Научная статья на тему 'ПЕРЕЖИВАНИЕ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АФРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

ПЕРЕЖИВАНИЕ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АФРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
переживание истории / африканская идентичность / африканское единство / Африканский Союз / Африканская система защиты прав человека и народов.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорская А.А.

В статье процесс переживания истории, характерный на современном этапе для всех континентов, рассматривается как фактор формирования африканской идентичности. Выделены исторические периоды и факты, оказывающие наибольшее влияние на современную африканскую самоидентификацию. Рассмотрено значение принципа самоопределения народов в процессе их самоидентификации. Показаны проблемы, связанные с потерей африканской идентичности и приобретения множественной идентичности в связи с массовыми миграционными процессами, в том числе, среди беженцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЖИВАНИЕ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АФРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

ДОРСКАЯ Александра Андреевна,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, e-mail adorskaya@yandex.ru SPIN-код: 9965-3211, AuthorID: 314268

ПЕРЕЖИВАНИЕ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АФРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

(Данная статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 22-28-01346 «Переживание истории как фактор самоидентификации государств и народов в XXI веке: равовое измерение»)

Аннотация. В статье процесс переживания истории, характерный на современном этапе для всех континентов, рассматривается как фактор формирования африканской идентичности. Выделены исторические периоды и факты, оказывающие наибольшее влияние на современную африканскую самоидентификацию. Рассмотрено значение принципа самоопределения народов в процессе их самоидентификации. Показаны проблемы, связанные с потерей африканской идентичности и приобретения множественной идентичности в связи с массовыми миграционными процессами, в том числе, среди беженцев.

Ключевые слова: переживание истории, африканская идентичность, африканское единство, Африканский Союз, Африканская система защиты прав человека и народов.

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-67-72 NIION: 2018-0076-10/22-1031 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1229

DORSKAYA Aleksandra Andreevna,

Doctor in Law, Professor, Head of Department of Theoretical Legal Disciplines of North-Western branch of the Russian State University of Justice, Professor of Department of International Law of the Herzen State University of Russia

EXPERIENCING HISTORY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF AFRICAN IDENTITY: LEGAL DIMENSION

Annotation. In the article, the process of experiencing history, characteristic at the present stage for all continents, is considered as a factor in the formation of African identity. Historical periods and facts that have the greatest impact on modern African self-identification are highlighted. The importance of the principle of self-determination of peoples in the process of their self-identification is considered. The problems associated with the loss of African identity and the acquisition of multiple identities in connection with mass migration processes, including among refugees, are shown.

Key words: experiencing history, African identity, African unity, African Union, African System for the Protection of Human and Peoples' Rights.

Переживание истории стало одной из серьёзнейших проблем человечества в XXI веке. Данное явление охватило практически все континенты, хотя имеет разную природу и цели. Для европейских стран - это, прежде всего, переживание событий Второй мировой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

войны с её массовыми разрушениями, потерями миллионов человеческих жизней, противоречивших сложившейся к ХХ веку системе европейских ценностей, для стран Океании - акцентирование негативных последствий эпохи великих географических открытий, которая принесла с собой коло-

низацию, для США - события Гражданской войны 1861-1865 гг., означавшие победу над рабовладением, и т.д.

Особое место оценка прошлого занимает в культуре африканских стран, поскольку многовековой колониальный период сопровождался процветанием рабства и угнетения местного населения. К началу ХХ века более 90 % территории к югу от Сахары находилось под контролем европейцев, многие из них воспринимали коренных жителей как «дикарей», которым нужно прививать культуру [12, с.10]. Несмотря на огромные успехи в преодолении остатков колониальной системы, современные африканские исследователи отмечают, что сейчас на континенте идёт строительство «африканской супер-культуры», которая может помочь в утверждении своей идентичности и противостоянии её подавлению [17, р.81]. Вместе с тем, в XXI веке появилось понятие «глобальной Африки», когда благодаря процессам массовой миграции континент как бы стал преодолевать свои географические границы [13, с.92], что может привести как к потере африканской идентичности, так и к наполнению её новым содержанием. Комиссия Африканского Союза даже дала определение африканской диаспоре как объединению людей африканского происхождения, живущих за пределами континента, вне зависимости от гражданства и национальности [15].

