психология
Е.Ю. Каханова
АЛГОРИТМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ОТ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
Алгоритм, внутренние и внешние факторы, зависимость, измерение черт личности, интегральный потенциал переживания одиночества, критерий Фишера, модифицированная шкала одиночества.
Современные условия развития нашего общества предполагают переоценку многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблемы формирования человека, организацию его жизненного пространства, переживаний, связанных с экзистенциальной проблематикой. Феномен одиночества — один из наиболее серьезных социальных вопросов современности. За последние годы наблюдается прогрессирующая тенденция к расширению социальных и возрастных границ личного одиночества.
Описание научной проблемы целесообразно начать с констатации факта о том, что, благодаря усилиям ученых разных поколений, прочным достоянием психологической науки стало положение: переживание одиночества индивидами — это результат комбинированного воздействия внутренних и внешних факторов. Параллельно неустанно велись поиски адекватных методов измерения величины такого воздействия.
Например, И.Г. Циммерман говорил: «Побуждение к общежитию гораздо сильнее (здесь и далее выделено нами. — Е.К.), чем побуждение к уединению» [Циммерман, 1781, с. 35]. Г.С. Салливан: «Одиночество впервые появляется в юности. Однако когда оно действительно наступает, то сила его уже велика» [Салливан, 1999, с. 346]. P.C. Вейс: «Разведенные и овдовевшие люди старшего возраста склонны реже считать себя одинокими, чем разведенные и овдовевшие молодые люди» [Вейс, 1989, с. 119]. Батарея цитат свидетельствует: процесс измерения пока не вышел за рамки лексических форм и выражений, дающих довольно смутное представление о степени зависимости одиночества от внутренних и внешних факторов и лишь приблизительно описывающих степень различия.
Между тем созрели необходимые условия для перехода от приблизительных вербальных к точным математическим методам. Так, в 1920-е гг. англичанин Рональд Фишер ввел в научный оборот математический метод, предназначенный для сопоставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо
признака [Fisher, 1925]. В 1970-е гг. американец Даниэль Рассел разработал шкалу одиночества UCLA [Рассел, 1989]. Впоследствии она была модифицирована М. Фергюсоном [Райгородский, 2004, с. 77, 78]. В конце 1990-х гг. японец Хийджиро Тсуйи в русле биполярного подхода к «большой пятерке» предложил компактный и удобный в обращении вариант личностного опросника [Tsuji, 1998]. Однако пока эти научные методы не нашли широкого применения за пределами «своих» исследовательских направлений: статистики, лонлинологии и персонологии.
Цель и одновременно научная новизна настоящей статьи состоят в том, чтобы попытаться разомкнуть междисциплинарные рамки, синтезировать нуклеарно развивающиеся научные разработки и на основе такой интеграции получить принципиально новый продукт. Средством достижения цели является впервые вводимый в оборот алгоритм. Под последним в научно-справочной литературе принято понимать «конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную задачу...» [СЭС, 1981, с. 36]. Применительно к проблеме, вынесенной в название статьи, наш алгоритм измерения включает в себя следующие структурные элементы. 1. Использование перфорационной карты респондента. 2. Введение в исследовательскую практику интегрального потенциала переживания одиночества. 3. Новации в применении модифицированной шкалы одиночества. 4. Новации в трактовке критерия Фишера — фЭМп. Рассмотрим элементы алгоритма в предложенной последовательности.
Использование перфорационной карты респондента (ПКР). Стандартизированная ПКР представляет из себя картонный прямоугольник с перфорацией по двум сторонам и срезанным верхним левым углом. Ее образец представлен на рис.
