Научная статья на тему 'Переживание одиночества студентами в зависимости от социально-демографических факторов'

Переживание одиночества студентами в зависимости от социально-демографических факторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЙ / ЖЕНЩИНА / ЗАВИСИМОСТЬ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / СТУДЕНТ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / HUMANIST / WOMAN / DEPENDENCE / EXPERIENCE OF LONELINESS / SOCIAL-DEMOGRAPHIC FACTOR / STUDENT / TECHNICAL SPECIALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каханова Екатерина Юрьевна

Статья посвящена психологическому анализу проблемы переживания одиночества студентами в зависимости от социально-демографических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of loneliness of students in dependence on social-demographic factors

The article is devoted to the psychological analysis of the problem of the experience of loneliness of students in dependence on the social-demographic factors.

Текст научной работы на тему «Переживание одиночества студентами в зависимости от социально-демографических факторов»

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА СТУДЕНТАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОИИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Гуманитарий, женщина, зависимость, переживание одиночества, социалъно-демогра-

фический фактор, студент, техническая специальность.

Одиночество — одна из наиболее серьезных и научных проблем современности. Она свидетельствует о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности, что вызывает стресс главных сфер внутреннего мира человека. Чувство одиночества, постоянное переживание отсутствия и невозможности установления близких, духовно-интимных отношений с другими людьми начинают непосредственно определять положение человека в современном социуме. За последние годы наблюдается прогрессирующая тенденция к расширению социальных и возрастных границ личного одиночества в условиях изменения параметров человеческого существования, связанных с динамическим характером современных условий жизни.

Цель данной статьи — раскрытие психологических особенностей переживания одиночества (ПО) студентами в зависимости от социально-демографических факторов. Пол, возраст, семейное положение, место жительства, малая родина, вузовская специальность, по нашему мнению, детерминируют варьирующие компоненты ПО студентами. Преломляясь через текущее состояние личности, они нередко запускают психологический механизм, приводящий личность к эмоциональной и / или социальной изоляции.

Научная новизна статьи состоит в том, что впервые установлены и математически измерены масштабы и степень влияния социально-демографических факторов на процесс ПО студентами, раскрыты его психологические особенности и поведенческие проявления.

Для решения задачи исследования использованы: социально-демографическая анкета испытуемого и модифицированная шкала одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона, позволяющая распределить всех респондентов на группы одиноких и неодиноких. Более подробно эта тема освещена в другой нашей статье [Яблокова, 2009, с. 116, 119-121]. Выборочную совокупность (п=208) составили студенты технических и гуманитарных специальностей первых и выпускных курсов трех красноярских университетов: педагогического, технологического и Сибирского федерального. Ведущим приемом обработки эмпирических данных стал социодемогра-фо-лонлинологический метод. С его помощью проблема исследована в трех ракурсах: по социально-демографическим признакам в контексте уровней ПО (низкий и средневысокий); по уровням ПО в контексте социально-демографических признаков; по соотношению численности респондентов и их интегральных потенциалов переживания одиночества (ИППО).

Для математического анализа эмпирических данных использован метод сравнения двух независимых выборок с помощью ф-критерия Фишера. Получено 36 коэффициентов различия. Эта цифра - результат синтеза названных выше двух уровней ПО, трех ракурсов, шести пар социально-демографических конструктов

(2x3x6=36). Определено 30 незначимых (где фЭМп <1,64, при р > 0,05), 4 значимых (фэмп > 1,64, при р < 0,05) и 2 высокозначимых (где фЭМп > 2,28, при р < 0,01) коэффициента различия. На наш взгляд, каждый показатель фЭМп - это квинтэссенция психологической информации, в которой «закодированы» сведения о наличии или отсутствии взаимозависимости социально-демографических и лонлинологических черт личности.

