ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 1(091):316:316.3
Н. Н. Равочкин
Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия,
Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБОСОБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКИ КАК СОЦИОСФЕРЫ
В статье предпринимается попытка проведения философского анализа современной Африки для постижения ее в качестве особой социальной сферы («социосфера») генезиса и продуцирования идей, которые бы могли быть использованы в качестве инструмента для социальной эволюции государств данного континента. «Социосфера» является важнейшей составляющей четырехчастной онтологии Н.С. Розова, взгляды которого на исследование интеллектуальных практик разделяет автор. В качестве основных методов и подходов, выступающих действенными способами решения исследовательских задач, выбирается синтетическая методология. Рассматриваются основные факторы, позволяющие определить обособление африканского континента как социосферы. Установлено, что африканские интеллектуалы все же в большей степени склонны обращаться к европейским идеям, модифицируя их для собственных условий. Выявлена связь между политическим суверенитетом стран Африки и институциональным обновлением их экономических сфер общественной жизни. Обращается внимание на возможные негативные последствия технико-технологической модернизации африканского континента. Приводится любопытная закономерность, которая свидетельствует о синкретизме политики и религии в ряде африканских государств. В результате проведенного анализа основных тематических работ, посвященных проблемам развития современной Африки, автор приводит выводы.
Ключевые слова: идеи, интеллектуалы, социосфера, общество, Африка, социальные трансформации, историческая макросоциология, регион, коммуникация.
N. N. Ravochkin
Kuzbass state agricultural academy, Kemerovo, Russia e-mail: [email protected]
PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF MODERN AFRICA MODULATION
AS A SOCIOSPHERE
17
The article attempts to conduct a philosophical analysis of modern Africa in order to comprehend it as a special social sphere ("sociosphere") of the genesis and produce ideas that could be used as a tool for the social evolution of the states of this continent. "Sociosphere" is the most important component of the four-part ontology of N.S. Rozova, whose views on the study of intellectual practices are shared by the author. As the main methods and approaches that act as effective ways of solving research problems, a synthetic methodology is chosen. The main factors that allow to determine the isolation of the African continent as a sociosphere are considered. It has been established that African intellectuals are still more inclined to turn to European ideas, modifying them for their own conditions. The connection between the political sovereignty of African countries and the institutional renewal of their economic spheres of public life is revealed. Attention is drawn to the possible negative consequences of technical and technological modernization of the African continent. An interesting regularity is given, which testifies to the syncretism of politics and religion in a number of African states. As a result of the analysis of the main thematic works devoted to the problems of the development of modern Africa, the author gives conclusions.
Keywords: ideas, intellectuals, sociosphere, society, Africa, social transformations, historical macro-sociology, region, communication.
Введение
Проблематика идей с Античности и до настоящего времени не теряет своей актуальности, представляя особую значимость для современной философии. В социально-философских исследованиях идеи интересны своим конструктивистским потенциалом, поскольку практика соединения одних мыслительных конструктов с другими и последующее руководство данными принципами наглядно показывают свою состоятельность, решая, без малого, судьбы целых стран народов. В рамках обозначенного дискурса наши основные работы были направлены на поиск оснований и сфер их происхождения, существования, трансформаций без привязки к конкретным континентам. Однако понимание проблемы практического применения не представляется возможным без анализа их географической локализации в сетях коммуницирующих между собой интеллектуалов.
Проводимый нами социально-философский анализ идей как конструктов мыслительной деятельности, продуцируемых интеллектуалами, является актуальным в рамках современного социально-гуманитарного дискурса. Исторический экскурс в освещение данного вопроса, так или иначе, задает исследователю императив обращения к различным методологическим позициям. Главным образом, все встречающиеся убеждения связаны с поиском предмета причин генезиса, структурирования и последующего развития идей. Здесь же следует обращать внимание и на условия, которые детерминируют активность интеллектуалов, как их создателей. Опираясь на положения интеллектуальной динамики и развития науки, позволим предположить, что
для современного нам мира Европа и США не могут являться теми единственными социосферами, в которых, и только в которых, создаются идеи социальной эволюции.
