Научная статья на тему 'Психологические и социально-демографические факторы переживания одиночества студентами: методический аспект'

Психологические и социально-демографические факторы переживания одиночества студентами: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
880
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА / ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА / ПЯТИФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК / LONELINESS / PSYCHOLOGICAL / SOCIAL-DEMOGRAPHIC FACTORS / GRADATION OF LONELINESS / 5-FACTOR CHECKLIST / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яблокова Екатерина Юрьевна

Для всестороннего и комплексного исследования феномена переживания одиночества студентами в зависимости от психологических и социально-демографических факторов целесообразно использование: модифицированной шкалы одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона, пятифакторного опросника личностных свойств Х. Тсуйи, социально-демографической анкеты. Набор перечисленных инструментов оказался необходимым и досточным для реализации поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Loneliness phenomenon in students depending on psychological and social-demographic factors: methodical aspect

In order to secure an all-round and universal research of the loneliness phenomenon in students depending on their psychological and social-demographic characteristics it is expedient to make use of: UCLA loneliness modified scale by P. Russel and M. Ferguson, 5-factor personal characteristics by H. Tsuye, social demographic questionnaires. The set of these tools turned out to be necessary and sufficient for solving the problem in question.

Текст научной работы на тему «Психологические и социально-демографические факторы переживания одиночества студентами: методический аспект»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СТУДЕНТАМИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Одиночество, психологические, социально-демографические факторы, шкала одиночества, пятифакторный опросник, анкета.

Для достижения цели исследования, вынесенной в заглавие статьи, целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие методические инструменты.

1. Модифицированная шкала одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона.

2. Пятифакторный опросник личностных свойств Х. Тсуйи.

3. Социально-демографическая анкета.

Модифицированная шкала одиночества UCLA относится к глобальному одномерному подходу в изучении переживания одиночества (ПО). О последнем можно говорить там и тогда, где и когда сам человек осознает неполноценность своих межличностных отношений. Люди вряд ли будут считать себя одинокими, если у них нет внутреннего переживания этого состояния [Пепло 1989 : 171]. Исходя из положения о том, что ПО есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций. А высказывание человека «я одинок» может быть воспринято как информация о неблагополучии. Шкала Рассела - Фергюсона позволяет диагностировать уровень субъективного ПО. С помощью этой методики выявляются индивиды с различной степенью ПО: низкой, средней, высокой. Шкала одиночества UCLA составлена так, что позволяет диагностировать депривацию потребностей личности с трех сторон: эмоциональной, когнитивной, психосоциальной. Анализ аффективной стороны личности позволяет увидеть эмоциональные составляющие, характерные для переживания индивидом состояния одиночества. Изучение когнитивной стороны дает информацию о наличии или отсутствии ПО, которое возникает при определении на когнитивном уровне недостатка значимых контактов. Исследование психосоциальной стороны выявляет дисбаланс тех психосоциальных связей, которые являются причиной возникновения ПО и / или сопутствуют ему.

Впоследствии шкалу Д. Рассела модернизировал М. Фергюсон [Райгородский 2004 : 77, 78]. Модернизированный вариант шкалы одиночества UCLA относительно краток (20 утверждений), удобен в применении (ответы в континууме «никогда - часто»), обладает высокой достоверностью и является обоснованным при определении различных уровней ПО.

Вторым методическим инструментом исследования является «Пятифакторный опросник личностных свойств» в версии японского психолога X. Тсуйи. Каковы этапы его создания? Какие способы измерения личности ему предшествовали?

Первой попыткой подобного ряда явилась так называемая «Теория черт личности», выдвинутая в 1937 г. Gordon Willard Allport (1897-1967) [Allport 1937]. В последующих работах он развил свою теорию [Allport 1961, 1968]. Согласно Allport, черта личности - это самая значительная единица анализа для изучения и понимания индивида. Черты личности объединяют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. В зависимости от широты спектра их влияния они могут быть классифицированы по трем уровням -кардинальные, центральные, вторичные. Allport выделял общие и индивидуальные черты. Общие - это те, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной

культуры, в то время как индивидуальные относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей. Факторными конструктами измерения личности, по мнению автора, могли стать «восемь основных критериев определения черты личности».

Английский теоретик факторного анализа Raymond Bernard Cattell (1905-1998) вошел в историю как основоположник «Структурной теории личности». Согласно Cattell, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах [Cattell 1946]. Проведя обширную исследовательскую работу, Cattell пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами [Cattel 1965]. Они более известны в связи со шкалой «Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF». Исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Автор различает также общие и уникальные черты. Итак, согласно Cattell, конструктами измерения индивидуальных свойств человека являются «шестнадцать личностных факторов (16 PF)».

