Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/76PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шафикова А.А. Формирование социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/76PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shafikova A.A. (2019). Formation of social success of students with disabilities in the inclusive educational environment of school musical theater. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/76PDMN219.pdf (in Russian)
УДК 376.1 ГРНТИ 14.067.07
Шафикова Альфира Адиповна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа, Россия
Ассистент кафедры «Педагогики и психологии» E-mail: [email protected]
Формирование социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра
Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается актуальность проблемы формирования социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра, ориентированной на реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ, когда осознаётся ценность каждого обучающегося и максимально создаются условия для её всестороннего развития. Автор излагает своё видение и позицию на то, как следует организовать процесс эффективной социализации обучающихся данной категории через вовлечение их в музыкально-театральную деятельность во внеурочное время.
Даны определения ключевым понятиям исследования: социальная успешность и инклюзивно-образовательная среда. Определён педагогический потенциал музыкально-театральной деятельности, обусловленный его интеграционной природой, способствующей творческой и индивидуальной самореализации обучающихся с ограничениями и без ограничений в здоровье, расширяющем возможности воспитания и развития, творческого коллектива, освоение творческого коллективного сценического искусства, восприятия, понимания и истолкования опыта общения и деятельности в разных жизненных ситуациях и в представленных постановочных спектаклях.
Автором представлены различные методы научного исследования: поиск и анализ, изучение и обработка научной информации в психолого-педагогической теории и практике по данной теме, сбор статистических данных, анализ статистических данных. Также дано описание результатов педагогического эксперимента, который представляет преобразующий потенциал процесса формирования социальной успешности обучающих с ограничениями и без ограничений здоровья, овладения ими коммуникативными способностями в ходе музыкально-театральной деятельности.
Материалы статьи могут представить интерес как в системе подготовки и повышения квалификации будущих педагогов, так и в практической деятельности руководителей детских музыкально-театральных коллективов в образовательных организациях разного типа и уровня.
Ключевые слова: социализация; социальная успешность; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; начальная общеобразовательная школа; музыкально-досуговая деятельность
Изменения, происходящие в настоящее время в экономической, культурной и социальной жизни России оказывают значительное влияние на оптимизацию всей системы российского образования. И одним из ведущих направлений выступает инклюзивное образование - это совместное обучение, включающее организацию совместных учебных занятий, различных видов дополнительного образования, а также досуга обучающимся как с ограничениями, так и без ограничений здоровья [6]1. Дети с ограниченными возможностями -это дети, состояние здоровья которых значительно затрудняет освоение ими образовательной программы без специальных условий обучения [10]. Это находит отражение и в государственных документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др. [3].2'3
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам определить социальную успешность обучающегося как «результат совместной деятельности самого ребенка, учителя, родителей, образовательного учреждения, а также как условие социального воспитания личности, показатель социального здоровья ребенка» [10, с. 87].
Проблемы индивидуального учета психофизиологических особенностей обучающихся детей посвящены исследования В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Особое значение имеют труды Л.С. Выготского о развитии и образовании детей с ограниченными возможностями. Анализ трудов виднейших представителей музыковедения (Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского и др.) позволил нам теоретически обосновать и конкретизировать авторский подход к формированию социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра, представляющий себя как процесс их социализации и творческого саморазвития [4]. Особый интерес представляют вопросы воспитания детей в процессе театральной деятельности, которые были рассмотрены в педагогической науке и практике, исследователя в области театральной педагогики и методической литературе (Н.И. Сац, К.С. Станиславский и др.), которые раскрыли педагогический потенциал театра в развитии эмоциональной сферы, чувств и душевных качеств обучающихся, веры в себя и собственные силы, подводящие к осознанию своей личной неповторимости и уникальности.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) (Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2014 г. N 1598: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm.
2 Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13.
3 Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. N 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). URL: http://www.rg. ru/2012/12/30/obrazovaniedok. html.
В рамках нашего исследования под термином «социальная успешность» нами понимается стремление и готовность обучающихся, независимо от состояния здоровья к постоянной самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию в процессе музыкально-творческой театральной деятельности, а также повседневной жизни. Так, В.М. Бехтерев писал, что на развитие ребенка с ограниченными возможностями влияют несколько важных факторов, а именно: тяжесть, время возникновения, и характер нарушения заболевания, и условия окружающей его среды [1]. При этом организованная образовательная среда выступает особым влиянием и условием в процессе формирования личности, возможностью для ее всестороннего развития, содержащаяся в социальном и пространственно-предметном окружении [10].