Методы
В качестве основных методов, позволивших определить современную Африку как социосферу, был использован ряд концепций, подходов и теорий, составляющих каркас авторской синтетической методологической программы. В качестве основных положений можно выделить мир-системный, прагматический, ценностный, цивилизационный подходы, акторно-сетевую теорию, методы исторической макросоциологии и философской компаративистки1
Результаты
Возникновение и последующая диффузия идей как интеллектуальных конструктов, способных напрямую детерминировать социальные преобразования, происходила, что логично, не только в странах европейского континента, но и усматривается, например, в государствах Африки. Сразу следует сделать предварительное замечание, что причины генезиса идей в Африке отличаются от аналогичных процессов на европейском континенте.
В частности, в Европе эпохи Нового времени обнаруживаются объективные закономерностей, которые достаточно логично раскрывают ее уникальность как первой социосферы, в которой на обозначенный период времени сложились условия, позволившие стать ей исторически первым регионов концентрации множества интеллектуалов. Мы считаем, что процессы продуцирования идей в интересующем автора примате политико-правовой сферы в аспекте институциональной упорядоченности общественной жизни и обнаружением прототипов современных институтов, связаны с рядом причин. Главным образом, это факт наличия конкуренции между интеллектуалами новоевропейского периода развития науки, как и открытость результатов проводимых ими исследований. Во-вторых, трансформация статуса науки в сторону престижности, которая создала прочные взаимосвязи с экономической сферой. Наконец, коренные изменения в образовательной деятельности позволили образоваться первым интеллектуальным сетям. Даже эти причины позволили сформировать благоприятную среду для появления передовых идей, которые бы позволили обществу достичь перманентного прогресса, соответственно, они требовали своего обновления при достижении тем или иным социумом и государством очередного уровня в своем развитии.
1 Подробнее об авторской синтетической методологии см., например, Равочкин Н.Н. Интеллектуальная жизнь: формирование и динамика идей // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 103-110. Равочкин Н.Н. Осмысление истории развития идей с позиции акторно-сетевой теории // Вестник Бурятского государственного университета. 2019. № 1. С. 59-66. Равочкин Н.Н. Роль идей в социальных преобразованиях: поиск новых гносеометодологических оснований (методология к исследовани, часть 1) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 3 (23). С. 109-115. Равочкин Н.Н. Философские идеи как детерминанты социальных изменений // Социально-политические науки. 2018. № 6. С. 97-100.
Обсуждение
Одной из существенных причин формирования идей на африканском континенте становится факт заимствования передового властного опыта европейских и американских государств, а также культурных традиций. Поэтому можно сделать следующее заявление: африканский социум фундирует создание собственных идей модификациями и конфигурациями европейского (в меньшей степени - американского) интеллектуального наследия. Однако такое заимствование объяснимо тем, что страны Африки, равно как и государства Латинской Америки, в не столь далеком прошлом являлись колониями, зависимыми от различных метрополий, что a priori означает проникновение интеллектуальных традиций в различные области жизнедеятельности этих стран. В частности, в середине XX столетия Ш. де Голль, вернувшись к идее создания федерации, признал за бывшими французскими колониями право на самоопределение и, как следствие, это привело к необходимости формирования собственных политико-правовых и остальных институтов. Однако длительный период власти метрополий напрямую сказался на характере представлений о моделях соответствующих институтов, поэтому бывшие колониальные страны начинают проевропейский курс формирования конкретных институтов.
Так, европейская идея демократического устройства государства, опредмеченная во французской конституции, провозглашает право страны на самоопределение и в 50-е гг. ХХ столетия становится реальным поводом для провозглашения африканскими странами собственной независимости, причем на основании всеобщего референдума [3]. Современные междисциплинарные исследования подтверждают, что идея демократической формы правления в политических реалиях Африки изначально воплощается во франкоязычных странах. Это легко объясняется тем, что сформулированные еще в XVIII столетии идеи свободы, равенства и братства декларировались именно французской интеллектуальной традицией. Опыт построения демократического государства прошел необходимую апробацию и, по нашему мнению, даже прижился, поэтому уже к 60-м годам XX века идеи демократии разделяли политики ряда африканских республик. Итак, мы видим, что колониальная зависимость государств африканского континента имела и масштабные негативные последствия в фактическом проявлении человеческой, политической, экономической и других форм зависимости в течение длительного времени, и одновременно с этим позитивные результаты. Последние, в частности, выражались через поэтапное опредмечивание европейского интеллектуального наследия в политико-правовой сфере, что осуществлялось не только в отдельных государств, но и целых африканских регионов.