Третий выдающийся теоретик измерения психологических свойств и характеристик личности - немец, работавший в Англии, Hans Jurgen Eysenck (1916-1997). Основные положения его «теории типов личности» были разработаны с применением метода факторного анализа [Eysenck 1947]. Иерархическая модель структуры личности Eysenck включает типы, черты личности, поведенческие и специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Eysenck разработал несколько опросников для оценки трех суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Последним из них является «Eysenck Personality Questionnaire, EPQ» (Личностный опросник Айзенка) [Eysenck 1975]. Этот методический инструмент содержал пункты, релевантные трем факторам, образующим структуру личности (экстраверсия - интроверсия, стабильность - нестабильность, психопатия). Кроме того, EPQ включал в себя шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете.

Эти идеи были развиты американскими психологами Robert R, МсСгае и Paul T. Costa. В 1978-1983 гг. они с помощью методов кластерного и факторного анализа сконструировали трехфакторную модель основных личностных свойств под названием NEO-I: Neurotism -Extroversion - Openess Inventory (методика нейротизма - экстраверсии - открытости). Тем самым был создан надежный плацдарм для дальнейшего поступательного движения.

В 1985-1989 гг. соавторы к трем факторам добавили еще два: дружелюбность (Agreeableness) и добросовестность (Conscientiousness). Так появилась первая в истории пятифакторная модель личностных свойств. Официально она стала называться NEO PI (NEO Personality Inventory), a неофициально - для удобства запоминания английских названий факторов -OCEAN. Количество пунктов в тестовых заданиях увеличилось со 109 до 181.

В 1992-1996 гг. МсСгае и Costa переработали свою методику. Число факторов они оставили прежним. Однако у каждого из них появилось по 6 факторов. Для выявления одного фактора предлагалось ответить на восемь вопросов. То есть общее число пунктов в вопроснике увеличилось со 181 до 240 (5x6x8) единиц. Некоторые факторы изменили свое содержание и, следовательно, наименование. Для удобства запоминания теперь уже не английских, а русских названий стала употребляться аббревиатура ОСЭАН: Открытость, Сознательность, Экстраверсия, Альтруистичность, Нейротизм.

Официально третью (и пока, по нашим сведениям, последнюю) пятифакторную модель МсСгае и Costa в научной литературе принято кодировать «NEO PI-R» или «Revised NEO Personality Inventory» (пересмотренный личностный опросник NEO), но чаще его называют «Big five» («Большая пятерка»). Она предназначена для взрослых (от 18 лет) мужчин и женщин без психических патологий. Опросник к насто-

ящему времени переведен с английского более чем на 30 языков, в том числе на голландский, китайский, корейский, немецкий, русский, эстонский [12].

В 1998 г. японец Х. Тсуйи, адаптируя «NEO PI-R» для соотечественников, предложил биполярность каждого фактора: экстраверсия - интроверсия, привязанность - отдаленность, контролирование - естественность, эмоциональность - эмоциональная сдержанность, игривость - практичность. По мнению автора, новая версия позволяет полнее охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает ее своеобразие [13].

Цель, к которой постоянно стремится психологическая наука, - это лаконичность и одновременно полнота описания личности. Японская версия «Big five» представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению стимульных высказываний. Иными словами, суммарное число структурных единиц оказалось в 1,6 раза (240:150) меньше, чем в американской версии опросника. Стимульный материал оценивается по пятизначной шкале.

«Большая пятерка» в настоящее время широко используется как зарубежными, так и отечественными психологами. Это дало основание для формулирования положений пятифакторной теории личности. Последняя постулирует общечеловеческую универсальность пятифакторной структуры, генетическую детерминацию черт личности и хода их онтогенетического развития, иммунность черт личности к пожизненному опыту и т. д. Все, что было сказано об этапах появления на свет японской версии «Big five», в предельно сжатом виде представлено в следующей таблице.

Мы полагаем, что диагностические данные, полученные в результате использования опросника Х. Тсуйи вполне могут рассматриваться как психологический факторный конструкт ПО студентами.

Третьим методическим инструментом является социально-демографическая анкета. По аналогии с методикой Тсуйи мы предложили биполярный подход для каждого социальнодемографического фактора: мужчины - женщины, младшие - старшие, состоящие в браке -вне брака, проживающие дома - вне дома, горожане - селяне, «технари» - гуманитарии.