Статистический анализ показал, что в социально-демографическом факторе «холостые — семейные» шесть показателей критерия Фишера — фэмп — разместились в интервале от 0,08 до 0,47; «горожане - селяне» - от 0,11 до 0,32; «живущие дома -живущие вне дома» - от 0,39 до 0,76; «младшие - старшие» - от 0,47 до 0,86; «мужчины — женщины» — от 0,51 до 1,69; «“технари” — гуманитарии» от 1,58 до 3,25. Итак, показатели фЭМп в первых четырех случаях оказались ниже 1,64. Это означает, что психологические характеристики, присущие одиночеству и перечисленным выше социально-демографическим факторам, не совпадают друг с другом.

Исследование показало, что в контексте диады «мужчины — женщины» значимый уровень различия существует при сравнении независимых выборок «ИППО женщинами — женщины» (фэмп > 1,69). Первый конструкт в паре является доминирующим. Чем обусловлен повышенный интегральный потенциал переживания одиночества женщинами? Ответить на поставленный вопрос целесообразнее всего, взяв на вооружение концепцию депривации потребностей личности. Последняя характеризуется ситуацией внешнего отчуждения, приводящей к внутренней отчужденности. Неудовлетворенность потребностей рассмотрим на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и психоэмоциональном.

Депривация эмоциональная - это недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных отношений, если таковые уже были выстроены. Несмотря на то что одиночество есть субъективное внутреннее переживание, все же оно выявляет отсутствие таких позитивных категорий, как счастье, дружба, любовь, эмпатия и наличие таких негативных эмоций, как страх, неуверенность в себе, недоверие, отчаяние, ущербность, опустошенность, скука, раздражение, беспокойство, гнев, самоуничижение, покинутость. Мы мало знаем о таких сторонах эмоциональных отношений, которые играют решающую роль в предупреждении чувства ПО женщинами. Возможно, решающее значение имеют проблема сопереживания, чувство абсолютного доверия, понимания и внутренней защищенности.

Депривация когнитивная возникает у индивидов там и тогда, где и когда существует слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. У женского одиночества есть деструктивная и конструктивная составляющие. Поэтому аутентичное ПО может быть, с одной стороны, как конфронтация с миром, а с другой - как встреча с самим собой. И тогда в последнем типе доминирует когнитивный момент, так как «самость» раскрывает индивиду — кто он есть такой. Здесь в одиночестве присутствует положительный момент, поскольку оно является условием и формой самосознания.

Депривация социальная - это ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли: зависимость от семьи и университета, проблема удовлетворения профессиональных притязаний и т. п. Социальная депривация приводит к психосоциальному кризису, продуцирует фрустрированное поведение. Для многих одиноких девушек главная трудность заключается в том, как начать новые отношения — найти человека, которому можно доверять, завести новых друзей. Нес-

мотря на то что современные студентки считаются свободными в выборе своих партнеров, на установление ими новых отношений оказывают свое действие многочисленные обстоятельства. Для некоторых феминных индивидов одиночество является результатом их личностных особенностей и собственного жизненного пути, а не следствием недавнего разрыва социальных связей. Примером тому могут служить болезненно чувствительные натуры, не имевшие друзей в старших классах школы и остающиеся изолированными в университете.

Другой конструкт в рассматриваемой диаде — женщины. У них больше, чем у мужчин, развито правое полушарие мозга, что выражается в фантазировании, образности восприятия и мышления, богатой интуиции, минорном настроения. Женщины, в отличие от мужчин, тоньше отражают мир, ориентируясь на детали и нюансы. Они царствуют в мире отношений; женская интуиция позволяет лучше разбираться в людях. Женщины эмоциональнее мужчин, обидчивее, болезненно реагируют на критику и личные оскорбления. Они не любят рисковать, оценивая риск как отрицательный момент; избегают новой работы, боясь не справиться с ней. Женщины много значения придают своим симпатиям и антипатиям, соперничая с другими женщинами, и поэтому остаются в одиночестве.

Анализ эмоциональной, когнитивной и психоэмоциональной сфер личности женщины выявляет дисбаланс тех связей и отношений, которые могут быть причиной возникновения ПО и / или сопутствовать ему, а также характеризует стратегию поведения личности, находящейся в состоянии одиночества.