Под «формированием социальной успешности» нами представляется целостный процесс, в который предполагается включить обучающихся в социально позитивные виды деятельности, что будет способствовать проявлению у них активности по достижению намеченного результата, связанного с индивидуальным осознанием каждого, коллективным и общественным признанием полученного успеха обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. В настоящее время рассматриваемая нами проблема обусловлена требованиями современного общества, а также законодательно закреплена в ФГОС НОО ОВЗ второго поколения, по которому «формирование социальной успешности обучающегося выступает системообразующим звеном социально-воспитательной деятельности педагога» [5].
Отметим, что именно школьные годы выступают главным периодом в становлении личности обучающегося, в том числе и с ограниченными возможностями. В данном периоде у воспитанников активно формируются нравственные качества, ведется активная работа над духовно-нравственным воспитанием, происходит их личностное и социальное становление [2]. Поэтому, важно, на наш взгляд, внимание уделять занятости обучающихся во внеурочной деятельности, когда преобладает большая возможность в доступной и более простой форме развивать свои индивидуальные возможности, способности, в том числе и коммуникативные навыки. При этом музыкально-театральная деятельность может быть, по нашему мнению, самой приоритетным направлением в ходе интеграции ребенка с ограниченными возможностями в среду своих сверстников, а также успешной его социализации.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В контексте4 рассмотрения проблемы инклюзивного образования понятие «среда» в нашем исследовании, приобретает особую актуальность, что связано с включением в образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями. И именно среда обеспечивает всем субъектам образовательного процесса (с ограничениями и без ограничения здоровья) возможности для их эффективного саморазвития и самореализации.
На основе предложенной В.А. Ясвиным составляющей образовательной среды учреждения, мы постарались выделить структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с ограниченными возможностями в среду сверстников, учащихся других параллелей и педагогов школы [8]. И, важно, что образовательная среда выступает как единое функциональное целое, так как она по отношению к обучающемуся с ограниченными возможностями выполняет образовательную функцию - функцию его личностного развития. При этом отдельные сегменты образовательной среды органически и системно связаны друг с другом, проникают друг в друга, образуя целостную образовательную среду конкретного обучающегося.
4 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 №30550.
Имея в виду реальную безграничность социальной (образовательной) среды А.С. Макаренко четко, полемически заостренно заявлял о решающем её влиянии на формирование мировоззрения и нравственности личности, подчёркивая, что все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых [2]. А воспитательный процесс является лишь одним из факторов, формирующих человека, так как воспитывает не столько сам воспитатель, сколько среда, организующаяся наиболее выгодным образом. По его мнению, педагогически целесообразно организованная жизненная среда ребенка является наиболее продуктивным методом воспитания. Таким образом, инклюзивная образовательная среда, рассматривается нами как вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможность для эффективного саморазвития, предполагающая решение проблемы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого.
Взаимосвязь музыкально-театрального искусства поможет расширить, по нашему мнению, возможности для самораскрытия и самореализации каждого участника. Неотъемлемо, при этом, будет способствовать скорому развитию, эмоциональной, интеллектуальной сферы, творческих способностей, способностью управлять собственным поведением в процессе их социализации. При этом важно помнить, что особая роль здесь отводится всем субъектам образовательного процесса: педагогам, родителям и наставникам ребят. Учитывая, что участниками школьного музыкального театра выступают обучающиеся разной категории, неотъемлемым становится формирование у них умения находить общие цели в совместной музыкально-театральной деятельности и осуществлять её в творчески активном взаимодействии, что требует создания специально организованной образовательной среды с использованием специализированных адаптированных образовательных программ в рамках внеурочной музыкально-театральной деятельности, которые будут учитывать как физиологические особенности обучающихся, их индивидуальные возможности, а так же образовательные потребности.
В ходе проведенного нами исследования выявлено, что эффективной формой организации совместной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников, может выступать музыкально-театральная деятельность, которая не только преследует образовательные цели, но и способствует личностному, социальному и всестороннему развитию воспитанников [4].
В ходе исследования нами основные критерии процесса формирования социальной успешности обучающихся, к которым мы отнесли: мотивация к музыкально-театральной деятельности; психологическая готовность к участию в постановочных спектаклях; самостоятельность в освоении и подготовке сценической роли; проявление креативности в репетиционной и сценически-исполнительской музыкально-театральной деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБОУ Лицей № 68 Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Данная работа проводилась с 2011 по 2017 гг. и состояла из трех этапов: поисково-констатирующий, формирующий и контрольно-обобщающий.
Поисково-констатирующий этап (2011-2012 гг.) был проведен с целью определения основных направлений исследования, осмысление теоретико-методологических основ представленной проблемы, построение модели формирования социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра. На данном этапе нами были проведены анкетирование и опрос педагогов по представленной нами проблеме. Полученные результаты диагностики показали, что 78 % педагогов уверены, что совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, а так же умение успешно применить в практической деятельности, выступает главным фактором для успешности в ходе социализации обучающихся; 18 % убеждены, что для повышения уровня социализации
обучающихся возможно и без применения музыкально -театральной деятельности; 6 % педагогов придерживаются мнения, что воспитание посредством музыкально-театральной деятельности очень эффективно.