Процесс формирования африканской идентичности можно рассмотреть на двух уровнях: государственном и общественном.

Переживание истории является важным фактором формирования африканской идентичности на государственном уровне.

Это выражается, прежде всего, в двух процессах.

Первый - в силу глобализационных процессов и региональной интеграции, которые охватили с конца ХХ века весь мир, африканские страны не могли не использовать такой механизм как создание международной интеграционной организации. В 1963 г. была создана Организаций африканского единства, переименованная в 2002 г. в Африканский Союз. Это достаточно сложное образование, поскольку, по мнению экспертов, это цивилизаци-онный политический проект [3], объединивший всю Африку. На сегодняшний день его участниками являются 55 государств. Одним из важнейших объединительных элементов данного образования является общее колониальное прошлое, а поэтому одной из целей является коллективное противостояние влиятельным игрокам на международной арене. Существует несколько государств, которые могли бы стать его стержнем (Египет, ЮАР, Нигерия, Эфиопия), но пока таковым не являются.

Вместе с тем, исследователи отмечают, что именно в рамках Африканского Союза появились такие новые наднациональные органы, как Ассамблея, состоящая из глав государств и председателей правительств, Исполнительный совет, в который входят министры иностранных дел, с 2004 г. - Панафриканский парламент, с 2015 г. - общеафриканские вооружённые силы для противостояния радикальному исламу [3], которые не имеют точных аналогов в других интеграционных образованиях.

Африканский Союз позволяет африканским странам выступать в качестве коллективного партнёра на международной арене для других организаций. В частности, 7-18 февраля 2022 г. в Брюсселе состоялся 2-хдневный саммит Европейского и Африканского Союзов. Представительство африканских стран было очень широким: в саммите приняли участие главы 40 из 55 государств-членов Африканского Союза. Было проведено семь тематических круглых столов, тогда как раньше были пленарные заседания, в ходе которых каждый глава государства выступал несколько минут [9].

Важное значение имеет то, что развитие Африканского Союза не мешает становлению других интеграционных образований с участием стран Африки. Так, ЮАР является членом БРИКС, для Египта важное направление - участие в Союзе для Средиземноморья и т.д.

На современном этапе африканской интеграции и африканскому единству придаётся настолько большое значение, что осуждение африканских лидеров за пределами Африки представляется серьёзным нарушением, и отстаивается идея, что суд над африканцами может осуществляться только в Африке [18, р. 63].

Второй процесс связан с проблемой самоопределения народов, которая неизбежно затрагивает территориальные вопросы. Согласно статье 20 Африканской хартии прав человека и народов,

«1. Все народы имеют право на существование. Они имеют неоспоримое и неотъемлемое право на самоопределение. Они свободно определяют свой политический статус и осуществляют свое экономическое и социальное развитие в соответствии с политикой, которую они свободно избрали.

2. Колониальные или угнетенные народы имеют право на освобождение от уз господства любыми средствами, признанными международным сообществом.

3. Все народы имеют право на помощь со стороны государств - участников настоящей Хартии в своей освободительной борьбе против иностранного господства, будь оно политическим, экономическим или культурным» [14].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

То, что в понятие «самоопределение» вкладываются разные смыслы, можно проследить на примере нескольких африканских стран. По оценке зарубежных специалистов, Сомали, с одной стороны, и Эритрея и Южный Судан, с другой стороны, являют собой пример того, насколько сложно бывает построить государство с той или иной формой демократического управления и одновременно получить международно-правовое признание: Сомали заметно продвинулся вперед в первом, в то время как у Эритреи и Южного Судана все наоборот [16, р.55-60].

Анализ прецедентного права Африканской комиссии по правам человека и народов позволил А. Саломону сделать в отношении реализации права на самоопределение два вывода. Пессимистичный заключается в том, что широкое признание права на самоопределение африканских народов приведет к дальнейшему ослаблению структур и институтов управления и в конечном итоге к распаду африканских государств. Оптимистичный состоит в том, что реализация прав на самоопределение многих народов Африки может привести к появлению более демократических правительств [20, р.236].