Рис. Образец стандартизированной перфорационной карты респондента
Условные обозначения: А — низкий уровень ПО; В — средний уровень ПО; С — высокий уровень ПО; Б — экстраверсия; Е — интроверсия; Р — привязанность; С — отделённость; Н — контролирование; I— естественность; J— эмоциональность; К— эмоциональная сдержанность;
Ь — игривость; М — практичность; N — мужчина; О — женщина; Р — младший; — старший; К, — женат / замужем; Я — холост / не замужем; Т — проживает дома; и — проживает вне дома; V — горожанин; Ж — селянин; X — «технарь»; ¥ — гуманитарий
Одна ПКР соответствует одному сброшюрованному протоколу, включающему в себя модифицированную шкалу одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, пятифакторный опросник X. Тсуйи, социально-демографическую анкету, разработанную автором статьи. Содержание этих методик проанализировано в одной из наших публикаций [Яблокова, 2009]. В соответствующих местах карты делаются прорези, соединяющие ее кромку с перфорационным отверстием. Эти прорези в сочетании с вязальной спицей и обрезанным углом позволили унифицировать процесс класси-
фикации и систематизации массива эмпирических данных по всевозможным лон-линолого-персонологическим и лонлинолого-социодемографическим ракурсам и основаниям.
В ходе заполнения каждой карты происходит процесс перевода качественных показателей в количественные, которые лежат в основе последующих элементов алгоритма. Цифра, обозначающая сумму баллов по шкале одиночества, является своеобразным «генетическим кодом» испытуемого и фигурирует в качестве базовой при многочисленных и разнообразных вычислениях, группировках и перегруппировках массы карточек. Каждая ПКР представляет из себя емкую информационную матрицу. Взятые в совокупности они реально помогают выявить всевозможные разнообразные количественные параметры связей и отношений, сложившиеся между феноменом одиночества, с одной стороны, внешними и внутренними факторами - с другой.
Введение в исследовательский оборот интегрального потенциала переживания одиночества (ИППО). Психологическая сущность этого элемента алгоритма заключается в суммировании (интеграции) баллов ПО, набранных всеми (без исключения) респондентами той или иной независимой выборки. Итоговая цифра, выраженная в баллах ПО, — это и есть показатель интегрального потенциала переживания одиночества.
Однако показатель ИППО важен не сам по себе, а только в сопоставлении с показателем численности участников выборки. При этом сравниваются между собой не только абсолютные числа, но и их процентные доли. Всего сформировано одиннадцать пар независимых выборок. Их список приведен в расшифровке «условных обозначений», приложенной к перфокарте. В качестве примера возьмем из перечня первую пару (экстраверсия — интроверсия) и последнюю («технари» — гуманитарии) (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение выборок респондентов и интегральных потенциалов ПО
№ п / п Пары независимых выборок Респонденты и баллы ПО В % к итогу в диаде по вертикали Уровни значимости
Респонденты Баллы ИППО Респонденты Баллы ИППО фэмп
1 Экстравертные 182 2483 89,2 85,0 1,64
2 Интровертные 22 439 10,8 15,0 0,57
21 «Технари» 104 1175 50,0 39,6 2,04
22 Гуманитарии 104 1789 50,0 60,4 2,07
Третий и четвертый столбцы таблицы содержат необходимые относительные данные. Основная идея ИППО кроется в возможности сопоставления двух соседних цифр, расположенных по горизонтали. Пока «журча еще бежит за мельницу ручей», жернова вертятся и мука мелется. Пока между соответствующими процентными долями существует «перепад высот», эвристический потенциал присутствует. Если же показатели удельных весов выборок числа респондентов и баллов ИППО идентичны, то перспективы изучения феномена одиночества приближаются к нулю. (Про последний столбец будет сказано позднее.) Введение в научный оборот ИППО позволяет «заловить» и зафиксировать тонкие нюансы проявления
зависимости переживания одиночества от внутренних и внешних факторов. Этот новый измерительный инструмент не отменяет традиционный, а гармонично дополняет его в зависимости от специфики решаемой исследовательской задачи.
Новации в применении модифицированной шкалы одиночества. Изначально последняя предназначалась главным образом для выявления пациентов, обладающих высоким уровнем переживания одиночества, с последующим проведением психотерапевтической и / или психокоррекционной работы. Наши респонденты — современные студенты-дневники — априори далеки от высокого уровня ПО. Малая абсолютная и относительная численность таких испытуемых (например, у нас: п=4, или 1,9 %) выводит последних из круга величин, к которым применим статистический метод сравнения. Чтобы не терять из виду этих интересных во многих отношениях респондентов и в то же время сохранить возможность применения необходимых математических процедур, объединили с группой испытуемых среднего уровня ПО. Вновь образованной независимой выборке, где п=47, или 22,6 %, присвоено наименование «испытуемые со средневысоким уровнем переживания одиночества», или «СВ уровень ПО». Это первая новация.
