ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СТУДЕНТАМИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Одиночество, психологические, социально-демографические факторы, шкала одиночества, пятифакторный опросник, анкета.
Для достижения цели исследования, вынесенной в заглавие статьи, целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие методические инструменты.
1. Модифицированная шкала одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона.
2. Пятифакторный опросник личностных свойств Х. Тсуйи.
3. Социально-демографическая анкета.
Модифицированная шкала одиночества UCLA относится к глобальному одномерному подходу в изучении переживания одиночества (ПО). О последнем можно говорить там и тогда, где и когда сам человек осознает неполноценность своих межличностных отношений. Люди вряд ли будут считать себя одинокими, если у них нет внутреннего переживания этого состояния [Пепло 1989 : 171]. Исходя из положения о том, что ПО есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций. А высказывание человека «я одинок» может быть воспринято как информация о неблагополучии. Шкала Рассела - Фергюсона позволяет диагностировать уровень субъективного ПО. С помощью этой методики выявляются индивиды с различной степенью ПО: низкой, средней, высокой. Шкала одиночества UCLA составлена так, что позволяет диагностировать депривацию потребностей личности с трех сторон: эмоциональной, когнитивной, психосоциальной. Анализ аффективной стороны личности позволяет увидеть эмоциональные составляющие, характерные для переживания индивидом состояния одиночества. Изучение когнитивной стороны дает информацию о наличии или отсутствии ПО, которое возникает при определении на когнитивном уровне недостатка значимых контактов. Исследование психосоциальной стороны выявляет дисбаланс тех психосоциальных связей, которые являются причиной возникновения ПО и / или сопутствуют ему.
Впоследствии шкалу Д. Рассела модернизировал М. Фергюсон [Райгородский 2004 : 77, 78]. Модернизированный вариант шкалы одиночества UCLA относительно краток (20 утверждений), удобен в применении (ответы в континууме «никогда - часто»), обладает высокой достоверностью и является обоснованным при определении различных уровней ПО.
Вторым методическим инструментом исследования является «Пятифакторный опросник личностных свойств» в версии японского психолога X. Тсуйи. Каковы этапы его создания? Какие способы измерения личности ему предшествовали?
Первой попыткой подобного ряда явилась так называемая «Теория черт личности», выдвинутая в 1937 г. Gordon Willard Allport (1897-1967) [Allport 1937]. В последующих работах он развил свою теорию [Allport 1961, 1968]. Согласно Allport, черта личности - это самая значительная единица анализа для изучения и понимания индивида. Черты личности объединяют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. В зависимости от широты спектра их влияния они могут быть классифицированы по трем уровням -кардинальные, центральные, вторичные. Allport выделял общие и индивидуальные черты. Общие - это те, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной
культуры, в то время как индивидуальные относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей. Факторными конструктами измерения личности, по мнению автора, могли стать «восемь основных критериев определения черты личности».
Английский теоретик факторного анализа Raymond Bernard Cattell (1905-1998) вошел в историю как основоположник «Структурной теории личности». Согласно Cattell, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах [Cattell 1946]. Проведя обширную исследовательскую работу, Cattell пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами [Cattel 1965]. Они более известны в связи со шкалой «Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF». Исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Автор различает также общие и уникальные черты. Итак, согласно Cattell, конструктами измерения индивидуальных свойств человека являются «шестнадцать личностных факторов (16 PF)».
Третий выдающийся теоретик измерения психологических свойств и характеристик личности - немец, работавший в Англии, Hans Jurgen Eysenck (1916-1997). Основные положения его «теории типов личности» были разработаны с применением метода факторного анализа [Eysenck 1947]. Иерархическая модель структуры личности Eysenck включает типы, черты личности, поведенческие и специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Eysenck разработал несколько опросников для оценки трех суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Последним из них является «Eysenck Personality Questionnaire, EPQ» (Личностный опросник Айзенка) [Eysenck 1975]. Этот методический инструмент содержал пункты, релевантные трем факторам, образующим структуру личности (экстраверсия - интроверсия, стабильность - нестабильность, психопатия). Кроме того, EPQ включал в себя шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете.
Эти идеи были развиты американскими психологами Robert R, МсСгае и Paul T. Costa. В 1978-1983 гг. они с помощью методов кластерного и факторного анализа сконструировали трехфакторную модель основных личностных свойств под названием NEO-I: Neurotism -Extroversion - Openess Inventory (методика нейротизма - экстраверсии - открытости). Тем самым был создан надежный плацдарм для дальнейшего поступательного движения.