Переживание истории стало важным фактором формирования также африканский народной идентичности.

Во-первых, формирование идентичности в разных африканских странах строится на различных событиях прошлого, которые как бы служат отправной точкой в данном процессе. Например, в Кении одним из ключевых событий, повлиявших на становление постколониальной национальной идентичности, стала освободительная война Мау-Мау в 1950-х годах [19, р.19], а в Нигерии - национальная самобытность в постколониальный период формировалась под влиянием гражданской (биафранской) войны 1960-х годов [19, р.80].

Во-вторых, выстраивание идентичности африканских народов происходило и происходит в условиях сложных взаимоотношений представителей разных вероисповеданий.

Этот процесс можно рассмотреть на примере Египта, где исторически произошло сложное переплетение культуры египетских коптов - христиан, составляющих от 15 до 20 % жителей страны при том, что ещё около полутора миллионов проживают в других африканских странах, США и в Европе, и мусульман, составляющих вероисповедное большинство, в результате чего идут жаркие дискуссии по вопросу, можно ли относить египтян к арабскому миру [12, с.5].

Разнообразие верований на Африканском континенте настолько велико, что по решению ЮНЕСКО в справочных изданиях стало использоваться единое название - анимизм, имеющее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

условный характер [2, с.23]. Вместе с тем, современные исследования показывают, что традиционные верования всё больше уступают место мировым религиям. Например, на территориях южнее Сахары по данным 2010 г. проживало около 57,2 % христиан и 29,6 % мусульман [10, с.136].

Во-третьих, отношения африканского населения и европейских колонизаторов носили более сложный характер, чем просто подавление и угнетение, поэтому очень важным в процессе самоидентификации является объективный анализ, не позволяющий встать на путь объявления целых народов жертвой. Так, к примеру, английские чиновники и миссионеры в южноафриканских колониях в XIX веке были шокированы обычаем лобола - выплаты брачного выкупа отцу невесты, как правило, посредством передачи скота. Будучи христианами, они воспринимали его как акт купли-продажи, после которого женщина переходит в состояние рабства [5, с.29]. Однако, когда в 1864 г. коренное население Капской колонии было объявлено британскими подданными, был принят закон, согласно которому африканское население Британской Кафрарии могло по-прежнему жить в соответствии со своими законами и обычаями [5, с.30]. Лобола стала для коренных жителей своеобразным символом их самобытности и идентичности, который поддерживался в дальнейшем не столько потому, что был необходим экономически, а в силу противостояния другой культуре.

Кроме того, необходимо рассматривать вопрос об европейском влиянии на африканские страны и народы в колониальный период с позиций историзма. Если в XIX веке колонизаторы всячески пытались насаждать собственную культуру, то после Первой мировой войны ситуация была уже другой. Например, в 1925 г. в Англии был издан Меморандум по вопросам образования в британских территориях, нацеленный на реализацию политики адаптации системы образования к местным условиям, а после Второй мировой войны, в 1948 г., был открыт Ибаданский университетский колледж для подготовки нигерийский интеллигенции [4, с.1149].

Как отмечают современные исследователи, историю Африки предопределило две важных особенности: сформировался регион, обладающий единой, сформированной историческими обстоятельствами колониального управления, культурной идентичностью [1, с.10], и большинство африканских народов создали культуры «открытого» типа, позволяющие взаимодействовать и местным африканским культурам друг с другом, и европейской, и исламской культурам с традиционными культурами [2, с.22-23].

В-четвёртых, достаточно своеобразно во многих африканских странах выстраивается «язы-

ковой круг». Например, в Южной Африке шотландские миссионеры опубликовали алфавит коса ещё в 1823 г. С этого времени именно миссионеры занимались развитием орфографии и стандартизацией местных языков на Африканском континенте. В результате в такого исторического развития, а также принятия дискриминационных законов в период апертеида в ЮАР (1948-1994 гг.) сейчас распространены двуязычные газеты (англоязычные и местные африканские), причём исследователи отмечают, что сформировался южноафриканский территориальный вариант английского языка [7, с.567].