Объективная сложность интерпретации результатов исследования обусловила необходимость использования вербальных ярлыков. При этом важно учитывать разницу и не допускать смешения понятий «конструкт» и «вербальный ярлык». Например, «неодинокий индивид» или «одинокий индивид» — это вербальные ярлыки, а «респондент с низким уровнем переживания одиночества» и «респондент со средневысоким уровнем переживания одиночества» — это конструкты. Такова вторая новация.
Разработка и применение третьей новации продиктованы спецификой исследования. О чем конкретно идет речь, наглядное представление дают данные табл. 2 и 3. В них столбцы п 1 и п 2 содержат количественные параметры выборок респондентов соответственно: с низким (неодинокие) и средневысоким (одинокие) уровнями ПО. В качестве примера из перечня факторов взяты уже ставшие привычными диады: экстравертные — интровертные, «технари» — гуманитарии.
При сравнении обеих таблиц отчетливо видно: они едины и одновременно противоположны друг другу. Обе содержат одинаковые абсолютные величины и неодинаковые — относительные. Сопоставление и анализ «горизонтальных» и «вертикальных» количественных данных позволяют полнее и глубже раскрыть и исследовать спектр математических, а затем и психологических связей и отношений, царящих между внутренними и внешними факторами, с одной стороны, и феноменом переживания одиночества — с другой. Все сказанное здесь в равной мере относится и к табл. 1. О заключительных столбцах, как и в первом случае, речь ниже.
Таблица 2
Сравнение выборок респондентов по личностным качествам и вузовским специальностям в контексте уровней ПО
Пары независимых выборок Выборки В % к итогу в диаде по горизонтали Уровни значимости
ПІ п2 ПІ п2 фэмп 1 фэмп 2
Экстравертные 147 35 80,8 19,2 1,91 1,60
Интровертные 12 10 54,5 45,4
«Технари» 91 13 87,5 12,5 3,25 1,58
Гуманитарии 70 34 67,3 33,7
Таблица 3
Сравнение выборок респондентов по уровням ПО в контексте личностных качеств и вузовской специальности
Пары независимых выборок Выборки В % к итогу в диаде по вертикали Уровни значимости
nl п2 nl п2 фэмп
Экстравертные 147 35 92,5 77,8 2,37
Интровертные 12 10 7,5 22,2 1,02
«Технари» 91 13 56,5 27,7 2,00
Гуманитарии 70 34 43,5 72,3 2,84
Новации в трактовке критерия Фишера - фэмп. Указанный статистический метод «оценивает достоверность различий между процентными данными двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект» [Сидоренко, 2006, с. 158]. В трех приведенных выше таблицах в правых столбцах сосредоточены колонки цифр, отображающие эмпирическое значение уровней статистической значимости для независимых выборок. Способ исчисления критерия Фишера — фэмп хорошо освещен в специальной литературе [Сидоренко, 2006]. Остается лишь напомнить, что критическое значение ф, соответствующее принятому в психологии уровню статистической значимости, имеет следующие параметры:
_ / 1,64 (р< 0,05)
ФКР “ \ 2,28 (р <0,01).
Иными словами, если коэффициент значимости равен или больше 1,64, то различие между двумя независимыми выборками считается статистически значимым, т. к. подтверждается в 95 случаях из 100. Если коэффициент равен или больше 2,28, то различие считается статистически высокозначимым, т. к. подтверждается в 99 случаях из 100.
В «статаналитических» столбцах трех приведенных таблиц содержится полный спектр уровней различия: незначимый (4 коэффициента), значимый (5), высокозначимый (3). Мы полагаем: каждый из них — это своеобразная флеш-карта, в которой в свернутом виде закодирована квинтэссенция информации о содержании, структурных связях и отношениях, сложившихся между лонлинологической областью, с одной стороны, и биполярными конструктами в факторных сферах — с другой. Сердцевиной, сущностью этой системы связей и отношений является феномен переживания одиночества. В то же время значение совокупности математических коэффициентов можно сравнить с внедренными в неоднородную, подвижную среду монолитными сваями, на которые опирается ажурная конструкция психологической интерпретации. Это наша первая новация в трактовке. Вторая — вытекает из первой.
