни». На основе полученного феноменологического материала, выявленных в теоретической главе критериев переживания, был проведен анализ переживания опыта участия в театральной деятельности детьми с ОВЗ.

Следующим этапов исследования было проведение теста «Методика предельных смыслов». Данная методика была разработана Д.А. Леонтьевым в рамках нового подхода к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен новый методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.

Таблица 1

смыслов респондентов

Респондент С. Респондент Д. Респондент К. Респондент Т. Респондент Н.

1 место Коммуникативные Самореализация Альтруизм Семейные Альтруизм

2 место Семейные (10) Альтруизм Когнитив-ные Коммуникативные Экзистенциальные

3 место Альтруизм (10) Экзистенциальные Экзистен-циаль-ные Гедонистические Самореализация

4 место Самореализация (10) Семейные Самореализация Экзистенциальные Гедонистические

5 место Гедонистические Коммуникативные Семейные Самореализация Коммуникативные

6 место Когнитивные Гедонистические Коммуникативные Статусные Когнитивные

7 место Экзистенциальные Статусные Гедонистические Альтруистические Семейные

8 место Статусные Когнитивные Статусные Когнитивные Статусные

Таблица 2

Сумма ранговых значений_

Категория жиз-нен-ных смыслов Порядковые номера и соответствующие им ранги (места) утверждений Сумма ранговых значений Респонден та С Сумма ранговых значений Респондента Д Сумма ранговых значений Респондента К Сумма ранговых значений Респондента Т Сумма ранговых значений Респондента Н

Альтру-изм 1. 9. 17. 10 9 5 16 8

Экзистенциальные 2. 10. 18. 19 13 10 13 9

Гедонистические 3. 11. 19. 14 16 19 12 13

Самореализация 4. 12. 20. 10 8 11 15 11

Статусн-ые 5. 13. 21. 20 16 23 15 20

Коммуникативные 6. 14. 22. 9 15 16 9 13

Семейные 7. 15. 23. 10 14 15 5 17

Когни-тив-ные 8. 16. 24. 18 17 9 23 16

Выводы

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование в целом позволяет сделать вывод, что анализ переживания участия в театральной деятельности детьми с ОВЗ позволяет актуализировать, делать доступным содержательному анализу и рефлексии смысловые и ценностные аспекты предшествующего опыта.

Участие детей и молодых людей с ОВЗ в современных проектах инклюзивных театров является эффективным инструментом социально-творческой реабилитации: таким путем происходит не только физическое и ментальное восстановление, но развитие средствами художественно-театральной деятельности творческого потенциала участников, укрепление в целом культурных прав детей и взрослых с ОВЗ.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. (методическое пособие). М: -Академия. -2003.-сс.-320.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М: -Знание. - 1981.-с.96.

3. Бусыгина Н.П. Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка и поворот к языку в социальных науках, психологии и психотерапии // Культурно -историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 1524

4. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. Техника конденсации смысла. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224-226 с.

5. Ван Будман Н. За гранью тишины: театр глухих - театр для всех. http://neinvalid.ru/za-^апуи-йзЫпу-^егууи-Б-пез^ЬазЬЫтьаМегат/ (Дата обращения 27.05.20)

6. Василюк Ф.Е. Личность и переживание в контексте экспериентальной психотерапии Консультативная психология и психотерапия 2017. Том. 25, № 3. С. 11-32

7. Василюк Ф.Е.Психология переживания, анализ преодоления критических ситуаций; М.: Издательство Московского университета, 1984

8. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. Издательство «Искусство», 1968

9. Гасанов М. К. Внутриличностный конфликт и психологическая защита. - М., 1980. - 32 с.

10. Данилюк О. Театр «На набережной». Река жизни. https://vk.com/@naberegteatr-reka-zhizni-vse-ravno-mne-ne-vse-ravno-kino-teatralnaya-prem) (20.05.20)

11. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории Личности. Персонология Мюррея. http://psylib.org.ua/books/holli01/txt05.htm (Дата обращения 20.05.20)

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с

13. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов https://sesilia.livejournal.com/83913.html (Дата обращения 20.05.20)

14. Официальный сайт ФГБНУ НЦПЗ. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца. http://www.psychia-try.ru/stat/136 (Дата обращения: 17.05.19)

15. Особый театр из Чехии. https://euro-pulse.ru/euroexpress/osobyiy-teatr-iz-chehii/https://euro-pulse.ru/euroexpress/osobyiy-teatr-iz-chehii/ (Дата обращения 21.06.21)

16. Пилипенка А. Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования http ://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10246/2/Pili-penkoAV.pdf (Дата обращения 27.05.20)

17. Розанова Т. Психология глухих детей. «Педагогика», 1971, 357 с.

18. Сидорова В.В. Психологическо исследо-вани культур образ // Тез. докл. науч.конф. «Проблем психологи XXI век глазам молоды ученых». -М., 2002. С.145-147

19. Теплов Б.М. Способности и одаренность. https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposob-nosti-i-odarennost.html (Дата обращения: 17.05.19)

20. Филиппова Т. Театр, помогающий детям: интервью с режиссером Натальей Поповой. https://litinstitut.ru/content/teatr-pomogayushchiy-detyam-intervyu-s-rezhisserom-nataley-popovoy (Дата обращения 27.05.20)

21. Франкл В. Человек в поисках смысла. Вашингтон «Washington Square Press», 1985

22. Шведовский О.В. Переживание в понимающей психотерапии https://www.youtube.com/watch?v=dxh0hTipsnw (Дата обращения 20.05.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.