Существуют африканские страны, где английский язык является государственным языком. Например, такая ситуация наблюдается в Нигерии, где проживает 250 этнических групп, представители которых говорят на 521 языке, а общая численность населения уже десять лет назад превышала 170 млн. человек [4, с.1146-1147]. Именно поэтому вопрос об африканской идентичности напрямую связывается с сохранением языков коренного населения.

В-пятых, очень важным элементом в формировании идентичности африканских стран и народов является признание как собственной роли в преодолении колониального периода и его последствий, так и роли европейской культуры в данном процессе. В частности, предметом исследований стал негритюд («чёрная идентичность») - политическая программа, философское направление и поэтическая школа, появившаяся в интеллектуальных кругах Парижа в 1930-е гг. как концепция антиколониального плана. Одним из её создателей был Леопольд Седар Сенгор, ставший в 1960 г. первым Президентом Сенегала. Это был панафриканский проект по обретению идентичности посредством столкновения и взаимодействия африканской и европейской культур [6].

В-шестых, именно процесс переживания истории позволил африканским странам создать самобытную региональную систему прав человека и народов, в которой нашли сочетание как индивидуальные, так и коллективные права. Как отмечают А.М. Солнцев и Д.В. Воробьёв, «где, как ни в Африке, должен был появиться документ подобного рода? На континенте, современный политический вид которого появился в совместной борьбе народов с колониализмом» [11, с.33].

На Африканском континенте с юридической точки зрения остро встал вопрос о понятии коренных народов, поэтому сначала использовались разные термины - «население», «сообщества», и только затем стало употребляться более используемое на международном и национальном уровне понятие «коренные народы».

Однако можно выделить и аспекты, свидетельствующие о том, что африканские народы испытывают на себе и другую тенденцию - потерю собственной идентичности. Прежде всего, это относится к большим группам людей, вынужденным покинуть свои дома в связи с вооружёнными конфликтами. Ярким примером являются беженцы из Сомали, где с конца 80-х гг. прошлого века фактически идёт гражданская война. По оценке специалистов, за это время появился слой людей, считающих себя «гражданами мира», которые постоянно перемещаются с места на место, обладая множественностью идентификаций, нигде не задерживаясь надолго [8, с.16]. Одним из массовых проявлений этого процесса является эмиграция с Африканского континента в Европу.

Таким образом, важнейшим фактором формирования африканской идентичности является переживание исторического прошлого, причём это касается как истории всего континента, так и конкретных стран. Определяющим в этом процессе является колониальный период, породивший, с одной стороны, рабство, угнетение, а с другой - способствовавший развитию интеграционных тенденций, которые стали набирать силу во второй половине ХХ века и ярко проявляется на современном этапе.

Список литературы:

[1] Ашаева А.В. Постколониальный дискурс и рецепция Античности: африканская идентичность греко-римского мира // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 4. С.9-15.

[2] Бельский В.Ю., Кошта О.Ф. Африканская цивилизация: проблема идентичности // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. № 1. С.22-25.

[3] Битиева З.Р., Ярошенко А.С. Сравнительный анализ Евразийского союза, МЕРКОСУР и Африканского Союза, как цивилизационный политических проектов // Либерально-демократические ценности. 2019. № 3-4 // https://liberal-journal. ru/PDF/03PLLD319.pdf (дата обращения: 21.09.2022 г.).

[4] Борисова А.А., Ильина Н.Ю. Языковая ситуация и языковая политика в Нигерии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка, семиотика, семантика. 2017. Т.8. № 4. С.1146-1160.

[5] Воеводский А.В. Восприятие обычая лобола (брачного выкупа) в Капской колонии во второй половине XIX века // Кунсткамера. 2019. № 4(6). С.28-34

[6] Древс-Сылла Г. «Тоска по мировой культуре» и «civilisation de l'universel»: поэтическое конструирование Африки и мировая культура в акмеизме и негритюде. Ч. 1 // https://cyberleninka. ru/article/n/toska-po-mirovoy-kulture-i-civilisation-de-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

lumversel-poeticheskoe-konstruirovanie-afriki-i-mirovaya-kultura-v-akmeizme-i-negrityude-chast-1/ viewer (дата обращения: 21.09.2022 г.).