Постепенно позитивно оцениваемые нами «демократические» сдвиги в политико-правовой сфере в бывших африканских колониях опосредуют их экономическую независимость, что выражается в формировании национальных банковских систем и института центрального банка. Напомним, что начиная с конца XIX века и до 70-х годов XX века, африканская экономическая система
находилась в зависимости от Европы. Особое влияние оказывали французские и английские центральные банки, что затрудняло изменение монетарной политики и влияние иностранных капиталов в экономике и банковской сфере Африки. Тем не менее, к 80-м годам прошлого века африканские государства начинают проводить самостоятельную экономическую политику благодаря экономической дезинтеграции, что поспособствовало введению отдельными странами национальных валют.
В дальнейшем возникший дефицит денежных средств минимизируется за счет банков, которые, по сути, были монополизированы. Исследователи экономической сферы в рамках всего континента констатируют трансформацию финансовой системы многих стран Африки. Это позволило некоторым властным силам африканских государств осуществить реализацию определенных политических идей, которые можно назвать «социалистическими» [6]. Говоря предметно, на практике была воплощена идея репрессивной политики по отношению финансовому сектору. Ее суть выражалась через формирование определенных преференций («позитивной дискриминации») отдельным секторам экономики или государственным предприятиям. Кроме этого, были ограничены максимальные процентные ставки и законодательно закреплялись высокие резервные требования к банкам и нормативным коэффициентам в аспекте балансов финансовых учреждений. Мы видим, что помимо обретения африканскими государствами политического суверенитета, в XX веке происходит также их экономическое обособление. Это позволило констатировать, что вполне конкретные идеи детерминировали обновление экономических институтов по принципам социальной инженерии.
Нужно отметить, что экономическое развитие африканских стран способствует формированию (на основе европейских идей) и распространению интеллектуальных конструктов, придающих значимость процессам интеграции стран Африки в международную систему как полноценных участников. Речь идет о том, что за африканскими странами экономический потенциал по многим причинам не признается в полной мере. Во-первых, в реалиях современной миросистемы эти государства рассматриваются как ресурсная база природных ископаемых. Во-вторых, ввиду благоприятных климатических условий, они благоприятствуют осуществлению инвестиций в различные сферы, в том числе информационную (связываем это с возможностью осуществления дополнительного контроля). В условиях глобализации при уменьшении значимости производственной сферы и возрастании роли сферы услуг Африканский континент становится предметом острой конкуренции за сферы влияния [7]. И, наконец, как показывает практика последних десятилетий, африканский континент является экспортером человеческого капитала в страны «ядра», обладающего достаточно конкурентоспособным потенциалом, что де факто свидетельствует о повальной «утечке мозгов» [2].
Одновременно с этим экономические факторы интеграции африканских государств в систему международных отношений оказывают влияние на уже
упомянутое выше развитие СМИ. К примеру, за последние годы только интернет-аудитория Африки возрастает с 3 до 119 миллионов человек. В целом, на африканском континенте постепенно начинает реализовываться перенятая у развитых государств идея технического перевооружения. Одним из множества примеров можно считать Кению и произошедшую в ней «мобильную революцию». В частности, Б. Беавоги утверждает, что «Г-н Olewe, журналист и веб-администратор The Star, разработал платформу для продвижения гражданской журналистики в Кении с помощью мобильных новостей WAN-IFRA» [2, 143]. Такое может оказаться только благодаря институциональным преобразованиям. Социально-экономические трансформации приводят фундированы европейскими и американскими идеями, а их практическое воплощение осуществляется в разной степени эффективности, поскольку зависит от их конгруэнтности африканским реалиям.