В 1985-1989 гг. соавторы к трем факторам добавили еще два: дружелюбность (Agreeableness) и добросовестность (Conscientiousness). Так появилась первая в истории пятифакторная модель личностных свойств. Официально она стала называться NEO PI (NEO Personality Inventory), a неофициально - для удобства запоминания английских названий факторов -OCEAN. Количество пунктов в тестовых заданиях увеличилось со 109 до 181.
В 1992-1996 гг. МсСгае и Costa переработали свою методику. Число факторов они оставили прежним. Однако у каждого из них появилось по 6 факторов. Для выявления одного фактора предлагалось ответить на восемь вопросов. То есть общее число пунктов в вопроснике увеличилось со 181 до 240 (5x6x8) единиц. Некоторые факторы изменили свое содержание и, следовательно, наименование. Для удобства запоминания теперь уже не английских, а русских названий стала употребляться аббревиатура ОСЭАН: Открытость, Сознательность, Экстраверсия, Альтруистичность, Нейротизм.
Официально третью (и пока, по нашим сведениям, последнюю) пятифакторную модель МсСгае и Costa в научной литературе принято кодировать «NEO PI-R» или «Revised NEO Personality Inventory» (пересмотренный личностный опросник NEO), но чаще его называют «Big five» («Большая пятерка»). Она предназначена для взрослых (от 18 лет) мужчин и женщин без психических патологий. Опросник к насто-
ящему времени переведен с английского более чем на 30 языков, в том числе на голландский, китайский, корейский, немецкий, русский, эстонский [12].
В 1998 г. японец Х. Тсуйи, адаптируя «NEO PI-R» для соотечественников, предложил биполярность каждого фактора: экстраверсия - интроверсия, привязанность - отдаленность, контролирование - естественность, эмоциональность - эмоциональная сдержанность, игривость - практичность. По мнению автора, новая версия позволяет полнее охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает ее своеобразие [13].
Цель, к которой постоянно стремится психологическая наука, - это лаконичность и одновременно полнота описания личности. Японская версия «Big five» представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению стимульных высказываний. Иными словами, суммарное число структурных единиц оказалось в 1,6 раза (240:150) меньше, чем в американской версии опросника. Стимульный материал оценивается по пятизначной шкале.
«Большая пятерка» в настоящее время широко используется как зарубежными, так и отечественными психологами. Это дало основание для формулирования положений пятифакторной теории личности. Последняя постулирует общечеловеческую универсальность пятифакторной структуры, генетическую детерминацию черт личности и хода их онтогенетического развития, иммунность черт личности к пожизненному опыту и т. д. Все, что было сказано об этапах появления на свет японской версии «Big five», в предельно сжатом виде представлено в следующей таблице.
Мы полагаем, что диагностические данные, полученные в результате использования опросника Х. Тсуйи вполне могут рассматриваться как психологический факторный конструкт ПО студентами.
Третьим методическим инструментом является социально-демографическая анкета. По аналогии с методикой Тсуйи мы предложили биполярный подход для каждого социальнодемографического фактора: мужчины - женщины, младшие - старшие, состоящие в браке -вне брака, проживающие дома - вне дома, горожане - селяне, «технари» - гуманитарии.
Таблица
Факторные конструкты измерения свойств личности
№ п/п Автор, годы Теории, подходы Методические инструменты
1 Allport G.W., 1937-1968 Теория черт личности Перечень критериев определения черт личности (8 пунктов)
2 Cattell R.B., 1946-1965 Структурная теория черт личности Шестнадцать личностных факторов (16 PF)
3 Eysenck H.J., 1947-1975 Теория типов личности Личностный опросник Eysenck (EPQ)
4 McCrae R.R., Costa P.T., 1979-1996 «Большая пятерка» Личностный опросник NEO (240 вопросов)
5 Тсуйи X., 1998 Биполярный подход к «Большой пятерке» Сокращенный вариант личностного опросника NEO (75 пар утверждений)
Первый фактор: мужчины - женщины. Проблема ПО студентов в гендерном аспекте напрямую связана с их психосоциальным развитием. Согласно Erikson, в этот период жизни освоение половой роли представляет собой едва ли не основную задачу индивидуума. Сюда входят: закрепление представлений о себе как о существе мужского или женского пола, принятие соответствующего набора поведенческих характеристик и т. п. Расхождение в претензиях на выполнение определенной сексуальной роли и возможность ее осуществления порождает у индивидуума сексуальную агрессивность и ПО [Эриксон 2006]. У женщин менее, чем у мужчин, выражен высокий уровень ПО, потому что им легче окунуться в бытовые и учебные заботы, нежели мужчинам. По нашему мнению, существенным фактором, влияющим на ПО современных мужчин-студентов, является увеличение времени, проводимого ими за телевизором, видео, персональным компьютером или ноутбуком. Это приводит к сужению возможностей для раскрытия внутреннего мира, к уменьшению разнообразия обсуждаемых тем, к депривации потребностей и, как следствие, к самоощущению ПО.