[7] Ковальцова Е.В., Майданский М.А. Влияние апартеида на англоязычный дискурс в Южной Африке // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т.41. № 3. С.562-568.

[8] Мильто А.В. Социокультурные проблемы миграции и адаптации (на примере сомалийских мигрантов) // Уральский исторический вестник. 2018. № 3 (60). С.16-24.

[9] Об итогах VI саммита Африканский союз - Европейский союз // Институт Африки Российской академии наук // https://www.inafran.ru/ node/2632 (дата обращения: 21.09.2022 г.).

[10] Следзевский И.В. Борьба за истинную веру: религиозная революция в Чёрной Африке // Религия и общество на Востоке. 2020. № 4. С.127-161.

[11] Солнцев А.М., Воробьёв Д.В. Защита прав коренных народов в рамках Африканской региональной системы защиты прав человека // Евразийский юридический журнал. 2014. № 1(68). С.33-36.

[12] Сологян А.А., Касарова В.Г. Теоретико-методологические основы взаимоотношений мусульман и коптов в исторической перспективе // Новые исторические перспективы. 2021. № 4. С.5-17.

[13] Хохолькова Н.Е. «Африканцы XXI века»: репрезентации транскультурной идентичности в виртуальном пространстве // Этнография / Etnografia. 2020. № 3 (9). С.90-102.

[14] African Charter on Human and Peoples' Rights // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт // https://treaties.un.org/doc/ Publication/UNTS/Volume0%201520/volume-1520-I-26363-English.pdf (дата обращения: 21.09.2022 г.).

[15] African Union. Diaspora & Civil Society Engagement // https://au.int/en/diaspora-civil-society-engagement (дата обращения: 21.09.2022 г.)

[16] De Waal, A., Sarah M. H. Nouwen. The necessary indeterminacy of self-determination: Politics, law and conflict in the Horn of Africa // Nations and Nationalism. 2021. 27. Р. 41-60 // https://doi. org/10.1111/nana.12645 (дата обращения: 21.09.2022 г.).

[17] N'Guessan K.G. (Multi/inter)culturalism and identity recognition:stake for Africa // https:// cyberleninka.ru/article/n/multi-inter-culturalism-and-identity-recognition-stake-for-africa/viewer (дата обращения: 21.09.2022 г.).

[18] Nwagboso, A. Ch. Right to self-determination: the trial of African leaders in Africa // Global Journal of Politics and Law Research. 2019. Vol.7. No.1. P.52-63.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[19] Palmberg, M. National identity and democracy in Africa. Uppsala: The Nordic Africa Institute, 1999. 352 p.

[20] Salomon, S. Self-determination in the Case Law of the African Commission: Lessons for Europe. Verfassung und Recht in Übersee // Law and Politics in Africa, Asia and Latin America. 2017. Vol. 50. No. 3. Special Issue: Self-Determination and Indigenousness. Pp. 217-241 // https://doi. org/10.5771/0506-7286-2017-3-217 (дата обращения: 21.09.2022 г.).

Spisok literatury:

[1] Ashaeva A.V. Postkolonial'nyj diskurs i recepciya Antichnosti: afrikanskaya identichnost' gre-ko-rimskogo mira // Vestnik Nizhegorodskogo univer-siteta im. N.I. Lobachevskogo. 2017. № 4. S.9-15.

[2] Bel'skij V.YU., Koshta O.F. Afrikanskaya civ-ilizaciya: problema identichnosti // Social'no-gumani-tarnoe obozrenie. 2018. № 1. S.22-25.

[3] Bitieva Z.R., YAroshenko A.S. Sravnitel'nyj analiz Evrazijskogo soyuza, MERKOSUR i Afrikan-skogo Soyuza, kak civilizacionnyj politicheskih proek-tov // Liberal'no-demokraticheskie cennosti. 2019. № 3-4 // https://liberal-journal.ru/PDF/03PLLD319.pdf (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.).