В формате конструктной диады «“технари” - гуманитарии» параметры фЭМп следующие: 3,25 — неодинокие «технари» и неодинокие гуманитарии; 2,84— одинокие гуманитарии и неодинокие гуманитарии; 2,07 — ИППО гуманитариями и гуманитарии; 2,04 - «технари» и ИППО «технарями»; 2,00 - неодинокие «технари» и одинокие «технари». (Приоритетными являются первые конструкты.). Рассмотрим пять диад в предложенной последовательности.

Согласно Е.А. Климову, для представителя профессии типа «Человек — техника» требуются эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности [Климов, 2003, с. 146]. При работе с техникой востребованы такие черты характера, как дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях. Таких людей внешне однообразные работы не только не пугают, но даже несколько привлекают. Вероятно, также они не испытывают дискомфорта от относительного узкого круга общения. Субъективная удовлетворенность дружескими отношениями для многих из них ценнее, чем количество друзей и частота контактов с друзьями.

Проясним ситуацию с конструктом «неодинокие гуманитарии». Между ними и неодинокими «технарями», если смотреть на них с позиций исследуемой проблемы, существует глубинное качественное отличие. Предпосылки последнего кроются в различных стратегиях восприятия, мышления, памяти и иных структурных элементах сознания. Они же обусловливают мотивы профессионального выбора.

Для представителей гуманитарных профессий главное в работе — это душевед-ческая направленность ума, наблюдательность к проявлению чувств и характера человека, умение или способность смоделировать именно его внутренний мир. Культура общения гуманитариев подразумевает направленность человека на диалог, на активный обмен действиями, информацией, переживаниями, потребностями, интересами. Этот обмен делает возможным взаимное принятие друг друга, что само по себе не может переживаться как болезненное одиночество.

Высокозначимый уровень различий между двумя выборками является маркером того, что для студентов технических специальностей проблема ПО неактуальна, в отличие от студентов-гуманитариев.

Одинокие гуманитарии и неодинокие гуманитарии — еще одна диада, конструкты которой при сравнении различаются между собой на высокозначимом уровне достоверности. В чем причина доминирования одиноких студентов-гуманитариев над неодинокими? Наиболее существенной причиной данной ситуации является специфика черт характера, свойственных представителям гуманитарных профессий. Хорошо известно, что гуманитарии — люди коммуникабельные. Они, как правило, без излишнего напряжения и внутренней скованности могут выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей. Они хорошо справляются с кризисными жизненными ситуациями, имеют большую удовлетворенность отношениями с людьми.

Вместе с тем многие из них испытывают серьезные трудности при необходимости открыто выразить свою позицию, свое отношение к окружающим людям и происходящим событиям. Многих смущают собственная уязвимость в общении, особенно с малознакомыми людьми. При этом они просто не догадываются, что такие же трудности и душевные переживания, вызванные элементарными повседневными контактами, испытывают и остальные.

Психологическая характеристика конструкта «неодинокие гуманитарии» была сделана в предыдущем подразделе. Результаты этой части исследования отчетливо показывают, что для одиноких студентов гуманитарных специальностей проблема ПО реальна, чрезвычайно остра и требует к себе пристального внимания.

ИППО гуманитариями и гуманитарии — еще одна «проблемная» пара независимых выборок. Доминирование интегрального потенциала обусловлено рядом причин. Наиболее значимое из них так называемое «культурное одиночество».

Феномен культурного одиночества характеризуется отчуждением личности от культуры как системы нормативных значений и ценностей. Культурное одиночество дает о себе знать, когда человек ощущает, что общепринятая культура неприемлема для его внутреннего мира. Процесс «рекультуризации», осуществляемой в радикальной форме, с большой скоростью ломает духовно-нравственные ориентиры личности, социальных групп. Особенно болезненно его ощущают гуманитарии. Они в силу личностных предпочтений, специфики профессии тесно связаны с культурой в разных ее проявлениях. Переживая культурное одиночество, многие студенты-гу-манитарии ощущают себя так, будто бы их оттолкнули, покинули или же не оценили. Некоторые из них видят себя поэтому посторонними, лишними, одинокими.