Второй фактор: младшие - старшие. На наш взгляд, эвристический потенциал возрастного аспекта ПО может быть раскрыт с помощью концепции «психосоциального моратория» Erikson [Erikson 2006]. Этим термином обозначается санкционированный обществом период между детством и взрослостью, в течение которого индивидуум имеет возможность экспериментировать с целью нахождения социально-приемлемой идентичности и роли. Продолжительность и интенсивность протекания этого периода различны. Но если к концу не удается сформировать свою идентичность, индивид глубоко страдает, что, в свою очередь, может послужить причиной проявления у него ПО. Однако категорию «возраст» признать причинным фактором ПО можно лишь условно. Это объясняется тем, что не возраст сам по себе, а социальная ситуация развития, то есть личностные и социально-демографические изменения, связанные с возрастом, влияют на остроту и характер ПО. Черты и свойства, приписываемые культурой общества людям различных возрастных страт, задаются им в качестве норм. Таким образом, инварианты возрастных процессов, связанных с ПО, осознаются с различной степенью и модальностью.
Третий фактор: состоящие в браке - вне брака. Один из главных признаков современной демографической модернизации заключается в переносе центра тяжести социального контроля над семейным поведением людей с социетального на индивидуальный уровень. Эта новация плохо вписывается в традиционные нормы человеческого общения и нередко воспринимается как свидетельство кризиса современной семьи. Однако не следует забывать и о
другой чаше весов: расширение свободы выбора в семейной области, увеличение возможности удовлетворения личных потребностей, самореализация, равенство партнеров и т. д. Одновременное пребывание на двух подвижных «чашах весов» вызывает чувство социальной неуверенности, психологического дискомфорта и, как следствие, - ПО. Людям, его испытывающим, труднее вступить в брак. Поэтому, вероятно, среди холостых и незамужних удельный вес с ПО несколько больше, чем среди женатых и замужних. Однако и супружеские пары нередко испытывают самоощущение ПО. «Утрачиваются не люди, но отношения с ними». Самые частые причины одиночества в семейной жизни - это зацикленность на себе, неуверенность в своей привлекательности, робость и закрытость. Возникающие проблемы супруги, как правило, решают внутри семьи, не вынося «сор из избы», что повышает степень их психологического дискомфорта и находит отражение в более высоком уровне ПО.
Четвертый фактор: проживание дома - вне дома. Первую группу составляют студенты, живущие в квартире с родственниками или отдельно. Вторую - студенты, проживающие в общежитии, коммунальной квартире (возможны другие варианты). Известно, что личность оценивает социальные контакты как желательные, когда испытывает психологическую потребность в отношениях с другими людьми. Ожидание желательных отношений может зависеть от предыдущего опыта. Например, если первокурсник, впервые надолго покинувший родной дом, не встречает в студенческом общежитии или у хозяев съемного жилья «помогающего» отношения, то возникает чувство неудовлетворения. Тем самым сравнение ожидаемых и действительных социальных контактов может вызвать отрицательные эмоциональные реакции по отношению к другим людям и явиться критической точкой для самоощущения ПО. У «домашних» студентов, вероятно, имеют место собственные причины для ПО. В силу относительной замкнутости места проживания и / или родительского контроля они ограничены в возможности завязывать новые социальные контакты, удовлетворяющие их потребность в общении, во взаимоотношениях со сверстниками.