Таблица

Факторные конструкты измерения свойств личности

№ п/п Автор, годы Теории, подходы Методические инструменты

1 Allport G.W., 1937-1968 Теория черт личности Перечень критериев определения черт личности (8 пунктов)

2 Cattell R.B., 1946-1965 Структурная теория черт личности Шестнадцать личностных факторов (16 PF)

3 Eysenck H.J., 1947-1975 Теория типов личности Личностный опросник Eysenck (EPQ)

4 McCrae R.R., Costa P.T., 1979-1996 «Большая пятерка» Личностный опросник NEO (240 вопросов)

5 Тсуйи X., 1998 Биполярный подход к «Большой пятерке» Сокращенный вариант личностного опросника NEO (75 пар утверждений)

Первый фактор: мужчины - женщины. Проблема ПО студентов в гендерном аспекте напрямую связана с их психосоциальным развитием. Согласно Erikson, в этот период жизни освоение половой роли представляет собой едва ли не основную задачу индивидуума. Сюда входят: закрепление представлений о себе как о существе мужского или женского пола, принятие соответствующего набора поведенческих характеристик и т. п. Расхождение в претензиях на выполнение определенной сексуальной роли и возможность ее осуществления порождает у индивидуума сексуальную агрессивность и ПО [Эриксон 2006]. У женщин менее, чем у мужчин, выражен высокий уровень ПО, потому что им легче окунуться в бытовые и учебные заботы, нежели мужчинам. По нашему мнению, существенным фактором, влияющим на ПО современных мужчин-студентов, является увеличение времени, проводимого ими за телевизором, видео, персональным компьютером или ноутбуком. Это приводит к сужению возможностей для раскрытия внутреннего мира, к уменьшению разнообразия обсуждаемых тем, к депривации потребностей и, как следствие, к самоощущению ПО.

Второй фактор: младшие - старшие. На наш взгляд, эвристический потенциал возрастного аспекта ПО может быть раскрыт с помощью концепции «психосоциального моратория» Erikson [Erikson 2006]. Этим термином обозначается санкционированный обществом период между детством и взрослостью, в течение которого индивидуум имеет возможность экспериментировать с целью нахождения социально-приемлемой идентичности и роли. Продолжительность и интенсивность протекания этого периода различны. Но если к концу не удается сформировать свою идентичность, индивид глубоко страдает, что, в свою очередь, может послужить причиной проявления у него ПО. Однако категорию «возраст» признать причинным фактором ПО можно лишь условно. Это объясняется тем, что не возраст сам по себе, а социальная ситуация развития, то есть личностные и социально-демографические изменения, связанные с возрастом, влияют на остроту и характер ПО. Черты и свойства, приписываемые культурой общества людям различных возрастных страт, задаются им в качестве норм. Таким образом, инварианты возрастных процессов, связанных с ПО, осознаются с различной степенью и модальностью.

Третий фактор: состоящие в браке - вне брака. Один из главных признаков современной демографической модернизации заключается в переносе центра тяжести социального контроля над семейным поведением людей с социетального на индивидуальный уровень. Эта новация плохо вписывается в традиционные нормы человеческого общения и нередко воспринимается как свидетельство кризиса современной семьи. Однако не следует забывать и о

другой чаше весов: расширение свободы выбора в семейной области, увеличение возможности удовлетворения личных потребностей, самореализация, равенство партнеров и т. д. Одновременное пребывание на двух подвижных «чашах весов» вызывает чувство социальной неуверенности, психологического дискомфорта и, как следствие, - ПО. Людям, его испытывающим, труднее вступить в брак. Поэтому, вероятно, среди холостых и незамужних удельный вес с ПО несколько больше, чем среди женатых и замужних. Однако и супружеские пары нередко испытывают самоощущение ПО. «Утрачиваются не люди, но отношения с ними». Самые частые причины одиночества в семейной жизни - это зацикленность на себе, неуверенность в своей привлекательности, робость и закрытость. Возникающие проблемы супруги, как правило, решают внутри семьи, не вынося «сор из избы», что повышает степень их психологического дискомфорта и находит отражение в более высоком уровне ПО.

Четвертый фактор: проживание дома - вне дома. Первую группу составляют студенты, живущие в квартире с родственниками или отдельно. Вторую - студенты, проживающие в общежитии, коммунальной квартире (возможны другие варианты). Известно, что личность оценивает социальные контакты как желательные, когда испытывает психологическую потребность в отношениях с другими людьми. Ожидание желательных отношений может зависеть от предыдущего опыта. Например, если первокурсник, впервые надолго покинувший родной дом, не встречает в студенческом общежитии или у хозяев съемного жилья «помогающего» отношения, то возникает чувство неудовлетворения. Тем самым сравнение ожидаемых и действительных социальных контактов может вызвать отрицательные эмоциональные реакции по отношению к другим людям и явиться критической точкой для самоощущения ПО. У «домашних» студентов, вероятно, имеют место собственные причины для ПО. В силу относительной замкнутости места проживания и / или родительского контроля они ограничены в возможности завязывать новые социальные контакты, удовлетворяющие их потребность в общении, во взаимоотношениях со сверстниками.