Вообще интеллектуальные конструкты формируются в социосфере под множеством факторов, которые позволяют ей сделаться «особенной» и в последующем осуществить идейную детерминацию социальных преобразований. Одним из существенных факторов также можно полагать религию и связанную с ней политико-религиозную идентичность. С одной стороны, африканские страны испытали серьезное влияние сплава ислама, католицизма и протестантизма на мировоззрение и миропонимание. Здесь можно усмотреть заимствования африканскими обществами не только европейских, но и уже и восточных традиций. В результате создается уникальная религиозная идентичность, выраженная в проявлении множества различных воззрений в национальных культурах африканских стран. Другая сторона вопроса состоит в том, что рассматриваемая идентичность в странах Африки предполагает существенные трансформации классических религиозных традиций [5, 15]. Таким образом, происходит переплетение религии и политики. Религия не только становится средством и инструментом политико-правовых процессов, но и одним из факторов и оснований интерпретации властных практик.
Исследователь В. С. Мирзеханов отмечает сильные связи между формированием образа того или иного политического субъекта и религиозной интерпретацией. Он утверждает, что «борьба между могущественными людьми принимает форму состязания в магии, где сторонники политика требуют от совета старейшин признать правоту их "чемпиона", а конкуренты протестуют, пытаются разоблачить необоснованность его притязаний на власть» [5, 15]. Все же африканские политические лидеры не гнушаются обращением к религиозным способам обоснования власти. Это позволяет нам понять, что конструирование политико-правового процесса в ряде африканских стран имеет своей спецификой достаточно архаичный синкретизм политики и религии в реалиях XXI столетия, притом, что государства этого континента по своему образу выглядят светскими для большинства исследователей. Продуцирование африканскими интеллектуалами идей или их заимствование и встраивание в сферу политики и права подкрепляется религиозными основаниями. По сути, можно установить
параллель, что в современных дебатах (англосаксонская правовая традиция) примерно таким же образом применяется аргументация в пользу конкретных положений своих программ по принципу «языковых игр». Именно речь, будь то обращенная к религии или власти, позволяет сформировать представления о желаемых образах различных субъектов, фактически запрограммировав поведение индивидов посредством высвечивания аксиологических оснований идей.
С другой стороны, влияние укорененных в культурные традиции идей на африканские общества вообще может создать взаимозаменяемость и полное совпадению по содержанию образов политической и религиозной деятельности. Как нельзя лучше это подтверждается цитатой о том, что «идеи и высказывания исламистов, происходящие из джихада, представляют собой конфликтное явление, однако в сочетании с коллективной памятью африканцев они позволяют каждому человеку сформулировать свое собственное видение, свою собственную модель исламского общества» [5, 16]. При этом трансформированные на основании этнических и национальных свойств африканского континента перенятые (в большей степени) идеи становятся основанием для реализации социальных практик государственного развития Африки как макрорегиона. Государства этого континента становятся зоной, в которой продуцирование и последующая диффузия идей напрямую связываются с решением проблем преодоления трансформаций и построения собственного уникального институционального порядка, разумеется, с учетом региональных условий.
Еще одной причиной, почему современная Африка становится социосферой для формирования собственных идей на основе заимствуемых интеллектуальных конструктов, становится идеология освобождения от колониальной зависимости [4, 6]. Созданная в 70-х годах XX столетия Организация Африканского Единства основывалась на принципах равенства всех стран-участниц и невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Кроме того, создание такой организации позволило уменьшить число конфликтов, которые наблюдались ранее между ее теперешними участниками, что позволило воплотить принцип консолидации.
Одной из наиболее значимых форм интеграции африканских стран между собой и, в первую очередь, с европейскими странами становится идея франкофонии. Ж. Багана и Е.В. Хапилина определяют ее следующим образом: «Языковое и культурное единство, создающееся между народами, которые пользуются французским языком, если даже этот язык и не является официальным языком государств, в которых эти народы проживают» [1, 27]. Таким образом, весь смысл такой глобальной идеи, которой является франкофония, может быть представлен тезисно. На наш взгляд, он заключается в создании геоязыкового пространства, на координатах которого учитываются общее историческое и культурное прошлое. В разрезе же осуществления власти сегодня создаются политико-правовые институты, предназначение которых состоит во вплетении и сохранении в государственном развитии не просто французского языка, но и адаптации передовых практик социального управления, преимущественно, из Франции и более успешных соседей по африканскому континенту.