В целях оптимизации исследования, а также для сохранения разумного соотношения между математическими и психологическими началами желательна кардинальная перекомпоновка имеющегося в наличии массива коэффициентов. Последние сортируются в соответствии с одним биполярным конструктом и становятся тем самым связаны друг с другом осмысленным образом (контекстом) аналогично ролям в пьесе.
Перекомпоновка состоит и в том, чтобы числовые значения критерия Фишера были расположены по принципу убывания своей величины. В каждой конструк-тной диаде первым стоит компонент ведущий, а вторым — ведомый. Все это помогает определить, какие актеры в нашей пьесе играют главную роль, какие — роль второго плана, а какие - статиста. Наглядным примером сказанного служат данные следующих двух таблиц.
Таблица 4
Сравнение выборок по конструкту экстраверсия - интроверсия
Пары выборок фэмп
Неодинокие экстравертные и одинокие экстравертные 2,37хх
Неодинокие экстравертные и неодинокие интровертные 1,91х
Экстравертные и ИППО экстравертными 1,64х
Одинокие интровертные и одинокие экстравертные 1,60
Одинокие интровертные и неодинокие интровертные 1,02
ИППО интровертными и интровертные 0,57
Таблица 5
Сравнение выборок по конструкту «технари» - гуманитарии
Пары выборок фэмп
Неодинокие «технари» и неодинокие гуманитарии 3,25хх
Одинокие гуманитарии и неодинокие гуманитарии 2,84хх
ИППО гуманитариями и гуманитарии 2,07х
«Технари» и ИППО «технарями» 2,04х
Неодинокие «технари» и одинокие «технари» 2,00х
Одинокие гуманитарии и одинокие «технари» 1,58
Примечания. хх — высокозначимый уровень различия; х — значимый уровень различия.
Анализ обеих таблиц показывает: а) переживание одиночества студентами зависит от личностного фактора экстраверсия — интроверсия в высокозначимой / значимой степени; б) на статистически высокодостоверном / достоверном уровнях ПО студентов зависит от их вузовской специальности; в) оба способа измерения зависимости гармонично дополняют друг друга. «Уровневый» — с точки зрения спектра коэффициентов значимости различий, в основном «полярный», а «интегрально-потенциальный» — преимущественно «экваторный».
Научные выводы, вытекающие из содержания статьи.
1. Для математического измерения степени зависимости переживания одиночества от внутренних и внешних факторов целесообразно использовать алгоритм, структурные элементы которого включают в себя разработку и внедрение новых методов (ПКР, ИППО), а также новации в применении и трактовке методов, испытанных временем (шкала одиночества UCLA, критерий Фишера —
фэмп).
2. Апробированный в нашем исследовании алгоритм не только объединяет усилия ученых разных научных направлений, стран, поколений, но и дает старт
принципиально новому, «количественному», этапу исследований одного из аспектов проблемы феномена одиночества.
3. Алгоритм носит универсальный характер и пригоден не только для студентов. Он применим также для преподавателей, для коренных жителей и мигрантов, полицейских и преступников, рядовых и командиров различных родов войск и т. д. Естественно, что речь здесь пока идет лишь о математическом измерении, а не о психологической интерпретации.
Библиографический список
1. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр.: пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. С. 114-128.
2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методы и тесты: учеб. пособие. Самара: Издат. дом «Бахра-М», 2004. 672 с.
3. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр.: пер. с анг. М.: Прогресс, 1989. С. 192-226.
4. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента; М.: КСП +, 1999. 396 с.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. 350 с.
6. Советский энциклопедический словарь (СЭС) / науч.-ред. совет: А.П. Прохоров (пред.). М.: Сов. Энцикл., 1981. 1600 с.
7. Циммерман И.Г. О уединении: пер. с нем. Спб.: Императорская типография, 1781. 128 с.
8. Яблокова Е.Ю. Переживание одиночества студентами: методический аспект // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2009. №2. С. 116-122.
9. Fisher R. A. Statistical metods for Researeh Workers. London: Oliver and BOYD, 1925. 237 p.
10. Tsuji H. Standartization of the Five-Factor Personality Questionnaire. XXVI International Congress of Psychology. Monreal, 1998.