[4] Borisova A.A., Il'ina N.YU. YAzykovaya situ-aciya i yazykovaya politika v Nigerii // Vestnik RUDN. Seriya: Teoriya yazyka, semiotika, semantika. 2017. T.8. № 4. S.1146-1160.

[5] Voevodskij A.V. Vospriyatie obychaya lobola (brachnogo vykupa) v Kapskoj kolonii vo vtoroj polovine XIX veka // Kunstkamera. 2019. № 4(6). S.28-34

[6] Drevs-Sylla G. «Toska po mirovoj kul'ture» i «civilisation de l'universel»: poeticheskoe konstru-irovanie Afriki i mirovaya kul'tura v akmeizme i negri-tyude. CH. 1 // https://cyberleninka.ru/article/n/tos-ka-po-mirovoy-kulture-i-civilisation-de-lumversel-po-eticheskoe-konstruirovanie-afriki-i-mirovaya-kultu-ra-v-akmeizme-i-negrityude-chast-1/viewer (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.).

[7] Koval'cova E.V., Majdanskij M.A. Vliyanie aparteida na angloyazychnyj diskurs v YUzhnoj Afrike // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2022. T.41. № 3. S.562-568.

[8] Mil'to A.V. Sociokul'turnye problemy migracii i adaptacii (na primere somalijskih migrantov) // Ural'skij istoricheskij vestnik. 2018. № 3 (60). S.16-24.

[9] Ob itogah VI cammita Afrikanskij soyuz -Evropejskij soyuz // Institut Afriki Rossijskoj akademii nauk // https://www.inafran.ru/node/2632 (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.).

[10] Sledzevskij I.V. Bor'ba za istinnuyu veru: religioznaya revolyuciya v CHyornoj Afrike // Religiya i obshchestvo na Vostoke. 2020. № 4. S.127-161.

[11] Solncev A.M., Vorob'yov D.V. Zashchita prav korennyh narodov v ramkah Afrikanskoj region-al'noj sistemy zashchity prav cheloveka // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2014. № 1(68). S.33-36.

[12] Sologyan A.A., Kasarova V.G. Teore-tiko-metodologicheskie osnovy vzaimootnoshenij musul'man i koptov v istoricheskoj perspektive // Novye istoricheskie perspektivy. 2021. № 4. S.5-17.

[13] Hohol'kova N.E. «Afrikancy XXI veka»: reprezentacii transkul'turnoj identichnosti v virtu-al'nom prostranstve // Etnografiya / Etnografia. 2020. № 3 (9). S.90-102.

[14] African Charter on Human and Peoples' Rights // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij. Oficial'nyj sajt // https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/ Volume%201520/volume-1520-I-26363-English.pdf (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.).

[15] African Union. Diaspora & Civil Society Engagement // https://au.int/en/diaspora-civil-socie-ty-engagement (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.)

[16] De Waal, A., Sarah M. H. Nouwen. The necessary indeterminacy of self-determination: Politics, law and conflict in the Horn of Africa // Nations

and Nationalism. 2021. 27. R. 41-60 // https://doi. org/10.1111/nana.12645 (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.).

[17] N'Guessan K.G. (Multi/inter)culturalism and identity recognition:stake for Africa // https:// cyberleninka.ru/article/n/multi-inter-cultural-ism-and-identity-recognition-stake-for-africa/viewer (data obrashcheniya: 21.09.2022 g.).

[18] Nwagboso, A. Ch. Right to self-determination: the trial of African leaders in Africa // Global Journal of Politics and Law Research. 2019. Vol.7. No.1. P.52-63.

[19] Palmberg, M. National identity and democracy in Africa. Uppsala: The Nordic Africa Institute, 1999. 352 p.

[20] Salomon, S. Self-determination in the Case Law of the African Commission: Lessons for Europe. Verfassung und Recht in Übersee // Law and Politics in Africa, Asia and Latin America. 2017. Vol. 50. No. 3. Special Issue: Self-Determination and Indigenous-ness. Pp. 217-241 // https://doi.org/10.5771/0506-7286-2017-3-217 (data obrashcheniya: 21.09.2022

g).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.