Пятый фактор: горожане - селяне. Для нынешнего состояния российского общества характерны промежуточные маргинальные слои. Причем ситуация усугубляется значительным дисбалансом положения селян и горожан, имеющих, так сказать, неодинаковую степень маргинальности. Человек, порвавший связи с малой родиной, оторвавшийся от своих социальных корней, испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя ее главную причину в общественных переменах. Поведение выходца из сельской глубинки уже не вписывается в рамки прежней системы отношений и еще не вписывается в рамки новой системы. Он живет одновременно в двух мирах, не будучи полностью адаптированным ни к одному из них. Интеграция личности такого человека затруднена, его сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, впадает в агрессивность или, напротив, в социальную апатию. И, как следствие всего, испытывает острое самоощущение ПО.

Шестой фактор: «технари» - гуманитарии. На наш взгляд, между студентами-гуманита-риями и студентами технических специальностей, если смотреть на них с позиции исследуемой проблемы, существует глубинное качественное отличие. Причины последнего, с нашей точки зрения, кроются в различных стратегиях восприятия, мышления и памяти. Они же обусловливают профессиональный выбор, проявляются в особенностях и силе ПО. В ходе учебного процесса различие углубляется. В программу обучения учителя-гуманитария включены педагогическая практика и психолого-педагогические дисциплины и, следовательно, использованы нетипичные для других вузов и факультетов образовательные технологии - тренинги, ролевые и имитационные игры, воспитательные мероприятия и т. п. Специфика подобного рода технологий состоит в том, что в их центре находится личность. Специфика усвоения, например, технологии выплавки металлов иная. Здесь существуют достаточно определенные правила, оформленные в физико-математические формулы, строгие чертежи и схемы зависимости, которые нужно запоминать и переносить. Это те структурнофункциональные отношения, которые характеризуют мир предметный, вещный. Они слож-

ны и определяются структурой связей, которые достаточно стабильны, можно сказать, неизменны. При изучении инженерно-технических дисциплин стратегию поиска задает усвоенная структурно-функциональная рамка. Кроме того, овладение такими науками, как «Сопротивление материала», «Теоретическая механика», «Математический анализ» и другие, требует сверхэксплуатации памяти. В условиях же любой сверхэксплуатации по закону компенсации снижается эффективность сопряженных психических процессов. Последнее обстоятельство позволяет предположить, что студенты-«технари» менее рефлексивны, недостаточно способны к тонкому психологическому анализу человеческих взаимоотношений и глубокому проникновению во внутренний мир другого человека.

На основании сказанного можно сделать вывод, что для исследования проблемы переживания одиночества студентами в зависимости от психологических, социально-демографических факторов целесообразно использовать методики, указанные в начале статьи:

- модифицированную шкалу одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона, включающую 20 утверждений и позволяющую классифицировать выборочную совокупность испытуемых по уровню ПО на три группы;

- пятифакторный опросник личностных свойств Х. Тсуйи, состоящий из 75 парных высказываний и дающий возможность дифференцировать респондентов на группы в зависимости от наличия тех или иных биполярных психологических факторов;

- социально-демографическую анкету, включающую в свой состав 8 позиций, которые обеспечили условия для группировки испытуемых по восемь диад социально-демографических факторов.

Этот инструментарий позволяет всесторонне и комплексно исследовать феномен ПО студентов в зависимости от психологических и социально-демографических факторов.

Библиографический список

1. Блейк, В. Поговорки ада / В. Блейк // Цит. по: Кларк, М., Эндерсон, Б.Г.

2. Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка / Л.Э. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - С. 169-191.

3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: Методы и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом «Бахра-М», 2004. - 672 с.

4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 341 с.

5. Allport, G.W. Personality: A psychological interprétation / G.W. Allport. - N.Y: Holt, Pvinehart and Winston, 1937.

6. Allport, G.W. Pattern and growth in personality / G.W. Allport. - N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961.

7. Allport, G.W. The person in psychology: Selected essays / G.W. Allport. - Boston: Beacon Press, 1968

8. Cattell, R.B. Description and measurement of personality / R.B. Cattell. - N.Y.: World Book, 1946.

9. Cattell, R.B. The scientific analysis of personality / R.B. Cattell. - Baltimore: Penguin Books, 1965.

10.Eysenck, H.J. Dimensions of personality / H.J. Eysenck. - London: Rootledge & Kegan Paul, 1947.

11.Eysenck, H.J. The inquality of man / H.J. Eysenck. - London: Temple Smith, 1975.

12. http://mirslovarei.com/content psy/B OLSHAJA-PJATERKA-1159.html.

13.http://psytest.info/content/view/l 9/9.

1 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.