Второй компонент в анализируемой конструктной диаде — это гуманитарии. Попытаемся охарактеризовать эту социально-профессиональную группу через призму креативности — психологического атрибута личности, которая адекватно раскрывает ее сущность. Особенность творческости гуманитариев-профессионалов в том, что они новаторы по своей сути. Многие из них относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить, а изменить. Креативность учителя выражается прежде всего в его «вкладе» в другого. Но «вклад» в другого невозможен без постоянного творения, созидания себя. Нет личности и ее творчества вне потребности в самосовершенствовании.

Данное исследование показало, что у студентов-гуманитариев из красноярских вузов степень переживания одиночества достигло такой величины, которую уже невозможно игнорировать. «Технари» и ИППО «технарями» — еще одна диада, имеющая статистически значимое различие конструктов. Охарактеризуем первую выборку по аналогии с гуманитариями через призму «креативность личности». Творческие задачи у будущих инженеров возникают тогда, когда ситуация нестандартна, уникальна. Техника — дело рукотворное. Здесь есть много возможностей

проявить креативность, новаторский подход к делу, находчивость, изобретательность, интеллектуальную инициативу.

Относительно низкий ИППО «технарями» объясняется среди прочего превалированием самоощущения уединения над переживанием одиночества. Здоровое развитие психики требует чередования периодов погруженности в уединение с периодами интенсивного получения разнообразной информации. Это крайне важно для процесса переработки последней, поскольку в глубинах сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру.

Уединение как акт физической отстраненности от людей может сопровождаться и переживанием чувства одиночества и переживанием любых других эмоций. То есть ни сам факт уединения, ни наличие стремления к нему или потребности в нем не является показателем ПО. Аналогично тому, как большее количество контактов с людьми не означает отсутствие чувства одиночества (феномен «одиночества в толпе»). Статистически значимый показатель различия между двумя выборками доказывает: у обучающихся в вузах Красноярска студентов технических специальностей интегральный потенциал ПО находится на уровне ниже среднего значения. Последняя конструктная диада в приведенном выше перечне — неодинокие «технари» и одинокие «технари». Характеристика психологических особенностей первого конструкта уже сделана в первой диаде. Здесь попытаемся охарактеризовать конструкт «одинокие “технари”». Из веера причинных атрибутов выделим так называемое «техническое одиночество».

По нашему мнению, «технический» тип одиночества, как и культурный (о чем уже говорилось»), связан с фундаментальным и неотвратимым разрывом со старыми ценностями. Феномен быстрого нарастания изменений оказался специфичным для нашего времени. Это связано с усиленной нагрузкой на системы адаптации прежде всего на психологическом уровне. Адаптация может нарушаться. И первый признак этого — нарушение чувства психологического комфорта. Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающие из ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. С течением времени личностные черты, провоцирующие одиночество, углубляются и придают отрицательную модальность переживаниям межличностных контактов. Статистически значимый уровень различия между двумя выборками подтверждает тезис о том, что среди студентов технических специальностей одинокие индивиды, естественно, имеются. Но их численность существенно меньше, чем количество неодиноких субъектов.

Основываясь на результатах исследования, мы пришли к следующим научным выводам. 1. Существует устойчивая зависимость ПО студентами от таких социально-демографических факторов, как пол респондентов и их вузовская специальность. 2. Отсутствуют взаимная связь и зависимость между самоощущением переживания одиночества, с одной стороны, и такими социально-демографическими характеристиками, как возраст, семейное положение, местожительство, малая родина — с другой. Именно в этом, по нашему мнению, содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию.

Библиографический список

1. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 246 с.

2. Яблокова Е.Ю. Психологические и социально-демографические факторы переживания одиночества студентами: методический аспект // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. №2. С. 116-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.