Формирующий этап исследования (2013-2015 гг.) был связан с организацией и проведения формирующего этапа исследования для проверки успешности предложенной функциональной модели формирования социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования. В рамках представленного этапа нами была апробирована программа «Юный театрал», а также в рамках реализации названной программы нами была организована комплексная целенаправленная работа в целях активизации у обучающихся эмоционально-мотивационных процессов средствами музыкально-театральной деятельности.
На заключительном этапе - контрольно-обобщающем (2016-2017 гг.) проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы и рекомендации. Показано выступление музыкально-театральной студии с репертуаром музыкальных спектаклей: «Мойдодыр» К. Чуковского, по мотивам сказки «Буратино» А.Н. Толстого, Ш. Пьеро «Кот в сапогах». «Бременские музыканты», «Попурри на темы сказок» по мотивам сказки братьев Гримм.
Сводная таблица динамики изменения уровня сформированности социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра наглядно показывает результаты на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (табл. 1).
Таблица 1
Распределение по уровням сформированности социальной успешности обучающихся в начале и в конце ОЭР
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР
Количество Количество Количество Количество
Высокий 0 12 0 5
Средний 24 7 22 11
Низкий 6 8 8 6
Общее число 30 30 30 30
В соответствии с этапами исследования нами была проведена входная контрольная диагностика сформированности социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра по следующим методикам: методика «Сфера интересов», тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы младших школьников»; адаптированный тест самооценки «Отношение к музыкально-театральной исполнительской деятельности» В.Г. Касимова; адаптированная анкета «Выявление способности обучающихся к музыкально-театральной деятельности» В.И. Зверевой.
Программа «Музыкальный театр», апробируемая нами в ходе формирующего эксперимента разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО [6] и профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4]. Содержание программы включает в себя перечень мероприятий, направленных на формирование социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра.
Для нас важным выступил факт общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с обучающимися, родителями и педагогами в ходе проведения музыкально-
театральных занятий, что оказало благотворное действие, о чём говорят результаты опытно-экспериментальной работы. А выявленные педагогические условия и реализация модели формирования социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями позволили повысить эффективность данного процесса и проверить верность выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, музыкально-театральная деятельность для обучающихся в специально организованной инклюзивно-образовательной среде способствует развитию у них активности, выравниваю эмоциональной сферы, коммуникативных и творческих и межличностных отношений, что положительно сказалась на социальной успешности каждого и их социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бехтерев, В.М. Объективное изучение личности [Текст]. Выпуск 1. - М.: Медиа, 2012. - 61 с.
2. Кашапова, Л.М., Шафикова, А.А. Роль музыкально-досуговой деятельности в формировании социальной успешности детей с ОВЗ [Текст] / Л.М. Кашапова, А.А. Шафикова // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2014. - N 7. - С. 58-61.
3. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13.
4. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод. и практ. журн. 2009. №6. С. 3-9.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 №30550.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) (Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2014 г. N 1598: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm.
7. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazo vaniedok.html.
8. Формирование социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: Монография // Кашапова Л.М. - Уфа: КП РБ Изд-во «Мир печати», 2017. - 200 с.
9. Шафикова А.А. Потенциал общеобразовательной школы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX международной научно-практической конференции. - № 5(29). - М., Изд. «МЦНО», 2019. - С. 55-61.
10. Шафикова А.А. Педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра. Педагогическое образование в России, 2015. - С. 152-158.
Shafikova Al'fira Adipovna
Bashkir state pedagogical university M. Akmully, Ufa, Russia
E-mail: [email protected]
Formation of social success of students with disabilities in the inclusive educational environment of school musical theater
Abstract. The article deals with the relevance of the problem of formation of social success of students with disabilities in the inclusive educational environment of the school musical theater, focused on the implementation of the requirements of the GEF NOO OVZ, when the value of each student is realized and the conditions for its comprehensive development are created. The authors present their vision and position on how to organize the process of effective socialization of students in this category through their involvement in musical and theatrical activities after school. The definitions of the key concepts of the research are given: social success and inclusive educational environment. The pedagogical potential of musical and theatrical activity is defined, conditioned by its integration nature, promoting creative and individual self-realization of students with restrictions and without restrictions in health, expanding opportunities of education and development, creative.
Keywords: socialization; social success; students with disabilities; primary comprehensive school; music and leisure activities