Пятый фактор: горожане - селяне. Для нынешнего состояния российского общества характерны промежуточные маргинальные слои. Причем ситуация усугубляется значительным дисбалансом положения селян и горожан, имеющих, так сказать, неодинаковую степень маргинальности. Человек, порвавший связи с малой родиной, оторвавшийся от своих социальных корней, испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя ее главную причину в общественных переменах. Поведение выходца из сельской глубинки уже не вписывается в рамки прежней системы отношений и еще не вписывается в рамки новой системы. Он живет одновременно в двух мирах, не будучи полностью адаптированным ни к одному из них. Интеграция личности такого человека затруднена, его сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, впадает в агрессивность или, напротив, в социальную апатию. И, как следствие всего, испытывает острое самоощущение ПО.
Шестой фактор: «технари» - гуманитарии. На наш взгляд, между студентами-гуманита-риями и студентами технических специальностей, если смотреть на них с позиции исследуемой проблемы, существует глубинное качественное отличие. Причины последнего, с нашей точки зрения, кроются в различных стратегиях восприятия, мышления и памяти. Они же обусловливают профессиональный выбор, проявляются в особенностях и силе ПО. В ходе учебного процесса различие углубляется. В программу обучения учителя-гуманитария включены педагогическая практика и психолого-педагогические дисциплины и, следовательно, использованы нетипичные для других вузов и факультетов образовательные технологии - тренинги, ролевые и имитационные игры, воспитательные мероприятия и т. п. Специфика подобного рода технологий состоит в том, что в их центре находится личность. Специфика усвоения, например, технологии выплавки металлов иная. Здесь существуют достаточно определенные правила, оформленные в физико-математические формулы, строгие чертежи и схемы зависимости, которые нужно запоминать и переносить. Это те структурнофункциональные отношения, которые характеризуют мир предметный, вещный. Они слож-
ны и определяются структурой связей, которые достаточно стабильны, можно сказать, неизменны. При изучении инженерно-технических дисциплин стратегию поиска задает усвоенная структурно-функциональная рамка. Кроме того, овладение такими науками, как «Сопротивление материала», «Теоретическая механика», «Математический анализ» и другие, требует сверхэксплуатации памяти. В условиях же любой сверхэксплуатации по закону компенсации снижается эффективность сопряженных психических процессов. Последнее обстоятельство позволяет предположить, что студенты-«технари» менее рефлексивны, недостаточно способны к тонкому психологическому анализу человеческих взаимоотношений и глубокому проникновению во внутренний мир другого человека.
На основании сказанного можно сделать вывод, что для исследования проблемы переживания одиночества студентами в зависимости от психологических, социально-демографических факторов целесообразно использовать методики, указанные в начале статьи:
- модифицированную шкалу одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона, включающую 20 утверждений и позволяющую классифицировать выборочную совокупность испытуемых по уровню ПО на три группы;
- пятифакторный опросник личностных свойств Х. Тсуйи, состоящий из 75 парных высказываний и дающий возможность дифференцировать респондентов на группы в зависимости от наличия тех или иных биполярных психологических факторов;
- социально-демографическую анкету, включающую в свой состав 8 позиций, которые обеспечили условия для группировки испытуемых по восемь диад социально-демографических факторов.
Этот инструментарий позволяет всесторонне и комплексно исследовать феномен ПО студентов в зависимости от психологических и социально-демографических факторов.
Библиографический список
1. Блейк, В. Поговорки ада / В. Блейк // Цит. по: Кларк, М., Эндерсон, Б.Г.
2. Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка / Л.Э. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - С. 169-191.
3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: Методы и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом «Бахра-М», 2004. - 672 с.
4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 341 с.
5. Allport, G.W. Personality: A psychological interprétation / G.W. Allport. - N.Y: Holt, Pvinehart and Winston, 1937.
6. Allport, G.W. Pattern and growth in personality / G.W. Allport. - N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
7. Allport, G.W. The person in psychology: Selected essays / G.W. Allport. - Boston: Beacon Press, 1968
8. Cattell, R.B. Description and measurement of personality / R.B. Cattell. - N.Y.: World Book, 1946.
9. Cattell, R.B. The scientific analysis of personality / R.B. Cattell. - Baltimore: Penguin Books, 1965.
10.Eysenck, H.J. Dimensions of personality / H.J. Eysenck. - London: Rootledge & Kegan Paul, 1947.
11.Eysenck, H.J. The inquality of man / H.J. Eysenck. - London: Temple Smith, 1975.
12. http://mirslovarei.com/content psy/B OLSHAJA-PJATERKA-1159.html.
13.http://psytest.info/content/view/l 9/9.
1 12