Заключение
Проведенное исследование позволяет заключить, что формирование социосферы в таком макрорегионе, которым является современная Африка, соответственно, появление конкурентных идей складывается по ряду причин, которые нам остается выделить. Среди них особое значение принадлежит достижению странами континента политической независимости; религиозным детерминантам, трансформированным под влиянием политических условий и традиционных культурных и ментальных оснований; стремлению стран африканского континента к созданию различных типов межнациональных объединений и, конечно, интеграции государств Африки африканского в международную экономическую среду и миросистему.
Библиографический список
1. Багана Ж., Хапилина Е.В. К вопросу об африканском культурном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2009. № 2. С. 26-28.
2. Беавоги Б. Современное экономическое развитие Африки и его влияние на состояние национальных СМИ // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2013. № 1-2. С. 139-146.
3. Долматова Е.А. Французская тропическая Африка: от колониальной зависимости к суверенитету // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3 (33). С. 31-36.
4. Мансур Н.М. Африканская интеграция в XX веке: достижения и проблемы // Крымский научный вестник. 2018. № 2 (19). С. 5-10.
5. Мирзеханов В.С. Религия, политика и поиск идентичности в постколониальном обществе (на материалах Черной Африки) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 2 (32). С. 14-20.
6. Моисеев С.Р. История валютных и финансовых систем стран Африки с древности до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-valyutnyh-i-finansovyh-sistem-stran-afriki-s-drevnosti-do-nashih-dney (Дата обращения 21.10.2019).
7. Панцерев К.А. Страны Африки в современном взаимозависимом мире: диалог культур или столкновение цивилизаций? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. № 4. С. 95-105.
References
1. Baghana J. Khapilina E.V. K voprosu ob afrikanskom kul'turnom prostranstve (By the question of African cultural space) // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost' (Russian Journal of Linguistics). 2009. № 2. S. 26-28.
2. Beavogi B. Sovremennoe ekonomicheskoe razvitie Afriki i ego vliyanie na sostoyanie nacional'nyh SMI (Africa's current economic development and its impact
on national media state) // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (Vestnik of Rostov state University (RINH)). 2013. №1-2. S. 139-146.
3. Dolmatova E.A. Francuzskaya tropicheskaya Afrika: ot kolonial'noj zavisimosti k suverenitetu (French Tropical Africa: from colonial dependence to sovereignty) // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki (Scientific notes of Orel state university). 2009. № 3 (33). pp. 31-36.
4. Mansur N.M. Afrikanskaya integraciya v XX veke: dostizheniya i problemy (The African integration in the XX century: achievements and problems) // Krymskij nauchnyj vestnik (The Crimean Scientific Bulletin). 2018. № 2 (19). S. 5-10.
5. Mirzekhanov V.S. Religion, politics and the search for identity in a postcolonial society (black Africa case) // Humanities Research in the Russian Far East. 2015. № 2 (32). S. 14-20.
6. Moiseev S.R. Istoriya valyutnyh i finansovyh sistem stran Afriki s drevnosti do nashih dnej (African countries monetary and financial systems history from antiquity to the present day) [Elektronnyj resurs] (E-source). - Rezhim dostupa (Access mode): https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-valyutnyh-i-finansovyh-sistem-stran-afriki-s-drevnosti-do-nashih-dney (Data obrashcheniya (Date of access) 21.10.2019).
7. Pantserev K.A. Strany Afriki v sovremennom vzaimozavisimom mire: dialog kul'tur ili stolknovenie civilizacij? (African countries in the contemporaryy interdependent world: dialog of cultures or clash of civilizations?) // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya (Vestnik of Saint Petersburg University. Series 6. Political science. International relationships). 2015. № 4. S. 95-105.
Сведения об авторе
Равочкин Никита Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия». Сфера научных интересов: социальная философия, история идей, интеллектуальная история, политико-правовые институты, философская компаративистика. Автор более 250 научных и учебно-методических работ. E-mail: [email protected]
About the author
Ravochkin Nikita Nikolaevich - Candidate of Philosophy, Associate professor of Humanities and Legal Disciplines Department, Kuzbass State Agricultural Academy. Research Interests: social philosophy, history of ideas, intellectual history, political and legal institutions, philosophical comparative studies. The author of more than 250 scientific and educational works. E-mail: [email protected]